Научная статья на тему 'Реализация гендерного подхода в процессе подготовки будущих преподавателей в условиях аспирантуры'

Реализация гендерного подхода в процессе подготовки будущих преподавателей в условиях аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / АСПИРАНТУРА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / GENDER APPROACH / GENDER PEDAGOGY / POSTGRADUATE SCHOOL / TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игропуло И. Ф., Сорокопуд Ю. В.

В статье обоснована необходимость включения вопросов, касающихся реализации гендерного подхода в образовательную практику вузов, показана возможность включения элементов гендерной педагогики в процесс подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF GENDER MAINSTREAMING IN TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN A POSTGRADUATE SCHOOL

In the work the importance of including of gender-related questions into the educational process in a university is studied. The research shows the possibilities of the application of elements of gender pedagogy into the training of future university teachers in postgraduate schools.

Текст научной работы на тему «Реализация гендерного подхода в процессе подготовки будущих преподавателей в условиях аспирантуры»

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф. Профориентология. Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. -М.; Екатеринбург, 2004.

2. Ретивых, Н.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997.

3. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987. Bibliography

1. Zeer, Eh.F. Proforientologiya. Teoriya i praktika: ucheb. posob. dlya vihssheyj shkolih / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova, N.O. Sadovnikova. -M.; Ekaterinburg, 2004.

2. Retivihkh, N.V. Formirovanie u starsheklassnikov gotovnosti k professionaljnomu samoopredeleniyu: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 1997.

3. Yadov, V.A. Sociologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metodih. - M., 1987.

Статья поступила в редакцию 20.07.14

УДК 378

Igropulo I.F., Sorokopud Yu.V. IMPLEMENTATION OF GENDER MAINSTREAMING IN TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN A POSTGRADUATE SCHOOL. In the work the importance of including of gender-related questions into the educational process in a university is studied. The research shows the possibilities of the application of elements of gender pedagogy into the training of future university teachers in postgraduate schools.

Key words: gender approach, gender pedagogy, postgraduate school, training of future teachers for universities.

И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]; Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail. ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ АСПИРАНТУРЫ

В статье обоснована необходимость включения вопросов, касающихся реализации гендерного подхода в образовательную практику вузов, показана возможность включения элементов гендерной педагогики в процесс подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры.

Ключевые слова: гендерный подход, гендерная педагогика, аспирантура, подготовка будущих преподавателей высшей школы.

В современных условиях невозможно относиться к личности без учета социокультурных особенностей пола. Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (возраст, раса и т.д.) организует социальную систему. Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает социально-ролевой статус личности, который определяет социальные возможности в профессиональной деятельности, в образовании.

Гендерное образование признано мировым сообществом важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики, целью которого является подготовка будущего специалиста к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, к решению нарастающих глобальных проблем.

В XXI в. гендерные исследования в России стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблематика оформляется в отдельную отрасль педагогики.

За последние десять лет в условиях интернационализации и создания единого европейского пространства высшего образования, призванного повысить конкурентоспособность европейских университетов, первостепенной стала задача обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности образовательных программ. Для достижения данной цели от европейского образовательного сообщества потребовалось разработка единых подходов к преподаванию и обучению [1]. В этой связи вопросы, связанные с реализацией гендерного подхода в образовании, были внесены в содержание учебных дисциплин подготовки учителей и будущих преподавателей высшей школы. В отечественной образовательной практике стали появляться работы, посвящённые формированию гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки (Зайганов И.А. и др.)

Как отмечает Клёцина И.А. [2], формирование основ гендерного образования в высшей школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия, рождает силы для свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности. Гендерное образование будущих преподавателей заключается в том, чтобы помочь им справиться с проблемами профессиональной социализации, важной составной частью которой является самоидентификация человека с учетом принадлежности к мужскому или женскому полу, и, принятие, таким образом, определенной социальной роли. Овладение основами гендерных знаний соответствует основным целям модернизации и повышения качества образовании и отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс.

После принятия в 2012 году Закона «Об образовании в Российской Федерации» [3], аспирантура стала третьей ступенью высшего профессионального образования, направленную на подготовку «преподавателей - исследователей». Это детерминировало пересмотр дисциплин, реализуемых на третьей ступени высшего профессионального образования. В 2014 году, на основе макета ФГОС ВПО для третьего уровня - подготовки кадров высшей квалификации [4], в Северо-Кавказском Федеральном университете была разработана образовательная программа (ОП) направления подготовки 44.00.0l Образование и педагогические науки.

Не смотря на то, что ни в макете ФГОС, ни, соответственно, в ОП, в качестве компетенций, которыми должны овладеть выпускники аспирантуры, нет прямого указания на компетенции. Связанные с реализацией гендерного подхода. Тем не менее, косвенно можно отнести к таковом следующие:

способность ориентироваться в разнообразии методологических подходов различных областей научного знания и специфике их использования (УК-3);

способность выявлять, анализировать и учитывать различные факторы социализации при построении, экспертизе и реализации программ социальной и образовательной деятельности (ПК-6);

готовность выстраивать образовательный процесс с учетом возрастных закономерностей психофизического развития человека и на основе научно-обоснованных методов и технологий сбора и обработки данных и их междисциплинарной интеграции и интерпретации (ПК-7);

готовность разрабатывать и применять интерактивные методы личностного и социально-ориентированного обучения в психолого-педагогической деятельности на основе проектирования стратегии индивидуальной и групповой обучающей и развивающей деятельности с учетом результатов диагностики (ПК-8).

Как показал анализ литературы [5 и др.], в качестве условий эффективной реализации гендерного подхода, можно выделить следующие:

• интеграцию гендерных знаний в содержание профессиональной подготовки современного преподавателя как в рамках инвариантной, так и вариативной части блока психолого-педагогических дисциплин;

• учет гендерных особенностей студентов при организации педагогического процесса, формирование у будущих педагогов осознания собственной гендерной роли и индивидуального гендерного стиля поведения в рамках педагогической деятельности;

Библиографический список

• разработка процессуально-технологической составляющей реализации гендерного подхода в педагогической практике;

• организация мониторинга гендерной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки.

Данные условия учтены нами при планировании учебных занятий. Однако, из-за определённой перегруженности учебного плана подготовки аспирантов, не удалось выделить проблематику в области гендерного образования в отдельный элективный курс, однако, на основе изученного опыта учёных страны [5; 6; 7], планируется введение в содержание образования аспирантов через следующие формы работы:

• включение отдельных тем гендерной проблематики в курсы учебных дисциплин базовой и вариативной части (Методология и методы педагогического исследования; Педагогика и психология высшего образования; Технологии профессионально-ориентированного обучения; Педагогическое проектирование и др.);

• использование творческих заданий, затрагивающих ген-дерные аспекты, при объяснении отдельных тем учебных дисциплин;

• внедрение гендерных аспектов в научно-исследователь-ную (НИРс) и творческую работу студентов.

Тем самым разработанная ОП подготовки преподавателей - исследователей в рамках третьей ступени высшего профессионального образования - аспирантуры, должна служить ориентиром для переработки программ дисциплин, в том числе и с учётом гендерного подхода. Как нам представляется разработанный нами проект ОП имеет важное значение для повышения эффективности подготовки аспирантов в новых условиях и, прежде всего, для Северо-Кавказского региона России.

1. Игропуло, И.Ф. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1.

2. Клёцина, И.С. «Компетентностный подход» и гендерное образование в высшей школе // Актуальные вопросы современного университетского образования. - СПб., 2007.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Э/р]. - Р/д: http://base.garant.ru/ 70291362/#ixzz38saeZIvQ.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (Макет) Уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации (Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре) [Э/р]. Р/д: umo.rshu.ru>file27

5. Загайнов, И.А. Гендерный подход к формированию профессиональной компетентности будущих учителей // Теория и практика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов: материалы Международной научно-практич. конф. - Чебоксары, 2006.

6. Михайлова, Н.А. Проблемы подготовки будущего педагога в контексте гендерного подхода [Э/р]. - Р/д: www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/ Pedagogica/49574. doc.htm

7. Столярчук, Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Известия ВГПУ. - 2011. - № 8(62). - Сер.: Педагогические науки.

Bibliography

1. Igropulo, I.F. Proektirovanie magisterskoyj programmih po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING / I.F. Igropulo, I.S. Syomina, Yu.V. Sorokopud, V.K. Shapovalov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1.

2. Klyocina, I.S. «Kompetentnostnihyj podkhod» i gendernoe obrazovanie v vihssheyj shkole // Aktualjnihe voprosih sovremennogo universitetskogo obrazovaniya. - SPb., 2007.

3. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» [Eh/r]. - R/d: http://base.garant.ru/70291362/ #ixzz38saeZIvQ.

4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego obrazovaniya (Maket) Urovenj vihsshego obrazovaniya: podgotovka kadrov vihssheyj kvalifikacii (Podgotovka nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture) [Eh/r]. R/d: umo.rshu.ru>file27

5. Zagayjnov, I.A. Gendernihyj podkhod k formirovaniyu professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh uchiteleyj // Teoriya i praktika formirovaniya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh specialistov: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Cheboksarih, 2006.

6. Mikhayjlova, N.A. Problemih podgotovki buduthego pedagoga v kontekste gendernogo podkhoda [Eh/r]. - R/d: www.rusnauka.com/ 21_DNIS_2009/ Pedagogica/49574. doc.htm

7. Stolyarchuk, L.I. Gendernihyj podkhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu v vuze // Izvestiya VGPU. - 2011. - № 8(62). - Ser.: Pedagogicheskie nauki.

Статья поступила в редакцию 01.08.14

УДК 37 + 159.923 + 616.8(075)

Fetisova O.G., Chukhrova M.G., Makukha V.K. CONCEPT OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF PHONOPEDICAL SERVICE IN SIBERIA. Looking at the interaction of the external intonation of speech with the state of somatic and psycho-emotional sphere by objective diagnostic methods for generation of speech, the research shows that there is a need for organization in Siberia of phonopedical service.

Key words: speech, generation of speech, phonopedia, nonverbal speech characteristics.

О.Г. Фетисова, ГАУЗ НСО «Городская клиническая поликлиника № 1», г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]; М.Г. Чухрова, д-р мед.наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», ООО ДАР (Диагностика, Адаптация, Развитие), г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]; В.К. Макуха, д-р тех. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. технический университет», г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.