Научная статья на тему 'Концептуальные основы и перспективы развития ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского в условиях модернизации российского образования'

Концептуальные основы и перспективы развития ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского в условиях модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CONCEPTUAL FOUNDATIONS / DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS / ART AND CREATIVE ACTIVITY / SCIENTIFIC ACTIVITY / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенок П. И., Безгинова И. В., Кемерова Л. В., Бабюк В. Ф., Худяков В. Н.

В статье раскрываются концептуальные основы и перспективы развития обра-зовательной, художественно-творческой и научной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского в современных условиях модернизации российского образования. Изложенные идеи использованы авторами при разработке «Программы развития Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского на 2012 2016 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT THE SOUTH URAL STATE ARTS INSTITUTE NAMED AFTER P.I. TCHAIKOVSKY IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION THE RUSSIAN EDUCATION

The article reveals the conceptual foundations and perspectives of development the educational, art and creative, and scientific activity of South Ural State Arts Institute named after P.I. Tchaikovsky in modern conditions of Russian education reequipment. The present ideas are used by the authors during planning of the “Program of development the South Ural State Arts Institute named after P.I. Tchaikovsky for 2012 2016”.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы и перспективы развития ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского в условиях модернизации российского образования»

10. Shtompka, P. Sociologiya socialjnihkh izmeneniyj. - M., 1996.

11. Kasteljs, M. Moguthestvo samobihtnosti // Novaya postindustrialjnaya volna na Zapade: Antologiya. - M., 1999.

12. Vinogradskiyj, V.G. Socialjnaya organizaciya prostranstva. - M., 1988.

13. Bakhtin, M.M. Voprosih literaturih i ehstetiki. - M., 1975.

Статья поступила в редакцию 11.12.11

УДК 378.6

Kostenok, P.I., Bexginova, IV, Kemerova, L.V., Babuk, V.F., Khudyakov, V.N. CONCEPTUAL FOUNDATIONS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT THE SOUTH URAL STATE ARTS INSTITUTE NAMED AFTER P.I. TCHAIKOVSKY IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION THE RUSSIAN EDUCATION. The article reveals the conceptual foundations and perspectives of development the educational, art and creative, and scientific activity of South Ural State Arts Institute named after P.I. Tchaikovsky in modern conditions of Russian education reequipment. The present ideas are used by the authors during planning of the “Program of development the South Ural State Arts Institute named after P.I. Tchaikovsky for 2012 - 2016”.

Key words: conceptual foundations, development, educational process, art and creative activity, scientific activity, modernization of education.

П.И. Костенок, ректор ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, E-mail: kp1967@mail.ru; И.В. Безгинова, проректор по научной работе и международному сотрудничеству ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, канд. культурологии, доц., г. Челябинск, E-mail: 2372420@rambler.ru; Л.В. Кемерова, проректор по учебной работе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, канд. пед. наук, г. Челябинск, E-mail: kemerova57@mail.ru; В.Ф. Бабюк, проректор по художественно-творческой и воспитательной работе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, доц., г. Челябинск;

В.Н. Худяков, д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, E-mail: kp1967@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЮУРГИИ ИМ.П.И.ЧАЙКОВСКОГО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются концептуальные основы и перспективы развития обра-зовательной, художественнотворческой и научной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского в современных условиях модернизации российского образования. Изложенные идеи использованы авторами при разработке «Программы развития Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского на 2012 - 2016 годы».

Ключевые слова: концептуальные основы, развитие, образовательный процесс, художественно-творческая деятельность, научная деятельность, модернизация образования.

Проблема развития вуза искусств в настоящее время приобретает особую актуальность. Это обусловлено как тенденциями развития сферы образования в целом, так и тенденциями модернизации российского образования в области искусств и культуры, которые в свою очередь предопределяются глобальными трендами развития современного общества.

К числу последних можно отнести:

- ускорение темпов социального развития, переход к информационному обществу, усиление роли межкультурной коммуникации;

- появление ряда проблем социально-экономического, политического, экологического, образовательного характера, решение которых требует усиления межрегионального и международного сотрудничества;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда;

- возрастание роли человеческого фактора, обусловливающее опережающее развитие системы образования, в том числе его непрерывность и др.

Нельзя не отметить, что образование в настоящее время рассматривается и учеными и политиками в качестве фактора обеспечения стабильности и экономического роста любого государства.

В контексте данных тенденций происходят изменения в российском образовании, осуществляемые через смену образовательных парадигм, разработку нового содержания и технологий образования, стандартов нового поколения, посредством привлечения потенциальных работодателей к оценке качества результатов обучения и воспитания, повышения профессиональной мобильности преподавателей, студентов и учащихся, развития дистанционных технологий обучения и т.д.

Вместе с тем, образование в сфере искусств и культуры требует решения ряда конкретных проблем. Наиболее значимы такие, как:

- «недооценка в социальной практике роли художественной культуры как влиятельного фактора динамического развития общества;

- культурный нигилизм значительной части молодежи, подвергающей сомнению или отрицанию ценностей высокого искусства и их эталонную роль в культуре;

- усиление разрыва между различными слоями населения и высокой культурой, приобретающей все более элитарный характер;

- второстепенная роль, которая отводится предметам худо-жественно-эстети-ческого профиля в общем образовании на всех его ступенях;

- имеющая место платная форма обучения в системе дополнительного образования детей;

- не отвечающая современным требованиям материальнотехническая и кадровая обеспеченность художественного образования в рамках общеобразовательного процесса» [1].

Если говорить о модернизации региональной модели образования в целом и художественного образования в частности, то основные подходы к ее осуществлению отражены в законах РФ, постановлениях Правительств РФ И Челябинской области, приказах федеральных и областных министерств образования и науки и культуры, мате-риалах образовательных и культурных форумов.

Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского (ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского) является многоуровневым вузом-комплексом, реализующим образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального, дополнительного профессионального, начального общего, основного

общего и дополнительного общего образования. Наряду с этим, он является не только образовательным, но и художественнотворческим и научно-методическим центром региона. Это подтверждается уже тем фактом, что в 2007 - 2010 годах на базе института было проведено:

- 4 международных, 4 всероссийских, 2 региональных и около 10-ти областных и городских творческих конкурсов и фестивалей, в том числе XXII Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки (2007) и Международный конкурс баянистов и аккордеонистов «Кубок Фридриха Липса» (2008, 2011);

- 5 международных и всероссийских научных конференций, в том числе Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития музыкального образования в России III тысячелетия» (2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур (к 75-летию Челябинского музыкального техникума-училища-вуза им. П.И. Чайковского)» (2010), Международная научно-практическая конференция аспирантов, студентов и молодых ученых «Мир культуры» (2011).

Только в 2008 - 2011 годах более 150-ти студентов и учащихся института стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

Кроме того, по решению Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 года вуз находится сейчас в стадии реорганизации, осуществляемой путем присоединения к нему Челябинского художественного училища и Челябинского колледжа культуры. Новая организационная структура предполагает наличие в институте факультетов музыкального искусства, изобразительного искусства, социокультурной деятельности.

Учитывая сказанное можно с уверенностью сказать, что коллектив ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского способен решать весь комплекс задач, стоящих перед образовательными учреждениями сферы искусств и культуры. Стратегическими задачами образовательного учреждения можно считать:

- «выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

- подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;

- эстетическое воспитание подрастающего поколения;

- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества» [1].

Именно поэтому модернизация художественного образования Южного Урала невозможна в настоящее время, с одной стороны, без активного участия в ней ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского как субъекта региональной образовательной и культурной политики, с другой, “ без целенаправленного и системного развития самого института. Это обусловило необходимость разработки «Программы развития Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского на 2011

- 2016 годы», в процессе которой был использован как личный административный и педагогический опыт авторов программы, так и опыт ряда российских учреждений высшего и дополнительного образования.

В настоящей статье обосновываются концептуальные основы разработки программы развития ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского и раскрываются приоритеты развития его образовательной, художественно-творческой и научной деятельности. При этом концепция трактуется нами как «система взглядов на что-либо, основная мысль» [2, с. 287], а развитие - как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему...» [Там же, с. 632].

В качестве основных методологических подходов к разработке программы приняты системный, социокультурный и компетентностный подходы.

Системный подход (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Л.И. Новикова, В.Н. Садов-ский и др.) предопределяет понимание образовательной системы (именно в качестве таковой можно рассматривать любое образовательное учреждение) как единого целого элементов, иерархизированных и взаимосвязанных между собой. При этом при рассмотрении федеральной и региональной систем образования в качестве данных элементов могут выступать образовательные программы и стандарты, образовательные учреждения и органы управления образованием или учащиеся (студенты), а при рассмотрении конкретного образовательного учреждения - цели образования, его содержание и процессы, педагоги и организационные формы обучения и воспитания. Важнейшими признаками педагогических систем разработчики настоящей программы считают их открытость и наличие обратной связи относительно воздействия внешней среды.

Социокультурный подход (А.С. Ахиезер, М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.М. Ме-жуев и др.), основанный на базе системного подхода, наиболее отражает специфику образовательной деятельности в сфере искусств и культуры. Его сущность «.состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм» [3]. Принципами социокультурного подхода являются:

- принцип понимания человека как активного биосоцио-культурного существа, подчеркивающий не только двойственность природы человека, но и его самодостаточность и способность влиять на культуру общества, в том числе на его социальные нормы;

- принцип эволюции, предполагающий способность системы к развитию;

- принцип антропосоциентального взаимодействия, подразумевающий, что самосознание личности может и соответствовать и не соответствовать типу общества и культуры, в котором она находится. Во втором случае может происходить развитие и на определенном периоде смена социокультурной среды.

Внедрение компетентностного подхода (В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьми-на, А.К. Маркова, Дж. Равен, И.И. Рыда-нова и др.) в теорию и практику образования связано с необходимостью акцентировать внимание на результатах обучения и воспитания. В качестве последних в данном случае вместо совокупности знаний, умений и навыков выдвигается способность человека к решению различного рода проблем. Эта способность определяется как свойство личности - компетентность.

Выделение системного, социокультурного и компетентнос-тного подходов в качестве ключевых при составлении программы развития ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского не препятствует применению других подходов при решении частных задач в ходе ее реализации.

Научно-теоретические предпосылки разработки программы отражают активные процессы исследования инновационных подходов к профессиональному образованию, в том числе к образованию в сфере искусств и культуры, современными учеными и практиками.

Ведущие идеи, выступающие концептуальной основой разработки «Программы развития Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского на 2011 - 2016 годы»:

- идея взаимосвязи образования с культурной средой;

- идея сочетания инноваций и традиций в сочетании с идеей интеграции искусств в решении образовательных задач;

- идея ранней профессионализации и поэтапного освоения уровней образования в сфере искусств и культуры;

- идея соответствия качества профессионального образования как внутренним закономерностям становления личности и специалиста как субъекта профессиональной деятельности и профессионального развития, так и соответствующим внешним требованиям, отраженным в нормативных документах различного уровня;

- идея индивидуально-личностного развития обучающихся в процессе освоения художественной культуры.

Особенности модернизации российского образования в сфере искусств и культуры обусловливают необходимость уточнения перспектив развития института в рамках образо-

вательных систем различного уровня, а именно уточнения его роли и базовых функций.

Роль ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в рамках региональной системы образования определяется тем, что институт является образовательным, художественно-творческим и научно-методическим центром Южного Урала. Он положительно и весьма существенно влияет на формирование социокультурной ситуации в регионе, являясь инициатором, непосредственным организатором и участником различных масштабных образовательных, творческих и научных акций - семинаров, фестивалей, конкурсов, конференций, осуществляемых на его базе. Социокультурное значение ЮУрГИИ подтверждается исторически. Институт ведет свою историю от Челябинского музыкального техникума - первого профессионального музыкального учебного заведения, созданного в 1935 году.

Роль ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в рамках федеральной образовательной системы подразумевает его позиционирование как одного из ведущих многоуровневых профессиональных образовательных учреждений сферы искусств и культуры в регионе, а перспективы его развития определяются степенью интегрированности института в данную систему, а также масштабами взаимодействия с крупными творческими и научными учреждениями, организациями, союзами.

В рамках международного сотрудничества выявляются проблемы реальной связи с заказчиками образовательных, художественно-творческих и научных услуг института за рубежом, конвертируемости предлагаемых ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского образовательных услуг.

Рейтинг института на региональном, федеральном и международном уровнях можно рассматривать в качестве критерия качества образования, получаемого учащими, студентами и аспирантами.

Функции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского по отношению к потребителям образовательных услуг заключаются: в формировании у них профессиональной компетентности согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; в психолого-педагогической поддержке их деятельности, способствующей личностному и профессиональному саморазвитию обучаемых; в создании мотивационного механизма совершенствования их интеллектуального и художественнотворческого потенциала.

Функции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского по отношению к органам управления культурой и образованием подразумевают: удовлетворение потребности процессов развития в области искусства и культуры, модернизацию образования с целью обеспечения высококвалифицированными творческими, педагогическими, научными и административными кадрами.

Функции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского по отношению к социальным партнерам предполагают создание творческой среды для налаживания совместной практико-ориентированной деятельности, взаимовыгодного сотрудничества по решению социокультурных задач.

Функция ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского по отношению к преподавателям и сотрудникам института заключается в создании им благоприятных условий для профессиональной деятельности, профессионального и личностного роста.

В основу развития Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского положены нижеследующие принципы.

Основные принципы государственной политики в области образования, обозначенные в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:

- «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений» [4].

Основные принципы государственной политики в области художественного образования, сущность которых отражена в «Концепции художественного образования в Российской Федерации»:

- «начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

- мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

- опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

- распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

- внедрение личностно-ориентированных методик художе-ственно-образова-тельной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся» [5].

Принципы развивающейся рыночной экономики, адаптированные к целям и нуждам образования в сфере искусств и культуры:

- интеграция интересов академической и прикладной науки для развития профессионального образования;

- гуманизация отношений в сфере непрерывного профессионального образования;

- обязательность маркетинговых исследований потребности сферы культуры и искусств Челябинской области в творческих, педагогических, научных и административных кадрах;

- внедрение механизмов общественно-государственной аккредитации учебных заведений, образовательных программ и аттестации педагогических работников и др.

В деятельности ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского востребованным оказывается также принцип сочетания традиций, накопленных в коллективе, и инноваций, предопределяемых требованиями времени.

Разработка концептуальных основ развития образовательного учреждения невозможна без определения целей его деятельности. Стратегической целью деятельности института в контексте программы развития является повышение эффективности функционирования вуза в новых политических, социально-экономических, демографических условиях в соответствии с приоритетными направлениями модернизации российского образования и ее интеграции в мировую образовательную систему.

Учитывая, что институт представляет собой вуз-комплекс, реализующий программы профессионального и общего образования различного уровня, в качестве тактических целей его деятельности могут быть выдвинуты:

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального, дополнительного профессионального, начального общего, основного общего и дополнительного общего образования;

- удовлетворение потребности общества и государства в интеллектуально, культурно и нравственно развитых гражданах, а также в специалистах со средним профессиональным, высшим профессиональным образованием и научно-педагогических и творческих кадрах высшей квалификации.

Концептуальные основы развития ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, по мнению авторов программы, могут быть конкретизированы, прежде всего, посредством обозначения приоритетов развития образовательной, художественно-творческой и научной деятельности вуза.

Образовательная деятельность. Согласно Закону РФ «Об образовании» под образованием мы понимаем «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государ-

ством образовательных уровней (образовательных цензов)» [4]. Исходя из данной трактовки образовательный процесс включает в себя процессы обучения и воспитания, а образовательная деятельность соответствующие виды деятельности.

Образование в ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского базируется на принципах:

- сочетания лучших отечественных традиций российского образования в сфере искусств и культуры и инноваций, связанных с ориентацией на мировые образовательные стандарты, что в свою очередь обусловлено вхождением России в Болонский процесс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- воспитывающего обучения.

Базовым компонентом образования в институте является учебный процесс, нацеленный на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами определенной специальности или направления подготовки специалистов, а также на формирование у них целостного миропонимания и развитие культуры.

Приоритеты развития:

1) развитие системы непрерывного многоуровневого образования: начальное профессиональное - среднее профессиональное - высшее профессиональное - послевузовское профессиональное;

2) модернизация структуры и содержания подготовки специалистов, расширение номенклатуры специальностей и направлений подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием;

3) расширение номенклатуры специальностей послевузовского профессионального образования в соответствии со спецификой вуза, в том числе открытие творческой аспирантуры;

4) расширение спектра программ дополнительного профессионального образования, активное привлечение к их разработке и реализации потенциальных работодателей выпускников ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского;

5) внедрение системы двухуровневого высшего образования, развитие академической мобильности преподавателей и студентов, рейтинговой системы оценки качества образовательных услуг и др. инноваций, предлагаемых в рамках реализации Болонских соглашений;

6) развитие системы менеджмента качества образования в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО 9001 - 2008 и принципами TQM, включающей менеджмент качества:

- профориентационной работы;

- содержания и организации обучения;

- учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса;

- информационно-библиотечного обслуживания педагогов и обучающихся;

- взаимодействия с потенциальными работодателями и распределения выпускников;

7) совершенствование форм и методов профориентационной работы и допрофессиональной подготовки, привлечение к данной работе лучших педагогов, работающих в вузе на всех уровнях образования, организация творческих и научных конкурсов, семинаров и фестивалей для абитуриентов;

8) активное применение инновационных методов, форм и технологий обучения, в том числе дистанционных, а также форм и технологий информационно-библиотечного обеспечения образовательного процесса;

9) совершенствования содержания образования в рамках вариативного компонента учебных планов, дальнейшее внедрение дисциплин и разделов учебных программ учебных дисциплин, отражающих региональную специфику искусства, культуры и образования Южного Урала;

10) разработка и внедрение системы общественно-государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых институтом, а также общественно-профессиональной аттестации преподавателей и сотрудников;

11) систематическое повышение квалификации профессорско-преподавательского и преподавательского состава, в том числе посредством организации в вузе различного рода методических конкурсов, семинаров, конференций и фестивалей, организации стажировок педагогов в ведущих образовательных учреждениях сферы искусств и культуры и творческих организациях России и зарубежья;

12)укрепление трудовой и учебной дисциплины посредством совершенствования системы внутривузовского контроля

учебного процесса, разработки и внедрения системы стимулирования деятельности педагогов и обучающихся;

13) создание учебно-методического совета института и учебно-методических комиссий факультетов с целью расширения практики общественного участия в управлении учебно-методической деятельности вуза и его структурных подразделений;

14) улучшение материально-технического оснащения учебного процесса (покупка и ремонт музыкальных инструментов, мультимедийного оборудования, ремонт учебных аудиторий и т.д.), в том числе и за счет средств, полученных за счет приносящей доход деятельности;

15) развитие системы платных образовательных услуг на всех уровнях и в рамках всех форм образования;

16) развитие экспорта образовательных услуг, открытие сети представительств и филиалов института в Уральском регионе и ближнем зарубежье;

17) активное сотрудничество в образовательной сфере с региональными, российскими и зарубежными партнерами, совершенствование системы социального партнерства, включая создание региональных учебно-методических объединений по специальностям среднего профессионального, специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования.

Воспитание рассматривается коллективом института как неотъемлемая составляющая профессионального образовательного процесса, напрямую взаимосвязанная с обучением, художественно-творческой и научной деятельностью. Основополагающим принципом воспитательной работы является принцип профессионально ориентированного воспитания, а ключевыми задачами - формирование профессио-нальной мотивации, общей и профессиональной культуры, социализация и творческое развитие личности, воспитание гражданственности и патриотизма.

Приоритеты развития:

1) разработка, апробация и внедрение (как в учебный процесс, так и во внеучеб-ную работу) высокоинтеллектуальных нестандартных форм и методов воспитательной работы, в том числе основанных на идее взаимодействия искусств;

2) обеспечение преемственности традиций учебного заведения через создание системы кураторской работы ветеранов вуза и студентов с детьми, обучающимися по программе среднего профессионального образования со сроком освоения 10 лет 10 месяцев и по программам дополнительного образования;

3) усиление профессиональной направленности воспитания посредством активизации сотрудничества вуза с образовательными учреждениями сферы искусств и культуры, творческими учреждениями и организациями региона, России и зарубежья;

4) активизация деятельности органов ученического и студенческого самоуправления как средства социализации и воспитания самостоятельности детей и молодежи; создание студенческой профсоюзной организации;

5) расширение участия учащихся и студентов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в различного рода молодежных союза и ассоциациях, межвузовских мероприятиях воспитательного характера, обмен опытом с органами ученического и студенческого самоуправления других учебных заведений;

6) активное внедрение форм и методов гражданского и патриотического воспитания, включая организацию участия студентов в выборах в органы власти, создание и организацию деятельности патриотических объединений и союзов, сотрудничество с советами ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов и др.;

7) организация шефской работы с учащимися детских школ искусств, входящих в Региональную ассоциацию образовательных учреждений сферы искусств и культуры, и воспитанниками детских садов;

8) создание системы оздоровительной работы среди учащихся и студентов, формирование у них навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, в том числе через создание соответствующих кружков, клубов и спортивных секций, добровольных пожарных дружин и др., а также участие учащихся и студентов в соответствующих мероприятиях, проводимых Управлением образования г. Челябинска и Министерством образования и науки Челябинской области;

9) развитие методов стимулирования учебной, художественно-творческой и научной деятельности обучающихся, способствующих воспитанию у них дисциплинированности и ответственности.

Художественно-творческая и научная деятельность.

Художественно-творческая деятельность выступает как важнейший компонент организации всесторонней деятельности коллектива Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, наиболее полно отражающий профессиональную специфику и определяющий имидж вуза как учреждения сферы искусств и культуры. Основной принцип организации данного направления работы - принцип ее содержательной и организационной взаимосвязи с образовательным процессом вуза. В рамках художественно-творческой работы реализуются концертно-творческое, выставочное и культурно-массовое направления деятельности обучающихся и работников вуза и решаются задачи: профессионализации учащихся и студентов; приобретения практики организации социокультурной деятельности и участия в ней; просветительского характера.

Научная деятельность - важнейшее направление деятельности коллектива уч-реждения высшего профессионального образования. Научная деятельность коллектива Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского включает научно-исследовательскую, научно-организационную, научно-методическую и издательскую деятельность.

Так же, как и при осуществлении художественно-творческой деятельности, основой реализации научной деятельности является принцип ее содержательной и организационной взаимосвязи с образовательным процессом вуза. Основные задачи:

- подготовка научно-педагогических и творческих кадров высшей квалификации;

- организация фундаментальных и прикладных научных исследований как педагогами, так и обучаемыми, обеспечение условий для апробации и внедрения результатов этих исследований;

- фундаментализация образования путем разработки новых образовательных технологий, более качественного научно-методического обеспечения учебного процесса.

Приоритеты развития:

1) создание системы художественно-творческой (концертно-творческой, выставочной, культурно-массовой) и научной работы с учетом традиций факультетов музыкального искусства, изобразительного искусства и социокультурной деятельности;

2) повышение мотивации занятий научными исследованиями у педагогов, сотрудников и обучаемых, а также расширение тематики и повышение качества исследований на основе целостной научной политики, разрабатываемой вузом с учетом социального заказа, интересов субъектов научной деятельности, специфики отраслевой системы образования и ресурсных возможностей института;

3) укрепление и развитие творческих и научных школ преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского;

4) организация и развитие на базе института новых творческих и научных проектов;

5) расширение практики проведения на базе вуза региональных, всероссийских и международных выставок, творческих конкурсов, фестивалей, научных конференций и семинаров, а также практики участия в соответствующих мероприятиях, проводимых вне института, преподавателей, сотрудников и обучающихся;

6) приглашение выдающихся деятелей музыкального, изобразительного, театрального, хореографического искусства, ученых для проведения мастер-классов, концертов, выставок, об-

Библиографический список

мена опытом, руководства диссертационными исследованиями, участия в работе диссертационных советов и т.д.;

7) участие в конкурсах творческих и научных грантов российских и зарубежных учреждений и организаций;

8) организация научных центров и лабораторий внутри вуза, а также экспериментальных и инновационных площадок ЮУр-ГИИ им. П.И. Чайковского на базе учреждений, входящих в Региональную ассоциацию образовательных учреждений сферы искусств и культуры;

9) расширение программ послевузовского профессионального образования, реализуемых вузом, в том числе открытие творческой аспирантуры;

10) открытие на базе вуза диссертационных советов, расширение представительства ученых института в диссертационных советах, организованных на базе других уч-реждений и организаций;

11) развитие научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности учащихся и студентов;

12) развитие содержания и форм издательской деятельности, включая:

- издание регионального научно-практического журнала «Искусствознание: теория, история, практика»;

- участие в формировании и издании регионального научно-практического журнала «Профессиональное образование: теория, практика, инновации» и международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования»;

13) расширение информационной поддержки художественно-творческой и научной работы;

14) укрепление кадрового творческого и научно-педагогического потенциала кафедр, отделений, творческих и научных коллективов, а также их материальной базы (приобретение и ремонт музыкальных инструментов, костюмов, сценического оборудования, офисной техники и др.), дооснащение лаборатории звукозаписи;

15) укрепление связей с ведущими творческими вузами, концертными культурно-досуговыми и научными учреждениями и организациями Южного Урала, России и зарубежья, включая расширение творческого сотрудничества с учреждениями - членами Региональной ассоциации образовательных учреждений сферы искусств и культуры;

16) расширение практики общественного участия в управлении художественно-творческой и научной деятельностью вуза и его структурных подразделений посредством развития деятельности художественного совета института и создания редакционного совета вуза художественных советов факультетов;

17) совершенствование системы стимулирования художественно-творческой и научной деятельности профессорско-преподавательского состава и сотрудников;

18) расширение приносящей доход деятельности в рамках данных направлений работы вуза, в том числе и путем создания и обеспечения условий работы малых инновационных предприятий.

Развитие основных видов деятельности вуза невозможно также без совершенствования материально-технической базы вуза, его финансовой политики и социальной поддержки преподавателей и обучающихся. Особенности реализации данных направлений работы института также нашли отражение в программе его развития на 2012 - 2016 годы.

1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы [Э/р]. Р/д: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=79661.

2. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская АН; Российский фонд культуры.. - М.: АЗЪ, 1996.

3. Социокультурный подход [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Об образовании: федер. закон от 10.07.92 г. № 3266-I: [ред. от 03.12.2011 г.]. [Э/р]. - Р/д: http://zakonprost.ru/zakony/ob-obrazovanii/

5. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http://bank.orenipk.ru/Text/t30_2.htm

Bibliography

1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya v sfere kuljturih i iskusstva v Rossiyjskoyj Federacii na 2008 - 2015 godih [Eh/r]. R/d: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=79661.

2. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova; Rossiyjskaya AN; Rossiyjskiyj fond kuljturih.. - M.: AZJh, 1996.

3. Sociokuljturnihyj podkhod [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Ob obrazovanii: feder. zakon ot 10.07.92 g. № 3266-I: [red. ot 03.12.2011 g.]. [Eh/r]. - R/d: http://zakonprost.ru/zakony/ob-obrazovanii/

5. Koncepciya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: http://bank.orenipk.ru/Text/t30_2.htm

Статья поступила в редакцию 12.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.