Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ'

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н.Ф.

В современной педагогике формируется новое направление - здоровьесберегающее образование. В его основу положена идея приоритетности здоровья субъектов образовательного процесса как осново- полагающего компонента личности, что предопределяет оптимальное обеспечение жизнедеятель- ности каждого обучающего и обучаемого. Автор подчёркивает, что особенно важно, чтобы педагог не только использовал характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного мате- риала на уроках, побуждал совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрял в учебный процесс гигиенические рекомендации, но и был примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только в том случае, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE TEACHER IN THE CONTEXT OF THE MAIN PROVISIONS OF A HEALTH SAVING PEDAGOGY

In the contemporary pedagogy the new development as a health saving education is formed. It is based on the idea of prioritizing of the health of the subjects of the educational process as a fundamental component of individual that is determined the optimal providing of the living abilities of each training and learning. The author is emphasized, that is particularly important, that the teacher must not only used the characteristics of the health of pupils for differentiation of training material in the classes, encouraged together with the parents of the children to the implementation of doctors prescriptions, implemented hygiene recommendations in the educational process, but was a lead for his pupils in matters of the health saving. Only in this case when a healthy lifestyle is the norm of teachers life, pupils will believe and take the pedagogy of the health saving in the right way.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ»



Петрова Н.Ф.

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной психологии Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (СКФУ)

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

В современной педагогике формируется новое направление - здоровьесберегающее образование. В его основу положена идея приоритетности здоровья субъектов образовательного процесса как основополагающего компонента личности, что предопределяет оптимальное обеспечение жизнедеятельности каждого обучающего и обучаемого. Автор подчёркивает, что особенно важно, чтобы педагог не только использовал характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждал совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрял в учебный процесс гигиенические рекомендации, но и был примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только в том случае, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая педагогика

Petrova N.,

Professor of Chair of Special Pedagogy, Institute of Educational and Social Sciences of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «North-Caucasus Federal University»

(NCFU), Doctor of Pedagogy, Professor

REQUIREMENTS FOR THE TEACHER IN THE CONTEXT OF THE MAIN PROVISIONS OF A HEALTH SAVING PEDAGOGY

In the contemporary pedagogy the new development as a health saving education is formed. It is based on the idea of prioritizing of the health of the subjects of the educational process as a fundamental component of individual that is determined the optimal providing of the living abilities of each training and learning. The author is emphasized, that is particularly important, that the teacher must not only used the characteristics of the health of pupils for differentiation of training material in the classes, encouraged together with the parents of the children to the implementation of doctor's prescriptions, implemented hygiene recommendations in the educational process, but was a lead for his pupils in matters of the health saving. Only in this case when a healthy lifestyle is the norm of teacher's life, pupils will believe and take the pedagogy of the health saving in the right way. Keywords: health, healthy lifestyle, health saving pedagogy

Здоровьесберегающая педагогика представляется как образовательная технология, включающая систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся и педагогов, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условий жизни.

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты.

шо

Среди этих качеств можно выделить высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здо-ровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

В основе компетенций педагога, осуществляющего педагогическую деятельность в русле здоровьесберегающей педагогики, находятся следующие умения и навыки:

• умение анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

• сформированное™ основы здорового образа жизни;

• умение устанавливать контакт с коллективом учащихся;

• способность наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, прогнозировать развитие своих учащихся;

• умение моделировать систему взаимоотношений с учащимися и коллегами в условиях педагогики оздоровления;

• личным примером учить учащихся заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе со школьниками, вовлекая учащихся в систему работы.

Педагог, воплощающий идеи здоровьесберегающей педагогики, должен реализовы-вать в образовательном процессе следующие функции.

Формирующую, которая осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. При этом следует учитывать, что в основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

Информативно-коммуникативную, которая обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

Диагностическую, заключающуюся в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребёнка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребёнком.

Адаптивную, направленную на воспитание у учащихся установки на здравотворче-ство, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

Рефлексивную, заключающуюся в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

Интегративную, которая объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения1.

При этом педагогу недостаточно использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации (хотя и это крайне важно). Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только в том случае, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Как отмечают Казимиров Ю.Б., Шипачева А.Д., Лутаенко В.Ф.2 и др., проблему здоровья учащихся и педагогов можно решить только комплексно и системно, соблюдая при проектировании здоровьесохранного образовательного процесса принципы здоровьесберега-ющей педагогики (табл. 1):

Таблица 1

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

№ Принцип

1. Приоритета здоровья при организации всех форм учебной и внеучебной работы

2. Непрерывности и преемственности в процессе формирования основ здорового образа жизни у учащихся на протяжении всего периода обучения на всех ступенях образования

3. Природосообразности

4. Междисциплинарного подхода

5. Применения интерактивности в обучении, способствующей формированию активной жизненной позиции. В том числе в области здорового образа жизни

Процесс проектирования здоровьесохранного образовательного пространства следует осуществлять на основе следующих концептуальных положений:

• формирование у учащихся и самих педагогов понимания концепции здоровья, отношения к нему, как к самой большой ценности, всех субъектов образовательного учреждения;

• формирование культуры здоровья, обучение здоровому образу всех субъектов образовательного пространства через все урочные и внеурочные формы организации работы с учащимися в рамках реализации практически каждого из изучаемых предметов (и прежде всего, через биологию, физическую культуру, ОБЖ и др.);

• постоянную диагностику индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся и педагогов;

1 Петрова Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ-интернатов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 20-21; Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 139-140.

2 Казимиров Ю.Б., Шипачева АД, Лутаенко В.Ф. Здоровьесберегающая педагогика как защита здоровья субъектов общеобразовательных учреждений от разрушающих воздействий образовательной среды // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6. С. 58-59.

□ш

• проведение экспертной санитарно-гигиенической, эстетической оценки образовательного пространства;

• осуществление ежегодного мониторинга здоровья учащихся и здоровьесберегаю-щей работы;

• построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся и при медико-психолого-педагогическом и социальном сопровождении;

• проведение мероприятий по гуманизации и эстетизации образовательной среды;

• зонированиеобразовательного пространства;

• организация и контроль обеспечения сбалансированного питания учащихся и педагогов, обучение рациональному питанию в семье, на уроках ОБЖ;

• функционирование научных сред по обновлению содержания образования с соответствующей экспертной оценкой - «не навреди»;

• соблюдение принципов здоровьесберегающей педагогики и формирование стратегии здоровьесохранной деятельности всех субъектов образовательного учреждения;

• формирование и укрепление здоровья через физкультурно-спортивные мероприятия, медицинские оздоровительные программы, «месячники здоровья», диспансеризацию и т.д.3

Как отмечают Казимиров Ю.Б., Шипачева А.Д., Лутаенко В.Ф.4, центром здоровьесохранной образовательной системы является принцип триединого представления о здоровье (рис. 1).

В то же время мы, как и ряд авторов, иногда более детализируем эту структуру, выделяя также социальное здоровье (его можно рассматривать как компонент духовно-нравственного и в какой-то степени психического здоровья). А также в физическом здоровье ещё выделяют соматическое, как текущее состояние органов и систем организма человека.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трёх основных проблем:

• изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохранённым здоровьем;

• изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

• изменение отношения учителя к учащимся: педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.

3 ПетроваН.Ф. Педагогические технологии управленческой деятельности преподавателя // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. С. 77-78; ПетроваН.Ф., ГороваяВ.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся // Успехи современного естествознания. 2005. № 11. С. 73-75.

4 Казимиров Ю.Б., Шипачева А.Д.,Лутаенко В.Ф. Здоровьесберегающая педагогика как защита здоровья субъектов общеобразовательных учреждений от разрушающих воздействий образовательной среды // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6. С. 58-59.

Физическое здоровье

Рис. 1 Основные структурные компоненты здоровья

Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберега-ющего педагогического взаимодействия с учащимися5. При этом основные концептуальные положения здоровьесберегающей педагогики необходимо учитывать при проектировании магистерских программ направления «Педагогическое образование»6.

Следует также отметить, что в рамках здоровьесберегающего образования всё большее значение приобретает здоровье самого преподавателя и его компетентность в области организации образовательного процесса на основе здоровьесберегательных технологий7. При этом особенно важна профессиональная подготовка в контексте здоровьес-бережения будущих учителей. Тем самым возрастает роль преподавателя высшей школы в этом процессе, так как от него зависит уровень профессиональной компетентности будущего учителя и его установки на функционирование в условиях здоровьесберегающего образования.

Список литературы

1. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Индивидуально-ориентированное обучение как современная образовательная технология // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 75-76.

2. Игропуло И.Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология: Монография. М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. - 312 с.

3. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В. и др. Использование методологии Тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. С. 235-238.

4. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В. и др. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского Федерального университета) / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28.

5. Казимиров Ю.Б., Шипачева А.Д., Лутаенко В.Ф. Здоровьесберегающая педагогика как защита здоровья субъектов общеобразовательных учреждений от разрушающих воздействий образовательной среды // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6. С. 58-59.

5 Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Индивидуально-ориентированное обучение как современная образовательная технология // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 75-76; Игропуло И.Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология: Монография. М., 2003.

6 Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В. и др. Использование методологии Тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. С. 235-238; Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В. и др. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского Федерального университета) / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28.

7 Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В. и др. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского Федерального университета) / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28; Казимиров Ю.Б., Шипачева А.Д., Лутаенко В.Ф. Здоровьесберегающая педагогика как защита здоровья субъектов общеобразовательных учреждений от разрушающих воздействий образовательной среды // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6. С. 58-59.

D23]

6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. 2006. № 6. С. 56.

7. ПетроваН.Ф. Педагогические технологии управленческой деятельности преподавателя // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. С. 77-78.

8. Петрова Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ-интернатов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 20-21.

9. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 139-140.

10. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся // Успехи современного естествознания. 2005. № 11. С. 73-75.

Reference list

1. Gorovaya V., Petrova N. The individually-oriented training as a modern educational technology // International journal of experimental education. 2010. №7. P. 75-76.

2. Igropulo I. The management of innovation process in educational institution: methodology, theory, technology: Monograph. M., 2003.

3. Igropulo I., Semina I., Sorokopud Yu. and etc. The use of the TUNNING methodology in the design of the Master's programs in pedagogical education / Igropulo I., Semina I., Sorokopud Yu., Shapovalov V. // Bulletin of the University (Sate University of Management). 2014. № 2. P. 235-238.

4. Igropulo I., Semina I., Sorokopud Yu. and etc. The design of the Master's programs in the direction of "Pedagogical education" in the context of the TUNNING methodology (experience of North-Caucasus Federal University) / Igropulo I., Semina I., Sorokopud Yu., Shapovalov V. // World of science, culture, education. 2014. № 1(44). P. 26-28.

5. Kazimirov Yu., Shipacheva A., Lutaenko V. The health saving pedagogy as the protection of the health of the subjects of the educational institutions from the damaging effects of the educational environment // Modern high-end technologies. 2004. № 6. P. 58-59.

6. Mitina E. The health saving technologies of today and tomorrow // Primary school. 2006. №6. P. 56.

7. Petrova N. The pedagogical technologies of management activity of a teacher // Contemporary issues of science and education. 2009. № 2. P. 77-78.

8. Petrova N. The implementation of health saving technologies in the conditions of boarding -schools // World of science, culture, education. 2012. № 2 (39). P. 20-21.

9. Petrova N. The role of health saving technologies in educational process of the contemporary school // World of science, culture, education. 2013. № 6(43). P. 139-140.

10. PetrovaN., Gorovaya V.The contemporary school and problem of pupils' health // The successes of modern natural science. 2005. № 11. P. 73-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.