8. Паршев, А.П. Почему Америка наступает. - М.: АСТ-"Астрель", 2002.
9. Сулейменов, И.Э. Устойчивое развитие: экологическое образование. / И.Э. Сулейменов, С.Т. Шалгымбаев, Н.Р. Мажренова. Алматы: изд-во КазНУ, 2004.
10. Подлазов, Л.В. Основное уравнение теоретической демографии и модель глобального демографического перехода. Препринт ИПМ им. М.В. Келдыша РАН Москва, 2001. - № 76, www.keldysh.ru.
11. Левченко В.Ф. Модели в теории биологической эволюции. СПб: Наука, 1993.
12. Чернавский Д.С., Старков II.И., Щербаков Л.В. О проблемах физической экономики // Успехи физических паук, 2002. - № 9. - Т. 172.
13. Шварва Н.А. Тенденции 21 века: Здравоохранение в США как фактор социально-политической стабильности. // США и Канада. ИСКРАН. 2000. - №3.
14. Хлебопрос Р.Г., Фет Л.И. Природа и общество. Новосибирск, "Сибирский хронограф", 1999.
Статья поступила в редакцию 6.07.09
УДК 37б
О.Г. Фетисова, фонопед Областного фониатрического центра г.Новосибирск, E-mail: [email protected] Г.М. Фетисов, аспирант кафедры специальной психологии ГОУВПО НГПУ г. Новосибирск,
E-mail: valerv.eafarov@email. com
КОРРЕКЦИЯ ТЕМПОРИТМОИНТОНАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена актуальной проблеме темпоритмоинтонационной организации речи у младших школьников. Предлагается авторская методика, направленная на восстановление правильной фонации в отработке звучания слога, слова, фразы, текста с точки зрения ритма и темпоритма на основе явления резонанса. Показано, что предлагаемая методика позволяет провести коррекцию дикционных нарушений, нарушений индивидуального тембра голоса и мелодико-интонационных качеств звучания.
Ключевые слова: голос, речь, темпоритмоинтонирование речи, коррекция речи.
Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных рисунков, а также со способностью воспринимать свои и чужие чувства, контролировать и выражать их. Формирование коммуникативно-речевой компетенции школьника в образовательной среде приобретает всё большую значимость, в связи с тем, что в современном обществе большинство профессий относятся к речевым профессиям.
Статистические данные о состоянии голосоречевого здоровья детей говорят о его ухудшении. Педиатры, психиатры, психологи, логопеды констатируют, что у многих детей, по разным причинам, затруднён процесс овладения родным языком [1; 2]. Речь таких детей монотонна, с нарушенным звуко-произношением, с искажением индивидуального тембра голоса, с нарушением темпоритмических и мелодико-интонаци-онных рисунков языка. Дети младшего школьного возраста стали испытывать трудности в полноценном овладении чтением. Чтение длительное время остаётся послоговым и требует проведения коррекционных мероприятий.
Известно, что голосоречевая деятельность структурно организованна. Внешняя речь представляет собой голосовой рисунок речевых единиц и закономерностей их объединения. По нашим данным, у 60 % детей младшего школьного возраста наблюдаются нарушения в темпоритмоинтонировании.
Цель: восстановление правильной фонации в отработке звучания слога, слова, фразы, текста с точки зрения ритма и темпоритма на основе явления резонанса.
Задачи:
• Проведение коррекции звукопроизношения с учётом фонетических и физиологических позиций фонем русского языка;
• Проведение коррекции ритмической организации слова;
• Проведение коррекции темпоритмической и интонационной организации фразы, предложения, текста;
• Формирование у учащихся полноценных навыков чтения.
Материал и метод:
Восстановление правильной темпоритмоинтонационной организации речи проводилась с учениками начальной школы, всего 50 человек, в течении учебного года. Работа
с учащимися младших классов начиналась с коррекции дик-ционных нарушений. Работа начиналась с интонирования гласных звуков на упражнении «Полоска — точка». Эффективность данного упражнения достигается путём концентрированности предложенного материала и использованию сен-
сорных каналов восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Большинство современных детей, произнося гласные звуки, «тянут» их. Такое произношение искажает качество звучания гласных, т. к. звуки приобретают монотонное звучание, теряя характерный акустический образ.
Педагог произносит шесть базовых фонем современного русского языка: а, о, у, э, ы, и (соответсвующие буквы написаны на доске) и просит каждого ученика провести по парте или по своей левой руке указательным пальцем правой руки «полоску». Одновременно с этим проговаривая по порядку все данные звуки: аШ, оШ, уШ, эШ, ыШ, иШ. После этого педагог предлагает коротко проговорить эти же звуки, а указательным пальцем правой руки лёгким нажимом ставить «точку», голосом показывая остановку движения (интонацию завершённости звучания: а- , о- , у- , э- , ы- , и-). После этого отрабатываются гласные я, ё, ю, е. Ученики произносят эти гласные, соединяя несколко протяжное звучание «й» с коротким а , о , у , э . Я = йШа-, ё = йШо-, ю = йШу-, е = йШэ-.
Коррекция голоса учащихся была направленна на качественное звучание гласных звуков в режиме работы грудного и головного резонаторов. Ученики при произнесении звуков «а, о, у, э, ы» кладут руку на грудь, ощущая в ней лёгкую вибрацию. Звуки произносятся коротко, достаточно громко, но не крикливо. На естественной улыбке произносят «я, ё, ю, е, и». Допускается небольшая протяжённость в интонировании всех четырёх йотированных звуков и звука «и».
Согласные звуки, в алфавитном порядке проговариваются детьми вслед за педагогом с чётким выделением голосом основных дифференциальных признаков этих звуков, а именно: твёрдость — мягкость, глухость — звонкость (пример: «б — бь», «п — б»; «в — вь», «в — ф»). Работа по
улучшению качества звучания слоговых структур предполагает соединение качественно произносимых в алфавитном порядке согласных и гласных звуков в открытых и закрытых слоговых структурах (например: «ба — аб», «па — ап»). Способ звукоизвлечения гласных и согласных звуков имеет большое значение т. к. разность звукового наполнения сопровождается разностью эмоциональных реакций. Тренировки проводятся при хоровом и индивидуальном прогова-ривании детьми звуков ежедневно по пять минут в течении первой и второй учебных четвертей.
Коррекция ритмического контура слов предполагает работу с 1-2-3 сложными словами с перемещением ударения («бак», «банка», «труба», «баловень» и т. п.). По образцу вслед за педагогом, ученики произносят ударный слог в слове, выделяя его взглядом при чтении, памятуя, что перед
гласными «а, о, у, э, ы» любой согласный звук звучит твёрдо, а перед «я, ё, ю, е, и» - мягко (например: бъа = ба, бьа = бя и т. д.). Усиление голоса на ударной части слова целесообразно синхронизировать с ударом или нажатием пальцем на твёрдую поверхность (парта, книга, рука). При выраженной дикционной недостаточности и тихом голосе данные упражнения вырабатывают у учеников способность к однозначному звукоизвлечению: «Бъак», «Въова», «трубъа», «мальина» и т. п. Лексический материал постепенно усложняется, дети произносят короткие фразы, а педагог следит за качественным звучанием ударных частей в словах: «Въот бъак», «Тъам трубъа», «Тьут Въова», «ел мальину».
Следующий этап работы с учащимися предусматривал отработку закономерностей темпоритмической организации фразы, предложения, текста. Распределение межфразовых и внутрифразовых пауз отрабатывалось на упражнении «Говорим — молчим». В конце фразы или нераспространённого предложения ученик молчит, делая паузу под счёт «раз — два» или «раз — и» (1, 2; 1 - и), что соответствует одной секунде временного интервала. Например: «наступила весна». Педагог напоминает, что в конце предложения может стоять точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знаки препинания. В любом случае в конце фразы или предложения ученик делает паузу равную 1 секунде:
10. наступила весна. (1, 2)
11. наступила весна? (1, 2)
12. наступила весна! (1, 2)
13. наступила весна. . . (1, 2)
При выработке навыка паузирования целесообразно сначала «ощутить паузу». При этом сделать указательным пальцем ведущей руки два лёгких нажима или удара под счёт
1, 2 (1 — и). Внутрифразовые паузы на любом встретившемся в тексте знаке препинания («, », «-», «: », «; » и т. п.) паузиру-ется под счёт раз (1). Временной интервал равный половине секунды, например: - Пришла весна (1), тает снег (1), бегут ручьи. (1, 2) С юга прилетают скворцы (1), грачи (1), ласточки (1, 2). После прочтения этого же текста повторно, школьники осуществляют счёт «в уме». Во внешней речи паузы будут соответствовать временным интервалам - секунда и половина секунды.
Выделение голосом главного по смыслу слова (логического ударения) предполагает ритмико-темповую организацию речи. Оно также сопровождалось паузами после (если выделяемое слово стоит в начале фразы), перед (если выделяемое слово стоит в конце фразы) и с обеих сторон (если выделяемое слово стоит в середине фразы или предложения). Например:
• Сегодня (пауза на счёт 1) хорошая погода.
• Сегодня (пауза на счёт 1) хорошая (пауза на счёт 1) погода.
• Сегодня хорошая (пауза на счёт 1) погода.
Акцентное орфоэпическое ударение - необходимое условие при выделении логического ударения. Для детей с тихими голосами допустимо утрированное произнесение словесного (орфоэпического) ударения.
Интонационная выразительность по цели высказывания предполагает монотонное произнесение при повествовательной конструкции («пришла весна»^). Постепенное повышение тона при восклицании («пришла весна»П). Повышение тона и резкое понижение его при вопросительной конструкции (□ «пришла весна»П). Интонация перечисления при однородных членах предполагает эффект «вкручивания» (движением руки можно описать окружность, при этом интонационно равномерно, распределяя по времени, каждое перечисляемое слово - «я вижу зелёный, красный, синий шары»).
Объективно, результативность коррекционной работы оценивалась на основе компьютерного спектрального анализа голоса детей. Обследование порводилось в «Областном фони-атрическом центре» при МУЗ «Городская поликлиника №1» г. Новосибирска. Были сделаны индивидуальные спектрограммы голоса детей до и после занятий с педагогами и фонопе-дом. Сначала осуществлялась запись голоса обследуемых детей, частота дискретизации составляла 44, 1 кГц, разрядность
16 бит. Затем к фрагментам записанного сигнала, выбранным в результате работы с фонопедом, применяли быстрое преобразование Фурье. В полученном спектре выделяли формантные области частот. Путём сравнения различных спектров выбирали параметры необходимые для анализа.
Результаты исследования. Сравнительный анализ
внешнего интонирования речи детей до и после проведения коррекции темпоритмоинтонационной организации речи младших школьников (8 — 10 лет) осуществлялся в течении учебного года. Была проведена параметризация голосоречевых характеристик школьников. В конце каждой четверти отслеживались параметры качества звучания:
9. гласных и согласных звуков;
10. орфоэпического ударения;
11. ритмотемповой организации предложения;
12. степенью сформированности полноценных навыков чтения.
Сравнительный анализ динамики темпоритмоинтонационных характеристик речи школьников отражены на диаграммах.
Ноябрь Ьёрт Сентябрь Декабрь
1 - Параметры качества пучат г ласаыі ■ согласии л>коі
2 - Параметри кічкгяі таучакм орфоэпического ударен**
3 • Параметры качестм »учап« ркгмоте чпоаой оргаапапп прехіожепм 4- Параметры качества по-іноисніші навыков чтения
Рис I. Сравнит елыгый шлю лпшптг теыпоритмоюгтопашюгамх характеристик речи школыплгоа
При анализе параметров голосового спектра было отмечено увеличение коэффициента звонкости, который позволяет оценить работу резонаторной системы (рис. 2). Коэффициент звонкости позволяет оценить результаты коррекции голоса. Качественные характеристики голоса, выразительность речи, улучшение восприятия текстов, чёткость дикции преобладали у школьников, по мнению педагогов и родителей, где объективно шло увеличение коэффициента звонкости и относительной мощности звука.
І
Спектрограмма зо іамтжі
Спектрограмма после іанатии
Рис. 1 Пример спектрограммы голоса до и после мютий.
Обсуждение результатов. Важным элементом развития современного общества является востребованность в спонтанной устной речи. В концепции Федеральной целевой программы «Русский язык» говорится о таком тревожном факторе, как снижение уровня владения русским языком как государственным языком Российской Федерации среди представителей молодого поколения. Общеизвестно, что нарушение условий, в которых происходит нормальное функционирование
голоса и речи, приводит к нарушению психосоматического и интеллектуального здоровья. Статистические данные о состоянии голосоречевого здоровья детей малоутешительны. О причинах, мешающих ребёнку развиваться в условиях нормальной психофизиологии, много говорят и они различны. Это, как правило, отклонения в состоянии здоровья ребёнка, неблагоприятные социальные факторы, нарушения основополагающих дидактических принципах школьного обучения. Анализ голосоречевых нарушений у детей школьного возраста, проводимый в ОФЦ при МУЗ «Городская поликлиника №1» г. Новосибирска, за последние 10 — 15 лет выявил влияние беспорядочных и недостаточно контролируемых внедрений различных инновационных программ в общеобразовательный процесс в начальной школе. Подобная практика привела к возрастанию голосоречевой патологии и ограничению уровня языковых возможностей у детей. У школьников снижается уровень образования, затруднён процесс усвоения и передачи информации, ухудшается психосоматическое здоровье, нарушается механизм социализации личности. Актуальность проблемы вышеизложенных фактов потребовало создания комплексной коррекционно-педагогической работы с детьми. Понимая общественную значимость коммуникативных нарушений голоса и речи у детей, коррекционнопедагогическая работа строилась с учётом физиологии голо-соречеобразования, акустических параметров голоса, просодических параметров речи и соблюдения дидактических принципов в обучении. При обследовании школьников выяснилась следующая картина: слабая артикуляция звуков, слаборитмизованная, беспаузная, недостаточно грамотная речь,
Библиографический список
голоса учеников тихие, глухие, не направлены в позицию резонатора, речь монотонная, нет интонационного окрашивания. Корекция голоса и речи была направлена на качественное звучание гласных и согласных звуков в режиме работы головного и грудного резонаторов, согласных — с чётким выделением голосом дифференциальных признаков этих звуков. Коррекция ритмического контура слова, тренировка в наличии пауз и соблюдение законов физиологической обеспеченности речи позволили восстановить деформированную темпоритмоинтонационную организацию фразы и предложения.
Необходимость адекватного применения правильно организованной речи позволяет легко и «экологично» добиваться уравновешивания внутреннего состояния учащихся. Педагоги и родители отмечали положительные сдвиги в функциональном состоянии учащихся: уменьшение изменений двигательной активности, снижение тревожности, творческую направленность в обучении.
Выводы:
1. Предложенные методы позволяют провести коррекцию дикционных нарушений, нарушений индивидуального тембра голоса и мелодико-интонационных качеств звучания.
2. Правильная темпоритмоинтонационная организация речи, позволяя детям развиваться в условиях нормальной психофизиологии, формирует у младших школьников полноценные навыки чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
1. Василенко, Ю.С. Голос, фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. - М.: Энергоиздат, 2002.
2. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. - М.: Астрель, 2005.
Статья поступила в редакцию 6.07.09
УДК 613+616.8+550.36+577.31
Т.Г. Опенко, научный сотрудник НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] ПРОБЛЕМА САМОУБИЙСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНЕРГЕТИКИ: POURQUOI PAS?
С применением синергетической парадигмы проведен комплексный анализ смертности от самоубийств в Новосибирске (эпидемиологические данные, психологическая аутопсия, обследование парасуицидентов). Показано, что суицидальное поведение индивида развивается по бифуркационному типу, когда незначительные воздействия, например, космофизические факторы могут усилить суицидальную доминанту до критической величины. Подчеркивается необходимость перестройки мировоззренческих позиций исследователей междисциплинарной науки суицидо-логии для их конструктивного взаимодействия на пути к профилактике самоубийств и их тяжелых медико-социальных последствий.
Ключевые слова: смертность от самоубийств, суицидальное поведение индивида, бифуркация, суциидология.
Синергетика - это современная перспективная научная методология. Она предлагает междисциплинарный подход к анализу актуальных проблем, стоящих в различных областях науки. Синергетика изучает закономерности и механизмы самоорганизации в открытых нелинейных системах сложной конфигурации, которые иначе называются диссипативными системами [1]. Под самоорганизацией подразумевается возможность перехода от хаоса к порядку и обратно, или способность сложных систем к упорядочиванию своей внутренней структуры. Открытость системы - это возможность постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией или информацией, а нелинейность - непрерывный выбор альтернатив развития системы [2]. Синергетика является теорией структурных взаимосвязей, которые могут быть строго описаны на математическом языке сложных дифференциальных уравнений или на феноменологическом уровне упрощенного анализа, а могут быть качественно объяснены на вербальном уровне с помощью ее основных принципов и понятий. Благодаря своему абстрактному подходу, синергетика обнаружива-
ет универсальные принципы, применимые ко многим наукам, в том числе психологии [1].
В эволюции открытых нелинейных систем существуют специфические состояния, которые называются «точками бифуркации». Это - состояния системы в моменты выбора возможного варианта дальнейшей эволюции [2]. Незначительные флуктуации, индифферентные в другое время, в точке бифуркации могут радикально изменить дальнейшее развитие системы, т.к. состояние ее в этот момент является неустойчивым. Уникальность точек бифуркации в том, что, находясь в них, система теряет стабильность [3].
Иногда возникает некоторая совокупность условий, при которых выбор путей эволюции разных систем происходит по сходящимся траекториям, как бы притягиваясь к одной точке, независимо от первоначального положения. Эта совокупность условий обозначается как аттрактор. Сферу действия, пространство, в пределах которого это справедливо, называют зоной аттрактора. Разновидностью является странный аттрактор, в зоне действия которого невозможно определить пове-