Научная статья на тему 'Объективизация голосоречеобразования у детей: постановка проблемы'

Объективизация голосоречеобразования у детей: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОСОРЕЧЕОБРАЗОВАНИЕ / РИТМИЧЕСКИЕ / ТЕМПОРИТМИЧЕСКИЕ / РИТМОИНТОНАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕЧИ / VOICE / RHYTHMIC OF VOICE / TEMPO RHYTHMIC MAKING SPEECHES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Макуха В. К., Фетисова О. Г., Дериглазов С. С., Чухрова М. Г.

Своевременное выявление и коррекция нарушений голосоречеобразования у детей способствует профилактике психосоматической патологии, и обеспечивает контроль за здоровьем подрастающего поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVATION VOICE AT CHILDREN

Timely revealing and correction of infringements voice at children promotes preventive maintenance of a psychosomatic pathology, and provides control over rising generation health.

Текст научной работы на тему «Объективизация голосоречеобразования у детей: постановка проблемы»

УДК 612

Makuha V. K, Fetisova O. G, Deriglazov S.S., Chuhrova M.G. OBJECTIVATION VOICE AT CHILDREN. Timely revealing and correction of infringements voice at children promotes preventive maintenance of a psychosomatic pathology, and provides control over rising generation health.

Keywords: voice, rhythmic of voice, tempo rhythmic making speeches.

В.К. Макуха, проф. НГТУ; О.Г. Фетисова, фониатор; С.С. Дериглазов, магистрант НГТУ; М.Г. Чухрова, проф. НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ГОЛОСОРЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Своевременное выявление и коррекция нарушений голосоречеобразования у детей способствует профилактике психосоматической патологии, и обеспечивает контроль за здоровьем подрастающего поколения.

Ключевые слова: голосоречеобразование, ритмические, темпоритмические, ритмоинтонационные составляющие речи.

В основных направлениях модернизации Российского образования говорится о том, что «от уровня коммуникативной культуры человека зависит процесс развития личности». Авторитетные отечественные специалисты в области фониатрии и фоно-логопедии (Василенко Ю.С., Орлова О.С., Рудин Л.Б., Иванченко Г.Ф. и др.), говоря о недостаточном внедрении в клиническую практику методов объективной оценки клинико-функционального состояния голосоречевого аппарата (в то же время, осознавая актуальность проблемы, начали в 2010 года издание междисциплинарного научно-практического журнала «Голос и речь» под редакцией Л.Б. Рудина), подчёркивают, что в настоящее время в России нет современных акустических программ для оценки качества голоса. Вместе с тем, создание адекватных акустических программ необходимо для экспертной оценки голосоречеобразо-вания. Отсутствие подобных программных средств затрудняет диагностику и правильную интерпретацию голосоречевой информации [1-6].

У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпорит-мической, ритмоинтонационной составляющей речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. Коммуникативные расстройства речи, голоса, языкового общения создают серьёзные трудности при обучении в школе, создают проблемы социальной адаптации и ограничения в выборе профессии. Как показали наши собственные исследования, нарушения соматического здоровья и психоэмоциональный дисбаланс всегда сочетаются с определенными изменениями/нарушениями голосоречеобразования.

В Российской Федерации известны работы научной школы профессора В.П. Морозова, направленные на выявление вокальной одарённости певцов с помощью спектрального анализа голоса. Однако, поскольку вокал является строго формализованным видом звукоизвлечения (звук должен производиться на строго определённых частотах - нотах), то по методу В.П. Морозова производится анализ относительной мощности звука в определённом частотном интервале (так называемая «высокая певческая форманта», находящаяся в частотном диапазоне 25003000 Гц). В то время как при обычном разговоре у человека спектральное распределение голоса не привязано к абсолютным значениям частот, а является его индивидуальной характеристикой. Наши эксперименты подтвердили это положение - пользуясь только выявлением относительной интенсивности в частотном диапазоне 2500-3000 Гц, нам не удалось классифицировать детские голоса на: «с нарушением голосоречеобразования» и «без нарушений голосоречеобразования».

За рубежом известны исследования по анализу патологии голоса. Например, в лаборатории голоса и речи Massachusetts Eye and Ear Infirmary (MEEl) создана база данных, содержащая записи протяжного "ah" и 12 секундный фрагмент тестового текста, записанные у 700 персон. На создание базы ушло много лет. База содержит записи образцов с органическими, неврологическими, травматическими, психологическими и другими патологиями. Авторы отмечают важность выполнения одинаковых условий при записи образцов: уровень внешнего шума, расстояние до микрофона, требования к обработке сигнала и так далее. Совершенно очевидно, что для русского языка использовать эту базу данных невозможно. Кроме того, собственно о приборе для объективного выявления патологии голоса ничего не сообщается [7].

Остальные работы зарубежных учёных в качестве объекта исследования практически всегда используют звук "а". Это даёт возможность судить о патологии голоса, но не голосоречеобразования. Во всех доступных нам источниках информации нам не удалось обнаружить приборной реализации устройства, позволяющего в автоматическом режиме объективизировать дефекты голосоречеобразования, которые указывают на органо-функцио-нальные расстройства.

Диагностика голосоречевой функции, которая в настоящее время не имеет широкого распространения в силу объективных причин (отсутствие специалистов, приборов, знаний в этой области) может приобрести важное прикладное значение в разных разделах медицины, например, в педиатрии, в психофизиологии. Известно, что за темпоритмическую организацию речи отвечают определенные области коры головного мозга. Физиологические механизмы, с помощью которых голосовой аппарат воспроизводит речь, находят свое отражение в таких чисто психофизиологических следствиях, как изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, изменение тонуса мышечной мускулатуры и т.п. Эмоциональное состояние человека, которое выражается его голосом, зависит от активности лимбической системы головного мозга. Между частями лимби-ческой и голосоречевой систем существуют связи, которые обусловливают положительные и отрицательные эмоции при воспроизведении звуков. Экспертная оценка голосоречеобразования позволяет быстро, неинвазивно и незаметно для пациента диагностировать его психофизиологическое и психоэмоциональное состояние. Особенности голосоречеобразования отражают функциональное состояние центральной нервной системы настолько объективно, что не могут быть подделаны или исправлены волевым усилием. Анализ голосоречеобразования может стать абсолютным «детектором лжи», при этом не будет необходимости присоединять к телу человека датчики. Сведения о количественном и (или) качественном возрастании нарушений голосо-речеобразования служат признаком появления изменений/нарушений в функционировании соматической и психоэмоциональной сферах. Особенно важно это при диагностике состояния маленьких детей, которые пока не в состоянии сообщить о своих ощущениях и переживаниях. Экспертная оценка голосоречеоб-разования может помочь и быть определяющей в диагностике индивидуального развития ребенка, прежде всего, в становлении его соматического здоровья, состояния иммунитета, развития интеллекта. По нашим данным, оценка голосоречеобразова-ния позволяет предвидеть и диагностировать такие состояния и заболевания, которые пока еще не манифестировали клинически. А это значит, можно вовремя подключить превентивные мероприятия.

Если своевременно диагностировать нарушения голосоре-чеобразования и направить усилия на коррекцию отклонений, то можно своевременно привести голосоречевую функцию в норму и, следовательно, дать возможность ребёнку развиваться в условия нормальной психофизиологии. Коррекция голосоречеоб-разования, за счет физиологической обратной связи, нормализует психосоматические взаимоотношения, оздоравливая весь организм. Проблема заключается в том, что диагностику на ранней стадии нарушения голосоречеобразования проводят психиатры и логопеды, как правило, без присутствия фонопеда (число которых в России ограниченно). Узкие специалисты могут выявить только те нарушения, с которыми знакомы. Навыки и умения этих

специалистов представляют собой сплав таланта и наработанных за многие годы методик, и, тем не менее, это субъективная оценка.. А методика вполне может быть объективизирована и унифицирована с помощью программно-аппаратного сопровождения, и быть доступной даже не специалисту. Назрела необходимость широкого внедрения аппаратно-программного комплекса и методик, с помощью которых можно было бы проводить массовые скрининговые обследования детей (а в перспективе -и взрослых), избавляя от этой сложной работы специалистов высшей квалификации и давая возможность, в идеале, охватить всех школьников России. После выявления детей с нарушением голо-соречеобразования они могут быть направлены на консультацию к квалифицированному специалисту для коррекции состояния ребенка. При этом эффективность мероприятий по коррекции может быть оценена с помощью аппаратно-программного комплекса и методик по его применению.

Разработанный аппаратно-программный комплекс представляет собой электронное устройство, записывающее на электронный носитель в цифровом виде тестовые тексты, произносимые обследуемым ребёнком. После записи образца речи производится его обработка с использованием методов цифровой обработки сигналов и его анализ (с помощью различных вариантов кластерного анализа), в результате которого формируется автоматизированное заключение либо об отсутствии патологии, либо о наличии и виде патологии.

Как известно, голосоречевой аппарат принято условно делила на два отдела - центральный и периферический. К центральному от делу относится головной мозг, речевые отделы которого посредством проводящих нервных путей тесно связаны с периферическим отделом. Центральный отдел воспринимает информацию от периферического отдела и управляет его деятельностью. К периферическому отделу образования голоса и речи относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Соответственно нарушения голоса можно разделить на органические (вызванные, в основном, анатомическими изменениями или хроническими воспалительными процессами голосового аппарата) и функциональные (вызванные нарушениями центрального отдела голосоречевого аппарата). Наиболее распространены и опасны функциональные нарушения. Физической реализацией деятельности голосоречевого аппарата являются звуковые колебания, которые характеризуются рядом параметров. В эти параметры входят как физические величины (амплитуда и спектр колебаний), несущие объективную информацию, так и пси-хофизилогические, учитывающие восприятие звука человеком.

Таким образом, анализируя физические параметры звуковых колебаний, можно получить объективную информацию о характеристиках речи. Последние достижения в области математические методов анализа (в частности, кластерного анализа) и средства электроники (процессоры цифровой обработки сигналов) дают возможность в режиме реального времени получить характеристики речи. Имеется реальная возможность выявления патологии голоса на основе спектрального анализа. Для этого авторами предложен алгоритм, в соответствии с которым вводится коэффициент голосовой гармонизации, вычисляемый по формуле:

И

р р р

1 И1> И!-"1 Ит КИ1,И1..кт-11,12...1П — I ,

У р1, р2""р11 1,2...»

Библиографический список

где М, Ь2...Ьп — номера относительно высокочастотных обертонов, 11, 12.1т — номера относительно низкочастотных обертонов, Ры — энергия ¡-того относительно высокочастотного обертона, Ру — энергия j-того относительно низкочастотного гармо-

Р Р Р

ники или обертона, И1> И2 Ит — высокочастотный набор, р1, р 2...Р1 — низкочастотный набор.

Для нормы и патологии эти коэффициенты достоверно отличаются. Поставлена задача использования кластерного анализа голосоречевых образцов с точки зрения темпо-ритмического анализа и более дифференцированной оценки дефектов.

В процессе выполнения данной задачи проведено массовое обследование школьников для создания базы данных голосоре-чевых образцов. База данных содержит репрезентативные выборки образцов голосоречеведения в норме и с наличием дефектов, для которых проводится диагностика. Записи голосоречевых образцов классифицируются с помощью метода экспертных оценок. В качестве экспертов выступают специалисты высшей квалификации в области фонопедии, а также высококвалифицированные педиатры. Используются данные объективного лабораторного и функционального обследования испытуемых, как здоровых, так и с наличием верифицированного диагноза. После наполнения базы и классификации образцов производится кластерный анализ для выявления корреляции между видами дефектов и особенностями информационных характеристик голосоре-чевых образцов, относящихся к данному виду патологии. Результатом данной работы являются алгоритмы анализа информационных характеристик записанных образцов речи и формирование заключения по обследуемому ребёнку. По результатам исследований (проводились обследования 50 детей в возрасте 7 -10 лет в средних школах № 47 и № 58 г. Новосибирска) было предложено выявлять патологии в частности, иммунного статуса и респираторной системы с помощью введённого авторами проекта расчета коэффициентов голосовой гармонизации. Этот коэффициент позволяет учитывать индивидуальные особенности голоса человека и, по сути, представляет отношения спектральной плотности голоса в ряде высокочастотных формант к спектральной плотности в ряде низкочастотных формант. Выявлены высокие значимые корреляции с верифицированными объективными нарушениями соматического статуса.

Аппаратно-программный диагностический комплекс в совокупности с методиками выявления нарушений голосоречеобра-зования у детей способствует раннему выявлению и своевременной коррекции психосоматической патологии, что обеспечивает контроль за здоровьем подрастающего поколения. Диагностический комплекс может применяться для скрининговых обследований детских коллективов с целью выявления нарушений иммунитета, заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и пищеварительной систем, а также психоэмоциональных нарушений. Применение предлагаемого решения позволит существенно сократить трудозатраты при обследовании и коррекции выявленных нарушений, повысить эффективность коррек-ционных мероприятий и, в конечном итоге, повысить уровень психосоматического и интеллектуального здоровья подрастающего поколения.

1 Шевцова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М., 2009.

2 Междисциплинарный научно-практический журнал «Голос и речь» / под ред. Л.Б. Рудина. — М., 2010. — Вып. 1.

3 Аникеева, З.И. Перспективы развития фониатрической службы России на современном этапе // Междисциплинарный научно-практический журнал «Голос и речь» / З.И. Аникеева, Л.Б. Рудин; под ред. Л.Б. Рудина. — М. - 2010. - Вып. 1.

4 Аникеева, З.И. Повышение эффективности рабочих процессов амбулаторного отоларингологического приёма в рамках ОМС / З.И. Аникеева, С.Н. Авдеева, В.А. Василиненко // Актуальные вопросы фониатрии: сб. трудов Всероссийской конференции с международным участием. - Самара, 2003.

5 Аникеева, З.И. Основные направления развития фониатрической службы России / З.И. Аникеева, И.В. Плешков // Российская оториноларингология. - 2003. - № 4 (7).

6 Василенко, Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. - М., 2002.

7 Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии. - М., 1970.

8 Журнал "Голос и речь". - 2010. - № 2 (2) [Э/р]. - Р/д: http://www.voiceacademy.ru/publishing/v_and_s2.html

Bidliography

1 Shevcova, E.E. Tekhnologiya formirovaniya intonacionnoyj storonih rechi / E.E. Shevcova, L.V. Zabrodina. — M., 2009.

2 Mezhdisciplinarnihyj nauchno-prakticheskiyj zhurnal «Golos i rechj» / pod red. L.B. Rudina. — M., 2010. — Vihp. 1.

3 Anikeeva, Z.I. Perspektivih razvitiya foniatricheskoyj sluzhbih Rossii na sovremennom ehtape // Mezhdisciplinarnihyj nauchno-prakticheskiyj zhurnal «Golos i rechj» / Z.I. Anikeeva, L.B. Rudin; pod red. L.B. Rudina. — M. - 2010. - Vihp. 1.

4 Anikeeva, Z.I. Povihshenie ehffektivnosti rabochikh processov ambulatornogo otolaringologicheskogo priyoma v ramkakh OMS / Z.I. Anikeeva, S.N. Avdeeva, V.A. Vasilinenko // Aktualjnihe voprosih foniatrii: sb. trudov Vserossiyjskoyj konferencii s mezhdunarodnihm uchastiem. -Samara, 2003.

5 Anikeeva, Z.I. Osnovnihe napravleniya razvitiya foniatricheskoyj sluzhbih Rossii / Z.I. Anikeeva, I.V. Pleshkov // Rossiyjskaya otorinolaringologiya. - 2003. - № 4 (7).

6 Vasilenko, Yu.S. Golos. Foniatricheskie aspektih. - M., 2002.

7 Ermolaev, V.G. Rukovodstvo po foniatrii. - M., 1970.

8 Zhurnal "Golos i rechj". - 2010. - № 2 (2) [Eh/r]. - R/d: http://www.voiceacademy.ru/publishing/v_and_s2.html

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 378

Sokolovsky I.E. THE ROLE OF RELIGIOUS FORMATION AND EDUCATION IN FORMATION OF THE PICTURE OF

THE WORLD OF THE PERSON OF THE XXI-ST CENTURY. In a society there is a lot of people with enough high level of knowledge, but insufficiently high level of morals: after all, unfortunately, the concept «an educated person» not always coincides with concept «the highly cultured person». Therefore formation of culture and awakening of morals of the person through development of its spiritual world remains an actual problem of process of formation of a picture of the world of the person of the XXI-st century.

Key words: the spiritually-focused psychology, a picture of the world of the person.

И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. АНО ВПО «Православный институт св. Иоанна Богослова», г. Москва, E-mail: [email protected]

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАРТИНЫ МИРА ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА

В современном российском обществе дальнейшее формирование картины мира Человека XXI века требует соединения научной и практической психологии с традициями и опытом христианства, и в частности, православного. Необходима опора на заповеди Божии и на тысячелетний святоотеческий опыт. Эта задача, в первую очередь, должна проявляться в сфере образования. Духовно-ориентированное образование отвечает на запросы времени, идет навстречу нуждам жизни и пытается подготовить людей нового склада, с высокими нравственными навыками и понятиями.

Ключевые слова: духовно-ориентированная психология, святоотеческая психология, картина мира человека.

В обществе немало людей с достаточно высоким уровнем знаний, но недостаточно высоким уровнем нравственности: ведь, к сожалению, понятие «образованный человек» не всегда совпадает с понятием «высококультурная личность». Поэтому формирование культуры и пробуждения нравственности личности через развитие её духовного мира остаётся актуальной задачей процесса формирования картины мира человека XXI века. Постоянно приходится сталкиваться с тем, что Личность и существование Человека невозможно описать и цельно понять, опираясь на светскую психологию. Да она и сама отказалась от этой задачи, обратив своё внимание целиком на проявления человеческого Духа, и забыв о нём самом, из-за чего подчас правильным и метким наблюдениям и выводам не хватает той глубины и завершённости, которые привели бы Человека к пониманию подлинной реальности. Протоиерей Василий Зеньковский, в своей книге «Психология детства» сумел соединить Дух с психикой и телом так последовательно и гармонично, что получающаяся картина поражает своей цельностью. Можно сказать, что он одухотворил психику. И хотя психология не может вместить Дух, однако, без этого самого одухотворения она становится мертва и дисфункциональна, то есть не может приблизить Человека к его истинному бытию.

Около трёх тысячелетий назад перед наукой была поставлена проблема: "Познай себя, Человек", но Человек, как сущность, до сих пор так и остаётся непознанным. Главное, что он до сих пор не знает своего предназначения в этом мире. Картину К. Малевича "Черный квадрат" называют магической именно потому, что он изобразил в ней часть стены преткновения, отделяющей материальный мир от духовного, стены, в которую уткнулись материалисты. Именно за ней находятся полностью неизученные два главных, живых мира: духовный мир и мир разума.

Мир в XX веке жил и вошел в XXI век с мифами: что мозг мыслит; что существуют силы добра и зла; что есть некая сущность - дьявол, сатана; что человек произошёл от обезьяны, а труд превратил его в человека; что живой мир развивался эво-люционно; что стихийные преобразования и катастрофы происходят случайно; что запись мыслей возможна только с помощью буквы и слова; что невидимый духовный мир можно пощупать и измерить материальными приборами. Удивительно, но элект-

ротехника не знает, из какого источника черпаются миллиарды киловатт электроэнергии, а психология не знает, что такое душа; физика - наука о природе, но изучает только неживую часть природы и явления, происходящие также в ее неживой части; математика - наука о величинах и качествах, ограничилась измерением также только материального мира; антропология - человековедение, изучает не живого человека, а его останки, извлеченные из земли во время раскопок; филология - наука о любви, даже не сформулировала, что такое любовь, а занялась словесностью, причем мертвой, на основе мертвой буквы; педагогика -наука о воспитании детей и молодежи, не изучает виды способностей, талантов, суть предназначения человека в жизни, обучая всех непонятно каким образом сформированному пакету общеобразовательных знаний, который в основной своей части в жизни оказывается бесполезным; метафизика - наука о мире невещественном, неземном, о духе, имеет статус отверженной; мистика - учение о таинственном, загадочном, сверхъестественном, вообще гонима.

Актуальность появления в российском обществе таких дисциплин как православная психология, основы православной культуры созрела вместе с изменением мировоззрения и психолого-педагогов и священников. Однако внедрение религиозных образовательных программ в школы едва ли сможет стать гарантией морального здоровья всего общества, поскольку невозможно сравнить влияние школьных уроков по «Основам православной культуры» с воздействием на детское сознание современных средств медиа. В то же время, по мнению современных христианских педагогов и теологов о. Константина (Зелинского), диакона Андрея (Кураева), о. Евгения (Шестуна) введение в общеобразовательную государственную систему религиозно-нравственных дисциплин может приостановить тенденцию нравственного самоуничтожения, реально существующую в нашем обществе. Противники религиозного воспитания основывают свои возражения на принципе светскости нашего государства. В связи с этим необходимо определить значение данного понятия, которое, являясь культурно - историческим и юридическим, появилось в Западной Европе в результате политической и философской революции с целью упразднения власти духовенства над обществом. Иного смысла в этом понятии нет. Светский характер государства предпола-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.