Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые к научно-педагогическим кадрам в процессе диверсификации современных вузов'

Требования, предъявляемые к научно-педагогическим кадрам в процессе диверсификации современных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВУЗОВ / DIVERSIFICATION OF UNIVERSITIES / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL CONDITIONS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВУЗОВ / TRANSFORMATION OF UNIVERSITIES / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MATERIAL AND TECHNICAL CONDITIONS / КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ / HUMAN CONDITIONS / MANAGERIAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Р.М.

В статье на основе анализа теоретических аспектов исследуемой проблемы, обосновываются требования, предъявляемые к научно-педагогическим кадрам в процессе диверсификации современных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements for scientific and pedagogical staff in the process of diversification of modern universities

In article on the basis of the analysis of theoretical aspects of the problem under investigation, justifying the requirements for scientific and pedagogical staff in the process of diversification of modern universities.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые к научно-педагогическим кадрам в процессе диверсификации современных вузов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ В ПРОЦЕССЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ

Р.М. Магомедова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанского государственного педагогического университета» Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Водное П.К. E-mail: razi_9999@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа теоретических аспектов исследуемой проблемы, обосновываются требования, предъявляемые к научно-педагогическим кадрам в процессе диверсификации современных вузов.

Ключевые слова: диверсификация вузов, организационные условия, высшее образование, трансформация вузов, управленческие условия, материально-технические условия, кадровые условия.

REQUIREMENTS FOR SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF IN THE PROCESS OF DIVERSIFICATION OF MODERN UNIVERSITIES

R.M. Magomedova,

candidate of pedagogical sciences, associate professor of correctional pedagogics and special psychology FGBOU VPO of "The Dagestan state pedagogical university"

Annotation. In article on the basis of the analysis of theoretical aspects of the problem under investigation, justifying the requirements for scientific and pedagogical staff in the process of diversification of modern universities.

Keywords: diversification of universities, organizational conditions, higher education, transformation of universities, managerial conditions, material and technical conditions, human conditions.

В течение нескольких последних десятилетий произошла и продолжает происходить серьезная трансформация предназначения, структуры и функций современных учреждений высшего профессионального образования.

Произошло существенное усложнение профессиональной, социальной организации общества, возросла востребованность научных исследований, в результате высшие учебные заведения оказались более плотно интегрированы в жизнь общества (4, 8, 9 и др.). Особую значимость приобретает состояние высшего образования при реформировании экономики [5, С. 65-87], которая инициирует процесс диверсификации, т.е. превращения, например, современных

университетов из учреждений подготавливающих относительно небольшое количество людей в учреждения нового типа, работающих как на основе идей и подходов классического университетского образования, так и на идеях управления, разработанных в сфере производства, потребления товаров и услуг.

Процесс диверсификации вузовских систем, который отмечают и другие исследователи (Т.Г. Зима-рева, А.К. Коллегов, Е.Л. Кудрина, В.А. Сластенин и др.), — это важный, но еще не исследованный с позиций системного анализа и компетностного подхода социально-педагогический феномен.

Впервые термин «диверсификация» стал использоваться в середине 50-х годов XX века и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

обозначал новое явление в экономике развитых капиталистических стран, которое было связано с процессом концентрации капитала на межотраслевом уровне. Диверсификация в экономике применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Общенаучное понятие диверсификации появилось в социологии лишь в конце 80-х гг. прошлого столетия. Оно стало популярным в силу своей органичности процессам, имеющим место в развитии систем образования.

В образовании термин «диверсификация» возник несколько раньше, в конце 1960 — начале 1970-х гг. в Западной Европе, когда встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем и подразумевал разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, приобретение новых видов деятельности (3, 6, 8 и др.)

Научный анализ событий в мировой и российской системах высшего образования позволил также выявить факторы возникновения и развития диверсификации профессионального образования [3, С. 118]. К общим факторам, свойственным всем развитым и развивающимся странам, можно отнести:

• повышенный социальный спрос на более высокий уровень профессионального образования и необходимость удовлетворения все возрастающих потребностей разнообразных слоев населения (отмечается даже стратифицирующее влияние общества на систему образования);

• достижения в области науки, которые содействовали развитию академических дисциплин, усилению фундаментализации содержания образования и развитию междисциплинарно-сти; ускоренное развитие информационных и коммуникационных технологий.

Диверсификация (от лат. — diversificatio, изменение, разнообразие) (14), от лат. diversus, разнообразие, разностороннее развитие профессионального образования рассматривается нами как общедидактический принцип развития системы профессионального образования, который формирует новую педагогическую систему профессионального образования и типологию профессиональных образовательных учреждений, т.е. приводит к изменению существующих моделей вузов и их миссии в зависимости от целей развития государства и типов экономики.

Основными характеристиками диверсификации в системе высшего профессионального образования выступают: тип высшего учебного заведения (выражается в преобразовании и трансформации вузов и переходом к более значимому типу учебного заведения, например от института к академии или университету); организационно-правовая форма и форма собственности вуза (характеризуется ростом количества негосударственных вузов и делением на

казенные, бюджетные, автономные); направления и специальности подготовки кадров (например, интенсивный прирост экономических и юридических направлений подготовки, умеренный рост направлений подготовки — гуманитарно-социального, культуры и искусств, сокращение естественнонаучных и технических направлений подготовки).

Некоторые исследователи отмечают, что диверсификация высших образовательных учреждений — это один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием, т.е. разгосударствления системы образования. Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные высшие учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги, студенты и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп. (1, 2, 13, 15 и др.).

Как уже было отмечено, в научно-педагогической литературе практически отсутствуют фундаментальные исследования, направленные на изучение феномена диверсификации. Лишь единичные исследования (Т.Г. Зимараева, Е.Л. Кудрина, Т.Ю. Ломакина, Э.В. Морган) рассматривают отдельные стороны процесса диверсификации системы высшего профессионального образования и ее экономики.

Так, Е.Л. Кудрина, предлагает рассматривать диверсификацию одновременно как явление, форму, стратегию, процесс (3). Т.Ю. Ломакина обосновывает диверсификацию как общепедагогический принцип развития системы непрерывного профессионального образования [7, С. 78.].

Э.В. Морган связывает диверсификацию источников финансирования высшего образования с сокращением государственного финансирования образования (по мнению автора, диверсификация источников финансирования образования наблюдается с начала 80-х годов в большинстве как развитых, так и развивающихся стран). Ожидается, что процесс расширения источников финансирования будет продолжаться и в будущем. Наряду с государственными субсидиями в качестве источников финансирования образования все больше используется плата за обучение и другие услуги образовательного учреждения, финансовая поддержка промышленности, коммерческих структур и других представителей частного сектора [10, С. 24.].

В связи с тем, что профессиональное образование как сфера социальной практики общества не только создает объективные условия для расширения профессиональных знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной, практической и социальной деятельности обучаемых, но и формирует целостную (самодеятельную, творческую, нравственную) личность, необходимо рассматривать диверсификацию высшего профес-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сионального образования, как многомерное, сложноструктурированное, социально-экономическое и социально-педагогическое явление, характеризующее современный период его развития.

Диверсификация проявляется на федеральном, отраслевом, региональном и локальном (внутриву-зовском) уровнях, и интегрирует в себе: а) процесс структурной перестройки, развития и трансформации типов учреждений высшего образования; б) принципы структурирования образования и современной образовательной политики; в) тенденцию развития всех видов образования в России, изменения институциональных структур, уровней обучения, разностороннего развития многих видов образовательных программ, систем, форм обучения, курсов подготовки, номенклатуры, характера и содержания образовательных услуг и систем их реализации; г) направление реформирования и преодоления кризиса образования, совершенствования высшего образования и источников его финансирования, разрешения сложившихся противоречий между провозглашенной свободой личности в выборе образовательной траектории и реальными условиями для приобретения этой свободы; д) путь к преодолению неразвитости, слабой дифференциации и избыточной централизации вузовского образования.

Основными параметрами проявления диверсификации в системе высшего профессионального образования являются: тип высшего учебного заведения, организационно-правовая форма и форма собственности вуза, направления и специальности подготовки кадров. Диверсификация по типам высших учебных заведений проявляется в преобразовании и трансформации вузов, что обусловлено их переходом к социально более значимому типу учебного заведения (академия, университет, федеральный университет, национальный университет и пр.). Диверсификация по организационно-правовым формам и формам собственности вузов характеризуется стремительным ростом количества негосударственных вузов, делением государственных вузов на казенные, бюджетные, автономные.

Диверсификация проявляется в изменении соотношения групп вузов и направлений подготовки, характеризующемся интенсивным приростом вузов финансово-экономического профиля, правовых (юридических) и духовных вузов, что отражает кардинальные социально-экономические преобразования, происходящие в стране.

Следствием диверсификации является изменение соотношения между группой (направлением) вузов и номенклатурой специальностей подготовки кадров, среди которых наиболее «универсальными» можно назвать специальности «Менеджмент», «Юриспруденция», «Экономика и управление предприятием», «Информационные системы» и др. По данным специальностям осуществляют подготовку кадров практически все типы высших учебных за-

ведений независимо от группы вузов, направления их деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности вуза.

Специфика проявлений процессов диверсификации в системе высших учебных заведений находит свое выражение в изменении статуса вуза и расширении номенклатуры специальностей подготовки кадров; массовой тенденцией за последний период стало преобразование институтов в университеты и в академии, значительный рост числа специальностей подготовки кадров, зачастую не связанных напрямую с основным профилем вуза и направлением отраслевой принадлежности (5).

Осуществленный нами анализ, позволил сделать вывод о том, что процесс диверсификации современной системы высшего образования приводит к необходимости внесения изменений в их классификацию (типологию) и уточнению их предназначения (миссии). Более того, происходящая в настоящее время модернизация вузов, приводит к концептуализации такой вузовской системы, как «вуз переходного периода», научно-педагогические кадры которого способны решать актуальные для современного переходного типа государственного строя и общества задачи (3).

Большинство современных вузов, используя новые возможности российского федерализма, большую степень автономности, формирующиеся рыночные отношения, пошли на значительную диверсификацию основных направлений деятельности, освоили стратегический менеджмент, маркетинг рынка труда и образовательных запросов различных демографических, профессиональных и социальных групп регионального сообщества, научились лоббировать свои интересы в органах законодательной и исполнительной власти.

В целом, подытоживая, можно утверждать, во-первых, что диверсифицированная модель современного вуза — это модель учреждения высшего профессионального образования, осуществляющего, прежде всего, опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов, способное к реализации как традиционных, так и новейших функций, к продуцированию новых знаний, дальнейшему их использованию для подготовки специалистов, распространению и превращению знаний в готовый (востребованный на рынке исследовательских и образовательных услуг) продукт с целью удовлетворения в нем потребности людей, экономики и социальной сферы отдельно взятого региона и в целом страны.

Во-вторых, можно предположить, что тенденции и приоритеты развития экономики страны определяют тенденции развития вузовских систем, их диверсификацию. Данный процесс можно выразить в виде схемы: модель экономики ^ модель вуза ^ модель кафедры ^ модель преподавателя вуза ^ модель программы подготовки преподавателя вуза.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В-третьих, современная система высшего образования предъявляет новые требования к профессии преподавателя высшей школы в связи с переходом к новой модели высшего образования, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса; активизацией инновационных процессов в сфере образования; диверсификацией вузовских систем и образовательных программ высшего и послевузовского образования; повышением технологического оснащения образовательного процесса; усилением междисциплинарной интеграции и нарастанием интеграционных процессов в сфере образования; изменением запросов рынка интеллектуального труда; необходимостью адаптации вузов к рыночной среде; повышением ролевой активности преподавателя высшей школы (11, 12 и др.).

В-четвертых, преподаватель вуза должен обладать набором базовых и ключевых компетенций, позволяющих ему осуществлять научно-педагогическую деятельность в любой модели вуза, и к преподавателю современного вуза могут быть выдвинуты следующие требования:

• это должна быть личность, обладающая высоким уровнем интеллектуального и эмоционально-волевого развития, имеющая высокий общекультурный и общеобразовательный потенциал;

• это должен быть специалист, обладающий широкими познавательными интересами со «стержневой» предметной направленностью, переходящей в профессиональный интерес;

• это должен быть образованный человек, владеющий не только комплексом предметных научных знаний, но и методами их приобретения, непрерывно совершенствующий свои знания, умения и навыки (компетенции);

• это должен быть специалист, умеющий творчески преобразовывать и транслировать в полном объеме свои знания другим;

• это должен быть воспитатель, под руководством которого с помощью предметного содержания и личностных качеств формируется личность другого человека во всем многообразии его качеств и свойств;

• это должен быть методист, творчески организующий учебный процесс на основе рационального использования теоретических положений педагогики, психологии и методики;

• это должен быть человек, способный к быстрой социальной адаптации на основе развитой саморефлексии и самооценки.

К профессионально важным качествам личности преподавателя относятся: положительная мотивация, интерес и любовь к педагогическому труду, педагогические и организаторские способности, артистизм, адекватные профессии черты характера (требовательность, справедливость, доброжелательность). По мнению некоторых исследователей (11)

преподаватель высшей школы должен быть един в четырех лицах: обучающий; воспитатель; ученый; менеджер.

Литература

1. Вестник образования: Справочно-информаци-онное издание Министерства образования РФ. — М., 1991. — С. 13-14.

2. Зимарева Т.Г. Диверсификация противоречий развития системы высшего образования в трансформирующейся России / Вестник Челябинского государственного университета. — 2009.-№ 33 (171).

3. Козмински А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: академическая надежность и стремление к повышению уровня вузов / Высшее образование в Европе. Том XXVII, — №4, — 2002.

4. Коллегов А.К. Диверсификация как основная тенденция развития высшего педагогического образования в России / Вестник ТГПУ — 2010. Вып. 4 (94). — С. 12-16.

5. Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05. — М., 1999. — 376 с.

6. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050: Стратегия инновационного прорыва. — 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2005. — 624 с.

7. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. — М.: Наука, 2006. — 219 с.

8. Майер Г.В. Инновационная образовательная программа в классическом (исследовательском) университете как базовой институциональной структуре национальной инновационной системы. — Томск: ТГУ, 2006.

9. Мировые модели взаимодействия науки и высшего образования. — СПб., 1997.

10. Морган Э.В. Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор / Э.В. Морган // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 2(31). — С. 81-90.

11. Преподаватель в XXI веке: рек. указ. [20002010 гг.] / сост.: О.П. Шрейн, Е.А. Штумпф; под ред. О.И. Ткаченко. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. — 147 с.

12. Сенашенко В.С. Индивидуализация учебного процесса как основа обновления характера и видов профессиональной деятельности преподавателя высшей школы / В.С. Сенашенко, О.В. Богословская URL: http:// www.conf.muh.ru/071227/thesis_Senashenko2.htm).

13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 1997. — 576 с.

14. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 1999.

15. Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 83-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.