Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВЫ ИЗБЕГАНИЯ / МОТИВЫ ПРЕСТИЖА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОТИВЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цакаев Сайдамин Шамаевич

В статье проведен анализ уровня мотивации обучающихся вуза физической культуры, являющейся важнейшей детерминантой успешной учебной деятельности, с использованием методики диагностики учебной мотивации студентов (авторы: А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). Данная методика включает в себя семь важнейших составляющих: коммуникативные мотивы определяют потребности в межличностном общении; мотивы избегания характеризуют стремление личности к минимизации ошибок и неудач; мотивы престижа опираются на самореализации личности, повышения собственного статуса; профессиональные мотивы обуславливают выбор личностью профессии и побуждают к осознанной, эффективной профессиональной деятельности; учебно-познавательные мотивы характеризуют соотношение собственно мотивационной и операционной составляющей учебной деятельности и направлены на усвоение способов действий в конкретной области и изучаемого учебного предмета; мотивы творческой самореализации обеспечивают пробуждение и постоянную поддержку стремления обучающихся к самообразованию; социальные мотивы, связанные со стремлением получать общественно значимые знания и определяющие осознание социальной необходимости обучающегося, помогают ему занять собственную личностную позицию по отношению к окружающим, характеризующуюся такими качествами, как честолюбие и чувство самоуважения, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, стремление к транслированию личностных свойств. Проведенное в рамках данной методики исследование среди студентов вуза физической культуры 3-го курса обучения Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма показало высокую значимость профессиональных, учебнопознавательных мотивов и мотивов творческой самореализации, что подтверждает конструктивные мотивационные установки в учебной деятельности обучающихся вуза физической культуры, и, при этом, указывает на необходимость повышения значимости коммуникативных и социальных мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF MOTIVATION OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OFPHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article analyzes the level of motivation of students of the University of physical culture, which is the most important determinant of successful educational activity, using the methodology of diagnostics of students' educational motivation (authors: A.A. Rean and V.A. Yakunin, modification by N.C. Badmaeva). This technique includes seven important components: communicative motives determine the needs for interpersonal communication; avoidance motives characterize a person's desire to minimize mistakes and failures; the motives of prestige are based on self-realization of the individual, raising their own status; professional motives determine a person's choice of profession and encourage conscious, effective professional activity; educational and cognitive motives characterize the ratio of the actual motivational and operational component of educational activity and are aimed at mastering the methods of action in a specific area and the studied subject; the motives of creative self-realization provide awakening and constant support of the students' desire for self-education; social motives associated with the desire to obtain socially significant knowledge and determining the awareness of the social necessity of the student, help him to take his own personal position in relation to others, characterized by qualities such as ambition and a sense of self-esteem, the desire to enjoy authority among peers, the desire to broadcast personal properties. The research conducted within the framework of this methodology among students of the University of Physical Culture of the 3rd year of study of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism showed the high importance of professional, educational and cognitive motives and motives of creative self-realization, which confirms constructive motivational attitudes in the educational activities of students of the University of physical culture, and, at the same time, indicates the need to increase the importance of communicative and social motives.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

6. Clark M. A. NASM essentials of personal fitness training / M.A. Clark, S.C. Lucett, B.G. Sutton. - 4th ed., 2012. - 652 p.

7. Бомпа Т. Периодизация спортивной тренировки / Т. Бомпа, К.Б. Буццичелли. - Москва : Спорт, 2016. - 384 с.

8. McGill, S.M. Low back disorders: evidence-based prevention and rehabilitation / S.M. McGill. - 2nd ed. - Champaign, IL : Human Kinetics, 2002. - 328 p.

9. Валеев, Р.Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Валеев Ренат Фоадович. - Москва, 2003. - 164 c.

REFERENCES

1. Kholad, M.A. and Zimnitskaya, R.E. (2021), "Dynamics of indicators of strength endurance of the core muscles of technical University students in the process of obtaining higher education", Journal The world of sports, Vol. 2, pp. 103-107.

2. Rial, T. and Pinsach, P. (2016), "Restoration of pelvic floor muscles and core muscles using hypopressive gymnastics (Low Pressure Fitness technique)", Journal Sport. Med.: science and practice, Vol. 2, pp. 68-72.

3. Kalyuzhny, I.V. and Uchasov, D.S. (2020), "Improving the physical fitness of volleyball players aged 9-11 years with the help of a set of exercises for the development of core muscles", Journal Trends in the development of science and education, Vol. 63 No 6, pp. 79-82.

4. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, 2nd ed., Olympic literature, Kiev.

5. Gamble, P. (2007), "An integrated approach to training core stability", Strength and Conditioning Journal, Vol. 29 No 1, pp. 58-68.

6. Clark M.A., Sutton, B.G. and Lucett, S. (2012), NASM essentials ofpersonal fitness training, 4th ed.,. Jones and Bartlett Learning.

7. Bompa, T. and Buzzichelli, K.B. (2016), Periodization of sports training, Sports, Moscow.

8. McGill, S.M. (2002), Low back disorders: Evidence based prevention and rehabilitation, 2nd ed,. Champaign, IL, Human Kinetics.

9. Valeev, R.F. (2003), Improving the health of children 7-9 years old with abnormalities in the state of the vertebral part of the musculoskeletal system by means of therapeutic physical culture, dissertation, Moscow.

Контактная информация: miharaven37@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.12.2021

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Сайдамин Шамаевич Цакаев, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

В статье проведен анализ уровня мотивации обучающихся вуза физической культуры, являющейся важнейшей детерминантой успешной учебной деятельности, с использованием методики диагностики учебной мотивации студентов (авторы: А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). Данная методика включает в себя семь важнейших составляющих: коммуникативные мотивы определяют потребности в межличностном общении; мотивы избегания характеризуют стремление личности к минимизации ошибок и неудач; мотивы престижа опираются на самореализации личности, повышения собственного статуса; профессиональные мотивы обуславливают выбор личностью профессии и побуждают к осознанной, эффективной профессиональной деятельности; учебно-познавательные мотивы характеризуют соотношение собственно мотивационной и операционной составляющей учебной деятельности и направлены на усвоение способов действий в конкретной области и изучаемого учебного предмета; мотивы творческой самореализации обеспе-

чивают пробуждение и постоянную поддержку стремления обучающихся к самообразованию; социальные мотивы, связанные со стремлением получать общественно значимые знания и определяющие осознание социальной необходимости обучающегося, помогают ему занять собственную личностную позицию по отношению к окружающим, характеризующуюся такими качествами, как честолюбие и чувство самоуважения, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, стремление к транслированию личностных свойств.

Проведенное в рамках данной методики исследование среди студентов вуза физической культуры 3-го курса обучения Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма показало высокую значимость профессиональных, учебно-познавательных мотивов и мотивов творческой самореализации, что подтверждает конструктивные мотивационные установки в учебной деятельности обучающихся вуза физической культуры, и, при этом, указывает на необходимость повышения значимости коммуникативных и социальных мотивов.

Ключевые слова: диагностика, учебная мотивация, коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, учебно-познавательные мотивы обучающиеся, мотивы творческой самореализации, социальные мотивы, вуз физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p404-407

ANALYSIS OF THE LEVEL OF MOTIVATION OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Saydamin Shamaevitch Tsakaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The article analyzes the level of motivation of students of the University of physical culture, which is the most important determinant of successful educational activity, using the methodology of diagnostics of students' educational motivation (authors: A.A. Rean and V.A. Yakunin, modification by N.C. Badmae-va). This technique includes seven important components: communicative motives determine the needs for interpersonal communication; avoidance motives characterize a person's desire to minimize mistakes and failures; the motives of prestige are based on self-realization of the individual, raising their own status; professional motives determine a person's choice of profession and encourage conscious, effective professional activity; educational and cognitive motives characterize the ratio of the actual motivational and operational component of educational activity and are aimed at mastering the methods of action in a specific area and the studied subject; the motives of creative self-realization provide awakening and constant support of the students' desire for self-education; social motives associated with the desire to obtain socially significant knowledge and determining the awareness of the social necessity of the student, help him to take his own personal position in relation to others, characterized by qualities such as ambition and a sense of self-esteem, the desire to enjoy authority among peers, the desire to broadcast personal properties.

The research conducted within the framework of this methodology among students of the University of Physical Culture of the 3rd year of study of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism showed the high importance of professional, educational and cognitive motives and motives of creative self-realization, which confirms constructive motivational attitudes in the educational activities of students of the University of physical culture, and, at the same time, indicates the need to increase the importance of communicative and social motives.

Keywords: diagnostics, educational motivation, communicative motives, avoidance motives, prestige motives, professional motives, educational and cognitive motives of students, motives of creative self-realization, social motives, university of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование учебной мотивации является одной из важнейших проблем образовательного процесса, которая связана с отсутствием потребности обучающихся к получению универсальных знаний, умений и навыков. При этом выявление характера учебной мотивации играет важнейшую роль в определении воздействия со стороны педагогов. Особое значение в определении мотивации имеют методики, направленные на изучение

различных компонентов педагогического процесса в вузе физической культуры. Одной из таких методик является методика диагностики учебной мотивации студентов - авторы:

A.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой), где мотивы обучения распределены по 7 направлениям (коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные, учебно-познавательные, социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации.

В основе коммуникативной мотивации лежит потребность в обмене между людьми информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками, познавательной или эмоциональной информацией процесс их взаимовлияния и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Мотив общения понимается А.Н. Леонтьевым как объект общения, т.е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению [1].

Мотивы избегания характеризуются стремлением личности к организации своей жизнедеятельности таким образом, чтобы минимизировать неудачи, ошибки, в поведении преобладает осторожность, боязливость и тревожность, отсутствуют риски. Мотивы избегания связаны с боязнью обесценивания себя в собственном мнении и в глазах окружающих и боязнью, не затрагивающие «Я» последствий. Субъекты, склонные к потребности избегания, берутся за решение только легких задач, когда успех гарантирован.

Мотив престижа опирается на стремление к самореализации, повышению статуса, карьерному прорыву. А также - на желание увидеть признание своих заслуг в форме уважения.

Мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация -это «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [1], или «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей». Самореализация - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.

На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей [2]. Учебно-познавательные мотивы характеризуют соотношение собственно мотивационной и операционной составляющей учебной деятельности и направлены на усвоение способов действий в конкретной области и изучаемого учебного предмета

Социальные мотивы связаны, с одной стороны, со стремлением получать общественно значимые знания и определяют осознание социальной необходимости обучающегося, а с другой стороны, помогают ему занять собственную личностную позицию по отношению к окружающим.

Личностная позиция обучающегося характеризуется такими качествами, как честолюбие и чувство самоуважения, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, стремление к транслированию личностных свойств.

Объект исследования - образовательный процесс в вузе физической культуры. Задача исследования - определить уровень мотивации обучающихся вуза физической культуры на основе методики диагностики учебной мотивации студентов (авторы: А.А.Реан и

B.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой). Предмет исследования - особенности мотивации учебной деятельности обучающихся вуза физической культуры и спорта. Методы исследования: логико-содержательный анализ разрешаемой проблемы, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент. Цель исследования - доказать необходимость учета мотивационных особенностей обучающихся вуза физической культуры в образовательном процессе.

В исследовании приняли участие 55 студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма 3 курса направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта»). Результаты эксперимента приведены в нижеследующей таблице.

Таблица - Результаты эксперимента

Шкалы 1 2 3 4 5 6 7

Шкала 1 -Коммуникативные мотивы 3,39±1,59 р<0,01 р>0,05 0 р>0,05 р>0,05 р>0,05

Шкала 2 - Мотивы избегания 2,4±1,43 0 р>0,05 0 0 0 0

Шкала 3 - Мотивы престижа 2,82±1,74 р>0,05 р>0,05 0 0 0 р>0,05

Шкала 4 -Профессиональные мотивы 4,3±0,97 р<0,01 р<0,01 р<0,01 р>0,05 р<0,01 р<0,01

Шкала 5 - Мотивы творческой самореализации 3,81±1,51 р>0,05 р<0,01 р<0,05 р>0,05 р>0,05 р>0,05

Шкала 6 - Учебно-познавательные мотивы 3,62±1,32 р>0,05 р<0,01 р<0,05 0 р>0,05 р>0,05

Шкала 7 - Социальные мотивы 3,44±1,48 р>0,05 р<0,01 р>0,05 0 р>0,05 р>0,05

Согласно полученным данным, можно сделать следующие выводы:

1. Профессиональные мотивы обучения у обучающихся 3 курса занимают ведущие позиции в иерархии мотивов и имеют значимые различия с такими мотивами, как коммуникативные, избегания, престижа, учебно-познавательные и социальные.

2. Учебно-познавательные мотивы и мотивы творческой самореализации имеют значимые различия по сравнению с мотивами престижа и избегания.

3. Социальные и коммуникативные мотивы обладают равной значимостью, превосходя по значимости мотивы избегания.

4. Наименее значимыми мотивами являются мотивы престижа и избегания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало высокую значимость прежде всего профессиональных, учебно-познавательных мотивов и мотивов творческой самореализации по сравнению мотивами престижа и избегания, что в целом, определяет конструктивные мо-тивационные установки в учебной деятельности обучающихся вуза физической культуры, и, при этом, указывает на необходимость усиления влияния коммуникативных и социальных мотивов.

Результаты нашего исследования позволяют определить как основную метапред-метную и межпредметную направленность учебной деятельности обучающихся вуза физической культуры, реализующуюся в двуединстве целей учебно-воспитательного процесса - подготовке через спортивную деятельность к жизни и последующему профессиональному труду и повышении спортивных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / А.А. Крылов, С.А. Маничев. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 560 с.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.

REFERENCES

1. Krylov, A.A. and Manicheva, S.A. (2000), Workshop on general, experimental and applied psychology, Peter, St. Petersburg.

2. Elkonin, D.B. (1989), Selected psychological works, Pedagogy, Moscow.

Контактная информация: tsakaevsaydamin@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.