II. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
УДК 37.014.15:371.1
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Будаева Эржени Александровна
начальник отдела анализа и статистики в образовании Бурятского республиканского института образовательной политики г. Улан-Удэ, Россия
Е-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению вопроса моделирования экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения в рамках реализации требований профессионального стандарта руководителя образовательной организации.
Ключевые слова: профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, экспертиза, экспертно-аналитическая деятельность.
REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL STANDARD
FOR EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGER TO EXPERT-ANALYTICAL
ACTIVITY
Budaeva Erzheny A.
head of analysis and statistics in education department, Buryat Republic Institute of Educational Policy Ulan-Ude, Russia
Е-mail: [email protected]
The article is devoted to the modeling of an expert-analytical activity of educational institution manager. A manager is able to initiate, foresee the possible changes in the educational institution and see the possible ways of sustainable development.
Keywords: professional standard for educational institution manager, expertise, expert-analytical activity.
В рамках требований профессионального стандарта, разработанного и представленного к обсуждению в соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, руководителю образовательной организации будут предъявляться требования к реализации трудовых функций, направленных на обеспечение успешного функционирования и развития системы, проектирование новых форматов и содержания деятельности организации.
Формулируемые требования к осуществлению управленческой деятельности в системе образования являются следствием системной модернизации управления, совершенствования государственной социальной политики согласно указу Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 года и федеральному закону № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ч. 7.
Профессиональный стандарт основан на функциональном анализе трудовой деятельности и требований к ней. Согласно методике разработки профессиональных стандартов Российского союза про-
мышленников и предпринимателей, утвержденной в 2008 г., и методическим рекомендациям Минтруда России 2012 г. в профессиональных стандартах описаны перспективные требования к выполнению трудовых функций, обеспечивающие эффективность предприятий отрасли, а каждая трудовая функция формирует "единицу профессионального стандарта".
При разработке стандарта деятельности руководителя образовательной организации в качестве практического методического подхода, описании функционирования систем управления использованы процессные модели управленческого цикла А. Файоля и У. Деминга. Данный подход позволяет рассматривать управление как циклическое повторение типовых этапов: предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Функциональная карта вида профессиональной деятельности в профессиональном стандарте определяет содержание управленческой деятельности через трудовые функции. Обобщенные функции «Управление организацией и ее развитием», «Управление проектами (процессами) в организации», «Управлять технологиями в организации», «Управлять работами в организации» рассматриваются как система требований к действиям, умениям, знаниям руководителя при реализации конкретных трудовых функций.
Анализ приведенных в стандарте требований к деятельности руководителя указывает на приоритетность и первостепенность реализации умений:
- анализировать:
■ деятельность образовательной организации,
■ изменения во внутренней и внешней среде образовательной организации,
■ рыночную ситуацию,
■ деятельность членов управленческой команды;
- использовать методы анализа взаимодействия организации и внешнего окружения;
- оценивать:
■ планы, проекты, ситуацию, результаты деятельности, эффективность отдельных процедур,
■ риски,
■ реальные и потенциальные возможности работников,
■ действительное и перспективное положение организации на рынке,
■ стратегическую деятельность команд,
■ продукты и результаты деятельности;
- прогнозировать развитие событий;
- формировать организационную стратегию, определять показатели и индикаторы ее достижения.
Как видим, реализация трудовых функций руководителя образовательной организации основывается на основных умениях анализировать, оценивать, прогнозировать. Тем временем формирование, к примеру, умения анализировать у руководителей образовательных учреждений во многих научных, управленческих и педагогических источниках рассматривается только в теоретической плоскости, соответственно во всей системе повышения квалификации и аттестации руководящих работников умение анализировать рассматривается преимущественно в теоретическом аспекте и практика осуществления педагогического анализа и аналитической деятельности представлена незначительно. Как показывает анализ существующих Положений о порядке аттестации руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в республике, формы и содержание аттестационных процедур сегодня не в полной мере предусматривают возможность отследить и оценить сформированность вышеобозначенных умений и действий. В большинстве своем аттестация руководителей сегодня ориентирована на оценку знаний нормативно-правовых актов, действующих в образовании, и представление в проектном формате программы развития учреждения или отзыва, характеристики о деятельности аттестующегося.
Утверждение профессионального стандарта определит необходимость внесения изменений в порядок аттестации руководящих кадров, в содержание программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Анализ теоретических источников и имеющегося практического опыта показывает, что формирование данных умений и компетенций является долговременным и системным процессом. В этом отношении нам видится разумным связать формирование и развитие умений анализировать, оценивать
и прогнозировать с осуществлением экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательной организации.
Реализация требуемых трудовых действий и умений связана с необходимостью решать множество различных актуальных задач управления образовательной деятельностью, образовательным процессом в условиях изменения норм, их неустойчивости или отсутствия. В это число задач также входит экспертиза свойств и состояний процессов, различных видов деятельности индивидов и групп для установления связей системообразующих факторов и определения возможности воздействия на них. Экспертный подход может предоставить быстрые и экономичные способы проведения изменений, особенно при ведении инновационной и экспериментальной работы в учреждении. Экспертиза во множестве подходов рассматривается как определенный сервис по отношению к процессу принятия решений в различных областях общественной практики. На этом основании экспертизу можно определить как применение прикладного научного знания и накопленного практического опыта в определенных предметных областях для обеспечения принятия обоснованных управленческих и иных решений и рассматривать как аналитическую процедуру, направленную на получение аргументированного представления о состоянии результата (целостного объекта) образовательной деятельности... [8, с. 214]. Любая экспертиза включает в себя и оценку деятельности субъекта или результатов его деятельности, предполагает наличие субъекта экспертизы, объекта экспертизы, методологии, конкретных методов оценки с целью получения результатов экспертизы (заключений)» [6].
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции экспертизы в образовании (по В. И. Редюхину):
• аналитическую (проясняющую) функцию — анализ ситуации в образовательном учреждении относительно его социокультурного окружения на федеральном, региональном или муниципальном уровне;
• проектировочную функцию — оказание помощи педагогическому коллективу на этапе разработки замысла инновационного проекта и способов его реализации;
• развивающую функцию — выявление потенциальных возможностей, проблем, неиспользованных ресурсов;
• оценочную — определение наличия требуемых результатов и их значимость как в контексте проводимых изменений в данном образовательном учреждении, так и в рамках программ развития муниципального и в целом российского образования (результаты оценки используются для принятия управленческих решений относительно ситуации реализации проекта, его поддержки и финансирования);
• консультационную функцию — осуществление консультативной помощи учителям и руководителям образовательных учреждений в процессе сопровождения реализации проекта;
• рефлексивную функцию — организация осмысления коллективом данного образовательного учреждения всего хода реализации проекта, проблем и его результатов в ходе внутренней и внешней экспертизы;
• функцию мониторинга — это постоянное отслеживание хода работ (в рамках проекта, программы или организации) для определения соответствия текущего состояния дел плану.
В этом плане целесообразно рассматривать вопрос развития экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки и аттестации с позиции ее моделирования и определения разных уровней ее проявления. В нашей работе взята за основу схема, в которой развитие данного вида деятельности проявляется в определенных плоскостях: предметно-фокусная экспертиза; полипозиционная экспертиза; экспертиза в рамках стратегии развития; формирование личностной экспертной позиции [4].
В логике данной модели возможно рассматривать формирование и развитие аналитической и экспертной компетенций в управленческой деятельности и согласно ей выстраивать новые образовательные среды, ситуации, в том числе и в рамках повышения квалификации руководителей образовательных организаций. Рассмотрим компоненты данной модели.
Предметно-фокусная экспертиза предполагает выделение собственно предмета экспертизы из общего поля деятельности организации, определение по отношению к нему критериально-индикативной базы оценки.
Полипозиционная экспертиза определяет необходимость агрегации оценок и отношений участников процесса, внешних экспертов по отношению к предмету экспертизы.
Стратегия развития организации является той рамкой, которая определяет в конечном счете ценность/неценность полученных результатов или(и) реализуемого процесса. На данном этапе прогнозирование осуществляется через оценку альтернативных решений и возможных вариантов адаптации полученного результата.
Для профессионального экспертного роста важна отработка норм экспертно-аналитической деятельности на основе полученного опыта.
Основываясь на определении функциональных характеристик, содержания экспертно-аналитической деятельности педагога [11, с. 26] и аналитической деятельности как функции управления, возможно определить логику и принципы реализации сущностно-функциональных характеристик данной деятельности руководителя образовательной организации.
Контрольно-информационная функция направлена на организацию систематического контроля процесса и результатов образовательной деятельности, что обеспечивает определенные условия реализации изменений.
Оценочно-аналитическая функция выражается в оценивании и интерпретации полученных результатов при помощи существующих норм оценки и представлений, выделенных критериев, аналитического обоснования оценки.
Корректировочно-аналитическая функция заключается в выработке рекомендаций для повышения эффективности педагогического процесса на основе анализа данных контроля и экспертных оценок, что обеспечивает включение членов педагогического коллектива в деятельность по осуществлению экспертизы своей деятельности.
Рефлексивно-стимулирующая функция обеспечивает поддержку деятельности педагогического коллектива в направлении реализации изменений «на основе участия в конструировании происшедшего, выявлении существенного в нем» [5, с. 5].
Исходя из вышеописанных функциональных характеристик, содержание экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательной организации заключается в следующем:
- определение критериев оценки, видов и форм оценивания по объекту экспертизы;
- осуществление системного контроля с аналитически обоснованным выбором содержания, форм и видов контрольных действий;
- анализ полученных контрольно-оценочных результатов в рамках заданной экспертизы;
- интерпретация результатов анализа и выработка обоснованных рекомендаций в русле экспертной проблематики.
В рамках реализации представленной модели и согласно нормативным положениям о привлечении экспертов к контрольно-надзорным мероприятиям была впервые реализована программа по подготовке экспертов, привлекаемых к осуществлению процедур аккредитации, контроля качества, контроля и надзора по соблюдению законодательства. Программа повышения квалификации включала в себя два модуля: модуль 1. «Экспертное оценивание в осуществлении надзора за соблюдением законодательства РФ об образовании и контроля качества образования»; модуль 2. «Экспертное оценивание в аккредитации образовательных учреждений». Программа предназначена для руководителей, заместителей руководителей, ключевых сотрудников общеобразовательных, дошкольных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования, государственных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в обязанности которых входит проведение или участие во внутренних аудитах и подготовке к лицензированию и государственной аккредитации, специалистов учебно-методических отделов, центров мониторинга, отделов качества. По данной программе прошли подготовку 173 слушателя, которые вошли в реестр аккредитованных экспертов, привлекаемых к экспертизе в рамках контрольно-надзорных мероприятий.
Одним из важных аспектов и результатов реализации программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций, исходя из обозначенных параметров экспертно-аналитической деятельности и требований, формулируемых в профессиональном стандарте, должны являться проявление компетенций в организации экспертизы критериев оценивания, экспертное определение видов и форм оценивания качества образовательного процесса; реализация системы
управленческого контроля с аналитически обоснованным выбором заложенных в нее видов, форм и содержания контролирующих актов; анализ полученных контрольно-оценочных данных о качестве организации образовательного процесса; разработка аналитически обоснованных рекомендаций о повышении качества образовательного процесса.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
2. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597.
3. О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: постановление Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г.
4. Алексеева Л. Н., Громыко Н. В., Зайцева Е. Л. Работа экспертов с результатами деятельности экспериментально-инновационных площадок [Электронный ресурс]. — URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=4
5. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности мышления. — М.: Экономика, 1991. — 414 с.
6. Горбунова Т. И. Экспертиза как оценка человеческой деятельности и ее результатов [Электронный ресурс]. — URL: http://www. euroexpert. spb. ru/2/statl. html.
7. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании. — М.: Академия, 2008. — 336 с.
8. Князева М. М. Экспертиза образовательных проектов // Школьные технологии. — 2001. — № 2. — С. 210-228.
9. Кучер С. Н. Основные подходы к экспертизе в образовании // Школьные технологии. — 2006. — № 5. — С. 155-161.
10. Новикова Т. Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2006. — 305 с.
11. Чупрова О. Ф. Экспертно-аналитическая деятельность как педагогическая проблема // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность: сб. ст. — Иркутск, 2008. — С. 83-90.
Literatura
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyiy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.
2. O meropriyatiyah po realizatsii gosudarstvennoy sotsialnoy politiki: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 goda № 597.
3. O pravilah razrabotki, utverzhdeniya i primeneniya professionalnyih standartov: postanovlenie Pravitelstva RF №23 ot 22 yanvarya 2013 goda.
4. Alekseeva L.N., Gromyiko N. V., Zaytseva E. L. Rabota ekspertov s rezultatami deyatelnosti eksperimentalno-innovatsionnyih ploschadok [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=4
5. Anisimov, O.S. Metodologicheskaya kultura pedagogicheskoy deyatelnosti myishleniya. — M.: Ekonomika, 1991. — 414 s.
6. Gorbunova T. I. Ekspertiza kak otsenka chelovecheskoy deyatelnosti i ee rezultatov [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www. euroexpert. spb. ru/2/statl. html.
7. Ivanov D. A. Ekspertiza v obrazovanii. — M.: Akademiya, 2008. — 336 s.
8. Knyazeva M. M. Ekspertiza obrazovatelnyih proektov // Shkolnyie tehnologii. — 2001. — № 2. — S. 210228.
9. Kucher S. N. Osnovnyie podhodyi k ekspertize v obrazovanii // Shkolnyie tehnologii. — 2006. — № 5. — S. 155-161.
10. Novikova T. G. Teoreticheskie osnovyi ekspertizyi innovatsionnoy deyatelnosti v obrazovanii: dis. ... d-ra ped. nauk. — M., 2006. — 305 s.
11. Chuprova O. F. Ekspertno-analiticheskaya deyatelnost kak pedagogicheskaya problema // Yubileynyiy god. Kafedra pedagogiki IGLU: istoriya i sovremennost: sb. st. — Irkutsk, 2008. — S. 83-90.