Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старше классников'

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старше классников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1519
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попкова Галина Николаевна

В данной статье представлена модель педагогического сопровождения старшеклассников в процессе профильного обучения. Предполагается, что эта модель позволит обновить формы и методы работы по профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попкова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers' support of professional self-determination of senior pupils

This article deals with the model of teachers' support of senior pupils in the process of profile specialization training. It is supposed that this model allows to renew forms and methods of work on professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старше классников»

Г.Н. Попкова. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

наряду с эффективным использованием бюджетных ресурсов практически невозможно. Поэтому на сегодняшний день школы-лидеры сетевого взаимодействия, выполняющие роль ресурсных центров, взяли на себя миссию включения сельских школ в сетевое инновационное пространство. В этом и заключаются социальный смысл, назначение инновационных школ - лидеров.

Муханаева Жаргалма Аюшеевна, директор школы МОУ «Сосново - Озерская СОШ №1» Еравнин-ского района

Muhanaeva Zhargalma Ayusheevna, principal of secondary comprehensive school №1 “Sosnovo-Ozerskaya” of Eravna region.

УДК 37.016

Г.Н. Попкова ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В данной статье представлена модель педагогического сопровождения старшеклассников в процессе профильного обучения. Предполагается, что эта модель позволит обновить формы и методы работы по профессиональному самоопределению.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональная ориентация.

G.N. Popkova

TEACHERS’ SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS

This article deals with the model of teachers’ support of senior pupils in the process of profile specialization training. It is supposed that this model allows to renew forms and methods of work on professional selfdetermination.

Key words: self-determination, professional orientation.

Выбор профиля обучения и успешность дальнейшего профессионального самоопределения зависят как от индивидуальных особенностей учащегося, так и от всей совокупности социальных, организационно-педагогических условий, в которых протекает процесс обучения школьников. Новые социально-педагогические условия - демократизация школьной жизни, предоставление образовательным учреждениям некоторой экономической самостоятельности, развитие сферы дополнительного образования и расширение доступа к источникам учебной информации вне школы - позволяют активно включать новые формы организации работы со старшеклассниками, благоприятно влиять на субъекты педагогического взаимодействия. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении вопроса о педагогическом сопровождении в процессе профильного обучения, которое неразрывно связано с ориентацией старшеклассников на профессиональное самоопределение.

Проблема педагогического сопровождения в процессе профильного самоопределения молодых людей всегда находилась в центре внимания отечественных ученых. Педагогическое сопровождение рассматривается как помощь подростку в его личностном росте, установка на эм-патийное понимание ученика, на открытое общение (И.А. Фрулин, В.И. Слободчиков); как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социальнокультурным, нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (А.В. Мудрик), как направление деятельности педагога в сфере социальнопрофессионального самоопределения молодежи (С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и другие). В понятии педагогического сопровождения отражаются идеи развивающегося взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, А.И. Тубельский), взгляды сторонников «педагогического сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов), мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех социальных и профессиональных групп (И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, А.В. Мудрик и дру-

2010/1

гие), о педагогической поддержке (О.С. Газман, Н.Б. Крылов, Н.Н. Михайлова, И.С. Якиманская и другие).

На основе анализа учебного процесса и воспитательной работы в школе, наблюдений за организацией профессионального самоопределения выявлено, что старшеклассники затрудняются в профессиональном выборе и социальной ориентации. Это обусловлено отсутствием представления о рынке труда, неумением соотносить свои возможности с перспективой избранной профессии и справляться с трудностями.

Учитывая, что целью педагогического сопровождения старшеклассников является содействие развитию свойств личности и индивидуальности, устойчивой мотивации, профессиональной направленности, расширение возможности самореализации, готовности к выбору профессии, нами была разработана модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Ее содержание - на основе принципов совместной деятельности педагога, учащегося, других участников образовательного процесса по планированию, реализации и оценке процесса обучения; самоутверждения учащихся в учебной деятельности и образовательной среде; опоры на субъектный опыт учащихся как носителей социального образовательного опыта; индивидуализации обучения; системности обучения; контекстности обучения, ориентированной на создание условий для будущей профессиональной, социальной, бытовой деятельности старшеклассников; актуализации результатов обучения; развития образовательных потребностей.

Данная модель апробирована в опытно-экспериментальной работе на базе общеобразовательной школы №31 г. Улан-Удэ. Рассматривая в нашей модели профильное обучение как обеспечение обоснованного профессионального самоопределения, задачами педагогического сопровождения являются:

- изучение личностных особенностей, влияющих на характер профессионального самоопределения школьников (направленность, способности, мотивы, ценностные ориентации и другие);

- личностное и профессиональное развитие учащихся на всех этапах образовательного процесса;

- регулирование процесса самоопределения старшеклассников.

Для эффективности процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в нашей модели выделены такие блоки, как аналитикодиагностический, содержательный и рефлексивный. Составляющие блоки позволяют осуществлять комплексный подход к формированию школьниками своей будущей профессиональной деятельности, формированию у них новых образовательных потребностей и интересов.

Содержание каждого блока предопределило выбор соответствующих методов педагогического сопровождения: изучение образовательных потребностей старшеклассников, определение предварительного запроса, изучение адресных заявок; сбор данных о намерениях, интересах, склонностях, способностях учащихся, организация анкетирования, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, развитие инициативы, самореализации, самопознания и самооценки, определение предварительного запроса (аналитико-диагностический блок); психологическое изучение личности, обобщение данных опыта, анализ, актуализация опыта учащихся, проведение занятий по готовности к выбору профессии, выработка профессионально важных качеств, активизация работы в группах: тренинги, консультирование, разнообразные формы развивающих занятий, игры, профессиональные пробы, снабжение необходимой информацией для осознанного выбора профиля, профессии, сайты и другое (содержательный блок); коррекционные занятия, способствующие самопознанию, самоанализу; коррекция неопределенностей, неуверенности поведения, помощь в профессиональном самоопределении; организация профильных консультаций, обработка полученных материалов, выявление проблем, возникающих в ходе работ по реализации программ (рефлексивный блок).

Выявление, анализ и учет потребностей в образовательных услугах всех субъектов образовательной деятельности и конкретизация цели управления на всех уровнях наглядно представлены в нижеследующей схеме 1.

Как показывает практика, педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе профильного обучения проходит более успешно при организации разных форм взаимодействия и интеграции всех служб образования: образовательные учреждения, дополнительное образование, социальный институт.

Н.Б-Ц. Содномова, Д.В. Посходиева. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Схема 1

2010/1

Качественные изменения в уровне профессионального самоопределения, на наш взгляд, произошли благодаря тому, что были созданы оптимальные педагогические условия (использование ресурсов социально-культурной среды, учреждений дополнительного и профильного образования), позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, самореализоваться и определиться в современном социуме; здоровьесберегающий подход к учебному процессу направлен на организацию процесса сохранения и формирования здоровья: физиологическая грамотность, рациональное планирование урока, обеспечение необходимых социально-гигиенических норм в учебных помещениях, психологическая атмосфера; учебно-методическое обеспечение способствует продуктивности обучения: актуализируется создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, создаются условия для проявления познавательной активности и самостоятельности, используются разнообразные формы и методы реализации учебной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлено, что результатом реализации нашей модели является положительная динамика в уровне сформированности готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению по следующим критериям: мотивационноцелевому, ценностно-ориентационному, рефлексивному, регулятивно-деятельностному.

Таким образом, можно констатировать, что содержание, формы и методы организации педагогического сопровождения, выбранные нами и апробированные в опытно-экспериментальной работе, способствуют интересам старшеклассников, удовлетворению их потребностей в профессиональном самоопределении, уверенности в реализации своих профессиональных планов, обеспечению условий для самореализации, самосовершенствования и свободного выбора профессии.

Литература

1. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся. - Киров: Изд-во Вят. гос. гуманитар. ун-та, 2005. - 317 с.

2. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие. - М.: Академия, 2005. - 122 с.

Попкова Галина Николаевна, преподаватель подготовительного факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета.

Popkova Galina Nikolaevna, teacher of preparatory faculty of East-Siberian State Technological University.

УДК 373.2

ББК 74.100

Н.Б-Ц. Содномова, Д.В. Посходиева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен теоретический анализ проблемы педагогического сопровождения инклюзивного образования детей дошкольного возраста, раскрыты авторские подходы к пониманию педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

N.B-Ts. Sodnomova, D KPoskhodi'eva

THEORETICAL APPROACHES TOWARD THE ISSUE OF THE TEACHERS’ SUPPORT OF PRESCHOOL CHILDREN'S INCLUSIVE EDUCATION

The article presents the theoretical analysis of the problem which deals with the pedagogical guidance of the preschool age children’s inclusive education. It also focuses on some authors’ approaches to the problem of pedagogical guidance of physical disabled children.

Key words: pedagogical guidance, teachers support, inclusive education, physical disabled children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.