изобразительного искусства и т.д. Руководителями художественных коллективов являются профессионалы в определенной области искусства. Именно они могут полноценно развить дарование студента, в результате чего студенты достигают высоких результатов в сфере художественно-эстетической деятельности. Например, в Культурном центре Ставропольского государственного университета занимаются более 600 студентов, а к участию в различных мероприятиях привлекаются более 10 000 студентов в год. Обучение по дополнительным программам в области искусства нацелено на развитие молодежи как через приобретение знаний и умений в том или ином виде искусства, так и через приобретение и развитие творческих навыков посредством участия в творческих конкурсных состязаниях.
Одной из важнейших черт психологии художественно одаренных студентов является умение эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем свои душевные силы. Здесь имеется в виду то психологическое состояние, которое называется вдохновением. Формы вдохновения могут быть совершенно различными у разных творчески способных студентов, но главными признаками являются концентрация сил на определенном содержании и эмоциональная захваченность этим содержанием в творческом процессе. Важно, что у студента появится авторский опыт в художественной деятельности, который даст ему возможность глубже понимать чужое творчество и чувствовать себя сопричастным искусству. Не менее важен для него опыт общения с людьми, так же как и он, увлеченными искусством, сознание того, что к его творчеству отнеслись серьезно. Развитие художественно-эстетической одаренности студентов может стать важным этапом формирования самосознания личности, любящей и понимающей искусство. Привлечение одаренных студентов к творческой деятельности обогатит образовательную среду учебного заведения высоким эстетическим содержанием, сделает ее интересной, разнообразной и привлекательной.
Литература
1. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. -
С. 228.
2. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.
Р.М. Магомедова
ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
PREREQUISITE STUDIES PROBLEMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE UNIVERSITY TEACHERS
Аннотация: на основе анализа теоретических аспектов проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя выявлен комплекс предпосылок, выступающих в качестве методологической основы конструирования модели преподавателя современного вуза.
Ключевые слова: предпосылки, диверсификация высшего образования, компетентностная модель преподавателя вуза.
© Р.М. Магомедова, 2012
Abstract: based on the analysis of the theoretical aspects of the problem of formation of professional competence of the teacher, identified a set of prerequisites, acting as a methodological basis for constructing a model of modern university teacher.
Keywords: background, diversification of higher education, competence model of university teachers.
В процессе исследования проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя вуза возникла необходимость выявления предпосылок («предпосылка [12, С. 570-571] 1) исходный пункт какого-нибудь рассуждения; 2) предварительное условие чего-нибудь; глагол предпослать означает написать, сказать в качестве введения к чему-нибудь»), сложившихся в педагогической и психологической науках, системе высшего профессионального образования и экономике страны для обоснования актуальности данной проблемы и решения исследовательских задач. Высшее учебное заведение как институциональный и эволюционирующий элемент цивилизованного государства постоянно развивается, изменяется, обновляется и, как саморазвивающаяся, самообновляющаяся, самообучающаяся система предъявляет довольно жесткие требования к преподавателям, в нем работающим. В свою очередь, качество профессиональной деятельности преподавателя вуза зависит от статуса вуза как центра науки, образования, культуры, его готовности к саморазвитию в этих направлениях, корпоративного духа вуза, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавателями эффективными вузовскими технологиями, уровня профессиональной компетентности преподавателей.
Необходимо отметить, что наукой в основном сформирована теоретическая база для осуществления модернизации отечественного высшего и послевузовского профессионального образования, но многие вопросы, связанные с качественными изменениями в деятельности современных учреждений образования и науки, осуществляющих послевузовскую профессиональную подготовку, переподготовку преподавателей вузов различных направлений специализации, остаются нерешенными. К сожалению, приходится констатировать, что в педагогике серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе пока еще недостаточно. Несколько лучше обстоит дело в психологии, где имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя вуза, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя вуза, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности (В.С. Агапов, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.И. Плугина, Е.А. Садовская и др.).
Осуществленный анализ научной литературы и нормативно-правовых документов [1, 3, 4, 5, 6 и др.] позволил выявить предпосылки исследования проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя современного вуза -важнейшие из них, это:
- теоретический и практический опыт (проблемы и противоречия), накопленный педагогической и психологической науками и практикой в области инновационных подходов к последипломному образованию, опыт практической деятельности отдельных образовательных и научных учреждений, рефлексия соискателем собственного научно-педагогического опыта обучения и деятельности в рамках аспирантской и докторской подготовки в Дагестанском педагогическом и Ставропольском государственном (ныне - Северо-Кавказский федеральный) университетах. Резкая активизация инновационной деятельности вузов и преподавателей, превращение ее в ключевой фактор экономического роста государства ставит новые задачи не только перед теорией и практикой инновационного менеджмента, но и профессиональной педагогикой. Признание определяющего значения инновационной деятельности для экономического развития, выделение ее как стратегического приоритета сочетается с констатацией неэффективности применяемых
методов управления инновациями, низким (критическим) уровнем готовности преподавателей в профессиональной деятельности в новых условиях [17, с. 144-148];
- глобальные интеграционные процессы, которые сопровождаются конвергенцией капитализма и социализма, и движением общества к цивилизации интегрального социокультурного типа [16]. Интеграция экономических и образовательных систем европейских стран в рамках ВТО и, так называемого «Болонского процесса» (изменение структуры экономических рынков, развитие технологий и, как следствие, востребованность специалистов, способных и готовых работать в быстро меняющихся условиях и новых нестандартных ситуациях; необходимость непрерывного развития профессиональных квалификаций трудовых ресурсов для европейского рынка труда с целью усиления мобильности через создание общих сопоставимых уровней профессиональной компетентности и критериев оценки) яркое тому подтверждение. Современные стратегические доктрины прогресса передовых стран мира базируются на принципах всемерного развития, прежде всего, человеческого потенциала [11, с. 4-8];
- к предпосылкам уместно отнести и нарастающее недовольство, как со стороны работодателей, так и общества в целом в отношении качества подготовки специалистов в вузах и, следовательно, к результатам профессиональной деятельности преподавателей вузов. Работодатели и мобильные рынки труда предъявляют новые требования к выпускникам вузов: адаптивность, креативность, способность результативно работать уже на старте карьеры, готовность к обучению на протяжении всей жизни [8, с. 39-45];
- процесс диверсификации моделей вузов (диверсификация - от лат. Шуегеш, разнообразие, разностороннее развитие [2, с. 239]) модели вуза и его миссии в зависимости от целей развития государства и типов экономики [9], приведший к появлению инновационных, исследовательских, предпринимательских, федеральных и региональных вузов, научно-образовательно-производственных кластеров, а также к делению вузов на три типа: казенные, бюджетные и автономные. В соответствии со статусом, изменяются (а для автономных вузов существенно) условия их финансирования. Автономные вузы и, следовательно, преподаватели, работающие в них, в большей степени самостоятельно должны обеспечивать финансирование своей деятельности, оказывая платные научно-исследовательские и образовательные услуги [13]. В нашем исследовании, под диверсифицированной моделью вуза мы будем понимать современную вузовскую систему, которая характеризуется полифункциональностью (вуз выполняет социальную, культурно-воспитательную, обучающую, профессиональную, научно-исследовательскую, инновационно-коммерческую, сервисную и другие функции) и динамичностью (вуз постоянно развивается под влиянием изменений, происходящих в конъюнктуре рынка, конкуренции, изменения экономических отношений) [18];
- рыночные отношения, которые постепенно пронизывают все стороны общественной жизни и начинают оказывать непосредственное и достаточно сильное влияние на образование, считавшееся сферой нематериального производства; отсюда, появление таких феноменов как «образовательная услуга», «качество образовательной услуги», «платная образовательная услуга» применительно к вузам и деятельности преподавателя вуза [7, 15];
- необходимость выполнения вузом аккредитационных показателей - это привлечение денежных средств вузом, а, следовательно, и его преподавателями из различных внешних источников (целевых, грантовых программ, хоздоговорных научно-прикладных работ и пр.) на развитие научной и инновационной деятельности (например, для университетов этот показатель равен 18 тысяч в год на единицу ППС) и наличие на бухгалтерском учете вуза не менее 5% от балансовой стоимости вуза нематериальных активов, которые формируются из стоимости правозащищенных
интеллектуальных разработок преподавателей и сотрудников вуза, исключительные права на которые переданы вузу;
- изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования страны под влиянием развития нормативно-правовой базы. Целый ряд законодательных актов Российской Федерации, уже вступивших и вступающих в ближайшее время в силу, «переводят» деятельность преподавателя вуза на инновационную, компетентностную основу. Введение в вузах дифференцированного подхода (стимулирующих надбавок) к оплате труда профессорско-преподавательского состава вузов, учитывающих показатели учебной, научной (в том числе инновационно-коммерческой), воспитательной деятельности преподавателей и структурных подразделений вуза, мы также рассматриваем в качестве одной из предпосылок, обуславливающих необходимость формирования определенных профессиональных компетенций преподавателя в процессе его профессиогенеза на послевузовском этапе
[14];
- наличие двух императивов (императив - настоятельное требование, повеление [2, с. 274]): а) императива инновационности в деятельности вузов, факультетов, кафедр, отдельных преподавателей. Инновация в ее классическом виде, по сути, представляет собой процесс превращения научной идеи в продукт, (или услугу) подлежащий выведению его на рынок; б) императива оценки эффективности (педагогической, социальной, экономической) образовательного процесса в вузе, т.е. его результативности не «на входе», а «на выходе», что указывает на соответствие или несоответствие качества подготовки специалиста (качества образовательной услуги) требованиям стандарта, заказчика, рыночным аналогам;
- вследствие реорганизации системы научно-исследовательских учреждений в стране происходит передача вузам части функций научно-исследовательских центров. В тоже время происходит интеграция вузов, научных центров и наукоемких (высокотехнологичных) предприятий и учреждений, поэтому современному вузу требуется не просто преподаватель, а преподаватель-исследователь, преподаватель-менеджер, преподаватель-маркетолог, преподаватель-новатор;
- необходимость формирования нормативно-правовой и тезаурусной базы инновационной деятельности современного вуза в рыночных условиях, включающей защиту интеллектуальной собственности, законных прав и интересов субъектов данной деятельности; закрепление в собственности учреждения инновационной продукции, нематериальных активов, установление порядка ее введения в рыночные отношения и, в тоже время, низкий уровень нормативно-правовой и терминологической грамотности всех субъектов инновационной деятельности в вузе и, в особенности преподавателей и, как следствие низкая инновационная активность преподавателей вузов [10, с. 128].
Выявленные нами предпосылки ставят перед исследователями задачи их анализа и обобщения, интегрирации различных подходов, теорий и представлений, сущностно связанных с изучением модернизационных процессов в современных вузах, выявления сложившихся противоречий в теории и практике подготовки научно-педагогических кадров, и на этой основе разработки компетентностной модели преподавателя вуза, которая являлась бы своеобразным ориентиром, позволяющим преподавателю профессионально и личностно эволюционировать в соответствии (или, даже, с опережением) с происходящими социально-экономическими изменениями.
Литература
1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М., 2003.
2. Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. - М., 2004.
3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы. 1999. № 3, с. 30-32.
4. Вульфсон Б.Л. Прогностические модели систем образования для объединенной Европы // Прогностические модели системы образования в зарубежных странах. - М., 1994.
5. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. - М.,
2004.
6. Доклад международной комиссии по образованию, представленный для ЮНЕСКО «Образование сокрытое сокровище». - М., 1997.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М., 1992.
8. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11, с. 39-45.
9. Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.
10. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). -М., 1970.
11. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // Новые знания. 2001. № 2, с. 4-8.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. - М., 1994.
13. Организация инновационной деятельности в вузе / Л.В. Кожитов, П.А. Златин, В.А. Дёмин и др. - М.: МГИУ, 2009. - 296 с.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений ..., оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
15. Правила оказания платных образовательных услуг, утверждены постановлением Правительства РФ от 5.07.2001 г. № 505.
16. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. - М., 1997.
17. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Исследование готовности преподавателей вуза к осуществлению инновационной деятельности // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1(37), с. 144-148.
18. Харченко Л.Н., Кочергин С.Г., Паштаев Б.Д. и др. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза: монография. -Ставрополь, 2011.
Е.В. Усик
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»
В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
THE EVOLUTION OF THE APPROACHES IN THE DEFINITION OF «QUALITY OF EDUCATION» IN THE FRAME OF INTEGRATED EDUCATIONAL SPACE
Аннотация: в статье анализируются различные подходы к определению понятия «качество» в целом и «качество высшего образования» в частности. Автором проводится мысль о необходимости рассмотрения данной категории с целью
© Е.В. Усик, 2012