Научная статья на тему 'Привлечение в процессе предварительного следствия педагогов и психологов для проведения с несовершеннолетними следственных и иных процессуальных действий (по материалам Следственного комитета Российской Федерации)'

Привлечение в процессе предварительного следствия педагогов и психологов для проведения с несовершеннолетними следственных и иных процессуальных действий (по материалам Следственного комитета Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INVESTIGATIVE COMMITTEE / INVESTIGATOR / UNDER-AGED / PEDAGOGUE / PSYCHIATRIST / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шматов Михаил Андреевич, Шматов Виталий Михайлович, Дмитриенко Сергей Александрович

В статье на основе материалов Следственного комитета Российской Федерации: обзоров, анализов, справок, решений коллегии, рассматриваются теоретические и практические вопросы привлечения в процессе расследования педагогов и психологов для проведения с несовершеннолетними следственных и иных процессуальных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шматов Михаил Андреевич, Шматов Виталий Михайлович, Дмитриенко Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS TO CONDUCT WITH MINOR INVESTIGATORY AND OTHER PROCEDURAL ACTIONS IN THE PROCESS OF PRELIMINARY INVESTIGATION (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Based on the data of the Investigative Committee of the Russian Federation (surveys, analyses, reference materials, Board decisions) the article contemplates theoretical and practical issues of involving pedagogues and psychiatrists during preliminary investigation stage with the aim of conducting investigative and other procedural activities with the under-aged individuals.

Текст научной работы на тему «Привлечение в процессе предварительного следствия педагогов и психологов для проведения с несовершеннолетними следственных и иных процессуальных действий (по материалам Следственного комитета Российской Федерации)»

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.121.5 ББК 67.411

© 2017 г. М. А. Шматов,

профессор кафедры уголовного процесса Волгоградской академии МВД России доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Тел.: 8 (903) 468-53-06.

B. М. Шматов,

заместитель начальника кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка Волгоградской академии МВД России кандидат юридических наук, доцент. Тел.: 8 (903) 468-53-06.

C. А. Дмитриенко,

председатель Калачевского районного суда Волгоградской области кандидат юридических наук. Тел.: 8 (903) 468-53-06.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ СЛЕДСТВЕННЫХ

И ИНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

В статье на основе материалов Следственного комитета Российской Федерации: обзоров, анализов, справок, решений коллегии, рассматриваются теоретические и практические вопросы привлечения в процессе расследования педагогов и психологов для проведения с несовершеннолетними следственных и иных процессуальных действий.

Ключевые слова: Следственный комитет Российской Федерации, следователь, несовершеннолетний, педагог, психолог.

M. A. Shmatov - Professor, Criminal Process Department, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior Affairs

of Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Honorary Lawyer of the Russian Federation.

V. M. Shmatov - Deputy Chief, Department of Administrative Activities and Public Order Maintenance, Volgograd

Academy of the Ministry of the Interior Affairs of Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.

S. A. Dmitriyenko - Chairman, Kalachevsky District Court of Justice, Volgograd region, PhD in Law.

INVOLVEMENT OFTEACHERS AND PSYCHOLOGISTS TO CONDUCTWITH MINOR INVESTIGATORY

AND OTHER PROCEDURALACTIONS IN THE PROCESS OF PRELIMINARY INVESTIGATION

(ACCORDING TO THE MATERIALS OFTHE INVESTIGATIVE COMMITTEE OFTHE RUSSIAN FEDERATION)

Based on the data of the Investigative Committee of the Russian Federation (surveys, analyses, reference materials, Board decisions) the article contemplates theoretical and practical issues of involving pedagogues and psychiatrists during preliminary investigation stage with the aim of conducting investigative and other procedural activities with the under-aged individuals.

Key words: Investigative Committee, investigator, under-aged, pedagogue, psychiatrist.

Следственный комитет Российской Феде- логи приняли участие в 76 832 следственных

рации обобщил и проанализировал практику действиях по 27 478 уголовным делам, а так-

привлечения педагогов и психологов в про- же в 22 422 проверочных мероприятиях по

цессе производства процессуальных действий 18 037 сообщениям о преступлении. с несовершеннолетними участниками уголов- Получила распространение практика (бо-

ного судопроизводства. Согласно получен- лее 5 %, или 3 932, следственных и иных про-

ным данным, в 2015 году педагоги и психо- цессуальных действий привлечения следова-

телем педагогов или психологов не только в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (ст. 191 и 425 УПК РФ), но и когда, по мнению следователя, участие педагога или психолога в следственном и ином процессуальном действии необходимо в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, получения от них полных и достоверных показаний, а равно предупреждения травмирования несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля необходимостью повторно переживать обстоятельства преступления, например в связи с участием в осмотре места происшествия.

Так, в 20 %, или 15 456, случаях следственные и иные процессуальные действия с участием педагогов или психологов проводились с несовершеннолетними в возрасте старше 16 лет, не страдающими психическими расстройствами и не отстающими в психическом развитии.

Например, в процессе расследования в следственном управлении по Ивановской области уголовного дела по факту умышленного причинения несовершеннолетнему Н., 1999 года рождения, тяжкого вреда здоровью несовершеннолетним гражданином М., 1998 года рождения, в проведении показаний на месте несовершеннолетнего потерпевшего М. участвовал педагог-психолог в связи с психологической сложностью для М. давать показания, изобличающие его хорошего знакомого. По этому же уголовному делу с участием педагога-психолога проведена проверка показаний на месте происшествия с несовершеннолетним подозреваемым Н., у которого согласно заключению комиссионной психолого-психиатриче ской экспертизы установлены признаки социализированного расстройства поведения.

Основания для привлечения специалистов к проведению процессуальных действий в не предусмотренных законом случаях различны:

1. Получение от несовершеннолетних показаний (по аналогии с допросом) при производстве других следственных действий: пояснения в процессе следственного эксперимента, осмотров места происшествия, предметов, документов, аудио- и видеозаписей, очной ставки и проверки показаний на месте с участием подозреваемого или обвиняемого.

2. Установление или сохранение ранее наложенного психологического контакта с

несовершеннолетним в целях получения от него максимально возможного объема точной и объективной информации.

3. Наличие у несовершеннолетнего психологического расстройства или отставания в психологическом развитии.

4. Обеспечение права на защиту и понимания существа проводимых с несовершеннолетним мероприятий.

5. Сложившая практика, в том числе с учетом позиции прокурора и суда.

Например, в соответствии с позицией районного прокурора и суда в следственном управлении по Республике Марий Эл все следственные и иные процессуальные действия, в том числе ознакомление с материалами уголовного дела, с несовершеннолетним И., обвиняемым в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 п. «а» ст. 158 УК РФ (кража), проведены с участием педагога, защитника и законного представителя [1, с. 16-19].

В любом случае вопрос о привлечении педагога или психолога (в том числе о выборе конкретного специалиста) к работе с несовершеннолетним должен решаться следователем индивидуально в отношении каждого несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства с учетом психических особенностей его личности.

Так, в Дальневосточном следственном управлении на транспорте при ознакомлении с материалами уголовного дела несовершеннолетнего Г., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, присутствовали педагог и психолог, поскольку Г. воспитывался в детском доме, уровень его образования и подготовки не позволял сразу и в полном объеме воспринимать и усваивать сложные для него сведения и анализировать их последствия для себя [2].

Важным моментом в работе с несовершеннолетними является тщательная подготовка к производству следственных действий с их участием во избежание повторного проведения этих действий и психологического травмирования несовершеннолетних в результате кратковременности и избирательности детской памяти.

Так, в следственном управлении по Хабаровскому краю обеспечивается индивидуальный подход к подбору педагога или психолога, ознакомление его с отдельными материалами уголовного дела, которые характеризуют несовершеннолетнего, формулирование

совместно со специалистом планируемых вопросов, предоставление ему возможности беседы с несовершеннолетним до начала допроса [3, с. 24].

В целях обеспечения участия указанных специалистов в следственных действиях многими территориальными следственными управлениями Следственного комитета РФ изданы соответствующие организационно-распорядительные документы. В большинстве следственных органов составлены списки с адресами и телефонами педагогов и психологов, привлекаемых к участию в следственных действиях. Вместе с тем не во всех регионах имеется возможность приглашать их в рабочее время.

Значительной проблемой является также обеспечение участия психолога в отдаленных районах, где нет соответствующего специалиста (Республика Калмыкия, Иркутская область и др.), а также оперативного прибытия педагога и психолога к месту производства следственных действий, когда отсутствует возможность предупредить их заблаговременно (Республика Адыгея, Брянская, Курганская области),

Отдельные следователи не выполняют указания, изложенные в информационном письме от 05.04.2013 № 215/2-12163-13 «О порядке привлечения специалистов-психологов к проведению следственных действий с участием несовершеннолетних». Так, в ряде следственных органов к участию в следственных действиях по-прежнему привлекаются эксперты-полиграфологи или специалисты отдела кадров (Забайкальский, Ставропольский края, Калужская, Новгородская, Ярославская области, Чукотский автономный округ, город Ставрополь), которые даже при наличии психологического образования в большинстве случаев не имеют необходимой квалификации.

Вводя в уголовный процесс таких участников, как педагог и психолог, законодатель исходил из целей обеспечения интересов несовершеннолетних. В этой связи целесообразно при подборе конкретного специалиста учитывать его квалификацию, опыт и практику работы с детьми, в том числе пострадавшими от преступных посягательств. Это будет способствовать установлению более тесного психологического контакта с несовершеннолетними и получению от них исчерпывающих показаний об обстоятельствах произошедшего.

Примером профессиональной работы квалифицированного психолога может быть сопровождение расследования в Главном следственном управлении по Краснодарскому краю уголовного дела по факту совершения преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ (изнасилование) и п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера), в отношении малолетней Е., которая согласно заключению психолого-психиатрической экспертизы страдает психическим заболеванием «аутизм» и не может принимать участие в следственных действиях.

Педагог-психолог Краснодарского краевого центра семьи и детей изучил материалы уголовного дела. Потерпевшая Е. вместе с сестрой, участвовавшей в исследовании в качестве проводника, были помещены в указанный центр, где в условиях стационара прошли курс психологической реабилитации. После этого потерпевшая Е. рассказала сестре об обстоятельствах совершения в отношении нее преступлений. В результате показания психолога и сестры потерпевшей были положены в основу обвинения [5].

В целях обеспечения достаточного числа профильных специалистов, повышения эффективности психологического сопровождения предварительного следствия в отдельных субъектах Российской Федерации (Краснодарском крае, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Мурманской, Ростовской, Ульяновской областях) профильными органами государственной власти совместно со специалистами центров психолого-педагогической помощи и представителями следственных управлений организовано дополнительное обучение и повышение квалификации педагогов и психологов, которые привлекаются к сопровождению следственных действий (обучающие курсы, семинары, методические рекомендации.

Главным управлением криминалистики Следственного комитета РФ подготовлена учебная программа повышения квалификации специалистов по возрастной психологии, разработана программа обучения следователей Следственного комитета РФ по теме «Психология работы с несовершеннолетними участниками уголовного судопроизводства», которая направлена в Академию Следственного комитета РФ для реализации в рамках учебного процесса в 2015-2016 годах.

В настоящее время совместно с ведущими специалистами лаборатории детского и подросткового возраста «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» и специалистами-психолагами следственных органов Следственного комитета РФ ведется подготовка методических рекомендаций по осуществлению психологического сопровождения следственных действий с несовершеннолетними в целом, для того чтобы не нарушать установленный ранее психологический контакт с ребенком.

Однако привлечение психологов из сторонних организаций в связи с их загруженностью по основному месту работы зачастую не позволяет обеспечить участие одного и того же специалиста на протяжении всего расследования. Замена психологов существенно снижает эффективность психологического сопровождения следственных действий, поскольку разрывается установленный ранее психологический контакт с несовершеннолетним.

В этой связи в семи следственных управлениях (республик Коми, Тыва, г. Москвы,

Литература

1. Главное управление криминалистики Следственного комитета Российской Федерации. Особенности выявления и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: метод. рекомендации. М., 2014.

2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

3. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

4. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М., 2003.

Хабаровского края, Кемеровской, Псковской, Тверской областей) на должности инспекторов подразделений криминалистики Следственного комитета РФ назначены специалисты-психологи для сопровождения следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних.

Включение в штатное расписание такого специалиста позволяет:

- осуществлять качественное психологическое сопровождение по наиболее сложным и резонансным уголовным делам;

- обеспечивать постоянное оперативное психологическое сопровождение;

- осуществлять выезды в отдаленные районы, где не имеется психологов;

- осуществлять взаимодействие с другими организациями;

- обучать следователей навыкам работы с несовершеннолетними;

- обучать привлекаемых психологов из других организаций специфике сопровождения следственных действий;

- устанавливать эффективное взаимодействие следователя и психологов.

Bibliography

1. Main Department of criminalistics of the Investigative Committee of the Russian Federation. The peculiarities of detection and investigation of crimes committed by minors and against minors: guidelines. Moscow, 2014.

2. On basic guarantees of child rights in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation from July 24, 1998 № 124-FL // Collected legislation of the Russian Federation. 1998. № 31. Art. 3802.

3. Diamonds B. N. Mental environmental maladjustment of minors. Sverdlovsk, 1986.

4. Gamesa M. V., Petrova E. A., Orlova L. M. Age and pedagogical psychology: textbook. Moscow, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.