Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамзаева М.В., Магомедова П.К.

В статье рассматриваются интерактивные методы обучения, описывается пример лабораторного занятия по дисциплине «Технология научно-педагогического исследования», являющейся базовой для студентов специальности «Информационные технологии». Авторы приходят к выводу, что игра как форма интерактивного занятия своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность будущего педагога профессионального обучения и его профессиональное развитие и само- развитие. Интерактивные методы способствуют повышению интереса к учебным занятиям и к про- фессиональным проблемам, которые моделируются в ходе учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TRAINING METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING OF ACADEMIC DISCIPLINE "TECHNOLOGIES OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL RESEARCH"

This article deals with interactive training methods, describes the example of laboratory class in the discipline Technologies of scientific-pedagogical research which is basic for students majoring in Information technologies. The authors come to the conclusion that the game as a form of interactive class with its objectives, content and recourses is focused on the personality of the future teacher of professional training and his professional development and self-development. Interactive methods are contributed to the increasing of interest in academic classes and their professional problems that are modeled during the training process.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"»

Гамзаева М.В.,

кандидат педагогических наук, доцент, и.о. доцента кафедры педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета

Магомедова П.К.,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

В статье рассматриваются интерактивные методы обучения, описывается пример лабораторного занятия по дисциплине «Технология научно-педагогического исследования», являющейся базовой для студентов специальности «Информационные технологии». Авторы приходят к выводу, что игра как форма интерактивного занятия своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность будущего педагога профессионального обучения и его профессиональное развитие и саморазвитие. Интерактивные методы способствуют повышению интереса к учебным занятиям и к профессиональным проблемам, которые моделируются в ходе учебного процесса. Ключевые слова: интерактивные методы, игровые методы, деловая игра

Gamzaeva M.,

Acting of Associate Professor of Chair of Pedagogy and Technologies of Professional Education of the Dagestan State Pedagogical University, PhD in Pedagogy, Associate Professor

Magomedova P.,

Senior Lecturer of Chair of Pedagogy and Technologies of Professional Education of the Dagestan State Pedagogical University, PhD in Pedagogy

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TRAINING METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING OF ACADEMIC DISCIPLINE «TECHNOLOGIES OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL

RESEARCH»

This article deals with interactive training methods, describes the example of laboratory class in the discipline "Technologies of scientific-pedagogical research" which is basic for students majoring in ".Information technologies". The authors come to the conclusion that the game as a form of interactive class with its objectives, content and recourses is focused on the personality of the future teacher of professional training and his professional development and self-development. Interactive methods are contributed to the increasing of interest in academic classes and their professional problems that are modeled during the training process. Keywords: interactive methods, game methods, business game

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу.

Интерактивные методы («Inter» - взаимный, «act» - действовать) - означают взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Теперь преподавателю недостаточно быть компетентным в своей специальности и передавать огромную базу знаний студентам, жаждущим узнать новое. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов1.

В процессе обучения необходимо обращать внимание, в первую очередь, на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и, соответственно, мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения2.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуется индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его

1 Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы // Мир образования - образование в мире. 2010. № 3. С. 10.

2 Сорокопуд Ю.В. Модернизация подготовки преподавательских кадров высшей школы // Мир образования - образование в мире. 2010. № 3. С. 27-33.

задачей становится создание условий для проявления инициативы со стороны студентов. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться как интенсивный метод обучения достаточно взрослых учащихся.

Значительный интерес в профессиональном образовании представляют собой активные методы обучения, сущность которых - создание дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых3 4.

Современная система профессионального образования переживает реформирование, предусматривающее переход к уровневой системе подготовки. Но реформирование заключается не только в этом, меняется само содержание подготовки5.

Все российские вузы приступили к реализации образовательного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС), которые принципиально отличаются от действовавших ранее образовательных стандартов.

Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий»6. Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20-30% аудиторных занятий, в зависимости от направления подготовки (например, профиль -«Профессиональное обучение», отрасль - «Информационные технологии»).

В связи с этим одной из важнейших задач, выполнение которых обеспечивает качественную подготовку специалиста, является внедрение активных и интерактивных форм обучения. Отметим, что интерактивная и активная формы обучения предусматривают вовлечение в учебный процесс всех студентов группы без исключения.

Одним из наиболее интересных методов, который позволяет формировать различные, в том числе и педагогические компетенции, является игра. Исследования показали, что при использовании лекционной формы подачи материала учащимися усваивается только 20% информации, тогда как в деловой игре - 90%. Применение деловых игр в вузах позволяет не только повысить эффект усвоения материала, но и сократить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин, на 30-50%. Игра развивает знания, умения, навыки, активизирует мыслительную деятельность, формирует личностные качества.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестает быть ведущей, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эф-

3 Ануфриев Б.Ф. Современные интерактивные методы обучения экономистов и менеджеров // http://library.mephi.ru/data/ $аепШс-$ез$юп$/2003/6/127.Ы:т!

4 Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006. - 192 с.

5 Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1. С. 11-15.

6 Федеральные государственные образовательные стандарты // http://mon.gov.ru/dok/fgos/

фективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала студентами.

Одним из примеров реализации игры является лабораторная работа «Идеальная модель учителя», проводимая в рамках дисциплины «Технология научно-педагогического исследования» по профилю «Профессиональное обучение»7.

Идеальная модель учителя создается в процессе учебной игры, которая условно делится на 5 этапов.

На первом этапе (5 мин.) каждый участник игры принимает самостоятельное решение, присваивая предложенным 22 качествам ранговые показатели, занеся их в графу 3 «Индивидуальная оценка» таблицы «Бланк участника игры» (табл.).

На втором этапе (25 мин.) группа разбивается на команды по 5-7 человек. В свободной дискуссии разрабатывается общее групповое мнение относительно ранговых показателей идеального учителя. Ранговые показатели группы заносятся в таблицу, графу 4 «Групповая оценка».

На третьем этапе (25 мин.) руководитель игры организует общую дискуссию. Представитель каждой группы докладывает ее позицию, защищая логическими доводами. Руководитель игры организует общую дискуссию, фиксирует решения и суждения участников игры и определяет суммарный рейтинг качеств учителя из предложенных качеств:

■ ответственность;

■ любовь к детям;

■ знание предмета;

■ эрудиция;

■ владение педагогическими технологиями;

■ требовательность;

■ целеустремленность;

■ ораторские способности;

• коммуникабельность;

• творческоемышление;

• объективность;

■ честность;

■ способность к самообразованию;

■ организаторские способности;

■ оптимизм;

■ тактичность;

■ чувство юмора;

■ психологическая устойчивость;

■решительность;

■ рефлексия;

■ самостоятельность;

■ трудолюбие.

Полученные в ходе дискуссии ранги качеств заносится в графу «Общая оценка». Она становится эталонной.

На четвертом этапе (20 мин.) участники игры заносят эталонные ранговые показатели в бланки и определяют разницу между эталонными ранговыми показателями и индивиду-

7 Хайбулаев М.Х., Гамзаева М.В. Технология научно-педагогического исследования: учебно-методический комплекс. Махачкала, 2014.

альными и групповыми оценками. Разница в ранговых показателях по всем качествам суммируется. Из всего набора качеств выбираются 15, набравших наибольшее количество баллов. Полученный набор качеств и есть идеальная модель этой группы студентов.

На последнем этапе (5 мин.) руководитель игры оценивает игроков и группы по следующим критериям: правильность решения задачи при индивидуальной и групповой работе; суммарная ошибка в баллах. Каждая конкретная ошибка вычисляется как разница ранговых показателей эталонной, индивидуальной и групповой оценок качеств идеального учителя. Единым критерием является сумма баллов ошибок. В индивидуальном и групповом зачете побеждает тот, кто наберет наименьшее количество баллов.

За период преподавания учебной дисциплины «Технология научно-педагогического исследования» нами была проведена серия интерактивных занятий, наиболее популярные из которых - игровые. Кроме игры, описанной выше, наибольшей популярностью у студентов пользуются следующие игры: «Прием на работу в образовательное учреждение», «Имидж современного учителя», «Заседание методического совета в образовательном учреждении» и др.8 Игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения игры знания и умения имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения. Таким образом, обучение, организованное на интерактивной основе, обеспечивает максимальную активность студента, что и требует современный образовательный процесс.

Подводя итоги, мы хотим отметить, что игра как форма интерактивного занятия, с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность будущего педагога профессионального обучения и его профессиональное развитие и саморазвитие, а с другой - является практико-ориентированной. Игры способствуют повышению мотивации к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в них. В этой связи, как отмечает И.Ф. Игропуло и другие авторы9 10, при проектировании и реализации программ подготовки преподавателей образовательных учреждений различных ступеней образования, от общего до профессионального, необходимо уделять особое внимание обучению интерактивным методам преподавания и формированию необходимых компетенций у будущих педагогов.

Список литературы

1. Ануфриев Б.Ф. Современные интерактивные методы обучения экономистов и менеджеров // http://library.mephi.rU/data/scientific-sessions/2003/6/127.html

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006. - 192 с.

3. Игропуло И.Ф., Семина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии Тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. С. 235-238.

8 Хайбулаев М.Х., Гамзаева М.В. Технология научно-педагогического исследования: учебно-методический комплекс. Махачкала, 2014.

9 Игропуло И.Ф., Семина И.С., СорокопудЮ.В., Шаповалов В.К. Использование методологии Тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. С. 235-238.

10 Игропуло И.Ф., Семина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского Федерального университета) // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28.

4. Игропуло И.Ф., Семина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского Федерального университета) // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28.

5. СорокопудЮ.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы // Мир образования - образование в мире. 2010. № 3. С. 10.

6. Сорокопуд Ю.В. Модернизация подготовки преподавательских кадров высшей школы // Мир образования - образование в мире. 2010. № 3. С. 27-33.

7. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1. С. 11-15.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты // http://mon.gov.ru/dok/fgos/

9. Хайбулаев М.Х., Гамзаева М.В. Технология научно-педагогического исследования: учебно-методический комплекс. Махачкала, 2014.

Reference list

1. Anufriev B. The modern interactive methods of training of economists and managers // http:// library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/127.html

2. Federal State Educational Standards // http://mon.gov.ru/dok/fgos/

3. Igropulo I., Semina I., Sorokopud Yu., Shapovalov V. The designing of master's programs in the assignment "Pedagogical education" in the context of the TUNING methodology (experience of the North-Caucasus Federal University) // World of science, culture, education. 2014. № 1 (44). P. 26-28.

4. Igropulo I., Semina I., Sorokopud Yu., ShapovalovV. The implementation of theTuning methodology when designing the master's programs in pedagogical education // Bulletin of University (State University of Management). 2014. № 2. P. 235-238.

5. Khaibulaev M., Gamzaeva M. The technology of scientific-pedagogical research: Educational-methodical complex. Makhachkala, 2014.

6. Sorokopud Yu. The conception of modernization in the training of teaching personnel for the higher school // World of education-education in the World. 2010. № 3. P. 10.

7. Sorokopud Yu. The modernization of training of teaching personnel of the higher school // World of education - education in the World. 2010. № 3. P. 27-33.

8. Sorokopud Yu., NizikovM. The determinants of modernization of professional training of teachers of the higher school of Russia // World of education - education in the World. 2010. № 1. P. 11-15.

9. Zagvyazinskiy V. The theory of training: The modern interpretation: Textbook for the higher education institutions. 3d Edition, Revised, M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.