Второй этап (ознакомительно-обучающий) направлен на формирование представлений о языковых средствах, способствующих действенной речи героев в литературных произведениях.
Третий этап (репродуктивно-творческий) направлен на формирование у дошкольников стремления к действенному речевому поведению на основе осознания средств эффективной коммуникации, заложенных в художественных произведениях; обучение использованию данных средств в коммуникативных ситуациях, в театрализованной и игровой деятельности.
Данное условие предполагает выделение коммуникативной задачи в произведениях художественной литературы, анализ средств решения коммуникативных задач, т. е. анализ средств, обеспечивающих действенность речи, а также оценку средств решения коммуникативных задач, т.е. оценку средств, обеспечивающих действенность речи героев произведений. В рамках данного условия мы знакомим детей с произведениями художественной литературы на занятиях и в свободное от занятий время, используя приемы: словесное рисование, чтение «с продолжением», совместный с педагогом анализ действенности средств коммуникации в речи литературных героев, проблемно-игровые ситуации, постановка этюдов по сюжетам художественных произведений, сценарное программирование.
Третье условие — взаимодействие ДОУ и семьи в аспекте формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Современное дошкольное образование представляет собой открытое пространство, основными участниками которого являются специалисты как представители общественного воспитания, дети и их родители, поэтому на формирование личности ребенка в одинаковой степени влияют и дошкольные образовательные учреждения, и семья.
Учитывая положение о том, что эффективность работы в избранном направлении может быть достигнута лишь посред-
Библиографический список
ством усилий всех участников процесса, мы считаем необходимым и особенно важным координацию деятельности и единство требований. Установлено, что на воспитание и развитие дошкольника оказывают влияние все окружающие его люди: родители, педагоги, сверстники и т.д. Для эффективного воздействия на личность ребенка нужна единая позиция и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
В рамках настоящего исследования необходимо обеспечить взаимодействие педагогов и родителей с целью эффективного формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из поставленной цели, следует предусмотреть ряд форм работы с родителями: консультации, актуализирующие проблему формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста; родительские собрания на темы: «Как Вы общаетесь с ребенком?», «Коммуникация в жизни ребенка», «Роль детской художественной литературы в речевом развитии дошкольника»; вечера вопросов и ответов; педагогическая гостиная; памятки для родителей, где помещены советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях под рубриками: «Книга в жизни ребенка», «Как и когда читать книгу», «О чем и как беседовать с детьми после чтения художественной литературы», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Методическое обеспечение и информационное просвещение педагогов и родителей представлено следующими формами работы: индивидуальные и групповые консультации, круглый стол, дискуссии, «Родительские вечера», проведение педагогического совета, теоретические семинары и семинары-практикумы, выставки, мастер-класс.
По нашему мнению, реализация обозначенных педагогических условий в практике работы дошкольных образовательных учреждений будет способствовать формированию действенности речи у детей старшего дошкольного возраста.
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988.
2. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. - 1995. - № 5.
3. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук.
- Челябинск, 1992.
4. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. - М. - 1987. - № 1.
5. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2.
6. Осипова, Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2006.
7. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика. - 2001. - № 4.
8. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / под ред. В.И. Панова. - М., 1997.
9. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника. - СПб., 2003.
Bibliography
1. Andreev, V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoyj lichnosti. - Kazanj, 1988.
2. Nayjn, A.Ya. O metodologicheskom apparate dissertacionnihkh issledovaniyj // Pedagogika. - 1995. - № 5.
3. Yakovleva, N.M. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitateljnihkh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.
- Chelyabinsk, 1992.
4. Zvereva, M.V. O ponyatii «didakticheskie usloviya» // Novihe issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. - M. - 1987. - № 1.
5. Kupriyanov, B.V. Sovremennihe podkhodih k opredeleniyu suthnosti kategorii «pedagogicheskie usloviya» / B.V. Ku-priyanov, S.A. Dihnina / / Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. - 2001. - № 2.
6. Osipova, T.A. Socialjno-lichnostnoe samoopredelenie uchathikhsya v usloviyakh khudozhestvenno-ehsteticheskoyj sredih: dis. ... kand. ped. nauk. - Tyumenj, 2006.
7. Panov, V.I. Odarennihe deti: vihyavlenie-obuchenie-razvitie // Pedagogika. - 2001. - № 4.
8. Yasvin, V.A. Trening pedagogicheskogo vzaimodeyjstviya v tvorcheskoyj obrazovateljnoyj srede / pod red. V.I. Panova. - M., 1997.
9. Tarasov, S.V. Obrazovateljnaya sreda i razvitie shkoljnika. - SPb., 2003.
Статья поступила в редакцию 12.07.14
УДК 61:06 + 316.6
Bazelyuk У V., Romanov Ye. V., Romanova A. V. MODELING OF THE CONTENTS OF A SOCIOLOGICAL SURVEY ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF PRIMARY AND SECONDARY EDUCATION. The article reveals a modeling process of the contents of a sociological survey on topical problems of professional self-determination of students in conditions of primary and secondary education. The paper describes the contents of the main issues for each of the sets of questions in express polls of different categories of subjects of an educational process in the aspect of the issue under consideration.
Key words: modeling, professional self-determination of students, modeling, content of a sociological survey.
В.В. Базелюк, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск,
E-mail: [email protected]; Е.В. Романов, канд. пед. наук, директор филиала ФГБОУ ВПО
«Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: [email protected]; А.В. Романова, канд. пед. наук, зав. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыт процесс моделирования содержания социологического опроса по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования. Описано содержание основных вопросов по каждой из анкет экспресс-опроса различных категорий субъектов образовательного процесса в аспекте рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: моделирование, профессиональное самоопределение учащихся, моделирование, содержание социологического опроса.
В условиях современного рынка труда актуализируется проблема профессионального самоопределения учащихся российских общеобразовательных организаций. Современная российская школа, являясь важным этапом профессионального становления личности должна способствовать формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению
В тоже время приходится констатировать, что содержание процесса профессионального самоопределения учащихся, не в полной мере, способствует формированию их профессиональных интересов и их профессиональных намерений. В результате у оптантов после получения ими основного и среднего общего образования возникает целый ряд проблем, связанных с осознанным выбором профессии и реализацией в дальнейшем своих потенциальных профессиональных планов. Отсюда, возникает острая потребность в разрешении назревшего противоречия между необходимостью проведения социологических опросов по исследованию актуальных проблем профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций и их фактическим отсутствием в современной образовательной практике.
В этой связи временным научно-исследовательским коллективом кафедры гуманитарных и естественных наук филиала Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) в городе Озерске Челябинской области предпринята попытка моделирования содержания социологического опроса по проблеме профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования.
В процессе моделирования содержания социологического опроса были проанализированы ведущие идеи ученых относительно процесса профессионального самоопределения (А.Е. Голомшток, А.Я. Журкина, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.М. Павлова, Н.С. Пряжников, М.В. Ретивых, Н.О. Садовникова, В.Д. Симоненко, Н.А. Томин, С.Н. Чистякова, и др.) Мы считаем наиболее обоснованной точку зрения по данному вопросу научного коллектива под руководством член-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Э.Ф. Зеера, согласно которой:
«1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессионально бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учеб-
ного заведения, повышение квалификации, смене места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости, ее потребности в самореализации и самоактуализации» [1, с. 54-55].
Существенным аспектом при моделировании содержания социологического опроса по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования стало изучения основных компонентов профессиональной ориентации, способствующих эффективной организации самого процесса профессионального самоопределения.
Профессиональная ориентация представляет собой «совокупность педагогических психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего получения профессионального образования [1, с. 22].
Анализ различных позиции ученых (А.Е. Голомшток, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.С. Пряжников, Н.О. Садовникова, Н.А. Томин и др.) позволил выявить ее ведущие компоненты: профессиональное консультирование, профессиональный отбор и подбор, профессиональное просвещение, информационное профессиографирование, психологическое сопровождение выбора профессии. Необходимо отметить также, что в процессе моделирование содержания социологического опроса был изучен опыт подготовки школьников к профессиональному самоопределению в США, Англии, Франции, Японии, представленный в научных изысканиях М. В. Ретивых [2].
Моделирование содержания социологического опроса базируется на методологии, программе, методах организации социологических исследований, подробно представленных в научных изысканиях В.А. Ядова [3].
Целью социологического исследования стал сбор первичной социологической информации по проблеме профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования. Сбор информации осуществлялся на основе трех анкет экспресс-опроса. Объектом социологического опроса выступали субъекты образовательного процесса, являющиеся непосредственными носителями информации по проблеме профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования. Предметом опроса стало изучение мнения субъектов образовательного процесса по проблеме профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и общего среднего общего образования.
На основе метода моделирования (И.В. Блауберг, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин и др.) была разработана соответствующая модель содержания социологического опроса. Данная модель представляет систему сбора первичной
социологической информации по проблеме профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования. Данная система представлена тремя подсистемами, отражающих содержание вопросов анкеты экспресс-опроса для различных субъектов образовательного процесса: учащихся девятых и одиннадцатых классов, их родителей, администрации общеобразовательных организаций. Содержание каждой из трех разработанных анкет обладает определенной структурой. Опишем структуру анкеты и содержание вопросов каждой из них в отдельности.
Вопросы анкеты экспресс-опроса для учащихся девятых и одиннадцатых классов носили идентичный характер. Респондентам было сформулировано девять вопросов. Первый вопрос анкеты был направлен на выявление проблем, связанных с владением респондентами базовыми понятиями в аспекте рассматриваемой проблемы. («Как Вы понимаете термины: «профессия», «специальность», «профессиональное самоопределение»?).
Второй вопрос анкеты предусматривал выявление проблем в реализации форм учебной и внеучебной работы по профессиональному самоопределению. («Какие формы учебной и вне учебной работы, направленные на профессиональное самоопределение учащихся, проводятся в Вашем образовательном учреждении»?).
Третий вопрос был ориентирован на выявление проблем, связанных с получением специальных знаний и умений респондентов по рабочей профессии. («Хотели бы Вы овладеть специальными знаниями и умениями по определенной рабочей профессии в период обучения в Вашем образовательном учреждении»?).
Четвертый вопрос анкеты предусматривал детализацию и содержательное наполнение ответов респондентов применительно к третьему вопросу. («Основами какой рабочей профессии Вы бы хотели овладеть в период обучения в образовательном учреждении с выдачей соответствующего документа: справки, сертификата с присвоением рабочего разряда»?).
Пятый вопрос анкеты был ориентирован на выявление проблем респондентов, связанных с их дальнейшим профессиональным обучением. («Имеете ли Вы представление о том, где будете дальше получать профессиональное образование (ПЛ, ССУЗ, ВУЗ) к моменту окончания общеобразовательной школы»?).
Шестой вопрос предусматривал выявление проблем с точки зрения приоритетности мнений для респондентов при выборе учреждения профессионального образования. («Чьё мнение является для Вас определяющим в выборе учреждения профессионального образования (ПЛ, ССУЗ, ВУЗ) для дальнейшего обучения после окончания общеобразовательной школы»?).
Седьмой вопрос анкеты («Где Вы планируете, дальнейшее профессиональное обучение после окончания основного и среднего общего образования?) был направлен на выявление предпочтений респондентов относительно выбора территории (города, области, округа) дальнейшего получения образования после окончания девяти и одиннадцати классов.
Восьмой вопрос предполагал выявление проблем относительно выбора респондентами конкретного учреждения профессионального образования (НПО, СПО, ВПО) после получения ими основного или среднего общего образования.
Девятый вопрос анкеты предусматривал выявление проблем с выбором респондентами направлений получения профессионального образования. («По какому направлению Вы бы хотели получить профессиональное образование?»)
Вопросы анкеты экспресс-опроса для родителей учащихся также носили идентичный характер. Респондентам было сформулировано восемь вопросов. Первый вопрос был направлен на оценку респондентами современного состояния профо-риентационной работы. («Как Вы оцениваете современное состояние системы профориентационной работы по решению проблем профессионального самоопределения учащихся в вашем городе?»).
Второй вопрос предусматривал выявление проблем, связанных с оптимизацией профориентационной работы с учащимися («Как Вы считаете, целесообразна ли оптимизация системы профориентационной работы с учащимися с учетом реальных условий рынка труда в вашем городе?»).
Третий вопрос был ориентирован на изучение мнений респондентов относительно эффективности реализуемых направлений профессионального самоопределения в образователь-
ной организации («На Ваш взгляд, какие направления данной системы в настоящее время могут быть наиболее востребованными?»).
Четвертый вопрос направлен на выявление мнения респондентов относительно овладения их детьми основами рабочих профессий в условиях образовательной организации («Есть ли потребность в овладении Вашими детьми основами рабочей профессии в условиях основного и среднего общего образования с выдачей соответствующего документа?»).
Пятый вопрос предусматривал детализацию и содержательное наполнение ответов респондентов применительно к четвертому вопросу («Основами какой рабочей профессии Вы бы хотели, чтобы овладели Ваши дети в период обучения на старшей ступени общеобразовательной школы?»).
Шестой вопрос был ориентирован на выявление проблем респондентов, связанных с дальнейшим профессиональным обучением их детей («Где Вы планируете, дальнейшее обучение Ваших детей после окончания основного и среднего общего образования?»).
Седьмой вопрос предполагал выявление проблем относительно выбора респондентами конкретного учреждения профессионального образования для обучения своих детей («В какое образовательное учреждение Вы планируете, поступление Ваших детей после окончания основного и среднего общего образования?»).
Восьмой вопрос анкеты был направлен на изучение предложений респондентов по решению актуальных проблем профессионального самоопределения учащихся («Ваши предложения по решению проблемы профессионального самоопределения учащихся основной и старшей ступени общего образования»).
Анкета экспресс-опроса для руководителей образовательной организации предусматривала восемь вопросов. Первый, второй и третий вопросы анкеты идентичны соответствующим вопросам, заданным родителям учащихся.
Четвертый вопрос предусматривал выявление проблем, связанных с услением образовательного партнерства между учреждениями общего и профессионального образования в аспекте рассматриваемой проблемы («На Ваш взгляд, необходимо ли создание при филиале одного из ВУЗов в вашем городе центра образовательного партнерства с учреждениями профессионального образования для координации взаимодействия по решению актуальных проблем профессионального самоопределения учащихся школ?»)
Пятый вопрос должен был выявить проблемы, связанные с планированием работы образовательной организации по профессиональному самоопределению («Имеет ли Ваше образовательное учреждение перспективный план работы (программу) по профессиональному самоопределению учащихся основной и старшей ступени общего образования»).
Шестой вопрос анкеты предусматривал выявление проблем, связанных с взаимодействием общеобразовательной организации с учреждениями профессионального образования («С какими учреждениями системы профессионального образования Вы осуществляете образовательное партнерство по решению проблемы профессионального самоопределения учащихся (укажите направление партнерства)?»).
Седьмой вопрос («Хотели бы Вы получить квалифицированную методическую помощь со стороны филиала ВУЗа в вашем городе по разработке перспективного плана работы образовательной организации по профессиональному самоопределению учащихся основного и среднего уровней общего образования?») направлен на выявление мнения респондентов относительно оказания методической помощи в аспекте рассматриваемой проблемы.
Восьмой вопрос должен был дать ответ на наличие или отсутствие системы профильного обучения в образовательной организации («Перешло ли Ваше образовательное учреждение на профильное обучение на старшей ступени общего образования?»).
Данное содержание анкет социологического опроса прошло свою успешную апробацию в общеобразовательных организациях Озерского городского округа Челябинской области в период с сентября по ноябрь 2013 года. Участие в анкетировании носило анонимный характер. Результаты социологического опроса были использованы только в научных целях и планируются к публикации в следующем номере данного научного журнала.
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Профориентология. Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. -М.; Екатеринбург, 2004.
2. Ретивых, Н.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997.
3. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987. Bibliography
1. Zeer, Eh.F. Proforientologiya. Teoriya i praktika: ucheb. posob. dlya vihssheyj shkolih / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova, N.O. Sadovnikova. -M.; Ekaterinburg, 2004.
2. Retivihkh, N.V. Formirovanie u starsheklassnikov gotovnosti k professionaljnomu samoopredeleniyu: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 1997.
3. Yadov, V.A. Sociologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metodih. - M., 1987.
Статья поступила в редакцию 20.07.14
УДК 378
Igropulo I.F., Sorokopud Yu.V. IMPLEMENTATION OF GENDER MAINSTREAMING IN TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN A POSTGRADUATE SCHOOL. In the work the importance of including of gender-related questions into the educational process in a university is studied. The research shows the possibilities of the application of elements of gender pedagogy into the training of future university teachers in postgraduate schools.
Key words: gender approach, gender pedagogy, postgraduate school, training of future teachers for universities.
И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]; Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail. ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ АСПИРАНТУРЫ
В статье обоснована необходимость включения вопросов, касающихся реализации гендерного подхода в образовательную практику вузов, показана возможность включения элементов гендерной педагогики в процесс подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры.
Ключевые слова: гендерный подход, гендерная педагогика, аспирантура, подготовка будущих преподавателей высшей школы.
В современных условиях невозможно относиться к личности без учета социокультурных особенностей пола. Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (возраст, раса и т.д.) организует социальную систему. Социальное воспроизводство гендер-ного сознания на уровне индивидов поддерживает социально-ролевой статус личности, который определяет социальные возможности в профессиональной деятельности, в образовании.
Гендерное образование признано мировым сообществом важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики, целью которого является подготовка будущего специалиста к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, к решению нарастающих глобальных проблем.
В XXI в. гендерные исследования в России стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблематика оформляется в отдельную отрасль педагогики.
За последние десять лет в условиях интернационализации и создания единого европейского пространства высшего образования, призванного повысить конкурентоспособность европейских университетов, первостепенной стала задача обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности образовательных программ. Для достижения данной цели от европейского образовательного сообщества потребовалось разработка единых подходов к преподаванию и обучению [1]. В этой связи вопросы, связанные с реализацией гендерного подхода в образовании, были внесены в содержание учебных дисциплин подготовки учителей и будущих преподавателей высшей школы. В отечественной образовательной практике стали появляться работы, посвящённые формированию гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки (Зайганов И.А. и др.)
Как отмечает Клёцина И.А. [2], формирование основ гендерного образования в высшей школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия, рождает силы для свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности. Гендерное образование будущих преподавателей заключается в том, чтобы помочь им справиться с проблемами профессиональной социализации, важной составной частью которой является самоидентификация человека с учетом принадлежности к мужскому или женскому полу, и, принятие, таким образом, определенной социальной роли. Овладение основами гендерных знаний соответствует основным целям модернизации и повышения качества образовании и отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс.
После принятия в 2012 году Закона «Об образовании в Российской Федерации» [3], аспирантура стала третьей ступенью высшего профессионального образования, направленную на подготовку «преподавателей - исследователей». Это детерминировало пересмотр дисциплин, реализуемых на третьей ступени высшего профессионального образования. В 2014 году, на основе макета ФГОС ВПО для третьего уровня - подготовки кадров высшей квалификации [4], в Северо-Кавказском Федеральном университете была разработана образовательная программа (ОП) направления подготовки 44.00.0l Образование и педагогические науки.
Не смотря на то, что ни в макете ФГОС, ни, соответственно, в ОП, в качестве компетенций, которыми должны овладеть выпускники аспирантуры, нет прямого указания на компетенции. Связанные с реализацией гендерного подхода. Тем не менее, косвенно можно отнести к таковом следующие: