References
1. Velichkovskaya S.B. Zavisimost' vozniknoveniya irazvitiya stressa ot faktorovprofessional'noj deyatel'nostipedagogov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2005.
2. Baranov A.A. Stressoustojchivost'imasterstvo pedagoga. Izhevsk, 1997
3. Mitina JI.M., Asmakovec E.S. 'Emocional'naya gibkost' uchitelya: psihologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrekciya. Moskva, 2001.
4. Shatilova E.V. Vliyanie razlichnyh form organizacii obucheniya na razvitie poznavatel'nyh sposobnostej buduschih prakticheskih psihologov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2003.
5. Pimenova E.V. Dinamika cennostnyh orientacij studentov-psihologov v processe professional'nogo obucheniya. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2012; 13-1: 300 - 303.
Статья поступила в редакцию 25.07.17
УДК 378+159 .923
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Makukha V.K., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Fetisova O.G., fonoped, City Clinical Polyclinic № 1 (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF VOICE DIAGNOSTICS IN CHILDREN. There is a need for objective diagnosis of voice and voice pathology in children. Diagnosis of the voice allows correcting the detected violations in a timely manner. Under the leadership of V.K. Makukha a hardware-software diagnostic complex is developed, which is an electronic device that records test texts written on the electronic carrier in digital form by the examined child. After recording a sample speech, it is processed using digital signal processing techniques and its analysis, which results in an automated conclusion on the state of the voice. The diagnostic complex can be used for screening examinations of children's groups.
Key words: speech, generation of speech, fonopedia, nonverbal speech characteristics, possibility of objective diagnosis of voice.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет,
E-mail: [email protected]
В.К. Макуха, д-р техн. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»,
E-mail: [email protected]
О.Г. Фетисова, фонопед, ГАУЗ НСО «Городская клиническая поликлиника № 1», г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ГОЛОСОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, № заявки 17-16-54003
Существует необходимость объективной диагностики голоса и голосовой патологии у детей. Диагностика голоса позволяет своевременно корректировать выявленные нарушения. Под руководством В.К. Макухи разрабатывается аппаратно-программный диагностический комплекс, который представляет собой электронное устройство, записывающее на электронный носитель в цифровом виде тестовые тексты, произносимые обследуемым ребёнком. После записи образца речи производится его обработка с использованием методов цифровой обработки сигналов и его анализ, в результате которого формируется автоматизированное заключение о состоянии голоса. Диагностический комплекс может применяться для скрининговых обследований детских коллективов.
Ключевые слова: голос и голосообразование, фонопедия, невербальные характеристики голоса, возможности объективной диагностики голоса.
Коммуникативные расстройства речи, голоса, языкового общения создают серьёзные трудности при обучении в школе, создают проблемы социальной адаптации и ограничения в выборе профессии. В настоящее время в России нет современных акустических программ для оценки качества голоса. Вместе с тем, создание адекватных акустических программ необходимо для экспертной оценки голосоречеобразования. Отсутствие подобных программных средств затрудняет диагностику и правильную интерпретацию голосоречевой информации. У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпоритмической, ритмоинтонаци-онной составляющей речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. Как показали наши собственные исследования, нарушения соматического здоровья и психоэмоциональный дисбаланс всегда сочетаются с определенными изменениями/нарушениями голосо-речеобразования.
В Российской Федерации известны работы научной школы профессора В.П. Морозова, направленные на выявление вокальной одарённости певцов с помощью спектрального анализа голоса. Однако, поскольку вокал является строго формализованным видом звукоизвлечения (звук должен производиться на строго определённых частотах - нотах), то по методу В.П. Морозова производится анализ относительной мощности звука в определённом частотном интервале (так называемая «высокая певческая форманта», находящаяся в частотном диапазоне
2500 - 3000 Гц). В то время как при обычном разговоре у человека спектральное распределение голоса не привязано к абсолютным значениям частот, а является его индивидуальной характеристикой. Наши эксперименты подтвердили это положение - пользуясь только выявлением относительной интенсивности в частотном диапазоне 2500 - 3000 Гц, нам не удалось классифицировать детские голоса на группы: «с нарушением голосоречеобразования» и «без нарушений голосоречеобразования» [1].
За рубежом известны исследования по анализу патологии голоса. Например, в лаборатории голоса и речи Massachusetts Eye and Ear Infirmary (MEEl) создана база данных, содержащая записи протяжного "ah" и 12 секундный фрагмент тестового текста, записанные у 700 персон. На создание базы ушло много лет. База содержит записи образцов с органическими, неврологическими, травматическими, психологическими и другими патологиями. Совершенно очевидно, что для русского языка использовать эту базу данных невозможно. Остальные работы зарубежных учёных в качестве объекта исследования практически всегда используют звук "a". Это даёт возможность судить о патологии голоса, но не голосоречеобразования. Во всех доступных нам источниках информации нам не удалось обнаружить приборной реализации устройства, позволяющего в автоматическом режиме объективизировать дефекты голосоречеобразования, которые указывают на органо-функциональные расстройства.
Диагностика голосоречевой функции, которая в настоящее время не имеет широкого распространения в силу объективных
причин (отсутствие специалистов, приборов, знаний в этой области) может приобрести важное прикладное значение в разных разделах медицины, например, в педиатрии, в психофизиологии. Известно, что за темпоритмическую организацию речи отвечают определенные области коры головного мозга. Физиологические механизмы, с помощью которых голосовой аппарат воспроизводит речь, находят свое отражение в таких чисто психофизиологических следствиях, как изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, изменение тонуса мышечной мускулатуры и т.п. Эмоциональное состояние человека, которое выражается его голосом, зависит от активности лимбической системы головного мозга. Между частями лимбической и голосоречевой систем существуют связи, которые обусловливают положительные и отрицательные эмоции при воспроизведении звуков. Экспертная оценка голосоре-чеобразования позволяет быстро, неинвазивно и незаметно для пациента диагностировать его психофизиологическое и психоэмоциональное состояние. Особенности голосоречеобразования отражают функциональное состояние центральной нервной системы настолько объективно, что не могут быть подделаны или исправлены волевым усилием. Анализ голосоречеобразования может стать абсолютным «детектором лжи», при этом не будет необходимости присоединять к телу человека датчики. Сведения о количественном и (или) качественном возрастании нарушений голосоречеобразования служат признаком появления изменений/нарушений в функционировании соматической и психоэмоциональной сферах. Особенно важно это при диагностике состояния маленьких детей, которые пока не в состоянии сообщить о своих ощущениях и переживаниях. Экспертная оценка голосоречеобразования может помочь и быть определяющей в диагностике индивидуального развития ребенка, прежде всего, в становлении его соматического здоровья, состояния иммунитета, развития интеллекта. По нашим данным, оценка голосоре-чеобразования позволяет предвидеть и диагностировать такие состояния и заболевания, которые пока ещё не манифестировали клинически [2]. А это значит, можно вовремя подключить превентивные мероприятия.
Если своевременно диагностировать нарушения голосоречеобразования и направить усилия на коррекцию отклонений, то можно своевременно привести голосоречевую функцию в норму и, следовательно, дать возможность ребёнку развиваться в условия нормальной психофизиологии. Коррекция голо-соречеобразования, за счет физиологической обратной связи, нормализует психосоматические взаимоотношения, оздорав-ливая весь организм. Проблема заключается в том, что диагностику на ранней стадии нарушения голосоречеобразования проводят психиатры и логопеды, как правило, без присутствия фонопеда (число которых в России ограниченно). Узкие специалисты могут выявить только те нарушения, с которыми знакомы. Навыки и умения этих специалистов представляют собой сплав таланта и наработанных за многие годы методик, и, тем не менее, это субъективная оценка.. А методика вполне может быть объективизирована и унифицирована с помощью программно-аппаратного сопровождения, и быть доступной даже не специалисту. Назрела необходимость широкого внедрения аппаратно-программного комплекса и методик, с помощью которых можно было бы проводить массовые скрининговые обследования детей (а в перспективе - и взрослых), избавляя от этой сложной работы специалистов высшей квалификации и давая возможность, в идеале, охватить всех школьников России. После выявления детей с нарушением голосоречеобразо-вания они могут быть направлены на консультацию к квалифицированному специалисту для коррекции состояния ребенка. При этом эффективность мероприятий по коррекции может быть оценена с помощью аппаратно-программного комплекса и методик по его применению.
Библиографический список
Разрабатываемый под руководством профессора В.К. Макухи на кафедре электронных приборов Новосибирского государственного технического университета аппаратно-программный комплекс представляет собой электронное устройство, записывающее на электронный носитель в цифровом виде тестовые тексты, произносимые обследуемым ребёнком. После записи образца речи производится его обработка с использованием методов цифровой обработки сигналов и его анализ, в результате которого формируется автоматизированное заключение либо об отсутствии патологии, либо о наличии и виде патологии.
Как известно, голосоречевой аппарат принято условно делить на два отдела - центральный и периферический. Физической реализацией деятельности голосоречевого аппарата являются звуковые колебания, которые характеризуются рядом параметров. В эти параметры входят как физические величины (амплитуда и спектр колебаний), несущие объективную информацию, так и психофизилогические, учитывающие восприятие звука человеком. Таким образом, анализируя физические параметры звуковых колебаний, можно получить объективную информацию о характеристиках речи. Последние достижения в области математические методов анализа (в частности, кластерного анализа) и средства электроники (процессоры цифровой обработки сигналов) дают возможность в режиме реального времени получить характеристики речи. Имеется реальная возможность выявления патологии голоса на основе спектрального анализа.
В процессе выполнения данной задачи проводится массовое обследование школьников для создания базы данных голо-соречевых образцов. База данных содержит репрезентативные выборки образцов голосоречеведения в норме и с наличием дефектов, для которых проводится диагностика. Записи голо-соречевых образцов классифицируются с помощью метода экспертных оценок. В качестве экспертов выступают специалисты высшей квалификации в области фонопедии, а также высококвалифицированные педиатры. Используются данные объективного лабораторного и функционального обследования испытуемых, как здоровых, так и с наличием верифицированного диагноза. После наполнения базы и классификации образцов производится кластерный анализ для выявления корреляции между видами дефектов и особенностями информационных характеристик голосоречевых образцов, относящихся к данному виду патологии. Результатом данной работы являются алгоритмы анализа информационных характеристик записанных образцов речи и формирование заключения по обследуемому ребёнку. По результатам исследований (проводились обследования 50 детей в возрасте 7 - 10 лет в средних школах № 47 и № 58 г. Новосибирска) было предложено выявлять патологии, в частности, иммунного статуса и респираторной системы с помощью введённого авторами проекта расчета коэффициентов голосовой гармонизации. Этот коэффициент позволяет учитывать индивидуальные особенности голоса человека и, по сути, представляет отношения спектральной плотности голоса в ряде высокочастотных формант к спектральной плотности в ряде низкочастотных формант. Выявлены высокие значимые корреляции с верифицированными объективными нарушениями соматического статуса [3].
Аппаратно-программный диагностический комплекс в совокупности с методиками выявления нарушений голосоре-чеобразования у детей способствует раннему выявлению и своевременной коррекции психосоматической патологии, что обеспечивает контроль за их здоровьем. Диагностический комплекс может применяться для скрининговых обследований детских коллективов. Применение предлагаемого решения позволит существенно сократить трудозатраты при обследовании и коррекции выявленных нарушений, повысить эффективность кор-рекционных мероприятий и, в конечном итоге, повысить уровень психосоматического и интеллектуального здоровья подрастающего поколения.
1. Макуха В.К., Фетисова О.Г., Чухрова М.Г. Объективизация голосоречеобразования у детей. Мир науки, культуры, образования. 2011; 6 (31): 322 - 324.
2. Фетисова О.Г., Чухрова М.Г., Макуха В.К. Концепция поддержки и развития фонопедических практик в Сибири. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47): 229 - 231.
3. Чухрова М.Г., Фетисова О.Г., Макуха В.К. Психофизиологические механизмы голоса и речи и их связь с состоянием психосоматической сферы. Сибирский медицинский журнал. 2011; Т. 26; № 1: 278 - 279.
References
1. Makuha V.K., Fetisova O.G., Chuhrova M.G. Ob'ektivizaciya golosorecheobrazovaniya u detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6 (31): 322 - 324.
2. Fetisova O.G., Chuhrova M.G., Makuha V.K. Koncepciya podderzhki i razvitiya fonopedicheskih praktik v Sibiri. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47): 229 - 231.
3. Chuhrova M.G., Fetisova O.G., Makuha V.K. Psihofiziologicheskie mehanizmy golosa i rechi i ih svyaz' s sostoyaniem psihosomaticheskoj sfery. Sibirskij medicinskij zhurnal. 2011; T. 26; № 1: 278 - 279.
Статья поступила в редакцию 13.07.17
УДК 159
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Рsychology), senior lecture, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL ASPECTS OF WORK OF THE PSYCHOLOGICAL SERVICE OF EDUCATION ON PREVENTING THE FORMATION OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS IN BEHAVIOR AND DEVELOPMENT OF THE PERSON. The article presents current views on possible directions of the work of the psychological education service in the context of preventing the emergence of socio-psychological problems in the behavior and development of the individual, namely, the psychological, educational, social aspects that imply the formation of positive attitudes and socially acceptable social activity in schoolchildren, understanding of social and legal and other aspects of non-adaptive activity, as well as the value of life as a creative process. In addition, the most technologically sound approaches to psychological prevention are highlighted: information education; affective (emotional) learning; formation of life skills; development of substitution activity and the formation of psychological health. The author notes that the creation of conditions for the introduction of planned effective work on the psychological support of students in the context of the prevention of socio-psychological problems includes enriching the scientific and methodological support of this process.
Key words: psychological prevention, behavior and development of a person, activities of psychological service, direction of target activities, technological approaches, scientific and methodological activities.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический
университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ПОВЕДЕНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
В статье представлены актуальные представления о возможных направлениях работы психологической службы образования в контексте предупреждения возникновения социально-психологических проблем в поведении и развитии личности, а именно на психологический, образовательный, социальный аспекты, которые предполагают формирование у школьников позитивных жизненных установок и социально-приемлемой социальной активности, понимание социально-правовых и других аспектов неадаптивной активности, а также ценности жизни как созидательного процесса. Кроме этого выделены наиболее технологически обоснованные подходы к психологической профилактике: информационное просвещение; аффективное (эмоциональное) обучение; формирование жизненных навыков; развитие замещающей деятельности и формирование психологического здоровья. Автор отмечает, что создание условий для осуществления планомерной эффективной работы по психологическому сопровождению обучающихся в контексте профилактики социально-психологических проблем включает обогащение научно-методического обеспечения данного процесса.
Ключевые слова: психологическая профилактика, поведение и развитие личности, деятельность психологической службы, направления целевой деятельности, технологические подходы, научно-методическая деятельность.
Психологическая профилактика - это специальный вид деятельности практического педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся всех уровней образования. Она предполагает работу по предупреждению нарушения адаптации, а также возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
Психологическая профилактика в рамках деятельности психологической службы школы (далее - ПС) предполагает основное внимание направлять на своевременное выявление и предупреждение особенностей школьников, которые могут привести к определенным сложностям или отклонениям в интеллектуальном или эмоциональном развитии, поведении и отношениях. Данный вид деятельности осуществляется специалистами психологической службы как целенаправленная систематическая совместная работа педагогов-психологов, учителей, администрации и социальных педагогов по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе.
Системная психологическая профилактика является многоаспектным процессом, который сочетает различные направления целевой деятельности. Ведущими ее аспектами образовательной среде являются:
- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личных установок, позитивно-когнитивных оценок, способности к конструктивному выбору в сложных жизненных ситуациях;
- образовательный аспект, создающий систему представлений и социально-психологических, правовых и морально-этических последствиях неадаптивной саморазрушительной активности;
- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, адекватного отношения к деструктивному поведению.
Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных отношений взаимодействий при реализации профилактических мероприятий: средовое воздействие, нацеленное на создание социально-поддерживающей инфраструктуры, воздействие на отклоняющееся поведение детей группы риска, воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами помощи.
Предупреждение возникновения социально-психологических проблем (профилактика стрессов, конфликтов, дезадаптации, деструктивного поведения) на современном этапе имеет разнообразные формы и методы организации (групповые, под-групповые, индивидуальные, аудио и видео лекции, мультимедиа презентации, печатная продукция).
Современный этап развития психологической профилактики характеризуется многообразием технологических подходов, среди наиболее распространенных и эффективных нами выделены следующие:
1. Информационное просвещение - один их самых распространенных типов профилактики, базирующийся на предостав-