Научная статья на тему 'Реализация принципов менеджмента качества'

Реализация принципов менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / МОНИТОРИНГ / ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / PROCESS APPROACH / LEADERSHIP ROLE OF THE COMPANY MANAGEMENT / EMPLOYEE INVOLVEMENT / PERMANENT IMPROVEMENT / MONITORING / MUTUALLY BENEFICIAL RELATIONS WITH SUPPLIERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Анна Юрьевна, Щеблева Светлана Викторовна

В статье описан опыт формирования и реализации системы менеджмента качества университета на основе требований МС ИСО 9001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of quality management principles in MSTU

The article describes the experience of development and implementation of the university quality management system on the basis of MS ISO 9001 requirements in MSTU named after I.G. Nosov.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов менеджмента качества»

Разработана концепция и ведутся ра- сова созданы все предпосылки для ус-

боты по созданию на его площадях пешного продвижения научных разра-

технопарка. боток на рынок инновационных проТаким образом, в МГТУ им. И.Г. Но- дуктов, технологий и услуг.

LUKYANOV S, MESCHERYAKOV E. SCIENTIFIC AND INNOVATION ACTIVITY OF MSTU (Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov)

The strategic objective of the economical development of the country is transition to the innovative way of development. Universities play an important part in this process. The results of infrastructure forming aimed at supporting of innovation activity in Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov are shown.

Key words: innovation infrastructure; commercialization and transfer of intellectual activity results; training and retraining of personnel; small businesses.

А.Ю. ГЛУХОВА, канд. пед. наук, Реализация

начальник отдела менеджмента

качества ПРИНЦИПОВ

св. щеблева, канд.пед. наук, менеджмента качества

заместитель начальника отдела

В статье описан опыт формирования и реализации системы менеджмента качества университета на основе требований МС ИСО 9001.

Ключевые слова: система менеджмента качества, процессный подход, мониторинг, взаимовыгодные отношения с поставщиками.

На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в марте 2011 г. Президент Д.А. Медведев, акцентируя внимание на взаимодействии образовательных учреждений с работодателями и учете их требований в подготовке специалистов, отметил, что «МГТУ связан с базовыми предприятиями практически на генетическом уровне». Действительно, особенностью нашего вуза является многолетний и эффективный опыт партнерства с работодателями и образовательными учреждениями НПО и СПО по созданию системы непрерывного профессионального образования. Политика сотрудничества в области обеспечения качества определяется как стратегией развития промышленных предприятий, так и потенциальными возможностями уни-

верситета. Промышленные предприятия - партнеры МГТУ имеют сертифи-

цированные системы менеджмента качества и предъявляют требования наличия таких систем у своих поставщиков, что и предопределило необходимость формирования СМК в нашем вузе. Базовой моделью для университетского менеджмента выбрана модель СМК на соответствие МС 180 9001, адаптированного для вузов.

Развитие СМК МГТУ проходило в несколько этапов. 2003-2005 гг. - системная работа по изучению моделей управления, формирование команды проекта, разработка комплексной программы развития университета, стандартов по управлению образовательной деятельностью. 2006-2007 гг. -разработка и внедрение модели управления на основе требований МС ИСО 9001. С апреля 2007 г. началась системная и планомерная работа по внутреннему аудиту процессов СМК в университете. Декабрь 2007 - октябрь 2009 гг.

- этап совершенствования СМК и ее сертификация. В связи со сменой руководителя вуза (ноябрь 2007 г.) актуализирована Политика в области качества, внесены изменения в перечень процессов и матрицу полномочий и ответственности, откорректирована организационно-управленческая структура СМК; отдел качества образования преобразован в отдел менеджмента качества и переподчинен ректору; актуализированы локальные нормативные акты.

СМК МГТУ сертифицирована Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» в отношении разработки ООП и осуществления образовательных услуг по подготовке кадров ВПО, а также послевузовского профессионального и дополнительного образования, научно-исследовательской деятельности и подготовки научных кадров согласно профилю университета. В октябре 2010 г. коллектив успешно

прошел инспекционную проверку СМК, расширив область сертификации, включив филиал в г. Белорецке (Республика Башкортостан) и лабораторию по испытаниям продукции. В настоящее время ведется работа по внедрению СМК в многопрофильном колледже, что является необходимым условием обеспечения качества по всей вертикали университетского комплекса.

Перечислим основные принципы управления, реализуемые в МГТУ на основе СМК: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Ориентация на потребителя - это ведущий принцип менеджмента; на уровне стратегии реализован в Концепции создания университетского комплекса. На основании выявленных потребностей рынка, заказчиков и других заинтересованных сторон сформулированы Миссия и Политика университета в области качества, разработана Концепция развития. Миссия университета: удовлетворение потребностей личности в профессиональном образовании, общества, научной и производственной среды Уральского региона - в эффективной подготовке компетентных, отвечающих высоким профессиональным и этическим требованиям специалистов; реализация принципов непрерывности и преемственности образования и науки, а также фундаментальности, качества, интеграции в региональное, российское и международное сообщество. Университет как сообщество ученых, преподавателей, сотрудников и студентов выступает хранителем традиций многопрофильного университета, высокого духа академических сво-

бод и корпоративной этики. На основе сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям заказчика и других заинтересованных сторон сформулированы цели МГТУ, декомпозированные на всех уровнях университета (табл. 1), сформирована оптимальная

ных машин и транспортно-технологических комплексов, автоматизированного электропривода и мехатроники, культурологии и русского языка и др. Образованы новые структуры: по воспитательной деятельности - отдел молодежной политики, отдел по воспита-

Таблица 1

Пример декомпозиции целей

Цель университета

6. Удовлетворение потребностей заинтересованных сторон в инновационных технологиях и продуктах.

Уровни достижения

6.1 Создание творческих коллективов студентов, аспирантов под руководством ведущих преподавателей для решения насущных технологических проблем.

6.2 Обеспечение участия научных коллективов вуза в мероприятиях по инновационной деятельности:

- выставках различного уровня— не менее 3-х.;

- конференциях, семинарах, симпозиумах - не менее 3-х.

Цель подразделения

Уровни достижения

Кафедра машиностроительных и металлургических

технологий

Удовлетворение потребностей предпри-

ятий метизной отрасли в создании высокотехнологичного производства продукции на основе инновационной технологии термоде-

формационного наноструктурирования.

6.1.1 Участие в конкурсах и программах фундаментальных и прикладных исследований (не менее 1).

6.2.1 Участие ППС кафедры в написании и издании монографии (не менее 1).

6.2.2 Участие ППС кафедры в научно-практической конференции и в Конгрессе прокатчиков (не менее 4-х секционных докладов).

организационная структура. Стратегической целью развития университета является удовлетворение потребностей работодателей в высококвалифицированных кадрах разного уровня профессиональной подготовки (НПО, СПО, ВПО), в инновационных технологиях и продуктах на базе университетского комплекса [1].

В структуре МГТУ за период 20072010 гг. с учетом диверсификации деятельности реорганизованы и созданы новые структурные подразделения: по образовательной деятельности: многопрофильный колледж, институты горного дела и транспорта, автоматики и энергетики, центр содействия трудоустройству выпускников, отдел маркетинговых исследований и профориентационной работы, центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий и др. С учетом изменений направлений подготовки реорганизованы и созданы новые кафедры: гор-

тельной работе СПО; по научно-инновационной деятельности - научно-образовательный центр, инновационнотехнологический центр, НИИ, информационно-аналитический отдел; по другим видам - отдел арендных отношений и госзакупок, отдел информации и общественных связей, отдел разработки и сопровождения ^еЬ-ресур-сов, информационно-вычислительный

центр, учебно-производственный комплекс и др. За этот же период введены новые руководящие должности: проректоров - по инновационным технологиям и инвестициям, по НПО и СПО, по социальным вопросам, по административно-хозяйственной работе, капитальному строительству и ремонту; советника ректора, курирующего работы по развитию системы повышения высшей научной квалификации руководящего состава предприятий - партнеров МГТУ.

Лидерская роль руководства МГТУ в организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников отмечена внешними аудиторами при сертификации СМК как наиболее сильная сторона. Ректор как «генеральный лидер качества» инициировал формирование организационно-управленческой структуры СМК и службы качества, а также обучение менеджеров качества. Организационно-управленческая структура СМК имеет четыре звена, соответствующие четырем уровням управления: ректор - генеральный лидер СМК, первый проректор - лидер, ответственный за СМК, координирующий виды деятельности и процессы через Совет по качеству; ведущие СМК по каждому направлению деятельности, имеющие определенные полномочия и ответственность за постоянное выполнение требований к качеству применительно к соответствующему объекту СМК; учрежден институт уполномоченных по качеству во всех структурных подразделениях. При методсовете созданы группы мониторинга, функциями которых являются: анализ результативности процессов СМК; проведение социологических опросов студентов и сотрудников университета; анализ результатов оценки знаний и умений студентов и др.

Руководители различного ранга де-

монстрируют на собственном примере приверженность идеологии качества и лично участвуют в достижении целей МГТУ на основе установленной ответственности. Так, по инициативе проректора по учебной работе и советника ректора разработана программа подготовки резерва руководящих кадров; первым проректором и проректором по по экономическим и финансовым вопросам инициировано бюджетирование по центрам финансовой ответственности; проректором по инновационным технологиям и инвестициям - проведение конкурса инновационных проектов с выделением грантов ректора на приобретение учебно-научного оборудования. Ответственность руководства в области обеспечения качества подготовки специалистов определена приказом ректора в положениях по управлению качеством, должностных инструкциях, матрице полномочий и ответственности, в разделе «Ответственность» в стандартах и положениях по видам деятельности. Ведущие СМК осуществляют мониторинг состояния СМК путем ее диагностики по ряду параметров, которые выступают ориентирами успешности системы управления вузом. Отдел менеджмента качества как организационное ядро СМК непосредственно подчиняется ректору. Сотрудники отдела имеют профессиональную подготовку, материальные и информационные ресурсы. Кроме того, в бюджете отдела предусмотрены расходы на участие в конференциях, публикации, проведение надзорных аудитов. С апреля 2007 г. внедрена процедура внутренних аудитов. Внутренние аудиторы назначаются приказом ректора из числа лиц, прошедших специальную подготовку, включающую стажировку и экзамен; им также установлена стимулирующая доплата.

Вовлечение работников и обучаемых в работу по качеству обеспечивается прежде всего путем их обучения вопросам управления качеством через различные формы: семинары для менеджеров качества; постоянно действующий семинар для заведующих кафедрами и уполномоченных по качеству; выездные семинары в учебных центрах. Ежегодно преподаватели и уполномоченные по качеству проходят обучение по актуальным вопросам повышения качества на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки МГТУ. Только за период 2008-2010 гг. более 300 человек получили соответствующие сертификаты и удостоверения. С 2010 г. введена процедура защиты выпускных квалификационных работ по актуальным проблемам СМК МГТУ слушателями курсов повышения квалификации (например, «Анализ результативности работы ППС за учебный год», «Рабочая инструкция по учету часов педагогической нагрузки» и т.д.). Кроме того, на локальном сайте на странице «ОМК» создана информационная система «Уполномоченный по качеству», где размещены материалы для самостоятельного повышения квалификации в области качества.

Для стимулирования и поддержания сотрудничества в рамках вуза используются различные виды мотивации. Внешнее и внутреннее признание осуществляется в соответствии с положением о поощрениях и наградах МГТУ. Практикуются приглашения сотрудников и студентов на торжественный прием в ректорат и на заседания Ученого Совета, в честь памятных дат, знаменательных событий и достижений, с освещением их на корпоративном портале, в газете «Денница» и региональных СМИ; регулярно организуют-

ся торжественные вечера для ветеранов, проходит чествование трудовых династий, коллективов кафедр, факультетов. Руководство оказывает материальную поддержку ППС и студентам для участия их в престижных международных, российских и региональных конкурсах, выставках, научных конференциях, финансирует публикации в научных журналах, стажировки, в т.ч. зарубежные. По итогам работы ежегодно всем сотрудникам производится единовременная выплата в размере 25-100% от установленной заработной платы. Сотрудники привлекаются к работе в комиссиях по подготовке вопросов на ученый совет, участвуют в оценке управленческих решений через форумы, анкетирование, открытое обсуждение отчетов руководителей, т.н. «встречи без галстука» и другие формы. Мониторинг показывает высокий уровень удовлетворенности сотрудников участием в

принятии управленческих решений (82,7%).

В МГТУ определены процессы, в т.ч. ключевые, необходимые для реализации политики и стратегии. Последовательность и взаимодействие этих процессов отражает Карта процессов, позволяющая визуализировать СМК, обеспечить целостность и системность управления и создать основу для построения моделей отдельных процессов и их документирования. В паспорте процесса отражены его атрибуты (входы, выходы, управляющие воздействия, ресурсы), критерии и методы обеспечения результативности, а также установлены потребители, поставщики и заинтересованные стороны процесса. Ключевыми являются процессы проектирования и разработки образовательных программ, приёма абитуриентов, аспирантов, соискателей и слушателей, образовательный, научно-исследовательский, воспитательный и инновационный процессы как наиболее важные для потребителей. Каждый процесс/ вид деятельности регламентирован соответствующими локальными актами (стандарты: «Текущая аттестация и система оценивания учебных достижений студентов», «ИГА в форме государственного экзамена»; положения: «Порядок идентификации и прослеживаемости студентов и студенческих групп», «Особенности организации учебного процесса на заочном факультете»; регламенты и инструкции: «Контроль организации учебного процесса», «Порядок сохранности собственности потребителей» и т.д.). Развитие основных процессов поддерживается обеспечивающими процессами: управления ресурсами, документацией и записями по качеству, а также процессами измерения, анализа и улучшения (оценка удовлетворенности потребителей,

внутренний аудит, мониторинг и измерение процессов и продукции, управление несоответствиями). В документах «Аналитический отчет удовлетворенности потребителей», «Экспресс-самооценка СМк», «Модуль сбора данных о работе МГТУ», в отчетах ведущих СМК фиксируются итоги результативности процессов.

В соответствии с процедурой «Управление корректирующими и предупреждающими действиями» на основе творческой инициативы преподавателей, сотрудников, обучающихся и работодателей устанавливаются цели по совершенствованию процессов, которые согласуются с политикой и стратегией университета. Например, достижение цели активного взаимодействия с ОУ СПО по непрерывной профессиональной подготовке в соответствии с требованиями ключевых партнеров предопределило цель на 2010 г. - реорганизация МГТУ им. И.Г. Носова в университетский комплекс и развитие уровневого образования НПО, СПО и ВПО по примеру Тюменского нефтегазового университета.

По инициативе студентов и преподавателей создан молодежный научный центр, координирующий НИРС, работает «Школа лидеров », возрождается система художественно-эстетического воспитания. Для совершенствования процессов активно используются различные формы обратной связи: встречи с руководителями, круглые столы, конференции трудового коллектива, социологические исследования, публичные защиты бюджетов, заявок, программ кадрового резерва, форумы на корпоративном сайте.

Все измененные и новые процессы по направлениям деятельности внедряются после предварительной апробации. Так, бюджетирование по Центрам финансовой ответственности вначале

внедрялось на «пилотных» факультетах: химико-металлургическом и технологии и качества; новые формы художественно-эстетического воспитания - на механико-машиностроительном и экономическом.

Процессы СМК анализируются владельцами и оцениваются на результативность. В качестве критериев оценки используются аккредитационные и лицензионные показатели, а также индикаторные показатели целей в области качества. Например, оценка образовательного процесса по направлению подготовки/специальности включает оценку качества учебно-планиру-ющей документации, качества учебных занятий (по чеку внутреннего аудита), учебно-методических и контрольноизмерительных материалов, результаты социологического опроса «Педагог глазами студента» и т.д. Владелец процесса - проректор по учебной работе

- составляет обобщенный анализ и отчитывается на заседании Ученого совета (раз в семестр); по результатам оценки составляется план корректирующих или предупреждающих действий, направленных на повышение результативности [2].

Взаимодействие с поставщиками, создание конкурентного преимущества осуществляется путём формирования стратегических союзов и партнёрств. МГТУ им. И.Г. Носова на основе договоров о сотрудничестве активно взаимодействует с Управлением образования города и образовательными учреждениями области, Башкирии и ближнего зарубежья. Учащиеся школ участвуют в конкурсах и программах по реализации реальных проектов (например, отбор и подготовка талантливых детей в рамках программы «Одаренные дети Магнитки»); в российских, региональных и

городских олимпиадах на базе МГТУ. Презентационными мероприятиями в 2010 г. было охвачено более 4000 учащихся. Для учащихся школ на бесплатной основе проводятся консультации по подготовке и сдаче ЕГЭ. Результатом развития взаимоотношений с учебными заведениями является увеличение количества иногородних абитуриентов. МГТУ осуществляет повышение квалификации педагогических работников СПО, учителей физики, химии и информатики городских школ. Заключение госконтрактов на поставку оборудования осуществляется на основании проведенных торгов (конкурсов, аукционов, котировок), участие в которых позволяет получать значительную экономию денежных средств. В 2010 г. проведено 349 торгов, по результатам которых заключено 303 и расторгнуто 4 контракта и договора (экономия составила 8,3 млн. руб.). При проведении тендеров на поставку оборудования, материалов и услуг анализируется работа поставщиков по ценностным факторам (техника; финансы; содействие; информация).

Таким образом, реализация принципов менеджмента качества обеспечивает создание системы менеджмента предоставления образовательных услуг, соответствующей международным требованиям.

Литература

1. Колокольцев В.М. Пять лет от аттестации

до аттестации // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2008. № 1. С. 5.

2. Платов С.И., Разинкина Е.М., Глухова

А.Ю., Терентьев Д.В. Управление качеством образования в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2009. № 2. С. 11-14.

GLUHOVA A., SCHEBLEVA S. IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT PRINCIPLES IN MSTU

The article describes the experience of development and implementation of the university quality management system on the basis of MS ISO 9001 requirements in MSTU named after I.G. Nosov.

Key words: quality management system, process approach, leadership role of the company management, employee involvement, permanent improvement, monitoring, mutually beneficial relations with suppliers.

Е.Н. КУРБАН, доцент, заведующая кафедрой

Опыт формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза

Ведущей тенденцией в профессиональной подготовке студентов становится ориентация на повышение их общекультурной и профессиональной компетентности. Среди новых требований, предъявляемых к выпускникам вузов, приоритет получают общекультурные компетенции, позволяющие системно организовать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, компетентностный подход в образовании, инновационные стратегии реформирования образования, общекультурные компетенции.

Университетская система воспитания и обучения отражает уровень развития духовной культуры общества, поэтому среди основных ее целей следует назвать направленность на формирование личности, развитой в интеллектуальном, культурном, психологическом и социальном отношении.

Традиционно университетское образование в России, в том числе и техническое, рассматривается как социальный институт, решающий в первую очередь мировоззренческие, гуманитарные задачи, нацеленный в первую очередь на реализацию собственно культурных задач. Разумеется, это не отменяет возложенные на вуз технико-экономические функции, функции социальной адаптации и профессиональной мобильности.

Воспитательно-образовательная система Магнитогорского государ-

ственного технического университета им. И.Г. Носова имеет основательные культурные корни и добрые традиции, ее важной составляющей является развитие способностей личности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры.

Одной из традиционных форм работы в нашем вузе по праву можно назвать систему нравственно-эстетического воспитания, сформировавшуюся в 1970-80-е гг. и отмеченную в свое время на государственном уровне. Тогда же были разработаны концепция, структура, методология и методика ведения занятий. Актуальными считались такие формы работы, как художественное образование студентов в области искусства (лекции по видам искусства и эстетике); формирование художественного вкуса студентов на основе активного общения с искусст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.