Научная статья на тему 'Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций'

Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций»

А. ЧУЧАЛИН, первый проректор, профессор

О. БОЕВ, заместитель проректора по учебной работе, профессор А. КРИУШОВА, специалист отдела аккредитации Центра академической мобильности

Томский политехнический университет

Проблема качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности в последнее время становится все более актуальной. Переход к массовому высшему образованию, рост числа высших учебных заведений (в том числе негосударственных), коммерциализация образования и конкуренция на рынке образовательных услуг - далеко не полный список факторов, обостряющих данную проблему. Быс-троразвивающаяся наука и быстроизменя-ющаяся промышленность, новые технологии, в том числе базирующиеся на междисциплинарных (в традиционном понимании) знаниях, требуют от вузов постоянного совершенствования образовательных программ. В то же время, работая в условиях рынка, вузы стремятся следовать требованиям и запросам своего основного потребителя - студента, порой даже в ущерб качеству его подготовки. Предоставление возможности формирования собственной образовательной программы и учебного плана, развитие новых технологий обучения (дистанционное образование, 1СТ) ставят перед государством и обществом задачу создания системы обеспечения качества высшего образования. Присоединение России к Болонскому процессу и предстоящее вхождение в ВТО делают необходимым соответствие требований национальной системы образования международным стандартам, а также обеспечение международного признания ее деятельности: высокое качество подготовки специалистов, реальное признание российских дипломов, степеней и квалификаций на международном рынке труда и образовательных услуг.

Проблема гарантии качества подготовки специалистов высшей квалификации

Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций

особенно важна для инженерной профессии, учитывая её влияние на темпы развития экономики, высокую социальную ответственность забезопасность государства и общества в целом. Во многих индустриально развитых странах мира инженерная профессия регулируется законом, т.е. право на осуществление инженерной деятельности имеют только лица, прошедшие процедуры сертификации и лицензирования и занесенные в соответствующие регистры. Лица, имеющие лицензию правительственных органов на ведение самостоятельной инженерной деятельности, получают статус (звание) «профессионального инженера»: Chartered Engineer (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия), Professional Engineer (США, Япония, Южная Африка, Канада, Южная Корея, Сингапур). Глобализация экономики и возрастающая конкуренция на рынке инженерного труда требуют выработки единых требований к качеству подготовки специалистов и обеспечения их международной мобильности. Решению этой задачи способствует создание международных регистров профессиональных инженеров.

В данной работе мы подробно рассмотрим требования, предъявляемые к инженерам для регистрации и получения права на самостоятельную профессиональную деятельность, и требования к компетенциям выпускников, предъявляемые при профессиональной аккредитации программ в области техники и технологий.

Инженерная профессия и международные соглашения

В широком понимании инженерная профессия включает деятельность специалис-

тов различного уровня. В англоговорящих странах существует три уровня квалификаций: инженер (engineer), технолог (engineering technologist) и техник (engineering technician), различающихся по уровню компетенций в следующих видах деятельности:

• изучение и решение инженерных задач, инженерное проектирование;

• применение знаний и технологий, основанных на математических, естественно-научных и инженерных знаниях;

• управление инженерными видами деятельности и обеспечение их эффективного взаимодействия;

• понимание влияния инженерной деятельности, а также юридических, финансовых и других аспектов инженерной деятельности на экономику и социальную сферу;

• соблюдение этического кодекса и осознание ответственности представителей инженерной профессии.

Для обеспечения профессиональной мобильности в 90-е годы были созданы международные организации, целью которых является разработка единых требований к компетенциям инженеров, технологов и техников, а именно Форум мобильности инженеров (Engineers Mobility Forum

- EMF) и Форум мобильности технологов (EngineeringTechnologists Mobility Forum

- ETMF) [1—2]. Согласование требований к выпускникам образовательных программ в области техники и технологий ведется в рамках следующих международных организаций: Вашингтонское соглашение (Washington Accord) для выпускников вузов, Сиднейское соглашение (Sydney Accord) для выпускников колледжей с квалификацией «технолог» и Дублинское соглашение (Dublin Accord) для выпускников колледжей с квалификацией «техник» [3-5]. Деятельность вышеперечисленных организаций и международных соглашений направлена на взаимное признание результатов национальной сертификации специалистов и аккредитации программ странами-участ-ницами на основе согласованных требова-

нии и установления соответствия этим требованиям национальных систем. Следует отметить, что участники международных соглашении и организации имеют близкие системы образования (12-летняя средняя школа, англосаксонская модель высшего образования, общая продолжительность обучения не менее 16 лет) и законодательство в области регулирования профессии.

Страны Европы характеризуются большими различиями в системах высшего образования и в области законодательства, регулирующего профессиональную деятельность. Интеграционные процессы, происходящие в Европе, инициировали создание организации, одноИ из задач кото-рои является обеспечение мобильности инженеров. Европеиская федерация национальных инженерных организации (Fédération Européenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs, FEANI) [6] представляет интересы инженернои профессии в Европе, ее членами являются более 80 национальных инженерных ассоциации из 27 европейских стран. FEANI ведет регистр Ев-ропеиских инженеров (European Engineer, EurEng) и Индекс программ (FEANI Index), качество которых, предполагается, соответствует некоторому «европеи-скому уровню ».

Болонскии процесс, направленным на формирование к 2010 г. единого европеи-ского пространства высшего образования (European Higher Education Area), среди своих приоритетов имеет создание общеев-ропеискои системы гарантии качества. Переход к двухцикловои системе сопоставимых степенеи в странах Европы обусловил разработку согласованных требовании к компетенциям выпускников первого и второго циклов, с однои стороны, и создание общеевропеискои системы гарантии качества - с другои. Этот процесс только набирает обороты и, бесспорно, учитывает опыт уже существующих систем обеспечения качества. Являясь представителем инже-нернои профессии в Европе, FEANI принимает активное участие в разработке требо-

ваний к компетенциям выпускников инженерных программ и совершенствует свою систему регистрации профессиональных инженеров.

В следующих разделах мы более подробно остановимся на системах регистрации профессиональных инженеров EMF и FEANI и требованиях к компетенциям выпускников образовательных программ в области техники и технологий, предъявляемых в странах Вашингтонского соглашения и в рамках создаваемой Европейской системы аккредитации программ в области инженерного образования.

Требования Washington Accord и EMF

Атрибуты выпускников аккредитованных образовательных программ, а также требования к компетенциям международных профессиональных инженеров (EMF Registered International Professional Engineers, IntPE) изложены в документе «Graduate Attributes and Professional Competencies» [7]. Данный документ разрабатывался в рамках ряда международных конгрессов (International Engineering Meetings) представителями организаций, входящих в Вашингтонское соглашение и Форум мобильности инженеров. В его основу легли требования к компетенциям инженеров и выпускников образовательных программ в области техники и технологий, предъявляемые национальными инженерными организациями и аккредитационными агентствами. Новая версия документа была одобрена в июне 2005 г. на встрече в Гонконге.

Требования к компетенциям выпускников в данном документе классифицируются по следующим разделам: продолжительность образования, знание инженерных наук, инженерный анализ, проектирование и разработка инженерных решений, исследования, использование современного инструментария, индивидуальная и командная работа, коммуникация, ответственность перед обществом, эти-

ка, экология и устойчивое развитие, проектный менеджмент и финансы, обучение в течение всей жизни. Требования к выпускникам образовательных программ предполагают их готовность к профессиональной деятельности в соответствии с уровнем приобретенных компетенций. Согласно классификации квалификаций инженерной деятельности, принятой в англосаксонских странах, от инженера требуется готовность к ведению комплексной инженерной деятельности и решению сложных (complex) инженерных задач. Уровень сложности задач, решаемых технологами и техниками, соответственно, формулируется в терминах широко определенные (broadly-defined) и четко определенные (well-defined). В качестве примера приведем требования к компетенциям специалистов различного уровня раздела «Проектирование и принятие инженерных решений». Уровень компетенций соотносится с широтой и уникальностью решаемых задач, а именно - насколько задача оригинальна и насколько известны и описаны методы ее решения.

• Для инженеров: проектирование решений сложных инженерных задач, разработка систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют заданным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, культурные, социальные и экологические аспекты.

• Для технологов: проектирование решений широко определенных инженерных задач, участие в разработке систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют заданным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, культурные, социальные и экологические аспекты.

• Для техников: проектирование решений четко определенных инженерных задач, помощь в разработке систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют заданным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и безопасно-

сти жизнедеятельности, культурные, социальные и экологические аспекты.

Результаты обучения по образовательной программе (совокупность знаний, умений и навыков, которыми выпускник обладает в результате обучения по программе в момент ее окончания) должны обеспечивать приобретение выпускниками соответствующих компетенций и таким образом гарантировать их готовность к профессиональной деятельности в соответствии с приобретаемой квалификацией. Подтверждение достижения планируемых результатов обучения всеми студентами, завершающими обучение по программе, и готовность выпускников к профессиональной деятельности в соответствии с целями программы являются необходимым условием аккредитации программы, проводимой профессиональными организациями. Аккредитующие организации, входящие в Вашингтонское соглашение, на основе установления эквивалентности национальных требований, предъявляемых к компетенциям выпускников образовательных программ, признают результаты национальной аккредитации во всех странах-участницах. Отметим, что аккредитацию образовательных программ в странах-участницах Вашингтонского соглашения проводят, как правило, профессиональные организации, осуществляющие сертификацию и регистрацию профессиональных инженеров.

Для регистрации в качестве профессионального инженера кандидат должен:

• окончить университет, обучаясь по аккредитованной инженерной программе:

• иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности:

• иметь опыт практической инженерной деятельности (от трех до семи лет в зависимости от страны):

• сдать профессиональные экзамены (как правило);

• поддерживать свою квалификацию путем непрерывного профессионального совершенствования;

• следовать кодексу профессиональной этики [1].

Для получения звания международного профессионального инженера (IntPE) и включения в регистр Форума мобильности инженеров кандидат должен быть зарегистрированным профессиональным инженером в своей стране, а также иметь опыт практической деятельности не менее семи лет, включая два года работы на ответственной руководящей должности при выполнении инженерного проекта.

Таким образом, в странах-участницах Вашингтонского соглашения и Форума мобильности инженеров контроль качества подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества осуществляется в два этапа: через профессиональную аккредитацию образовательных программ (уровень подготовки) и регистрацию профессиональных инженеров (персональные качества). Международный регистр профессиональных инженеров и соответствующие соглашения ряда стран обеспечивают реальное признание качества подготовки специалистов в области техники и технологий и их профессиональную мобильность.

Развитие компетентностного подхода в Европе:требования EUR-ACE и FEANI

Для обеспечения мобильности инженеров в Европе Европейской федерацией национальных инженерных организаций разработаны требования к специалистам в области техники и технологий и ведется регистр Европейских инженеров (EurEng Register). Учитывая существующие различия в системах высшего образования в странах Европы, FEANI допускает различные траектории, ведущие к получению статуса профессионального инженера в Европе, которые представляют собой комбинацию трех основных составляющих подготовки инженера: обучение в вузе, производственная практика, опыт практической профессиональной деятельности. Минимальный

срок подготовки инженера по стандарту FEANI составляет 7 лет после получения полного среднего образования. В европеи-ских странах минимальная продолжительность обучения до поступления в вуз составляет 12 лет. Требования FEANI к ин-женернои подготовке описываются следу-ющеи формулои [6]:

3U + 2 (U/T/E) + 2Е ,

где U- обучение в вузе, T- производственная практика, E -практическая профессиональная деятельность. Таким образом, подготовка инженера обязательно включает обучение в вузе не менее трех лет и наличие опыта инженернои деятельности не менее двух лет. Стоит отметить, что от кандидата на получения титула «Европеискии инженер » требуется обучение по программе, включеннои в Индекс FEANI.

Сравнение требовании к основным элементам инженернои подготовки и требовании к компетенциям профессиональных инженеров FEANI и EMF показывает, что в целом они совпадают. Несколько отличаются требования к продолжительности образовательных программ в области техники и технологии, которые необходимо освоить в вузе для начала практическои деятельности в качестве инженера: минимум 4 года - критерии EMF (программы, признаваемые в рамках Вашингтонского соглашения), минимум 3 года - критерии FEANI, а также к продолжительности са-мои профессиональнои деятельности.

В настоящее время в Европе идет процесс создания единои системы гарантии качества высшего образования, в рамках которого был разработан ряд документов, содержащих общие требования к квалификациям и компетенциям специалистов с высшим образованием. Выпускники программ первого, второго и третьего циклов должны обладать компетенциями, описанными в так называемых Дублинских дескрипторах [8]. Документ «Структура квалификации европеискои зоны высшего обра-

зования» [9], разработанный на их основе, был одобрен министрами образования стран-участниц Болонского процесса на встрече в Бергене в мае 2005 г. В нем требования к компетенциям выпускников программ первого и второго циклов структурированы по следующим пяти разделам: знания, применение знаний, принятие решений, коммуникация, навыки самообучения. Этот документ разработан Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования (European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) [10] - организацией, отвечающей в рамках Болонского процесса за создание системы гарантии качества высшего образования в Европе. ENQA также был разработан документ «Стандарты и руководства по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования» ( «Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area» ) [11], содержащий три основные части: европейские стандарты и руководство для внутривузовского обеспечения качества высшего образования, европейские стандарты и руководство для внешней оценки качества высшего образования и европейские стандарты и руководство для агентств, обеспечивающих внешнюю оценку качества высшего образования. При поддержке Европейской комиссии в период с сентября 2004 г. по март 2006 г. выполнялся проект EUR-ACE (European AccreditedEngineer) [12], целью которого была разработка требований к компетенциям выпускников инженерных программ и создание общеевропейской системы гарантии качества инженерного образования в соответствии со стандартами ENQA.

Предполагается, что общеевропейская система будет аналогом Вашингтонского соглашения и будет способствовать практике взаимного транснационального признания квалификаций выпускников инженерных программ в Европе. В выполнении проекта принимали участие организации, заинтересованные в развитии инженерно-

го образования в Европе, в частности FEANI, SEFI (European Society for Engineering Education) [13], CESAER (Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research) [14], и национальные аккредитационные агентства Великобритании, Ирландии, Германии, Франции, Италии, Португалии, Румынии и России [12]. Россия в проекте была представлена Ассоциациеи инженерного образования России (АИОР)

[15]. В ходе выполнения данного проекта был проведен сравнительныи анализ деи-ствующих национальных систем аккредитации программ инженерного образования стран Европы и Вашингтонского соглашения. На основе проведенного анализа были сформулированы общие требования к оценке образовательных программ подготовки специалистов в области техники и технологии, опубликованные в документе EUR-ACE «Рамочные стандарты аккредитации инженерных программ», разработанном в ходе реализации проекта EUR-ACE (EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes )

[16].

Стандарты и процедуры EUR-ACE разработаны для профессиональнои аккредитации образовательных программ первого и второго циклов. В приведеннои ниже таблице подробно описаны требования к профессиональным и личностным компетенциям выпускников по следующим шести разделам: знания и понимание, инженерный анализ, инженерное проектирование, исследования, инженерная практика, личностные навыки. Хотя все шесть разделов сформулированы для программ и первого, и второго циклов, имеется существенная разница в уровне требовании для разных циклов.

В соответствии с принципами реформирования систем высшего образования в рамках Болонского процесса выпускники программ первого цикла обучения должны отвечать требованиям рынка труда, и, таким образом, приобретение соответствующих

компетенций должно обеспечивать готовность выпускников к профессиональной деятельности. Сравнивая требования к компетенциям выпускников инженерных программ стран-участниц Вашингтонского соглашения и требования EUR-ACE к выпускникам программ первого цикла, отметим, что, несмотря на имеющиеся различия в формулировках, обе системы отражают единую позицию мирового инженерного сообщества по отношению к совокупности знаний, умений, навыков и личностных качеств будущего инженера. Таким образом, программы первого цикла, аккредитованные в соответствии с требованиями EUR-ACE, имеют сопоставимое качество с программами, признаваемыми в рамках Вашингтонского соглашения.

Для функционирования общеевропейской системы гарантии качества инженерного образования в феврале 2006 г. была создана Европейская сеть аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE) [12]. Аккредитационные агентства, входящие в состав ENAEE, взаимно признают эквивалентность программ, имеющих знак EUR-ACE, и гарантируют соответствие их качества общеевропейскому стандарту. С сентября 2006 г. шесть аккредитационных агентств, входящих в ENAEE, а именно: Engineers Ireland (Ирландия), ECUK (Великобритания), ASIIN (Германия), Ordem dos Engenheiros (Португалия), CTI (Франция) и АИОР (Россия) - получили право присвоения знака EUR-ACE аккредитуемым ими программам на основании результатов национальной аккредитации.

FEANI принимала участие в разработке «Рамочных стандартов аккредитации инженерных программ» EUR-ACE и является одним из учредителей ENAEE. Развертывание общеевропейской системы гарантии качества инженерного образования и распространение знака EUR-ACE приведет к замене существующего Индекса FEANI регистром программ, имеющим знак

Т аблица

Требования к компетенциям выпускников программ первого и второго циклов подготовки специалистов в области техники и технологий, разработанные в рамках проекта EUR-ACE

Содержание раздела Выпускники программ первого цикла должны иметь: Выпускники программ второго цикла должны иметь:

Раздел «знания и понимание» (содержит требования к уровню знаний выпускников) • знание и понимание научных и математических принципов, лежащих в основе их специализации1; • системное понимание ключевых аспектов и концепций в области их специализации; • четкие знания, включая некоторые передовые знания, в области специализации; • понимание широкого междисциплинарного контекста инженерной науки • глубокие знания и понимание принципов в области специализации; • критическую осведомленность о передовых знаниях и достижениях в области специализации

Раздел «инженерный анализ» (предполагает, что выпускники должны демонстрировать способность решать инженерные задачи, соответствующие их уровню знаний, а также задачи, включающие знания из областей, выходящих за рамки их специализации) • способность применять полученные знания для постановки, формулирования и решения инженерных задач, на основе признанных методов; • способность применять полученные знания для анализа инженерных систем, процессов и методов; • способность выбирать и применять соответствующие аналитические методы и методы моделирования • способность решать незнакомые, нечетко определенные задачи, имеющие конкурирующие спецификации; • способность формулировать и решать задачи в новых и новейших областях своей специализации; • способность применять полученные знания для концептуализации инженерных моделей, систем и процессов; • способность применять инновационные методы для решения инженерных задач

Раздел «инженерное проектирование» (предполагает участие выпускников в выполнении инженерных проектов в соответствии с их уровнем знаний, их умение работать как в профессиональной, так и непрофессиональной среде) • способность применять инженерные знания для разработки и реализации проектов, удовлетворяющих заданным требованиям; • понимание методологий проектирования и способность их применять • способность использовать знания при решении незнакомых задач, возможно с использованием знаний из других дисциплин; • способность использовать творческий подход для разработки новых оригинальных идей и методов; • способность принимать решения в сложных инженерных задачах с технической неопределенностью и недостатком информации

Раздел «исследования» (содержит требования к умению выпускников проводить исследования, используя различные методы, соответствующие уровню их знаний) • способность находить необходимую литературу и использовать базы данных и другие источники информации; • умение планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать данные и делать выводы; • навыки работы в лабораториях • способность идентифицировать, находить и получать необходимые данные; • умение планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; способность критически оценивать данные и делать выводы; • умение исследовать использование новых и новейших технологий в сфере своей специализации;

Раздел «инженерная практика» (содержит требования к умению выпускников применять полученные знания в инженерной практике) • способность выбирать и использовать подходящее оборудование, инструменты и методы; • способность сочетать теорию и практику для решения инженерных задач; понимание применяемых методик и методов и их ограничений; • осведомленность о нетехнических последствиях инженерной деятельности • способность интегрировать знания различных областей и справляться со сложными задачами; • всестороннее понимание применяемых методик, методов и их ограничений; • знание нетехнических ограничений инженерной деятельности

!В данном случае этот термин НЕ СОВПАДАЕТ по содержанию с тем, что понимается в отечественных нормативных документах.

Окончание таблицы

Содержание раздела Выпускники программ первого цикла должны иметь: Выпускники программ второго цикла должны иметь:

Раздел «личностные навыки» (содержит требования к навыкам, необходимым для инженерной деятельности и имеющим широкий спектр применения) • способность эффективно работать как индивидуально, так и в качестве члена команды; • умение использовать различные методы с целью эффективного взаимодействия с инженерным сообществом и обществом в целом; • понимание вопросов здравоохранения, безопасности, юридических аспектов и ответственности за инженерную деятельность, понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду; • готовность следовать кодексу профессиональной этики и нормам инженерной практики; • осведомленность в сфере проектного менеджмента и бизнеса, знание и понимание влияния рисков и изменяющихся условий; • осознание необходимости самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение жизни • личностные качества, предъявляемые к выпускникам программ первого цикла; • способность эффективно действовать в качестве лидера команды, которая может состоять из специалистов различных направлений и квалификаций; • умение эффективно взаимодействовать в национальном и международном контекстах

EUR-ACE. Таким образом, для регистрации «Европейских инженеров» необходимым условием становится окончание программы, аккредитованной в соответствии со стандартами EUR-ACE.

Профессиональная аккредитация в России

В России в настоящее время существует лишь первая ступень оценки качества подготовки инженеров - общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, развиваемая Ассоциацией инженерного образования России (АИОР). В период с 2003 по 2005 гг. Аккредитационный центр АИОР провел аккредитацию около 40 образовательных программ более чем 15 российских технических университетов с привлечением наблюдателей из Министерства образования РФ и зарубежных инженерных организаций.

Критерии и процедура аккредитации АИОР разработаны с учетом традиций российской высшей школы и мирового опыта оценки качества инженерного образования. АИОР стремится соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству подготовки специалистов системами аккредитации стран-участниц Вашингтонского соглаше-

ния, требованиям Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования и общеевропейской системы аккредитации инженерных программ для обеспечения международного признания качества российского инженерного образования. С этого года Аккредитационный центр АИОР имеет право присвоения знака EUR-ACE программам, прошедшим аккредитацию в АИОР. Таким образом, у российских вузов впервые появилась возможность получить, наряду с национальной общественнопрофессиональной аккредитацией инженерных программ, международный сертификат качества европейского образца, а у выпускников, окончивших аккредитованные АИОР по стандартам EUR-ACE образовательные программы, - реальная возможность получить в перспективе статус Европейского инженера с включением в регистр Европейских инженеров FEANI.

Создание в России международно признаваемой системы аккредитации образовательных программ в области техники и технологий является важным шагом для развития инженерного образования и признания высокого качества выпускников ин-женерныхвузов. Системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров пока не существует, однако соответ-

ствие компетенций выпускников аккредитованных АИОР программ требованиям международных регистров профессиональных инженеров значительно повышает их профессиональную мобильность и конкурентоспособность на международном рынке труда.

Процессы глобализации и интеграции России в мировую экономику ставят вопрос о необходимости создания национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров.

Заключение

Инженерная профессия в силу своей социальной значимости должна иметь и за пределами России имеет очень высокую степень организованности и регулирования. Подтверждением тому служит деятельность международных и национальных инженерных организаций ведущих стран мира, направленная на выработку единых требований к компетенциям выпускников образовательных программ и профессиональных инженеров с целью обеспечения международного признания инженерных квалификаций и содействия мобильности инженеров.

Оценка качества подготовки специалистов к инженерной деятельности со стороны профессионального сообщества путем аккредитации образовательных программ, а также сертификации, регистрации и лицензирования инженерных квалификаций хорошо развита во многих странах и регионах мира. В настоящее время в России разрабатываются образовательные стандарты третьего поколения. Они должны отвечать требованиям новой структуры высшего образования в соответствии с Болонским процессом и основываться на компетентност-ном подходе. Для обеспечения международного признания российскихдипломов и профессиональной мобильности выпускников российских вузов при разработке стандартов нового поколения необходимо учитывать имеющийся опыт и требования международных организаций и соглашений в данной области. Опыт АИОР по созданию в России международно признанной системы аккредитации образовательных программ в области техники и технологий и обсуждаемые в данной статье международные требо-

вания к компетенциям выпускников инженерных специальностеи должны быть учтены для обеспечения признания качества рос-сииского инженерного образования.

Литература

1. Engineers Mobility Forum. - http://

www.ieagreements.com/EMF

2. Engineering Technologist Mobility Forum. -

http://www.ieagreements.com/ ETMF/ default.cfm

3. The Washington Accord. - http://

www.washingtonaccord.org

4. The Sydney Accord. - http://

www.ieagreements.com/Sydney

5. The Dublin Accord. - http://

www.ieagreements.com/Dublin/Dub-

linFoundation.cfm

6. European Federation of National Engineering

Associations. - http://www.feani.org

7. Graduate Attributes and Professional Competencies

- http://www.ieagreements.com/ GradPro-files.cfm

8. Shared ‘Dublin’ descriptors for Short Cycle,

First Cycle, Second Cycle and Third Cycle Awards. - http://www.jointquality.com/ content/descriptors/CompletesetDublinDe-scriptors.doc

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Criteria for Academic Bachelor’s and Master’s

Curricula. - http://www.jointquality.com/ content/ descriptors/ AC_English_Gweb.pdf

10. European Association for Quality Assurance in Higher Education. - http://www.enqa.eu/

11. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. -http:// www.enqa.eu/ files/ENQA%20Ber-gen%20Report.pdf

12. EUR-ACE (European Accredited Engineer.

- http://www.feani.org/EUR_ACE/EUR_ ACE_Main_Page.htm

13. Société Européenne pour la Formation d’Ingénieurs. - http://www.sefi.be

14. The Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research. - http://www.cesaer.org

15. Ассоциация инженерного образования России. - http://www.aeer.ru

16. EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes. -http://www.feani.org/EUR_ACE/ PrivateSection/Documents/A1_EUR-ACE_Frwrk7o20Stds_Final_05_11_17.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.