Научная статья на тему 'Трехмерный подход к анализу текста(на примере романа г. Гессе "Степной волк")'

Трехмерный подход к анализу текста(на примере романа г. Гессе "Степной волк") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2397
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕХМЕРНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА / THREE-DIMENSIONALITY OF SPACE / ТРЕХМЕРНОСТЬ МЕНТАЛЬНЫХ СТРУКТУР / THREE-DIMENSIONALITY OF MENTAL STRUCTURES / АНАЛИЗ ТЕКСТА / TEXT ANALYSIS / ЛИНГВОДИДАКТИКА / LINGUODIDACTICS / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / GERMAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демина Д.А.

В статье предлагается концепция трехмерности ментальных структур, основанная на исследованиях в области физики, математики, психологии, лингвистики и других наук. Приводится пример практического применения полученных теоретических данных на материале текста романа Г. Гессе «Степной волк».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three-dimensional approach to the text analysis (the Novel of H. Hesse “Steppenwolf”)

The author of the article introduces the reader to the concept of trhree-dimensionality of mental structures, basing the theoretical reflections on research in the field of physics, mathematics, psychology, linguistics and other sciences. The article also provides an example of practical application of the obtained theoretical data, namely an analysis of the novel by H. Hesse “Steppenwolf” done from the point of view of the three-dimensionality of space.

Текст научной работы на тему «Трехмерный подход к анализу текста(на примере романа г. Гессе "Степной волк")»

Раздел III ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА

УДК 372.881.1 Д. А. Демина

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области теологии, МГЛУ; e-mail: dasha_k@mail.ru

ТРЕХМЕРНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТЕКСТА (на примере романа Г. Гессе «Степной волк»)

В статье предлагается концепция трехмерности ментальных структур, основанная на исследованиях в области физики, математики, психологии, лингвистики и других наук. Приводится пример практического применения полученных теоретических данных на материале текста романа Г. Гессе «Степной волк».

Ключевые слова: трехмерность пространства; трехмерность ментальных структур; анализ текста; лингводидактика; немецкий язык.

Demina D. A.

Ph. D. (Pedagogics), Head of Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Theology, MSLU; e-mail : dasha_k@mail.ru

THREE-DIMENSIONAL APPROACH TO THE TEXT ANALYSIS (the Novel of H. Hesse "Steppenwolf")

The author of the article introduces the reader to the concept of trhree-dimensionality of mental structures, basing the theoretical reflections on research in the field of physics, mathematics, psychology, linguistics and other sciences. The article also provides an example of practical application of the obtained theoretical data, namely an analysis of the novel by H. Hesse "Steppenwolf" done from the point of view of the three-dimensionality of space.

Key words: three-dimensionality of space; three-dimensionality of mental structures; text analysis; linguodidactics; German language.

«Пространство» является фундаментальной бытийной категорией, понимание которой менялось по мере развития научного знания. На современном этапе развития философских знаний пространство

определяется как «порядок расположения одновременно сосуществующих объектов» [10, с. 75]. Пространство - «то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств» [11, с. 369]. Такое понимание пространства дает возможность переноса данной категории из области физического в область ментального, где объектами будут не физические предметы, а образы, понятия и представления. Эти определения пространства являются ключом для понимания того, что формируемые под воздействием реального опыта образы также существуют в пространственных категориях как любые одновременно сосуществующие объекты.

К свойствам пространства относят трехмерность. Первым это свойство пространства доказал Галилей1. В большинстве современных физических теорий трехмерность рассматривается в качестве исходного постулата (выделяются высота, ширина / глубина и длина). Трехмерная пространственная система координат появилась в учении Декарта в XVII веке. С точки зрения физики трехмерность нашего пространства может быть доказана экспериментально (закон Кулона2) и теоретически (доказательства «невозможности существования вселенных с другими размерностями в силу их энергетической невыгодности») [5]. Трехмерность реального пространства является фундаментальным физическим фактом, определяющим качественные особенности физических явлений. Однако данное положение вызывает определенные споры в среде ученых-физиков. Разработаны

1 Галилей проводит геометрическое доказательство трехмерности, которое заключается в рассуждениях о кратчайшей прямой между двумя точками, двумя параллельными линиями с использованием понятия прямого угла, посредством чего строится плоская система - двухмерное пространство, и введением понятия высоты, завершающим определение трехмерности пространства. И если от одной точки можно провести только три прямые, образующие между собой прямые углы, то пространство имеет не более трех измерений.

2 Закон Кулона — это закон о взаимодействии точечных электрических зарядов. Был открыт Шарлем Кулоном в 1785 г. Проведя большое количество опытов с металлическими шариками, Ш. Кулон дал такую формулировку закона: «Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме направлена вдоль прямой, соединяющей заряды, прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними».

теории о четырехмерно сти (теория Калуцы-Клейна1) и 11-мерности пространства (теории Великого объединения). Физик Д. В. Гуревич утверждает, что трехмерное «реальное пространство» является чисто геометрической моделью. В настоящее время имеется множество теоретических моделей, в которых выводятся многие свойства нашего, «низкоэнергетического» мира, исходя из того, что при больших энергиях (на очень малых расстояниях) наше пространство-время не трехмерно, а 10-, 11- или еще более многомерно. Тем самым физики не исключают, что структура нашего пространства может оказаться гораздо сложнее, чем мы считаем [2]. Тем не менее физики сходятся во мнении, что человеческому восприятию непосредственно доступны лишь три измерения.

Таким образом, человек воспринимает окружающий мир в пространственных категориях и отражает этот опыт в концептуальной картине мира. Ввиду того, что создаваемые человеком ментальные структуры отражают доступное ему мировосприятие и строятся на базе имеющихся у человека знаний, он выстраивает системы, отражающие мир в трехмерном пространстве, вследствие этого создаваемые системы также являются трехмерными.

Понимание влияния, которое оказывают наше бытие в пространстве и человеческое восприятие пространства на мыслительный процесс и продукты умственного труда, находит свое отражение в том факте, что в последние годы наблюдается рост интереса к исследованию категории пространства не только философами и физиками, но и представителями других гуманитарных и естественных наук. Помимо физической формы пространства, существуют и другие его

1 Польский физик постулировал, что существует еще дополнительное пространственное измерение и общее число измерений пространства равно четырем, а всего пространство-время насчитывает пять измерений. Теория Калуцы позволила соединить гравитацию и электромагнетизм в единой схеме. Если принять допущение о дополнительном пространственном измерении, то математически гравитационное поле Эйнштейна в пространстве пяти измерений в точности и полностью эквивалентно обычной гравитации плюс электромагнетизм в пространстве четырех измерений. Однако теория Калуцы оставалась загадочной в том отношении, что столь важное четвертое измерение пространства вообще не воспринимается нами. Теорию Калуцы дополнил Клейн. Он вычислил периметр петель вокруг пятого измерения, который оказался равным 10-32 см, т. е. пятое измерение скручено в масштабах, которые значительно меньше размеров любой из известных нам структур.

формы, которые «вытекают» из более фундаментальной (физической) формы пространства и связаны с ней системой взаимодействий [6]. Ученые выделяют специфичные виды пространства для различных отраслей знания: психологии (восприятие и отражение человеком реальной действительности); математики (пространство постоянной кривизны, сферическое, риманово, чистой визуализации) [7]; теории изобразительного искусства (пространство скульптуры, архитектуры, воссоздание реального пространства на полотне); теории творчества [9]; теории текста [3]; художественной литературы (пространство художественного текста); географии (политико-, социально-, экономико-географическое пространство); лингвистики (отображение категории пространства с помощью языка, влияние пространственного восприятия на структуру языка); культурологии (культурное пространство, ментальное пространство, пространство и время человека, культуры) и др. Термин «пространство» получил широкое истолкование и применение для обозначения различных явлений. Например, анализ статей, предлагаемых в поисковых системах Интернета на запрос с ключевым словом поиска пространство, показывает, что в настоящее время используются такие сочетания, как земное, воздушное, водораздельное, звездное, космическое, галактическое, всемирное, реальное и виртуальное, физическое, векторное, фазовое, открытое, закрытое, эвклидово, информационное, топологическое, дизайнерское, таможенное, географическое, экономическое, образовательное, пророческое, мифологическое, интеллектуальное, линейное, интернет-пространство и т. д. Иными словами, здесь обнаруживается перенос термина из области философии и физики в самые различные предметные области человеческой деятельности. При этом трехмерность как воспринимаемое человеком свойство пространства является доминантой, лежащей в основе создаваемых ментальных структур, например, в основе языка, в основе моделей языковой и вторичной языковой личности [4; 8; 12].

Данные теоретических исследований дали нам импульс применить концепцию трехмерности ментальных структур на практике. Мы решили попробовать подойти с точки зрения трехмерности пространства к анализу литературного произведения. Для этого был выбран роман Г. Гессе «Степной волк» [13], так как в данном произведении пространство является важной категорией, отражающей внутреннее состояние героя.

В романе представлен момент кризиса героя - Гарри Галлера. Этот кризис мы хотим рассмотреть с позиции значения категории пространства в романе и свойства трехмерности пространства.

В тот момент, когда читатель встречает Гарри Галлера, герой живет вопреки, он чувствует себя несвободным, стесненным. Его личность раздвоена. В романе идет много противопоставлений и антитез: мужское и женское, степь и город, мир буржуазии и мир свободного человека, порядок и хаос, духовное и физическое, внутренний и внешний мир, музыка Моцарта и джаз и др. И эта двойственность разрывает героя, мучает его. Он ощущает себя разрываемым изнутри: человек и волк внутри человека борются за власть над личностью Гарри.

«Волчья часть» Гарри стремится убежать из города в степь, из внешних установок - во внутренний мир. Волк отвергает людей, социум. Гарри-человек страдает в одиночестве, стремится к людям и комфорту, но при этом мир людей тоже кажется ему подавляющим -Гарри стремится возвыситься над ним. Периодически ему это удается: он взмывает вверх, к бессмертным. Путь туда - классическая музыка, а также изобразительное искусство, литература, философия. Но, возвышаясь над мещанским миром, Гарри ощущает, что ему чего-то не хватает, а именно - устойчивости. Для достижения этой устойчивости необходимо преодолеть двойственность и открыть третье измерение. И Гарри чувствует это. Он не хочет идти бесконечно вверх:

Право же, у меня не было причин желать продолжения этого пути, который вел меня во все более безвоздушные сферы, похожие на дым в осенней песне Ницше [1].

Его чем-то постоянно притягивает мещанский мир:

Видите, - продолжал Галлер, - эта площадочка с араукарией, здесь такой дивный запах, что я часто прямо-таки не в силах пройти мимо, не помешкав минутку. У вашей тетушки тоже всё благоухает и царят порядок и чистота, но эта вот площадочка с араукарией - она так сверкающе чиста, так вытерта, натерта и вымыта, так неприкосновенно опрятна, что просто сияет. Мне всегда хочется здесь надышаться, - чувствуете, как здесь пахнет? Как этот запах воска, которым натерт пол, и слабый привкус скипидара вместе с красным деревом, промытыми листьями растений и всем прочим создают благоухание, создают высшее выражение мещанской чистоты, тщательности и точности, исполнения долга и верности в малом. Не знаю, кто здесь живет, но за этой стеклянной дверью

должен быть рай чистоты, мещанства без единой пылинки, рай порядка и боязливо-трогательной преданности маленьким привычкам и обязанностям [1].

Любуясь араукарией, герой с завистью смотрит на дверь хозяйки, он хочет проникнуть за нее. С одной стороны, Гарри отрицает полноту того мира, сводя его к порядку, мещанству. Он уничижает тот мир как не обладающий вертикалью. При этом Гарри смотрит на этот мир свысока (слово «ступенька» свидетельствует об этом напрямую):

... я пользуюсь этим местом как храмом, сажусь над араукарией на ступеньку, немного отдыхаю, складываю молитвенно руки и благоговейно гляжу вниз, на этот садик порядка, берущий меня за душу своим трогательным видом и смешным одиночеством [1].

И при этом мещанский мир притягивает героя, он чувствует в нем некую гармонию и что-то недостающее ему самому. Этим недостающим элементом является третье измерение, которого нет у Гарри. На эту мысль нас наталкивает вид «храма» Гарри - это площадочка. Хотя этот мир тоже неполон (с точки зрения героя) и в нем отсутствует вертикаль, но в нем есть то, чего нет у Гарри - ширина.

Сам Гарри может идти вдаль и вверх (о движении вверх мы говорили выше):

С наигранной бодростью шагал я по сырому асфальту улиц; слезясь и расплываясь, глядели огни фонарей сквозь холодную морось и высасывали тусклые отражения из мокрой земли. Мне вспомнились забытые годы юности - как любил я тогда такие темные и хмурые вечера поздней осени и зимы, как жадно в ту пору и опьяненно впитывал я в себя атмосферу одиночества и грусти, когда чуть ли не по целым ночам, в дождь и бурю, бродил, закутавшись в пальто, среди враждебной, оголенной природы, одинокий уже и в ту пору. [1]1.

Раздел книги Гессе «Трактат о Степном волке. Не для всех» занимает отдельное место в произведении как по форме, так и по содержанию. В этом трактате описывается идеальное пространство Гарри, здесь четко описывается третье измерение - то, к чему должен прийти Гарри:

1 Для наших утверждений о плоскости мещанского мира и о высоте и протяженности мира Гарри в тексте книги можно найти множество подтверждений (что и являлось одной из наших задач на занятиях по домашнему чтению), в статье мы приводим лишь некоторые в качестве демонстрации нашего замысла.

Вместо того чтобы сужать свой мир, упрощать свою душу, тебе придется мучительно расширять, все больше открывать ее миру, а там, глядишь, и принять в нее весь мир, чтобы когда-нибудь, может быть, достигнуть конца и покоя [1].

В трактате дается и конечная цель, идеал:

Возвратиться к вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом - это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять вселенную [1].

А в своей реальной жизни Гарри переживает кризис, который начинается с того момента, когда герой натыкается на стену. Это один из ключевых моментов произведения. В рамках нашего подхода важную роль играет тот факт, что стена - плоское двухмерное пространство:

Днем взгляд мой часто отдыхал на ее неровной плоскости, ведь мало было таких тихих, славных, молчащих плоскостей в центре города [1].

При этом она идет вдаль и в высоту, как мы это видели и у Гарри. И со столкновения с этой стеной начинается внутренний кризис героя. Гарри хочет попасть за стену, он хочет раздвинуть границы. Он видит дверь и стремится туда, но пока еще не может попасть. Но ему уже указан путь, как туда попасть. И Гарри начинает готовиться к этому событию. В этот момент возникает новая сущность - Герми-на. То ли это реальная женщина, то ли плод фантазии Гарри - скорее, и то и другое. И это и есть то третье измерение, которого не хватало Гарри: ширина, стремление к людям, к музыке души и тела (джаз Пабло, танцы), а не только музыке ума и духа Моцарта.

После подготовки Гарри попадает на маскарад, где сплетаются все прежние антагонизмы: добро и зло, мужское и женское, красота и уродство, хаос и порядок. Сначала Гарри чувствует себя здесь чужим, хочет бежать, но когда он, наконец, сливается в танце со своей еще одной натурой (Герминой), он ощущает целостность мира, себя, себя в мире. Однако это лишь некий залог того, что он должен обрести позже в магическом театре.

Сразу после бала Гарри дается шанс в это третье измерение перейти, перейти навсегда. Гарри попадает в магический театр. И здесь Гарри комфортно плывет по течению, видит разные стороны своей сущности, но и здесь пока нет того, что ищет Гарри:

Этот магический театр не был, как я увидел, чистым раем, за его красивой поверхностью таились все муки ада. О Господи, неужели и здесь не было избавленья? [1].

Переживает Гарри в театре и путешествие вверх (к Моцарту), но и здесь еще он не видит выхода:

Я почувствовал себя довольно несчастным [1].

Но затем Гарри дается шанс, наконец, обрести свое третье измерение - слиться с Герминой. За последней дверью следовало избавление, выход из подковообразного коридора театра на ширину зала и сцены. Но Гарри оказывается не готов принять этот шанс, он убивает Гремину, убивая ее в себе:

...Всадил я свой нож во всю длину лезвия. Кровь потекла по белой нежной коже Термины. Я стер бы эту кровь поцелуями, если бы все было немного иначе, сложилось немного иначе. А теперь я этого не сделал; я только смотрел, как текла кровь, и увидел, что ее глаза на секунду открылись, полные боли и глубокого удивления. «Почему она удивлена?» -подумал я [1].

Читатель тоже задается вопросом, почему же Гермина удивлена: ведь мы помним, что Гарри должен был убить Гермину, она сама говорила ему об этом с самого начала. Но он не должен был ее уничтожить, он должен был принять ее в себя:

Вот и исполнилось ее желанье. Еще до того как она стала совсем моей, я убил свою возлюбленную [1].

Декорации сворачиваются, практически снова до двухмерного мира - кармана Пабло («Он взял Гермину, которая в его пальцах сразу же уменьшилась до размеров шахматной фигурки, и сунул ее в тот же карман, откуда раньше извлек папиросу» [1]), но идея уже заложена, Гарри еще вернется в магический театр. А пока, как мы знаем из предисловия, он продолжает бродить по свету в поисках:

Он еще жив, он где-нибудь ходит усталыми своими ногами по лестницам чужих домов. [1].

Произведение Г. Гессе «Степной волк» рассматривалось в рамках концепции трехмерности ментальных структур со студентами теологами, поэтому по нашей доброй традиции мы уделили отдельное внимание теологическому аспекту произведения. Проанализировав текст

романа с этой точки зрения (посмотрев отсылки на библейские цитаты и сюжеты, посмотрев контекст употребления имени Бога), мы пришли к выводу, что тема произведения - поиск Бога. Притча о блудном сыне, о потерянной овце (на которые есть аллюзии в тексте произведения) -желание найти Бога и быть принятым Им (в понимании Гарри это значило стать частью Вселенной, гармонично влиться в нее). Особого интереса при анализе произведения заслужил тот факт, что явно упомянутый и описанный библейский сюжет - ветхозаветный сюжет преодоления моря евреями, следующими за Моисеем, - описывает чудесное преодоление морской пучины, т. е. преодоление непреодолимой для человека преграды чудесным путем, что с точки зрения физики может являться следствием проявления дополнительного измерения. Именно этот сюжет видит Гарри перед своим «рыцарским походом» на бал и в магический театр, следствием которого могло стать обретение героем третьего измерения.

Таким образом, после проведенного анализа произведения «Степной волк» с точки зрения трехмерного рассмотрения мы увидели, что такой подход может обогатить наше понимание замысла автора и помочь читателю увидеть новые грани смысла некоторых литературных произведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гессе Г. Степной волк // Книгосайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/38252.

2. Гуревич Д. В. Догма Трехмерности. - СПб. : ПапиРус, 2007. - 108 с.

3. Иванова-Лукьянова Г. Н. Художественный текст как искусство: учебное пособие для студентов II—IV курсов филологических специальностей // М. : Рема, 2009. - 144 с.

4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М. : Наука, 1987. -264 с.

5. Климец А. П. Почему пространство трехмерно? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://aklimets.narod.ru/trexmerie.htm

6. Потемкин В. К., Симанов А. Л. Пространство в структуре мира. - Новосибирск: Наука, 1990. - 176 с.

7. РейхенбахГ. Философия пространства и времени / пер. с англ. Ю. Б. Молчанова. - М. : Прогресс, 1985. - 334 с.

8. Степанов Ю. С. Пространство и миры - «новый», «воображаемый», «ментальный» и прочие // Философия языка: в границах и вне границ. Международная серия монографий. Т. 2. - Харьков: 1994. - С. 3-18.

9. Творчество в пространстве и времени культуры: Монография / под ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. - М. : РФО, 2002. - 104 с.

10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1987. -590 с.

11. Философский энциклопедический словарь. - М. : Инфра-М, 1998. - 576 с.

12. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. -М : Высшая школа, 1989. - 238 с.

13. Hesse H. Der Steppenwolf und unbekannte Tezte aus dem Umkreis des "Steppenwolf". - Frankfurt / M. : Suhrkamp Verl., 1972. - 336 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.