восхищая возможный ход мысли партнёра и свою реакцию, и конечно, проявляя импровизационную готовность, предполагающую способность на ходу выдвинуть веское возражение, ответить партнёру по существу, подобрать дополнительные обстоятельства (доводы) для защиты своей позиции, — если оказывается так, что на каком-то этапе спора явно видно, что приведённые одним из участников аргументы не убеждают другого.
Иногда в процессе диалога вместо примера позитивного характера (может быть, эталонного или близкого к нему) полезен контрпример того, «как делать не надо». В нашем случае такими могут стать примеры большинства демонстрируемых по телевизору ток-шоу, особенно на политические темы, в которых авторы постоянно перебивают друг друга, сбиваются на истеричный тон разговора, совершенно не слушают собеседника, уводят диалог от изначально заданной темы и выбранной линии обсуждения, а ведущий своими репликами только подливает в огонь масла.
Библиографический список
Мы уделили внимание «реальному» диалогу, как письменному, так и устному, происходящему в «режиме реального времени», однако, следует сказать и о том, что существуют и другие формы исследовательского диалога. Например, к таковым относится публикация критической статьи (рецензии) на тот или иной печатный педагогический продукт, предполагающей ту или иную форму реакции критикуемого (в виде ответной статьи, просто в ходе личной беседы, обмена мнениями с использованием электронной почты) или другого учёного, имеющего желание высказаться по какому-либо вопросу.
Помимо двух достаточно подробно описанных в статье функций диалога в исследовательском пространстве педагогики отметим ещё одну - участие в таком диалоге способствует нахождению его участниками научных единомышленников, будущих соавторов в публикационной деятельности, соучастников будущих педагогических экспериментов, а может быть, и научно-педагогических школ.
1. Порус, В.Н. Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии // Эпистемология и философия науки. - № 3. - Т. XVII.
2. Антоновский, А.Ю. Коммуникативная рациональность - внешняя и внутренняя // Эпистемология и философия науки. - № 3. - Т. XVII.
3. Касавин, И.Т. Спор о понятиях или различия по существу // // Эпистемология и философия науки. - № 3. - Т. XVII.
4. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. - М., 2004.
5. Попков, В.А. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании / В.А. Попков, А. В. Коржуев. - М., 2004.
6. Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии. - М., 2009.
7. Коржуев, А.В. Педагогический поиск: теория, методология, прикладные аспекты / А.В. Коржуев, А.Р. Садыкова. - М., 2014.
8. Коржуев, А.В. Как формировать критическое мышление? / А.В. Коржуев, В.А. Попков, Е.Л. Рязанова // Высшее образование в России. - 2001. - № 5.
Bibliography
1. Porus, V.N. Racionaljnaya kommunikaciya kak problema ehpistemologii // Ehpistemologiya i filosofiya nauki. - № 3. - T. KhVII.
2. Antonovskiyj, A.Yu. Kommunikativnaya racionaljnostj - vneshnyaya i vnutrennyaya // Ehpistemologiya i filosofiya nauki. - № 3. - T. XVII.
3. Kasavin, I.T. Spor o ponyatiyakh ili razlichiya po suthestvu // // Ehpistemologiya i filosofiya nauki. - № 3. - T. XVII.
4. Galickikh, E.O. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti. - M., 2004.
5. Popkov, V.A. Refleksivnihe strategii poznavateljnoyj deyateljnosti v vihsshem professionaljnom obrazovanii / V.A. Popkov, A. V. Korzhuev. -M., 2004.
6. Mikeshina, L.A. Dialog kognitivnihkh praktik. Iz istorii ehpistemologii i filosofii. - M., 2009.
7. Korzhuev, A.V. Pedagogicheskiyj poisk: teoriya, metodologiya, prikladnihe aspektih / A.V. Korzhuev, A.R. Sadihkova. - M., 2014.
8. Korzhuev, A.V. Kak formirovatj kriticheskoe mihshlenie? / A.V. Korzhuev, V.A. Popkov, E.L. Ryazanova // Vihsshee obrazovanie v Rossii. -2001. - № 5.
Статья поступила в редакцию 14.07.14
УДК 378
Uvarova N.N., Syomina I.S. THE APPLICATION OF GENDER MAINSTREAMING IN THE PROCESS OF FORMING THE IMAGE OF A FUTURE TEACHER. The article considers the possibility of a gender perspective in the implementation of elective courses with the aim of forming an image of a future teacher. An notion of "creation of an image" is discussed. Variants of the use of the gender approach in the course of teaching elective classes as a means of creation of an image are proposed.
Key words: gender approach, image of a teacher, interactive methods, students.
Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь; И.С. Сёмина, канд. психол. наук, доц. Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В статье обосновывается возможности образования с позиций принципов гендерного подхода как составляющей части гуманизации образования. Рассматривается понятие «формирование имиджа», предлагаются варианты применения гендерного подхода в процессе реализации элективных курсов с целью формирования имиджа будущего педагога.
Ключевые слова: гендерный подход, имидж педагога, интерактивные методы, студенчество.
На современном этапе социально-экономического развития общества встает вопрос обеспеченности России профессиональными кадрами, которые обладали бы целым рядом профессионально значимых компетенций, позволяющих не только овладеть новыми перспективными технологиями и инновациями, но и создавать их. Педагогическая общественность так же обсуждает возможности гуманизации образова-
ния, где одним из условий является его конструирование с позиций принципов гендерного подхода, который предполагает развитие индивидуальных способностей и интересов учащихся независимо от принадлежности к тому или иному полу. В рамках достижения данной цели наиболее важным направлением в развитии профессионального образования является его переориентация на подготовку именно таких специали-
стов, что составляет основу реформирования всей системы образования России.
Следует отметить, что в рамках реализации подготовки специалистов в области сферы образования остро встает вопрос становления гендерной компетентности, как одной из важных составляющей профессиональной компетентности будущего педагога, способного к организации и выполнению различных видов педагогической деятельности. Первоначальное же освоение и развитие данного профессионального новообразования приходится на период обучения в вузе, когда происходит активное становление студентов как специалистов. Это позволяет готовить молодых специалистов к жизни, к различным видам деятельности при выполнении всего спектра гендерных ролей, как одного из способов обособления в обществе и интеграции с ним.
Сложность на наш взгляд состоит в том, что обучение в вузе не делает возможность научить студентов гендерной компетентности в рамках традиционного подхода. Формирование данной структуры связано, прежде всего, с развитием основополагающих способностей студента таких, как перцептивные, коммуникативные, организационные, проектировочные, исследовательские, то есть тех способностей, которые позволят осуществлять педагогическую деятельность наиболее успешно [1].
Опыт показывает, что высокий уровень сформированности гендерной компетентности выпускника педагогического вуза и его готовности к реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности, может быть, достигнут только при построении его профессиональной подготовки как целостной системы, включающей в себя принципы, условия, технологии формирования гендерной компетентности педагога и как следствие его индивидуального и профессионального имиджа.
По нашему мнению, реализация этого направления возможна путем внедрения в образовательный процесс специальных или факультативных курсов. В рамках подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» преподавателями кафедры педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета разработали и реализуют курс по выбору «Корпоративная культура образовательного учреждения», в рамках которого будущим педагогам предлагается возможность выполнить проект на тему «Имидж современного педагога». В процессе работы над различными проектами магистранты могут меняться ролями, что способствует более ясному и четкому выяснению особенностей поведения личности разного пола [4].
Формирование имиджа будущего педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих лично-
Библиографический список
стных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование [5].
Мы считаем, что введение данного курса в подготовку будущих педагогов позволяет улучшить качество образовательного процесса, ознакомить магистрантов с последними разработками в области имиджелогии и корпоративной культуры, с инновационными образовательными технологиями [3]. Как показала практика и результаты опросов выпускников, с которыми мы поддерживаем связь, прошедшие данный элективный курс более успешно конкурируют на рынке образовательных услуг, лучше проходят период адаптации в школе, меньше допускают ошибок, связанных с формированием индивидуального стиля деятельности, оптимального имиджа.
Гендерный подход в образовании исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не бесполые учащиеся, а юноши и девушки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности юноши или девушки. Гендерное образование призвано содействовать социализации и самоидентификации обучаемых с учетом их пола и возраста [2].
Применение интерактивных технологий в условиях вузовской подготовки следует рассматривать как ресурс личностного саморазвития будущего педагога. Они готовят студентов к самоидентификации, конструктивному профессиональному общению; формируют ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности; способствуют большей вовлеченности участников взаимодействия в процесс обучения, побуждают их к непроизвольной активности; способствую проявлению личностных качеств студентов, их индивидуальных особенностей, стремления к самопознанию и личностному саморазвитию; провоцируют у обучаемых проявление рефлексивных процессов, предоставляют возможность для всестороннего анализа, интерпретации, осмысливания полученных результатов.
1. Загайнов, И.А. Педагогические условия формирования гендерной компетенции современного учителя // Грани познания. - 2009. -№ 3(4).
2. Перетягина, Н.Н. Гендерный подход в целостном образовании: потребность и перспектива развития дополнительного образования / / Инновации в образовании. - 2014. - № 5.
3. Пименова, Е.В. Формирование имиджевой компетенции как условие подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе / Е.В. Пименова, И.С. Семина // Инновационные процессы и корпоративное управление: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. - Минск, 2010.
4. Сорокопуд, Ю.В. Формирование имиджа будущих преподавателей в процессе профессиональной подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4(23). - Ч. 2.
5. Сорокопуд, Ю.В. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессионального подготовки / Ю.В. Сорокопуд, И.С. Семина, И.Ю. Соколова, Н.Н. Уварова, Е.В. Пименова // Концепт. - 2013. - № 1. - Т. 2.
Bibliography
1. Zagayjnov, I.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gendernoyj kompetencii sovremennogo uchitelya // Grani poznaniya. - 2009. -№ 3(4).
2. Peretyagina, N.N. Gendernihyj podkhod v celostnom obrazovanii: potrebnostj i perspektiva razvitiya dopolniteljnogo obrazovaniya // Innovacii v obrazovanii. - 2014. - № 5.
3. Pimenova, E.V. Formirovanie imidzhevoyj kompetencii kak uslovie podgotovki konkurentosposobnogo specialista v vuze / E.V. Pimenova, I.S. Semina // Innovacionnihe processih i korporativnoe upravlenie: materialih II Mezhdunarodnoyj zaochnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. - Minsk, 2010.
4. Sorokopud, Yu.V. Formirovanie imidzha buduthikh prepodavateleyj v processe professionaljnoyj podgotovki po dopolniteljnoyj kvalifikacii «Prepodavatelj vihssheyj shkolih» // Aljmanakh sovremennoyj nauki i obrazovaniya. - 2009. - № 4(23). - Ch. 2.
5. Sorokopud, Yu.V. Formirovanie imidzha buduthego pedagoga v processe professionaljnogo podgotovki / Yu.V. Sorokopud, I.S. Semina, I.Yu. Sokolova, N.N. Uvarova, E.V. Pimenova // Koncept. - 2013. - № 1. - T. 2.
Статья поступила в редакцию 09.07.14