Научная статья на тему 'Компетенции выпускников инженерных программ: национальные и международные стандарты'

Компетенции выпускников инженерных программ: национальные и международные стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КАЧЕСТВО / ENGINEERING EDUCATION / INTERNATIONAL STANDARDS / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL PROGRAM / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чучалин Александр Иванович, Герасимов Сергей Иванович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования критериев, используемых Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) при общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов в области техники и технологий. На основе компетентностного подхода сопоставляются критерии АИОР и требования международных стандартов инженерного образования (IEA Graduate Attributes and Professional Competences и EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Education), реализуемые мировыми лидерами организациями Washington Accord и European Network for Accreditation of Engineering Education. Показано, каким образом будет обеспечено международное признание аккредитованных АИОР образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по техническим направлениям и специальностям в российских вузах в период массового перехода к уровневой системе высшего образования и внедрения ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чучалин Александр Иванович, Герасимов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competences of engineering programs graduates: national and international standards

The issues of modernization of criteria used by Association of Engineering Education of Russia in public accreditation HEI's engineering education programs are analyzed in the paper. On the basis of the competence approach the AEER criteria are compared with the criteria of international standards for engineering education (IEA Graduate Attributes and Professional Competences и EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Education) designed and implemented by the world leading experts Washington Accord and European Network for Accreditation of Engineering Education. It is shown in what way the international recognition of the AEER accredited engineering education programs in Russian HEI will be provided in conditions of the global transfer to the level system of higher education and introduction of the Federal education standards of the third generation.

Текст научной работы на тему «Компетенции выпускников инженерных программ: национальные и международные стандарты»

/-

N

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

А.И. ЧУЧАЛИН, профессор Национальный исследовательский Томский политехнический университет

С.И. ГЕРАСИМОВ, профессор Сибирский государственный университет путей сообщения

Компетенции выпускников инженерных программ: национальные и международные стандарты

В статье рассматриваются вопросы совершенствования критериев, используемых Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) при общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов в области техники и технологий. На основе компетентностного подхода сопоставляются критерии АИОР и требования международных стандартов инженерного образования (IEA Graduate Attributes and Professional Competences и EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Education), реализуемые мировыми лидерами - организациями Washington Accord и European Network for Accreditation ofEngineeringEducation. Показано, каким образом будет обеспечено международное признание аккредитованных АИОР образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по техническим направлениям и специальностям в российских вузах в период массового перехода к уровневой системе высшего образования и внедрения ФГОС.

Ключевые слова: инженерное образование, международные стандарты, компетент-ностный подход, образовательная программа, качество.

Washington Accord

На очередном заседании участников Вашингтонского соглашения (Washington Accord), которое состоялось 14 июня 2012 г. в Сиднее (Австралия) в рамках мероприятий международного инженерного альянса (IEA Interim Meeting - 2012), Ассоциация инженерного образования России (АИОР) стала пятнадцатым полноправным членом этой авторитетной международной организации [1]-

Значимое для инженерного образования страны событие стало результатом десятилетней работы экспертов АИОР по созданию и развитию соответствующей международным стандартам национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов в области техники и технологий. Особенно напряженно работа велась последние пять лет (с 2007 г.), в течение которых АИОР, получив статус ассоциированного члена

организации (Washington Accord Provisional Member), активно совершенствовала структуру и нормативную базу своего Аккредитационного центра(критерии и процедуры аккредитации), непрерывно подвергаясь проверкам со стороны комиссий, состоявших из представителей действительных членов Washington Accord.

Следует напомнить, что Вашингтонское соглашение было подписано в 1989 г. профессиональными организациями, ответственными за аккредитацию инженерных программ в вузах развитых стран, таких как США, Канада, Великобритания, Австралия и др. В последнее время полноправными членами Washington Accord были аккредитующие организации 14 стран, ассоциированными членами - организации Германии, Индии, России и ряда других стран [2].

Участники Вашингтонского соглашения более двух десятилетий занимаются разработкой и совершенствованием международ-

ных стандартов инженерного образования в условиях развития науки, техники и технологий, непрерывного изменения требований к подготовке специалистов со стороны промышленности. Перечень основных требований к компетенциям выпускников инженерных программ (IEA Graduate Attributes and Professional Competences) был утвержден на Международном инженерном конгрессе в Японии в 2009 г. Позднее формулировки требований неоднократно корректировались и уточнялись.

Следует отметить, что требования Washington Accord к результатам обучения в вузах по инженерным программам формируются на основе требований к компетенциям профессиональных инженеров, определяемых международной организацией Engineers Mobility Forum. Причем требования к выпускникам университетов

- будущим инженерам разрабатываются Washington Accord согласованно с требованиями к выпускникам колледжей - будущим техникам и технологам, которые определяются такими международными профессиональными организациями, как Dublin Accord и Sydney Accord соответственно.

Согласованность международных стандартов подготовки специалистов в области техники и технологий на различных уровнях образования, а также требований к компетенциям профессиональных инженеров, техников и технологов является исключительно важным фактором развития инженерного дела в странах-участниках. Она достигается тем, что все указанные организации входят в Международный инженерный альянс (International Engineering Alliance), координирующий аккредитацию уровневых образовательных программ в области техники и технологий в вузах и сертификацию профессиональных квалификаций специалистов, работающих на производстве.

На основе согласованных международных критериев организации - участники

Washington Accord оценивают качество инженерного образования и признают «существенную эквивалентность » аккредитованных инженерных программ, реализуемых в вузах стран -подписантов Вашингтонского соглашения. Тем самым гарантируется высокое качество подготовки выпускников вузов по аккредитованным программам, что способствует их профессиональной мобильности и успешному трудоустройству в странах - участниках International Engineering Alliance.

Требования IEA Graduate Attributes and Professional Competences

В соответствии со стандартами Washington Accord одним из основных критериев качества вузовских образовательных программ в области техники и технологий является требование подготовки выпускников к комплексной инженерной деятельности. Характеристика комплексной инженерной деятельности, требования к профессиональным компетенциям инженеров и соответствующим им атрибутам выпускников вузов изложены в основополагающем документе IEA Graduate Attributes and Professional Competences [2].

Согласно этому документу выпускник инженерной программы вуза должен демонстрировать следующие результаты обучения в вузе:

1) инженерные знания (применение знаний математики, естественных наук, основ инжиниринга и инженерной специализации для решения комплексных инженерных проблем);

2) проблемный анализ (идентификация, постановка задачи, исследование литературы и анализ комплексных инженерных проблем с достижением результата за счет применения принципов математики, естественных и инженерных наук);

3) проектирование и разработка инженерных решений (проектирование решений комплексных инженерных проблем,

систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют специфическим требованиям с учетом вопросов охраны здоровья и безопасности, культурных, социальных и экологических аспектов);

4) исследования (проведение исследований комплексных инженерных проблем с использованием соответствующих знаний и методов, включая постановку эксперимента, анализ и интерпретацию данных, синтез информации, необходимой для достижения требуемого результата);

5 ) использование современного инструментария (создание, выбор и применение соответствующих технологий, ресурсов, современных инженерных методик и 1Т-инструментов, включая прогнозирование и моделирование, для ведения комплексной инженерной деятельности в условиях определенных ограничений);

6) инженер и общество (применение соответствующих знаний в контексте оценки социальных и культурных аспектов, решения вопросов охраны здоровья и безопасности, учета законодательных ограничений и мер ответственности при ведении комплексной инженерной деятельности);

7) экология и устойчивое развитие (понимание последствий инженерных решений в социальном и экологическом контекстах, демонстрация знаний и необходимости решения проблем устойчивого развития);

8) этика (применение этических принципов, приверженность профессиональной этике и ответственности, а также нормам инженерной практики);

9) индивидуальная и командная работа (эффективное индивидуальное функционирование и как члена или лидера команды, в том числе междисциплинарной);

10) коммуникация (эффективная коммуникация в процессе комплексной инженерной деятельности с профессиональным коллективом и обществом в целом, написание отчетов, создание документов, презен-

тация материалов, выдача ясных и понятных инструкций);

11) проектный менеджмент и финансы (демонстрация знаний в области инженерного дела и принципов менеджмента, применение их в индивидуальной и командной работе по управлению проектами в междисциплинарной среде);

12) обучение в течение всей жизни (осознание необходимости, готовность к обучению в течение всей жизни в широком контексте технологических изменений).

Сравнительный анализ IEA Graduate Attributes and Professional Competences, российских государственных образовательных стандартов (ГОС) и действующих аккредитационных критериев АИОР показал, что международным стандартам Washington Accord вполне отвечают национальные требования к программам подготовки дипломированных специалистов, соответствующие ГОС второго поколения. К такому выводу пришли международные эксперты на основе анализа нормативной базы, посещения ряда ведущих российских вузов и детального изучения аккредитуе-мых АИОР образовательных программ, их материального, методического и организационного обеспечения, оценки результатов реализации программ и изучения профессиональной карьеры выпускников.

Таким образом, в результате присоединения Ассоциации инженерного образования России к Washington Accord в качестве полноправного члена этой организации образовательные программы подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий в российских вузах, аккредитованные АИОР, получают международное признание. Это дает возможность выпускникам в перспективе пройти сертификацию и регистрацию в качестве «международных профессиональных инженеров» (IPE) в регистре Engineers Mobility Forum, что повысит ихглобальную конкурентоспособность и обеспечит профессиональную мобильность.

Требования ФГОС по техническим направлениям и специальностям

В 2011 г. российская высшая школа, в том числе национальная система инженерного образования, массово перешла на уров-невую подготовку бакалавров и магистров по федеральным государственным стандартам (ФГОС). Министерством образования и науки РФ утверждены новые ФГОС по более чем ста направлениям и специальностям подготовки, которые относятся к области техники и технологий. Среди них большинство (порядка 60%) регламентируют подготовку бакалавров и магистров, и лишь около 40% - подготовку специалистов. Это означает, что через несколько лет начнется массовый выпуск бакалавров техники и технологий, которые придут на смену дипломированным специалистам, в настоящее время составляющим основу инженерного корпуса страны.

Массовый переход на уровневую систему подготовки бакалавров и магистров является серьезным вызовом национальной системе инженерного образования. На этот вызов техническим вузам необходимо своевременно и адекватно ответить разработкой в рамках новых ФГОС образовательных программ в области техники и технологий, которые обеспечат подготовку вы-пускников-бакалавров к комплексной инженерной деятельности.

Это вполне возможно, так как согласно ФГОС требования к подготовке бакалавров нового поколения являются более практи-ко-ориентированными по сравнению с требованиями ГОС второго поколения. Программы бакалавриата по содержанию профессиональной подготовки приближаются к программам специалитета, что позволяет надеяться на решение основной задачи

- формирование у бакалавров в области техники и технологий компетенций, необходимых для ведения комплексной инженерной деятельности.

Сравнительный анализ структуры об-

разовательных программ и требований ФГОС к результатам обучения бакалавров и специалистов по большинству технических направлений и специальностей показывает, что требования в части гуманитарных и социально-экономических знаний (30-40 кредитов ЕСТ8), а также естественно-научной и математической подготовки (60-70 кредитов ЕСТ8) для них практически одинаковы. Отличия заключаются в профессиональной подготовке (в бакалавриате - 90-120 кредитов ЕСТ8, в специа-литете - 140-170 кредитов ЕСТ8) и практике (в бакалавриате - 10-30 кредитов ЕСТ8, в специалитете - 20-40 кредитов ЕСТ8) [3].

Требования ФГОС к профессиональной и практической подготовке бакалавров и специалистов отличаются по объему и содержанию. В образовательных программах для специалистов за счет большей длительности обучения (5-5,5 лет) значительное внимание должно уделяться специализированной подготовке, то есть ориентированной на конкретные виды, объекты и предметы инженерной деятельности. За счет более длительной практики специалист должен быть максимально подготовлен к работе на конкретном производстве, лучше знать образцы используемой на промышленных предприятиях техники, владеть технологиями. В итоге должно сокращаться время для адаптации специалиста на рабочем месте.

В образовательных программах для бакалавров также предполагается углубленная подготовка, в том числе связанная с профилем программы, однако в меньших объемах из-за меньшего срока обучения (4 года). Что же касается базовой подготовки бакалавров и специалистов в области техники и технологий к комплексной инженерной деятельности, то для большинства технических направлений и специальностей согласно ФГОС она планируется практически одинаковой.

Новые критерии АИОР для аккредитации инженерных программ

Для оценки качества и общественнопрофессиональной аккредитации образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, которые в настоящее время разрабатываются вузами в рамках ФГОС по техническим направлениям и специальностям, АИОР корректирует критерии и соответствующим образом согласует их с международными стандартами.

Как уже отмечалось, такая работа проводится с 2007 г. Она была начата после утверждения Министерством образования и науки РФ концепции ФГОС и присоединения АИОР к Вашингтонскому соглашению в качестве ассоциированного члена. Важным фактором, стимулировавшим эту работу, явилось также создание в 2006 г. с участием АИОР Европейской сети по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE) в рамках развития Болонского процесса [4].

Следует напомнить, что эксперты АИОР в 2004-2006 гг. совместно с экспертами профессиональных инженерных организаций Германии, Франции, Великобритании и других европейских стран, а также Федерации инженерных организаций Европы (FEANI) принимали активное участие в разработке европейских стандартов качества и аккредитации инженерного образования EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Education. В 2006 г. АИОР вошла в европейскую сеть ENAEE в качестве полноправного члена -основателя организации и была авторизована на присвоение «европейского знака качества» EUR-ACE Label аккредитованным программам российских вузов.

Стандарты EUR-ACE конкретизируют требования Dublin Descriptors и A Framework for Qualification of the EHEA, разработанные в рамках Болонского процесса, к

профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого (ЕС) и второго (5С) циклов (уровней) следующим образом.

1. Знания (ЕС: Естественно-научные и математические знания, лежащие в основе инженерной деятельности в определенной сфере. Системные профессиональные знания в данной области инженерных наук. Междисциплинарные знания в широком контексте инженерной деятельности. 5С: Глубокие принципиальные знания в определенной сфере инженерной деятельности. Знания о новейших достижениях в определенной области техники и технологий).

2. Инженерный анализ (ЕС: Применение знаний для идентификации, постановки и решения инженерных задач с использованием известных методов и приемов. Использование знаний для анализа продуктов инженерной деятельности, процессов и методов. Способность осуществлять выбор соответствующих аналитических методов и методов математического моделирования и применять их. 5С: Решение неизвестных ранее инженерных задач в условиях неопределенности и конкуренции. Постановка и решение инженерных задач во вновь возникающих сферах специализации. Использование знаний для создания концептуальных инженерных моделей, систем и процессов. Применение инновационных методов для решения инженерных задач).

3. Инженерное проектирование (ЕС: Способность применять инженерные знания для разработки и реализации проектов, удовлетворяющих заданным требованиям. Знание методов проектирования и способность использовать их на практике. 5С: Способность применять инженерные знания для принятия неизвестных ранее проектных решений, в том числе в смежных областях. Творческий подход к разработке но-выхидей и оригинальных методов. Способность использовать инженерное мышление для работы в сложных условиях техничес-

кой неопределенности и недостаточности информации).

4. Исследования (ЕС: Способность осуществлять поиск литературы и использовать базы данных и другие источники информации, планировать и проводить эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы. Навыки работы в мастерской и лаборатории. 5С: Способность идентифицировать, получать и размещать необходимые данные, планировать и проводить аналитические исследования, осуществлять моделирование и эксперимент, критически оценивать данные и делать заключения, исследовать применение новых технологий в сфере своей инженерной деятельности).

5. Инженерная практика (ЕС: Способность осуществлять подбор и использование необходимого оборудования, инструментов и методов, соединять теорию и практику для решения инженерных задач. Знание технологий и методов эксперимента, а также ограничений их применения. Осведомленность об этических, экологических и коммерческих последствиях инженерной практики. 5С: Способность интегрировать знания из различных сфер инженерной деятельности для решения комплексных практических задач. Глубокое понимание применимости технологий и методов инженерной практики с учетом их ограничений. Знание этических, экологических и коммерческих ограничений в инженерной практике).

6. Личностные компетенции (ЕС: Способность эффективно работать как в индивидуальном режиме, так и в качестве члена команды, использовать различные методы эффективной коммуникации в профессиональной среде и социуме в целом. Осведомленность в вопросах охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и законодательства в области ответственности за инженерные решения, в том числе в социальном и экологическом контексте. Приверженность профессиональной этике

и нормам инженерной практики. Осведомленность в вопросах проектного менеджмента и ведения бизнеса, таких как управление изменениями и менеджмент рисков. Осознание необходимости самостоятельного обучения в течение всей жизни. SC: Выполнение всех критериев первого цикла на более высоком уровне требований. Способность эффективно функционировать в качестве лидера группы, состоящей из специалистов различного уровня в разных областях профессиональной деятельности, работать в национальных и международных командах).

В результате сравнительного анализа требований EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и требований EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, применяемых в странах-участниках Washington Accord к бакалаврам в области техники и технологий, были выработаны рекомендации для совершенствования аккредитационных критериев АИОР в условиях введения в действие ФГОС [5-7].

Суть изменений заключается в том, что новые критерии АИОР для аккредитации программ подготовки бакалавров и специалистов по техническим направлениям и специальностям в рамках ФГОС будут адаптированы к требованиям EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, а для аккредитации магистерских программ будут применяться критерии, согласованные с EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes. При этом основным критерием качества образовательных программ для бакалавров и специалистов будет требование к подготовке к комплексной инженерной деятельности. Для магистерских программ в области техники и технологий будет применяться основной критерий подготовки к инновационной инженерной деятельности.

Комплексная инженерная деятельность, являясь сложной и многокомпонентной, охватывает широкий спектр решений

различных инженерных и других вопросов в процессе проектирования, производства и эксплуатации технических объектов, систем, технологического оборудования [7]. Подготовка к комплексной инженерной деятельности должна основываться на базовых и углубленных (бакалавриат) или специализированных (специалитет) математических, естественно-научных, соци-ально-экономическихи профессиональных знаниях, применяемых в междисциплинарном контексте.

Для подготовки специалистов к комплексной инженерной деятельности в ведущих университетах мира реализуется концепция CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate), разработанная в Массачусетском технологическом институте (MIT, США) с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности [8]. С 2012 г. Томский политехнический университет (ТПУ) координирует сетевой проект BENG «Модернизация бакалавриата в области техники и технологий на основе международных стандартов инженерного образования», в том числе CDIO. Проект финансируется Фондом «Сколково », привлекаются международные эксперты, в первую очередь из MIT. В проекте участвуют ведущие национальные исследовательские университеты страны: ТПУ, МИФИ, МФТИ, МИСиС, ГУ ВШЭ и СГАУ им. С.П. Королева, обеспечивающие подготовку бакалавров в области техники и технологий по приоритетным направлениям Инновационного Центра «Сколково » (энергетика, ядерная энергетика, информационные технологии, биотехнологии, авиация и космос).

Инновационная инженерная деятельность, характерная для магистров, основывается на глубоких фундаментальных и прикладных междисциплинарных знаниях. Она направлена на разработку и создание новой техники и технологий, обеспечивающих новый социальный и экономический эффект, а потому особо востребованных

и конкурентоспособных. С 2010 г. в ТПУ реализуется международный проект ECDEAST “Engineering Curricula Design aligned with EQF and EUR-ACE Standards” (европейская программа TEMPUS), посвященный проектированию магистерских инженерных программ в контексте участия России в Болонском процессе. Участниками проекта являются ТПУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбГПУ, ENAEE, Европейская ассоциация инженерного образования SEFI, а также ряд европейских вузов.

В настоящее время оценка качества образовательных программ в области техники и технологий в российских вузах в рамках национальной системы общественнопрофессиональной аккредитации производится АИОР с использованием девяти различных аккредитационных критериев. Действующие требования к компетенциям выпускников образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов, соответствующих ГОС второго поколения, изложены в Критерии 5 «Подготовка к профессиональной деятельности » [1].

С учетом приведенных выше новых факторов, связанных с массовым переходом национальной системы инженерного образования на уровневую подготовку бакалавров и магистров при сохранении специали-тета в рамках ФГОС, новые требования Критерия 5 АИОР предлагается сформулировать в виде, представленном в табл. 1.

Соответствие национальных требований

- нового перечня компетенций выпускников образовательных программ в области техники и технологий по Критерию 5 АИОР и представленных выше международных требований к результатам обучения выпускников инженерных программ -иллюстрируется в табл. 2 (в сравнении с EIA Graduate Attributes) и в табл. 3 (в сравнении с EUR-ACE Framework Standards).

При общественно-профессиональной аккредитации новые требования к компетенциям специалистов по Критерию 5

Таблица 1

Новые требования Критерия 5 АИОР к компетенциям выпускников инженерных программ

Бакалавр Специалист Магистр

1. Профессиональные компетенции

1.1. Фундаментальные знания

Применять базовые и углубленные математические, естественно-научные, социально-экономические и профессиональные знания в широком междисциплинарном контексте в комплексной инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки Применять базовые и специальные математические, естественно-научные, социально-экономические и профессиональные знания в междисциплинарном контексте в комплексной инженерной деятельности, соответствующей специальности подготовки Применять глубокие математические, естественно-научные, социально-экономические и профессиональные знания в междисциплинарном контексте в инновационной инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки

1.2. Инженерный анализ

Ставить и решать задачи комплексного инженерного анализа, соответствующие направлению подготовки, с использованием базовых и углубленных знаний, современных аналитических методов и моделей Ставить и решать задачи комплексного инженерного анализа, соответствующие специальности подготовки, с использованием базовых и специальных знаний, современных аналитических методов и моделей Ставить и решать инновационные задачи инженерного анализа, соответствующие направлению подготовки, с использованием глубоких фундаментальных знаний, аналитических методов и сложных моделей

1.3. Инженерное проектирование

Выполнять комплексные инженерные проекты, соответствующие направлению подготовки, с применением базовых и углубленных знаний, современных методов проектирования для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию, с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений Выполнять комплексные инженерные проекты, соответствующие специальности подготовки, с применением базовых и специальных знаний, современных методов проектирования для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию, с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений Выполнять инновационные инженерные проекты, соответствующие направлению подготовки, с применением глубоких знаний, оригинальных методов проектирования для достижения новых результатов, обеспечивающих конкурентные преимущества в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений

1.4. Исследования

Проводить комплексные инженерные исследования, соответствующие направлению подготовки, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных, с применением базовых и углубленных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов Проводить комплексные инженерные исследования, соответствующие специальности подготовки, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных, с применением базовых и специальных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов Проводить инновационные инженерные исследования, соответствующие направлению подготовки, включая анализ данных из мировых информационных ресурсов, сложный эксперимент, формулировку выводов, в условиях неоднозначности с применением глубоких знаний и оригинальных методов для достижения требуемых результатов

1.5. Инженерная практика

Выбирать и использовать на основе базовых и углубленных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения комплексной практической инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки, с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений Выбирать и использовать на основе базовых и специальных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения комплексной практической инженерной деятельности, соответствующей специальности подготовки, с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений Создавать и использовать на основе глубоких знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения практической инновационной инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки, в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений

Продолжение таблицы 1

1.6. Специализация и ориентация на рынок труда

Демонстрировать особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов комплексной инженерной деятельности, соответствующей направлению и профилю подготовки, на предприятиях и в организациях - потенциальных работодателях, а также готовность следовать их корпоративной культуре Демонстрировать особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов комплексной инженерной деятельности, соответствующей специальности и специализации подготовки, на предприятиях и в организациях - потенциальных работодателях, а также готовность следовать их корпоративной культуре Демонстрировать особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов инновационной инженерной деятельности, соответствующей направлению и профилю подготовки, на предприятиях и в организациях - потенциальных работодателях, а также готовность следовать их корпоративной культуре

2. Универсальные (обтеку.іьгурньїе) компетенции

2.1. Проектный и финансовый менеджмент

Использовать базовые и.углубленные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, для ведения комплексной инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки Использовать базовые и специальные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, для ведения комплексной инженерной деятельности, соответствующей специальности подготовки Использовать глубокие знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, а также международного менеджмента, для ведения инновационной инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки

2.2. Коммуникации

Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе па иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности, соответствующей специальности подготовки Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, активно владеть иностранным языком, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты инновационной инженерной деятельности, соответствующей направлению подготовки, в том числе па иностранном языке

2.3. Индивидуальная и командная работа

Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных инженерных задач, соответствующих направлению подготовки Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных инженерных задач, соответствующих специальности подготовки Эффективно работать индивидуально, в качестве члена и руководителя группы, в том числе междисциплинарной и международной, с ответственностью за работу коллектива при решении инновационных инженерных задач, соответствующих направлению подготовки

2.4. Профессиональная этика

Демонстрировать личную ответственность, приверженность профессиональной этике и готовность следовать нормам ведения комплексной инженерной деятельности Демонстрировать личную ответственность, приверженность профессиональной этике и и готовность следовать нормам ведения комплексной инженерной деятельности Демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, приверженность профессиональной этике и готовность следовать нормам ведения инновационной инженерной деятельности

2.5. Социальная ответственность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Демонстрировать базовые к углубленные знания правовых, со- Демонстрировать базовые и специальные знания правовых, социаль- Демонстрировать глубокие знания правовых, социальных,

Окончание таблицы 1

циальных, экологических и культурных аспектов комплексной инженерной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности_____________________

ньтх, экологических и культурных аспектов комплексной инженерной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности

экологических и культурных аспектов инновационной инженерной деятельности, компетентность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности

2.6. Образование в течение всей жизни

Демонстрировать способность и готовность к самостоятельному обучению в течение всей жизни и непрерывному самосовершенствованию в инженерной профессии

Таблица 2

Соответствие требований Критерия 5 АИОР и EIA Graduate Attributes

АИОР, адаптированные к требованиям EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, будут введены в действие с 2013 г. и применяться до 2016 г. в отношении программ подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологий по ГОС второго поколения. Новые требования Критерия 5 АИОР к компетенциям бакалавров, согласованные с требованиями EIA Graduate Attributes and Professional Competencies, планируется ввести в действие с 2015 г., после первого выпуска ба-

калавров, подготовленных по соответствующим программам в рамках ФГОС. Новые требования Критерия 5 АИОР к компетенциям магистров в области техники и технологий, согласованные с EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes, планируется применять с 2013 г., после первого выпуска магистров, подготовленных в рамках ФГОС.

Таким образом, в период массового перехода высшей школы России к уровневой

Соответствие требований Критерия 5 АИОР и EUR-ACE Framework Standards

\EUR-ACE АИОР \ l 2 3 4 5 6

l.l X

l.2 X

l.3 X

l.4 X

l.5 X

l.6 X

2.l X

2.2 X

2.3 X

2.4 X

2.5 X

2.6 X

Таблица 3 АИОР [1]. Международная аккредитация образовательных программ российских вузов становится весьма актуальной в связи с утверждением 19 июня 2012 г. нового Перечня критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений Министерства образования и науки Российской Федерации. В данном Перечне в направлении 1 «Образовательная деятельность » пунктом 1.2. значится «Доля студентов приведенного контингента, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим международную аккредитацию » [3].

Литература

системе высшего образования и внедрения ФГОС будет обеспечено международное признание аккредитованных АИОР образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по техническим направлениям и специальностям в рамках Washington Accord и European Network for Accreditation ofEngineering Education

- мировых лидеров в области гарантий качества инженерного образования.

Новые критерии Ассоциации инженерного образования России для общественнопрофессиональной аккредитации в вузах уровневых образовательных программ в области техники и технологий, согласованные с международными стандартами, планируется в ближайшее время разместить на Интернет-сайте Аккредитационного центра

1. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. URL: http://www.ac-raee.ru

2. Washington Accord. URL: http:// www.washingtonaccord.org

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. URL: http://www.fgosvpo.ru

4. European Network for Accreditation of Engineering Education. URL: http:// www.enaee.eu

5. Чучалин А.И. «Американская» и «болон-

ская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 84-93.

6. Чучалин А.И., Боев О.В. Требования к ком-

петенциям выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 25-29.

7. Чучалин А.И. Уровни компетенций выпуск-

ников инженерных программ // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 3-13.

8. Чучалин А.И. Модернизация бакалавриа-

та в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 20-29.

CHUCHALIN A, GERASIMOV S. THE COMPETENCES OF ENGINEERING PROGRAMS GRADUATES: NATIONAL AND INTERNATIONAL STANDARDS

The issues of modernization of criteria used by Association of Engineering Education of Russia in public accreditation HEI’s engineering education programs are analyzed in the paper. On the basis of the competence approach the AEER criteria are compared with the criteria of international standards for engineering education (IEA Graduate Attributes and Professional Competences u EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Education) designed and implemented by the world leading experts Washington Accord and European Network for Accreditation of Engineering Education. It is shown in what way the international recognition of the AEER accredited engineering education programs in Russian HEI will be provided in conditions of the global transfer to the level system of higher education and introduction of the Federal education standards of the third generation.

Key words: engineering education; international standards; competence approach; educational program; quality.

Е.Н. КОВТУН, профессор, координатор Центра образовательных стандартов и программ Ассоциации классических университетов России

Экспертный анализ ООП классических университетов России

В статье приведены наиболее значимые результаты экспертизы основных образовательных программ, разработанных классическими университетами РФ в 2010-2011 годах на основе ФГОС ВПО, и высказанные экспертами рекомендации вузам и федеральным органам исполнительной власти по совершенствованию нормативно-методической базы реализации ООП.

Ключевые слова: реформа российского ВПО, федеральные государственные образовательные стандарты, вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС.

В рамках мониторинга эффективности внедрения ФГОС ВПО, осуществляющегося Ассоциацией классических университетов России (АКУР) по заданию Министерства образования и науки РФ, в октябре -ноябре 2011 г. и в марте - апреле 2012 г. был проведен экспертный анализ вузовских основных образовательных программ (ООП), разработанных на базе ФГОС. Анализ проводился экспертами - представителями учебно-методических советов (УМС), входящих в структуру Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.

Перечень вузов РФ, основные образовательные программы которых подверглись экспертизе, был согласован с Департаментом развития профессионального образования Минобрнауки России. Экспер-

тизой были охвачены 43 вуза; в их число вошли как классические, так и технические университеты.

В данной статье суммируются результаты экспертизы образовательных программ 33-х классических университетов, расположенных в восьми федеральных округах РФ (Центральный федеральный округ: Воронежский государственный университет, Орловский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Российский государственный гуманитарный университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тверской государственный университет, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова; Южный федеральный округ: Кубанский государственный университет, Южный федераль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.