Деятельностный или технологический компонент включает в себя используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания студентов.
Оценочно-результативный компонент содержит описание ожидаемых результатов в индивидуальном образовательном маршруте, выраженных в виде компетенций. Ожидаемые результаты описываются в следующих позициях: знание и понимание; применение знаний и пониманий; вынесение (составление) суждений; коммуникативные навыки; учебные навыки. Выбор индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями интересов и потребностей студента;
- возможностями профессорско-преподавательского состава удовлетворять образовательные потребности отдельной личности;
- методическими, дидактическими, технологическими возможностями высшего учебного заведения.
Значительная роль в процессе формирования ИОМ отводилась эдвайзерам для повышения профессиональной компетентности.
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено анкетирование среди эдвайзеров и студентов, целью которого являлось выявление проблем и трудностей выстраивания ИОМ.
На вопрос о том, каким образом эдвайзер информирует студентов о предлагаемых кафедрой элективных курсах, возможностях посещения различных спецкурсов, семинаров, тренингов, проводимых в университете, подавляющее большинство респондентов (91%) ответили, что направляют их к информационно-образовательному порталу, где помещена вся информация об академических предложениях. Помощь студентам-первокурсникам в осуществлении выбора преподавателей у 87% респондентов также заключается лишь в перенаправлении к порталу. 67% опрошенных эдвайзеров считают, что каждый студент должен сам, исходя из своих предпочтений, профессиональных интересов, выбирать специализацию и знать о ней еще до зачисления в вуз. Только 7% эдвайзеров проводят презентации предлагаемых курсов, большинство же опрошенных этой работой не занимаются, считая, что на каждой кафедре имеются каталоги элективных дисциплин, которые ежегодно обновляются и с ними может оз-
Библиографический список:
накомиться каждый желающий. Что касается разъяснения правил организации учебного процесса по КСО, то 87% опрошенных эдвайзеров подчеркнули, что этим, по их мнению, должен заниматься офис-регистратор и, если возникает желание, можно детально изучить документ, размещенный на образовательном портале.
Введение индивидуального образовательного маршрута позволило оценить уровень готовности преподавателей к работе в качестве эдвайзеров по 4-х балльной шкале, при этом только 11% оценили его достаточно высоко на 5 баллов; 34% опрошенных - на 4 балла, почти половина (45%) - на 3 балла; и 10% - на 2 балла. В качестве тем для спецкурса по повышению их профессиональной квалификации по данной проблеме эдвайзеры предложили: эдвайзерство как профессиональная деятельность; сущность, структура и методика проектирования ИОМ; диагностика личностных и профессиональных качеств студентов; методы и формы работы со студентами в условиях КСО и другие.
Опрос студентов, связанный с разработкой ИОМ, показал, что информированность о службах и отделах университета, занимающихся поддержкой академического прогресса студентов, составил 23% первокурсников; в качестве таких служб были названы деканат, где находится офис-регистратор; представители учебного и научного отдела. С базовым учебным планом знакомы только 3%, а с каталогом элективных дисциплин - 2% опрошенных, причем все студенты ответили, что инициатива ознакомления исходила непосредственно от них самих. Осведомлены о возможностях академической мобильности, двухдиплом-ного образования, стажировках только 34% обучающихся. 97% студентов ответили, что консультации по выбору модулей и их комбинированию не проводятся. Как показали ответы студентов, они не видят прямой связи между будущей карьерой специалиста и выбором ИОМ.
Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов в современных условиях требует ориентации высшего образования на закономерности процессов личностного и индивидуального развития, профессиональную направленность отдельной личности, а также подбор соответствующих технологий, позволяющих спроектировать индивидуальный образовательный маршрут каждого студента в единстве его структурных компонентов.
1. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. - М., 2005.
2. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.
3. Завалко, Н.А. Индивидуализация образовательного процесса. - Усть-Каменогорск, 2012.
4. Соколова, М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2001.
Bibliography
1. Khutorskoyj, A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. - M., 2005.
2. Chernilevskiyj, D.V. Didakticheskie tekhnologii v vihssheyj shkole. - M., 2002.
3. Zavalko, N.A. Individualizaciya obrazovateljnogo processa. - Ustj-Kamenogorsk, 2012.
4. Sokolova, M.L. Proektirovanie individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov studentov v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. - Arkhangelsk, 2001.
Статья поступила в редакцию 19.11.14
УДК 37
Badeha A.C. THE FORMATION OF GENDER CULTURE RELATIONS AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS IN TERMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article describes the process of formation of the gender culture of relations between high school students in terms of extracurricular activities of a modern secondary school. The author explains the usefulness of the model process and means of formation of the gender culture in relations between pupils, which are theoretical and methodological guidance in the organization of extracurricular educational activities in high school educational institutions for discipline teachers and supervising teachers of educational institutions. The model consisted of three consecutive stages: awareness, values, reflective, which were implemented in schools in Volgograd. The change of the expression of the gender culture with different levels of its maturity is seen at stages (from lower to higher): conformity stage (the basic knowledge of phsychological, physiological and sociocultural particular features in gender); social stage (value-based attitude of pupils to each other, the expression of tolerance, care, friendship); individual stage (the ability to overcome cultural gender-based stereotypes in your relations).
Key words: gender culture and relationship between high school students, process of formation, extracurricular activities, secondary school.
А.В. Бадеха, аспирант, ФГБОУ ВПО «Волгоградский гос. социально-педагогический университет», г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описывается процесс формирования гендерной культуры взаимоотношений старшеклассников в условиях внеурочной деятельности современной общеобразовательной школы. Автором были обоснованы модель процесса и средства формирования гендерной культуры взаимоотношений старшеклассников, являющиеся для учителей и классных руководителей общеобразовательных учреждений теоретическим и методическим ориентиром в организации внеурочной педагогической деятельности в старшей школе общеобразовательных учреждений. Модель включала три последовательных этапа: просветительского, ценностного, рефлексивного, которые были реализованы в общеобразовательных школах г Волгограда.
Ключевые слова: гендерная культура взаимоотношений старшеклассников, процесс формирования, внеурочная деятельность, общеобразовательная школа.
Проблема формирования гендерной культуры взаимоотношений старшеклассников приобретает особую актуальность в изменившихся социокультурных условиях усиления духовного кризиса, доминирования прагматических ценностей молодежи, обезличивания, обесценивания, виртуализации общения, вступающих в противоречие с возрастающей потребностью в старшем школьном возрасте в реальном общении как ведущем виде деятельности (Т.С. Кузнецов, В.С. Мухина, Л.И. Столярчук), ограничивающих личностный выбор стратегий гендерных взаимоотношений, препятствуя выбору жизненных перспектив.
В соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов перед обучающимися старшей школы стоят задачи развития уважения мнения «других людей», умений «вести конструктивный диалог», «достигать взаимопонимания» посредством урочной и «через внеурочную деятельность» (ФГОС С(П)ОО, 2012). Однако в реальной жизнедеятельности, старшеклассники нередко оказываются конформистами, «жертвами гендерной социализации» (А.В. Мудрик), чрезвычайно подверженными социализирующим влияниям, не способными к гендерной субъектной позиции в общении. Действия педагогов в ходе внеурочной деятельности оказываются недостаточно эффективными из-за отсутствия теоретической обоснованности процесса формирования гендерной культуры взаимоотношений старшеклассников.
Анализ научной литературы по проблеме формирования ген-дерной культуры взаимоотношений старшеклассников показывает, что исследователи рассматривают исследуемое качество как образовательный результат обучающихся (периода ранней юности, 15-18 лет). «Задача образовательных учреждений состоит не в том, чтобы научить учащихся периода ранней юности определенной стратегии, включающей набор правил и внешних запретов гендерного поведения...» [5, с. 35], а создать условия для получения представлений о различных стратегиях гендерных взаимоотношений как равноценных, «толерантного уважительного к ним»; способности к осознанному выбору стратегии, соответствующей собственным гендерным особенностям, внутренним потребно-стям...индивидуальности, перспективам самореализации... [5, с. 35].
Основываясь на данных положениях, в ходе исследования, проведенного с 2011— 2014 гг. в МОУ СОШ № 9, 28, 35 г. Волгограда, в котором участвовало 236 обучающихся обоего пола старшей школы 10-11 классов, 8 учителей, нами были обоснованы модель процесса и средства формирования гендерной культуры взаимоотношений старшеклассников, являющиеся для учителей и классных руководителей общеобразовательных учреждений теоретическим и методическим ориентиром в организации внеурочной педагогической деятельности в старшей школе общеобразовательных учреждений.
Модель процесса включала три последовательных этапа: просветительский, ценностный, рефлексивный.
Первый этап - просветительский ориентирован на ознакомление старшеклассников с элементарными гендерными знаниями (о психофизиологических и социокультурных особенностях взаимоотношений девушек и юношей старшего школьного возраста, типах взаимоотношений: маскулинных, фемининных, андрогинных), возможностях общения и проявления отношения для построения конструктивных гендерных взаимоотношений. На первом, просветительском этапе, применялись средства: внеурочные занятия, дискуссии, экскурсии, тесты, доклады, упражнения, викторины, с помощью которых старшеклассники и старшеклассницы получали представления о гендерных
особенностях взаимоотношений в старшем школьном возраста, позволяющие им избавиться от конформизма, зависимого гендерного влияния сверстников в общении, научиться самопознанию, осознанию своих внутренних потребностей;
Второй этап - ценностный - формирование равноценного отношения к сверстникам, поведенческим паттернам эгалитаризма, доброжелательности, толерантности (не допускающим поведения превосходства независимо от половой принадлежности к субъектам общения) в гендерном взаимодействии. На втором этапе применялись средства: внеурочные занятия, видеопрезентации «Различные общества и их гендерные ценности», дискуссии, тренинги гендерной толерантности, упражнения «Цена стереотипа», с помощью которых формировалось равноценное отношение у старшеклассников к сверстникам в ходе общения, проявление толерантности (к маскулинным, фемининным, андрогинным взаимоотношениям), дружелюбия, внимательности, гендерной толерантности, взаимоуважения к субъектам общения;
Третий этап - рефлексивный - стимулирование старшеклассников к рефлексии во взаимоотношениях, развитию способности к преодолению культурных гендерных стереотипов, к гендерной трансформации в зависимости от ситуации общения, овладению разнообразным гендерным репертуаром; способности к построению конструктивных гендерных взаимоотношений между старшеклассниками и старшеклассницами), формирование субъектно-целостной эгалитарной позиции в общении, способствующей формированию гендерной культуры взаимоотношений как успешного гендерного взаимодействии в образовательном процессе старшей школы. На третьем, рефлексивном этапе, применялись средства: внеурочные занятия, методика оценки умений общения, упражнения «Мужские и женские ритуалы приветствия», методики, «Как инициировать межличностное общение», «Как поддержать общение», педагогические ситуации гендерного взаимодействия на занятиях клуба «Старшеклассники», способствующие развитию у обучающихся рефлексии во взаимоотношениях со сверстниками и сверстницами, проявления умений разнообразного гендерного репертуара; проявление субъектно-целостной эгалитарной позиции, способности к инициированию и поддержанию конструктивных гендерных взаимоотношений.
Диагностирующий и формирующий эксперименты проводились с применением специально подобранных методик, осуществляемых в условиях внеурочной деятельности старшей школы в ходе внеурочных занятий и занятий клуба «Старшеклассники», наполненных гендерным содержанием. Например, к формирующим методикам относится внеурочное занятие «Как узнать об отношении к вам окружающих», в ходе которого осуществляется 1) самопознание гендерных особенностей (как тебя воспринимают окружающие со стороны: голос, высказывания, жесты, мимику, пантомимику, действия, реакции и поступки-они маскулинны, фемининны, андрогинны или недеференцированы (С.Бэм)); познание гендерных особенностей Других (как они реагируют на действия, поступки окружающих, что думают о себе и собеседниках); определение отношения к Другим (положительное либо отрицательный эмоциональный настрой). Результаты самопознания сравниваются с мнение о себе одноклассников, как их воспринимают окружающие: голос, высказывания, жесты, имидж, действия, реакции и поступки). Старшеклассники самостоятельно приходят к выводам о том, что у них не достает личностного опыта гендерных взаимоотношений, умений проявлять позитивное отношение к окружающим в общении, поэтому
нередко неверно воспринимаются, что требует работы над собой.
Изменение уровневых проявлений сформированности ген-дерной культуры взаимоотношений старшеклассников происходит последовательно на каждом этапе от (низкого): конфор-мисткого (элементарные знания о психофизиологических и социокультурных гендерных особенностях во взаимоотношениях обучающихся старшего школьного возраста, но гендерное поведение, чрезмерно зависимое от гендерного влияния сверстников в общении), к (среднему): социальному (ценностное отношение к сверстникам в ходе делового и межличностного общения, проявление толерантности, дружелюбия, внимательности, взаимоуважения как к субъектам общения, однако, отдельные проявления
Библиографический список
гендерного поведения не всегда способствуют развитию конструктивных гендерных взаимоотношений и (высокому): индивидуальному (способность к преодолению культурных гендерных стереотипов во взаимоотношениях, гендерной трансформации в зависимости от ситуации общения, проявлению умений разнообразного гендерного репертуара (маскулинного, фемининного, андрогинного), инициированию и построению конструктивных гендерных взаимоотношений), свидетельствующих о динамике исследуемого процесса.
Полученные в исследовании результаты свидетельствует об эффективности модели и средств формирования гендерной культуры взаимоотношений старшеклассников, разработанных в ходе данного исследования.
1. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. - М., 1998.
2. Столярчук, Л.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.
3. Мудрик, А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. - 2003. - № 5.
4. Столярчук, Л.И. Гендерное образование: теоретические аспекты // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1.
5. Столярчук, Л.И. Гендерный подход условиях непрерывного образования // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2012. -№ 4(68). Bibliography
1. Mukhina, B.C. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: ucheb. dlya stud. vuzov. - M., 1998.
2. Stolyarchuk, L.I. Teoriya i praktika vospitaniya shkoljnikov v processe polorolevoyj socializacii: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1998.
3. Mudrik, A.V. O polorolevom (gendernom) podkhode v socialjnom vospitanii / A.V. Mudrik // Vospitateljnaya rabota v shkole. - 2003. - № 5.
4. Stolyarchuk, L.I. Gendernoe obrazovanie: teoreticheskie aspektih // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2006. - № 1.
5. Stolyarchuk, L.I. Gendernihyj podkhod usloviyakh neprerihvnogo obrazovaniya // Izvestiya Volgogr. gos. ped. un-ta. - 2012. - № 4(68).
Статья поступила в редакцию 25.11.14
УДК 61:06 + 316.6
Bazelyuk V.V,, Romanov Ye.V, Romanova A.V. MONITORING OF PROFESSIONAL CHOICE OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article presents the final results of the study on current problems of professional self-determination of students with the aim of testing the developed technique to identify problems on the claimed subject on the basis of a questionnaire. The project of the problem was carried out in 2013 by a team of teachers from Department of Humanities and Sciences in Southern Urals University, in the affiliated branch in Osyorsk City. The solution of the problems of monitoring is to investigate the prospects for further obtaining respondents vocational education. Comprehensive analysis, classification, generalization of responses will reveal the existing problems in the aspect of the issue under consideration in educational institutions Ozersk city district of Chelyabinsk region. This study revealed the level of respondents' basic concepts: the profession, specialty, professional self-determination.
Key words: monitoring, professional self-determination, survey, questionnaire.
В.В. Базелюк, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: [email protected]; Е.В. Романов, канд. пед. наук, директор филиала ФГБОУ ВПО «ЮжноУральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: [email protected]; А.В. Романова, канд. пед. наук, зав. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены итоговые результаты исследования по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся с целью апробации разработанной методики выявления проблем по заявленному вопросу на основе метода анкетирования. Решение поставленных задач мониторинга предусматривало исследование перспектив дальнейшего получения респондентами профессионального образования. Проведен комплексный анализ, систематизация, обобщение ответов респондентов, позволивших выявить существующие проблемы в аспекте рассматриваемого вопроса в образовательных организациях Озерского городского округа Челябинской области. Данное исследование позволило выявить уровень владения респондентами базовыми понятиями: профессия, специальность, профессиональное самоопределение.
Ключевые слова: мониторинг, профессиональное самоопределение, социологический опрос, анкетирование.