УДК 316.477 1БЬ 123
Б01 10.25205/2542-0429-2018-18-4-254-268
Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату
Т. Ю. Богомолова, С. В. Коржук
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН Новосибирский государственный университет Новосибирск, Россия
Аннотация
В статье дано описание современного российского образовательного «ландшафта», где происходит реализация людьми с инвалидностью своего права на образование. На основе информации, представленной в мониторинге Министерства образования и науки РФ (данные за 2015 г.), для анализа моделей обучения в российских вузах студентов с инвалидностью были выбраны вузы, в которых обучается 30 и более студентов с инвалидностью. Данные из мониторинга МОН были дополнены информацией с сайтов этих образовательных организаций. Выяснилось, что большинство этих вузов не имеют (или не обозначают) ориентации на учет образовательных потребностей студентов с инвалидностью и четко артикулированного формата их обучения. Вузы, реализующие модели специализированного, интегрированного инклюзивного обучения и «переходную» от специализированного к инклюзивному, отличаются наибольшей систематичностью в подходе к обучению студентов с инвалидностью. Однако такие вузы не составляют большинство. Результаты анализа дают основания для заключения, что в настоящее время в нашей стране наличие системы по обучению студентов с инвалидностью и инклюзивность в частности являются скорее свойствами отдельных вузов, чем института образования в целом. Ключевые слова
форматы обучения лиц с инвалидностью, инклюзивное образование, вузы России, индивиды с инвалидностью, социальная инклюзия Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках государственного задания по плану НИР ИЭОПП СО РАН проект Х1.179.1.3 «Российское общество в движении: институциональная среда, структуры, практики и субъекты социальных изменений» АААА-А17-117022250126-1 Для цитирования
Богомолова Т. Ю, Коржук С. В. Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. С. 254-268. Б01 10.25205/2542-0429-201818-4-254-268
Higher Education for the People with Disabilities in Russia: On the Path to the Inclusive Format
T. Yu. Bogomolova, S. V. Korzhuk
Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS Novosibirsk State University Novosibirsk, Russian Federation
Abstract
The article describes the modern Russian educational "landscape" where people with disabilities can realize their right to education. Based on the data provided in the Monitoring conducted by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (data for 2015), to analyze teaching models for the students with disabilities, we have chosen the higher education institutions where a number of students with disabilities exceeds 30. The data from the Monitoring were supplemented with the information which came from the websites of these educational organizations. It has been revealed that most of the selected higher education institutions fail to address the educational needs of the students with disabilities (or do not indicate such an orientation thereto) and accurately articulate the educational format.
© " Ю. Богомолова, С. В. Коржук, 2018
The higher education institutions which implement specialized, integrated, and inclusive education models and a "transitional" model from specialized to inclusive education appear to be more systematic in their teaching approaches for the challenged students. However, such higher education institutions do not constitute the majority. The key findings in the analysis allow us to perceive that today there exists the system of learning and training students with disabilities, with inclusivity being a property of a particular higher education institution rather than the institute of higher education as a whole. Keywords
educational formats for the students with disabilities, inclusive education, higher education institutions of Russia, challenged persons, social inclusion Funding
The research was carried out with the state assignment IEIE SB RAS project XI.179.1.3 "The society on the move: institutional environment, structures, practicians and subjects of social changes" АААА-А17-117022250126-1 For citation
Bogomolova T. Yu., Korzhuk S. V. Higher Education for the People with Disabilities in Russia: On the Path to the Inclusive Format. World of Economics and Management, 2018, vol. 18, no. 4, p. 254-268. (in Russ.) DOI 10.25205/ 2542-0429-2018-18-4-254-268
Доступ к профессиональному образованию людей с инвалидностью зависит от открытости института образования к обучению людей с особыми образовательными потребностями. Поиск баланса между образовательными потребностями и институциональными возможностями по их удовлетворению происходит на разных уровнях, и очень важно, чтобы все, кто хочет учиться, могли выбрать подходящий формат обучения. Ведь одним из ресурсов, повышающих шансы людей с инвалидностью на освоение ими различных сфер жизни, выступает профессиональное образование, в особенности полученное в инклюзивном формате.
Наша страна имеет долгую историю обучения людей с инвалидностью в специализированных образовательных учреждениях. На определенном историческом этапе специальное образование представляло собой относительно слаженную институционализированную систему, включающую учреждения общего среднего образования, организации профессионального образования, обучение непосредственно на специализированных предприятиях (или в специализированных отделениях в рамках обычных предприятий). Существовала связь между разными уровнями специального образования, а также с потенциальными местами занятости выпускников специализированных образовательных организаций. Напротив, инклюзивное образование - это новая практика, которая в настоящий момент находится в процессе институционализации, ориентир в развитии образовательной политики по отношению к людям с инвалидностью.
Важным поворотным моментом в нашей стране в признании и обеспечении равного доступа людей с инвалидностью к образованию, в том числе профессиональному, является ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 г. Конвенция предписывает государствам-участникам обеспечить доступ людей с инвалидностью к образованию на всех уровнях за счет распространения практик инклюзивного обучения в целях реализации права людей с инвалидностью на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. В соответствии с этими требованиями уже внесены коррективы и дополнения в национальное законодательство в области образования, а наличие в вузе доступной для людей с инвалидностью среды теперь является одним из условий получения им лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Несмотря на то что законодательно людям с инвалидностью гарантирована доступность образования, льготы при поступлении в учебное заведение и во время обучения, ряд факторов (недружелюбная к людям с инвалидностью физическая среда, недостаточное для учета особых образовательных потребностей финансирование учебных заведений, отсутствие во многих учебных заведениях специалистов по реабилитации и, как следствие, реабилитационной компоненты образования и т. п.) делают для них поступление и обучение в вузе проблематичным. То, в какой мере «формальная» (данное законом право) доступность высшего образования для людей с инвалидностью приближается к «реальной» (реализованное право), будет свидетельствовать о развитии института образования, да и о социальных пере-
менах в нашем обществе в целом, одним из свидетельств которых выступает качество предоставляемых общественных благ, таких как образование.
В настоящий момент государство обязало вузы создавать условия для обучения людей с инвалидностью, допуская при этом несколько возможных форматов их обучения: 1) дистанционно, 2) в специализированных вузах, 3) в отдельных группах в рамках обычных вузов, 4) в обычных вузах совместно с другими студентами. Форматы обучения упорядочены по уровню непосредственного взаимодействия студента с инвалидностью с социумом: при дистанционном обучении непосредственное взаимодействие с социумом отсутствует, при специализированном - ограничивается учащимися с аналогичным состоянием здоровья, при интегрированном - помимо взаимодействия со студентами с инвалидностью присутствуют периодические контакты со студентами без инвалидности, при инклюзивном студент с инвалидностью является частью общей студенческой среды, состоящей из участников с разнообразными характеристиками.
Студенты с инвалидностью имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, срок получения образования для них может быть увеличен в установленных законом пределах - не более чем на год в бакалавриате и не более чем на полгода в магистратуре. Обучение по индивидуальным учебным планам регулируется конкретным вузом и его внутренними нормативными актами. В случае с обучением по индивидуальным учебным планам также наблюдается большое разнообразие возможных практик - оно может быть аналогом заочного обучения, могут использоваться дистанционные технологии, студент может посещать часть занятий с другими студентами, часть программы проходить в индивидуальном порядке на дому или индивидуально с преподавателями и т. д.
В то время как вузы могут быть связаны единым институциональным требованием «разумного приспособления» физической и образовательной среды для повышения доступности образования для студентов с инвалидностью, подходы к обучению, уровни и качество поддержки студентов с инвалидностью могут значительно различаться от вуза к вузу, а также по отношению к студентам с различными типами инвалидности [1. Р. 488-489]. При наличии идеала - инклюзии, существует гораздо большее разнообразие образовательных практик, которые могут комбинироваться даже в рамках одного вуза.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Как российские вузы организуют обучение студентов с инвалидностью? Какие форматы обучения студентов с инвалидностью и их комбинации практикуют?
В задачи данного исследования входит описать современный российский образовательный «ландшафт», где происходит реализация людьми с инвалидностью своего права на образование, и определить место инклюзивной образовательной модели среди других моделей обучения студентов с инвалидностью.
Методология исследования
Исходным источником информации для исследования стала статистическая справка Министерства образования и науки РФ о наличии в организациях высшего образования условий для получения образования людьми с инвалидностью, которая была подготовлена на основе проведенного в сентябре-ноябре 2015 г. мониторинга доступности высшего образования для инвалидов (мониторинг МОН). В мониторинге МОН приняли участие 583 вуза, что составило 65 % от общего числа образовательных организаций высшего образования в России. В справке содержатся данные о численности студентов с инвалидностью в российских вузах.
Руководствуясь гипотезой «чем больше в вузе численность студентов с инвалидностью, тем вероятнее, что у вуза есть система по их обучению, некая определенная модель обучения, в которой учитываются особые образовательные потребности», мы приняли решение сосредоточиться на вузах, в которых обучается 30 и более (стандартный размер студенческой группы) студентов с инвалидностью.
Анализ данных мониторинга МОН показал, что в 2015 г. не менее 30 студентов с инвалидностью обучались в 155 вузах (17,3 % от всех вузов в России на 2015 г.); в сумме это составляет 12 185 человек, или 67,5 % от численности всех студентов с инвалидностью, на тот момент получавших высшее образование в российских вузах (18 043 чел. В 164 вузах обучалось от 10 до 29 студентов с инвалидностью; в сумме - 2 955 студентов, или 16,4 % от общей численности всех студентов с инвалидностью в системе высшего профессионального образования. Таким образом, можно заключить, что большинство студентов с инвалидностью обучаются в немногочисленной группе вузов с относительно высокой представленностью студентов с инвалидностью.
Модель обучения людей с инвалидностью в вузе нами рассматривается как аналитический конструкт, включающий заявленные форматы обучения и ориентацию на учет особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью, выраженную в обеспечении определенной степени доступности физической среды вуза и готовности осуществлять методическое и техническое сопровождение обучения людей с инвалидностью. Информацию о форматах и ориентации на открытость к людям с инвалидностью мы, как и потенциальные абитуриенты и их родители, предполагали найти на сайтах образовательных организаций непосредственно и / или в документах, размещенных на сайтах. По каждому из 155 отобранных на первом этапе исследования вузов фиксировалась информация: 1) о форматах обучения студентов с инвалидностью: дистанционно, обучение в специализированных вузах, интегрированное обучение, инклюзивное обучение; 2) об условиях для обучения студентов с инвалидностью: доступность физической среды вуза, наличие систем сопровождения и поддержки студентов с инвалидностью во время обучения; материально-техническая база обеспечения учебного процесса студентов с инвалидностью.
Источниками данных о форматах обучения студентов с инвалидностью выступали положения (документы) об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые разрабатываются вузами и представлены на их сайтах, а также разделы сайтов с информацией для абитуриентов и студентов с инвалидностью. Доступность каждого вуза для студентов с разными формами инвалидности описывалась на основе информации с портала инклюзивного образования (инклюзивноеобразование.рф), а также изучались паспорта доступности объектов инфраструктуры вузов, разделы сайтов вузов об условиях обучения студентов с инвалидностью. Источник информации о системах сопровождения и поддержки студентов с инвалидностью - разделы сайтов для студентов и абитуриентов с инвалидностью; о наличии в вузе специализированной техники для людей с инвалидностью - разделы сайтов вузов о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса, разделы для студентов и абитуриентов с инвалидностью, а также портал инклюзивноеобра-зование.рф.
У части вузов информация о форматах обучения студентов с инвалидностью либо отсутствовала, либо на основе представленных данных нельзя было однозначно идентифицировать, в каких форматах вуз организует обучение студентов с инвалидностью; аналогичная картина и в плане характеристики доступности физической и образовательной среды вузов. По этой причине из 155 вузов, в которых обучаются 30 и больше студентов с инвалидностью, в нашу окончательную выборку попал лишь 71 вуз, но информация по этим образовательным организациям была исчерпывающая.
Очерк современного российского «ландшафта» образовательных возможностей людей с инвалидностью
На основе содержательного анализа данных массива были выделены группы вузов, реализующие различные модели обучения студентов с инвалидностью. Основание для классифи-
1 Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ invalid/5-1.doc
кации - заявленные вузами формат обучения и характеристики физической и образовательной среды вуза для студентов с инвалидностью. В табл. 1 приведены характеристики выделенных групп вузов.
Анализ показал, что большинство этих вузов (45 из 71) не имеют (или не обозначают) ориентации на учет образовательных потребностей студентов с инвалидностью и четко заявленного формата их обучения. Среди них выделяются две подгруппы: 1) вузы, реализующие комбинированную модель обучения студентов с инвалидностью, когда часть студентов обучаются инклюзивно, часть - дистанционно или в отдельных группах; 2) вузы без определенной модели обучения студентов с инвалидностью, которые не фокусированы на потребности людей с инвалидностью.
Заметно меньшее количество вузов (26 из 71) отнесено к группе, имеющих ярко выраженную ориентацию на обучение людей с инвалидностью и реализующих четкий формат их обучения. Они разделяются на подгруппы в зависимости от формата обучения: 1) специализированное обучение студентов с инвалидностью; 2) интегрированное обучение, 3) «переходная» от интегрированного к инклюзивному обучению модель; 4) инклюзивное обучение.
При том, что группа вузов, имеющих условия и четкий формат обучения студентов с инвалидностью, количественно меньше, суммарно, по данным мониторинга МОН, в них обучается больше студентов с инвалидностью (3434 чел.), чем в вузах, не имеющих четко артикулированного формата обучения студентов с инвалидностью (2540 чел.).
Описание групп вузов, различающихся форматами обучения, нацелено на отображение разнообразия российского «ландшафта» образовательных условий и возможностей для лиц с инвалидностью.
Специализированное обучение в специализированных вузах (2 вуза). Оба вуза ориентируются преимущественно на специализированное обучение людей с инвалидностью, однако сейчас в них запущен процесс «обратной инклюзии», расширяется прием на обучение людей без инвалидности, однако доля студентов с инвалидностью остается высокой (около 50 %). Для этих вузов характерна высокая доступность инфраструктуры, сильная материально-техническая база обеспечения учебного процесса, развитая система поддержки студентов с инвалидностью, наличие специалистов разного профиля по работе со студентами с инвалидностью.
Интегрированное обучение (5 вузов). Обучение студентов с инвалидностью происходит в отдельных специализированных группах, иногда в отдельных корпусах. Часть вуза, в которой реализуется обучение студентов с инвалидностью, отличается высокой доступностью. В вузах данной группы имеется отлаженная система поддержки и сопровождения студентов с инвалидностью, сильная материально-техническая база обеспечения учебного процесса. Для выбора абитуриентов с инвалидностью доступно небольшое число направлений подготовки (1-4), по сравнению с другими абитуриентами, которым доступны десятки направлений. В настоящее время часть вузов данной группы переориентируются на инклюзивный формат обучения студентов с инвалидностью. С этой целью проводятся мероприятия, направленные на преодоление символической и пространственной сегрегации студентов с инвалидностью.
«Переходная» модель (2 вуза). В вузах данной группы студенты с инвалидностью на младших курсах обучаются в отдельных специализированных группах, на старших - совместно с другими студентами своего направления подготовки. Оба вуза имеют учебные корпуса с созданной в них безбарьерной средой, отлаженную систему поддержки и сильную материально-техническую базу обеспечения учебного процесса. Как и в модели интегрированного обучения, абитуриентам с инвалидностью доступно для выбора несколько отдельных направлений подготовки.
Инклюзивное обучение (17 вузов). В данных вузах студенты с инвалидностью обучаются совместно с другими студентами в условиях равных требований. Выбор направлений подготовки для абитуриентов с инвалидностью не ограничивается, развивается доступность среды
Таблица 1
Обобщение характеристик вузов, реализующих различные модели обучения студентов с инвалидностью
Table 1
Specifications generalization for universities that use various models to teach students with disabilities
Модели обучения студентов с инвалидностью Количество вузов Характеристики вузов, реализующие различные модели обучения студентов с инвалидностью
Форма обучения студентов с инвалидностью Доступность направлений подготовки Доступность среды вуза для обучения студентов с инвалидностью Наличие специализированной техники для обучения студентов с инвалидностью Наличие отлаженной системы поддержки студентов с инвалидностью Среднее количество студентов с инвалидностью, чел. Доля студентов с инвалидностью от общей численности студентов (в среднем по вузам группы, %)
Специализированное обучение в специализированных вузах 2 Специализированные группы - Высокая доступность инфраструктуры вузов1 Сильная материально-техническая база3 Есть 269 51,8
Интегрированное обучение 5 Специализированные группы в обычных вузах Преду смотрены отдельные направления подготовки для студентов с инвалидностью (1^1 специальности) Высокая доступность части инфраструктуры вуза, где проходят занятия специализированных групп1 Сильная материально-техническая база3 Есть 118 1,18
«Переходная» модель 2 На младших курсах обучение в специализированных группах, на старших - совместно с другими студентами Преду смотрены отдельные направления подготовки для студентов с инвалидностью (1^1 специальности) Высокая доступность инфраструктуры вузов1 Сильная материально-техническая база3 Есть 153 0,86
Инклюзивное обучение Систематическое инклюзивное обучение 6 Совместно с другими студентами Все направления подготовки Высокая доступность инфраструктуры вузов1 Сильная материально-техническая база3 Есть 142 0,72
Инклюзивное обучение в процессе становления 11 Имеются проблемы в сфере доступности, вузы проводят мероприятия по их устранению Имеется базовая специализированная техника, материально- техническая база в процессе формирования В процессе формирования 104 0,67
Окончание табл. 1
Модели обучения студентов с инвалидностью Количество вузов Характеристики вузов, реализующие различные модели обучения студентов с инвалидностью
Форма обучения студентов с инвалидностью Доступность направлений подготовки Доступность среды вуза для обучения студентов с инвалидностью Наличие специализированной техники для обучения студентов с инвалидностью Наличие отлаженной системы поддержки студентов с инвалидностью Среднее количество студентов с инвалидностью, чел. Доля студентов с инвалидностью от общей численности студентов (в среднем по вузам группы, %)
Комбинированная модель Сочетание инклюзивного обучения с дистанционным / индивидуальным 23 Часть студентов с инвалидностью обучаются совместно с другими студентами, часть - по индивидуальным программам Все направления подготовки Имеются физические барьеры к доступу студентов с инвалидностью к объектам инфраструктуры вуза Слабая материально-техническая база или отсутствие специализированной техники в большинстве вузов4 Различается в зависимости от вузов -в большинстве представлены отдельные виды поддержки 68 0,50
Сочетание инклюзивного и интегрированного обучения 6 Часть студентов с инвалидностью обучаются совместно с другими студентами, часть - в отдельных группах 61 0,52
Вузы без определенной модели обучения студентов с инвалидностью 16 Отсутствует четкий формат обучения студентов с инвалидностью Все направления подготовки Слабая доступность инфраструктуры вузов2 Слабая материально-техническая база4 Нет 38 0,55
1 Высокая доступность объектов инфраструктуры - отсутствуют серьезные физические барьеры к самостоятельному доступу студентов с инвалидностью к объектам инфраструктуры вуза, соответствие объектов инфраструктуры нормативно-техническим требованиям доступности.
2 Слабая доступность - имеются серьезные барьеры, препятствующие самостоятельному доступу студента с инвалидностью к объектам инфраструктуры вуза (недоступные входные группы из-за отсутствия пандуса или подъемника, расширенных дверных проемов; отсутствие лифта или его несоответствие техническим нормам (например, узкий вход в лифт) и т. д.).
3 Сильная материально-техническая база - разнообразие специализированный техники позволяет в значительной степени скомпенсировать имеющиеся у студентов нарушения здоровья и адаптировать учебный процесс под особые образовательные потребности студентов.
4 Слабая материально-техническая база - отсутствие либо небольшое количество специализированной техники, не позволяющей учесть разнообразие образовательных потребностей студентов с инвалидностью.
всего вуза с учетом особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью, разрабатываются меры поддержки и различные виды сопровождения для этой группы студентов. В зависимости от продолжительности реализации инклюзивного формата обучения масштаб и качество учета особых образовательных потребностей различается, поэтому нами было выделено две подмодели. 1. Систематическое инклюзивное обучение (6 вузов): данные вузы приступили к созданию условий для обучения студентов с инвалидностью задолго до вмененных в 2010-х гг. государством обязательств в этой области, поэтому их доступность и система поддержки студентов с инвалидностью развиты на достаточно высоком уровне. 2. Инклюзивное обучение в процессе становления (11 вузов): вузы этой подгруппы приступили к созданию условий для инклюзивного образования относительно недавно (после 2012 г.), поэтому система поддержки студентов с инвалидностью находится в процессе формирования, инфраструктура вузов для студентов с инвалидностью доступна частично, но запланированы меры по устранению барьеров физического плана.
Комбинированная модель (29 вузов). В вузах, придерживающихся этой модели, присутствуют одновременно несколько форм обучения студентов с инвалидностью, одна из которых - инклюзия. В большинстве вузов группы доступность инфраструктуры либо слабо развита, либо сохраняются «барьеры», препятствующие студентам с тяжелыми формами инвалидности обучаться инклюзивно, специализированной техники либо немного, либо она вовсе отсутствует. В зависимости от комбинации форматов обучения выделено две подмодели. 1. Сочетание инклюзивного обучения с дистанционным / индивидуальным (23 вуза): студенты с инвалидностью могут обучаться инклюзивно, или вуз организует индивидуализацию образовательного маршрута за счет внедрения индивидуальных планов, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения. 2. Сочетание инклюзивного и интегрированного обучения (6 вузов): часть студентов обучаются в общих, часть - в специальных группах, а также некоторые вузы организуют дистанционное обучение. В отличие от вузов, реализующих интегрированную модель обучения студентов с инвалидностью, в этих вузах отдельные направления подготовки не предусмотрены и условия для обучения студентов с инвалидностью развиты хуже. Имеется практика создания малоформатных групп по факту наличия студентов со «сложными» нарушениями здоровья, и в этих случаях обучение студентов происходит в наиболее доступных местах вуза.
Группа вузов без определенной модели (16 вузов). У вузов данной группы нет четкого формата обучения студентов с инвалидностью и системы его обеспечения. Им характерны слабая доступность инфраструктуры для студентов с инвалидностью, отсутствие или небольшое количество специализированной техники. Между тем, судя по положениям об организации образовательного процесса людей с инвалидностью, во всех из них присутствуют одновременно нескольких форм обучения студентов с инвалидностью (3-4 формы). Скорее всего, эти вузы не ориентированы на учет особых образовательных потребностей студентов, и большинство студентов с инвалидностью учатся совместно с другими студентами вследствие того, что имеют «легкие» формы инвалидности, не формирующие особые образовательные потребности.
Опыт вузов
как иллюстрация моделей обучения студентов с инвалидностью, реализуемых российскими вузами
Для иллюстрации выделенных нами моделей обучения студентов с инвалидностью приведем примеры вузов по каждой группе.
Специализированное обучение в специализированных вузах
Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ) позиционирует себя как единственное в мире учебное заведение, дающее возможность людям с инвалидностью получить образование в таких сферах искусства, как музыка, театр и живопись.
В 1991 г. вуз начал свое существование как структурное подразделение Всесоюзного центра творческой реабилитации инвалидов, с 2005 г. вуз является подведомственным учреждением Министерства культуры РФ. Основное направление деятельности - обучение людей с инвалидностью творческим профессиям. В структуре РГСАИ три факультета - музыкальный, театральный и факультет изобразительного искусства.
Инфраструктуру вуза составляет один учебный корпус и в недавнем времени вуз стал обладателем двух зданий, предназначенных для проживания студентов. В вузе обеспечена безбарьерная среда для студентов с нарушениями здоровья 2, учебный корпус доступен для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на кресле-коляске 3.
В вузе представлена различная специализированная техника и программное обеспечение для студентов с инвалидностью: устройства для печати и ввода информации рельефно-точечным шрифтом Брайля, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы - синтезаторы речи, звукоусиливающая аппаратура, альтернативные устройства ввода информации и т. д. 4
Интегрированное обучение
Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ) осуществляет интегрированное обучение студентов с инвалидностью с 1990-х гг. Большая часть студентов с инвалидностью, обучающихся в вузе, имеют нарушения слуха, также среди студентов с инвалидностью представлены люди с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.
Большинство студентов с инвалидностью ВлГУ (в настоящее время 82 из 110 чел.) обучаются в отдельных группах по направлению подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств» на базе Центра профессионального образования инвалидов 5 -специализированной структуры ВлГУ, созданной в 1994 г. С 2006 г. Центр профессионального образования инвалидов является партнером Всемирной сети университетского образования глухих PEN-International (Postsecondary Education Network International). За время существования центра его окончили 247 студентов с инвалидностью по слуху и более 10 слабовидящих студентов.
В вузе осуществляется комплексное сопровождение студентов с инвалидностью, студенты обеспечиваются специальными учебниками и учебными пособиями, видео- и аудиомате-риалами, услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, услугами с использованием русского жестового языка. При необходимости для передвижения по территории вуза студенты имеют возможность получить услуги по сопровождению.
Вуз располагает оборудованной звукоусиливающей аппаратурой аудиторией для проведения занятий в группах студентов с нарушениями слуха, оборудованной аудиторией для студентов с нарушениями зрения, в которой представлены компьютеры со специальным программным обеспечением, дисплей и принтер Брайля, устройства для печати тактильной графики.
В настоящий момент помимо интегрированного формата обучения вуз развивает и дистанционные программы обучения 6.
«Переходная» модель обучения
В Московском государственном университете им. Н. Э. Баумана (МГТУ) на младших курсах студенты с инвалидностью обучаются в отдельных специализированных группах,
2 История РГСАИ: этапы становления. URL: http://www.rgsai.ru/ob-akademii/istoriya-akademii
3 Доступная среда. URL: http://www.rgsai.ru/ob-akademii/dostupnaya-sreda
4 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. URL: http://www. rgsai.ru/ob-akademii/materialno-tekhnicheskoe-obespechenie-i-osnashchennost-obrazovatelnogo-protsessa
5 Центр профессионального образования инвалидов. URL: http://ced.vlsu.ru/
6 Информация об особых образовательных условиях. URL: http://www.vlsu.ru/index.php?id=1609
на старших - совместно с другими студентами без инвалидности. Переход от специализированных групп к инклюзивному обучению начинается на 2-3 курсе с совместных лекционных занятий, на старших курсах все учебные занятия студенты с инвалидностью посещают вместе с однокурсниками без инвалидности 7. Вуз обладает большими возможностями для обучения людей, имеющих нарушения слуха, что обеспечивает устойчивый поток абитуриентов с этим видом инвалидности. Обучение студентов с инвалидностью в МГТУ им. Н. Э. Баумана организует Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ), созданный в 1994 г.
Значительная часть студентов с нарушениями слуха обучаются на базе ГУИМЦ по отдельным направлениям подготовки, студентам с инвалидностью других нозологий, обучающихся на всех факультетах вуза, центр при необходимости оказывает дополнительные образовательные и реабилитационные услуги 8. Для студентов с нарушениями слуха предусмотрены следующие направления подготовки по адаптированным образовательным программам: информатика и вычислительная техника, автоматизация технологических процессов и производств, материаловедение и технологии материалов, стандартизация и метрология; для студентов других нозологий - информатика и вычислительная техника, автомати-
9
зация технологических процессов и производств .
Для МГТУ им. Н. Э. Баумана характерно совмещение образовательной программы с реабилитационной поддержкой, а также в целом комплексной социально-психолого-педагогической поддержкой студентов с инвалидностью в образовательном процессе. Поскольку вузом делается упор на обучение студентов с нарушениями слуха, в штате представлены сурдопереводчики, переводчики русского жестового языка и другие специалисты по работе с этой группой студентов. В вузе имеются 3 специализированные мультимедийные аудитории для студентов с нарушениями слуха, а также специальные технические средства - портативные брайлевские дисплеи для студентов с нарушениями зрения, специальные акустические системы, программное обеспечение для перевода речи в текст, системы удаленного сурдоперевода, индукционные системы для передачи речи на слуховые аппараты и т. д. - для студентов с нарушениями слуха 10.
Инклюзивное обучение
Вузы, отнесенные нами в эту группу, заявляют инклюзивный формат обучения студентов с инвалидностью и часто на своих сайтах делают акцент на том, что студенты с инвалидностью обучаются совместно с другими студентами. В табл. 2 представлен список и некоторые показатели вузов с разбивкой на подгруппы в зависимости от продолжительности реализации инклюзивного формата обучения.
• Систематическое инклюзивное обучение. Челябинский государственный университет (ЧелГУ) занимается обучением студентов с ограничениями здоровья, практической разработкой вопросов доступности высшего образования для людей с ограничениями здоровья и формирования инклюзивной среды вуза более 20 лет (с 1992 г.).
Специальное структурное подразделение по сопровождению студентов и абитуриентов с инвалидностью - Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования (РУН-ЦИО) 11 - осуществляет комплексное сопровождение инклюзивного обучения студентов
7 Для граждан с ОВЗ. URL: http://bmstu.ru/abitur/edu-forms/hair-impaired-edu
8 История развития центра. URL: https://guimc.bmstu.ru/center/about_all/
9 Направления подготовки. URL: https://guimc.bmstu.ru/programms/
10 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. URL: http://bmstu.ru/ sveden/objects/
11 Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования. URL: https://www.csu.ru/centers/runcio/ Regional_Center_for_Disabilities_Education.aspx
Таблица 2
Количество и доля студентов с инвалидностью в вузах, реализующих инклюзивное обучение, 2015 г.
Number and share of students with disabilities in universities that offer inclusive education in 2015
Table 2
Название вуза
Студенты с инвалидностью
чел.
%
Систематическое инклюзивное обучение
Российский государственный социальный университет (РГСУ) 200 0,8
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ) 160 0,92
Сибирский федеральный университет (СФУ) 166 0,55
Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) 161 0,89
Челябинский государственный университет (ЧелГУ) 120 0,58
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) 48 0,66
Инклюзивное обучение в процессе становления
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) 244 1,4
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) 222 0,63
Ростовский государственный медицинский университет (РостГМУ) 129 2,47
Кубанский государственный университет (КубГУ) 117 0,58
Донской государственный технический университет (ДГТУ) 109 0,24
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) 106 0,96
Кемеровский государственный университет (КемГУ) 94 1,14
Астраханский государственный медицинский университет (АстрГМУ) 91 2,31
Пензенский государственный университет (ПГУ) 72 0,35
Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) 41 0,35
Сургутский государственный университет (СурГУ) 30 0,4
с инвалидностью, которое включает следующие виды: организационно-педагогическое (наставничество и контроль); психолого-педагогическое; медицинско-оздоровительное; технологическое; социальное сопровождение. Чтобы обеспечить комфортный переход от школы к вузу, ЧелГУ осуществляет довузовскую подготовку абитуриентов (по желанию абитуриентов), которая направлена на помощь абитуриенту в адаптации к условиям вуза и выборе факультета, а также подготовку к успешной сдаче вступительных экзаменов [2].
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения создана безбарьерная архитектурная среда. В вузе имеется тифлотехническая учебная аудитория для студентов с нарушениями зрения, оборудованная видеоувеличителем, рабочим местом с брайлевскими дисплеем и принтером, специальным программным обеспечением,
аудиотехническими средствами, а также сурдологическая учебная аудитория для студентов с нарушениями слуха, оборудованная устройствами для улучшения восприятия речи и видеоустройствами. В научной библиотеке функционирует специализированный медиацентр, обеспечивающий доступ студентов с нарушениями зрения к информационным источникам 12.
• Инклюзивное обучение в процессе становления. На сайте Донского государственного технического университета (ДГТУ) говорится, что вуз активно поддерживает идеи инклюзивного образования и «стремится сделать образовательную среду университета доступной и комфортной» 13.
В 2016 г. в вузе создан отдел инклюзивного обучения, целью которого является ресурсная поддержка образовательного процесса и содействие развитию инклюзии в вузе. Отдел занимается разработкой нормативного и научно-методического обеспечения инклюзивного обучения, комплексным сопровождением студентов с инвалидностью, развитием и обслуживанием информационно-технической базы инклюзивного обучения, содействует развитию безбарьерной среды вуза, ведет специализированный учет студентов с инвалидностью, организует подготовку преподавателей и сотрудников вуза для работы со студентами с инвалидностью и т. д. 14 В библиотеке ДГТУ имеются электронный ручной видеоувеличитель и электронная лупа с подсветкой для студентов с нарушениями зрения 15.
На сайте представлены карты доступности инфраструктуры вуза с обозначением месторасположения лифтов, пандусов, санитарно-гигиенических комнат, парковок, потенциально полезных структурных подразделений вуза, а также возможных препятствий. Имеется информация о частях кампуса, где сформирована доступная среда, а также о частично доступной среде, где студенту с инвалидностью может понадобиться помощь ассистента 16.
Комбинированная модель
• Сочетание инклюзивного и индивидуального / дистанционного обучения. В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова (КБГУ) студенты с инвалидностью обучаются либо совместно с другими студентами, либо по индивидуальным про-
17
граммам .
Доступность различных инфраструктурных объектов вуза различается, но в целом вуз для обучения студентов с разными типами инвалидности доступен частично: не везде предусмотрены парковочные места для людей с инвалидностью, в большинстве многоэтажных учебных корпусов нет адаптированных лифтов, подъемных платформ, отсутствует дублирование информации в доступном для людей с нарушениями слуха и зрения формате, при этом не предусмотрены услуги по сопровождению людей с инвалидностью по территории объекта и т. д. 18 Вузом запланированы мероприятия по повышению показателей доступности.
В вузе существует практика психологической поддержки абитуриентов и студентов с инвалидностью. Психолого-педагогическое, социальное, медицинско-оздоровительное сопровождение и волонтерская помощь студентам с инвалидностью организуются при поступле-
12 Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://www.csu.ru/ about/barrier-free-environment/barrier-free-environment.aspx
13 Условия обучения. URL: https://donstu.ru/sveden/education/inklyuzivnoe-obrazovanie/usloviya-obucheniya/
14 Отдел инклюзивного обучения. URL: https://donstu.ru/structure/administrative/sluzhby-po-uchebnoy-rabote/ otdel-inklyuzivnogo-obucheniya/
15 Новые информационные возможности НТБ для пользователей с ограничениями по зрению. URL: https:// donstu.ru/sveden/education/inklyuzivnoe-obrazovanie/dostupnaya-sreda-kampusa-dgtu/ntb-dlya-studentov-s-ovz/?clear_ cache=Y
16 Доступная среда кампуса. URL: https://donstu.ru/sveden/education/inklyuzivnoe-obrazovanie/dostupnaya-sreda-kampusa-dgtu/?clear_cache=Y
17 Инклюзивное образование. URL: https://kbsu.ru/podrazdelenija/inye-podrazdeleniya/inkljuzivnoe-obrazovanie/
18 Паспорт доступности для инвалидов университета и предоставляемых на нем услуг в сфере образования. URL: https://kbsu.ru/informatsiya-o-spetsialnyh-obrazovatelnyh-uslugah-sozdannyh-dlya-invalidov/pasport-dostupnosti-dlya-invalidov-universiteta-i-predostavlyaemyh-na-nem-uslug-v-sfere-obrazovaniya/
нии заявления на эти виды поддержки. За отдельные виды сопровождения отвечают различные общеуниверситетские структуры 19.
Среди специализированной техники в КБГУ представлены: персональный компьютер со специальным программным обеспечением для слабовидящих и слабослышащих студентов, брайлевский принтер, брайлевский дисплей, адаптированная клавиатура с крупными кнопками, адаптированный компьютерный джойстик, портативный видеоувеличитель 20.
• Сочетание инклюзивного и интегрированного обучения. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) студенты с инвалидностью могут обучаться как в общих группах, так и в специальных. В вузе возможно обучение с использованием дистанционных технологий и электронного обучения, занятия проводятся в соответствии с расписанием в режиме онлайн в форме видеоконференций 21.
Не все объекты инфраструктуры вуза полностью доступны для людей с разными типами инвалидности, однако вуз проводит мероприятия по улучшению физической доступности инфраструктуры, устанавливая пандусы, оборудуя санитарно-гигиенические помещения, дублируя информацию указателей и табличек на кабинетах шрифтом Брайля и т. д. Университет имеет в распоряжении корпус, оборудованный в соответствии с требованиями доступной среды для студентов, имеющих трудности в передвижении, остальные корпуса доступны
22
условно, т. е. передвижение людей с инвалидностью по ним возможно в сопровождении .
Центр обучения инвалидов при СПбГЭУ занимается планированием и организацией учебного процесса в специальных группах, мониторингом потребностей студентов с инвалидностью, сопровождением образовательного процесса, разработкой форм поддержки и т. д. 23 В вузе не имеется специализированной техники для студентов с нарушениями зрения и слуха, для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудованы специализированные рабочие места 24.
Вузы без определенной модели обучения студентов с инвалидностью
Согласно информации с сайта Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова (СОГУ), студенты с инвалидностью в данном вузе могут обучаться совместно с другими студентами или в отдельных группах 25, по индивидуальным учебным
~ 26
планам, а также с использованием дистанционных технологий .
Инфраструктура вуза для студентов с инвалидностью доступна частично: в большинстве учебных корпусов с этажностью от двух этажей и более отсутствуют адаптированные лифты, дублирование информации в доступном формате, доступные санитарно-гигиенические помещения, не предоставляются услуги по сопровождению и т. д., часть учебных корпусов не оборудована пандусами и периллами, в общежитиях отсутствуют комнаты, адаптированные под потребности студентов с инвалидностью, столовая вуза практически недоступна для посещения студентами с инвалидностью и т. д. 27
19 Распоряжение. URL: https://kbsu.ru/wp-content/uploads/2018/06/14.rasporjazhenie-o-soprovozhdenii-obrazo-vatelnogo-processa-lic-s-ovz-v-kbgu.pdf
20 Инклюзивное образование. URL: https://kbsu.ru/podrazdelenija/inye-podrazdeleniya/inkljuzivnoe-obrazovanie/
21 Формы обучения студентов-инвалидов в СПбГЭУ. URL: http://unecon.ru/centr-obucheniya-invalidov/formy-obucheniya
22 Доступная среда. URL: https://unecon.ru/objects1/dostupnaya-sreda?page=3
23 Центр обучения инвалидов. URL: http://unecon.ru/centr-obucheniya-invalidov
24 Санкт-Петербургский государственный экономический университет. URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo 2afglbd3b9w.xn--p1ai/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B/7175
25 Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. URL: http://www.nosu.ru/wp-content/uploads/2018/12/polozhenie-o-poijadke-organizacii-obrazovatelnoj-dejatelnosti-po-programmam-vo.-prikaz-sogu-221-ot-31.08.2017.pdf
26 Инклюзивное образование. URL: http://www.nosu.ru/inclusive-education/
27 Инклюзивное образование. URL: http://www.nosu.ru/obrazovanie/inkljuzivnoe-obrazovanie/
В вузе отсутствует специализированная техника для студентов с инвалидностью 28. Информации о видах сопровождения студентов с инвалидностью во время обучения на сайте вуза не представлено.
По состоянию на 1 марта 2016 г. в СОГУ обучалось 66 студентов с инвалидностью, большинство из них (76 %) имели третью группу инвалидности 29. С учетом слабой доступности вуза и материально-технического обеспечения образовательного процесса, скорее всего, инклюзивно обучаются те студенты с инвалидностью, кто не имеет особых образовательных потребностей, остальные обучаются индивидуально / дистанционно.
Заключение
Представленная в статье типология дает очерк ландшафта возможностей получения высшего образования людьми с инвалидностью в России практически в начальной точке заданного государством вектора движения к инклюзии, когда ориентация на инклюзивное обучение людей с инвалидностью еще не стала трендом, условием получения целевой финансовой господдержки, а значит, отражала скорее намерение вузов «быть», чем «казаться». Результаты анализа распределения вузов по типам, различающимся характером реализуемых моделей, показывают, что в нашей стране на текущий момент наличие системы по обучению студентов с инвалидностью и, собственно, инклюзивность являются скорее свойствами отдельных вузов, чем института образования в целом. Но сам инклюзивный формат является привлекательным и предпочтительным для значительного количества людей с инвалидностью.
Получение высшего образования в среде обычного неспециализированного вуза человеком с инвалидностью - не просто получение диплома и профессиональных знаний и навыков, а канал социальной инклюзии людей с инвалидностью. Инклюзивное обучение активизирует адаптацию к условиям «большого» общества, способствует приобретению навыков по преодолению барьеров и трудностей, связанных с инвалидностью, расширению сети социальных контактов, которые могут быть мобилизованы для достижения разнообразных целей, повышению пространственной подвижности, что в итоге приводит к расширению возможностей участия в различных сферах социальной жизни и шансов на восходящую социальную мобильность. Современный тренд в образовании на инклюзивный формат дает шанс в перспективе для лиц с ограниченными возможностями здоровья как социальной группе на осуществление восходящей мобильности особого рода - снятию «клейма» априорной депривированности.
Следуя, несомненно, гуманистическому тренду на инклюзию, важно понимать, что останется круг лиц с инвалидностью, чьи образовательные потребности невозможно удовлетворить в инклюзивном формате обучения. Значит, в каждом конкретном случае надо находить формат, адекватный образовательным потребностям и психофизическим возможностям индивида, на институциональном уровне не допустить схлопывания форматов до одного, а вузам сосредоточиться на развитии тех форматов, в рамках которых они могут предоставить образовательные услуги качественно.
28 Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова. URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B/7188
29 Дорожная карта. URL: http://www.nosu.ru/wp-content/uploads/2018/08/dorozhnaja_karta.pdf
Список литературы / References
1. Hughes K., Corcoran T., Slee R. Health-inclusive higher education: listening to students with disabilities or chronic illnesses. Higher Education Research & Development, 2016, vol. 35, no. 3, p. 488-501.
2. Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф. Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 112-121.
Martynova E. A., Romanenkova D. F. Model' tsentra obrazovaniya invalidov v Chelyabinskom gosudarstvennom universitete na osnove sistemy integrirovannogo obucheniya. Voprosy obrazovaniya, 2006, no. 2, p. 112-121. (in Russ.)
Материал поступил в редколлегию Received 09.09.2018
Сведения об авторах / Information about the Authors
Богомолова Татьяна Юрьевна, кандидат социологических наук, заведующий отделом социальных проблем, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия), доцент, Новосибирский государственный университет (ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия)
Tatyana Yu. Bogomolova, Candidate of Science (Sociology), Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS (17 Academician Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation); Associate Professor, Novosibirsk State University (1 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation)
Коржук Софья Владимировна, младший научный сотрудник, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия), преподаватель, Новосибирский государственный университет (ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия)
Sofia V. Korzhuk, Junior Researcher, Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS (17 Academician Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation); Lecturer, Novosibirsk State University (1 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation)