Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http ://mir-nauki.com/vol4-4. html URL статьи: http://mir-nauki. com/PDF/35PDMN416 .pdf Статья опубликована 01.09.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Богинская Ю.В. Современное состояние высшего образования студентов с инвалидностью в вузах Европы и США // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078)
УДК 378.1
Богинская Юлия Валериевна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Россия, Ялта Зав. кафедрой «Социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения»
Доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Современное состояние высшего образования студентов с инвалидностью в вузах Европы и США
Аннотация. В статье представлены результаты анализа деятельности ведущих европейских вузов и США по вопросам обучения студентов с инвалидностью. Проанализированы количественные показатели студентов с инвалидностью в зарубежных университетах. Охарактеризованы следующие формы оплаты образовательных услуг молодежью с инвалидностью в разных университетах: выплаты пособий, стипендий, предоставление грантов, оформление кредитов. Особенности и специфика высшего образования лиц с инвалидностью зарубежных государств анализировались в рамках Европейского проекта Темпус Тасис «Центр высшего образования инвалидов» (поездки, семинары, тренинги, конференции), а также в ходе исследовательской поездки в США в рамках проекта «Среднее образование в США: проект для одного государства». Акцентируется внимание на законодательном обеспечении доступности высшего образования для лиц с инвалидностью. Автором представлен перечень программ международных обменов, доступных для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья; высшее учебное заведение; доступность образования; службы сопровождения; академическая мобильность; европейские страны; США
С каждым годом становится все больше стран, присоединившихся к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Однако это не означает моментальное вступление в силу рекомендованных положений Конвенции и кардинальное изменение ситуации в защите прав лиц с инвалидностью, в том числе права на образование. Ни одно высшее учебное заведение развитых стран мира не имеет права отказать в поступлении абитуриенту с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросами инклюзивного образования в вузах и решением проблем доступности высшего образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями в
современных реалиях занимаются такие ученые как: Айсмонтас Б.Б. [1], Быстрова И.В. [1], Воробьева А.Н. [1], Волкова В.В. [2], Гуркина О.А. [3], Данолова Е.А. [11], Леханова О.Л. [7], Мартынова Е.А. [8], Михальчи Е.В. [2], Новикова Е.М. [3], Одинцова М.А. [1], Пряжникова ЕЮ. [1], Рокотянская Л.О. [9], Ярая Т А. [10] и др.
Вместе с тем проблемным моментом является доступность обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим возникает необходимость рассмотрения систем высшего образования за рубежом (США, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия), особенностей организации профессиональной подготовки молодежи в высших учебных заведениях.
Для анализа были отобраны ведущие вузы нескольких стран по критерию наибольшего количества обучаемых студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также по наличию центров или служб поддержки и социально-педагогического сопровождения.
В таблице 1 (составлена автором) представлены результаты анализа деятельности ведущих высших учебных заведений зарубежных стран в отношении обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Таблица 1
Количество студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузах
США и европейских стран
№ п /п Страна Ведущие университеты Год основания Общее кол-во студентов Кол-во студентов-инвалидов % соотношение
Университет Минессоты 1851 51 659 2 560 4,95
Тьюлейн 1834 43 834 2 305 5,26
1. США университет Государственный университет Сэм Хьюстон 1879 10 855 1 032 9, 5
Университет Северной Каролины в Ашевиле 1927 3 701 270 7,3
Средний показатель 6,75
Королевский 1810 24 560 1 200 4,9
2. Великобритания университет Белфаста Открытый университет в Йоркшире Эдинбургский университет 1969 1583 200 000 26 400 9 300 1 970 4,65 7,46
Средний показатель 5,67
Мир Науки
№ п /п Страна Ведущие университеты Год основания Общее кол-во студентов Кол-во студентов-инвалидов % соотношение
Университет
Вупперталь 1972 14 000 530 3,79
Технический
университет 1966 24 000 1 200 5,0
3. Германия Дортмунда Гейдельбергский
университет 1386 27 602 2 235 8,1
Берлинский
технический 1770 29 631 1 486 5,01
университет
Средний показатель 5,47
Университет 1499 55 000 2 750 5,0
Валенсия
Национальный 1972 160 000 3 800 2,37
4. Испания университет дистанционного обучения
Барселонский 1450 90 644 1 025 1,13
университет
Средний показатель 2,83
Университет 1860 60 000 264 0,44
Флоренция
Университет 1222 61 000 289 0,47
5. Италия Падуя Миланский университет 1863 30 000 150 0,50
Пизанский 1343 49 394 242 0,49
университет
Средний показатель 0,47
Свободный 1834 20 000 29 0,15
университет
Брюсселя
а Бельгия Католический 1425 36 923 47 0,13
университет Левена
Гентский 1816 32 000 105 0,33
университет
Средний показатель 0,20
Итак, как показано в таблице 1 наибольший показатель численности студентов с инвалидностью представлен в системе высшего образования США 6,75%, наименьший в Италии - 0,47% и Бельгии - 0,2%. Лидером по данному показателю является США. Так, согласно данным Национального центра по статистике образования Министерства образования США в вузах всех штатов в 2012 году обучалось 11% студентов с
инвалидностью1. Согласно статистическим данным во всех вузах Германии (по состоянию на 2013 г.) обучалось около 6% студентов с ограниченными возможностями, что еще раз подтверждает результаты, полученные нами (5,47%) в ходе анализа деятельности четырех ведущих вузов [3].
Далее в таблице 2 (составлена автором) обобщены результаты мониторинга вузов и представлен рейтинг стран по количеству студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Таблица 2
Рейтинг государств по количеству студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в
высших учебных заведениях
№ п/п Страна % соотношение кол-ва студентов-инвалидов к общему кол-ву студентов
1. США 6,75
2. Великобритания 5,67
3. Германия 5,47
4. Россия 4,17
5. Испания 2,83
6. Украина 1,2
7. Италия 0,47
8. Бельгия 0,2
Как показали результаты анализа реализации права инвалидов на образование, спецификой Бельгии и Италии является регистрация и учет только тех студентов с ограниченными возможностями, которые попросили о помощи. Поэтому, как правило, в стенах вузов обучается большее количество инвалидов, но они не стоят на учете и не получают помощь. В связи с этим в названных странах низкие показатели 0,2% и 0,47% соответственно. В остальных же странах действует система учета при поступлении в высшее учебное заведение. На основании этого и высокие показатели, соответствующие международным стандартам.
В тройку лидеров вошли США, Великобритания, Германия, имеющие большее процентное соотношение количества студентов-инвалидов к общему количеству студентов в пределах мировых стандартов - 6,75%, 5,67% и 5,47% соответственно.
Следующий критерий анализа - оплата образовательных услуг регулируется законодательством зарубежных стран, в которых существенным принципом является то, что ни для одной из категории студентов нет бесплатного обучения - есть компенсация его. Выплачиваются пособия, стипендии, предоставляются гранты, оформляются кредиты. Финансируются эти затраты организациями, фондами, центрами, службами, органами местного самоуправления. Студенты, обращаясь в вузовскую службу, получают информацию о том, в каких фондах, организациях просить финансовую помощь, или же самостоятельно ищут источник финансирования. Например, в Великобритании студенты, обучаясь на стационаре, с ограниченными возможностями получают основной правительственный грант [5]. На пособия кроме инвалидов-очников имеют право и студенты-заочники, а также аспиранты. Существуют фонды при университетах, средства из которых тоже могут выплачиваться студентам с ограниченными возможностями. Студенты с инвалидностью заочной формы обучения и аспиранты в британском университете получают студенческие пособия, которые делятся на три группы:
1 Инвалиды в США // США: общество и ценности. Электронный журнал информационного агентства США. - 2012. - январь. - Т.4. - 45 с.
35РБМЖ16
1) пособия на специальное оборудование - компьютер, сканер, специализированное программное обеспечение, цифровой диктофон, электронный словарь, Оксфордский словарь, карманный органайзер, цветные закладки, страхование и конечно, постоянная поддержка оборудования, в соответствии с индивидуальными потребностями;
2) немедицинские вспомогательные пособия - дополнительные занятия, упражнения, но не основной курс дисциплины;
3) основное студенческое пособие - копирование, запись ленты для лекций, цветная бумага, дополнительные книги [3].
Размер пособия зависит от того, сколько часов в день обучается студент с инвалидностью, даже при дистанционном обучении.
Характерным для оплаты обучения в Итальянской системе высшего образования является оплата налога2. Однако если у студента есть инвалидность, более чем 66%, он имеет право на полное освобождение от оплаты за обучение в университете. Необходимо предоставить в начале учебного года удостоверение инвалида, выданное органами здравоохранения. Также местными властями устанавливаются дополнительные выплаты на различные расходы (транспорт, помощь по дому). В Испании вузы предоставляют льготную оплату, если инвалидность от 33% и выше3. Компенсация остальной части денежных средств идет за счет стипендий, пособий, на получение которых надо подавать документы и писать заявление. Германия обеспечивает лиц с ограниченными возможностями студенческими кредитами [6]. США обеспечивает бесплатное образование для инвалидов согласно Закону «Об образовании лиц с отклонениями в развитии и здоровье» (1997) [12]. Американским высшим учебным заведениям выгодно иметь студентов-инвалидов, т.к. государством выделяются средства на организацию поддержки и сопровождения студентов данной категории. Студенты с ограниченными возможностями имеют право подавать заявки на стипендии в различные фонды, организации, центры.
Система оплаты за обучение в Великобритании сходна с американской. В соответствии с Законом «О дискриминации инвалидов в сфере образования» (1999 г.) государство выдает гранты, кредиты или другие выплаты Советам по вопросам образования и профессиональной подготовки для организации соответствующей поддержки студентов с инвалидностью [6]. Обязательным условием является представление публичных отчетов о расходовании средств вузами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отличительной особенностью европейской системы высшего образования от российской и украинской по критерию оплаты образовательных услуг является отсутствие набора студентов с инвалидностью на бюджетные места.
Еще одним критерием анализа системы высшего образования, на наш взгляд является обеспечение мобильности студентов с инвалидностью в ходе программ международных обменов. Так, в странах Европейского союза успешно действует в отношении инвалидов программа Erasmus, позволяющая студентам данной категории выезжать в зарубежные вузы. Службы, занимающиеся поддержкой и сопровождением студентов с ограниченными
2 Legge-quadro per l'assistenza, l'integrazione sociale e i diritti delle persone handicappate. [Pubblicata in G.U. 17 febbraio 1992] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.handylex.org/stato/l050292.shtml.
3 Real Decreto 1742/2003, de 19 de diciembre, por el que se establece la normativa básica para el acceso a los estudios universitarios de carácter oficial. - 2004. - BOE núm. 19. - Р. 663-667.
возможностями, регулируют и эти вопросы, подбирая им доступные для обмена вузы с учетом нозологий.
В Соединенных штатах Америки на сегодняшний день Бюро Государственного департамента по делам образования и культуры (ECA) предлагает широкий спектр академических, профессиональных, искусства и спортивных обменов, открытых для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Программа FLEX стремится предоставить возможность всем студентам с ограниченными возможностями, которые отвечают требованиям отбора для участия в тестировании. С момента начала программы в 1993 году более 240 студентов из Евразии с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата и другие инвалиды стали финалистами FLEX.
Кроме того, в США, за последнее десятилетие лица с инвалидностью обращаются в Национальный центр обмена информацией по вопросам инвалидности и обмену (NCDE) с вопросами, начиная от наличия адаптивного оборудования или сурдопереводчиков за границей, заканчивая местонахождением сверстников с подобной инвалидностью, советами по передвижению за границей. NCDE признает, что международные программы предлагают новые задачи и опыт, связанные с доступностью, а также возможности для изучения новых стратегий для независимости и интеграции. Лица с ограниченными возможностями здоровья, как и их сверстники, значительно выигрывают от обучения за рубежом.
В вузах России и Украины действуют программы обмена Tempus, Socrates и Leonardo. Однако, только для студентов без инвалидности и ограниченных возможностей здоровья. В связи с этим, данное направление работы вузов со студентами с ограниченными возможностями здоровья считается перспективным и необходимым.
Итак, анализ образовательных уровней, доступных для студентов с инвалидностью показал одинаковую ситуацию для всех стран: России, Украины, США, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии. В законодательной базе данных государств содержатся нормативы, регулирующие доступность всех ступеней высшего образования. Подписав и ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов, они (государства) обязаны сделать доступным и безбарьерным высшее образование. На основании этого документа образовательно-квалификационные уровни бакалавра, магистра, а также аспирантура, последипломное переподготовка, специализация, повышение квалификации, стажировка доступны всем лицам с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айсмонтас Б.Б., Воробьева А.Н., Быстрова И.В., Пряжникова Е.Ю., Одинцова М.А. Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение: Методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. - Москва: Издательство: ООО «Сам полиграфист», 2015. - 286 с.
2. Волкова В.В., Михальчи Е.В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах // Психологическая наука и образование. -2015. - Т. 20. - №2. - С. 5-15.
Мир Науки
3. Глузман А.В., Богинская Ю.В. Законодательное обеспечение доступности высшего профессионального образования инвалидов в европейских странах // Педагогика. - 2014. - №8. - С. 99-108.
4. Гуркина О.А., Новикова Е.М. Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ОВЗ на примере исследования высшего образования // Современная зарубежная психология. - 2014. - Т. 3. - №1. - С. 6-15.
5. Зиневич О.В., Дегтярева В.В. Круглый стол «Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: мировой и российский опыт» // Философия образования. - 2014. - №3. - С. 249-264.
6. Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Организация образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями в европейских и российских университетах // Казанская наука. - 2013. - №3. - С. 238-240.
7. Леханова О.Л. Специфика применения средств электронного обучения в высшем профессиональном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные информационные технологии. Теория и практика материалы II Всероссийской научно-практической конференции в рамках ИТ-форума «ICITY 2015: Информатизация промышленного города». - Череповец, 2016. - С. 141-145.
8. Мартынова Е.А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2013. - Т. 5. - №1. - С. 83-87.
9. Рокотянская Л.О. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки (г. Ялта). -2016. - №2 (34). - С. 127-133.
10. Ярая Т.А. Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - №47-2. - С. 330-338.
11. Danilova E.A. The requirements for inclusive éducation in higher educational institutions of Russia // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - №4 (4). - С. 12-16.
12. Shea Т.М. An Introduction to spécial Education. А Social systems perspective. 2nd édition / Т.М. Shea, А.М. Bauer. - Madison, 1997. - 167 p.
Boginskaia Iuliia Valerievna
V.I. Vernadsky Crimean federal university, Russia, Simferopol E-mail: [email protected]
The current state of higher education of students with disabilities in the European and US universities
Abstract. The article presents the results of activities of the leading European universities and the United States on the education of students with disabilities. The quantitative indicators of students with disabilities were analyzed in foreign universities. The following forms of payment of educational services are described by young people with disabilities in different universities: payment of benefits, scholarships, grants, registration of credits. The features and specifics of the higher education of persons with disabilities from foreign countries were analyzed in the framework of the European Project Tempus Tacis «Higher Education Disabled Center» (trips, seminars, trainings, conferences) and also in the research trip to the US in the framework of the project «Secondary education in the US: the project for one state». The attention is focuses on the legislative provision of access to higher education for persons with disabilities. The author provides a list of international exchange programs available for students with disabilities. The study was performed under the state order Ministry of Education of the Russian Federation «Development and implementation of the rehabilitation system of students with disabilities in inclusive educational environment of the Republic of the Crimea» (№ 115052150078).
Keywords: students with disabilities; higher education; access to education; support services; academic mobility; European countries; USA
REFERENCES
1. Aysmontas B.B., Vorob'eva A.N., Bystrova I.V., Pryazhnikova E.Yu., Odintsova M.A. Inklyuzivnoe obrazovanie v vuze studentov s invalidnost'yu i OVZ: organizatsiya obucheniya, osobennosti obucheniya studentov s razlichnymi nozologiyami, proforientatsionnaya rabota, psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie: Metodicheskie rekomendatsii dlya prepodavateley sfery vysshego professional'nogo obrazovaniya, rabotayushchikh so studentami s invalidnost'yu i OVZ. - Moskva: Izdatel'stvo: OOO «Sam poligrafist», 2015. - 286 s.
2. Volkova V.V., Mikhal'chi E.V. Issledovanie pedagogicheskikh usloviy realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya v vuzakh // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. -
2015. - T. 20. - №2. - S. 5-15.
3. Gluzman A.V., Boginskaya Yu.V. Zakonodatel'noe obespechenie dostupnosti vysshego professional'nogo obrazovaniya invalidov v evropeyskikh stranakh // Pedagogika. - 2014. - №8. - S. 99-108.
4. Gurkina O.A., Novikova E.M. Zarubezhnyy opyt sotsial'noy i obrazovatel'noy inklyuzii lyudey s OVZ na primere issledovaniya vysshego obrazovaniya // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. - 2014. - T. 3. - №1. - S. 6-15.
5. Zinevich O.V., Degtyareva V.V. Kruglyy stol «Inklyuzivnoe obrazovanie studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: mirovoy i rossiyskiy opyt» // Filosofiya obrazovaniya. - 2014. - №3. - S. 249-264.
6. Zinov'eva V.I., Bersenev M.V. Organizatsiya obrazovatel'noy deyatel'nosti studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami v evropeyskikh i rossiyskikh universitetakh // Kazanskaya nauka. - 2013. - №3. - S. 238-240.
7. Lekhanova O.L. Spetsifika primeneniya sredstv elektronnogo obucheniya v vysshem professional'nom obrazovanii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu // Sovremennye informatsionnye tekhnologii. Teoriya i praktika materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v ramkakh IT-foruma «ICITY 2015: Informatizatsiya promyshlennogo goroda». - Cherepovets,
2016. - S. 141-145.
8. Martynova E.A. Inklyuzivnoe obuchenie kak uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya studentov-invalidov // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2013. - T. 5. - №1. - S. 83-87.
9. Rokotyanskaya L.O. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo stanovleniya obuchayushchikhsya s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Gumanitarnye nauki (g. Yalta). - 2016. - №2 (34). -S. 127-133.
10. Yaraya T.A. Osobennosti adaptatsii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya k usloviyam vysshego uchebnogo zavedeniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2015. - №47-2. - S. 330-338.
11. Danilova E.A. The requirements for inclusive education in higher educational institutions of Russia // Unikal'nye issledovaniya XXI veka. - 2015. - №4 (4). - S. 12-16.
12. Shea T.M. An Introduction to special Education. A Social systems perspective. 2nd edition / T.M. Shea, A.M. Bauer. - Madison, 1997. - 167 p.