Научная статья на тему 'Концепция поддержки и развития фонопедических практик в Сибири'

Концепция поддержки и развития фонопедических практик в Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ОБРАЗОВАНИЕ РЕЧИ / ФОНОПЕДИЯ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ / SPEECH / GENERATION OF SPEECH / PHONOPEDIA / NONVERBAL SPEECH CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисова О. Г., Чухрова М. Г., Макуха В. К.

На основе изучения взаимосвязи внешнего интонирования речи с состоянием соматической и психоэмоциональной сферы объективными методами диагностики голосоречеобразования обосновывается необходимость фонопедического обеспечения детского населения Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF PHONOPEDICAL SERVICE IN SIBERIA

Looking at the interaction of the external intonation of speech with the state of somatic and psycho-emotional sphere by objective diagnostic methods for generation of speech, the research shows that there is a need for organization in Siberia of phonopedical service.

Текст научной работы на тему «Концепция поддержки и развития фонопедических практик в Сибири»

способность ориентироваться в разнообразии методологических подходов различных областей научного знания и специфике их использования (УК-3);

способность выявлять, анализировать и учитывать различные факторы социализации при построении, экспертизе и реализации программ социальной и образовательной деятельности (ПК-6);

готовность выстраивать образовательный процесс с учетом возрастных закономерностей психофизического развития человека и на основе научно-обоснованных методов и технологий сбора и обработки данных и их междисциплинарной интеграции и интерпретации (ПК-7);

готовность разрабатывать и применять интерактивные методы личностного и социально-ориентированного обучения в психолого-педагогической деятельности на основе проектирования стратегии индивидуальной и групповой обучающей и развивающей деятельности с учетом результатов диагностики (ПК-8).

Как показал анализ литературы [5 и др.], в качестве условий эффективной реализации гендерного подхода, можно выделить следующие:

• интеграцию гендерных знаний в содержание профессиональной подготовки современного преподавателя как в рамках инвариантной, так и вариативной части блока психолого-педагогических дисциплин;

• учет гендерных особенностей студентов при организации педагогического процесса, формирование у будущих педагогов осознания собственной гендерной роли и индивидуального гендерного стиля поведения в рамках педагогической деятельности;

Библиографический список

• разработка процессуально-технологической составляющей реализации гендерного подхода в педагогической практике;

• организация мониторинга гендерной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки.

Данные условия учтены нами при планировании учебных занятий. Однако, из-за определённой перегруженности учебного плана подготовки аспирантов, не удалось выделить проблематику в области гендерного образования в отдельный элективный курс, однако, на основе изученного опыта учёных страны [5; 6; 7], планируется введение в содержание образования аспирантов через следующие формы работы:

• включение отдельных тем гендерной проблематики в курсы учебных дисциплин базовой и вариативной части (Методология и методы педагогического исследования; Педагогика и психология высшего образования; Технологии профессионально-ориентированного обучения; Педагогическое проектирование и др.);

• использование творческих заданий, затрагивающих ген-дерные аспекты, при объяснении отдельных тем учебных дисциплин;

• внедрение гендерных аспектов в научно-исследователь-ную (НИРс) и творческую работу студентов.

Тем самым разработанная ОП подготовки преподавателей - исследователей в рамках третьей ступени высшего профессионального образования - аспирантуры, должна служить ориентиром для переработки программ дисциплин, в том числе и с учётом гендерного подхода. Как нам представляется разработанный нами проект ОП имеет важное значение для повышения эффективности подготовки аспирантов в новых условиях и, прежде всего, для Северо-Кавказского региона России.

1. Игропуло, И.Ф. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд, В.К. Шаповалов // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1.

2. Клёцина, И.С. «Компетентностный подход» и гендерное образование в высшей школе // Актуальные вопросы современного университетского образования. - СПб., 2007.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Э/р]. - Р/д: http://base.garant.ru/ 70291362/#ixzz38saeZIvQ.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (Макет) Уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации (Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре) [Э/р]. Р/д: umo.rshu.ru>file27

5. Загайнов, И.А. Гендерный подход к формированию профессиональной компетентности будущих учителей // Теория и практика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов: материалы Международной научно-практич. конф. - Чебоксары, 2006.

6. Михайлова, Н.А. Проблемы подготовки будущего педагога в контексте гендерного подхода [Э/р]. - Р/д: www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/ Pedagogica/49574. doc.htm

7. Столярчук, Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Известия ВГПУ. - 2011. - № 8(62). - Сер.: Педагогические науки.

Bibliography

1. Igropulo, I.F. Proektirovanie magisterskoyj programmih po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING / I.F. Igropulo, I.S. Syomina, Yu.V. Sorokopud, V.K. Shapovalov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1.

2. Klyocina, I.S. «Kompetentnostnihyj podkhod» i gendernoe obrazovanie v vihssheyj shkole // Aktualjnihe voprosih sovremennogo universitetskogo obrazovaniya. - SPb., 2007.

3. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» [Eh/r]. - R/d: http://base.garant.ru/70291362/ #ixzz38saeZIvQ.

4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego obrazovaniya (Maket) Urovenj vihsshego obrazovaniya: podgotovka kadrov vihssheyj kvalifikacii (Podgotovka nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture) [Eh/r]. R/d: umo.rshu.ru>file27

5. Zagayjnov, I.A. Gendernihyj podkhod k formirovaniyu professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh uchiteleyj // Teoriya i praktika formirovaniya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh specialistov: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Cheboksarih, 2006.

6. Mikhayjlova, N.A. Problemih podgotovki buduthego pedagoga v kontekste gendernogo podkhoda [Eh/r]. - R/d: www.rusnauka.com/ 21_DNIS_2009/ Pedagogica/49574. doc.htm

7. Stolyarchuk, L.I. Gendernihyj podkhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu v vuze // Izvestiya VGPU. - 2011. - № 8(62). - Ser.: Pedagogicheskie nauki.

Статья поступила в редакцию 01.08.14

УДК 37 + 159.923 + 616.8(075)

Fetisova O.G., Chukhrova M.G., Makukha V.K. CONCEPT OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF PHONOPEDICAL SERVICE IN SIBERIA. Looking at the interaction of the external intonation of speech with the state of somatic and psycho-emotional sphere by objective diagnostic methods for generation of speech, the research shows that there is a need for organization in Siberia of phonopedical service.

Key words: speech, generation of speech, phonopedia, nonverbal speech characteristics.

О.Г. Фетисова, ГАУЗ НСО «Городская клиническая поликлиника № 1», г. Новосибирск, Е-mail: fetisov_private@mail.ru; М.Г. Чухрова, д-р мед.наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», ООО ДАР (Диагностика, Адаптация, Развитие), г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru; В.К. Макуха, д-р тех. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. технический университет», г. Новосибирск, Е-mail: vkmakukha@eandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ ПРАКТИК В СИБИРИ

На основе изучения взаимосвязи внешнего интонирования речи с состоянием соматической и психоэмоциональной сферы объективными методами диагностики голосоречеобразования обосновывается необходимость фонопедического обеспечения детского населения Сибири.

Ключевые слова: речь, образование речи, фонопедия, невербальные характеристики речи.

Современные реалии требуют формирования в Сибири системы активного сохранения и развития здоровья населения, особенно детей и подростков, на новейших научных, организационных и экономических принципах. Как показали наши многолетние исследования, отраженные в представленных публикациях [1-9], нарушения соматического здоровья и психоэмоциональный дисбаланс всегда сочетаются с определенными изменениями/нарушениями голосоречеобразования. При анализе спектра голоса может быть получена дополнительная информация в отношении психосоматического здоровья. Следствием дезорганизации нормальной функции голосоречеобразования является нарушение фонационного дыхания, затрудненность дикции, искажение индивидуального тембра и т.д., что облигат-но сопровождается психосоматическими нарушениями. Правильно, с физиологической точки зрения, организованная речь сопутствует благоприятному психоэмоциональному состоянию, гармоничной и уравновешенной психике, конструктивным мотивациям и хорошей адаптации в социуме. По данным Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации (руководитель - докт. психол. наук академик РАО проф. В.М. Шкловский) сегодня, в среднем по России, 50-60% детей составляют «группу риска» по состоянию психосоматического здоровья, в том числе и голосовой патологии.

В основных направлениях модернизации Российского образования говорится о том, что «от уровня коммуникативной культуры человека зависит процесс развития личности». Коммуникативная культура напрямую связана с голосоречеобразовани-ем. У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпорит-мической, ритмоинтонационной составляющей речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. Коммуникативные расстройства речи, голоса, языкового общения создают серьёзные трудности при обучении в школе, создают проблемы социальной адаптации и ограничения в выборе профессии. В настоящее время преподаватели вузов на своей практике замечают, что с каждым годом качество абитуриентов оказывается всё ниже. В НГТУ, например, приходится проводить дополнительные занятия с первокурсниками, чтобы они могли воспринять программы курса по физике, математике, русскому языку, которые в предыдущие годы их сверстники усваивали без проблем.

В этой системе фонопедическое обеспечение требует неотложных мер по создания системы мероприятий, позволяющих проводить массовое обследование детей школьного возраста с целью диагностики и своевременной коррекции нарушений интонационной (невербальной) стороны речи. Диагностика голо-соречевой функции, которая в настоящее время не имеет широкого распространения в силу объективных причин (отсутствие специалистов, приборов, знаний в этой области), может приобрести важное прикладное значение в разных разделах психологии, педагогики, медицины. Однако отсутствие акустических программ для объективной экспертной оценки качественных показателей голоса затрудняет правильную интерпретацию функционирования невербальной стороны речи.

Проблема заключается в том, что диагностику на ранней стадии нарушения голосоречеобразования проводят психиатры и логопеды, как правило, без присутсвия фонопеда (число которых в России ограниченно). В Новосибирске существуют организации, которые занимаются диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей. Это Центр «Магистр», Областной Центр диагностики и консультирования, Медико-психолого-педагогические комиссии и др., однако в сферу деятельности этих структур не входят вопросы, связанные с анализом нарушений интонационной стороны речи. Узкие специалисты могут выявить только те нарушения, с которыми знакомы. К сожалению, в Новосибирске нет постоянно действующих обучающих программ фо-нопедической направленности.

Но в течение последних 10 лет в Новосибирске сложилось направление научно-практической деятельности, проводящее успешное оздоровление детей с точки зрения фонопедии, ключевой фигурой в котором является Фетисова Ольга Геннадьевна. На базе оригинальной авторской методики О.Г. Фетисовой удалось провести оздоровление более 600 детей и подготовить более 30 педагогов и логопедов. Работа с детьми проводилась в 47 школе г. Новосибирска, во 2 лицее, на базе Областного фониатрического центра, на базе НОУ (ВУЗ) «Сибирский независимый институт». О.Г. Фетисова работает совместно с коллективами исследователей из ФГБОУ ВПО НГТУ, ФГБОУ ВПО НГПУ (факультет психологии), НОУ (ВУЗ) СНИ, разработки которых направлены на создание компьютеризированных методов объективизации результатов коррекции голоса и речи, психологическую диагностику и коррекционно-педагогическую работу. Результаты этой работы отражены в публикациях и патенте, докладывались на конференциях в г. Москве, Омске, Новосибирске, Горно-Алтайске, Анталье (Турция), отмечены дипломом на Инновационном салоне в г. Женеве.

До 2013 года источником финансирования данной работы была Городская целевая программа «Дети и город». Однако работа по грантам имеет ряд недостатков: невозможность вести регулярные исследования, необходимость ежегодно готовить пакеты документов, отсутствие постоянного места для проведения обучающих и коррекционных занятий. В частности, в 2014 в связи с изменением условий получения гранта, документы не были оформлены должным образом, и финансирование получено не было. Тем не менее, эта программа оказалась очень важным шагом, именно в рамках этой программ была показана результативность фонопедических методов и подходов в деле оздоровления молодого поколения Новосибирска.

В настоящее время имеется возможность путём скрининго-вого обследования детей выявлять дефекты голосоречеобра-зования на ранней стадии и контролировать динамику процесса при коррекционных мероприятиях, проводимых фонопедами и педагогами. Это позволит существенно сократить трудозатраты при обследовании и коррекции выявленных нарушений, повысить эффективность коррекционных мероприятий и, в конечном итоге, повысить уровень психосоматического и интеллектуального здоровья подрастающего поколения.

С целью реализации комплекса мер, направленных на совершенствование психолого-педагогического обеспечения учебной деятельности школьников и студентов в Сибири, а также сохранения и преумножения богатства русского языка, целесообразно:

1. Разработать общесибирскую межрегиональную целевую программу «Развитие фонопедических практик в Сибири», основанную на принципиально новом концептуальном подходе, ориентированном не только и не столько на лечение больных детей и подростков, сколько на формирование, сохранение и восстановление здоровья здоровых людей через правильное голосоведение и голосоречеобразование.

2. Создать и усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу, обеспечивающую заинтересованность всех субъектов РФ в Сибири, негосударственных структур, общества в целом и каждого отдельного человека в сохранении голосового здоровья детей в соответствии с изложенной концепцией.

3. Усилить контроль за развитием фонопедических практик, начиная от детских садов, школ, средних и высших специальных учебных заведений.

4. Усовершенствовать систему обеспечения специалистами-фонопедами детских садов, школ, средних и высших учебных заведений, предусмотрев их квалифицированную подготовку

5. Установить единые нормы по обеспечению фонопедами перечисленных учреждений на основе нормативной и методологической базах по формированию расходных статей, предусматривающих обоснованную потребность конкретного учреждения в этих специалистах, а также единую политику по привлечению фонопедов в учебные учреждения.

6. Предусмотреть увеличение финансирования Фондом социального страхования фонопедического обеспечения лиц, нуждающихся в коррекции.

7. Для более эффективной работы, на основании предлагаемой Концепции поддержки и развития фонопедических практик в Сибири, обосновывающей необходимость фонопедичес-кого обеспечения было бы целесообразно создать постоянно действующий Детский фонопедический центр г. Новосибирска, как головную организацию.

Целевая группа: учителя начальной школы, школьные психологи, родители.

Цель: фонопедическое обеспечение подрастающего поколения.

Задачи:

1. Диагностика, включающая психодиагностику и объективизацию речи и голосоречеобразования. Проведение дальнейших исследований по созданию компьютерных средств объективизации параметров голосоречевых сигналов.

2. Формирование у целевой группы знаний, умений, навыков, связанных с приемами фонопедической диагностики, профилактики и коррекции, для практического применения в работе с детьми.

3. Обучение учителей, психологов и родителей методикам оздоровления детей, создание профилактических программ.

4. Проведение дальнейших исследований по изучению взаимосвязи внешнего интонирования речи с состоянием сомати-

Библиографический список

ческой и психоэмоциональной сферы. Разработка методических пособий для студентов университетов.

Средства и методы:

1. Использование информационных технологий диагностики голоса, разработанных в ФГБОУ ВПО НГТУ под руководством проф. В.К. Макухи.

2. Использование методов психодиагностики из реестра методик кафедры психологии личности и специальной психологии Факультета психологии ФГБОУ ВПО НГПУ, под руководством проф. М.Г. Чухровой.

3. Использование и дальнейшее развитие оригинальных методик О.Г. Фетисовой.

Претворение в жизнь основных положений Концепции позволит не только в определенной степени восстановить утраченные в период перестроек всемирно признанные научно-практические достижения в педагогической науке, но и значительно расширить сферу влияния педагогического процесса на здоровье подрастающего поколения. При этом предполагается максимально использовать новые экономические возможности, основанные на инвестиционной политике.

Решение данной проблемы целесообразно осуществить посредством разработки и принятия целевой программы «Развитие фонопедических практик в Сибири», отражающей основные концептуальные направления государственной деятельности в области педагогики.

1. Spectrum analysis of vocalization application for voice pathology detection / O.G. Fetisova, D.V. Lamtygin, V.K. Makukha, E.M. Voronin // Eurocon 2007.- Conference «Computer as tool» 9-12 September 2007, Warszawa, Poland.

2. Фетисова, О.Г. Оъективизация и анализ темпоритмоинтонирования речи / О.Г. Фетисова, Д.В. Ламтюгин // Первый международный междисциплинарный конгресс «Голос». - Москва, 2007.

3. Макуха, В.К. Объективизация голосоречеобразования у детей: постановка проблемы / В.К. Макуха, О.Г. Фетисова, С.С. Дериглазов, Чухрова М. Г. // Мир науки, культуры, образования, - 2010. - № 6(25). - Ч. 2.

4. Воронин, Е.М. Способ выявления патологии голосоведения в речи. Патент на изобретение № 2433488, зарегистрирован 10 ноября 2011 года / Е. М. Воронин, С. С. Дериглазов, Д. В. Ламтюгин, В. К. Макуха, А. В. Марков, О. Г. Фетисова.

5. Макуха, В.К. Объективизация голосоречеобразования у детей / В.К. Макуха, О.Г. Фетисова, М.Г. Чухрова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6(31).

6. Чухрова, М.Г. Психофизиологические механизмы голоса и речи и их связь с состоянием психосоматической сферы / М.Г. Чухрова, О.Г. Фетисова, В.К. Макуха // Сибирский медицинский журнал. - 2011. - № 1. - Т. 26.

7. Фетисова, О. Г. К вопросу о коммуникативно-речевой компетенции школьников / О.Г. Фетисова, В.К. Макуха, А.О. Пузиков // Идеи и идеалы. - 2013. - № 3(17). - Т. 2.

8. Olga G. Fetisova, Vladimir K. Makukha, Alexey O. Puzikov. Development of phoniatrist's workplace. 2013 14th International Conference of Young Specialists on Micro/Nanotechnologies and Electron Devices Proceedings, Erlagol, Altai - 1 - 5 July, 2013.

9. Калинин, А.В. Анализ и классификация временных характеристик голосоречевых образцов у детей / А.В. Калинин, В.К. Макуха, О.Г. Фетисова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3.

Bibliography

1. Spectrum analysis of vocalization application for voice pathology detection / O.G. Fetisova, D.V. Lamtygin, V.K. Makukha, E.M. Voronin // Eurocon 2007.- Conference «Computer as tool» 9-12 September 2007, Warszawa, Poland.

2. Fetisova, O.G. Ojhektivizaciya i analiz temporitmointonirovaniya rechi / O.G. Fetisova, D.V. Lamtyugin // Pervihyj mezhdunarodnihyj mezhdisciplinarnihyj kongress «Golos». - Moskva, 2007.

3. Makukha, V.K. Objhektivizaciya golosorecheobrazovaniya u deteyj: postanovka problemih / V.K. Makukha, O.G. Fetisova, S.S. Deriglazov, Chukhrova M. G. // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya, - 2010. - № 6(25). - Ch. 2.

4. Voronin, E.M. Sposob vihyavleniya patologii golosovedeniya v rechi. Patent na izobretenie № 2433488, zaregistrirovan 10 noyabrya 2011 goda / E. M. Voronin, S. S. Deriglazov, D. V. Lamtyugin, V. K. Makukha, A. V. Markov, O. G. Fetisova.

5. Makukha, V.K. Objhektivizaciya golosorecheobrazovaniya u deteyj / V.K. Makukha, O.G. Fetisova, M.G. Chukhrova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6(31).

6. Chukhrova, M.G. Psikhofiziologicheskie mekhanizmih golosa i rechi i ikh svyazj s sostoyaniem psikhosomaticheskoyj sferih / M.G. Chukhrova, O.G. Fetisova, V.K. Makukha // Sibirskiyj medicinskiyj zhurnal. - 2011. - № 1. - T. 26.

7. Fetisova, O. G. K voprosu o kommunikativno-rechevoyj kompetencii shkoljnikov / O.G. Fetisova, V.K. Makukha, A.O. Puzikov // Idei i idealih. - 2013. - № 3(17). - T. 2.

8. Olga G. Fetisova, Vladimir K. Makukha, Alexey O. Puzikov. Development of phoniatrist's workplace. 2013 14th International Conference of Young Specialists on Micro/Nanotechnologies and Electron Devices Proceedings, Erlagol, Altai - 1 - 5 July, 2013.

9. Kalinin, A.V. Analiz i klassifikaciya vremennihkh kharakteristik golosorechevihkh obrazcov u deteyj / A.V. Kalinin, V.K. Makukha, O.G. Fetisova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3.

Статья поступила в редакцию 01.08.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.