Научная статья на тему 'Технология проектирования инженерных программ на основе международных критериев аккредитации'

Технология проектирования инженерных программ на основе международных критериев аккредитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ АИОР / INTERNATIONAL QUALITY STANDARDS IN ENGINEERING EDUCATION (GRADUATE ATTRIBUTES AND PROFESSIONAL COMPETENCIES / EUR-ACE FRAMEWORK STANDARDS FOR THE ACCREDITATION OF ENGINEERING PROGRAMMES) / CURRICULUM DESIGN / LEARNING OUTCOMES-BASED APPROACH / RAEE ACCREDITATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чучалин Александр Иванович, Криушова Анастасия Андреевна

В статье представлена технология проектирования инженерных образовательных программ, разработанная с учетом современных мировых тенденций развития высшего образования. В основе предложенной технологии проектирования программ лежит использование национальных критериев аккредитации АИОР, согласованных с международными стандартами качества инженерного образования, а также ориентация на планируемые результаты обучения (компетенции выпускников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чучалин Александр Иванович, Криушова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering curriculum design based on accreditation criteria

The paper discusses the need for a new approach for engineering curriculum design. The methodology of engineering curriculum design presented in this paper is elaborated with consideration of the modern trends in higher education development. The new methodology of engineering curriculum design takes into account the requirements of the accreditation criteria in engineering (the RAEE criteria, Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes) and outcomes-based approach for programme design.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования инженерных программ на основе международных критериев аккредитации»

учебных достижений студента // XVI Академические чтения МАН ВШ «Роль и место государственного и негосударственного секторов профессионального образования в едином образовательном пространстве России» (Брянск, 29 сентября -1 октября 2010): Сб. тезисов межд. науч.-практ. конф. Брянск, 2010. С. 36-38.

9. Богословский В.А., Караваева Е.В, Ков-тунЕ.Н, Мелехова О.П, Родионова С.Е, Шехонин А.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при ком-петентностном подходе. М.: Изд-во МГУ, 2007.

SHEHONIN A, TARLYKOV V. POINT-RATING SYSTEM FOR ASSESSMENT OF EDUCATIONAL RESULTS

We consider the problem of estimating the learning outcomes in different systems, a graph of the learning process, management system and technology evaluation using the pointrating system. Difficulties and problems of implementing point-rating system are shown. Keywords: education system, point-rating system, management of the educational process.

А.И. ЧУЧАЛИН, профессор, проректор

А.А. КРИУШОВА, доцент, эксперт

Томский политехнический университет

Технология проектирования инженерных программ на основе международных критериев аккредитации

В статье представлена технология проектирования инженерных образовательных программ, разработанная с учетом современных мировых тенденций развития высшего образования. В основе предложенной технологии проектирования программ лежит использование национальных критериев аккредитации АИОР, согласованных с международными стандартами качества инженерного образования, а также ориентация на планируемые результаты обучения (компетенции выпускников).

Ключевые слова: проектирование образовательных программ, компетентностный подход, международные критерии качества инженерного образования, критерии аккредитации АИОР.

Развитие современного ресурсоэффек-тивного производства, построение в стране экономики инновационного типа, интеграция России в мировое экономическое и образовательное пространство, рост конкуренции на рынке образовательных услуг, изменения, происходящие практически во всех профессиональных областях, - вот далеко не полный список факторов, которые ставят перед вузами страны задачу разработки новых образовательных программ, в том числе в области техники и технологий (инженерных программ), соответствующих международным стандартам. Эти программы должны прежде всего гибко

реагировать на изменяющиеся условия внешней среды: отвечать запросам современной экономики и промышленности, учитывать интересы потенциальных потребителей, отражать особенности вузовских научных школ и традиции подготовки специалистов, а также принимать во внимание рекомендации национальных и международных профессиональных организаций. Соответствие международным стандартам и критериям качества инженерных программ абсолютно необходимо для интеграции России в мировое образовательное сообщество и успешного позиционирования системы отечественного инженерного об-

разования на международном рынке образовательных услуг.

В большинстве развитых стран мира действенным механизмом обеспечения качества инженерного образования является общественно-профессиональная аккредитация инженерных программ вузов на основе международных стандартов и критериев [1, 2]. Аккредитация программ служит гарантией международного признания их качества и обеспечивает глобальную конкурентоспособность выпускников.

Международные критерии качества инженерного образования, используемые при общественно-профессиональной аккредитации инженерных программ в университетах развитых стран, в настоящее время определяются двумя авторитетными институтами - Вашингтонским соглашением (Washington Accord) [3] и Европейской сетью по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education) [4]. Ассоциация инженерного образования России (АИОР) [5] является членом этих международных организаций и аккредитует образовательные программы подготовки бакалавров, магистров и специалистов в российских вузах по инженерным направлениям и специальностям с использованием критериев общественно-профессиональной аккредитации, согласованных с международными стандартами.

Ориентация на международные критерии аккредитации является лишь одним из факторов, которые следует учитывать при проектировании новых образовательных программ. Другими особенностями современной мировой практики проектирования образовательных программ являются планирование результатов обучения (learning outcomes-based approach) и использование зачетных единиц - кредитов для оценки содержания образовательных программ и результатов обучения. Обе вышеперечисленные мировые тенденции в высшем образовании нашли отражение в ФГОС

ВПО и, наряду с международными критериями аккредитации, должны лежать в основе нового подхода к проектированию инженерных образовательных программ.

Технология проектирования инженерных образовательных программ, предложенная в данной статье, разработана с учетом современных мировых тенденций развития высшего образования, таких как:

• ориентация на планируемые результаты обучения (более известная как ком-петентностный подход к проектированию образовательных программ);

• использование кредитной системы ECTS для оценки результатов обучения по образовательным программам;

• ориентация на национальные и международные критерии оценки качества и аккредитации инженерного образования.

Технологию проектирования основных образовательных программ подготовки специалистов в области техники и технологий на основе национальных критериев АИОР, согласованных с международными критериями аккредитации, ориентированными на планируемые результаты обучения, можно условно иллюстрировать, используя двухцикловую модель (рис. 1). Данная модель соответствует современному подходу ABET (США) - мирового лидера в области разработки механизмов гарантий качества инженерного образования - к проектированию и оцениванию образовательных программ [6]. Представленная модель четко определяет последовательность этапов проектирования и оценивания образовательной программы и устанавливает взаимосвязь между внутриунивер-ситетскими процессами, гарантирующими качество подготовки специалистов, и внешней средой.

На рис. 1 представлены две взаимосвязанные и постоянно «прокручивающиеся» петли, демонстрирующие непрерывные процессы корректировки целей программы и изменения в организации учебного процесса для достижения необходимых результа-

Рис. 1. Двухцикловая модель ABET

1. Изучение потребностей заинтересованных сторон.

2. Формирование целей образовательной программы.

3. Планирование результатов обучения для достижения целей программы.

4. Определение того, как результаты будут получены.

5. Определение того, как результаты будут оценены.

6. Определение индикаторов для оценки результатов и достижения целей.

7. Организация образовательного процесса.

8. Оценка результатов обучения и проверка достижения целей программы.

тов обучения. Внешняя (левая) петля демонстрирует процессы формирования, оценивания достижения и корректировки (в случае необходимости) целей образовательной программы. Внутренняя (правая) петля показывает, каким образом в университете последовательно планируются, достигаются и оцениваются результаты обучения. Взаимосвязь внутренней и внешней петли демонстрирует, что через оценивание достижения результатов обучения проверяется достижение целей образовательной программы. Следует отметить, что внешняя петля «прокручивается»несколько медленнее, чем внутренняя. Разница в скорости, как правило, зависит от нормативного срока обучения по образовательной программе, поскольку только по истечении определенного времени с момента завершения обуче-

ния по программе (3-5 лет) можно оценить достижение целей программы, удовлетворенность потребителей и, в случае необходимости, скорректировать цели программы.

Этапы проектирования образовательных программ

В соответствии с указанной моделью предлагается осуществлять проектирование образовательных программ в два этапа [7]. На первом (подготовительном) этапе осуществляется подготовка исходных данных для проектирования программы и планирование ее качества. На втором (основном) этапе выполняется собственно проектирование программы, разрабатывается организационно-методическое обеспечение и документация программы, осуществляется оценка качества программы.

1. На подготовительном этапе выполняются следующие шаги.

Шаг 1.1. Разработка концепции программы, согласованной с миссией вуза. В ней излагается основная идея программы, отражающая ее направленность, дается обоснование особенностей подготовки специалистов, определяются наиболее важные компетенции выпускников. Концепция программы содержит основную информацию для потребителей и представляет собой визитную карточку программы.

Шаг 1.2. Определение исходных данных для последующего формирования перечня профессиональных и личностных компетенций выпускников, на основе которого

будут планироваться цели программы и результаты обучения.

В данной работе под компетенцией понимается готовность выпускников (мотивация и личностные качества) проявить способности (знания, умения и опыт) для ведения успешной профессиональной или иной деятельности в определенных условиях (проблема и ресурсы). Важными атрибутами компетентности являются ответственность и самостоятельность.

Исходные данные для формирования перечня компетенций выпускников программы:

• национальные и международные требования к компетенциям выпускников образовательных программ в области техники и технологий (Критерий 5 АИОР, Рамочные стандарты EUR-ACE и пр.);

• требования ФГОС ВПО по соответ-ствующемунаправлению или специальности;

• специфические требования стратегических партнеров - потенциальных работодателей - к специалистам данного профиля, уровня и направления;

• потребности регионального, национального и международного рынков труда.

Все исходные данные систематизируются в виде планируемых профессиональных и универсальных компетенций выпускников с учетом требований всех заинтересованных сторон.

Шаг 1.3. Определение профессиональных и универсальных компетенций выпускников программы, формирование которых вуз может обеспечить своими научно-образовательными ресурсами (материальными, методическими, кадровыми и др.).

Шаг 1.4. Определение профессиональных и универсальных компетенций выпускников программы, формирование которых способен обеспечить стратегический партнер вуза (вуз, НИИ, предприятие и др.).

Шаг 1.5. Формирование итогового перечня планируемых компетенций выпускников программы, согласованного с потенциальными соисполнителями и заказчиками.

2. На основном этапе проектирования программы осуществляются следующие шаги.

Шаг 2.1. Формирование целей программы. В соответствии с Критерием 1 АИОР «Цели образовательной программы» программа должна иметь «четко сформулированные и документированные цели, согласующиеся с ФГОС ВПО, миссией вуза и соответствующими запросами потенциальных потребителей программы».

Цели образовательной программы -совокупность знаний,умений и опыта их применения, которыми должны обладать выпускники программы через некоторое время после ее окончания. Цели формируются разработчиками образовательной программы и представляют собой широкие формулировки, отражающие специфику программы, но не затрагивающие при этом содержание самой программы. Поскольку цели образовательной программы необходимы для взаимодействия с внешней средой, а именно для предоставления основным потребителям программы информации об областях профессиональной подготовки выпускников, профиле программы, видах профессиональной деятельности выпускников и т.д., использование широких формулировок для определения целей программы представляется достаточным.

В соответствии с требованиями Критерия 1 АИОР цели образовательной программы формируются на основе запросов основных потребителей программы и согласуются с миссией вуза. Учет запросов потребителей образовательной программы и заинтересованных сторон в постановке целей обеспечивается использованием соответствующих исходных данных. При этом требования потенциальных работодателей являются для разработчиков программы приоритетными.

Как правило, для образовательной программы определяется не более десятка (обычно 5-7) целей, которые документируются в описании программы. При фор-

мулировании целей образовательной программы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

• каждая цель соответствует запросу потребителей (одному или более);

• цель должна пониматься и разделяться той группой потребителей, чьи интересы она должна удовлетворять;

• цель должна подчеркивать уникальность программы;

• формулировка цели должна быть краткой и ясной;

• цель должна быть достижимой;

• цель должна иметь более широкую формулировку, чем требования к результатам обучения;

• каждой цели должен соответствовать как минимум один результат обучения;

• не все цели будут обязательно достигнуты всеми выпускниками программы.

При определении целей образовательной программы важно провести их широкое обсуждение как в группе разработчиков, так и в подразделениях вуза, которые примут участие в реализации программы. Это необходимо, поскольку, в соответствии с требованиями Критерия 1 АИОР, цели программы должны разделяться коллективом, быть опубликованы и доступны всемзаинтересованным сторонам.

Шаг 2.2. Определение планируемых результатов обучения - совокупности знаний, умений и опыта их применения на практике, а также интегрирующих их компетенций, которыми должны обладать студенты в момент окончания обучения по образовательной программе. В отличие от

целей образовательной программы, которые могут быть достигнуты через некоторое время после окончания обучения (при этом не обязательно все цели будут достигнуты всеми выпускниками), результаты обучения по программе должны достигаться всеми выпускниками к моменту окончания обучения по образовательной программе.

В соответствии с требованиями Критерия 2 АИОР «Содержание образовательной программы» содержание программы не должно противоречить требованиям ФГОС ВПО. Программа должна иметь четко сформулированные и документированные результаты обучения, согласующиеся с целями образовательной программы.

Как правило, для образовательной программы определяется не более 12-15 результатов обучения. При этом используются исходные данные, полученные на подготовительном этапе проектирования программы. При формулировании результатов обучения руководствуются следующими принципами:

• каждый результат обучения формулируется таким образом, чтобы студент или выпускник смог продемонстрировать его достижение в процессе освоения или по окончании программы;

• результаты обучения в терминах компетенций соответствуют как минимум одной цели программы (обычно цель достигается 3-5 результатами обучения).

Шаг 2.3. Формирование матрицы взаимного соответствия целей программы и результатов обучения (табл. 1). Матрица на-

Таблица 1

Соответствие целей программы результатам обучения

Цели программы Результаты обучения

Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10 Р11

Ц1 V V V V V V V

Ц2 V V V V V V V V

Ц3 V V V V V V V

Ц4 V V V V V V

Ц5 V V V V

глядно показывает, какие результаты обучения способствуют достижению тех или иных целей программы, позволяет более системно спроектировать структуру образовательной программы и определить состав ее дидактических единиц.

Шаг 2.4. Оценка кредитной стоимости результатов обучения по программе. Результаты обучения оцениваются в зачетных единицах - кредитах ЕСТ8. Какизвестно, в системе ЕСТ8 программы подготовки бакалавров оцениваются 240 кредитами, дипломированных специалистов - 300 кредитами, а магистерские программы - 120 кредитами. Такое же количество кредитов предусмотрено для оценки программ российских вузов в требованиях ФГОС ВПО и в требованиях критериев АИОР.

Важной дополнительной характеристикой результатов обучения является уровень кредита. Он указывает на сложность и глубину приобретенных знаний и умений, а также на степень самостоятельности и ответственности при их применении. Уровень кредита часто соответствует году обучения. Для программы подготовки бакалавров кредиты могут иметь 1-4-й уровни, специалистов - 1-5-й уровни, магистров - 5-6-й уровни.

Кредитная стоимость результатов обучения представляется в матричной форме (табл. 2). Каждый результат обучения имеет свою кредитную стоимость, свидетельствующую о значимости данного результата в совокупном объеме компетенций, приобретаемых выпускником.

Формирование структуры образовательной программы (Шаги 2.5 - 2.9)

Планируемые результаты обучения по образовательной программе достигаются в результате освоения дидактических единиц - модулей(дисциплин)программы. Необходимо разработать структуру программы по модулям и дисциплинам, содержание которых будет направлено на достижение определенных результатов обучения. Модули образовательной программы могут состоять из одной или нескольких обязательных или элективных дисциплин, а также включать практику, НИРС, курсовые проекты, выпускную квалификационную работу (ВКР).

Шаг 2.5. Декомпозиция результатов обучения, представленных в виде профессиональных и универсальных компетенций выпускников, на составляющие (табл. 3): знания (З), умения (У) и владение (В) опытом их практического применения. При этом учитываются составляющие результатов освоения образовательных программ данного уровня по данному направлению, указанные в соответствующем ФГОС ВПО.

Шаг 2.6. Составляющие результатов обучения, представленные знаниями, умениями и владением опытом их практического применения, группируются по циклам ФГОС ВПО:

• гуманитарный, социальный и экономический;

математический и естественно-науч-

ный;

Таблица 2

Кредитная стоимость результатов обучения на примере образовательной программы подготовки магистров

Профессиональные компетенции —100 кредитов Универсальные компетенции - 20 кредитов

и ч Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10 Р11

р 50 20 8 8 8 6 4 6 4 3 3

• профессиональный;

• практика и (или) научно-исследовательская работа;

• ВКР (магистерская диссертация / дипломный проект).

В итоге составляющие различных результатов обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Декомпозиция результатов обучения

Результаты обучения Составляющие результатов обучения

Р1 Знания (З1.1, З1.2 ... ) Умения (У1.1, У1.2... ) Владение (В1.1, В1.2 ...)

Р2 Знания (З2.1, З2.2 ... ) Умения (У2.1, У2.2... ) Владение (В2.1, В2.2, ...)

Р11 Знания (З11.1, З11.2 ... ) Умения (У11.1, У11.2... ) Владение (В11.1, В11.2 ...)

распределяются по циклам в соответствии с областями знаний, умений и владением опытом их практического применения, в том числе при выполнении НИР и ВКР (табл. 4). Некоторые составляющие результатов обучения могут быть отнесены одновременно более чем к одному циклу.

В соответствии с требованиями Критерия 2 АИОР «Содержание образовательной программы» гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин должен обеспечивать необходимые юридические, социальные, экономические, этические компетенции специалиста в области техники и технологий, формировать их ориентацию на устойчивое развитие, безопасность труда и охрану здоровья. Объем

Таблица 3 цикла должен составлять в программах подготовки бакалавров и специалистов не менее 36 кредитов ЕСТ8.

Математический и естественно-научный цикл должен обеспечивать:

• в программах подготовки бакалаврови специалистов - фундаментальную составляющую (не менее 60 кредитов ЕСТ8, в том числе не менее 24 кредитов ЕСТ8 углубленных курсов), являющуюся основой для изучения профессиональных дисциплин;

• в магистерских программах - углубленную подготовку (не менее 24 кредитов ЕСТ8 с углубленными курсами), позволяющую изучать профессиональные дисциплины на более высоком уровне, основываясь на результатах, полученных при обучении по программе первого уровня.

Профессиональный цикл дисциплин должен обеспечивать:

• в программах подготовки бакалавров - широту и глубину подготовки, необходимую для ведения профессиональной деятельности в соответствии с целями программы;

• в программах подготовки специали-

Распределение результатов обучения по циклам

Таблица 4

Учебные циклы Составляющие результатов обучения

Гуманитарный, социальный и экономический Знания (З1.1, 32.3, 33.4, 37.3...) Умения (У 1.1, У6.5, У8.3, У 11.4.) Владение (В1.1, В4.5, В7.6, В10.2.)

Математический и естественно-научный Знания (З2.1, З4.5, З7.4, З9.3.) Умения (У2.1, У3.4, У6.6, У 10.7.) Владение (В4.1, В5.8, В7.2, В11.1...)

Профессиональный Знания (З2.5, З3.7, З4.4, З6.1. ) Умения (У5.1, У7.4, У8.2, У 10.4. ) Владение (В4.1, В6.7, В8.5, В11.5.)

Практика и (или) научно-исследовательская работа Знания (З2.5, З4.7, З5.4, З8.3. ) Умения (У5.1, У7.4, У8.2, У9.3. ) Владение (В5.1, В6.7, В7.3, В11.2.)

ВКР (диссертация, проект) Знания (З4.2, З3.7, З4.7, З5.4 ... ) Умения (У5.1, У5.4, У7.6, У9.2. ) Владение (В4.1, В5.7, В8.3, В11.4.)

стов и магистров - глубокую подготовку, необходимую для успешной профессиональной деятельности, развитие организаторских и управленческих навыков.

Объем профессионального цикла должен составлять:

• в программах подготовки бакалавров - не менее 110 кредитов ECTS, в том числе не менее 24 кредитов ECTS - за счет углубленных курсов, определяющих специализацию;

• в программах подготовки специалистов - не менее 150 кредитов ECTS, в том числе не менее 50 кредитов ECTS - за счет углубленных курсов, определяющих специализацию;

• в программах подготовки магистров не менее 30 кредитов ЕСТ8 - за счет углубленных курсов, определяющих специализацию.

В соответствии с требованиями Критерия 2 АИОР «Содержание образовательной программы» выпускники программ подготовки должны:

• бакалавры - выполнить выпускную квалификационную работу, содержащую элементы научно-исследовательской или опытно-конструкторской деятельности;

• дипломированные специалисты -выполнить и защитить дипломный проект (работу) в объеме не менее 18 кредитов ЕСТ8;

Модули Составляющие результатов обучения по модулям

Гуманитарный, социальный и экономический цикл Модуль 1 Знания (З1.1, З2.3... ) Умения (У1.1, У6.5... ) Владение (В1.1, В4.5...)

Модуль 2 Знания (З5.1, З7.3... ) Умения (У6.1, У10.5... ) Владение (В3.1, В5.5...)

Модуль 3 Знания (З7.1, З2.3... ) Умения (У6.1, У7.4... ) Владение (В1.1, В8.3...)

Математический и естественно-научный цикл Модуль 4 Знания (З3.1, ЗЗ.З... ) Умения (У2.1, У5.4... ) Владение (В4.1, В6.8...)

Модуль 5 Знания (ЗЗ.З, З4.1... ) Умения (У5.4, У7.6... ) Владение (В6.7, В8.2...)

Модуль 6 Знания (З3.1, ЗЗ.З, З8.3... ) Умения (У2.1, У5.3, У11.2... ) Владение (В4.1, В6.7, В8.2.)

Профессиональный цикл Модуль 7 Знания (З2.1, З4.5... ) Умения (У2.1, У3.4... ) Владение (В4.1, В5.8...)

Модуль 8 Знания (З2.1,З4.5... ) Умения (У2.1, У3.4... ) Владение (В4.1, В5.8...)

Модуль 9 Знания (З2.1, З4.5... ) Умения (У2.1, У3.4... ) Владение (В4.1, В5.8...)

Модуль 10 Знания (З2.1,З4.5... ) Умения (У2.1, У3.4... ) Владение (В4.1, В5.8...)

Таблица 5

Распределение результатов обучения по модулям

• магистры - выполнить и защитить магистерскую диссертацию в объеме не менее 24 кредитов ЕСТ8.

Шаг 2.7. Составляющие результатов обучения группируются по модулям (дисциплинам) в пределах соответствующих циклов (табл. 5). Некоторые составляющие результатов обучения могут быть отнесены одновременно более чем к одному модулю.

Шаг 2.8. Определение дидактических единиц (модулей, дисциплин) программы (табл. 6). В табл. 6 наглядно представлено, какие модули программы «работают» на достижение тех или иных результатов обучения.

Результаты обучения по отдельным модулям программы представляют собой детализированные знания, умения и владение опытом их практического применения, способствующие приобретению выпускниками профессиональных и универсальных компетенций в результате обучения по образовательной программе. Они являются основой для разработки рабочих программ отдельныхмодулей (дисциплин).

Шаг 2.9. Оценка кредитной стоимости и временного ресурса дидактических единиц программы. Каждому модулю (дисциплине) присваивается некоторое количество кредитов определенного уровня. Кредитная стоимость модуля (дисциплины) программы и уровень кредитов зависят от значимо-

сти результатов его изучения для достижения результатов обучения по программе в целом. Практике и (или) НИР, а также ВКР (магистерской диссертации, дипломному проекту) также назначается определенное количество кредитов в соответствии с приобретаемыми знаниями, умениями и владением опытом их практического применения.

Многие результаты обучения по программе, особенно связанные с универсальными компетенциями, достигаются при освоении программы в целом (по крайней мере нескольких, а не одного модуля программы). Назначение кредитов, связанных с данным результатом, определенному модулю (дисциплине) производится в том слу-

чае, если достижение соответствующего результата оценивается (контролируется) при освоении данного модуля (изучения дисциплины) программы.

Табл. 7 демонстрирует взаимное соответствие между модулями (дисциплинами) программы и результатами обучения, а также какую «кредитную стоимость » имеют соответствующие модули и за счет каких результатов обучения.

При формировании структуры программы для каждого модуля, требующего определенных исходных знаний, умений и опыта, необходимо определить пререкви-зиты - перечень модулей (дисциплин), которые должны быть изучены до прохождения данного модуля (дисциплины), и ко-

Таблица 6

Соответствие модулей программы и результатов обучения

Модули программы Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10 Р11

Модуль 1 + + + + +

Модуль 2 + + + + +

Модуль 3 + + + + +

Модуль 4 + + + +

Модуль 5 + + + + +

Модуль 6 + + + +

Модуль 7 + + + + +

Модуль 8 + + + + +

Модуль 9 + + + + + +

Модуль 10 + + + + +

Таблица 7

Соотношение количества кредитов каждого модуля (дисциплины) и результатов обучения

Модули, практика (НИР), ВКР Кредиты Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10 Р11

Модуль 1 8 4 2 2

Модуль 2 10 3 3 2 2

Модуль 3 7 1 2 3 1

Модуль 4 9 3 3 3

Модуль 5 8 3 1 2 2

Модуль 6 5 2 1 2

Модуль 7 11 3 2 4 1 1

Модуль 8 9 2 3 2 2

Модуль 9 11 3 2 1 3 2

Модуль 10 10 5 2 1 1 1

Практика 8 3 4 1

ВКР (диссертация) 24 4 1 2 6 2 2 5 1 1

Итого 120 25 15 10 15 10 5 10 15 5 5 5

реквизиты - перечень модулей (дисциплин), которые можно (следует) изучать одновременно с данным модулем (дисциплиной).

Шаг 2.10. Определение видов учебных занятий и их временного ресурса. Наиболее широко применяются такие формы организации образовательной деятельности, как лекция, лабораторная работа, практическое занятие, семинар, коллоквиум, самостоятельная работа студентов, консультация, курсовой проект, производственная практика, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов (НИРС и УИРС), выпускная квалификационная работа. В последнее время в вузах организуются мастер-классы, практикуется тьюторство и другие активные формы образовательной деятельности. Каждая организационная форма направлена на достижение определенных результатов обучения.

Временной ресурс на освоение модуля (дисциплины) не прямо пропорционален его кредитной стоимости. Между часами, отводимыми на изучение отдельных модулей (дисциплин) программы, и их кредитной стоимостью существует определенная

связь, но она не является непосредственной. Общая трудоемкость освоения результата обучения, оцениваемого 1 кредитом ECTS, как правило, соответствует 30-40 часам работы студента.

При проектировании состава и формировании содержания дидактических единиц программы важен правильный выбор учебных дисциплин, меж- и мультидисципли-нарных модулей, проектов и работ, в том числе групповых, направлений НИР, производственных практик, ВКР студентов. На этом этапе разработчиками программы и привлекаемыми экспертами уточняется количество кредитов и их уровни, соответствующие, с одной стороны, планируемым результатам обучения, а с другой - дидактическим единицам программы.

Шаг 2.11. Разработка образовательных технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов обучения [8]. При проектировании программы для каждого модуля (дисциплины) предусматриваются соответствующие образовательные технологии, которые позволят наиболее эффективным образом обеспечить достижение планируемых результатов обучения. Кредиты и временные ресурсы, отво-

димые на каждый модуль (дисциплину), оптимальным образом распределяются по всем видам учебных занятий в зависимости от планируемых результатов и технологий обучения.

Для активизации образовательной деятельности вузы используют различные методы, такие как применение компьютеров и новых информационныхтехнологий (методы IT), работа в команде, проблемное, контекстное и индивидуальное обучение, case-study, обучение на основе опыта и др. [8].

Шаг 2.12. Выбор методов оценки и индикаторов достижения результатов обучения и качества освоения программы, создание фонда оценочных средств.

На этапе проектирования программы определяется, какими методами и какими средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения результатов обучения. Учебный процесс должен обеспечивать достижение результатов обучения всеми студентами, а программа должна иметь механизм (рейтинговую систему) для непрерывного контроля выполнения учебного плана и осуществления обратной связи с целью его совершенствования.

Качество освоения программы по модулям (дисциплинам) может адекватно оцениваться с помощью соответствующих методов и контролирующихматериалов, способных обеспечить достоверную информацию об уровне знаний и умений студента. Критерии оценки достижения результатов обучения представляют собой описания того, что должен уметь делать студент или выпускник, чтобы их продемонстрировать. Обязательным является описание методов оценивания результатов обучения, гарантирующих их адекватность сформулированным целям.

Необходимо, чтобы в каждом модуле (дисциплине) с учетом видов учебных занятий были определены элементы оценивания результатов обучения как согласо-

ванные и четко сформулированные неделимые совокупности результатов обучения, индикаторов и критериев оценки.

Весьма сложной представляется оценка приобретенных студентами компетенций как подтвержденной готовности использовать знания, умения и опыт в определенном контексте. Для оценки компетенций невозможно использование каких-либо тестирующих или контролирующих материалов. Возможна лишь экспертная оценка готовности студентов и выпускников применять знания и умения в процессе практической деятельности, как правило -при выполнении индивидуальных и групповых проектов, проведении НИР, прохождении производственных практик, а также выполнении ВКР.

Шаг 2.13. Разработка методов оценки достижения целей и непрерывного совершенствования программы. В соответствии с требованиями Критерия 1 АИОР «Цели образовательной программы» образовательная программа должна иметь эффективный механизм обеспечения достижения и корректировки целей. Оценка достижения целей программы является весьма сложным процессом, поскольку он связан с сопровождением профессиональной карьеры выпускников, изучением мнения работодателей, получением и обработкой информации из различных источников, расположенных в основном за пределами вуза. Однако это является единственным надежным способом дать объективную оценку деятельности вуза по достижению целей программы и реализации его миссии.

Шаг 2.14. Создание организационно-методического обеспечения и документации для реализации программы. Для организации учебного процесса ведется разработка и согласование базового учебного плана, рабочих программ модулей (дисциплин) и других учебно-методических материалов и документов. Документация оформляется в соответствии с требованиями системы менеджмента качества (меж-

дународный стандарт ISO 9001:2008), а также с требованиями Европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area - ESG) в рамках Болонского процесса.

Для реализации программ, спроектированных с применением кредитной оценки их содержания через планирование и оценку компетенций выпускников, обычно используется либеральная (асинхронная) организационная схема, предполагающая значительную свободу выбора модулей (дисциплин) и последовательности их изучения с формированием индивидуальных семестровых учебных планов студентов на основе базового учебного плана. Порядок формирования индивидуальных учебных планов определяется системой пререквизитов и кореквизитов, влияющих на последовательность изучения модулей (дисциплин) программы. При либеральной организации учебного процесса наиболее эффективно создание личностно-ориентированной (student-centered) образовательной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Использование компетентностного подхода, направленного не столько на ресурсы и содержание образования, сколько на компетенции выпускников как результаты обучения, предполагает изменение культуры образовательного процесса в вузе, его организации, а также изменение концепции и технологии проектирования и оценивания образовательных программ.

Технология проектирования образовательных программ, представленная в данной статье, ориентирована на использование компетентностного подхода и на обеспечение соответствия международным критериям качества инженерного образования. Данный алгоритм был разработан в Томском политехническом университете (ТПУ) в рамках реализации инновационной образовательной программы «Развитие в уни-

верситете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий ». Впервые он был апробирован в ТПУ при разработке совместной магистерской программы «Физика высоких технологий в машиностроении» совместно с Техническим университетом Берлина [9]. Данная программа была успешно аккредитована Аккредитационным центром АИОР (Россия) и А81Ш (Германия) на соответствие национальным критериям аккредитации, согласованным с общеевропейскими рамочными стандартами EUR-ACE, и зарегистрирована как программа, имеющая знак ЕиЯ^-АСЕ® и отвечающая европейскому стандарту [10].

Представленная технология изложена в Стандарте основной образовательной программы ТПУ [11], предназначенном для совершенствования образовательных программ во всех подразделениях вуза, а также в Стандартах и руководствах по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов в области техники и технологий по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета [12], которые в настоящее время активно используются при модернизации существующих и разработке новых образовательных программ (в том числе совместных магистерских программ с зарубежными вузами-партнерами).

Литература

1. Чучалин А.И., Боев О.В, Криушова А.А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 9-18.

2. Чучалин А.И., Боев О.В., Криушова А.А.

Гарантии качества инженерного образования: мировой опыт // Платное образование. 2007. № 1-2. С. 48-53.

3. Washington Accord. URL: http:// www.washingtonaccord.org

4. European Network for Accreditation of Engineering Education. URL: http:// www.enaee.eu

5. Аккредитационный центр Ассоциации ин-

женерного образования России. URL: http://www.ac-raee.ru

6. Accreditation Board for Engineering and Technology. URL: http://www.abet.org

7. Чучалин А.И. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 73-81.

8. Чучалин А.И. Формирование компетенций

выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. 2008. № 12. С.10-19.

9. Боев О.В, Коростелева Е.Н, Чучалин А.И.

Проектирование магистерских программ

на основе планирования компетенций специалистов / Под ред. А.И. Чучалина. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 68 с.

10. EUR-ACE (EURopean Accredited Engineer). URL: http://www.feani.org/EUR_ACE/ EUR_ACE_Main_Page.htm

11. Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета / Под ред. А.И. Чучалина. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. 60 с.

12. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ): Сб. нормативно-производственных материалов / Под ред. А.И. Чу-чалина и Е.Г. Язикова. Томск: Изд-во ТПУ, 2010. 150 с.

CHUCHALINA, KRIUSHOVA A. ENGINEERING CURRICULUM DESIGN BASED ON ACCREDITATION CRITERIA

The paper discusses the need for a new approach for engineering curriculum design. The methodology of engineering curriculum design presented in this paper is elaborated with consideration of the modern trends in higher education development. The new methodology of engineering curriculum design takes into account the requirements of the accreditation criteria in engineering (the RAEE criteria, Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes) and outcomes-based approach for programme design.

Keywords: curriculum design, learning outcomes-based approach, international quality standards in engineering education (Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes), RAEE accreditation criteria.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.