Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости диагностики и коррекции невербальной стороны речи у детей'

К вопросу о необходимости диагностики и коррекции невербальной стороны речи у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонопедия / невербальные составляющие речи / темпоритмическая организация речи / коммуникативная культура. / fanpedia / nonverbal components of speech / rhythmic organization of speech / communicative culture

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елинская Янина Алексеевна, Чухрова Марина Геннадьевна, Фетисова Ольга Геннадьевна

Правильно темпоритмически и интонационно организованная речь сопутствует благоприятному психоэмоциональному состоянию, гармоничной и уравновешенной психике, конструктивным мотивациям и хорошей адаптации в социуме. Коммуникативная культура напрямую связана с голосоречеобразованием. У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпоритмической, ритмоинтонационной составляющей речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. В этой системе фонопедическое обеспечение требует неотложных мер по создания системы мероприятий, позволяющих проводить массовое обследование детей дошкольного, школьного возраста с целью диагностики и своевременной коррекции нарушений фонационной и интонационной (невербальной) стороны речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE NEED FOR DIAGNOSTICS AND CORRECTIONS OF THE NEVERBAL SIDE OF SPEECH IN CHILDREN

Right temporaleschi and intonation organized it a favourable emotional state, a harmonious and balanced mind, constructive motivation and a good adaptation in society. Communicative culture is directly connected with golograficheskaya. Modern children school age holosericea disorders are manifested in the imbalance rhythmic, rhythmic, edmontonians part of their speech, as well as in diccianni violations and severe violations of individual voice. In this system, phonopedic support requires urgent measures to create a system of measures that allow mass examination of children of preschool and school age for the purpose of diagnosis and timely correction of violations of the phonational and intonation (non-verbal) side of speech.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости диагностики и коррекции невербальной стороны речи у детей»

УДК 37+62+612:534.78

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Елинская Янина Алексеевна.

г. Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, sispp_nsk@mail.ru.

Чухрова Марина Геннадьевна.

г. Новосибирск, доктор медицинских наук, профессор АНО ДПО «СИ111111ИСР», профессор ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», mba3@ngs.ru.

Фетисова Ольга Геннадьевна.

г. Новосибирск, фонопед, член Российской общественной академии голоса, преподаватель АНО ДПО «СИПППИСР», sispp_nsk@mail.ru.

Аннотация. Правильно темпоритмически и интонационно организованная речь сопутствует благоприятному психоэмоциональному состоянию, гармоничной и уравновешенной психике, конструктивным мотивациям и хорошей адаптации в социуме. Коммуникативная культура напрямую связана с голосоречеобразованием. У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпоритмической, ритмоинтонационной составляющей речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. В этой системе фонопедическое обеспечение требует неотложных мер по создания системы мероприятий, позволяющих проводить массовое обследование детей дошкольного, школьного возраста с целью диагностики и своевременной коррекции нарушений фонационной и интонационной (невербальной) стороны речи.

Ключевые слова: фонопедия, невербальные составляющие речи, темпоритмическая организация речи, коммуникативная культура.

TO THE QUESTION OF THE NEED FOR DIAGNOSTICS AND CORRECTIONS OF THE NEVERBAL SIDE OF SPEECH IN CHILDREN

Elinskaya Yanina Alekseevna.

Novosibirsk, "Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work", Director, sispp_nsk@mail.ru.

Chukhrova Marina Gennadievna.

Novosibirsk, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work, Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, mba3@ngs.ru.

Fetisova Olga Gennadievna.

Novosibirsk, phonopedist, member of the Russian Public Voice Academy, Lecturer at the Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work, sispp_nsk@mail.ru.

Abstract. Right temporaleschi and intonation organized it a favourable emotional state, a harmonious and balanced mind, constructive motivation and a good adaptation in society. Communicative culture is directly connected with golograficheskaya. Modern children school age holosericea disorders are manifested in the imbalance rhythmic, rhythmic, edmontonians part of their speech, as well as in diccianni violations and severe violations of individual voice. In this system, phonopedic support requires urgent measures to create a system of measures that allow mass examination of children of preschool and school age for the purpose of diagnosis and timely correction of violations of the phonational and intonation (non-verbal) side of speech.

Key words: fanpedia, nonverbal components of speech, rhythmic organization of speech, communicative culture.

Поскольку голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушной среде, поэтому звук голоса - это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные - шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука - это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т.е. высота тона.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика - относительные изменения высоты основного тона звуков. Отсутствие заметной, меняющейся мелодики речи делает ее маловыразительной и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон - объем голоса - возможность продуцировать звуки в

определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально.

Сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации: если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон - максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Тембр звука является существенной характеристикой голоса. По этому его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, еще не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора - головной и грудной. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

Большое значение для качества голоса имеет способ его подачи - атака

звука.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых в зависимости от пола и возраста. Однако в настоящее время голосоречевые функции детей и подростков претерпевают неблагоприятные изменения [2, 3]. На что в очередной раз мы хотим обратить внимание.

Диагностика голосоречевой функции в настоящее время не имеет широкого распространения в силу объективных причин (отсутствие специалистов, приборов, знаний в этой области). Проблема заключается в том, что диагностику на ранней стадии нарушения голосоречеобразования проводят психиатры,

психологи и логопеды, как правило, без присутствия фонопеда (число которых в России ограниченно). В сферу деятельности психолого-медико-педагогической комиссии не входят вопросы, связанные с анализом нарушений интонационной стороны речи. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, логопеды базируются только на коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. Невербальной стороне речи не уделяется должного внимания. Необходима своевременная диагностика и коррекция невербальной стороны речи ребенка: темпа, ритма, мелодики, звонкости, тембра, - всех тех параметров, которые не входят в поле зрения логопеда, имея при этом огромное значение для дальнейшего развития ребенка, формирования у него правильной и красивой речи. Правильно организованная речь, ритмичная, мелодичная и звонкая, как показали наши исследования, является, кроме всего прочего, еще и залогом крепкого психосоматического здоровья [1, 4, 5].

К сожалению, в настоящее время почти 50% детей имеют нарушения голосообразования, и страдает, прежде всего, невербальная сторона речи. Связано ли это с компьютеризированными программами обучения чтению, или с другими инновациями - мы не хотим обсуждать. Помочь таким детям вернуть здоровый голос и здоровье в целом - вот наша задача.

Известно, что эмоциональные интонации родной речи наиболее рано распознаются в процессе онтогенеза: ласковый или сердитый тон речи понимаются младенцем ещё до развития у него навыков восприятия и порождения словесной (вербальной) речи, а ребёнок, уже умеющий говорить, распознаёт интонацию до восприятия смысла слов. Однако овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми, общение ребенка с телевизором или планшетом неэффективно. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков, не тренируют его эмоциональную сферу, формируют алекситимичную личность. Ребенок привыкает к пассивному восприятию информации. Язык обедняется, появляется много устойчивых штампов, теряется или не формируется эмоциональная и интонационная выразительность, что накладывает отпечаток на коммуникативную компетентность, и в целом обедняет личность.

На уровне коры головного мозга темп и ритм речи выполняет различные функции, общее назначение которых - налаживать и усиливать работу мозга, «загружая» все его способности (а не только языковые). Темпоритмический рисунок речи задает мозгу ритмическую систему временнОй организации его работы. Ребенок должен слышать и воспринимать правильно организованную речь. Можно сказать коротко: «Тренированное ухо - тренированный мозг». Наши многолетние исследования подтверждают этот тезис [1, 2, 3, 4, 5].

Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека воспринимать свои и чужие чувства, контролировать и выражать их. Часто у подростков мы слышим монотонную, беспаузную речь, в которой отсутствуют динамические компоненты интонации, сглажен ритмический контур

слов, неопределен тембр голоса. Эти нарушения, помимо того, что они не красят человека, еще и сопровождаются сниженным иммунитетом, частными простудными заболеваниями и - нередко психосоматической патологией. Это выявляется по данным медицинских карт. Такие дети выявляют и психоэмоциональные нарушения: тревожность, возбудимость, обидчивость, замкнутость или агрессивность, им трудно учиться. Наряду с нарушениями речи снижен их когнитивный и интеллектуальный потенциал. При этом, как многократно отмечалось нами, своевременная коррекционная работа, которая делает голос громким, звонким, мелодичным и красивым - преображает этих ребят. Нормализация фонационного дыхания благоприятно сказывается на развитии мозга. Улучшается память, внимание, появляются успехи в учебе, повышается иммунитет. Коррекция звукопроизносительной стороны речи (особенно у детей с диагнозом «дизартрия средней степени тяжести») повышала самооценку ребенка, давала ему новый стимул к развитию.

Мы в очередной раз стремимся обратить внимание родителей, педагогов, психологов, воспитателей детских садов на функцию речи у детей, на невербальные характеристики речи. В настоящее время имеется возможность путём скринингового обследования детей выявлять дефекты голосоречеобразования на ранней стадии и контролировать динамику процесса при коррекционных мероприятиях, проводимых фонопедами и педагогами. Коррекционные мероприятия включают тренировки по нормализации фонационного дыхания, коррекции дикции и тембра голоса, ритмической организации слова, темпоритмической организации фразы. Коррекция голоса и речи направлена на качественное звучание гласных звуков в режиме работы головного и грудного резонаторов, согласных - с чётким выделением голосом основных дифференциальных признаков этих звуков. Коррекция ритмического контура слова, тренировка в наличии пауз и соблюдение закона физиологической обеспеченности речи позволяют восстановить деформированную темпоритмоинтонационную организацию фразы и предложения.

Проведение коррекционно-развивающей программы поможет улучшить состояние голоса и речи, а через него повысить уровень всестороннего развития ребенка, его памяти, внимания, воображения, коммуникативных способностей.

Библиографический список:

1. Макуха В.К., Чухрова М.Г., Фетисова О.Г., Боровикова Д.В. Невербальные компоненты речи и их роль в развитии ребенка. Монография. Изд-во НГТУ. -Новосибирск, 2019. - С. 162.

2. Фетисова О. Г., Фетисов Г. М., Коррекция темпоритмоинтонационной организации речи у младших школьников // Мир науки, культуры и образования, август 2009. - №14(16). - С. 282-284.

3. Фетисова О. Г., Чухрова М. Г. Макуха В. К. Концепция поддержки и развития фонопедических практик в Сибири. Мир науки, культуры, образования, 2014. № 4 (47). - С. 229-231.

4. Чухрова М.Г. Взаимосвязь психосоматического состояния младших школьников и их голосоречевых характеристик // Наука и социум: Материалы

Всерос. Науч.-практ. конф. с междунар. участием. 1 марта 2018 г. / Отв.ред. Е.Л.Сорокина. - Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский инситут практической психологии, педагогики и социальной работы. - 2018. - С. 99-104. 5. Чухрова М.Г., Боровикова Д.В. Влияние голосоречевых нарушений на развитие воображения у старших дошкольников // Наука и социум: Материалы Всерос. Науч.-практ. конф. с междунар. участием. 15 дек. 2018 г. / Отв.ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский инситут практической психологии, педагогики и социальной работы. - 2018. - С. 116-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.