78
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.01 11.11. Базе:иок, Е.11. Романов, А. 11. Романова
V. Haze 1унk, Ye. Romanov, A. Romanova
МОНИТОРИНГ МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 11-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье представлены итоговые результаты исследования мнения родителей по актуальным вопросам профессионального самоопределения учащихся 11-х классов на основе метода анкетирования. Проведен комплексный анализ, систематизация, обобщение ответов респондентов, позволивших выявить существующие проблемы в аспекте рассматриваемого вопроса.
Ключевые аюва: мониторинг, мнение родителей, профессиональное самоопределение, социологический опрос, анкетирование.
MONITORING PARENTS’ VIEWS ON PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF H ,I! GRADE STUDENTS AT SECONDARY SCHOOLS
The article presents the final results of studying the parents' views on topical issues of students' professional self-determination at the IIth grade on the basis of a questionnaire. Comprehensive analysis, classification, generalization of responses reveals the existing problems in the aspect of the issue under consideration.
Keywords: monitoring, parents' views, professional self- determination, poll survey, questionnaire.
Сегодня как никогда остро стоит вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров для реализации стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года. В связи с этим одной из приоритетных задач является организация процесса профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательных организаций. Эффективная реализация данного процесса во многом способствует осознанном) выбор) учащимися профессиональной образовательной организации для получения будущей профессии, и «...реализации в дальнейшем своих потенциальных профессиональных планов» 11, с. 2261.
Большое значение в аспекте рассматриваемой проблемы имеет адекватность взаимодействия социальных институтов «семья» и «школа».
Родители, учащиеся и педагоги являются непосредственными субъектами образовательных отношений. Авторы данной статьи считают, что эффективная организация процесса профессионального самоопределения учащихся в реальной образовательной практике невозможна без учета мнения родителей по данном) вопросу.
Возникает острая потребность в проведении мониторинговых процедур, направленных на выявление актуальных проблем профессионального самоопределения учащейся молодежи с целью осуществления процесса прогнозирования и
целенаправленной разработки системы мер по их коррекции |2, с. 1621.
Проведение мониторинга мнения родителей по проблеме профессионального самоопределения учащихся «даст возможность, в первую очередь, диагностировать проблем) через систем) сбора, хранения и анализа информации и на этой основе сделать итоговое заключение о се современном состоянии» |2, с. 162|.
В 2013 году временным научно-исследовательским коллективом кафедры «Гуманитарные и естественные науки» филиала Южно-Уральского гос) дарственного университета (Национального исследовательского университета) в городе Озерске был проведен мониторинг мнения родителей по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций Озерского городского округа.
Мониторинг осуществлялся в ходе экспресс-опроса методом анкетирования на базе 12 общеобразовательных организаций (МБОУ СОШ № 21, 23, 25, 27, 30, 32, 33, 35, 39, 41; МБОУ СКОШ № 36, 29) Озерского городского округа (города Озерска, поселка Новогорный, поселка Мстлино) Челябинской области.
В мониторинге приняли участие всего 489 родителей (224 родителя учащихся 9-х классов и 265 родителей 11-х классов). В данной научной статье представлены итоговые результаты мониторинга
79
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
мнения родителей по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся 11-х классов.
Респондентам было предложено ответить на 8 вопросов анкеты.
Анализ ответов респондентов на первый вопрос: «Как Вы оцениваете современное состояние системы профориентационной работы по решению проблемы профессионального самоопределения учащихся в Озерском городском округе?»
- показал, что только 7 чел. (2,64%) из опрошенных респондентов оценили данную работу высоко - на «отлично», 60 чел. (22,6%) респондентов оценили данную работу на «хорошо», 118 чел. (44,5%) - средне - на «удовлетворительно», 79 чел. (29,8%) низко - на «неудовлетворительно». В результате можно сделать существенный вывод о том, что данная система требует внедрения новых подходов к ее управлению.
Ответы респондентов на второй вопрос: «Как Вы считаете, целесообразна ли оптимизация системы профориентационной работы с учащимися с учетом реальных условий рынка труда в Озерском городском округе?» - показали, что 175 чел. (66%) респондентов ответили «да». Затруднились ответить - 63,8 чел. (23.8%). Только 28 чел. (10,6%) ответили - «нет».
Таким образом, больше половины респондентов считают целесообразным возрождение и дальнейшее развитие системы профориентационной работы с учетом реальных у словий рынка труда Озсрского городского округа, что подтверждает итоговый вывод по первому вопросу.
Следует отмстить также, что анализ ответов респондентов на третий вопрос: «На Ваш взгляд, какие направления данной системы в настоящее время могут быть наиболее востребованными?»
- показал востребованность всех трех направлений, указанных в анкете. Из них:
профориентационной работе (учебные экскурсии на производственные предприятия, спецкурсы по профессиям, тестирование на профпригодность, учебно-производственный комбинат по овладению рабочей профессией, дни открытых дверей для поступающих в ПЛ, ССУЗ, ВУЗ)
- отдали предпочтение 129 чел. (48,7%);
довузовской подготовке (целенаправленная подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ через систему факультативных занятий в у словиях общеобразовательной школы с у частием представителей учреждений профессионального образования) - 128 чел. (48,3%);
профильному обу чению (целенаправленное обучение учащихся старшей ступени общего
образования по определенному профилю: физико-математическому, естественно-биологическому, химико-технологическому, экономическому, юридическому, педагогическому в у словиях специализированной профильной школы, лицея, гимназии) - 145 чел. (54,7%).
В результате можно констатировать заинтересованность родителей в дальнейшем развитии всей существующей системы профессионального самоопределения учащихся.
Анализ ответов на четвертый вопрос: «Есть ли потребность в овладении Вашими детьми основами рабочей профессии на старшей ступени общего образования с выдачей соответствующего доку мента: справки, сертификата с присвоением рабочего разряда?» - показал наличие определенной доминирующей тенденции к освоению основами рабочей профессии: ответили «да» - 117 чел. (44,2%), «нет» - 74 чел. (27,9%), «затрудняюсь ответить» - 70 чел. (26,4%).
Можно сделать вывод о заинтересованности практически половины опрошенных родителей в решении рассматриваемого вопроса. Анализ ответов учащихся также показал устойчивую тенденцию респондентов к овладению в период обу чения в школе основами рабочей профессией. Об этом сказали 178 чел. (74,8%). При этом затру днились ответить на этот вопрос 30 чел. (12,6%), ответили «нет» только 21 чел. (8,82%).
При ответе на пятый вопрос: «Основами какой рабочей профессии Вы бы хотели, чтобы овладели Ваши дети в период обу чения на старшей ступени общеобразовательной школы?» -респонденты проявили интерес к овладению учащимися основами следу ющих 36 рабочих профессий: водитель, сестринское дело, врач, электрик, педагог, продавец-кассир, технолог, аппаратчик химического производства, лингвист, парикмахер, дизайнер, секретарь (делопроизводитель), менеджер, экономист, повар, швея, программист, музыкальный работник, физик, электрик, it-технологии, автослесарь, художник-дизайнер, энергетик, механик, воспитатель, математик, плотник, маникюрист, штукатур-маляр, юрист, токарь, сварщик, политолог, слесарь.
Следу ет отмстить, что мнения учащихся и их родителей по выбору и овладению конкретными рабочими профессиями совпали нс в полной мере. В то же время приходится констатировать, что анализ ответов респондентов на этот вопрос показал незнание ими, так же, как и у чащимися, полного спектра рабочих профессий и их названий.
Анализ ответов респондентов на шестой вопрос: «Где Вы планируете, дальнейшее обучение
80
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Ваших детей после окончания старшей ступени общеобразовательной школы» - показал, wo 161 чел. (60.8%) указали вариант «за пределами Челябинской области», и только 86 чел. (32,5%) - на территории Челябинской области. При этом 18 чел. (6,8%) еще нс определились с выбором территории.
Таким образом, можно сделать вывод практически о совпадении мнений учащихся и их родителей относительно выбора территории для дальнейшего получения профессионального образования. Так, 158 выпускников общеобразовательных организаций (66,4%) планируют получение профессионального образования за пределами Челябинской области и только 73 чел. (30,7%) -на территории Челябинской области.
К тому же, данный вывод согласуется с результатами ответов учащихся на вопрос: «Чье мнение является для Вас определяющим в выборе учреждения профессионального образования (ПЛ, ССУЗ, ВУЗ) для дальнейшего обучения после окончания общеобразовательной школы?» - который показал, что для выпускников школы определяющим является совместное решение родителей и учащихся - 127 чел. (53,4%), а также собственное мнение респондентов - 103 чел. (43,4%).
Анализ ответов респондентов на седьмой вопрос: «В какое образовательное учреждение Вы планируете поступление Ваших детей после окончания общеобразовательной школы?» -показал, что 215 чел. (81,1%) связывают дальнейшее профессиональное обучение своих детей с учреждениями ВПО, и только 14 чел. (5,3%) опрошенных респондентов - с учреждениями НПО и СПО. Оставшиеся 36 респондентов (13,6%) сшс нс определились, в каком учреждении профессионального образования будут обучаться их дети.
Тс респонденты, которые планируют дальнейшее обучение своих детей на территории Челябинской области, ориентируются на их поступление:
в учреждения НПО и СПО города Озерска (Озсрский технологический колледж, Южно-Уральский политехнический колледж, Озсрский государственный колледж исскуств), Кыштыма (Кыштымскос медицинское училище имени С.Д. Нарбутовских);
в учреждения ВПО городов: Озерск (филиал ЮУрГУ, ОТИ МИФИ), Челябинск (ЮУрГУ, УралГУФК. РБИУ, ЮУГМУ. ЧГПУ, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», ЧелГУ, ЧГАА).
Тс респонденты, которые планируют дальнейшее обучение своих детей за пределами Челябинской области, ориентируются на поступление:
в учреждения НПО и СПО городов: Екатеринбурга (без названия учреждения).
в учреждения ВПО городов: Екатеринбурга (УрФУ, УГМУ, УрГЮУ, РАНХиГС, УрЮИ МВД России), Москвы (МГУ, ВШЭ, РТУ Нефти и Газа им. И М. Губкина, МФТИ, РХТУ им. Менделеева. МИФИ), Санкт-Петербурга (СПбГУ), Ростова-на-Дону (без названия учреждения), Новосибирска (без названия),
Среди респондентов есть желающие получить образование для их детей за рубежом (Чехия).
Наиболее востребованными у родителей будущих абитуриентов учреждений НПО и СПО на территории Челябинской области являются: ОЗТК, ЮУПК, КМУ.
Среди наиболее востребованных у родителей будущих абитуриентов учреждений ВПО на территории Челябинской области являются: ЮУрГУ, ЮУГМУ, ЧелГУ, филиал ЮУрГУ в г. Озерске, ОТИ МИФИ.
Востребованное учреждение СПО родителями будущих абиту риентов за пределами Челябинской области находится в городе Новосибирске (название учреждения не указано).
Наиболее востребованными у родителей будущих абитуриентов учреждений ВПО за пределами Челябинской области являются: УрФУ, РАНХиГС, ВШЭ, РГУ Нефти и Газа имени И М, Губкина МФТИ, РХТУ имени Менделеева, МИФИ, СПбГУ.
Респонденты, отвечая на восьмой вопрос: «Ваши предложения по решению проблемы профессионального самоопределения учащихся основной и старшей сту пени общего образования», - внесли целый ряд предложений по решению проблем профессионального самоопределения учащихся, а именно: «проведение учебных экскурсий на производственные предприятия и в организации: демонстрация учебных фильмов и презентаций о профессиях, организация тематических вечеров с выпускниками и студентами вузов: возрождение системы учебно-производственных комбинатов: проведение обзорных лекций о востребованных профессиях на рынке труда; организация спецкурсов по конкретным профессиям: тестирование на профпригодность: проведение дней открытых дверей с ознакомлением нс только с условиями поступления, но и с содержанием выбираемых абиту риентами профессий; усиление профильного обучения; проведение тренингов и дополнительных факультативных занятий по профессиональному самоопределению; проведение обзорных семинаров и тематических бесед по современному рынку
81
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
труда: ознакомление учащихся с перечнем профессий и направлений профессиональной подготовки; встречи с выпускниками прошлых лет; ознакомление со структурой и уровнями высшего профессионального образования в РФ; проведение уроков или классных часов «Выбор профессии»; трудоустройство и востребованность молодых специалистов; предоставление более полной информации об эффективных вузах: организация специальных курсов по русскому языку, нравствснно-патриотичсском> воспитанию, а также курсов краеведческой направленности; проведение олимпиад по направлениям профессиональной подготовки; ориентация родителей в мире профессий с проведением соответствующих семинаров (родительский всеобуч).
профессиональное тестирование детей на выявление профессиональных склонностей; информирование о рынке труда и востребованных профессиях; экскурсии в вузы: усиление мотивации учащихся к овладению рабочими профессиями; выездные школы с привлечением педагогов вузов Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. Челябинска; проведение классных часов «В мире профессий»; реклама вузов Челябинской области».
Проведенный мониторинг позволил сформировать целостное представление относительно мнения родителей по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся 11-х классов общеобразовательных организаций Озсрского городского округа Челябинской области.
----*-----
Примечания
1. Базелюк В. В, Романов Е. В., Романова А. В. Моделирование содержания социологического опроса по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (47). -С. 225-228.
2. Базелюк В. В, Романов Е. В., Романова А. В. Мониторинг профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. -2014.-№ 6 (49)'.-С. 161-164.
3. Мониторинг образовательного процесса в педагогическом ВУЗе : учеб, пособие / В. Д. Жаворонков, А. С. Белкин, В. Г. Горб, Е. В.Коротасва. - Екатеринбург : Уральский гос. псд. университет, 2004. - 177 с.
БАЗЕЛЮК Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественных наук. Южно-Уральский государственный университет (НИУ), филиал в г. Озерске.
E-mail; baze 1 u k_v lad i m i г 'a. mail, ru
РОМАНОВ Егор Владимирович, кандидат педагогических наук, директор филиала в г. Озерске, Южно-Уральский государственный университет (НИУ).
E-mail: jcnya21847jnbox.ru
РОМАНОВА Анна Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и естественных наук, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), филиал в г. Озерске.
E-mail: jcnya218i7jnbox.ru
BASELYK Vladimir Vasilievich, Doctor of Pedagogics, professor. Chair of Arts and Natural Sciences, South Ural State University (NRU), Ozersk branch.
E-mail: bazcluk_vladimiri7jnail.n1
ROMANOV Egor Vladimirivich, Candidate of Pedagogics, head of the Ozersk branch, South Ural State University (NRU),
E-mail: jcnya218-ijjnbox.ru
ROMANOVA Anna Valentinovna, Candidate of Pedagogics, head of the Chair of Arts and Natural Sciences, South Ural State University (NRU), Ozersk branch.
E-mail: jcnya218-ijjnbox.ru