Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ / DISTANCE LEARNING / HIGHER EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна, Хамитова Дана Сункарбековна

В данной статье рассматриваются современные подходы к организации дистанционного обучения студентов с инвалидностью в вузе. Определены положительные стороны данной системы и выделены некоторые риски, обуславливающие снижение эффективности обучения студентов с инвалидностью в вузах. основные составляющие системы дистанционного обучения. Описаны необходимые условия и педагогические принципы дистанционного обучения студентов с инвалидностью, базовые требования к подбору материала для лекционных и практических (семинарских) занятий со студентами с различными нарушениями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна, Хамитова Дана Сункарбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

assimilate online teaching pedagogies, to adjust the latest technologies to online education.

REFERENCES

Noah A. Newman, BS1 and Omar M. Lattouf, MD, PHD, FACC, FACS 2 ■ . Coalition for medical education—A call to action: A proposition to adapt clinical medical education to meet the needs of students and other healthcare learners during COVID 19 J Card Surg. 2020 Apr 30 10.1111/jocs.14590. doi: 10.1111/jocs.14590 [Epub ahead of print]; PMCID: PMC7267341 PMID: 32353907

Tobias Münster,1 Christoph Stosch,1 Nina Hindrichs,1 Jeremy Franklin,2 and Jan Matthes3. Peyton's 4-Steps-Approach in comparison: medium-term effects on learning external chest compression a plot study. GMS J Med Educ. 2016; 33(4): Doc60. Published online 2016 Aug 15. doiLukas B. Seifert, 1 Benedikt Schnurr,1 Maria-Christina

Stefanescu,2 Robert Sader,1 Miriam

Ruesseler,3 and Jasmina Sterz3. Comparing video-based versions of Halsted's 'see one, do one' and Peyton's '4-step approach' for teaching surgical skills: a randomized controlled trial. Hamed Khan. An

adaptation of Peyton's 4-stage approach to deliver clinical skills teaching remotely.

DOI:https://doi.org/1.15694/mep.2020.000073.1 Published daate:23/04/2020 Seymour-Walsh AE, Bell A, Weber A, Smith T . Adapting to a new reality: COVID-

19 coronavirus and online education in the health professions..Rural Remote Health. 2020 May;20(2):6000. doi: 10.22605/RRH6000. Epub 2020 May 26.PMID: 32456441 Free PMC article.Preeti Sandhu ; Maisie de Wolf . The impact of COVID-19 on the undergraduate medical curriculum. Affiliations expand PMID: 32400298

PMCID: PMC7269089

DOI: 10.1080/10872981.2020.1764740 Free PMC article.

Choi B, Jegatheeswaran L, Minocha A, Alhilani M, Nakhoul M, Mutengesa E The impact of the COVID-19 pandemic on final year medical students in the United Kingdom: a national survey. BMC Med Educ. 2020 Jun 29;20(1):206. doi: 10.1186/s12909-020-02117-1.PMID: 32600460 Free PMC article.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна,

доктор педагогических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая

г. Алматы

Хамитова Дана Сункарбековна

докторант

Казахского национального педагогического университета имени Абая

г. Алматы

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.7.76.949

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются современные подходы к организации дистанционного обучения студентов с инвалидностью в вузе. Определены положительные стороны данной системы и выделены некоторые риски, обуславливающие снижение эффективности обучения студентов с инвалидностью в вузах. основные составляющие системы дистанционного обучения. Описаны необходимые условия и педагогические принципы дистанционного обучения студентов с инвалидностью, базовые требования к подбору материала для лекционных и практических (семинарских) занятий со студентами с различными нарушениями в развитии.

ANNOTATION

This article discusses modern approaches to the organization of distance learning for students with disabilities in higher education. The positive aspects of this system are identified and some risks that cause a decrease in the effectiveness of teaching students with disabilities in higher education institutions are highlighted. the main components of the distance learning system. It describes the necessary conditions and pedagogical principles of distance learning for students with disabilities, the basic requirements for the selection of material for lectures and practical (seminar) classes with students with various developmental disabilities

Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее образование, студенты-инвалиды, особые образовательные потребности, нарушения в развитии.

Keywords: distance learning, higher education, students with disabilities, special educational needs, developmental disabilities

Введение.

Развитие дистанционного обучения на современном этапе, особенно активно распространяющегося в условиях пандемии коронавируса (СОУТО-19), обусловило появление определенных рисков снижения качества высшего

профессионального образования для людей с особыми образовательными потребностями и в связи с этим актуализировало необходимость совершенствования системы дистанционного образования. Наряду со сложностями технического порядка, перед преподавателями вузов особенно

остро стали вставать вопросы методического характера: организация эффективной

самостоятельной работы обучающихся удаленно, переориентация собственной деятельности с информативной на консультативную,

регулирующую и организационную и др [1].

Значительные трудности, связанные с внезапным переходом на дистанционное обучение, стали испытывать и сами студенты, среди которых отмечается, в первую очередь, недостаточная разработанность системы администрирования учебного процесса. Так, один из студентов с нарушением зрения (незрячий) в процессе специально организованного

полуструктурированного интервью указывал на наличие проблем организационного порядка: «Была проблема, что резко перешли и трудно было адаптироваться. Труднее было выйти на связь с педагогом, с научным руководителем, особенно, с администрацией факультета. Бывало, что среди учебного занятия вдруг резко прерывалась связь, не было ничего слышно...».

Помимо этого, студенты с инвалидностью отмечают в качестве отрицательного влияния дистанционного обучения - ограничение возможности «живой» и внеучебной коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, а также снижение возможности сотрудничества в процессе познавательной деятельности: «Не хватает именно взаимодействия с одногруппниками. Потому что ты привык каждый день приходить, видеть лица, скучаешь, тяжело».

Другими немаловажными факторами, вызывающими определенные риски снижения качества высшего образования в условиях дистанционного обучения, являются:

- Необходимость наличия у всех участников учебного процесса (обучаемые и преподаватели) определенного уровня компьютерной подготовки, чтобы уметь пользоваться методами средствами и организационными формами дистанционного образования.

- Недостаточная психолого-педагогическая подготовка преподавателей к работе с «удаленным» студентом с инвалидностью.

- Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).

Необходимость наличия у обучающихся активной познавательной деятельности и мотивации к поиску и самостоятельном получении необходимой информации. Опыт организации дистанционного обучения свидетельствует, что у части студентов отмечается недостаточно сформированные методы организации самостоятельной познавательной деятельности, в частности, неумение организовать

последовательную работу по поиску необходимой информации, контролю и самопроверке.

Наличие психофизиологических сложностей у студентов с тяжелыми нарушениями зрения, слуха,

опорно-двигательного аппарата и др., которые обуславливают практическую невозможность воспринимать информацию на слух в случае глубокого нарушения слуха и визуальную - в случае нарушения зрения. У студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в свою очередь, возникают моторные трудности физиологические проблемы, связанные с нарушением двигательного режима. Так, один из студентов с тяжелой степенью нарушения зрения отмечал: «В основном трудно было обладать огромной информацией. Выразить свои мысли трудно. Забывчивость. Огромный объем информации. Не всем же дано запомнить огромный объем информации. Информация не всегда анализируется. Не зря же говорят «глухой телефон».

- Наличие некоторых трудностей психологического характера, связанных с проблемами общения, с неумением, и зачастую нежеланием, выражать свои мысли вслух в коллективе и др. О наличии такого рода трудностей отмечала, например, одна из студенток с нарушением опорно-двигательного аппарата: «Тяжело отвечать при дистанционном обучении на камеру, задания сдавать, потому что ты сам, лично рассказываешь. Тебе раньше могли подсказать что-то, а тут ты лично один на один, тяжеловато».

Наличие указанных выше трудностей, безусловно, свидетельствует, о необходимости применения новых педагогических методов и методик в процессе дистанционного обучения студентов с инвалидностью. Острота данной проблемы постоянно повышается, с одной стороны, увеличением количества людей с инвалидностью, желающих приобрести высшее профессиональное образование, а с другой, расширением практики дистанционного обучения, в первую очередь, из-за распространения пандемии коронавируса (СОУГО-19) по планете, которая поставило под угрозу работу всех высших учебных заведений мира. Таким образом, возникает противоречие между недостаточной готовностью вузов в материально -техническом, организационном и методическом плане к внедрению системы дистанционного обучения и необходимостью обеспечения высокого качества высшего профессионального образования студентов с инвалидностью с учетом характера и тяжести нарушения в развитии, с другой [2].

Проблема исследования заключается в разработке требований, педагогических принципов и условий образовательного контента для дистанционного обучения студентов с инвалидностью в вузе.

Организация дистанционного учебного процесса со студентами с инвалидностью. Для эффективной организации учебного процесса со студентами с инвалидностью целесообразно разработать специальный (отдельный) нормативный документ об организации дистанционного обучения студентов с инвалидностью в вузе или, в случае наличия уже

имеющихся аналогичных документов, внести в них необходимые изменения, которые отражают организационные, методические и материально-технические вопросы дистанционного обучения студентов с различными нарушениями развития. Необходимо также обеспечить в каждом вузе определенный выбор индивидуальной или групповой (в смешанной группе) модели дистанционного обучения для каждого конкретного студента.

В учебно-воспитательном процессе для лиц с инвалидностью следует определить набор конкретных лицензионных электронных ресурсов и приложений, которые будут применяться в дистанционном обучении. Помимо этого, надлежит провести корректировку расписания учебных занятий с учетом особенностей студентов с тем или иным сенсорным или двигательным нарушением и определить необходимые ресурсы.

Для обучающихся с инвалидностью разных нозологических групп необходимо определить и обеспечить комплекс специальных условий, который позволит продуктивно организовать дистанционный учебный процесс. Также, целесообразно обеспечить при необходимости тифлопереводчиков, сурдопереводчиков и др. специалистов.

До начала учебных занятий по дистанционной форме обучения надо разработать и реализовать подготовительную программу для всех желающих поступить в вуз и обучаться дистанционно в следующем учебном году.

Во время обучения вузам следует определиться с выбором формы подготовительной работы к дистанционному обучению. Возможными вариантами такой деятельности могут выступать:

- Пропедевтические курсы. Так, известный исследователь в области дистанционного образования Б.Б. Айсмонтас рекомендует проведение в 1 семестре учебных дисциплин «Введение в дистанционное обучение» и «Технологии и методики самоорганизации». Во втором семестре, по его мнению, можно включить в учебный план курс «Методика работы с учебной информацией» [3].

- Организационный блок на каждом году обучения, который может включать в себя: форум знакомств, знакомство с документацией учебного процесса, текущие объявления и др.

- Вводные занятия по каждой учебной дисциплине, в процессе которых всех студентов, в том числе и студентов с инвалидностью, преподаватель знакомит с целями и задачами курса, значением данной дисциплины для будущей профессиональной деятельности (для повышения мотивации к изучению данной дисциплины), с требованиями к выполнению самостоятельных работ, дисциплине и др. Для этого рекомендуется включить в силлабус или Методические рекомендации к проведению практических (семинарских) занятий и других документов отдельный блок с описанием специальных образовательных условий для студентов с

инвалидностью, режима и алгоритма дистанционного обучения.

Обязательными условия для дистанционного обучения студентов с инвалидностью представляются также:

1. Назначение и функционирование специального преподавателя-консультанта (тьютора) для дистанционного обучения студентов-инвалидов, который курирует и организовывает взаимодействие студента с инвалидностью с преподавателями, администрацией вуза, психологами и др.

2. Обеспечение электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к особенностям восприятия информации.

3. Обеспечение доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося.

4. Обеспечение вариативности средств и форм представления лекционной и другой информации (зрительной или слуховой) на основе учета ведущего для конкретного студента способа восприятия учебной информации:

5. Наличие необходимых компетенции у преподавателей:

- Компетенции в области информационных технологий (свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, знание доступных и ассистивных технологий и инструментария) [4].

- Компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии).

- Компетенции в области психологии: знание психофизиологических и личностных особенностей лиц с различными отклонениями в развитии, навыки вовлечения студентов в социальную коммуникацию и др.

6. Вовлечение студентов с инвалидностью в общественную деятельность (социальные проекты, дистанционные курсы, Интернет-дебаты и др.).

7. Работа с родителями студентов, включающая: лекции и консультации, тренинги и личные беседы, встречи со специалистами и сотрудниками факультета и т.п.

8. Регулярный мониторинг удовлетворенности студентов организацией и условиями дистанционного обучения (анкетирование, интервью, беседы и др.).

Наряду с указанными выше условиями важно иметь в виду, что при дистанционном обучении студентов с инвалидностью учебные отделы вуза должны придерживаться той же образовательной программы, которая применяется при очном посещении занятий и с другими студентами. Соответственно, преподавателями должны разрабатываться одни и те же учебно-методические комплексы дисциплин для всех студентов, с наличием инвалидности и без нее.

При организации дистанционного обучения студентов с инвалидностью эффективно использование общепедагогических технологий, при этом базовыми становятся личностно-ориентированная и адаптивная педагогическая технологии. Применение личностно-

ориентированной образовательной технологии предполагает учет специфических особенностей восприятия информации, темперамента, личностных качеств студентов с различными видами нарушений. Адаптивная педагогическая технология, в свою очередь, обуславливает необходимость адаптации форм, методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств для обеспечения доступности учебных материалов для лиц с инвалидностью.

Разработка образовательного контента для дистанционного обучения студентов с инвалидностью должна ориентироваться на следующих базовых педагогических принципах:

1. Поэтапная операционализация действий и их демонстрация. Преподавателю следует быть готовым давать четкую пошаговую инструкцию по преодолению возникающих проблем и многократно демонстрировать способы их решения;

2. Персонификация образовательной деятельности. Необходимо изыскивать индивидуальные стимулы для обучения, пусковые механизмы формирования навыков самоорганизации, требуемых при ДО. Например, организацию предварительной связи (по телефону, в чате WhatsApp) перед началом проведения занятий (за 20 минут) в случае онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время.

3. Опора на сохранные сигнальные системы восприятия информации. Следует ориентироваться на индивидуальные возможности обучающегося при восприятии и дальнейшей обработке информации и адаптировать образовательный контент посредством перевода данных в видео- и аудио- формат. Это возможность предоставления демонстрируемой на занятиях мультимедийной информации обучающемуся с нарушениями зрения и слуха в доступной для него форме: обязательный электронный вариант для индивидуального просмотра на компьютере или смартфоне, лекционный материал важно прочитывать вслух в случае нарушений зрения, дублирование звуковой информации видеоматериалами (в том числе «бегущая строка»).

4. Индивидуализация обучения. Ориентация предъявляемых заданий и формы их выполнения под индивидуальные особенности обучающихся, использование вариативных заданий.

5. Сегментация общего содержания занятия на отдельные блоки или модули. Использование дистанционных технологий обучения должно опираться на размещение учебного материала в рамках онлайн-платформы по определенным секциям и четко обозначенными разделам,

доступным для оперативного поиска и пользования всеми субъектами обучения.

6. Проведение учебного занятия необходимо разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности.

7. Предоставление возможности заблаговременно ознакомиться с материалом занятия.

8. Возможность дублирования информации с использованием разных ресурсов, то есть задания должны размещаться не только наа образовательной платформе вуза, но и дублироваться, например, по электронной почте, в WhatsApp и др.[5].

Лекционный материал. Лекции должны содержать систематизированное, последовательное и концентричное (повторяющееся на усложненном и аналогичном материале) изложение материала по курсу. В содержании лекции целесообразно структурно выделять введение, основной текст, выводы, вопросы для самопроверки. Кроме того, весь текстовый материал лекции необходимо структурировать на разделы, пункты, подпункты для эффективного усвоения учебного материала студентами с инвалидностью. При составлении лекционных материалов следует идти от простого к сложному, от известного к неизвестному. Объем учебного материала, который содержится в лекции должен быть логичным, конкретным, четким и ясным, а также интересным, доступным для понимания, подробно раскрывающим изучаемые предметы, явления и процессы по той или иной дисциплине.

С целью недопущения пробелов в изучении лекции преподавателям необходимо избегать сложных грамматических оборотов,

синтаксических конструкций. Для повышения мотивации студентов с теми или иными нарушениями в развитии к изучению курса стоит применять элементы проблемного изложения, использовать в качестве примеров реальные факты, события, явления, встречающиеся в повседневной жизни, то есть реализовывать связь с практикой.

В содержание лекционного материала можно включить рассмотрение новых сведений (концепций, фактов) и достаточное количество практических примеров, что, на наш взгляд, поможет сориентировать молодых людей на будущую практическую профессиональную деятельность.

Важным представляется следование определенным техническим требованиям к текстовому материалу, то есть к формату и представлению текста материала. Так, текст документа необходимо представлять в формате, удобном для редактирования и представляющим возможность менять фон, шрифт, величину и т.д. Нельзя допускать в содержании текста орфографические, пунктуационные и

стилистические ошибки. Рекомендуется также давать расширенное определение всем используемым профессиональным терминам в глоссарии, что будет способствовать

формированию целостного представления по тематике изучаемой учебной дисциплины.

С целью привития у студентов с инвалидностью навыков самостоятельного добывания информации и самообучения целесообразно включать ссылки на различные доступные интернет-источники, содержащие дополнительную информацию по теме.

Для лучшего понимания и запоминания изучаемого материала в некоторых текстовых документах возможно использование примеров с сопровождениями иллюстраций, мультимедиа презентаций, видео-, аудиоматериалов, таблиц, графиков, схем и др. Немаловажным требованием представляется обязательное представление в конце каждого раздела выводов и перечня вопросов для самопроверки в конце основного текста. При этом, вопросы для самопроверки студентов с особыми образовательными потребностями могут представляться в виде классических вопросов, тестовых заданий с вариантами ответов или практических задач.

Практические материалы для семинарских (лабораторных) занятий должны предоставлять возможность закреплять изученный теоретический программный материал. Для этого, в первую очередь, необходимо указывать ссылки на теоретические материалы и дополнительные источники. Кроме того, при составлении заданий для практических и семинарских заданий должны использоваться только конкретные и четкие формулировки. Для дифференцированного оценивания учебных достижений студентов на практических (семинарских) занятиях желательно представлять предлагаемые задания в различных вариантах степени сложности, то есть все виды работ: итоговые, контрольные, рубежные работы, коллоквиумы и другие виды заданий должны содержать уровневые задания.

Очень важным является соответствие объема и длительности самостоятельно выполняемых практических (семинарских) санитарно-гигиеническим нормам, а также доступность и развернутость объяснения обучающимся содержания и плана выполнения задания. В случае необходимости целесообразно описать конкретные требования к содержанию, объему, оформлению и представлению выполняемых заданий.

Выводы

Соответствие указанным выше требованиям, принципам и методологическим подходам к разработке образовательного контента для дистанционного обучения студентов с инвалидностью, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности данного процесса. Соблюдение необходимых условий и педагогических принципов дистанционного обучения студентов с инвалидностью, а также тщательное соответствие подбора материала к лекционным и практическим (семинарским) занятиям базовым требованиям предоставит реальные возможности

удовлетворения особых образовательных потребностей у студентов, что в конечном счете будет способствовать наиболее полной их профессиональной самореализации, дальнейшему успешному трудоустройству и карьерному росту.

Список использованных источников

1. Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции СОУГО-19 в организациях образования, организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период пандемии. -Приказ Министерства образования и науки РК №108 от 14.03.2020 г.

2. Мовкебаева З.А., Хамитова Д.С. Рекомендации по организации дистанционного обучения студентов с особыми образовательными потребностями в период пандемии коронавируса// Наука и жизнь Казахстана. - 2020. - №5. - С.127-130.

3. Айсмонтас Б.Б. Шрз://суЬег1етпка.ги/а111с1е/п/о5оЬеппо5Й-ро1исЬетуа-оЬга70уа1е1пуЬ-ш1^-у-из1оу1уаЬ-ink1yuzivnogo-obucheniya

4. Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям. -Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Айсмонтас Б.Б. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных технологий. - Москва, 2015. - 334.с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.