Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КОР-ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ'

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КОР-ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ / МЫШЦЫ КОРА / КОР-ТРЕНИРОВКА / ПОЯСНИЧНО-ТАЗОБЕДРЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОТБОР СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Холод Михаил Александрович, Зимницкая Регина Эдуардовна, Бурков Сергей Олегович

В настоящей статье рассматриваются и анализируются требования, позволяющие осуществить достаточно эффективный отбор физических упражнений для кор-тренировки со студентами. Описываются специфические особенности подобранных средств, а также несколько конкретизируется (раскрывается) их прикладная значимость. Актуализируется важность применения в образовательном процессе обучающихся кор-тренировки, как современного фитнес-направления, способствующего целенаправленно осуществлять воздействие на мышцы-стабилизаторы таза, бедра, позвоночного столба (мышцы кора). Установленные требования к отбору физических упражнений представляют возможным кондиционирование мышц кора студентов сообразно индивидуальным особенностям состояния их морфофункциональных характеристик. Полученные результаты всецело могут выступать в качестве основания для определения структуры и содержания тренировочной программы кор-тренировки для студентов, с целью повышения уровня статической силовой выносливости мышц-стабилизаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Холод Михаил Александрович, Зимницкая Регина Эдуардовна, Бурков Сергей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE SELECTION OFPHYSICAL EXERCISES CORE TRAINING WITH STUDENTS

This article discusses and analyzes the requirements that allow for the sufficiently effective selection of physical exercises for core training with students. The specific features of the selected tools are described, as well as their applied significance is somewhat concretized (disclosed). The importance of using core training in the educational process of students is actualized, as the modern fitness direction that promotes purposefully influencing on the stabilizer muscles of the pelvis, hip, spinal column (core muscles). The established requirements for the selection of physical exercises make it possible to condition the core muscles of students according to the individual characteristics of the state of their morphofunctional characteristics. The results obtained can fully serve as a basis for determining the structure and content of the training program core training for students, in order to increase the level of static strength endurance of the stabilizer muscles.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КОР-ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ»

9. Bishop C. Assessing movement using a variety of screening tests / C. Bishop, P. Read, S. Walker, A.N. Turner // Professional strength and conditioning. - 2015. - Vol. 37. - P. 17-26.

10. Clark M.A. NASM essentials of corrective exercise training / M.A. Clark, S.C. Lucett. - 1st ed., 2011. - 438 p.

11. McGill S.M. Low back disorders: evidence-based prevention and rehabilitation / S.M. McGill. - 2nd ed. - Champaign, IL : Human Kinetics, 2002. - 328 p.

REFERENCES

1. Rial, T. and Pinsach, P. (2016), "Restoration of pelvic floor muscles and core muscles using hypopressive gymnastics (Low Pressure Fitness technique)", Journal Sport. Med.: science and practice, Vol. 2, pp. 68-72.

2. Kalyuzhny, I.V. and Uchasov, D.S. (2020), "Improving the physical fitness of volleyball players aged 9-11 years with the help of a set of exercises for the development of core muscles", Journal Trends in the development of science and education, Vol. 63 No. 6, pp. 79-82.

3. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, 2nd ed., Olympic literature, Kiev.

4. Gamble, P. (2007), "An integrated approach to training core stability", Strength and Conditioning Journal, Vol. 29 No 1, pp. 58-68.

5. Clark M.A., Sutton, B.G. and Lucett, S. (2012), NASM essentials ofpersonal fitness training, 4th ed.,. Jones and Bartlett Learning.

6. Kholad, M.A. and Zimnitskaya, R.E. (2021), "Dynamics of indicators of strength endurance of the core muscles of technical University students in the process of obtaining higher education", Journal The world of sports, Vol. 2, pp. 103-107.

7. Kholad, M.A. and Zimnitskaya, R.E. (2021), "Dynamics of indicators of the musculoskeletal system of students in the process of obtaining higher education based on the results of functional assessment of movements", Journal Bulletin of PSU. Series E, Pedagogical Sciences, Vol. 7, pp. 92-95.

8. Kholad, M.A. and Solonets A.V. (2021), "Functional screening of movements as a way to determine the state of the lumbo-pelvic-hip complex of students", Journal Applied sports science, Vol. 1, pp. 19-27.

9. Bishop, C., Read, P., Walker, S. and Turner A.N. (2015), "Assessing movement using a variety of screening tests", Journal Professional strength and conditioning, Vol. 37, pp. 17-26.

10. Clark M.A., Lucett, S. and Sutton, B.G. (2011), NASM essentials of corrective exercise training, 1st ed., Jones and Bartlett Learning.

11. McGill, S.M. (2002), Low back disorders: Evidence based prevention and rehabilitation, 2nd ed,. Champaign, IL, Human Kinetics.

Контактная информация: miharaven37@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.12.2021

УДК 796.012.67

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КОР-ТРЕНИРОВКИ

СО СТУДЕНТАМИ

Михаил Александрович Холод, старший преподаватель, Регина Эдуардовна Зимниц-кая, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Олегович Бурков, преподаватель, Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются и анализируются требования, позволяющие осуществить достаточно эффективный отбор физических упражнений для кор-тренировки со студентами. Описываются специфические особенности подобранных средств, а также несколько конкретизируется (раскрывается) их прикладная значимость. Актуализируется важность применения в образовательном процессе обучающихся кор-тренировки, как современного фитнес-направления, способствующего целенаправленно осуществлять воздействие на мышцы-стабилизаторы таза, бедра, позвоночного столба (мышцы кора). Установленные требования к отбору физических упражнений

представляют возможным кондиционирование мышц кора студентов сообразно индивидуальным особенностям состояния их морфофункциональных характеристик. Полученные результаты всецело могут выступать в качестве основания для определения структуры и содержания тренировочной программы кор-тренировки для студентов, с целью повышения уровня статической силовой выносливости мышц-стабилизаторов.

Ключевые слова: физическое упражнение; мышцы кора; кор-тренировка; пояснично-тазобедренный комплекс; отбор средств.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p399-404

REQUIREMENTS FOR THE SELECTION OF PHYSICAL EXERCISES CORE TRAINING WITH STUDENTS

Mikhail Aleksandrovich KhoMd, the senior teacher, Regina Eduardovna Zimnitskaya, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Olegovich Burkov, the teacher, Bel-arusian National Technical University, Minsk, Republic of Belarus

Abstract

This article discusses and analyzes the requirements that allow for the sufficiently effective selection of physical exercises for core training with students. The specific features of the selected tools are described, as well as their applied significance is somewhat concretized (disclosed). The importance of using core training in the educational process of students is actualized, as the modern fitness direction that promotes purposefully influencing on the stabilizer muscles of the pelvis, hip, spinal column (core muscles). The established requirements for the selection of physical exercises make it possible to condition the core muscles of students according to the individual characteristics of the state of their morphofunctional characteristics. The results obtained can fully serve as a basis for determining the structure and content of the training program core training for students, in order to increase the level of static strength endurance of the stabilizer muscles.

Keywords: physical exercise, core muscles, core training, lumbo-pelvic-hip complex, selection of

funds.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время прослеживается достаточно устойчивая отрицательная тенденция ухудшения морфофункциональных характеристик позвоночного столба обучающихся, по причине снижения устойчивости мышц-стабилизаторов относительно воздействия внешних физических нагрузок [1]. Необходимо отметить, что при более углубленном рассмотрении указанного аспекта, целесообразно использовать термин «мышцы кора» - совокупность мышц-стабилизаторов таза, бедра и позвоночника [2, 3]. Это аргументируется тем, что указанные сегменты находятся в анатомической и биомеханической (функциональной) взаимосвязи. Следовательно, рационально их рассматривать как целостную систему, которая направлена на решение определенных задач, в том числе таких специфических, как сохранение устойчивого положения позвоночника (стабилизации) в процессе выполнения различного рода двигательных манипуляций или продолжительное поддержание статических поз. В то же время, некоторыми специалистами при обсуждении данного вопроса используется термин «пояснично-тазобедренный комплекс» как дефиниция равнозначная мышцам кора [4-6].

Исходя из вышеизложенного, правомерно заключить, что учитывая сецифику мышц кора, а также снижение их морфофункциональных характеристик у студентов в период обучения в учреждениях высшего образования, разработка тренировочной программы кор-тренировки и внедрение ее в образовательный процесс выступает достаточно самодовлеющей задачей [1].

Таким образом, целью исследования явилось определение требований, позволяющих осуществить отбор физических упражнений для кор-тренировки, направленной на повышение силовой выносливости мышц кора студентов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Достижение поставленной цели осуществлялось на основании применения следующих методов: анализ и обобщение научно-методической литературы; функционально -скрининговая диагностика; контрольно-педагогические испытания; методы математико-статистического анализа данных.

Исследование проводилось на базе Белорусского национального технического университета (г. Минск) в период 22.03.2021-26.03.2021 (первый этап формирующего педагогического эксперимента), в котором в роли обследуемого контингента выступили студенты первого курса в количестве 60 человек (30 юношей, средний возраст - 18,6±0,3 и 30 девушек, средний возраст - 18,5±0,3) основного и подготовительного учебных отделений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведения первого этапа формирующего педагогического эксперимента нами была осуществлена практическая верификация целесообразности и актуальности использования ряда критериев, позволяющих определить общее состояния пояс-нично-тазобедренного комплекса и детерминировать направленность кор-тренировки со студентами. Так, наиболее значимыми были выделены следующие критерии:

- правильность реализации основных двигательных паттернов, (определение состояния мышц-стабилизаторов посредством выявления компенсаторных движений);

- уровень статической силовой выносливости мышц кора (толерантность мышц-стабилизаторов в отношении воздействия внешних физических нагрузок);

- состояние гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств различных сегментов пояснично-тазобедренного комплекса (изучение качества сбалансированности между участками мышц кора).

Важное положение занимает тот факт, что каждому из установленных критериев присущи свои отличительные признаки, специфику которых необходимо учитывать при планировании и программировании (периодизация) практических занятий со студентами [7]. Следовательно, следующим шагом в применении кор-тренировки для повышения уровня силовой выносливости студентов выступает отбор упражнений (программирование) в соответствии с выявленными нами критериями.

В случае несоответствия техники выполнения контрольных двигательных паттернов (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседание с руками над головой) оценочному техническому шаблону, подбор средств должен осуществляться на основании характера выявленного отклонения при их реализации (двигательные компенсации) с учетом соблюдения ряда определенных требований.

Прежде всего, необходимо установить область/сегмент локализации отклонения. Исходя из специфики используемых моторных паттернов, компенсаторное движение возникает преимущественно в мышцах кора и биомеханически взаимосвязанных с ними участках ОДА. Более точное место его сосредоточения зависит от выполняемого двигательного действия и устанавливаемого в нем вида компенсации [6].

Как важную составляющую (предиктор), следует рассматривать дифференциацию упражнений согласно типу мышечных сокращений, так как каждый из видов характеризуется своими исключительными эффектами воздействия на организм. Из чего можно заключить, что требуемые для устранения компенсаторных движений физические упражнения, по типу сокращений скелетной мускулатуры, должны быть статическими с акцентом на кинестезию (изометрический тип) и/или динамическими (ауксотонический тип). Однако стоит отметить, что наиболее эффективным является их согласованное применение, поскольку это позволяет повысить пролонгированное действие физических нагрузок, а также моторную плотность занятия [4]. Для интегрирования в момент выполнения физических упражнений большего числа двигательных единиц из числа мышц-

стабилизаторов, целесообразно применять специализированный для кор-тренировки инвентарь (фитбол, полусфера Б08И и др.), так как его задействование позволяет создавать дестабилизирующие поверхности [3-6].

На основании вышеизложенного следует обозначить (конкретизировать), что при подборе физических упражнений для кор-тренировки со студентами надлежит учитывать: область/сегмент локализации отклонения; тип мышечных сокращений в задействованных физических упражнениях; специфические особенности специализированного для кор-тренировки инвентаря. Подчинение отбора упражнений данной логике позволит более эффективно осуществлять кондиционирование состояния скелетной мускулатуры пояс-нично-тазобедренного комплекса.

При подборе средств для повышения уровня статической силовой выносливости мышц кора (второй из установленных нами критериев) изначально необходимо установить область/сегмент локализации отклонения. Так, получаемые результаты при выполнении статических упражнений (мод. теста Б1еп^-8огешеп, удержание угла 60° сидя, латеральные планки) во многом определяются состоянием пояснично-тазобедренного комплекса, по причине того, что в зависимости от контрольной позы идет задействование определенных участков мышц кора, следовательно, низкие значения позволят выявить конкретную совокупность скелетной мускулатуры с недостаточным уровнем морфофунк-циональных свойств [1, 8].

Вместе с тем, кондиционирование уровня силовых способностей мышц кора должно базироваться преимущественно на задействовании статических физических упражнений. Данная точка зрения основывается на следующем: статические упражнения, применяемые в кор-тренировке, могут использоваться без задействования тренажерных устройств; при условии одинаковой продолжительности выполнения упражнений, задействованные мышцы-стабилизаторы в статических упражнениях, по сравнению с динамическими, значительно дольше находятся в напряжении [4]; более длительное выполнение статических упражнений обуславливает интегрирование в процесс поддержания параметров техники высокопороговых двигательных единиц (принцип величины Хеннемана (1956) [7].

Для воздействия на физические и физиологические свойства мышц пояснично-тазобедренного комплекса, с целью повышения силовых способностей обучающихся, применение специализированного для кор-тренировки инвентаря (фитболов, полусфер Б08и и др.) выступает эффективным средством, по причине создания различной сложности упражнений на нестабильной поверхности [5, 8].

Осуществление отбора физических упражнений с целью устранения нарушений в состоянии гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств различных сегментов пояснично-тазобедренного комплекса (третий из установленных нами критериев), также следует начинать с определения области/сегмента локализации отклонения. Рассогласованность морфофункциональных свойств (силовые способности) разных участков пояснично-тазобедренного комплекса между собой предопределяется несоответствием результатов показателей силовых способностей мышц кора коэффициентам сбалансированности (по 8.М. МевШ [8]). В итоге, при выполнение каждой из контрольных поз идет задействование определенных мышц кора, в следствии чего представляется возможным установить конкретную совокупность скелетной мускулатуры, из их числа, с недостаточным уровнем функционально-морфологических характеристик.

Согласно особенностям композиции и специфике функционирования мышц-стабилизаторов, воздействовать на них следует небольшим внешним отягощениям до наступления заметного утомления. Вместе с тем, использование статических упражнений способствует более быстрой гипертрофии скелетной мускулатуры мышечного корсета, что наряду с рациональным чередованием статических и динамических упражнений в процессе физического воспитания позволяет сохранить следовой (кумулятивный) эффект

от их воздействия существенно дольше [9]. Следовательно, при отборе средств для кор-тренировки предпочтение необходимо отдавать упражнениям, которые будут выполняться в изометрическом режиме, но, в то же время, для создания пролонгированного эффекта от их воздействия необходимо задействование и динамических упражнений.

Стоит отметить, что применение специализированного инвентаря (дестабилизирующие поверхности), выступающего одним из ключевых элементом кор-тренировки со студентами, позволяет повысить эффект корригирующего воздействия дозированных физических нагрузок и/или нагрузок тренировочного воздействия, что, в то же время, будет способствовать более эффективному достижению состояния гармоничности в архитектонике морфофункциональных свойств различных сегментов мышц кора. Их воздействие позволяет повышать стабилизационные (координационные) возможности мышц кора и уровень развития функций равновесия, тем самым формируя правильные позные реакции, которые, в свою очередь, значительно влияют на сохранение положения позвоночного столба в пространстве в пределах физиологической нормы, что, учитывая специфику критерия (состояние гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств различных сегментов пояснично-тазобедренного комплекса) является достаточно актуальным и определяющим признаком в пользу их применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет заключить тот факт, что в связи с выявленными критериями (правильность реализации основных двигательных паттернов, уровень статической силовой выносливости мышц кора, состояние гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств различных сегментов пояснично-тазобедренного комплекса), которые позволяют достаточно информативно и эффективно определить общее состояния пояснично-тазобедренного комплекса и детерминировать направленность физических нагрузок кор-тренировки со студентами, обязательным условием отбора физических упражнений для кор-тренировки является учет и соблюдение требований, связанных с установлением области/сегмента локализации отклонения, определенным типом мышечных сокращений в процессе выполнения физических упражнений, использованием специализированного инвентаря.

Установленная направленность физических нагрузок и отбор упражнений, в соответствии с выявленными критериями, определяет структуру и содержание кор-тренировки, что, в то же время, позволяет разработать, детально спланированную по структуре и содержанию тренировочную программу, которая всецело будет подчинена логике - достижение максимальной эффективности в улучшении физических и физиологических свойств ОДА студентов (прежде всего мышц кора), с учетом индивидуальных особенностей их морфофункционального состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холод М.А. Динамика показателей силовой выносливости мышц кора студентов технического университета в процессе получения высшего образования / М.А. Холод, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. - 2021. - № 2. - С. 103-107.

2. Риал Т. Восстановление мышц тазового дна и мышц кора при помощи гипопрессивной гимнастики (техника Low Pressure Fitness) / Т. Риал, П. Пинсач // Спортивная медицина: наука и практика . - 2016. - № 2. - С. 68-72.

3. Калюжный И.В. Улучшение физической подготовленности волейболистов 9- 11 лет с помощью комплекса упражнений на развитие мышц кора / И.В. Калюжный, Д.С. Учасов // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 63-6. - С. 79-82.

4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник [для тренеров] / В.Н. Платонов. - Кн. 2. - К. : Олимп. лит., 2015. - 752 с.

5. Gamble P. An integrated approach to training core stability / P. Gamble. // Strength and Conditioning Journal. - 2007. - № 29-1. - P. 58-68.

6. Clark M. A. NASM essentials of personal fitness training / M.A. Clark, S.C. Lucett, B.G. Sutton. - 4th ed., 2012. - 652 p.

7. Бомпа Т. Периодизация спортивной тренировки / Т. Бомпа, К.Б. Буццичелли. - Москва : Спорт, 2016. - 384 с.

8. McGill, S.M. Low back disorders: evidence-based prevention and rehabilitation / S.M. McGill. - 2nd ed. - Champaign, IL : Human Kinetics, 2002. - 328 p.

9. Валеев, Р.Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Валеев Ренат Фоадович. - Москва, 2003. - 164 c.

REFERENCES

1. Kholad, M.A. and Zimnitskaya, R.E. (2021), "Dynamics of indicators of strength endurance of the core muscles of technical University students in the process of obtaining higher education", Journal The world of sports, Vol. 2, pp. 103-107.

2. Rial, T. and Pinsach, P. (2016), "Restoration of pelvic floor muscles and core muscles using hypopressive gymnastics (Low Pressure Fitness technique)", Journal Sport. Med.: science and practice, Vol. 2, pp. 68-72.

3. Kalyuzhny, I.V. and Uchasov, D.S. (2020), "Improving the physical fitness of volleyball players aged 9-11 years with the help of a set of exercises for the development of core muscles", Journal Trends in the development of science and education, Vol. 63 No 6, pp. 79-82.

4. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, 2nd ed., Olympic literature, Kiev.

5. Gamble, P. (2007), "An integrated approach to training core stability", Strength and Conditioning Journal, Vol. 29 No 1, pp. 58-68.

6. Clark M.A., Sutton, B.G. and Lucett, S. (2012), NASM essentials ofpersonal fitness training, 4th ed.,. Jones and Bartlett Learning.

7. Bompa, T. and Buzzichelli, K.B. (2016), Periodization of sports training, Sports, Moscow.

8. McGill, S.M. (2002), Low back disorders: Evidence based prevention and rehabilitation, 2nd ed,. Champaign, IL, Human Kinetics.

9. Valeev, R.F. (2003), Improving the health of children 7-9 years old with abnormalities in the state of the vertebral part of the musculoskeletal system by means of therapeutic physical culture, dissertation, Moscow.

Контактная информация: miharaven37@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.12.2021

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Сайдамин Шамаевич Цакаев, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

В статье проведен анализ уровня мотивации обучающихся вуза физической культуры, являющейся важнейшей детерминантой успешной учебной деятельности, с использованием методики диагностики учебной мотивации студентов (авторы: А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). Данная методика включает в себя семь важнейших составляющих: коммуникативные мотивы определяют потребности в межличностном общении; мотивы избегания характеризуют стремление личности к минимизации ошибок и неудач; мотивы престижа опираются на самореализации личности, повышения собственного статуса; профессиональные мотивы обуславливают выбор личностью профессии и побуждают к осознанной, эффективной профессиональной деятельности; учебно-познавательные мотивы характеризуют соотношение собственно мотивационной и операционной составляющей учебной деятельности и направлены на усвоение способов действий в конкретной области и изучаемого учебного предмета; мотивы творческой самореализации обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.