Научная статья на тему 'Предпосылки исследования проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя вуза'

Предпосылки исследования проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Р.М.

на основе анализа теоретических аспектов проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя выявлен комплекс предпосылок, выступающих в качестве методологической основы конструирования модели преподавателя современного вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки исследования проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя вуза»

изобразительного искусства и т.д. Руководителями художественных коллективов являются профессионалы в определенной области искусства. Именно они могут полноценно развить дарование студента, в результате чего студенты достигают высоких результатов в сфере художественно-эстетической деятельности. Например, в Культурном центре Ставропольского государственного университета занимаются более 600 студентов, а к участию в различных мероприятиях привлекаются более 10 000 студентов в год. Обучение по дополнительным программам в области искусства нацелено на развитие молодежи как через приобретение знаний и умений в том или ином виде искусства, так и через приобретение и развитие творческих навыков посредством участия в творческих конкурсных состязаниях.

Одной из важнейших черт психологии художественно одаренных студентов является умение эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем свои душевные силы. Здесь имеется в виду то психологическое состояние, которое называется вдохновением. Формы вдохновения могут быть совершенно различными у разных творчески способных студентов, но главными признаками являются концентрация сил на определенном содержании и эмоциональная захваченность этим содержанием в творческом процессе. Важно, что у студента появится авторский опыт в художественной деятельности, который даст ему возможность глубже понимать чужое творчество и чувствовать себя сопричастным искусству. Не менее важен для него опыт общения с людьми, так же как и он, увлеченными искусством, сознание того, что к его творчеству отнеслись серьезно. Развитие художественно-эстетической одаренности студентов может стать важным этапом формирования самосознания личности, любящей и понимающей искусство. Привлечение одаренных студентов к творческой деятельности обогатит образовательную среду учебного заведения высоким эстетическим содержанием, сделает ее интересной, разнообразной и привлекательной.

Литература

1. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. -

С. 228.

2. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.

Р.М. Магомедова

ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

PREREQUISITE STUDIES PROBLEMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE UNIVERSITY TEACHERS

Аннотация: на основе анализа теоретических аспектов проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя выявлен комплекс предпосылок, выступающих в качестве методологической основы конструирования модели преподавателя современного вуза.

Ключевые слова: предпосылки, диверсификация высшего образования, компетентностная модель преподавателя вуза.

© Р.М. Магомедова, 2012

Abstract: based on the analysis of the theoretical aspects of the problem of formation of professional competence of the teacher, identified a set of prerequisites, acting as a methodological basis for constructing a model of modern university teacher.

Keywords: background, diversification of higher education, competence model of university teachers.

В процессе исследования проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя вуза возникла необходимость выявления предпосылок («предпосылка [12, С. 570-571] 1) исходный пункт какого-нибудь рассуждения; 2) предварительное условие чего-нибудь; глагол предпослать означает написать, сказать в качестве введения к чему-нибудь»), сложившихся в педагогической и психологической науках, системе высшего профессионального образования и экономике страны для обоснования актуальности данной проблемы и решения исследовательских задач. Высшее учебное заведение как институциональный и эволюционирующий элемент цивилизованного государства постоянно развивается, изменяется, обновляется и, как саморазвивающаяся, самообновляющаяся, самообучающаяся система предъявляет довольно жесткие требования к преподавателям, в нем работающим. В свою очередь, качество профессиональной деятельности преподавателя вуза зависит от статуса вуза как центра науки, образования, культуры, его готовности к саморазвитию в этих направлениях, корпоративного духа вуза, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавателями эффективными вузовскими технологиями, уровня профессиональной компетентности преподавателей.

Необходимо отметить, что наукой в основном сформирована теоретическая база для осуществления модернизации отечественного высшего и послевузовского профессионального образования, но многие вопросы, связанные с качественными изменениями в деятельности современных учреждений образования и науки, осуществляющих послевузовскую профессиональную подготовку, переподготовку преподавателей вузов различных направлений специализации, остаются нерешенными. К сожалению, приходится констатировать, что в педагогике серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе пока еще недостаточно. Несколько лучше обстоит дело в психологии, где имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя вуза, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя вуза, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности (В.С. Агапов, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.И. Плугина, Е.А. Садовская и др.).

Осуществленный анализ научной литературы и нормативно-правовых документов [1, 3, 4, 5, 6 и др.] позволил выявить предпосылки исследования проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя современного вуза -важнейшие из них, это:

- теоретический и практический опыт (проблемы и противоречия), накопленный педагогической и психологической науками и практикой в области инновационных подходов к последипломному образованию, опыт практической деятельности отдельных образовательных и научных учреждений, рефлексия соискателем собственного научно-педагогического опыта обучения и деятельности в рамках аспирантской и докторской подготовки в Дагестанском педагогическом и Ставропольском государственном (ныне - Северо-Кавказский федеральный) университетах. Резкая активизация инновационной деятельности вузов и преподавателей, превращение ее в ключевой фактор экономического роста государства ставит новые задачи не только перед теорией и практикой инновационного менеджмента, но и профессиональной педагогикой. Признание определяющего значения инновационной деятельности для экономического развития, выделение ее как стратегического приоритета сочетается с констатацией неэффективности применяемых

методов управления инновациями, низким (критическим) уровнем готовности преподавателей в профессиональной деятельности в новых условиях [17, с. 144-148];

- глобальные интеграционные процессы, которые сопровождаются конвергенцией капитализма и социализма, и движением общества к цивилизации интегрального социокультурного типа [16]. Интеграция экономических и образовательных систем европейских стран в рамках ВТО и, так называемого «Болонского процесса» (изменение структуры экономических рынков, развитие технологий и, как следствие, востребованность специалистов, способных и готовых работать в быстро меняющихся условиях и новых нестандартных ситуациях; необходимость непрерывного развития профессиональных квалификаций трудовых ресурсов для европейского рынка труда с целью усиления мобильности через создание общих сопоставимых уровней профессиональной компетентности и критериев оценки) яркое тому подтверждение. Современные стратегические доктрины прогресса передовых стран мира базируются на принципах всемерного развития, прежде всего, человеческого потенциала [11, с. 4-8];

- к предпосылкам уместно отнести и нарастающее недовольство, как со стороны работодателей, так и общества в целом в отношении качества подготовки специалистов в вузах и, следовательно, к результатам профессиональной деятельности преподавателей вузов. Работодатели и мобильные рынки труда предъявляют новые требования к выпускникам вузов: адаптивность, креативность, способность результативно работать уже на старте карьеры, готовность к обучению на протяжении всей жизни [8, с. 39-45];

- процесс диверсификации моделей вузов (диверсификация - от лат. Шуегеш, разнообразие, разностороннее развитие [2, с. 239]) модели вуза и его миссии в зависимости от целей развития государства и типов экономики [9], приведший к появлению инновационных, исследовательских, предпринимательских, федеральных и региональных вузов, научно-образовательно-производственных кластеров, а также к делению вузов на три типа: казенные, бюджетные и автономные. В соответствии со статусом, изменяются (а для автономных вузов существенно) условия их финансирования. Автономные вузы и, следовательно, преподаватели, работающие в них, в большей степени самостоятельно должны обеспечивать финансирование своей деятельности, оказывая платные научно-исследовательские и образовательные услуги [13]. В нашем исследовании, под диверсифицированной моделью вуза мы будем понимать современную вузовскую систему, которая характеризуется полифункциональностью (вуз выполняет социальную, культурно-воспитательную, обучающую, профессиональную, научно-исследовательскую, инновационно-коммерческую, сервисную и другие функции) и динамичностью (вуз постоянно развивается под влиянием изменений, происходящих в конъюнктуре рынка, конкуренции, изменения экономических отношений) [18];

- рыночные отношения, которые постепенно пронизывают все стороны общественной жизни и начинают оказывать непосредственное и достаточно сильное влияние на образование, считавшееся сферой нематериального производства; отсюда, появление таких феноменов как «образовательная услуга», «качество образовательной услуги», «платная образовательная услуга» применительно к вузам и деятельности преподавателя вуза [7, 15];

- необходимость выполнения вузом аккредитационных показателей - это привлечение денежных средств вузом, а, следовательно, и его преподавателями из различных внешних источников (целевых, грантовых программ, хоздоговорных научно-прикладных работ и пр.) на развитие научной и инновационной деятельности (например, для университетов этот показатель равен 18 тысяч в год на единицу ППС) и наличие на бухгалтерском учете вуза не менее 5% от балансовой стоимости вуза нематериальных активов, которые формируются из стоимости правозащищенных

интеллектуальных разработок преподавателей и сотрудников вуза, исключительные права на которые переданы вузу;

- изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования страны под влиянием развития нормативно-правовой базы. Целый ряд законодательных актов Российской Федерации, уже вступивших и вступающих в ближайшее время в силу, «переводят» деятельность преподавателя вуза на инновационную, компетентностную основу. Введение в вузах дифференцированного подхода (стимулирующих надбавок) к оплате труда профессорско-преподавательского состава вузов, учитывающих показатели учебной, научной (в том числе инновационно-коммерческой), воспитательной деятельности преподавателей и структурных подразделений вуза, мы также рассматриваем в качестве одной из предпосылок, обуславливающих необходимость формирования определенных профессиональных компетенций преподавателя в процессе его профессиогенеза на послевузовском этапе

[14];

- наличие двух императивов (императив - настоятельное требование, повеление [2, с. 274]): а) императива инновационности в деятельности вузов, факультетов, кафедр, отдельных преподавателей. Инновация в ее классическом виде, по сути, представляет собой процесс превращения научной идеи в продукт, (или услугу) подлежащий выведению его на рынок; б) императива оценки эффективности (педагогической, социальной, экономической) образовательного процесса в вузе, т.е. его результативности не «на входе», а «на выходе», что указывает на соответствие или несоответствие качества подготовки специалиста (качества образовательной услуги) требованиям стандарта, заказчика, рыночным аналогам;

- вследствие реорганизации системы научно-исследовательских учреждений в стране происходит передача вузам части функций научно-исследовательских центров. В тоже время происходит интеграция вузов, научных центров и наукоемких (высокотехнологичных) предприятий и учреждений, поэтому современному вузу требуется не просто преподаватель, а преподаватель-исследователь, преподаватель-менеджер, преподаватель-маркетолог, преподаватель-новатор;

- необходимость формирования нормативно-правовой и тезаурусной базы инновационной деятельности современного вуза в рыночных условиях, включающей защиту интеллектуальной собственности, законных прав и интересов субъектов данной деятельности; закрепление в собственности учреждения инновационной продукции, нематериальных активов, установление порядка ее введения в рыночные отношения и, в тоже время, низкий уровень нормативно-правовой и терминологической грамотности всех субъектов инновационной деятельности в вузе и, в особенности преподавателей и, как следствие низкая инновационная активность преподавателей вузов [10, с. 128].

Выявленные нами предпосылки ставят перед исследователями задачи их анализа и обобщения, интегрирации различных подходов, теорий и представлений, сущностно связанных с изучением модернизационных процессов в современных вузах, выявления сложившихся противоречий в теории и практике подготовки научно-педагогических кадров, и на этой основе разработки компетентностной модели преподавателя вуза, которая являлась бы своеобразным ориентиром, позволяющим преподавателю профессионально и личностно эволюционировать в соответствии (или, даже, с опережением) с происходящими социально-экономическими изменениями.

Литература

1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М., 2003.

2. Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. - М., 2004.

3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы. 1999. № 3, с. 30-32.

4. Вульфсон Б.Л. Прогностические модели систем образования для объединенной Европы // Прогностические модели системы образования в зарубежных странах. - М., 1994.

5. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. - М.,

2004.

6. Доклад международной комиссии по образованию, представленный для ЮНЕСКО «Образование сокрытое сокровище». - М., 1997.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М., 1992.

8. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11, с. 39-45.

9. Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.

10. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). -М., 1970.

11. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // Новые знания. 2001. № 2, с. 4-8.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. - М., 1994.

13. Организация инновационной деятельности в вузе / Л.В. Кожитов, П.А. Златин, В.А. Дёмин и др. - М.: МГИУ, 2009. - 296 с.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений ..., оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

15. Правила оказания платных образовательных услуг, утверждены постановлением Правительства РФ от 5.07.2001 г. № 505.

16. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. - М., 1997.

17. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Исследование готовности преподавателей вуза к осуществлению инновационной деятельности // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1(37), с. 144-148.

18. Харченко Л.Н., Кочергин С.Г., Паштаев Б.Д. и др. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза: монография. -Ставрополь, 2011.

Е.В. Усик

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»

В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

THE EVOLUTION OF THE APPROACHES IN THE DEFINITION OF «QUALITY OF EDUCATION» IN THE FRAME OF INTEGRATED EDUCATIONAL SPACE

Аннотация: в статье анализируются различные подходы к определению понятия «качество» в целом и «качество высшего образования» в частности. Автором проводится мысль о необходимости рассмотрения данной категории с целью

© Е.В. Усик, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.