5. Teplova, N. (2020), "New technologies of pedagogical mentoring in a general educational institution", Researcher, No. 1 (29), pp.202-212.
6. Urmina, I.A. and Gorelova, N.N. (2010), "Mentoring, its significance in history and modernity", Social policy and sociology, No. 7 (61). pp. 85-94.
Контактная информация: Tatian.2010@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 03.12.2021
УДК 796.011.3
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МЫШЦ КОРА, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК КОР-ТРЕНИРОВКИ СО СТУДЕНТАМИ
Михаил Александрович Холод, старший преподаватель, Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты, напрямую затрагивающие специфику функционирования мышц-стабилизаторов таза, бедра и позвоночного столба студентов технического профиля в период получения высшего образования. Изложены результаты собственных исследований, посвященные выявлению критериев, способствующих установлению состояния функционально-морфологических характеристик мышц кора. Полученные данные, позволяют определить направленность воздействия физических нагрузок в кор-тренировке на организм обучающихся. Подчеркивается целесообразность и актуальность разработки и последующего внедрения в образовательный процесс по физическому воспитанию студентов тренировочной программы, направленной на кондиционирование и улучшение свойств опорно-двигательного аппарата и мышц кора, в соответствии с индивидуальными особенностями их функционирования.
Ключевые слова: студенты; физическая нагрузка; мышцы кора; пояснично-тазобедренный комплекс; мышцы-стабилизаторы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p393-399
CRITERIA FOR DETERMINING THE CONDITION OF THE CORE MUSCLES, WHICH DETERMINE THE DIRECTION OF PHYSICAL ACTIVITY CORE TRAINING WITH STUDENTS
Mikhail Aleksandrovich Kho^d, the senior teacher, Belarusian National Technical University,
Minsk, Republic of Belarus
Abstract
The article discusses aspects that directly affect the specifics of the functioning of the pelvic, hip and spinal column stabilizer muscles of technical students during higher education. The results of our own research devoted to the identification of criteria that contribute to the establishment of the state of functional and morphological characteristics of the core muscles are presented. The obtained data make it possible to determine the direction of the impact of physical activity in core training on the body of students. The expediency and relevance of the development and subsequent introduction into the educational process of physical education of students of the training program aimed at conditioning and improving the properties of the musculoskeletal system and core muscles, in accordance with the individual characteristics of their functioning, is emphasized.
Keywords: students, physical activity, core muscles, lumbo-pelvic-hip complex, stabilizer muscles.
ВВЕДЕНИЕ
Состояние и качество функционирования позвоночного столба существенно зависит от воздействия внешних физических нагрузок, результат влияния которых может вы-
ходить за рамки физиологической нормы (превышение адаптационных и компенсаторных возможностей). Это зачастую приводит к переутомлению скелетной мускулатуры, обеспечивающей его устойчивость, что может повлечь за собой образование различного рода дисфункций в состоянии позвоночника и локомоторной системы в целом. Важно отметить, что для обозначения указанной совокупности мышц (мышцы-стабилизаторы) целесообразно и рационально использовать термин «мышцы кора» (скелетная мускулатура, способствующая стабилизации таза, бедра и позвоночника) [1, 2]. Именно они в большей степени обуславливают состояние и морфофункциональные характеристики позвоночника. Следует добавить, что многие специалисты сферы фитнеса и спорта определяют данную совокупность скелетной мускулатуры как «пояснично-тазобедренный комплекс» [36]. Учитывая увеличение количества отклонений в свойствах позвоночного столба обучающихся в период получения высшего образования [6], а также принимая во внимание объем физической нагрузки, воздействующий на ОДА студентов (преимущественно статического характера), установление критериев, которые определяют состояния мышц кора и обуславливают направленность физических нагрузок кор-тренировки (тренировочная программа, целенаправленно воздействующая на мышцы-стабилизаторы), выступает актуальной научной задачей, и, в то же время, является целью данного исследования.
Задачи исследования: выявить критерии определения состояния мышц кора студентов; определить направленность физических нагрузок кор-тренировки.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели нами были задействованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы; функционально-скрининговая диагностика; контрольно-педагогические испытания; методы математико-статистического анализа данных.
Настоящее исследование проводилось на базе Белорусского национального технического университета (г. Минск) в период 22.03.2021-26.03.2021 (первый этап формирующего педагогического эксперимента). В качестве тестируемого контингента выступили студенты первого курса в количестве 60 человек (30 юношей, средний возраст - 18,6±0,3 и 30 девушек, средний возраст - 18,5±0,3) основного и подготовительного учебных отделений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В рамках проведенного ранее констатирующего эксперимента (октябрь 2020 г.) нами задействовалась батарея тестов с достаточно большим перечнем исследуемых показателей (функциональная оценка движений, стабилизационные способности, уровень статической силовой выносливости и др.), позволяющих определить состояние различных характеристик мышц кора [6-8]. По итогам анализа результатов данного исследования, были установлены взаимосвязанные и взаимообуславливающие друг друга аспекты, изучение которых заслуживает особого внимания по причине их возможности наиболее качественно исследовать общее состояние пояснично-тазобедренного комплекса. Так, резистентность ОДА обучающихся и устойчивость позвоночного столба в отношении воздействия внешних физических нагрузок, существенно зависят от уровня силовых способностей мышц кора, что, в свою очередь, находится в сильной взаимосвязи с качеством сбалансированности физических и физиологических свойств между различными сегментами мышц кора, и, непосредственно, с самим состоянием мышц-стабилизаторов.
Далее, в рамках первого этапа формирующего педагогического эксперимента, для выявления критериев определяющих состояние мышц кора и обуславливающих направленность физических нагрузок кор-тренировки, более подробно были изучены следующие показатели: качество выполнения основных двигательных паттернов; уровень статической силовой выносливости скелетной мускулатуры пояснично-тазобедренного
комплекса, состояние гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств мышц кора.
Из семи двигательных паттернов, применяемых в функциональной оценке движений, наиболее существенную прикладную значимость в констатирующем педагогическом эксперименте показали приседание в глубину и разгибание рук в упоре лежа [7]. В соответствии с результатами исследований C. Bishop с соавт., они выступают наиболее весомыми маркерами качества функционирования мышц кора, а также предикторами возможности получения бесконтактной травмы среди всех семи тестируемых двигательных шаблонов [9]. Подобная точка зрения согласуется с данными учебных изданий Американской национальной академии спортивной медицины, в которых приводятся объективные аргументы, указывающие на то, что более изолированно изучить состояние скелетной мускулатуры пояснично-тазобедренного комплекса возможно путем задействования следующих двигательных паттернов - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседание с руками над головой [5].
Специфика данных паттернов заключается в том, что при помощи функционально-скринингового метода возможно установить конкретные двигательные компенсации в мышцах кора. Их проявление имеет прямую взаимосвязь с наличием отклонений в функционировании и свойствах ОДА, детерминантой которых выступает недостаточная активность задействованных мышц и/или их потенциальная сверхактивация.
Получаемые результаты в ходе скрининга указанных контрольных двигательных паттернов, позволяют установить шесть отличных друг от друга отклонений локомоторной системы в виде двигательных компенсаций со стороны пояснично-тазобедренного комплекса [5]. Отсюда вытекает, что нарушение в виде наличия компенсаторного движения при выполнении двигательного паттерна (характер устанавливаемого отклонения), будет выступать важным признаком, обуславливающими направленность физических нагрузок кор-тренировки со студентами. Устранение выявленных компенсаторных движений надлежит осуществлять через корригирующее воздействие дозированных физических нагрузок (регуляция морфофункциональных свойств костно-мышечной системы), по причине специфичности оказываемых ими на организм тренировочных эффектов [5, 10]. К тому же, по характеру физические нагрузки должны быть тренировочными, а по величине - умеренными/средними.
Применение в рамках исследования контрольных двигательных паттернов позволило выявить ряд компенсаторных движений в пояснично-тазобедренном комплексе обучающихся (таблица 1).
Таблица 1 - Компенсаторные движения в мышцах кора у юношей(п=30) и девушек (п=30) при выполнении контрольных двигательных паттернов_
Количество человек с
Двигательные паттерны Типы компенсаторных движений отклонениями
Юноши Девушки
Чрезмерный наклон корпуса вперед 6 4
Приседание с руками над Чрезмерный прогиб поясницы 4 6
головой Округление нижней части спины 8 5
Асимметричное расположение таза 6 7
Сгибание и разгибание рук в Чрезмерный прогиб поясницы 2 4
упоре лежа Округление нижней части спины 6 8
По результатам примененных скрининговых движений, у 22 юношей (73,3 %) и 18 девушек (60 %) было зафиксировано наличие одного и более компенсаторных движений в мышцах кора и только у 8 (26,7 %) и 12 (40 %), соответственно, не было обнаружено отклонений в свойствах ОДА.
Зафиксированные нарушения в функционировании костно-мышечной системы более чем у половины испытуемых свидетельствуют о необходимости применения дозированных физических нагрузок коррекционного содержания, что, учитывая специфику ука-
занных паттернов, позволяет определить конкретный участок ОДА и локализацию мышц пояснично-тазобедренного комплекса, требующих их воздействия.
На основании вышеизложенного правомочно заключить, что показатель в виде качества выполнения основных двигательных паттернов целесообразно использовать как один из критериев определения состояния мышц кора, обуславливающий направленность физических нагрузок кор -тренировки со студентами.
Учитывая исключительную важность состояния мышц кора, в связи со спецификой их функционирования, отдельного внимания заслуживает определение уровня статической силовой выносливости. По итогам анализа данных констатирующего эксперимента, у студентов четвертого курса абсолютные величины в показателях статической силовой выносливости мышц кора статистически достоверно были ниже, чем аналогичные результаты первокурсников (в среднем от 16,2 % до 29,5 % у юношей и от 17,4 % до 29,7 % у девушек) [6]. Согласно результатам исследовательской деятельности профессора 8.М. МевШ, у испытуемых с дорсалгиями и/или ортопедическими нарушениями в функционировании позвоночного столба при выполнении статических упражнений (мод. теста В1еп^-§огешеп, удержание угла 60° сидя, латеральные планки), определяющих силовую выносливость мышц кора, фиксируются более низкие величины в сравнении с практически здоровыми обследуемыми [11]. Это, в свою очередь, свидетельствует о наличии потенциально высокого риска возникновения у студентов в период получения высшего образования деструктивных нарушений позвоночника и ОДА в целом [6-8].
Указанные контрольные статические упражнения позволяют исследовать состояние силовых способностей отдельных сегментов мышц кора (сгибатели/разгибатели туловища, латеральные стороны туловища), с целью выявления наиболее отстающих и/или недостаточно подготовленных участков. Следовательно, определение уровня силовых способностей мышц кора, позволяет заключить, что типом нарушения (характер устанавливаемого отклонения) в данном случае будет выступать низкий или недостаточный уровень статической силовой выносливости одного или нескольких сегментов пояснично-тазобедренного комплекса. Учитывая тот факт, что характеристики силовых способностей мышц кора в большей мере зависят от состояния скелетной мускулатуры, необходимо повышать их физические и физиологические свойства, что наиболее эффективно осуществлять через воздействие дозированных тренировочных физических нагрузок. По характеру физические нагрузки должны быть тренировочными; по величине - средними/высокими; по направленности на биомоторные характеристики - на совершенствование силовых способностей; по величине воздействия тренировочных эффектов на организм - развивающими.
Определение уровня статической силовой выносливости испытуемых и апробация правомочности дальнейшего использование полученных данных как признака, предопределяющего направленность кор-тренировки со студентами, осуществлялось в рамках первого этапа формирующего педагогического эксперимента (таблица 2).
Таблица 2 - Абсолютные величины статической силовой выносливости мышц кора юношей (п=30) и девушек (п=30)___
Показатели силовой выносливости мышц кора Юноши (Х±о) Девушки (Х±о)
Левая латеральная планка, с 72,3±7,2 59,8±11
Правая латеральная планка, с 78±10,7 63,8±9,1
Удержание угла 60° сидя, с 118,8±11,2 99,4±11
Мод. теста Biering-Sorensen, с 151,2±25,1 132,5±25,7
Результаты испытуемых первого этапа формирующего эксперимента незначительно отличались от результатов первокурсников констатирующего эксперимента: от -0,1 секунды (левая латеральная планка) до -8,8 секунды (мод. теста В1еп^-8огешеп) у юношей; от -4,6 секунды (мод. теста В1еп^-8огешеп) до +2,6 секунды (левая латеральная планка) у девушек [6]. Это позволяет предположить, что результаты показателей силовых
способностей мышц кора юношей и девушек, зафиксированные у испытуемых в первом этапе констатирующего педагогического эксперимента, в динамике обладают потенциально высокой вероятностью ухудшения по причине их согласованности с данными обследуемых в констатирующем эксперименте (отсутствие статистически достоверных различий между их результатами), где результаты четвертого курса отличались от первого в среднем на 16,2 %-29,7 % и характеризовались увеличением количества выявленных дорсалгий и болевых ощущений у обучающихся при выполнении импиджмент-тестов [67]. По причине важности статической силовой выносливости мышц кора, как достаточно существенного показателя устойчивости мышц-стабилизаторов в отношении воздействия внешних физических нагрузок и принимая во внимание значительный риск ухудшения их состояния в динамике, кондиционирование уровня силовой выносливости является целесообразным и необходимым. Следовательно, уровень статической силовой выносливости мышц кора студентов может выступать одним из критериев определения их состояния, обуславливающий направленность физических нагрузок кор-тренировки со студентами.
Согласно профессору 8.М. МсвШ, при сопоставлении абсолютных величин статической силовой выносливости мышц-стабилизаторов между собой, возможно определить состояние гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств мышц кора [11]. Важность состояния гармоничности в архитектонике сегментов мышц кора была подчеркнута рядом ученых [1, 4], поскольку при соотношении показателей силовых способностей различных сегментов пояснично-тазобедренного комплекса с коэффициентами гармоничности 8.М. МсвШ, и в случае их несоответствия установленным параметрам, у испытуемых зачастую наблюдаются дорсалгии и/или различного рода дисфункции в области позвоночного столба [6, 11].
Учитывая тот факт, что наличие нарушений в состоянии гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств различных сегментов пояснично-тазобедренного комплекса (характер устанавливаемого отклонения) - есть отклонение в функционировании костно-мышечной системы, следовательно, их устранение изначально должно основываться преимущественно на корригирующем воздействии дозированных физических нагрузок, а в последствии, в зависимости от уровня физической подготовленности обследуемого и степени отклонения от коэффициента, применяются физические нагрузки тренировочного воздействия. Следует конкретизировать, что требуемые физические нагрузки по характеру могут быть тренировочными; по величине - умеренными/средними или высокими; по направленности на биомоторные характеристики - на совершенствование силовых способностей; по величине тренировочных эффектов, оказывающих воздействие на организм - развивающими.
Полученные в первом этапе формирующего педагогического эксперимента данные при сопоставлении результатов показателей силовых способностей мышц кора с коэффициентами гармоничности, позволили выявить у значительного количества испытуемых отклонения в состоянии гармоничности архитектоники физических и физиологических свойств различных сегментов пояснично-тазобедренного комплекса (таблица 3).
Таблица 3 - Сопоставление показателей силовой выносливости мышц кора юношей (п=30) и девушек (п=30) с коэффициентами гармоничности_
Коэффициенты гармоничности, предложенные 8.М. МсОШ [97] Количество испытуемых, у которых результаты силовых способностей мышц кора не соответствуют коэффициентам гармоничности
Юноши Девушки
Соотношение латеральных сторон туловища (К>0,95) 23 28
Соотношение сгибателей туловища к разгибателям (К<1,0) 4 3
Соотношение латеральных сторон к разгибателям туловища (К<0,75) Правая 5 3
Левая 3 5
Последующий анализ установил, что у 76,7 % юношей и 93,3 % девушек при соотношении латеральных сторон была выявлена разница в показателях, которая превышала
допустимое пятипроцентное значение [6].
Стоит отметить, что наличие дисбаланса в архитектонике физических и физиологических свойств различных сегментов мышц кора заключается в том, что в момент функционирования мышц-стабилизаторов, некоторые участки из данной совокупности скелетных мышц выполняют существенно больший объем физической нагрузки, который, зачастую, превышает их функциональные возможности. Вследствие, возникает сверхактивная мускулатура и рассогласованность в морфофункциональных свойствах мышц кора. Подобная ситуация может привести в дальнейшем к возникновению дефектов в ОДА.
Таким образом, состоянии гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств различных сегментов мышц кора будет выступать еще одним критерием определения их состояния, обуславливающим направленность физических нагрузок кор-тренировки со студентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя целостный итог данному исследованию, целесообразно констатировать следующее:
1. В качестве критериев, позволяющих определить состояние мышц кора студентов выступают: качество выполнения основных двигательных паттернов; состояние гармоничности в архитектонике физических и физиологических свойств мышц кора; уровень статической силовой выносливости скелетной мускулатуры кора. Следует отметить, что только в результате их совместного применения представляется возможным качественно и достаточно эффективно исследовать общее состояние мышц кора обучающихся.
2. Определение направленности физических нагрузок кор-тренировки со студентами рационально осуществлять сообразно специфике выявленных критериев. Это позволит разработать тренировочную программу кор-тренировки для студентов, с целью эффективного кондиционирования состояния мышц кора и ОДА в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Риал Т. Восстановление мышц тазового дна и мышц кора при помощи гипопрессивной гимнастики (техника Low Pressure Fitness) / Т. Риал, П. Пинсач // Спортивная медицина: наука и практика . - 2016. - № 2. - С. 68-72.
2. Калюжный И.В. Улучшение физической подготовленности волейболистов 9-11 лет с помощью комплекса упражнений на развитие мышц кора / И.В. Калюжный, Д.С. Учасов // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 63-6. - С. 79-82.
3. Платоно, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник [для тренеров] / В.Н. Платонов. - Кн. 2. - Киев : Олимпийская литературв, 2015. - 752 с.
4. Gamble P. An integrated approach to training core stability / P. Gamble. // Strength and Conditioning Journal. - 2007. - № 29-1. - P. 58-68.
5. Clark M.A. NASM essentials of personal fitness training / M.A. Clark, S.C. Lucett, B.G. Sutton. - 4th ed., 2012. - 652 p.
6. Холод М.А. Динамика показателей силовой выносливости мышц кора студентов технического университета в процессе получения высшего образования / М.А. Холод, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. - 2021. - № 2. - С. 103-107.
7. Холод М.А. Динамика показателей опорно-двигательного аппарата студентов в процессе получения высшего образования на основе результатов функциональной оценки движений / М.А. Холод, Р.Э. Зимницкая // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки. - 2021. - № 7. - С. 92-95.
8. Холод М.А. Функциональный скрининг движений как способ определения состояния пояснично-тазобедренного комплекса студентов / М.А. Холод, А.В. Солонец // Прикладная спортивная наука. - 2021. - № 1. - С. 19-27.
9. Bishop C. Assessing movement using a variety of screening tests / C. Bishop, P. Read, S. Walker, A.N. Turner // Professional strength and conditioning. - 2015. - Vol. 37. - P. 17-26.
10. Clark M.A. NASM essentials of corrective exercise training / M.A. Clark, S.C. Lucett. - 1st ed., 2011. - 438 p.
11. McGill S.M. Low back disorders: evidence-based prevention and rehabilitation / S.M. McGill. - 2nd ed. - Champaign, IL : Human Kinetics, 2002. - 328 p.
REFERENCES
1. Rial, T. and Pinsach, P. (2016), "Restoration of pelvic floor muscles and core muscles using hypopressive gymnastics (Low Pressure Fitness technique)", Journal Sport. Med.: science and practice, Vol. 2, pp. 68-72.
2. Kalyuzhny, I.V. and Uchasov, D.S. (2020), "Improving the physical fitness of volleyball players aged 9-11 years with the help of a set of exercises for the development of core muscles", Journal Trends in the development of science and education, Vol. 63 No. 6, pp. 79-82.
3. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, 2nd ed., Olympic literature, Kiev.
4. Gamble, P. (2007), "An integrated approach to training core stability", Strength and Conditioning Journal, Vol. 29 No 1, pp. 58-68.
5. Clark M.A., Sutton, B.G. and Lucett, S. (2012), NASM essentials ofpersonal fitness training, 4th ed.,. Jones and Bartlett Learning.
6. Kholad, M.A. and Zimnitskaya, R.E. (2021), "Dynamics of indicators of strength endurance of the core muscles of technical University students in the process of obtaining higher education", Journal The world of sports, Vol. 2, pp. 103-107.
7. Kholad, M.A. and Zimnitskaya, R.E. (2021), "Dynamics of indicators of the musculoskeletal system of students in the process of obtaining higher education based on the results of functional assessment of movements", Journal Bulletin of PSU. Series E, Pedagogical Sciences, Vol. 7, pp. 92-95.
8. Kholad, M.A. and Solonets A.V. (2021), "Functional screening of movements as a way to determine the state of the lumbo-pelvic-hip complex of students", Journal Applied sports science, Vol. 1, pp. 19-27.
9. Bishop, C., Read, P., Walker, S. and Turner A.N. (2015), "Assessing movement using a variety of screening tests", Journal Professional strength and conditioning, Vol. 37, pp. 17-26.
10. Clark M.A., Lucett, S. and Sutton, B.G. (2011), NASM essentials of corrective exercise training, 1st ed., Jones and Bartlett Learning.
11. McGill, S.M. (2002), Low back disorders: Evidence based prevention and rehabilitation, 2nd ed,. Champaign, IL, Human Kinetics.
Контактная информация: miharaven37@gmail.com
Статья поступила в редакцию 19.12.2021
УДК 796.012.67
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КОР-ТРЕНИРОВКИ
СО СТУДЕНТАМИ
Михаил Александрович Холод, старший преподаватель, Регина Эдуардовна Зимниц-кая, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Олегович Бурков, преподаватель, Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются и анализируются требования, позволяющие осуществить достаточно эффективный отбор физических упражнений для кор-тренировки со студентами. Описываются специфические особенности подобранных средств, а также несколько конкретизируется (раскрывается) их прикладная значимость. Актуализируется важность применения в образовательном процессе обучающихся кор-тренировки, как современного фитнес-направления, способствующего целенаправленно осуществлять воздействие на мышцы-стабилизаторы таза, бедра, позвоночного столба (мышцы кора). Установленные требования к отбору физических упражнений