УДК 371.11:159.923
Шабалина Евгения Игоревна
аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, e-mail: shabalina_ei@pspu.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Evgeniia I. Shabalina
Postgraduate Student of the Department of Theoretical and Applied Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: shabalina_ei@pspu.ru
PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF MANAGEMENT COMPETENCES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MANAGERS
Аннотация. Анализируется необходимость оценки управленческих компетенций руководителя образовательного учреждения с точки зрения психологии. Описана попытка выявить психологический компонент управленческих компетенций руководителей в образовании. Представлены этапы пилотажного исследования по созданию модели управленческих компетенций руководителей образовательных учреждений. Описана программа исследования и используемые методы. Рассмотрены результаты количественного и качественного анализа исследования.
Ключевые слова: руководитель, образование, компетенции.
Abstract. The article represents analysis of necessity to evaluate management competences of educational institution manager from psychological point of view. There is a description of attempt to define psychological component of management competences of the managers in education field. The article shows stages of pilot study on creation of management competences model of educational institutions managers. Furthermore, study program and applied methods are described. The results of quantitative and qualitative study analysis are reviewed.
Key words: manager, education, competences.
© Шабалина Е.И., 2019
Системное, глубинное реформирование социально-экономических отношений в государственных и муниципальных структурах диктует современной образовательной организации необходимость переосмысления собственной деятельности. Залогом успеха эффективного развития системы управления образовательной организацией в современном социуме является доступность качественного образования всех уровней, при этом успешность модернизации системы образования в целом и конкретной образовательной организации в частности связана с управленческой компетентностью руководителя организации [1].
Одной из ключевых задач современной системы образования является обеспечение непрерывности развития профессиональной компетентности руководителей сферы образования. Именно уровень профессионализма и личностного развития руководителей общеобразовательных школ определяет характер и эффективность модернизации образования, необходимой для его соответствия требованиям общества [2].
Сегодня руководителю образовательного учреждения необходимы не только знания педагогики и опыт, но и знания в области менеджмента, экономики, юриспруденции, а также опыт и навыки интеграции этих знаний и оперативного применения в конкретной ситуации, также помимо этого он должен обладать определенными личностными качествами. Но вопрос, какие характеристики руководителя образовательного учреждения определяют качество образования, остается спорным [3]. В связи с этим возникает проблема, как оценить управленческую компетентность в сфере образования.
В проекте профессионального стандарта деятельности руководителя образовательного учреждения 2015 г. перечислены трудовые функции, которые должен выполнять современный руководитель. К трудовым функциям, описанным в проекте, относятся: руководство образовательной деятельностью образовательной организации; руководство развитием образовательной организации; управление ресурсами образовательной организации; представление организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельностью организации. Однако, во-первых, профессиональный стандарт не отображает структуру управленческой деятельности, во-вторых, стандарт не включает себя требования, касающиеся личности руководителя образовательного учреждения.
В настоящий момент делаются попытки дать оценку компетентности руководителя образовательного учреждения по результатам его деятельности (рейтинг учреждений), или каждый район разрабатывает собственную систему аттестации, где каждый выдвигает свои требования, т. е. оценка управленческой компетентности носит формализованный характер.
На сегодняшний день отсутствует единая общепринятая модель управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения, благодаря которой мы сможем оценить не только результат деятельности, но и
самого субъекта этой деятельности. Из этого следует вопрос о модели оценки управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения: кого ищет современное образование: носителя (исполнителя функций) или субъекта деятельности.
Исходя из этого, мы ставим одной из задач нашего исследования разработку оптимальной модели управленческой компетентности, которая сможет удовлетворить требования современного образования.
В результате теоретического анализа моделей управленческих компетенций нами была составлена гипотетическая модель, состоящая из следующих компонентов:
1. Интеллектуальный (включают в себя аналитические способности, умение работать с информацией и синтезировать ее, усваивать новые знания).
2. Личностный (уверенность в себе, креативность, ответственность, честность).
3. Межличностный (коммуникативные способности, навык сотрудничества и умение работать в команде).
4. Лидерские способности.
5. Умение адаптироваться (находить быстрые способы решения проблем).
6. Организаторские способности.
7. Эмоциональная компетентность (умение точно распознавать, оценивать и выражать эмоции; умение достигать и/или порождать чувства, когда это может помочь процессу мышления; умение понимать эмоции и эмоциональное знание; а также умение управлять эмоциями для достижения эмоционального и интеллектуального роста).
8. Предпринимательские навыки (дальновидность, умение правильно ставить цель).
9. Правовая компетенция.
Пилотажное исследование проводилось в 2017 г. на выборке людей, занимающих руководящую должность в образовательной организации города Перми.
Всего в исследовании приняло участие восемь человек: из них шесть женщин и двое мужчин в возрастном диапазоне 30-45 лет.
Целью исследования являлось построение модели управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения, в которой главный акцент делается на индивидуально -психологическом компоненте.
Для анализа мы выбрали качественные методы исследования: структурированное интервью и контент-анализ. Исходя из вышеописанной гипотетической модели были составлены соответствующие вопросы для интервью. Вопросы для интервью прошли экспертную оценку.
Контент-анализ позволил нам выделить 65 смысловых единиц, которые для удобства подсчета были объединены в микротемы (работа с кадрами, когнитивный компонент, коммуникативный компонент, эмоционально-волевой компонент, мотивационно-ценностный компонент (гуманность, саморазвитие), адаптированность, правовая компетентность, инновационный подход,
организаторские способности, адекватная самооценка (реалистичность целей, личный пример), управленческие навыки (опыт), лидерские качества) (табл. 1).
Для количественного анализа единицей счета мы выбрали частоту встречаемости микротемы в проведенных интервью.
Таблица 1
Классификация контент-анализа
Единицы анализа Индикаторы Количество
Работа с кадрами Подбор кадров, квалификация кадров, переподготовка кадров 11
Когнитивный компонент Понимание своей деятельности, анализ финансов, методическая деятельность, аналитические способности, стратегическое мышление, интеллектуальные способности, ЗУН, опыт, умение работать с информацией 33
Коммуникативный компонент Командообразование, работа с родителями, коммуникативные навыки, создание коммуникативной и психологической культуры 22
Эмоционально-волевой компонент Эмоциональная компетентность, активная позиция, разносторонность, жизнерадостность, самоконтроль, терпение, стрессоустойчивость, целеустремлённость 17
Мотивационно-ценностный компонент Ответственность, гуманность, семья, честность, открытость, саморазвитие 9
Адаптированность Умение действовать в нестандартных ситуациях, гибкость, адаптированность, оперативность, индивидуальный подход 8
Правовая компетентность Знание законов 3
Инновационный подход Участие в инновациях, современный подход в управлении, ИКТ-компетенции 9
Организаторские способности Умение организовать, создание эффективной среды 5
Адекватная самооценка Реалистичность целей, личный пример, адекватная самооценка 7
Управленческие навыки Контроль, планирование, отчетность, принятие решений, экспертиза, целеполагание, мотивирование 24
Лидерские качества Твердость характера, настойчивость, инициативность, многофункциональность 9
В ходе контент-анализа мы подтвердили свое утверждение о целесообразности разработки модели управленческой компетентности для руководителей образовательного учреждения: шесть респондентов отметили, что человек, обладающий определенными компетенциями, будет эффективнее в рамках современного образования, чем исполнитель определенных функций, которые описаны в проекте стандарта.
Стоит отметить, что большинство респондентов утверждает: рейтинг образовательных учреждений не является показателем качества работы образовательной организации.
После анализа каждого интервью нам удалось выявить следующие смысловые единицы, которые послужат нам для построения модели управленческой компетентности: работа с кадрами, когнитивный компонент, коммуникативный компонент, эмоционально-волевой компонент, мотивационно-ценностный компонент, адаптивность, правовая компетентность, инновационный подход, организаторские способности, стратегическое мышление, адекватная самооценка, управленческие навыки, планирование и прогнозирование, контроль, лидерские качества.
Вычленив психологический компонент, мы составили модель управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения, в которую входят следующие компоненты:
1) когнитивный;
2) коммуникативный;
3) эмоционально-волевой;
4) мотивационно-ценностный;
5) адаптивный;
6) организаторские способности;
7) адекватная самооценка;
8) лидерские качества.
Остальные смысловые единицы, которые не вошли в нашу модель, относятся непосредственно к функционалу руководителя образовательного учреждения и не подвергаются измерению.
Стоит отметить, что модель в значительной степени отличается от той, которую мы тестировали. В итоге у нас получилась традиционная модель управленческих компетенций. Ценность этой модели заключается в том, что она адекватна и актуальна для руководителей образовательных организаций, которые принимали непосредственное участие в ее разработке.
Результаты количественного контент-анализа показали следующую ситуацию, характерную для опрошенных нами руководителей образовательных учреждений (табл. 2):
Таблица 2
Количественный анализ полученных результатов
№ Ког- Комму- Эмоцио- Мотива- Адап- Органи- Адекват- Ли-
п/п ни- никатив- нально- цион- таци- зацион- ная само- дерс-
тивным ный волевой ный онный ный оценка кий
ком- компо- компо- компо- компо- компо- ком-
по- нент нент нент нент нент по-
нент нент
1 х х х х х х - х
2 х х х х х - - -
3 х х х х - х х х
Окончание табл. 2
№ Ког- Комму- Эмоцио- Мотива- Адап- Органи- Адекват- Ли-
п/п ни- никатив- нально- цион- таци- зацион- ная само- дерс-
тивныи ный волевой ный онный ный оценка кий
ком- компо- компо- компо- компо- компо- ком-
по- нент нент нент нент нент по-
нент нент
4 х х х - х х - -
5 х х х х х - х х
6 х х х - х х х -
7 х х х х х х - -
8 х х - - х х - -
Во всех случаях руководители в качестве важных для себя отметили только когнитивный и коммуникативный компоненты. Безусловно, высокие когнитивные и коммуникативные способности важны для человека, который управляет образовательной организацией. Данные характеристики так или иначе отражены в проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации в качестве трудовых функций (руководство инновационной и научной деятельностью организации, представление организации в отношениях с органами власти и т. д.), тогда как компоненты «адекватная самооценка» и «лидерские качества» отметили как важные для руководителя лишь три респондента. Можно сделать вывод, что данные компоненты не рассматриваются руководителями как базовые ценности. Для большинства руководителей более важными показателями являются способность создавать и поддерживать межличностные контакты и владение информацией.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы подтверждаем необходимость дальнейшей проверки разработанной нами модели управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения, благодаря которой мы сможем оценить не только результат деятельности, но и самого субъекта этой деятельности.
Список литературы
1. Ильковская И.М. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2014. - Вып. 1.
2. Колосов К.А. Модель компетенций как средство оптимизации профессионального развития руководителей общеобразовательной школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 4.
3. Чечель И.Д. Теоретические аспекты профессиональной компетенции будущих руководителей образовательной организации высшего образования // Современная психология. - 2013. - № 1.