с? -
Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2019. Т. 29. С. 54-68
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru
УДК 159.9
Б01 https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.54
Требования к педагогу-психологу, работающему на следственных действиях с несовершеннолетними: профилактика профессионального выгорания и вторичной травматизации
Ю. С. Пежемская, М. С. Игнатенко, Я. В. Чежина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Представлены результаты теоретического анализа проблемы психолого-педагогического сопровождения специалистом пострадавших несовершеннолетних, показана актуальность вопроса разработки и стандартизации применяемых процедур проведения следственных действий с участием несовершеннолетних. В рамках компе-тентностного подхода рассмотрены основные требования к педагогу-психологу, работающему на следственных действиях, а также наиболее эффективные алгоритмы и процедуры проведения допроса несовершеннолетних потерпевших. На основе проанализированных подходов предложен обобщенный перечень основных требований к компетенциям педагога-психолога, сопровождающего ребенка на следственных действиях, который может быть востребован при профессиональном отборе специалистов. Установлено, что проблема эффективного функционирования специалиста на следственных действиях невозможна без обеспечения мер по профилактике его профессионального выгорания и вторичной травматизации.
Ключевые слова: педагог-психолог, следственные действия, несовершеннолетние, профилактика, профессиональное выгорание, вторичная травма.
Для цитирования: Пежемская Ю. С., Игнатенко М. С., Чежина Я. В. Требования к педагогу-психологу, работающему на следственных действиях с несовершеннолетними: профилактика профессионального выгорания и вторичной травматизации // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 29. С. 54-68. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.54
Трудная жизненная ситуация, в том числе криминальная, пережитая ребенком, становится неотъемлемой частью его жизненной истории. Эмоциональная переработка и осмысление ситуации нарушения психологической безопасности во многом зависят от окружающих ребенка людей, а также от организации и содержания судебно-следственных процедур. Работа с детьми, пострадавшими от насилия, предполагает комплексное (правовое, психолого-педагогическое, медико-социальное) сопровождение ребенка для сохранения его здоровья и психоэмоционального благополучия [Дозор-цева, Красавина, 2017]. Развитие психологического сопровождения считается необходимым условием защиты прав несовершеннолетних [Насилие и жестокое обращение ... , 2011].
С психологической точки зрения ситуация следственного действия может рассматриваться не только как средство получения важной для следователя информации, но и как возможность начать реабилитационную работу от травматического опыта в направлении развития личности ребенка. Процедура опроса ребенка, при условии грамотной организации взаимодействия, может иметь для ребенка положительный психологический эффект. Рассказ ребенка позволяет систематизировать пережитые им события и эмоции.
Участие в следственных действиях педагога-психолога гарантировано существующим законодательством. Несмотря на то что процессуальный статус педагога-психолога, права, обязанности, профессиональные функции четко не обозначены, тем не менее существуют работы [Михайлова, 2016], в которых подробно прописаны виды деятельности специалиста-психолога в ходе психологического сопровождения следственных действий с несовершеннолетними для проведения опроса с учетом возрастно-половых и личностных особенностей ребенка.
Для современной практики работы психолога на следственных действиях продолжает быть актуальным вопрос разработки методов, а в последующем и стандартизация применяемых процедур проведения следственных действий с участием несовершеннолетних.
В настоящее время, говоря о тех требованиях, которые предъявляют к педагогу-психологу как к специалисту, работающему на следственных действиях, необходимо исходить в первую очередь из следующих требований к общей осведомленности и компетентности специалиста, работающего на следственных действиях.
Педагог-психолог, работающий на следственных действиях с участием несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия, должен быть компетентен в вопросах:
1) знания психологии ребенка, подвергшегося насилию;
2) психологии восприятия травмирующей ситуации ребенком;
3) изменений в Уголовно-процессуальном кодексе РФ;
4) методики проведения допроса несовершеннолетних потерпевших;
5) сформированности личностных качеств и копинг-стратегий специалиста;
6) своих прав и ответственности;
7) профилактики профессионального выгорания и психогигиены.
Остановимся более подробно на каждом из перечисленных выше пунктов.
1. Компетентность в знании психологии ребенка, подвергшегося
насилию, подразумевает владение знаниями о том, что
1) социальная ситуация развития ребенка в случае хронического внутрисемейного насилия и злоупотребления приобретает искаженный характер и негативно отражается на психическом развитии;
2) действия насильственного характера по отношению к ребенку вне семьи имеют психотравмирующие последствия;
3) приобретение несовершеннолетним правового статуса потерпевшего и проведение следственных действий можно характеризовать как социальную ситуацию, предполагающую определенные права и обязательства;
4) ситуация взаимодействия на следственных действиях становится ситуацией межличностного развития, в которой формируется психическое состояние несовершеннолетнего потерпевшего;
5) выделяют факторы, оказывающие влияние на качество свидетельских показаний ребенка: а) внутренние факторы - возрастные и индивидуальные особенности развития психических процессов (память, внимание, логическое мышление, понимание смысла ситуации, развитие речи) и их влияние на риск искажения получаемых от ребенка сведений; б) внешние факторы - различные ситуационные обстоятельства [Михайлова, 2016; Насилие и жестокое обращение ... , 2011].
2. Компетентность в знании психологии восприятия травмирующей ситуации
Выделяют предкриминальную, криминальную, посткриминальную и следственную ситуации [Васкэ, 2012].
Предкриминальная ситуация хорошо запоминается.
Воспоминания о деталях криминальной ситуации подвержены искажениям, особенно в случае насильственного контекста и негативных переживаний [Мюррей, 2006].
Посткриминальная ситуация охватывает период после совершения противоправных действий и важна для сохранения и воспроизведения информации. Важны длительность посткриминального периода и характер общения с ребенком в это время, поскольку в этот период включаются защитные механизмы забывания и отрицания, кроме того, ребенок может быть подвержен внушению со стороны других людей.
Условия проведения следственной ситуации имеют большое значение для получения адекватной информации от ребенка.
3. Компетентность в вопросах изменений в Уголовно-процессуальном кодексе РФ предполагает знание того, что:
1) возраст несовершеннолетнего определяет временные нормативы длительности следственных действий (для детей до 7 лет - до 60 минут; для детей 7-14 лет - до 2 часов; для детей 14-18 лет - до 4 часов) [Методические рекомендации ... , 2014];
2) видеозапись следственных действий с участием несовершеннолетнего является обязательной, за исключением случаев, когда несовершеннолетний или его законный представитель возражают против видеозаписи. Проведение видеозаписи способствует сокращению количества допросов и позволяет не давать показания в суде.
4. Компетентность в знании и владении методиками проведения допроса несовершеннолетних потерпевших вызывает необходимость учитывать, что:
1) методика проведения допроса несовершеннолетних находится на этапе разработки;
2) классической считается методика М. М. Коченова и Н. Р. Осиповой [1984]; также методология допроса несовершеннолетних описана у Е. В. Васкэ [2014];
3) опыт США, Германии, Норвегии, Великобритании с использованием на следственных действиях детских рисунков, свободной игры ребенка с анатомическими куклами, наводящими вопросами, актуализацией представлений о сцене насилия, а затем предложением «вспомнить» похожий эпизод из собственной жизни, привел к судебным процессам, в результате которых обвинению в сексуальном насилии и длительным срокам тюремного заключения были подвергнуты специалисты дошкольных учреждений. Позже некоторые способы получения информации от детей были оспорены, а большинство осужденных оправданы [Лофтус, Кетчем, 2018]. Тем не менее важно отметить, что владение психологом навыками недирективного игрового консультирования может являться не только возможным ресурсом выявления осуществленного над ребенком насилия, но и эффективным методом психологической помощи несовершеннолетним, в особенности дошкольникам [Новые направления ... , 2007].
Существует потребность разработать такую процедуру опроса, которая устраняла бы стимулирование воображения ребенка. В результате были подготовлены модели, или «протоколы», проведения опросов детей, среди которых наибольшей конструктивностью отличаются протоколы RATAC (Миннеаполис, США) и NICHD (National Institute of Child Health and Human Development, США) [Дозорцева, Красавина, 2017].
RATAC - полуструктурированная методика опроса ребенка, включающая в себя следующие этапы: 1) установление психологического контакта (доверия и взаимопонимания) с ребёнком; 2) идентификация (опознавание) анатомических частей тела; 3) дознавание, расследование о прикосновениях; 4) процесс злоупотребления; 5) завершение. В методике используются дополнительные средства: рисунки, анатомически правильные куклы, если ранее была получена информация о сексуальном насилии. Свободный рассказ ребенка не используется. Предполагаются вопросы закрытого типа с ответами «да» или «нет».
В результате критики, которой подверглась практика использования анатомических кукол и рисунков, в 2013 г. структура протокола была пересмотрена. В настоящее время она включает в себя следующие стадии: установление контакта, опрос, исследование свободного рассказа ребенка и завершение [Anderson, 2013].
Для несовершеннолетних различных возрастных групп - дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста - применяются различные тактики опроса. Привлечение вспомогательных средств практикуется только по отношению к детям дошкольного возраста, в работе с несовершеннолетними старшего возраста используется преимущественно нарративный подход - рассказ ребенка и беседа с ним.
Протокол NICHD, отредактированный в 2014 г. [Anderson, 2013], представляет собой полуструктурированное интервью. Обеспечивает взаимодействие с ребенком с учетом его возрастных психологических особенностей.
Подготовительный этап протокола ШСИБ
1-й шаг: установление контакта. Контакт с ребенком является необходимым условием, обеспечивающим безопасную обстановку, в которой можно ожидать получения от ребёнка соответствующих реальности показаний. Ведущий следственное действие специалист представляется ребёнку как человек, чья работа заключается в том, чтобы поговорить с ребенком, с которым что-то случилось. В процессе опроса важно быть внимательным, проявлять интерес к ребенку. Следует наблюдать за реакциями и поведением потерпевшего. Если ребенок демонстрирует нежелание беседовать, необходимо провести работу по снятию напряжения. Если контакт установить не удалось, рекомендуется перенести на следующую встречу. К значимому для следственного действия содержанию переходят только тогда, когда установлен межличностный контакт ребенка и опрашивающего взрослого. В методике подробно описаны техники установления контакта, помогающие поддерживать разговор в дальнейшем;
2-й шаг: обучение ребенка свободному рассказу, формирование готовности к совместной деятельности. Реализуется в случае успешного установления контакта. Опрашивающий моделирует условия для тренировки свободного рассказа: например, предлагает ребенку рассказать о каком-то приятном событии. Взрослый обучает несовершеннолетнего потерпевшего описывать события и отвечать на вопросы;
3-й шаг: установление правил опроса. Проводящий опрос специалист объясняет ребенку, что ему необходимо делать, если он не понимает вопрос, не знает ответ, замечает ошибку в словах взрослого. Проводится небольшая тренировка. Ребенка предупреждают о необходимости говорить правду;
4-й шаг: тренировка эпизодической памяти ребенка для проверки его готовности к описанию событий: «Расскажи мне об этом поподробнее».
Основной этап протокола ШСИБ
Данный этап начинается, только если с ребенком установлен контакт и он готов к рассказу. Проводится беседа с использованием открытых вопросов-побуждений, которые можно конкретизировать, с приглашением рассказать максимально полно то, что ребенок об этом знает. Эффективными являются разбиение события на временные отрезки и подробное обсуждение последовательности событий.
Необходимо постоянно отслеживать и поддерживать качество контакта с ребенком. Если ребенок испытывает состояние дистресса, заторможенности, внутреннего конфликта, ему должна оказываться психологическая поддержка. Необходимо информировать ребёнка о естественности подобных состояний в создавшейся ситуации и подчеркивать значимость той информации, которую он рассказывает.
Если не удается преодолеть сопротивление ребенка говорить об определенных аспектах ситуации, рассматривают вопрос о переносе встречи с обязательной работой по восстановлению необходимого контакта.
За опросом ребенка о криминальной ситуации важным является проведение опроса об обстоятельствах, которые способствовали раскрытию ин-
формации о совершенных по отношению к ребенку противоправных действиях. Открытые вопросы - побуждения к рассказу позволяют прояснить, каким образом, кем и когда они были обнаружены, обсуждались близкими ребенка.
Завершающий этап протокола ШСНБ
Этап предполагает благодарность и переключение внимания. Необходимо поблагодарить ребенка за его рассказ и переключить его внимание на что-либо позитивное: планы, интересы, увлечения, создавая положительный психоэмоциональный фон.
Значимую роль играют условия проведения опроса. Идеальный вариант, когда в помещении присутствуют только ребенок и опрашивающий его взрослый. В комнате не должно быть ничего отвлекающего внимание ребенка. Считается приемлемым наличие одной мягкой игрушки среднего или большого размера на случай психологической поддержки ребёнка. Анатомически правильные куклы и рисунки не используются. Для видео- и аудиофиксации беседы устанавливаются микрофоны и две видеокамеры. Видеотрансляция позволяет осуществлять наблюдение за ходом опроса из соседнего помещения.
Описанная процедура опроса и подготовки к нему представляет собой психологически эффективный процесс взаимодействия с обучением ребенка новым поведенческим навыкам участия в беседе и оптимизации возможностей передачи сведений за счет актуализации «зоны ближайшего развития» в общении со взрослым. Особое внимание уделяется построению доверительных межличностных отношений между ребенком и взрослым на основе контакта.
Протокол №СНБ был апробирован и переведен на семнадцать иностранных языков. Проведен сравнительный анализ его эффективности в различных культурах, подтвердивший результативность процедуры. Существует русскоязычный перевод методики №СНБ и приложений к ней. Некоторые рассогласования между правовой регламентацией допросов несовершеннолетних в России и требованиями методики в настоящее время позволяют только частично внедрить протокол в систему следственных действий с детьми и подростками и требуют его адаптации.
В России допрос несовершеннолетнего является не индивидуальным, а групповым процессом, поскольку в нем участвуют: следователь, педагог-психолог, законный представитель и адвокат потерпевшего, что делает невозможным построение индивидуального контакта между дознавателем и ребенком. Практически невозможно организовать проведение допроса наедине с ребенком так, чтобы остальные участники наблюдали за процессом из соседнего помещения (например, через зеркало Гезелла). Законодательное ограничение времени допроса при работе с детьми дошкольного возраста затрудняет реализацию всех этапов, предусмотренных протоколом, поскольку на установление контакта может потребоваться до 40 минут.
5. Компетентность в вопросах сформированности собственных личностных качеств и копинг-стратегий как специалиста, работающего в стрессовых условиях
Для оказания эффективной психологической помощи ребенку педагог-психолог должен уметь устанавливать контакт с ребенком и другими участниками следственных действий, налаживать доверительные отношения, оказывать психологическую поддержку (понимание, сочувствие, одобрение и т. п.), иметь высокий уровень стрессоустойчивости. У педагога не должно быть собственного непроработанного опыта психологической травмы, так как пробудившиеся воспоминания будут мешать ему работать.
Участие педагога-психолога в следственных действиях с несовершеннолетними, пострадавшими от насилия, обусловливает повышение уровня профессионального стресса, который может приводить к снижению эффективности профессиональной деятельности, что определяет необходимость постоянной работы специалиста над формированием адаптивных стратегий копинг-поведения и восстановления копинг-ресурсов.
Результаты исследований адаптивного копинг-поведения, выполненных под руководством Е. Н. Ашаниной [Рыбников, Ашанина, 2012], показали, что специалисты достигают высокого уровня ресурсности в первую очередь за счет актуализации познавательных и профессиональных мотивов. Успешные специалисты с адаптивным копинг-поведением обладают большим разнообразием предпочитаемых моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях, что выражается в высоких показателях уверенности, поиске социальной поддержки и в низких показателях агрессивных действий.
Негативное воздействие хронической стрессогенной профессиональной деятельности на специалиста повышает риск пограничных нервно-психических состояний и нарушений функционального характера, что определяет необходимость постоянного совершенствования методов профилактики дезадаптивных состояний у специалистов, работающих на следственных действиях [Рыбников, Ашанина, 2012].
Особенностью защитного поведения человека является использование защитного механизма «отрицание», позволяющего игнорировать информацию, вызывающую тревогу и другие негативные чувства. Механизм «отрицания» проявляется в непринятии наличия у себя проблем, симптомов эмоционального выгорания, связанных с профессиональным стрессом.
Повышение уровня осознанности работы педагога-психолога, знания о риске профессионального выгорания, забота о поддержании нервно-психической устойчивости позволяет обеспечивать быстрое восстановление личностных ресурсов. Возможность приобретать, сохранять, восстанавливать, увеличивать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными потребностями обеспечивается принципом «консервации» ресурсов [Иванова, 2013]. Для определения индекса ресурсности специалиста эффективно использование методики Н. Водопьяновой, М. Штейна «Потеря и приобретение персональных ресурсов» [Водопьянова, Наследов, 2013].
Опросник позволяет выявить баланс персональных ресурсов в определенный период времени. Высокий индекс ресурсности свидетельствует о сбалансиро-ваности жизненных трудностей и достижений, о высоком адаптационном потенциале личности, низкой стрессовой уязвимости. В исследовании, проведенном Н. С. Смирновой, было показано, что высокий уровень ресурсов помогает специалистам преодолеть состояние профессионального выгорания, поскольку между индексом ресурности и такими показателями, как уровень профессионального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, простраиваются значимые отрицательные корреляционные связи. Значимая положительная связь между индексом ресурсности и степенью самоактуализации свидетельствует о том, что педагог, занимающийся своим развитием, становится более защищенным от профессионального выгорания, поскольку он в большей степени понимает себя, свои потребности, в том числе и потребность в психологической помощи, что способствует овладению эффективными способами саморегуляции [Пежемская, Смирнова, 2016].
В работе, выполненной К. О. Филатовым, было показано, что высокий уровень индекса ресурсности специалистов достоверно значимо связан уровнем оптимизма-активности и положительной переоценкой ситуации, что может быть использовано для профилактики профессионального выгорания. В условиях эмоционального напряжения специалисты достоверно чаще используют такую психологическую защиту, как проекция, перемещая ответственность за снижение продуктивности деятельности на свое окружение. Выраженность процесса деперсонализации провоцирует использование такой психологической защиты, как замещение [Филатов, Пежемская, 2013]. Эти данные подтверждают необходимость проведения специальной работы по профилактике профессионального выгорания.
6. Компетентность в области своих прав и ответственности
Знание своих прав, ответственности, а также высокий уровень конфликтологической компетентности [Игнатенко, 2008; Губар, Игнатенко, 2010] позволяют осознанно действовать через определение своих личностных границ, пресечение манипулятивного воздействия, противостояние шантажу и внушению. Работа, исходя из ее целей, также позволяет сохранить эмоциональное равновесие и не впасть в состояние беспомощности в сложных стрессогенных ситуациях.
Приглашение педагога-психолога к участию в следственных действиях как специалиста, обладающего профессиональными знаниями, определяет его правовой статус, который позволяет ему [Софийчук, 2014; Тактика и технология ... , 2016]:
1) отказаться от участия в следственных действиях;
2) иметь возможность ознакомиться с материалами дела;
3) задавать вопросы участникам следственного действия при условии согласия следователя;
4) пресекать негативное воздействие на личность несовершеннолетнего (например, отсутствие перерыва в следственном действии, некорректный вопрос и т. д.);
5) знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о достоверности и полноте сделанных в нем записей;
6) предъявлять жалобы на действия следователя, ограничивающие его права;
7) получать возмещение расходов, связанных с явкой к месту производства следственного действия, и вознаграждение за участие в следственном действии (ч. 2 ст. 131 УПК РФ).
Педагогу-психологу должны быть разъяснены его права до начала следственного действия с участием несовершеннолетнего, о чем должна быть сделана соответствующая запись в протоколе.
В случае принятия решения участвовать в следственных действиях педагог-психолог не имеет права уклоняться от явки по вызовам следователя, а также разглашать данные расследования, ставшие ему известными в ходе участия в следственных действиях [Петровская, 2015].
7. Компетентность в вопросах профилактики профессионального выгорания и личной психогигиены
«Вторичный травматический стресс» - это изменения в субъективном состоянии психолога, которые возникают в результате его вовлеченности во взаимодействие с человеком, переживающим травматическое состояние. И. Г. Малкина-Пых выделяет три аспекта работы со вторичной травмой: осознание, баланс и связь [Малкина-Пых, 2005].
Если человек постоянно вовлечен в работу, то работе над осознанием ее влияния необходимо уделять специальное время. Баланс предполагает равновесное состояние работы и отдыха, физической и умственной активности и т. д., т. е. субъективное ощущение внутреннего равновесия. Связь раскрывается как ощущение контакта с другими людьми и с высшими силами (духовностью, природой, Богом, искусством), сохранение целостного видения мира.
Важным профессиональным качеством специалиста-психолога является умение обращаться за поддержкой и принимать помощь. Одним из видов такой помощи является супервизия, которая способствует профилактике профессионального выгорания [Пежемская, 2015]. Основы проведения су-первизии для специалистов, сопровождающих детей и их семьи в кризисных ситуациях, достаточно подробно описаны в методическом пособии Службы межведомственного взаимодействия СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит» [Организация работы ... , 2015]. В Службе межведомственного взаимодействия осуществляется супервизорская работа, ведутся ресурсные группы [Пежемская, 2016]. Ресурсная группа обеспечивает актуализацию ресурсов психологической защищенности специалистов, обогащение стратегий совладающего (стресс-преодолевающего) поведения специалистов. Психолог, уделяющий внимание личной психогигиене на супервизорских и ресурсных группах, не только сам успешно использует личностные и средо-вые ресурсы для решения своих трудностей, но и моделирует успешное восстановление для своих клиентов.
Ресурсная арт-терапия (изотерапия, куклотерапия, сказкотерапия и др.) в совокупности с человеческим участием способствует обогащению арсенала ресурсных состояний личности и помогает гармонизировать психоэмоциональное состояние. Отмечена эффективность арт-терапии при работе с ПТСР у детей и подростков, но немаловажно также, что этот вид психологической помощи может выступать как метод профилактики вторичной травматизации психолога, работающего на следственных действиях [Эффективная терапия ... , 2005].
Одно из ресурсных упражнений, которое предлагает в своей работе И. Г. Малкина-Пых, - это упражнение «Колесо жизненного баланса». Поскольку профессиональная жизнь вплетена в картину мира ежедневного существования специалиста, время от времени необходимо рефлексировать и анализировать свою жизненную ситуацию в целом, оценивая свой уровень благополучия в различных сферах жизни, например таких как интеллект, эмоции, физическое состояние (здоровье), общение с людьми (социальная сфера), профессиональная сфера, отношение с миром, психологическое состояние, духовная жизнь. После оценки уровня благополучия возможно определить свои потребности в изменениях и наметить шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь этих изменений.
В заключение стоит подчеркнуть, что высокий уровень психологической помощи детям, пострадавшим от насилия, может быть обеспечен высоким качеством образования (и уровнем требования к нему) педагога-психолога на всех этапах его профессиональной карьеры, а также выраженным проявлением ответственности специалиста по отношению к своему эмоциональному и личностному здоровью.
Список литературы
Васкэ Е. В. К вопросу об участии специалиста-психолога в подготовке и проведении допроса несовершеннолетнего, потерпевшего от сексуального насилия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/ n2/52072.shtml (дата обращения: 23.03.2019).
Васкэ Е. В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия. М. : Генезис, 2014. 312 с.
Водопьянова Н. Е., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Психология труда. Вестн. ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 4. С. 7-22.
Губар Л., Игнатенко М. С. Развитие конфликтной компетентности специалистов как способ повышения эффективности работы с подростками с девиантным поведением // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки : материалы гор. студ. науч.-практ. конф., посвящ. году учителя. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 41-43.
Дозорцева Е. Г., Красавина А. Г. Правила проведения допросов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений: изменения в следственной практике // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, № 3. С. 23-31.
Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стрессов // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 119-135.
Игнатенко М. С. Компетентность в области конфликтного взаимодействия // Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человече-
ских отношениях : учеб.-метод. пособие / под. ред. В. В Семикина, В. Н. Панферова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 267-304.
Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей : метод. пособие. М. : Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1984. 34 с.
Лофтус Э., Кетчем К. Свидетель защиты: шокирующие доказательства уязвимости наших воспоминаний. М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. 416 с.
Малкина-ПыхИ. Г. Экстремальные ситуации. М. : Эксмо, 2005. 960 с.
Михайлова Ю. А. Психологическое сопровождение расследования преступлений с участием несовершеннолетних в Следственном комитете Российской Федерации // Психология и право. 2016. Т. 6, № 4. С. 95-104.
Мюррей М. Узник иной войны. Удивительный путь исцеления от детской травмы. М. : Изд-во HRI Press. 2006. 207 с.
Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения : учеб. пособие / под ред. Е. Н. Волковой. СПб. : Кн. дом, 2011. 384 с.
Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции / под ред. Г. Л. Лэндрета. М. : Когито-Центр, 2007. 479 с.
Организация работы учреждения по оказанию помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия (на примере Службы межведомственного взаимодействия СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит») : метод. материалы / под ред. М. П. Рябко, Е. В. Копосовой. СПб. : Семья, 2015. 172 с.
Пежемская Ю. С. Ресурсная группа в профилактике профессионального выгорания психологов и социальных педагогов // Социальное обслуживание семей и детей : науч.-метод. сб. 2016. № 9. С. 28-38.
Пежемская Ю. С. Супервизия как практика повышения квалификации специалистов, сопровождающих детей // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 227-237.
Пежемская Ю. С., Смирнова Н. С. Индекс ресурсности педагогов с разным уровнем профессионального выгорания // Учен. зап. Санкт-Петерб. им. В. Б. Бобкова филиала Рос. таможен. акад. 2016. № 2 (58). С. 95-98.
Петровская М. С. Роль педагога и психолога при производстве следственных действий по делам с участием несовершеннолетних и пути ее активизации // Вестн. СамГУ. 2015. № 11 (133). С. 255-261.
Рыбников В. Ю., Ашанина Е. Н. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий. СПб. : Политехника-сервис, 2012. 120 с.
Софийчук Н. В. Педагог, психолог в уголовном процессе: некоторые проблемы правовой регламентации процессуального статуса и его реализации // Вестн. ин-та: Преступление, наказание, исправление». 2014. № 3 (27). С. 41-45.
Тактика и технология психологического сопровождения несовершеннолетних в ситуации дознания, судебно-психологической экспертизы и в судебном заседании / Л. Ф. Чупров, А. А. Костригин, П. В. Сабанин, Т. М. Хусяинов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 3. С. 227-239.
Филатов К. О., Пежемская Ю. С. Ресурсы психологической защищенности военнослужащих от профессионального выгорания // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур в современной России : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. специалистов ведомств. психол. и кадров. служб с междунар. участием. СПб. : Санкт-Петерб. им. В. Б. Бобкова филиал РТА, 2013. С. 242-246.
Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / под. ред Э. Фоа, Т. М. Кина, М. Фридмана. М. : Когито-Центр, 2005. 467 с.
Anderson J. N. The CornerHouse Forensic Interview Protocol: An Evolution in Practice for Almost 25 Years [Electronic resource]. APSAC Advisor. 2013. N 4. URL: https://www.cornerhousemn.org/images/Anderson_2013_CornerHouse_Forensic_Interview_P rotocol.pdf (date of access: 05.03.2019).
Requirements for Education Psychologists Dealing with Minors when Carrying out Investigative Acts: Burnout and Secondary Traumatization Prevention
J. S. Pezhemskaya, M. S. Ignatenko, Y. V. Chezhina
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation
Abstract. The paper presents the results of the theoretical analysis of counseling support to minor victims. The importance of elaboration and standardization of the investigative procedures involving minors has been highlighted. Main requirements for an education psychologist engaged in investigative acts have been considered with regard to a competence approach, as well as most effective algorithms and procedures of interrogation of underage victims. On the basis of the approaches analyzed a list of basic requirements for the competences of an education psychologist providing support to an underaged child involved in investigative acts has been suggested. The list can be used in professional selecting of specialists. The authors have come to a conclusion that specialist's effective performance during investigative acts is ensured by taking measures for burnout and secondary traumatization prevention.
Keywords: education psychologist, investigative acts, minors, prevention, burnout, secondary traumatization.
For citation: Pezhemskaya J.S., Ignatenko M.S., Chezhina Y.V. Requirements for Education Psychologists Dealing with Minors when Carrying out Investigative Acts: Burnout and Secondary Traumatization Prevention.
The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, vol. 29, pp. 54-68. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.54 (in Russian)
References
Vaske E.V. K voprosu ob uchastii specialista-psihologa v podgotovke i provedenii doprosa nesovershennoletnego, poterpevshego ot seksualnogo nasiliya [On the issue of the participation of a psychologist in the preparation and conduct of the interrogation of a minor who has suffered from sexual violence]. Psihologiya i pravo [Psychology and law], 2012, no. 2. Available at: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52072.shtml (date of access: 23.03.2019). (in Russian)
Vaske E.V. Psihologiya doprosa nesovershennoletnih pravonarushitelej i zhertv sek-sual'nogo nasiliya [Psychology of interrogation of juvenile offenders and victims of sexual violence]. Moscow, Genezis Publ., 2014, 312 p. (in Russian)
Vodop'yanova N.E., Nasledov A.D. Standartizirovannyj oprosnik «Poteri i priobreteniya resursov» dlya specialistov socionomicheskih professij [Standardized questionnaire "Losses and Acquisition of Resources" for professionals of socionomical professions]. Psihologiya truda. Vestnik TvGU. Seriya "Pedagogika ipsihologiya" [Labor psychology. Bulletin of Tver State University. Series "Pedagogy and Psychology"], 2013, vol. 4, pp. 7-22. (in Russian)
Gubar L., Ignatenko M.S. Razvitie konfliktnoj kompetentnosti specialistov kak sposob povysheniya effektivnosti raboty s podrostkami s deviantnym povedeniem [Development of conflict competence of specialists as a way to increase the efficiency of work with adolescents with deviant behavior]. Aktualnye problemy cheloveka v innovacionnyh usloviyah sovremen-nogo obrazovaniya i nauki: Materialy gorodskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, posvyashchennoj godu uchitelya [Actual problems of man in the innovative conditions of modern education and science: Materials of the city student's scientific and practical conference devoted to year of the teacher]. Saint-Petersburg, RGPU im. A. I. Gercena Publ., 2010, pp. 41-43. (in Russian)
Dozorceva E.G., Krasavina A.G. Pravila provedeniya doprosov nesovershennoletnih, po-terpevshih ot prestuplenij: izmeneniya v sledstvennoj praktike [Rules for the interrogation of
juvenile victims of crime: changes in investigative practice], Kulturno-istoricheskaya psi-hologiya [Cultural-historical psychology], 2017, vol, 13, no, 3, pp, 23-31, (in Russian)
Ivanova T,Yu, Teoriya sohraneniya resursov kak ob"yasnite'naya mode' vozniknoveniya stressov [The theory of conservation of resources as an explanatory model of stress], Psi-hologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology, Journal of Higher School of Economics], 2013, vol, 10, no, 3, pp, 119-135, (in Russian)
Ignatenko M,S, Kompetentnost v oblasti konfliktnogo vzaimodejstviya [Competence in the field of conflict interaction], Professionalno-psihologicheskaya kompetentnost' gumani-tarnyh tekhnologov v chelovecheskih otnosheniyah [Professional and psychological competence of humanitarian technologies in human relations], Saint-Petersburg, RGPU im, A, I, Ger-cena Publ,, 2008, pp, 267-304, (in Russian)
Kochenov M,M,, Osipova N,R, Psihologiya doprosa maloletnih svidetelej [Psychology of interrogation of juvenile witnesses], Moscow, All-Union Institute on studying of the reasons and development of actions of crime prevention Publ,, 1984, 35 p, (in Russian)
Loftus E,, Ketchem K, Svidetel zashchity: shokiruyushchie dokazatelstva uyazvimosti nashih vospominanij [Witness for the Defense: The Accused, the Eyewitness and the Expert Who Puts Memory on Trial], Moscow, KoLibri, Azbuka-Attikus Publ,, 2018, 416 p, (in Russian)
Malkina-Pyh I,G, Ekstremalnye situacii [Extreme situations], Moscow, Eksmo Publ,,
2005, 960 p, (in Russian)
Mihajlova Yu,A, Psihologicheskoe soprovozhdenie rassledovaniya prestuplenij s uchas-tiem nesovershennoletnih v sledstvennom komitete Rossijskoj Federacii [Psychological support of the investigation of crimes involving minors in the investigative committee of the Russian Federation], Psihologiya ipravo [Psychology and law], 2016, vol, 6, no, 4, pp, 95-104, (in Russian)
Myurrej M, Uznik inoj vojny. Udivitel'nyj put' isceleniya ot detskoj travmy [Prisoner of another war, An amazing way of healing from childhood trauma], Moscow, HRI Press Publ,,
2006, 208 p, (in Russian)
Volkova E,N, (ed,), Nasilie i zhestokoe obrashchenie s det'mi: istochniki, prichiny, posledstviya, resheniya [Violence and child abuse: sources, causes, consequences, solutions], Saint-Petersburg, Knizhnyj dom Publ,, 2011, 384 p, (in Russian)
Lendret G,L, (ed,), Novye napravleniya v igrovoj terapii: Problemy, process i osobye populyacii [New directions in play therapy: Problems, process and special populations], Moscow, Kogito-Centr Publ,, 2007, 479 p, (in Russian)
Ryabko M,P,, Koposova E,V, (eds,), Organizaciya raboty uchrezhdeniya po okazaniyu pomoshchi detyam, postradavshim ot seksual'nogo nasiliya (na primere Sluzhby mezhvedom-stvennogo vzaimodejstviya SPb GBU social'nyj priyut dlya detej "Tranzit") [Organization of work of the institution for assistance to children who have suffered from sexual violence (on the example of the Inter-Agency Interaction Service of the St, Petersburg State Budgetary Institution, Transit Social Shelter for Children)], Saint-Petersburg, Semya Publ,, 2015, 172 p, (in Russian)
Pezhemskaya J,S, Resursnaya gruppa v profilaktike professionalnogo vygoraniya psihol-ogov i social'nyh pedagogov [Resource group in the prevention of professional burnout of psychologists and social educators], Social'noe obsluzhivanie semej i detej: nauchno-metodicheskij sbornik [Social services for families and children: a scientific and methodological collection], 2016, no, 9, pp, 28-38, (in Russian)
Pezhemskaya J,S, Superviziya kak praktika povysheniya kvalifikacii specialistov, so-provozhdayushchih detej [Supervision as a practice of professional development of specialists accompanying children], Voprosy social'no-psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej v sovremennom mire. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Questions of socio-psychological and pedagogical support of children in the modern world, Materials of the International Scientific and Practical Conference], 2015, pp, 227-237 (in Russian)
Pezhemskaya J.S., Smirnova N.S. Indeks resursnosti pedagogov s raznym urovnem pro-fessional'nogo vygoraniya [The resource index of teachers with different levels of professional burnout]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamo-zhennoj akademii [Scientific notes of St. Petersburg behalf of VB Bobkov branch of the Russian Customs Academy], 2016, no. 2 (58), pp. 95-98. (in Russian)
Petrovskaya M.S. Rol pedagoga i psihologa pri proizvodstve sledstvennyh dejstvij po delam s uchastiem nesovershennoletnih i puti eyo aktivizacii [The role of the teacher and psychologist in the production of investigative actions in cases involving minors and the ways of its activation]. Vestnik SamGU [Bulletin of Samara State University], 2015, no. 11 (133), pp. 255-261. (in Russian)
Rybnikov V.Yu., Ashanina E.N. Psihologiya koping-povedeniya specialistov opasnyh professij [Psychology of coping behavior of specialists in hazardous occupations]. Saint-Petersburg, Polyequipment service Publ., 2012, 120 p. (in Russian)
Sofijchuk N.V. Pedagog, psiholog v ugolovnom processe: nekotorye problemy pravovoj reglamentacii processual'nogo statusa i ego realizacii [Teacher, psychologist in criminal proceedings: some problems of legal regulation of procedural status and its implementation]. Nauchno-prakticheskii zhurnal «Vestnik instituta: Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» [The scientific-practical journal «Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction»], 2014, no. 3 (27), pp. 41-45. (in Russian)
Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Sabanin P.V., Husyainov T.M. Taktika i tekhnologiya psihologicheskogo soprovozhdeniya nesovershennoletnih v situacii doznaniya, sudebno-psihologicheskoj ekspertizy i v sudebnom zasedanii [Tactics and technology of psychological support for minors in a situation of inquiry, forensic psychological examination and in court session]. Nauchnyj zhurnal "PEM: Psychology. Educology. Medicine" [The scientific journal "PEM: Psychology. Educology. Medicine"], 2016, no. 3, pp. 227-239. (in Russian)
Filatov K.O., Pezhemskaya J.S. Resursy psihologicheskoj zashchishchennosti voen-nosluzhashchih ot professionalnogo vygoraniya [Resources psychological security of military personnel from professional burnout]. Aktualnye problemy psihologicheskogo obespecheniya prakticheskoj deyatel'nosti silovyh struktur v sovremennoj Rossii: Sbornik materialov II Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii specialistov vedomstvennyh psihologicheskih i kadrovyh sluzhb s mezhdunarodnym uchastiem [Actual problems of psychological support of practical activities of power structures in modern Russia: Collection of materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference of specialists of departmental psychological and personnel services with international participation]. Saint-Petersburg, V.B. Bobkov St. Petersburg of branch of the Russian customs academy Publ., 2013, pp. 242-246. (in Russian)
Foa E., Kina T.M., Fridman M. (eds.). Effektivnaya terapiya posttravmaticheskogo stressovogo rasstrojstva [Effective therapy for post-traumatic stress disorder]. Moscow, Kogi-to-Centr Publ., 2005, 467 p. (in Russian)
Anderson J.N. The Corner House Forensic Interview Protocol: An Evolution in Practice for Almost 25 Years. APSAC Advisor, 2013, no. 4. URL: https://www.cornerhousemn.org/ images/Anderson_2013_CornerHouse_Forensic_Interview_Protocol.pdf. (date of access: 05.03.2019)
Пежемская Юлия Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48 e-mail: [email protected]
Pezhemskaya Juliya Sergeevna
Candidate of Sciences (Psychology),
Associate Professor
Herzen State Pedagogical
University of Russia
48, Moika River Embankment,
St.-Petersburg, 191186, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Игнатенко Марина Степановна
кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48 e-mail: [email protected]
Чежина Яна Владимировна
кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48 e-mail: janachezhina@yandex. ru
Ignatenko Marina Stepanovna
Candidate of Sciences (Psychology),
Associate Professor
Herzen State Pedagogical
University of Russia
48, Moika River Embankment,
St.-Petersburg, 191186, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Chezhina Yana Vladimirovna
Candidate of Sciences (Psychology),
Associate Professor
Herzen State Pedagogical
University of Russia
48, Moika River Embankment,
St.-Petersburg, 191186, Russian Federation
e-mail: janachezhina@yandex. ru
Дата поступления: 14.05.2019 Received: May, 14, 2019