Научная статья на тему 'Концепция Центра гендерных исследований ВГСПУ (к 5-летию создания)'

Концепция Центра гендерных исследований ВГСПУ (к 5-летию создания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / GENDER / GENDER EDUCATION / CONTENT OF GENDER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярчук Людмила Ивановна

Приводятся идеи, которые легли в основу концепции Центра гендерных исследований, ее основные положения, некоторые аспекты содержания гендерного образования в системе общего непрерывного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are given the ideas that are the base for the conception of the Gender Research Centre, its main points, some aspects of the gender education content in the system of the general continuing education

Текст научной работы на тему «Концепция Центра гендерных исследований ВГСПУ (к 5-летию создания)»

л.и. столярчук

(Волгоград)

концепция центра гендерных исследований вгспу (к 5-летию создания)

Приводятся идеи, которые легли в основу концепции Центра гендерных исследований, ее основные положения, некоторые аспекты содержания гендерного образования в системе общего непрерывного образования.

Ключевые слова: гендер, гендерное образование, содержание гендерного образования.

Идея концепции Центра гендерных исследований зарождалась на основе положений о механизмах позитивной направленности процесса социализации в ходе обучения и воспитания обучающихся (А.В. Мудрик) [6], целостного учебно-воспитательного процесса волгоградской научно-педагогической школы профессора В.С. Ильина [4], его учеников и последователей, развивающих его концепцию: Н.К. Сергеева (целостный подход в системе непрерывного профессионального образования) [7], Н.М. Борытко (гуманитарноцелостная концепция педагогического образования) [2], В.В. Серикова (компетентност-ный и личностно ориентированный подходы к образованию) [8]. Вышеперечисленные исследования внесли существенный вклад в педагогическую науку, но в них специально не рассматривались гендерные различия в обучении и воспитании, специфика формирования гендерной культуры обучающихся, гендерной компетентности педагогов, пути преодоления гендерных стереотипов, гендерной социализации мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин в системе непрерывного образования и др., что снижало качество обучения и воспитания дошкольников, школьников, студентов и взрослых, но вошло в перечень изучаемых проблем созданной нами концепции. Она нацелена на преодоление существующего пробела при поддержке коллег и единомышленников и начала реализовываться с 2007 г., т.е. с момента открытия научноисследовательского Центра гендерных исследований (НИ ЦГИ) в Волгоградском государственном педагогическом университете. Перечисленные проблемы и ряд других вошли в

поле научных интересов НИ ЦГИ, научные поиски его сотрудников.

Ведущая идея концепции - гендерный подход к содержанию образования - является способом обеспечения его целостности. Мы основываемся на понимании концепции (лат. сопсерИо) как едином замысле, ведущей мысли, представляющей собой систему, совокупность взглядов, выражающей определенный способ видения (точку зрения), понимание, трактовку каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующей ведущую идею [9].

За последнее десятилетие в нашей стране произошли серьезные изменения, связанные с модернизацией общества и системы образования. Россия стала открытым миру демократическим и правовым государством. Принятие Россией европейских ценностей предусматривает реализацию принципов гендерного равенства во всех сферах жизни, предоставления равного доступа обоих полов к образовательным, производственным, культурным ресурсам, условий для высокого уровня активности в социальной жизни как мужчин, так и женщин. Эти фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к информационному обществу с изменившимся гендерным порядком, основанным не на доминировании и подавлении одного пола другим, а на эгалитарных (равноценных) гендерных взаимоотношениях. однако эти принципиально новые тенденции пока в очень малой мере нашли отражение в содержании дошкольного, школьного, вузовского и дополнительного профессионального образования.

Концепция Волгоградского НИ ЦГИ, основанная на гендерном подходе к содержанию образования как методологическом регуляти-ве, нацелена на преодоление кризиса «бесполого» отечественного образования, «бесполой педагогики» [5, с. 3], призвана исследовать закономерности обучения различных категорий обучающихся с учетом их гендерных и индивидуальных особенностей. Интегральным результатом такой направленности образования, т.е. гендерного образования, должно быть становление целостной личности обоего пола, женской/мужской индивидуальности, обладающей гендерной культурой, характеризующейся целостностью представлений о различных тенденциях взаимоотношений полов в современном обществе, ценностно-смысловым

© Столярчук Л.И., 2012

отношением к мужчине и женщине, толерантным отношением к различным стратегиям их взаимоотношений: маскулинной (мужчина - ведущий, женщина - ведомая), фемининной (женщина - ведущая, мужчина- ведомый), андрогинной (гармоничность, гибкость, партнерство).

Сущностью образования, основанного на гендерном подходе, становится целенаправленная педагогическая деятельность, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, школьников, студентов и взрослых обоих гендеров, обучающихся в системе непрерывного образования, создающая условия для формирования гендерной компетентности, которая позволит им самостоятельно делать выбор собственной стратегии гендерных взаимоотношений, становления гендерной идентичности человека, уважающего себя и других, толерантного к другим гендерным идентичностям (маскулинной, фемининной, гипермаскулинной, гиперфе-мининной, унисекс), различным стилям взаимоотношений: маскулинному, фемининному (как доминантно зависимым с неравномерным распределением власти) или андрогинно-му (партнерскому, с делегированием власти, автономностью), успешно решать возникающие проблемы в личной, профессиональной и социальной жизни.

Термином «гендер», следуя традиции англоязычной исследовательской литературы, обозначают социальный пол (gender) в отличие от биологического (sex). Основные задачи гендерного образования заключаются в том, чтобы объяснить природу гендерных стереотипов, показать их историческую изменчивость и социокультурную обусловленность, поскольку очень часто стереотипные представления, усвоенные от других, приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Для студентов гендерные спецкурсы -это в первую очередь возможность взглянуть по-новому на старые, давно известные проблемы, такие как взаимоотношения в семье, трудности взросления, двойная занятость женщин, разные стандарты поведения для мужчин и женщин, трудности гендерного характера при приеме на работу, феномены «стеклянного потолка», «скользкого пола» в карьерном росте, неслужебные отношения в профессиональной деятельности и т.д.

Результаты исследований, проведенных сотрудниками НИ ЦГИ Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), нашли отражение в коллективной монографии [1] и учебном по-

собии [3], а также в многочисленных работах его сотрудников в ходе проведенных исследований. Так, доцент Российского социального университета (филиала в г. Анапе) М.А. Радзивилова, являющаяся сотрудником Центра ВГСПУ, исследуя проблемы дошкольного образования в русле концепции целостного учебно-воспитательного процесса, определила содержание гендерного образования детей д о ш к о л ь н о г о в о з р а с т а посредством решения следующих задач:

- младший дошкольный возраст (3-4 года): формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения; воспитание потребности в чистоте, заботе о своем внешнем виде;

- средний дошкольный возраст (4 года -5 лет) : формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, развитие понимания партнерского характера жизни в семье и в детских садах; формирование ценностного отношения к себе, основ гуманного отношения к людям;

- старший дошкольный возраст (6-7 лет): формирование гендерной идентичности как единства переживаний и поведения; развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние уважительные отношения со сверстниками, сверстницами и взрослыми; формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; развитие навыков к выполнению гендерного репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности, формирование «закрытости к чужим взрослым», установления безопасных взаимоотношений.

Содержание гендерного образования младших школьников (6-10 лет) исследовали старшие преподаватели Н.П. Андропова, Е.С. Дронова, профессор Л.И. Столярчук посредством решения следующих задач:

- формирование представлений о необходимости участия как женщин, так и мужчин в домашнем труде как показатель самостоятельности и умения заботиться о близких (приготовление простейшей пищи для себя и других, умение навести в доме порядок, чистоту, уют, украсить его в праздники и т.п.);

- выработка представлений о том, что в семье отсутствует четкое закрепление за кем-то положения главы семьи; ведущая роль в различных семейных ситуациях должна зависеть от компетентности супругов в том или ином вопросе (в ежедневных бытовых делах, решении воспитательных проблем);

- развитие эмпатии, понимания чувств другого: положительных и отрицательных переживаний, чуткости у мальчиков и у девочек -показатель культуры психологической поддержки человека в радости и горе; формирование уважения мужчины к женщине, а женщины к мужчине - показатель внутренней культуры взаимоотношений;

- формирование у мальчиков представлений о мужественности, требующей больших физических нагрузок, проявляющейся, однако, не только во внешней физической силе, но и в силе внутренней - великодушии, порядочности, надежности, требующих внутреннего напряжения; у девочек - представлений о женственности, выражающейся не только во внешней стороне (привлекательности, чистоплотности), но и во внутренних достоинствах как показателе внутреннего своеобразия, богатстве духовного мира, умении поддержания доброжелательной, мирной, спокойной обстановки в семье;

- формирование представлений о взаимоотношениях полов как показателе эмоциональной привязанности, любви, самореализации, целостности во взаимоотношениях.

Содержанию гендерного образования подростков (11-14 лет) посвящены работы сотрудников Центра, доцентов ВГСПУ Т.П. Машихиной, Н.И. Роговской, И.А. Столярчука. Оно связано с качественными изменениями взрослеющих обучающихся, происходящими в системе их взаимоотношений с окружающими людьми: на первый план выдвигается индивидуально-интимный тип взаимоотношений, доминирующий в общении с друзьями своего и другого пола, сопровождающийся новообразованием подросткового периода - тенденцией к взрослению, выражающейся в независимости и автономии для мальчика; в искренности, доверительности взаимоотношений для девочки. Учитывая потребность во взрослении как центральное новообразование подросткового периода, внеклассную работу исследователи предлагают акцентировать на доверительно-исповедальных формах (диспуты, дискуссии о любви, тренинги «знакомств», гендерной идентичности, гендерной толерантности и др.).

Содержание гендерного образования старшеклассников (15-17 лет) (аспиранты А.В. Бадеха, Е.А. Ерофеева, Ю.В. Маса-лова, В.Я. Семенов, А.С. Сухоруков, старший преподаватель Т.С. Кузнецов) связывают с гендерным самоопределением девушки / юноши (профессиональным - кем быть? - и индивидуальным - какой/каким быть?). Совре-

менные старшеклассники и старшеклассницы в отличие от сверстников прошлых поколений уже не спешат с женитьбой и замужеством, вопросы личностного самоопределения оставляют на перспективу: «.. .я сначала хочу сделать карьеру в журналистике, а потом думать о замужестве. Мне кажется, что сейчас такое время, когда женщина просто должна быть деловой. Да и вряд ли какая-нибудь девушка захочет сейчас быть домохозяйкой и сидеть все время в четырех стенах. Но детей я хочу иметь обязательно. Я считаю, что женщина без детей - не то чтобы неполноценная, не до конца выполнившая свой долг» (из письменных опросов старшеклассниц общеобразовательных школ г. Волгограда, 2011 г.).

Содержанию гендерного образования студенческой молодежи посвящены работы сотрудников Центра гендерных исследований, доцентов С.А. Коробковой (гендерный подход к обучению в поликультур-ной среде вуза: на опыте преподавания физики студентам из Африки, Индии и Малайзии), Т.П. Машихиной (гендерное поведение молодежи), Н.И. Роговской (формирование познавательных интересов с учетом гендерных особенностей обучающихся), И.А. Столярчука (профилактика гендерной дезадаптирован-ности молодежи), М.А. Толстых (становление гендерной идентичности студентов периода ранней юности), В.И. Чумакова (женское образование конца XIX - начала XX в. как предтеча современных гендерных исследований).

Содержанию п р о ф е с с и о н а л ь н о г о вузовского образования и гендерного образования в с и с т е м е п о в ы ш е н и я к в а л и -ф и ка ц и и и п е р е п о д г о т о в ке ка д -ров посвящены исследования А.В. Василенко, Е.А. Дементьевой, Н.А. Живолуповой,

В.Ю. Розки. Гендерное образование ориентирует мужчин и женщин на новую реальность, с новыми ценностями и нормами гендерного поведения, гендерного знания в системе дополнительного профессионального образования, позволяющего осуществлять его философское осмысление, понимание как гуманитарной практики посредством понятий «дискриминация по половому признаку», «сексизм», «гендерное равенство и пути его достижения» через курсы гендерного содержания, нацеленные на становление здоровой и целостной мужской/женской индивидуальности, способной к установлению гуманных взаимоотношений с людьми своего и другого пола в различных сферах жизни (учебной, досуговой, семейной, личностной, профессиональной) на основе как традиционных, так и новаторских или смешан-

ных методических приемов, практических заданий: «Образы мужчин и женщин в СМИ», «Формы профессиональной самореализации и досуга мужчин и женщин», социально-психологических тренингов и практических занятиях проблемного характера.

Концепция гендерного образования создавалась в период «постсоветской» школы, которая до сих пор испытывает на себе сильное инерционное влияние школы советской, дающей мощный интеллектуальный багаж знаний, но за счет ущемления женской/мужской индивидуальности, субъектности и идентичности, оттесненных на периферию развития, обучения и воспитания, лишенных достаточного ценностного наполнения. Существующее содержание образования пока не достигает цели и задач гендерного образования, разработанных в нашей концепции, специфика которой заключается в формировании эгалитарной личности, женской/мужской индивидуальности, свободной от гендерных стереотипов, сек-сизма, способной к комфортной самореализации в современном обществе с изменившимся гендерным порядком, но представляет перспективу в обновлении содержания образования по обеспечению развития целостностной гендерно-компетентной личности.

7. Сергеев Н.К. Целостный подход в системе методологических регулятивов педагогического исследования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2004. Сер. : Педагогические науки. № 1(06). С. 12-16.

8. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. Сер. : Педагогические науки. № 8(62). С. 14-20.

9. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв [и др.]. 2-е изд. М. : Сов. энцикл., 1989.

The conception of the Gender Research Centre of the Volgograd State Social and Pedagogical University (to the 5th anniversary)

There are given the ideas that are the base for the conception of the Gender Research Centre, its main points, some aspects of the gender education content in the system of the general continuing education.

Key words: gender, gender education, content of gender education.

Литература

1. Введение в гендерные педагогические исследования : кол. моногр. / под общ. ред. Л.И. Столярчук. Волгоград, 2009.

2. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. Сер. : Педагогические науки. № 8(62). С. 20-24.

3. Гендерное образование : учеб. пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук. Краснодар : Просвещение-Юг, 2011.

4. Ильин В.С. О концепции целостного учебновоспитательного процесса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. Сер. : Педагогические науки. № 4(68).

С. 4-11.

5. Кон И.С. Кризис бесполой педагогики // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. по итогам Меж-дунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. Волгоград : Перемена, 2009. С. 3-11.

6. Мудрик AÆ. О гендерном подходе в социальном воспитании // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. Волгоград: Перемена, 2009. С. 11-18.

с.В. куликоВА

(Волгоград)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РУССКОЙ ШКОЛЫ (вторая половина XIX - начало XX в.)

Дается историко-педагогический анализ процессов становления и развития гуманистической парадигмы в педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. В качестве базовых основ русской школы определены гуманистические концепции К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистическая направленность, русская школа.

Активизация историко-педагогических исследований, посвященных гуманистической направленности русской школы второй половины XIX - начала XX в., обусловлена изменениями, произошедшими за последние десятилетия в социально-экономической, культур-

© Куликова С.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.