Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ПЕРСОНАЛУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ УЧЁТ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ'

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ПЕРСОНАЛУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ УЧЁТ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
управленческий персонал / образовательная организация / система управления / профессиональный стандарт / качество образования / уровень профессиональной подготовки / высшее образование / руководитель / образовательный процесс / образовательное пространство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов А.В.

В статье рассматривается проблема, обусловленная наметившейся в последнее время опасной тенденцией к снижению требований к уровню профессиональной подготовки современного руководителя образовательной организации в процессе разработки и последующего принятия профессиональных стандартов, что, по мнению автора, не может не иметь негативных последствий как для системы отечественного образования, в целом, так и для качества образовательного процесса в высшей школе, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ПЕРСОНАЛУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ УЧЁТ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-238-246 NIION: 2018-0076-1/23-38 MOSURED: 77/27-023-2023-1-38

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России», e-mail: doc_morozov@mail.ru

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ПЕРСОНАЛУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ УЧЁТ В СОВРЕМЕННОЙ

СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема, обусловленная наметившейся в последнее время опасной тенденцией к снижению требований к уровню профессиональной подготовки современного руководителя образовательной организации в процессе разработки и последующего принятия профессиональных стандартов, что, по мнению автора, не может не иметь негативных последствий как для системы отечественного образования, в целом, так и для качества образовательного процесса в высшей школе, в частности.

Ключевые слова: управленческий персонал, образовательная организация, система управления, профессиональный стандарт, качество образования, уровень профессиональной подготовки, высшее образование, руководитель, образовательный процесс, образовательное пространство

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, FSI «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia»

REQUIREMENTS FOR THE MANAGEMENT PERSONNEL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND THEIR ACCOUNTING IN THE MODERN MANAGEMENT SYSTEM

Annotation. The article deals with the problem caused by the dangerous trend that has recently emerged to reduce the requirements for the level of professional training of a modern head of an educational organization in the process of developing and subsequent adoption of professional standards, which, according to the author, cannot but have negative consequences both for the domestic education system as a whole and for the quality of the educational process in general. higher education, in particular.

Key words: management personnel, educational organization, management system, professional standard, quality of education, level of professional training, higher education, manager, educational process, educational space

В современных условиях, характеризующихся выходом нашей страны из Болонского процесса, в который Россия имела неосторожность вступить почти два десятилетия назад (в сентябре 2003 года), невзирая на то, что целый ряд преподавателей, руководителей вузов, депутатов, членов правительства откровенно выступали против [27], особенно важное значение приобретает тот вектор, по которому будет происходить дальнейшее развитие отечественного образования.

По мнению противников Болонского процесса, с переходом к двухуровневому образованию снизилось качество знаний: в частности, из-за четырёхлетнего бакалавриата сократилось количество часов на освоение профессии и практику,

которая у студентов специалитета начинается на старших курсах.

Многие выпускники бакалавриата, желающие продолжить своё образование, принимают решение о кардинальной смене специальности в магистратуре, а, значит, продолжают обучение в отсутствие главного - базовых знаний и компетенций по новой для них профессии.

Пресловутая «мобильность» как обучающихся, так и выпускников приводит лишь к оттоку наиболее квалифицированных кадров за границу. Кроме того, необходимо признать тот, вполне очевидный факт, что цели, которые заявляли адепты Болонской системы образования, убеждая в «чрезвычайной важности и необходимости» вступления России в это сообщество, не оправдались.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Дипломы российских вузов как не признавали ранее, так и не начали признавать в западных

странах без специальных дополнительных процедур.

Считаем необходимым акцентировать внимание на том, что ещё в мае 2005 года Национальный союз студентов Европы опубликовал исследование, названое «Чёрная книга Болон-ского процесса». В книге представлены и подробно описаны многочисленные провалы Болон-ского соглашения (к числу которых, в первую очередь, отнесены утрата идентичностей университетов, неэффективность кредитной системы, дороговизна перемещения студентов между университетами и др.) [29].

Вне зависимости от того, входит ли университет в Болонскую систему или нет, у каждой страны свои требования к специальностям, поэтому количество часов и дисциплин может отличаться от российских программ. При переводе студенту нужен академический транскрипт - документ, в который выписывают пройденные дисциплины и кредиты по ним. Если кредитов не хватит, то студента могут перевести на курс ниже или попросить пройти переаттестацию или дополнительные экзамены [27].

Тот факт, что за последние два десятилетия резко снизилось качество отечественного образования, в целом, сегодня уже не подвергается сомнениям ни среди профессионалов-практиков, ни в научных кругах среди исследователей, занимающихся изучением обозначенной нами выше проблемы.

Так, например, результаты одного из проведенных в последнее время исследований позволили его авторам прийти к выводу о том, что «основными причинами падения качества образования в современной России являются:

1) снижение мотивации обучающихся к получению качественного образования;

2) создание условий в самой системе образования для снижения реальных требований к уровню и качеству подготовки обучающихся, а также к самой педагогической деятельности» [3, с. 216].

Возможно, не многие знают о том, что «тесты были придуманы в США для оценки знаний и умений учащихся, которые не умели изложить ответ на поставленный вопрос, а пресловутые компетенции были придуманы уже в Европе после наплыва в неё жителей бывших колоний, желающих получить образование в Европе: они не выдерживали экзаменов наравне с европейцами (не могли показать соответствующих знаний и умений), в связи с чем придумали компетенции, чтобы иметь основания для зачисления на платное обучение. Оба изобретения - не для лучшей

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

части обучающихся на Западе - у нас же их навязывают всем учащимся, что, в итоге, ведёт к деградации образования» [4].

Но, если выход нашей страны из Болонского процесса зародил надежду на возрождение качества отечественного образования, то предшествующее этому важному решению поспешное принятие отдельных профессиональных стандартов в угоду вполне определённой части электората, крайне заинтересованного в дальнейшем развале системы отечественного образования, в силу чего откровенно игнорирующих мнения уважаемых экспертов, прозвучавшие в период обсуждения проектов этих стандартов, могут поставить на всех этих надеждах жирный крест.

Вдвойне чудовищно, что всё это происходило на фоне заявления А.М. Сергеева (являвшегося в то время президентом Российской академии наук) в ходе всероссийского форума «Молодежь и наука» о том, что «уровень подготовки студентов российских вузов падает, что связано, в том числе, и со снижением качества школьного образования» [16].

Качество образования, вне всякого сомнения, зависит от многих факторов, но одним из наиболее важных и значимых, по нашему мнению, является система подготовки и подбора управленческого персонала сферы отечественного образования, в целом, и руководителей образовательных организаций, в частности: то, в чьих руках находится наше будущее - человеческий потенциал государства и кто конкретно отвечает за подготовку будущих специалистов на каждой из ступеней образования.

Рассмотрению требований к управленческому персоналу организации, в целом, посвящено немало работ известных учёных [5; 13; 15 и др.]. Целый ряд работ посвящён рассмотрению различных аспектов, относящихся к проблематике, обусловленной управленческой деятельностью и профессиональной компетентностью руководителя образовательной организации [1; 2; 6; 9; 10; 24 и др.]. Отдельные аспекты вынесенной в название темы уже выносились нами на обсуждение в предыдущих работах [7; 8; 11; 12; 28], вместе с тем, рассматриваемый ниже аспект, являясь, по нашему мнению, весьма актуальным, не обсуждался до настоящего времени, хотя вполне заслуживает этого. Более того, вне рассмотрения заявленной нами проблемы, весьма сомнительным представляется учёт обозначенных требований управленческому персоналу образовательных организаций, в целом, и к их руководителям, в частности. Наиболее проблемной, в свете относительно недавно принятого профессионального стандарта, является фигура руководителя образовательной организации высшего образования в

современной системе управления образованием, при выдвижении в состав кадрового резерва, дальнейшей аттестации и назначения на должность, а, самое главное - в решении проблемы повышения качества отечественного образования

В качестве примера рассмотрим процесс подготовки и принятия профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации высшего образования» под эгидой Высшей школы экономики (далее - ВШЭ). Получив грант на разработку данного стандарта на два года позже, чем Институт управления образованием Российской академии образования (далее - ИУО РАО) получил грант на разработку профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», «разработчики» из ВШЭ так спешили прийти к «финишу» первыми, пренебрегая детальным обсуждением и тщательной проработкой самых важных - основополагающих требований, предъявляемых к потенциальному руководителю вуза, что «протолкнули» своё «детище», получив на него утверждение министра труда и социальной защиты А.О. Котякова - почти на полтора месяца раньше, чем был утвержден профессиональный стандарт директора школы.

Что же в результате такой ничем не оправданной «гонки» получило отечественное образование? Тщательно проработанный и до деталей выверенный профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» и крайне «сырой» и не проработанный профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации высшего образования».

Для того, чтобы не выглядеть голословным, сравним требования, обозначенные к обеим руководящим должностям в Приказах Минздравсо-цразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника (далее - ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - Приказ Минзравсоцразвития № 761н) и от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее - Приказ Минздравсоцразвития № 1н) с тем, что предложено разработчиками в соответствующих профессиональных стандартах руководителей.

В Приказе Минзравсоцразвития № 761н (напомним, что речь идёт о директоре общеобра-

зовательной школы и заведующем детским садом) указано, что «кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать одному из требований к квалификации:

• иметь высшее профессиональное образование по таким направлениям подготовки как «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», а также стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет;

• иметь высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет» [20].

Ответ на вопрос: что же, в этой связи, предложено разработчиками данного профессионального стандарта, мы находим в Приказе Минтруда России № 250н от 19.04.2021 «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» (далее -Приказ Минтруда России № 250н):

• «иметь высшее образование:

- специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа проф. переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление», или

- бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление», или

- бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки», или

- специалитет, магистратура и дополнительное проф. образование (программа проф. переподготовки) в сфере образования и педагогических наук и дополнительное профессиональное образование (программа проф. переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

• иметь не менее 5 лет стажа на педагогических и/или руководящих должностях в дошкольных образовательных организациях или общеобразовательных организациях» [23].

Обращает на себя внимание скрупулёзность и тщательность проработки всех возможных вариантов образования, не входящих, при этом, в противоречие с требованиями Приказа Минзравсо-цразвития № 761н, а также наличие принципиально важного уточнения, касающегося стажа работы на руководящих должностях не «абы где», а, непосредственно, в образовательных организациях соответствующего уровня.

Что же мы можем увидеть при анализе аналогичного документа, подготовленного разработчиками из ВШЭ, относительно, несомненно, гораздо более статусной фигуры в системе «образовательного Олимпа», каковым, бесспорно, является ректор вуза?

Напомним, в Приказе Минздравсоцразвития № 1н указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации высшего образования должен соответствовать следующим требованиям к квалификации:

• иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики;

• наличие учёной степени и учёного звания;

• наличие стажа научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет [21].

В Приказе Минтруда России № 116н от 10.03.2021 «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации высшего образования» (далее - Приказ Минтруда России № 116н) указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать следующим требованиям:

• иметь высшее образование - специалитет, магистратура;

• иметь стаж работы:

- не менее 5 лет на руководящих должностях в образовательных организациях высшего образования, или

- не менее 10 лет суммарного стажа работы на руководящих должностях и не менее 5 лет стажа научной или научно-педагогической деятельности [22].

Мало того, что из обязательных требований исчезло «наличие учёной степени и учёного звания», невзирая на то, что ректор вуза, в соответствии со своей должностью, возглавляет работу Учёного совета вуза, а, значит, осуществляет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

непосредственное руководство деятельностью всего профессорско-преподавательского состава, так и в отношении образования - полный пробел - получается, что лицо с абсолютно любым высшим образованием, не имеющее ни малейшего отношения к педагогике, сфере государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики - может возглавить абсолютно любой вуз. Что же касается требований к потенциальному руководителю вуза в области дополнительного профессионального образования, они также... исчезли. Кроме того, и стаж работы на руководящих должностях в образовательной организации вовсе не обязателен: вполне достаточным будет считаться «10 лет суммарного стажа работы» на абсолютно любых руководящих должностях - хоть зав. складом, гаражом, плодоовощной базой или секцией в мебельном магазине. К чему и куда способны завести такие «руководители» и каких бед натворить в системе образования - мы уже представляем наглядно: примеры имеются.

Возьмём, в качестве примера, обычного среднестатистического выпускника Московского государственного университета леса, проработавшего после окончания вуза «суммарно» 10 лет в должностях начальника лаборатории лесосемен-ной станции, а, затем, начальника лесопитомника. Причём, в последние 5 лет, в связи с наличием требования, содержащегося во ФГОС ВО о «необходимости привлечения специалистов практиков. из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы высшего образования (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет)» [14; 25], указанный выше выпускник ежегодно привлекался для проведения практических занятий со студентами - руководства прохождения ими производственной практики, о чем с ним ежегодно вузом заключались соответствующие договора.

Кроме того, в соответствии с п. 26 Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» «в состав государственной экзаменационной комиссии включаются не менее 4 человек, из которых не менее 2 человек являются ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности» [17]. В этой связи наш «выпускник» Московского государственного

университета леса мог включаться в состав ГЭК в качестве «представителя работодателя» (а мог и не включаться - это, на самом деле, уже не играет никакой роли).

Ну, и, собственно... ВСЁ... вчерашний выпускник вуза, не имеющий абсолютно никакого опыта руководящей работы в стенах образовательной организации, едва перевалив за тридцать, по всем требованиям как оказалось, соответствует тому, чтобы выставить свою кандидатуру на ближайшие выборы ректора:

• высшее образование в наличии (сойдёт абсолютно любое - лишь бы это был уровень специалитета или магистратуры);

• 10 лет суммарного стажа работы на руководящих должностях в лесопитомнике имеется;

• 5 лет стажа научно-педагогической деятельности (как специалиста-практика) также в наличии.

При таком подходе, у приведённого нами, в качестве примера, выпускника университета не будет никаких шансов претендовать на должность не то, чтобы директора школы, но даже заведующего детским садом, но, весь маразм представленной ситуации заключается в том, что никто не сможет официально оспорить его право баллотироваться на выборах. ректора вуза.

И Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нам в этой ситуации - не помощник, так как в ст. 51 изложено следующее: «кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам» [26].

Зловещее «или»: если бы этой частицы в Законе не было, то лицам, заинтересованным в резком снижении качества и уровня подготовки потенциального ректора вуза (что, неизбежно, повлечёт за собой снижение качества подготовки обучающихся и негативно отразится на всём профессорско-преподавательском составе вуза), не было бы никакого смысла так поспешно «протаскивать» свой проект профессионального стандарта в силу его несоответствия квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике. Но теперь от Приказа Минз-дравсоцразвития № 1н можно легко «отмахнуться» и сказать, что он более - не указ, так как есть более «свежий» нормативный документ - Приказ Минтруда России № 116н.

Тем более, что в письме Минтруда России № 14-0/10/В-2253 от 04.04.2016, содержащем ответы

на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов, прописано следующее: «в случае, если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель сам вправе определять какой нормативно-правовой акт он использует, за исключением, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации» [18].

В Постановлении Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» определён перечень должностей руководителей образовательных организаций [19], а в Приказе Минздравсоцразви-тия № 1 н специально выделен раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», в котором определён перечень должностей, являющихся руководящим составом образовательной организации, из числа которых восемь относятся к категории «административно-управленческий персонал» и ещё две должности относятся к категории «профессорско-преподавательский состав» [21].

Весьма интересным является тот факт, что требование о наличии учёной степени и учёного звания предъявляется лишь к трём из десяти указанных выше должностей, а именно:

• Руководитель (ректор, директор, начальник) образовательной организации;

• Президент образовательной организации;

• Заведующий (начальник) кафедрой.

Все остальные руководители, относящиеся к управленческому корпусу образовательной организации, включая декана (начальника) факультета (директора института), заместителя руководителя (проректора, заместителя директора, заместителя начальника) образовательной организации и даже учёного секретаря совета образовательной организации, не говоря уже о начальнике (заведующем) отдела (управления) аспирантуры в соответствии с квалификационными требованиями, изложенными в приведённом нами выше нормативном акте, вовсе не должны обладать учёным званием в обязательном порядке. Руководителю филиала образовательной организации вполне достаточно иметь лишь учёную степень, а декану (начальнику) факультета (директору института) - учёную степень или учёное звание.

Анализируя объём должностных обязанностей перечисленных выше управленцев, изложен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

ных в ЕКС, можно сделать вывод о том, что самый большой круг обязанностей (в порядке убывания) - у декана (начальника) факультета (директора института), заведующего (начальника) кафедрой и руководителя (ректора, директора, начальника) образовательной организации. В совокупности с вышеперечисленными требованиями о наличии учёной степени и учёного звания, можно сделать вывод о том на каких именно руководителей в образовательной организации ложится основная нагрузка и вся полнота ответственности.

Учитывая наметившуюся в системе управления образованием в последние годы тенденцию выдвижения на эти ключевые позиции, так называемых, «эффективных управленцев», а, говоря более понятным сегодня языком - «эффективных менеджеров», имеющих за плечами опыт управленческой работы, далеко не всегда связанный с образовательной деятельностью, на должности руководителя образовательной организации всё чаще оказываются люди, не имеющие ни учёного звания, ни учёной степени или, в лучшем случае, имеющие лишь учёную степень.

Ну, а благодаря «титаническим» усилиям «команды» разработчиков из ВШЭ, с принятием профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации высшего образования», утверждённого Приказом Минтруда России № 116н, требования к ректору в рассматриваемом нами аспекте, снизили до уровня декана факультета и даже ещё ниже, поскольку, если у декана факультета прописано требование наличия учёной степени или учёного звания, в качестве обязательного условия, то у ректора вуза наличие учёной степени или учёного звания низведено до уровня «других характеристик» и носит лишь рекомендательный характер.

Трудно себе даже представить каким образом такой руководитель будет осуществлять руководство научной деятельностью вуза, обеспечивая «качество и эффективность образовательной, научной и воспитательной работы», а также «организовывая связь с научными организациями Российской академии наук, со смежными образовательными учреждениями, направленную на повышение эффективности подготовки специалистов, поддержание и расширение международного сотрудничества образовательного учреждения в области образования и науки» [21], что, непосредственно, прописано в Приказе Минз-дравсоцразвития № 1н.

Обозначенная нами выше проблема, в свете рассматриваемой сегодня стандартизации требований к уровню подготовки управленческого персонала и, в частности, руководителя образовательной организации с целью повышения качества отечественного образования и их учёта в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

системе управления образованием и подготовки управленческих кадров, отнюдь, не праздный -требующий безотлагательного высококвалифицированного и обстоятельного рассмотрения с целью принятия единственно-возможного решения, обеспечивающего, в первую очередь, качество отечественного образования, без которого невозможно ускоренное развитие общества - прорыв в будущее, как системный ответ на цивилиза-ционный вызов, обусловленный различными процессами в контексте происходящей глобализации.

Список литературы:

[1] Гиль А.В. Цифровые технологии управления общеобразовательной организацией с учётом опыта пандемии COVID-19 / А.В. Гиль, А.В. Морозов // В сборнике: Перспективы и возможности использования цифровых технологий в науке, образовании и управлении // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань: АГУ, 2022. - С. 55-57.

[2] Гордеев С.И. Социально-педагогические условия и факторы развития профессиональной компетентности руководителя образовательной организации // Вестник непрерывного образования. - 2018. - № 1. - С. 14-29.

[3] Грязнова Е.В. Российское образование: проблема падения качества / Е.В. Грязнова, А.Г. Гончарук, Г.Н. Роганова, Т.Н. Уткина // Азимут научных исследования: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 215-217.

[4] Деградация образования - это больше, чем ошибка, это преступление // [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/polit/3299448. html (дата обращения 17.12.2022)

[5] Дейнека А.В. Управление персоналом организации. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 с.

[6] Колиогло Н.В. Личностное развитие как основа профессиональной подготовки современного руководителя образовательной организации / Н.В. Колиогло, А.В. Морозов // В сборнике: Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы // Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. М.А. Родионова. - Пенза: ПГУ, 2018. - С. 45-47.

[7] Морозов А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. - 2014. - № 1. - С. 125-129.

[8] Морозов А.В. Повышение управленческой компетентности руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования // В сборнике: Информационные технологии. Автоматизация. Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров (ИТАП-2018) //

Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Набережные Челны: НЧФ КФУ, 2018. - С. 230-238.

[9] Морозов А.В. Особенности управленческой деятельности руководителя вуза как субъекта образовательной деятельности // В сборнике: Субъектность студента и преподавателя вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Ф.Г. Мухаметзяно-вой. - Казань, 2016. - С. 83-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Морозов А.В. Подготовка руководителей системы образования в условиях внедрения профессионального стандарта // В сборнике: Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития // Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. -Казань: КГАСУ, 2018. - С. 128-132.

[11] Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий // Человек и образование. - 2018. - № 4 (57).

- С. 105-110.

[12] Морозов А.В. Современные требования к профессиональной подготовке руководителя образовательной организации // В сборнике: Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. - Калуга: КГУ, 2020. - С. 7-28.

[13] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.

[14] О привлечении к реализации программ высшего образования специалистов-практиков // [Электронный ресурс] URL: https://nti.s-vfu.ru/ downloads/doc/47.%202019_09 _ O_privlechenii_k_ realizacii_prog.pdf (дата обращения 19.12.2022)

[15] Потёмкин В.К. Управление персоналом.

- СПб.: Питер, 2010. - 432 с.

[16] Президент РАН: качество подготовки выпускников вузов продолжает падать // [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/ society/3270394.html (дата обращения 23.12.2022)

[17] Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» // [Электронный ресурс] URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71045690/ (дата обращения 07.12.2022)

[18] Письмо Минтруда России № 14-0/10/В-2253 от 04.04.2016 // [Электронный ресурс] URL: https://www.cfin.ru/management/

people/instructions/NOS.shtml (дата обращения 20.12.2022)

[19] Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202202220042?index=2&rangeSize=1 / (дата обращения 29.11.2022)

[20] Приказ Минздравсоцразвития РФ от

26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/199499/ (дата обращения 22.12.2022)

[21] Приказ Минздравсоцразвития РФ от

11.01.2011 №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/55170898/ (дата обращения 10.12.2022)

[22] Приказ Минтруда России № 116н от 10.03.2021 «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации высшего образования» // [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/ 0001202104120024 (дата обращения 29.11.2022)

[23] Приказ Минтруда России № 250н от 19.04.2021 «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией» // [Электронный ресурс] URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202109020 036 (дата обращения 17.12.2022)

[24] Требования к образованию и квалификации руководителя образовательной организации // [Электронный ресурс] URL: https://dzen.ru/ media/ab_dpo/trebovaniia-k-obrazovaniiu-i-

kva lifikaci i-rukovoditelia-o brazovate lnoi-organizacii-5ee73bca790ceb6048925 bb9 (дата обращения 27.12.2022)

[25] ФГОС ВО 27.03.02 Управление качеством // [Электронный ресурс] URL: https://base. garant.ru/71344998/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4dd b4c33/ (дата обращения 13.11.2022)

[26] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 25.12.2022)

[27] Что такое Болонская система образования // [Электронный ресурс] URL: https://journal.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

tinkoff.ru/guide/bologna-process/ (дата обращения 19.11.2022)

[28] Morozov A.V. Professional Standard as an Indicator of Administrative Competence of a School Principal in Russia // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2019. - Vol. 316. - Рр. 42-49.

[29] The Black Book of the Bologna Process // The European Students' Union // [Электронный ресурс] URL: http://www.esib.org/documents/ publications/official_ publications/Bologna-Blackbook_2005.pdf (дата обращения 05.12.2022)

Spisok literatury:

[1] Gil' A.V. Cifrovye tekhnologii upravleniya obshcheobrazovatel'noj organizaciej s uchyotom opyta pandemii COVID-19 / A.V. Gil', A.V. Morozov // V sbornike: Perspektivy i vozmozhnosti ispol'zovaniya cifrovyh tekhnologij v nauke, obrazovanii i upravlenii // Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. - Astrahan': AGU, 2022. - S. 55-57.

[2] Gordeev S.I. Social'no-pedagogicheskie usloviya i faktory razvitiya professional'noj kompe-tentnosti rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii // Vestnik nepreryvnogo obrazovaniya. - 2018. - № 1. - S. 14-29.

[3] Gryaznova E.V. Rossijskoe obrazovanie: problema padeniya kachestva / E.V. Gryaznova, A.G. Goncharuk, G.N. Roganova, T.N. Utkina // Azimut nauchnyh issledovaniya: pedagogika i psihologiya. -2020. - T. 9. - № 2 (31). - S. 215-217.

[4] Degradaciya obrazovaniya - eto bol'she, chem oshibka, eto prestuplenie // [Elektronnyj resurs] URL: https://regnum.ru/news/polit/3299448.html (data obrashcheniya 17.12.2022)

[5] Dejneka A.V. Upravlenie personalom organizacii. - M.: Dashkov i K, 2015. - 288 c.

[6] Kolioglo N.V. Lichnostnoe razvitie kak osnova professional'noj podgotovki sovremennogo rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii / N.V. Kolioglo, A.V. Morozov // V sbornike: Sovremennoe obrazovanie: nauchnye podhody, opyt, problemy, perspektivy // Sbornik statej XIV Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii / Pod obshch. red. M.A. Rodionova. - Penza: PGU, 2018. - S. 45-47.

[7] Morozov A.V. Kreativnost' kak osnova inno-vacionnoj aktivnosti i professionalizma sovremennogo rukovoditelya // Psihologiya v ekonomike i upravlenii. - 2014. - № 1. - S. 125-129.

[8] Morozov A.V. Povyshenie upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh organ-izacij v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // V sbornike: Informacionnye tekhnologii. Avtomatizaciya. Aktualizaciya i reshenie problem podgotovki vysokokvalificirovannyh kadrov

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

(ITAP-2018) // Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Naberezhnye Chelny: NCHF KFU, 2018. - S. 230-238.

[9] Morozov A.V. Osobennosti upravlencheskoj deyatel'nosti rukovoditelya vuza kak sub"ekta obrazovatel'noj deyatel'nosti // V sbornike: Cub"ektnost' studenta i prepodavatelya vuza // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod redak-ciej F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan', 2016. - S. 83-92.

[10] Morozov A.V. Podgotovka rukovoditelej sis-temy obrazovaniya v usloviyah vnedreniya professional'nogo standarta // V sbornike: Vysshee i sred-nee professional'noe obrazovanie Rossii v nachale 21-go veka: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya // Materialy 12-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii / Pod obshch. red. R.S. Safina, E.A. Korchagina. - Kazan': KGASU, 2018. - S. 128132.

[11] Morozov A.V. Professional'naya podgotovka rukovoditelej sistemy obrazovaniya s ispol'zovaniem sovremennyh cifrovyh tekhnologij // Chelovek i obrazovanie. - 2018. - № 4 (57). - C. 105-110.

[12] Morozov A.V. Sovremennye trebovaniya k professional'noj podgotovke rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii // V sbornike: Sovremennye problemy professional'nogo obrazovaniya: tendencii i perspektivy razvitiya // Sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Kaluga: KGU, 2020. - S. 7-28.

[13] Morozov A.V. Upravlencheskaya psihologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2003. - 288 s.

[14] O privlechenii k realizacii programm vyss-hego obrazovaniya specialistov-praktikov // [Elektronnyj resurs] URL: https://nti.s-vfu.ru/downloads/ doc/47.%202019_09_0_privlechenii _k_realizacii_ prog.pdf (data obrashcheniya 19.12.2022)

[15] Potyomkin V.K. Upravlenie personalom. -SPb.: Piter, 2010. - 432 s.

[16] Prezident RAN: kachestvo podgotovki vypusknikov vuzov prodolzhaet padat' // [Elektronnyj resurs] URL: https://regnum.ru/news/soci-ety/3270394.html (data obrashcheniya 23.12.2022)

[17] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 29.06.2015 № 636 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta i programmam magistratury» // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/ 71045690/ (data obrashcheniya 07.12.2022)

[18] Pis'mo Mintruda Rossii № 14-0/10/V-2253 ot 04.04.2016 // [Elektronnyj resurs] URL: https:// www.cfin.ru/management/people/instructions/NOS. shtml (data obrashcheniya 20.12.2022)

[19] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.02.2022 № 225 «Ob utverzhdenii nomenklatury dolzhnostej pedagogicheskih rabotnikov organizacij, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deya-tel'nost', dolzhnostej rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij» // [Elektronnyj resurs] URL: http://publi-cation.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202202220042?index=2&rangeSize =1/ (data obrashcheniya 29.11.2022)

[20] Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot

26.08.2010 № 761n «Ob utverzhdenii Edinogo kvali-fikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih» // [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/199499/ (data obrashcheniya 22.12.2022).

[21] Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot

11.01.2011 №1n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifika-cionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih» // [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/55170898/ (data obrashcheniya 10.12.2022)

[22] Prikaz Mintruda Rossii № 116n ot 10.03.2021 «Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta «Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii vyss-hego obrazovaniya» // [Elektronnyj resurs] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202104120024 (data obrashcheniya 29.11.2022)

[23] Prikaz Mintruda Rossii № 250n ot 19.04.2021 «Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta «Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii (upravlenie doshkol'noj obrazovatel'noj organizaciej i obshcheobrazovatel'noj organizaciej» // [Elektronnyj resurs] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-

ment/View/0001202109020036 (data obrashcheniya 17.12.2022)

[24] Trebovaniya k obrazovaniyu i kvalifikacii rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii // [Elektronnyj resurs] URL: https://dzen.ru/media/ab_dpo/tre-bovaniia-k-obrazovaniiu-i-kvalifikacii-rukovodite-lia-obrazovatelnoi-organizacii-5ee73b-ca790ceb6048925bb9 (data obrashcheniya 27.12.2022)

[25] FGOS VO 27.03.02 Upravlenie kachest-vom // [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant. ru/71344998/53f89421 bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrashcheniya 13.11.2022)

[26] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 30.12.2021) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] URL: https://base. garant.ru/70291362/ (data obrashcheniya 25.12.2022)

[27] Chto takoe Bolonskaya sistema obrazovaniya // [Elektronnyj resurs] URL: https://journal. tinkoff.ru/guide/bologna-process/ (data obrash-cheniya 19.11.2022)

[28] Morozov A.V. Professional Standard as an Indicator of Administrative Competence of a School Principal in Russia // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2019. - Vol. 316. - Pp. 42-49.

[29] The Black Book of the Bologna Process // The European Students' Union // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.esib.org/documents/publications/ official_publications/ Bologna-Blackbook_2005.pdf (data obrashcheniya 05.12.2022)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.