Научная статья на тему 'Требования к компетенциям выпускников инженерных программ'

Требования к компетенциям выпускников инженерных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чучалин А., Боев О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к компетенциям выпускников инженерных программ»

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

Требования к компетенциям выпускников инженерных программ

А. ЧУЧАЛИН, профессор О. БОЕВ, профессор Томский политехнический университет

Развитие высшего профессионального образования в России в последние годы сопровождается двумя позитивными процессами. Первый связан с разработкой концепции и макета нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), предполагающего более решительный переход на двухуровневую подготовку специалистов в соответствии с принятыми обязательствами о вхождении страны в Европейское пространство высшего образования с ориентацией на компетенции выпускников при формировании структуры и содержания соответствующих образовательных программ. Второй важный процесс - формирование и развитие государственно- общественной системы гарантий качества высшего образования, предусматривающей государственную и общественно-профессиональную аккредитацию вузов и образовательных программ.

Ассоциация инженерного образования России (АИОР) какобщероссийская общественная организация, объединяющая работников вузов, представителей инженерной профессии, академической и прикладной науки и имеющая региональные отделения в 60 субъектах РФ, принимает деятельное участие в указанных процессах, касающихся инженерного образования [1]. В частности, усилиями АИОР успешно развивается национальная система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов в области техники и технологий [2].

В 2002 г. в АИОР созданы Аккредитационный центр и Аккредитационный совет, состоящий из авторитетных работников

высшей школы, представителей науки и промышленности. Разработаны критерии и процедуры оценки качества и аккредитации инженерных программ с опорой на лучшие традиции отечественной инженерной школы и учетом мирового опыта, в частности использовались критерии ABET Engineering Criteria - 2000, ориентированные на оценку компетенций выпускников как результатов обучения [3].

Ассоциация инженерного образования России и Министерство образования РФ в 2003 г. заключили соглашение о совместной деятельности по развитию системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий [4] . Тогда же Аккредитационным центром АИОР были аккредитованы первые 12 программ в 6 ведущих технических университетах России.

В 2003-2007 гг. деятельность АИОР по развитию системы общественно-профессиональной аккредитации осуществлялась в направлении совершенствования критериев и процедур, расширения сотрудничества с государственными органами управления образованием, общественно-профессиональными ассоциациями и союзами, промышленными и деловыми кругами, ведущими зарубежными и международными организациями в области качества инженерного образования. Велась работа по увеличению количества аккредитованных программ в отечественных вузах [5, 6].

В тот период АИОР заключила соглашения о сотрудничестве в области оценки качества инженерных программ с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Торгово-промышленной

26

Высшее образование в России • № 9, 2007

палатой РФ, Академией инженерных наук, укрепила деловые контакты с Российской академией наук, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Союзом научных и инженерных обществ и другими организациями.

В 2004-2006 гг. АИОР активно участвовала в выполнении международного проекта EUR-ACE по созданию в Европе системы аккредитации инженерного образования в рамках Болонского процесса, способствовала вступлению России в FEANI (Federation Europeenne d’Associations Nationales d’Ingenieurs). С 2006 г. АИОР стала представлять Россию в европейской сети по аккредитации инженерного образования ENAEE (European Network for Accreditation of Engineering Education) и получила право, наряду с аналогичными организациями Великобритании, Франции, Германии и других стран, присваивать аккредитованным программам Европейский знак качества (EUR-ACE Label) [7, 8]. В 2007 г. первые шесть аккредитованных АИОР программ российских вузов получили такой знак.

В 2003-2007 гг. АИОР успешно развивала сотрудничество с национальными агентствами, аккредитующими инженерные программы в странах - участницах Вашингтонского соглашения (Washington Accord, WA), таких как США, Канада, Великобритания, Япония, Австралия и др., а также с организациями, сертифицирующими и регистрирующими «профессиональных инженеров» в рамках международного консорциума Engineers Mobility Forum (EMF) [9,10].

В июне 2007 г. АИОР получила статус ассоциированного члена Вашингтонского соглашения, авторитетной организации в области оценки качества инженерного образования, что явилось международным признанием созданной в России национальной системы общественно-профессиональной аккредитации инженерных программ.

В настоящее время Аккредитационным центром АИОР уже аккредитовано 50 программ в области техники и технологий, ре-

ализующихся в 20 российских вузах. Еще более 40 программ заявлены на аккредитацию в 2007-2008 гг., что подтверждает востребованность созданной системы.

Накопленный опыт в области оценки качества инженерного образования позволяет рекомендовать при разработке новых программ подготовки бакалавров в рамках ФГОС ВПО ориентироваться на требования WA к компетенциям выпускников инженерных программ, изложенные в документе Graduate Attributes and Professional Competencies, а при разработке новых программ подготовки специалистов и магистров - на требования EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes к выпускникам инженерных программ второго цикла [11,12].

Требования к компетенциям бакалавров, магистров и специалистов

В связи с разработкой и планируемым введением ФГОС ВПО и вступлением Ассоциации инженерного образования России в члены международных организаций ENAEE и Washington Accord Аккредитационный центр АИОР совершенствует критерии и процедуры аккредитации инженерных программ первого и второго уровней. В частности, планируется изменение редакции Критерия 5 «Подготовка к профессиональной деятельности » с целью его большей адаптации к требованиям WA Graduate Attributes and Professional Competencies для программ первого уровня (бакалавриат) и требованиям EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes для программ второго уровня (магистратура, специалитет).

Критерием 5 «Подготовка к профессиональной деятельности» в новой редакции, предложенной методической комиссией Аккредитационного центра АИОР, предусматривается, что выпускники, успешно освоившие образовательные программы в области техники и технологий соответствую-

На перекрестке мнений

27

щего уровня, должны демонстрировать следующее.

1. Профессиональные компетенции

1.1 Фундаментальные знания (бакалавр)

Применять базовые и специальные математические, естественно-научные, социально-экономические и профессиональные знания в широком (в том числе междисциплинарном) контексте в комплексной инженерной деятельности.

(магистр, специалист)

Применять глубокие математические, естественно-научные, социально-экономические и профессиональные знания в междисциплинарном контексте в инновационной инженерной деятельности.

1.2 Инженерный анализ (бакалавр)

Ставить и решать задачи комплексного инженерного анализа с использованием базовых и специальных знаний, современных аналитических методов и моделей. (магистр, специалист)

Ставить и решать инновационные задачи инженерного анализа с использованием глубоких фундаментальных и специальных знаний, аналитических методов и сложных моделей в условиях неопределенности.

1.3 Инженерное проектирование (бакалавр)

Выполнять комплексные инженерные проекты с применением базовых и специальных знаний, современных методов проектирования для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию, с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений.

(магистр, специалист)

Выполнять инновационные инженерные проекты с применением глубоких и принципиальных знаний, оригинальных методов проектирования для достижения новых результатов, обеспечивающих конкурентные преимущества в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений.

1.4 Исследования (бакалавр)

Проводить комплексные инженерные исследования, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных с применением базовых и специальных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов.

(магистр, специалист)

Проводить инновационные инженерные исследования, включая критический анализ данных из мировых информационных ресурсов, сложный эксперимент, формулировку выводов в условиях неоднозначности с применением глубоких и принципиальных знаний и оригинальных методов для достижения требуемых результатов.

1.5 Инженерная практика (бакалавр)

Выбирать и использовать на основе базовых и специальных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения комплексной практической инженерной деятельности с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений.

(магистр, специалист)

Создавать и использовать на основе глубоких и принципиальных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения практической инновационной инженерной деятельности в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений.

1.6 Ориентация на работодателя (бакалавр)

Применять знания в области специализации, в том числе связанные с особенностями задач, объектов и видов комплексной инженерной деятельности на предприятиях и в организациях - потенциальных работодателях, а также следовать их корпоративной культуре.

(магистр, специалист)

Применять знания в области специализации, в том числе связанные с особенностями задач, объектов и видов инновацион-

28

Высшее образование в России • № 9, 2007

ной инженерной деятельности на предприятиях и в организациях - потенциальных работодателях, следовать их корпоративной культуре.

2. Универсальные и личностные компетенции

2.1 Проектный и финансовый менеджмент

(бакалавр)

Использовать базовые и специальные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, для ведения комплексной инженерной деятельности.

(магистр, специалист)

Использовать глубокие и принципиальные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, а также международного менеджмента для ведения инновационной инженерной деятельности.

2.2 Коммуникации

(бакалавр)

Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности.

(магистр, специалист)

Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, активно владеть иностранным языком, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты инновационной инженерной деятельности, в том числе на иностранном языке.

2.3 Индивидуальная и командная работа

(бакалавр)

Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных инженерных задач.

(магистр, специалист)

Эффективно работать индивидуально,

в качестве члена и руководителя группы, в том числе междисциплинарной и международной, с ответственностью за работу коллектива при решении инновационных инженерных задач.

2.4 Профессиональная этика (бакалавр)

Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения комплексной инженерной деятельности.

(магистр, специалист)

Демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения инновационной инженерной деятельности.

2.5 Социальная ответственность (бакалавр)

Демонстрировать знание правовых, социальных и культурных аспектов комплексной инженерной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности. (магистр, специалист)

Демонстрировать глубокое знание правовых, социальных и культурных аспектов инновационной инженерной деятельности, компетентность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности.

2.6 Экологическая ответственность (бакалавр)

Демонстрировать знание и понимание экологических последствий комплексной инженерной деятельности для решения проблем устойчивого развития.

(магистр, специалист) Демонстрировать глубокое знание и понимание экологических последствий инновационной инженерной деятельности для принципиального решения проблем устойчивого развития.

2.7 Обучение в течение всей жизни (бакалавр, магистр, специалист)

Осознавать необходимость и демонстрировать способность к самостоятельному обучению в течение всей жизни и не-

На перекрестке мнений

29

прерывному самосовершенствованию в инженерной профессии.

Министерству образования и науки РФ, учебно-методическим объединениям вузов, а также отдельным вузам можно рекомендовать учитывать приведенные выше требования к компетенциям выпускников при проектировании образовательных программ в области техники и технологий первого и второго уровней согласно новому ФГОС ВПО для успешной последующей аккредитации программ в АИОР, что обеспечит их европейское и мировое признание авторитетными организациями European Network for Accreditation of Engineering Education и Washington Accord и позволит выпускникам получить в дальнейшем международную регистрацию в качестве «профессиональных инженеров» в FEANI и EMF.

Литература

1. Ассоциация инженерного образования

России. - http://www.aeer.ru

2. Аккредитационный центр АИОР. - http://

www.a^raee.ru

3. Engineering Accreditation Criteria. - http://

www.abet.org/ forms.shtml

4. О развитии системы общественно-

профессиональной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы в области техники и технологий: Приказ Министерства образования РФ № 2270 от 27.05.2003. - http://www.edu.ru

5. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Боев О.В.,

Могильницкий С.Б. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 2.

6. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Боев О.В.

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов // Вопросы образования. - 2004. - № 4.

7. European Accredited Engineer (EUR-ACE). -

http:/ / www.feani.org/EUR_ACE/

8. European Network for Accreditation of Engineering (ENAEE). - http://www.enaee.eu

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Washington Accord (WA). - http://www.

washingtonaccord.org

10. Engineers Mobility Forum (EMF). - http:// www.ieagreements.com/EMF

11. Чучалин А.И. «Американская» и «болонская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. - 2007. - № 1.

12. Чучалин А.И., Боев О.В., Коростелева Е.Н. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов. - Томск, 2007.

А. КУЗЕВАНОВА, канд. социол. наук Волгоградский институт бизнеса

Реалии современной экономической ситуации сделали возможным и необходимым появление учебных заведений, специализирующихся на подготовке специалистов, будущая деятельность которых будет связана с предпринимательской деятельностью, управлением организациями и предприятиями, то есть со сферой бизнеса. В результате понятие «бизнес-образование» прочно вошло в научный оборот, а органами власти и управления сферой образова-

Проблемы управления в системе бизнес-образования

ния стало интерпретироваться как область образовательного процесса, носящая междисциплинарный характер и востребованная на рынке образовательных услуг.

Управление в системе бизнес-образования включает:

• ориентацию вуза на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию оказания тех видов образовательных услуг, которые могут принести намечаемую прибыль;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.