Научная статья на тему 'Мониторинг профессионального самоопределения старшекласников в условиях модернизации образования'

Мониторинг профессионального самоопределения старшекласников в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / MODEL / MODERNIZATION OF EDUCATION / MONITORING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SENIOR PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Д. С.

В статье показаны основные ориентиры модернизации российского образования. Раскрывается содержание модели профессионального самоопределения старшеклассников. Научно обосновывается необходимость проверки рассматриваемой модели средствами мониторинга. Интерпретируются результаты мониторингового исследования. Делается вывод о готовности старшеклассников к осуществлению своих жизненных и профессиональных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF SENIOR PUPILS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL SYSTEM MODERNIZATION

The article represents the basic trends in the modernization of Russian educational system. It reveals the model of senior pupils' professional self-determination. Also the necessity to check this model by means of monitoring is scientifically proved. The results of monitoring research are interpreted. The conclusion about the readiness of senior pupils to realize life and professional plans is being made.

Текст научной работы на тему «Мониторинг профессионального самоопределения старшекласников в условиях модернизации образования»

целостности, неустойчивости, открытости прошлому, настоя- изучать посредством научных методов. Его можно только

щему и будущему нельзя непосредственно созерцать, то есть осмысливать, понимать.

Библиографический список

1. Григорьев, Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие / Д.В. Григорьев // Право и образование. - 2007. - № 1.

2. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000.

3. Аршинов, В.И. Синергетическая парадигма / В.И. Аршинов - М.: Прогресс-Традиция, 2007.

4. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М.: Наука, 1993.

5. Громыко, Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций - в 3-х кн.: Кн. 3. Онтологии нового времени: пособие для учителей / Ю.В. Громыко. - М.: Пушкинский институт, 2005.

6. Лузина, Л. Воспитание как со-бытие / Л. Лузина // Воспитание школьников. - 2004. - № 8.

7. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1974. - Т. 1.

8. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

9. Соколов, Б.Г. Понимание со-бытия. Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание / Б.Г. Соколов. - СпбГУ, 1997.

10. Шибаева, А. А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Шибаева. - М., 1994.

Статья поступила в редакцию 16.09.09

УДК 373.1.

Д. С. Медведев, ас. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: dsmedvedev@list.ru

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАСНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показаны основные ориентиры модернизации российского образования. Раскрывается содержание модели профессионального самоопределения старшеклассников. Научно обосновывается необходимость проверки рассматриваемой модели средствами мониторинга. Интерпретируются результаты мониторингового исследования. Делается вывод о готовности старшеклассников к осуществлению своих жизненных и профессиональных планов.

Ключевые слова: модель, модернизация образования, мониторинг, профессиональное самоопределение, старшеклассник.

В настоящее время представление о том, что исследование профессионального самоопределения молодежи есть комплексная проблема стало общепризнанным. Условия для нового этапа её рассмотрения возникли в ситуации реформирования российского образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования) наглядно иллюстрирует исходные образующие становления нового образа жизни современной молодежи.

Один из самых авторитетных футурологов мира Элвин Тоффлер утверждает, что характерными чертами становления новой сверхиндустриальной цивилизации являются: наличие информационного капитала, индивидуализация в труде, готовность к инновационному стилю жизни [1].

В Послании Президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации определены основные направления опережающего развития российской школы, которые ориентированы на подготовку учащихся к жизни в высоко технологичном конкурентном мире [2].

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко на выступлении в Государственной думе 3 сентября 2008 года сделал акцент на четырех базовых направлениях российского образования: формирование инструментов социального развития, совершенствование общественных отношений; развитие творческих способностей учащихся на инновационной основе; создание современной системы непрерывного образования; создание механизмов обратной связи образования и общества [3].

Одним из таких механизмов можно считать обсуждение стандарта общего образования. В Концепции государственного стандарта общего образования отмечено, в основу стандарта заложен новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Согласно источнику, индивидуальные потребности личности могут выражаться в социальной, профессиональной и личностной успешности; потребности общества акцентируются на безопасном и здоровом обра-

зе жизни, благосостоянии, социальной справедливости, свободе и ответственности; государство возлагает надежды на национальное единство и безопасность, развитие человеческого капитала и конкурентоспособности [4].

В контексте вышесказанного в феврале 2007 года в РГПУ им. А.И. Герцена состоялось обсуждение проблем и перспектив разработки новых образовательных стандартов сучастием ведущих специалистов системы образования: Г.А. Бордовского, И.И. Калиной, Н.Д. Никандрова, А.М. Кондакова, С. А. Гончарова, О.Е. Лебедева, Л. А. Громовой, Н.Ф. Радионовой, В.Н. Козлова, А.Г. Асмолова, И.Ю. Алексашиной, В.Ю. Коровкина, О.В. Дмитриевой, А.П. Тряпицыной, Н.И. Булаева [5].

Резюмируя высказывания российских ученых, можно сделать ряд ключевых выводов. Во-первых, стандарты нужно пересматривать. Во-вторых, стандарт как общественный договор должен строиться на балансе взаимообязательств и требований. В-третьих, стандарт ориентирован на результат. На наш взгляд, одним из показателей результативности школьного образования можно назвать готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Сущность процесса профессионального самоопределения старшеклассников достаточно подробно раскрыта в работах: Н.Ю Ткачевой (1983), С.Л. Богомаз (1988), М.С. Валитова (1989), С.Г. Добротворской (1994), В.В. Бахарева (1995), Н.С. Пряжникова(1995), Н.Ю. Бугаковой(1997), Л.А. Амиро-вой(1997), Б.А. Бурняшова(1999), В.Д. Лашкеевой(1999),

Л.В. Смолиной(1999), А.В. Мордовской(2000), А.А. Шунай-ловой (2000), Т.В. Аникаевой (2001), О.Н. Большаковой (2002), В.А. Бурляевой (2002), Е.А. Климова (2004), Н.В. Потехиной (2007) и др. Диапазон взглядов на проблему выбора личностью профессионального и жизненного пути содержит утверждение о том, что этот жизненный период всегда сопряжен с решением задач на смысл и ценность, а также с определением необходимых и достаточных условий для их реализации. В унисон вышесказанному звучит точка зрения В.Д. Лашкеевой, которая утверждает, что самоопределение старшеклассников - это «процесс самостоятельного поиска и осознания учащимися ценностей и смыслов выполняемой ими деятельности, сопровождающийся выбором на-

правления послешкольного образования как основы будущей профессиональной деятельности, и оценка собственных перспектив обучения и работы в выбранном направлении на основе самореализации в этой области» [6, с. 37].

Ключевым понятием в нашей работе является «мониторинг». В энциклопедическом словаре-справочнике: «Культура русской речи» под редакцией Л.Ю. Иванова, А.П. Сково-родникова, Е.Н. Ширяева понятие «мониторинг» трактуется как «жанр публицистики, отражающий результаты соответствующего социологического исследования» [7, с. 333]. В Большой энциклопедии под редакцией С. А. Кондратова рассматриваемый термин интерпретируется как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям» [8, с. 280].

В психолого-педагогической практике накоплен успешный опыт использования мониторинговых исследований в различных направлениях педагогики и психологии (С. П. Аверин (2000), А.А. Майер (2002), С.Н. Силина (2002), С.В. Хохлова (2003), Л.А. Гаджиева (2003), Е.А. Форзун (2003), С.П. Миронова (2004), А.А. Елютина (2004), Л.А. Савельева (2005), С.В. Абрамович (2006), Е.Г. Чимитова (2007) и др). Значимой для нас является точка зрения Л. А. Савельевой, которая считает, что мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников - это «специально смоделированная подсистема образовательного процесса, включающая в себя непрерывное наблюдение, диагностику, контроль, прогнозирование, оценку профессионального самоопределения учащихся в школе, и обеспечивающая выпускникам переход на высокий, качественно новый уровень в выборе будущей профессии и построении личного профессионального плана» [9, с. 10].

Нами предпринята попытка разработать модель профессионального самоопределения старшеклассников, состоящую из следующих элементов: целевой, деятельностный, результативный. Целевой элемент включает: цель, задачи (воспитательные, обучающие, развивающие), принципы; деятельностный - этапы , формы, методы, условия; результативный -выражен в показателях психолого-педагогического сопровождения данной модели. Приведем полный перечень показателей готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Ценностно-нравственный компонент: ориентация на самореализацию, самоопределение, самосовершенствование; устойчивое положительное отношение к труду и людям, занятым умственным и физическим трудом; творческое отношение к профессиональному труду; понимание необходимости сохранения психологического и физического здоровья у себя и своих близких; умение соотносить личные и профессиональные интересы. Когнитивный компонент: знание условий, способствующих профессиональному и жизненному выбору, умение управлять воздействием социальных факторов на личностном уровне; сформированный познавательный интерес к работе с профориентационной информационно-познавательной средой; осведомленность о состоянии рынка труда и рынка образовательных услуг на уровне села, города, региона, страны, а также понимание мировых тенденций их развития; убежденность в необходимости непрерывного профессионального развития; знание специфики будущей профессиональной области и способа ее достижения. Рефлексивный компонент: способность адекватно воспринимать изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах общества; осознание необходимости развития коммуникативных качеств личности с ориентацией на будущую профессиональную область; способность ставить реалистичные цели в вопросах карьерного роста и личного благополучия; адекватная оценка собственных возможностей в выбираемом или уже выбранном направлении профессио-

нальной деятельности; осознание ответственности за принятые решения. Деятельностный компонент: активная позиция в реализации намеченных профессиональных и жизненных перспектив; способность делать выбор жизненного пути с ориентацией на конкретную профессиональную область; умение проектировать свой жизненный путь с позиции будущей семьи; способность и решительность в реализации жизненных и профессиональных планов; наличие запасных вариантов профессии в смежных областях. Региональный компонент: понимание необходимости объединения жизненных и профессиональных планов с другими людьми, семьями, профессиональными сообществами; знание рынка труда и рынка образовательных услуг на региональном уровне; познавательный интерес к трудовой истории родного региона, города, села; направленность будущей профессиональной деятельности на решение региональных проблем; информированность об этнокультурных особенностях будущей социальнопрофессиональной среды [10].

Необходимость проверки предложенной модели профессионального самоопределения старшеклассников состояла в получении достоверной информации, оценке и прогнозировании возможной траектории профессионального и жизненного пути учащихся. Поэтому, нами было проведено мониторинговое исследование, основная цель которого заключалась в проверке сконструированной модели путем выявления отдельных показателей готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Формой проведения мониторинга явилась разработанная нами анкета. При структурировании анкетного опроса мы опирались на исследования следующих ученых: М. Рокича (1973), П.И. Бабочкина, И.И. Задорожной, М.Г. Рогачевой(2001), Н.А. Журавлевой(2006), В.К. Левашова (2006), С.В. Скутневой(2006), В.И. Бобренькова, А.И. Крав-ченко(2008) и др. Композиционная часть анкеты состояла из следующих частей: вводная, основная, заключительная. Водная часть анкеты содержала вопросы, касающиеся выявления отношения респондентов к проблеме профессионального самоопределения. Основная часть анкеты была направлена на определение жизненных и профессиональных целей старшеклассников, а так же путей их реализации. Заключительная часть анкеты предусматривала раскрытие системообразующих характеристик личного и профессионального плана у старшеклассников. Респондентам предлагалось ответить на 30 вопросов. Большинство вопросов содержали следующие варианты ответов: да; скорее да, чем нет; нет; скорее нет, чем да; затрудняюсь ответить. Некоторые вопросы (5, 6, 12) предусматривали выбор испытуемыми до трех предложенных вариантов ответов. Исследование проводилось в декабре 2008 года на базе образовательных учреждений г. Барнаула и г. Горно-Алтайска. В опросе приняли участие старшеклассники в возрасте 15-18 лет в количестве 390 респондентов. Более подробно генеральная совокупность исследования представлена в таблице 1.

В результате проведенного исследования можно полагать, что респонденты гордятся тем, что живут в России (вопрос 1) - 83,84%; уважают права, честь и достоинство других людей (вопрос 2) - 58,71%; стремятся к наиболее полной реализации себя (вопрос 3) - 57,94%. Важно отметить, что старшеклассники осведомлены о том, что современная молодежь испытывает трудности в выборе жизненного и профессионального пути (вопрос 4) - 72,05%. Причины подобного явления (вопрос 5) - 66,92% респондентов видят в дороговизне жизни; 19,97% - в безработице в стране; 17,41% -указывают на падение нравов и культуры. Менее значимыми причинами стали: экологическая обстановка - 2,79%; обострение межнациональных отношений - 4,68%; рост преступности - 9,26%.

Таблица 1

Генеральная совокупность исследования__________________________________________

№ Наименование образовательного учреждения Город Количество учащихся

Юноши Девушки

10 класс 11 класс 10 класс 11 класс

1. МОУ СОШ № 4 г. Горно-Алтайск - 13 - 13

2. МОУ СОШ № 7 г. Горно-Алтайск 10 5 10 14

3. МОУ СОШ № 8 г. Горно-Алтайск - 12 - 11

4. МОУ СОШ № 12 г. Горно-Алтайск 16 - 5 -

5. Национальная республиканская гимназия г. Горно-Алтайск - 21 - 40

6. МОУ СОШ № 64 г. Барнаул 12 15 7 10

7. МОУ СОШ № 68 г. Барнаул 22 10 18 26

8. МОУ гимназия № 79 г. Барнаул 12 0 22 11

9. МОУ гимназия № 131 г. Барнаул 12 10 15 18

Итого: 9 2 города 84 86 77 143

Подбор респондентов, логика поставленных перед ними вопросов позволили определить, что старшеклассники имеют цели в жизни (вопрос 7) - 70,51%, которые связываются с продолжением обучения (вопрос 12) -73,33% и совмещением учебы с работой - 20,51%. Судя по данным опроса, значимыми факторами, определившими такой выбор (вопрос 14) являются: склонности и способности самих учащихся - 75,89%; учеба в школе - 41,02%; мнение семьи - 30,76%; мнение уважаемого человека - 28,97%; средства массовой информации -28,71%. Отрицательные ответы респондентами были даны по следующей группе утверждений: работа с психологом -58,71%; любимый человек - 45,38%; сверстники, друзья -44,61%; учреждения дополнительного образования - 39,48%; культурная обстановка - 32,30%; экономическая ситуация в стране - 32,05%.

Исследованием установлено, что решительность в реализации жизненных и профессиональных планов (вопрос 13) характерна для 45,64% испытуемых. Успешность осуществления запланированного (вопрос 6) старшеклассники видят в качественном образовании - 24,97%; наличии денежных средств - 19,09%; целеустремленности и трудолюбии -16,77%; присутствии необходимых знакомств и связей -13,50%. Незначительная часть респондентов полагает, что успех в жизни зависит от общительности, обаяния - 7,42% и от везения - 8,29%. Респонденты подчеркивают (вопрос 16), что знают свои слабые и сильные стороны (63,07%) и способны ставить реалистичные цели в вопросах карьерного роста и личного благополучия (вопрос 21) - 50%. Особое значение имеет восприятие респондентами их собственного будущего. Через 10 лет старшеклассники склонны видеть себя (вопрос 17): свободными и независимыми - 59,48%; общительными и дружелюбными - 56,92%; уважаемыми в обществе - 56,41%; физически и психически здоровыми - 55,12%; имеющими интересную работу - 52,82%; материально обеспеченными -48,46%. Менее значимыми для испытуемых оказались перспективы стать известными и знаменитыми - 9,23%; людьми высокой культуры - 21,02%; творческими - 27,17%. Ниже приводится точка зрения респондентов (вопрос 18) о том, как они ранжируют качества личности, необходимые для осуществления задуманного. В число значимых качеств личности вошли такие как: трудолюбие - 76,92%, ответственность -75,64%, образованность - 72,30, самоконтроль - 66,15%, ре-

Библиографический список

шительность - 65,64%. Вариант ответа «терпимость к мнениям других людей» из всей совокупности предложенных ответов получил меньший отклик у респондентов - 35,89%. Для нашего исследования значимыми являются данные, указывающие на позитивное отношение старшеклассников к людям занятым умственным и физическим трудом (вопрос 9) -67,43%; способность учащихся нести ответственность за свои действия и поступки (вопрос 15) - 73,84%. Важно отметить, что респонденты не осведомлены о состоянии рынка труда в России (вопрос 25) - 21,28%; не интересуются трудовой историей своей малой Родины (вопрос 24) - 26,66%, при этом 45,12% респондентов располагает необходимой информацией для профессионального выбора (вопрос 26). Основным вариантом профессии (вопрос 27) располагают 57,43% старшеклассников, а наличие запасного варианта самоопределения характерно для 49,74% учащихся. По данным социологического опроса (вопрос 30), 59,74% респондентов уверены в успешной реализации своих планов, причем, только 33,84% опрошенных испытывает потребность в человеческой поддержке (вопрос 29).

Таким образом, проведенный опрос позволяет утверждать, что старшеклассники осознают цели и перспективы своего профессионального и личностного пути; видят стратегические пути достижения намеченных целей через реализацию себя в сфере профессионального труда и образования. Способы достижения целей испытуемые связывают с осознанием собственных склонностей и способностей. Удалось определить, что личный и профессиональный план у старшеклассников находится на этапе формирования. В тоже время отмечается тенденция к избеганию старшеклассниками присутствия других людей в ситуациях планирования своей профессиональной жизни. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что старшеклассники в целом готовы к осуществлению своих жизненных и профессиональных планов.

Мониторинговое исследование, базирующееся на предварительном педагогическом эксперименте, обеспечило проверку разработанной нами модели профессионального самоопределения старшеклассников путем определения отдельных показателей готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, которые следует учитывать при разработке образовательных стандартов нового поколения.

1. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер // Народное образование. - 2008. - № 2.

2. Из Послания Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Народное образование. - 2009. - № 1.

3. Фурсенко, А.А. Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы / А.А. Фурсенко // Народное образование. - 2008. - № 9.

4. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. -2008. - №3.

5. Проблемы и перспективы разработки стандартов общего образования второго поколения: материалы круглого стола // Вестник Герценовско-го университета. - 2007. - № 4.

6. Лашкеева, В.Д. Мотивационное программно-целевое обеспечение процесса самоопределения старшеклассников в системе «школа-вуз»: дис. ... канд. пед наук / В.Д. Лашкеева. - Барнаул, 1999.

7. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003.

8. Большая энциклопедия / под ред. С. А. Кондратова и др. - М.: ТЕРРА, 2006. - Т. 30.

9. Савельева, Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Савельева. - Магнитогорск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.