Научная статья на тему 'Требования профессионального стандарта руководителя образовательной организации к экспертно-аналитической деятельности'

Требования профессионального стандарта руководителя образовательной организации к экспертно-аналитической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2487
613
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL STANDARD FOR EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGER / EXPERTISE / EXPERT-ANALYTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будаева Эржени Александровна

Статья посвящена рассмотрению вопроса моделирования экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения в рамках реализации требований профессионального стандарта руководителя образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будаева Эржени Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements of the professional standard for educational institution manager to expert-analytical activity

The article is devoted to the modeling of an expert-analytical activity of educational institution manager. A manager is able to initiate, foresee the possible changes in the educational institution and see the possible ways of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Требования профессионального стандарта руководителя образовательной организации к экспертно-аналитической деятельности»

II. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

УДК 37.014.15:371.1

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Будаева Эржени Александровна

начальник отдела анализа и статистики в образовании Бурятского республиканского института образовательной политики г. Улан-Удэ, Россия

Е-mail: ea312@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению вопроса моделирования экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения в рамках реализации требований профессионального стандарта руководителя образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, экспертиза, экспертно-аналитическая деятельность.

REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL STANDARD

FOR EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGER TO EXPERT-ANALYTICAL

ACTIVITY

Budaeva Erzheny A.

head of analysis and statistics in education department, Buryat Republic Institute of Educational Policy Ulan-Ude, Russia

Е-mail: ea312@mail.ru

The article is devoted to the modeling of an expert-analytical activity of educational institution manager. A manager is able to initiate, foresee the possible changes in the educational institution and see the possible ways of sustainable development.

Keywords: professional standard for educational institution manager, expertise, expert-analytical activity.

В рамках требований профессионального стандарта, разработанного и представленного к обсуждению в соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, руководителю образовательной организации будут предъявляться требования к реализации трудовых функций, направленных на обеспечение успешного функционирования и развития системы, проектирование новых форматов и содержания деятельности организации.

Формулируемые требования к осуществлению управленческой деятельности в системе образования являются следствием системной модернизации управления, совершенствования государственной социальной политики согласно указу Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 года и федеральному закону № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ч. 7.

Профессиональный стандарт основан на функциональном анализе трудовой деятельности и требований к ней. Согласно методике разработки профессиональных стандартов Российского союза про-

мышленников и предпринимателей, утвержденной в 2008 г., и методическим рекомендациям Минтруда России 2012 г. в профессиональных стандартах описаны перспективные требования к выполнению трудовых функций, обеспечивающие эффективность предприятий отрасли, а каждая трудовая функция формирует "единицу профессионального стандарта".

При разработке стандарта деятельности руководителя образовательной организации в качестве практического методического подхода, описании функционирования систем управления использованы процессные модели управленческого цикла А. Файоля и У. Деминга. Данный подход позволяет рассматривать управление как циклическое повторение типовых этапов: предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Функциональная карта вида профессиональной деятельности в профессиональном стандарте определяет содержание управленческой деятельности через трудовые функции. Обобщенные функции «Управление организацией и ее развитием», «Управление проектами (процессами) в организации», «Управлять технологиями в организации», «Управлять работами в организации» рассматриваются как система требований к действиям, умениям, знаниям руководителя при реализации конкретных трудовых функций.

Анализ приведенных в стандарте требований к деятельности руководителя указывает на приоритетность и первостепенность реализации умений:

- анализировать:

■ деятельность образовательной организации,

■ изменения во внутренней и внешней среде образовательной организации,

■ рыночную ситуацию,

■ деятельность членов управленческой команды;

- использовать методы анализа взаимодействия организации и внешнего окружения;

- оценивать:

■ планы, проекты, ситуацию, результаты деятельности, эффективность отдельных процедур,

■ риски,

■ реальные и потенциальные возможности работников,

■ действительное и перспективное положение организации на рынке,

■ стратегическую деятельность команд,

■ продукты и результаты деятельности;

- прогнозировать развитие событий;

- формировать организационную стратегию, определять показатели и индикаторы ее достижения.

Как видим, реализация трудовых функций руководителя образовательной организации основывается на основных умениях анализировать, оценивать, прогнозировать. Тем временем формирование, к примеру, умения анализировать у руководителей образовательных учреждений во многих научных, управленческих и педагогических источниках рассматривается только в теоретической плоскости, соответственно во всей системе повышения квалификации и аттестации руководящих работников умение анализировать рассматривается преимущественно в теоретическом аспекте и практика осуществления педагогического анализа и аналитической деятельности представлена незначительно. Как показывает анализ существующих Положений о порядке аттестации руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в республике, формы и содержание аттестационных процедур сегодня не в полной мере предусматривают возможность отследить и оценить сформированность вышеобозначенных умений и действий. В большинстве своем аттестация руководителей сегодня ориентирована на оценку знаний нормативно-правовых актов, действующих в образовании, и представление в проектном формате программы развития учреждения или отзыва, характеристики о деятельности аттестующегося.

Утверждение профессионального стандарта определит необходимость внесения изменений в порядок аттестации руководящих кадров, в содержание программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Анализ теоретических источников и имеющегося практического опыта показывает, что формирование данных умений и компетенций является долговременным и системным процессом. В этом отношении нам видится разумным связать формирование и развитие умений анализировать, оценивать

и прогнозировать с осуществлением экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательной организации.

Реализация требуемых трудовых действий и умений связана с необходимостью решать множество различных актуальных задач управления образовательной деятельностью, образовательным процессом в условиях изменения норм, их неустойчивости или отсутствия. В это число задач также входит экспертиза свойств и состояний процессов, различных видов деятельности индивидов и групп для установления связей системообразующих факторов и определения возможности воздействия на них. Экспертный подход может предоставить быстрые и экономичные способы проведения изменений, особенно при ведении инновационной и экспериментальной работы в учреждении. Экспертиза во множестве подходов рассматривается как определенный сервис по отношению к процессу принятия решений в различных областях общественной практики. На этом основании экспертизу можно определить как применение прикладного научного знания и накопленного практического опыта в определенных предметных областях для обеспечения принятия обоснованных управленческих и иных решений и рассматривать как аналитическую процедуру, направленную на получение аргументированного представления о состоянии результата (целостного объекта) образовательной деятельности... [8, с. 214]. Любая экспертиза включает в себя и оценку деятельности субъекта или результатов его деятельности, предполагает наличие субъекта экспертизы, объекта экспертизы, методологии, конкретных методов оценки с целью получения результатов экспертизы (заключений)» [6].

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции экспертизы в образовании (по В. И. Редюхину):

• аналитическую (проясняющую) функцию — анализ ситуации в образовательном учреждении относительно его социокультурного окружения на федеральном, региональном или муниципальном уровне;

• проектировочную функцию — оказание помощи педагогическому коллективу на этапе разработки замысла инновационного проекта и способов его реализации;

• развивающую функцию — выявление потенциальных возможностей, проблем, неиспользованных ресурсов;

• оценочную — определение наличия требуемых результатов и их значимость как в контексте проводимых изменений в данном образовательном учреждении, так и в рамках программ развития муниципального и в целом российского образования (результаты оценки используются для принятия управленческих решений относительно ситуации реализации проекта, его поддержки и финансирования);

• консультационную функцию — осуществление консультативной помощи учителям и руководителям образовательных учреждений в процессе сопровождения реализации проекта;

• рефлексивную функцию — организация осмысления коллективом данного образовательного учреждения всего хода реализации проекта, проблем и его результатов в ходе внутренней и внешней экспертизы;

• функцию мониторинга — это постоянное отслеживание хода работ (в рамках проекта, программы или организации) для определения соответствия текущего состояния дел плану.

В этом плане целесообразно рассматривать вопрос развития экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки и аттестации с позиции ее моделирования и определения разных уровней ее проявления. В нашей работе взята за основу схема, в которой развитие данного вида деятельности проявляется в определенных плоскостях: предметно-фокусная экспертиза; полипозиционная экспертиза; экспертиза в рамках стратегии развития; формирование личностной экспертной позиции [4].

В логике данной модели возможно рассматривать формирование и развитие аналитической и экспертной компетенций в управленческой деятельности и согласно ей выстраивать новые образовательные среды, ситуации, в том числе и в рамках повышения квалификации руководителей образовательных организаций. Рассмотрим компоненты данной модели.

Предметно-фокусная экспертиза предполагает выделение собственно предмета экспертизы из общего поля деятельности организации, определение по отношению к нему критериально-индикативной базы оценки.

Полипозиционная экспертиза определяет необходимость агрегации оценок и отношений участников процесса, внешних экспертов по отношению к предмету экспертизы.

Стратегия развития организации является той рамкой, которая определяет в конечном счете ценность/неценность полученных результатов или(и) реализуемого процесса. На данном этапе прогнозирование осуществляется через оценку альтернативных решений и возможных вариантов адаптации полученного результата.

Для профессионального экспертного роста важна отработка норм экспертно-аналитической деятельности на основе полученного опыта.

Основываясь на определении функциональных характеристик, содержания экспертно-аналитической деятельности педагога [11, с. 26] и аналитической деятельности как функции управления, возможно определить логику и принципы реализации сущностно-функциональных характеристик данной деятельности руководителя образовательной организации.

Контрольно-информационная функция направлена на организацию систематического контроля процесса и результатов образовательной деятельности, что обеспечивает определенные условия реализации изменений.

Оценочно-аналитическая функция выражается в оценивании и интерпретации полученных результатов при помощи существующих норм оценки и представлений, выделенных критериев, аналитического обоснования оценки.

Корректировочно-аналитическая функция заключается в выработке рекомендаций для повышения эффективности педагогического процесса на основе анализа данных контроля и экспертных оценок, что обеспечивает включение членов педагогического коллектива в деятельность по осуществлению экспертизы своей деятельности.

Рефлексивно-стимулирующая функция обеспечивает поддержку деятельности педагогического коллектива в направлении реализации изменений «на основе участия в конструировании происшедшего, выявлении существенного в нем» [5, с. 5].

Исходя из вышеописанных функциональных характеристик, содержание экспертно-аналитической деятельности руководителя образовательной организации заключается в следующем:

- определение критериев оценки, видов и форм оценивания по объекту экспертизы;

- осуществление системного контроля с аналитически обоснованным выбором содержания, форм и видов контрольных действий;

- анализ полученных контрольно-оценочных результатов в рамках заданной экспертизы;

- интерпретация результатов анализа и выработка обоснованных рекомендаций в русле экспертной проблематики.

В рамках реализации представленной модели и согласно нормативным положениям о привлечении экспертов к контрольно-надзорным мероприятиям была впервые реализована программа по подготовке экспертов, привлекаемых к осуществлению процедур аккредитации, контроля качества, контроля и надзора по соблюдению законодательства. Программа повышения квалификации включала в себя два модуля: модуль 1. «Экспертное оценивание в осуществлении надзора за соблюдением законодательства РФ об образовании и контроля качества образования»; модуль 2. «Экспертное оценивание в аккредитации образовательных учреждений». Программа предназначена для руководителей, заместителей руководителей, ключевых сотрудников общеобразовательных, дошкольных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования, государственных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в обязанности которых входит проведение или участие во внутренних аудитах и подготовке к лицензированию и государственной аккредитации, специалистов учебно-методических отделов, центров мониторинга, отделов качества. По данной программе прошли подготовку 173 слушателя, которые вошли в реестр аккредитованных экспертов, привлекаемых к экспертизе в рамках контрольно-надзорных мероприятий.

Одним из важных аспектов и результатов реализации программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций, исходя из обозначенных параметров экспертно-аналитической деятельности и требований, формулируемых в профессиональном стандарте, должны являться проявление компетенций в организации экспертизы критериев оценивания, экспертное определение видов и форм оценивания качества образовательного процесса; реализация системы

управленческого контроля с аналитически обоснованным выбором заложенных в нее видов, форм и содержания контролирующих актов; анализ полученных контрольно-оценочных данных о качестве организации образовательного процесса; разработка аналитически обоснованных рекомендаций о повышении качества образовательного процесса.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

2. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597.

3. О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: постановление Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г.

4. Алексеева Л. Н., Громыко Н. В., Зайцева Е. Л. Работа экспертов с результатами деятельности экспериментально-инновационных площадок [Электронный ресурс]. — URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=4

5. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности мышления. — М.: Экономика, 1991. — 414 с.

6. Горбунова Т. И. Экспертиза как оценка человеческой деятельности и ее результатов [Электронный ресурс]. — URL: http://www. euroexpert. spb. ru/2/statl. html.

7. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании. — М.: Академия, 2008. — 336 с.

8. Князева М. М. Экспертиза образовательных проектов // Школьные технологии. — 2001. — № 2. — С. 210-228.

9. Кучер С. Н. Основные подходы к экспертизе в образовании // Школьные технологии. — 2006. — № 5. — С. 155-161.

10. Новикова Т. Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2006. — 305 с.

11. Чупрова О. Ф. Экспертно-аналитическая деятельность как педагогическая проблема // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность: сб. ст. — Иркутск, 2008. — С. 83-90.

Literatura

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyiy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.

2. O meropriyatiyah po realizatsii gosudarstvennoy sotsialnoy politiki: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 goda № 597.

3. O pravilah razrabotki, utverzhdeniya i primeneniya professionalnyih standartov: postanovlenie Pravitelstva RF №23 ot 22 yanvarya 2013 goda.

4. Alekseeva L.N., Gromyiko N. V., Zaytseva E. L. Rabota ekspertov s rezultatami deyatelnosti eksperimentalno-innovatsionnyih ploschadok [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=4

5. Anisimov, O.S. Metodologicheskaya kultura pedagogicheskoy deyatelnosti myishleniya. — M.: Ekonomika, 1991. — 414 s.

6. Gorbunova T. I. Ekspertiza kak otsenka chelovecheskoy deyatelnosti i ee rezultatov [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www. euroexpert. spb. ru/2/statl. html.

7. Ivanov D. A. Ekspertiza v obrazovanii. — M.: Akademiya, 2008. — 336 s.

8. Knyazeva M. M. Ekspertiza obrazovatelnyih proektov // Shkolnyie tehnologii. — 2001. — № 2. — S. 210228.

9. Kucher S. N. Osnovnyie podhodyi k ekspertize v obrazovanii // Shkolnyie tehnologii. — 2006. — № 5. — S. 155-161.

10. Novikova T. G. Teoreticheskie osnovyi ekspertizyi innovatsionnoy deyatelnosti v obrazovanii: dis. ... d-ra ped. nauk. — M., 2006. — 305 s.

11. Chuprova O. F. Ekspertno-analiticheskaya deyatelnost kak pedagogicheskaya problema // Yubileynyiy god. Kafedra pedagogiki IGLU: istoriya i sovremennost: sb. st. — Irkutsk, 2008. — S. 83-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.