УДК 378.146
UDC 378.146
Л.И. ГУБАРЕВА
кандидат педагогических наук, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] Т.А. СЕНЬКИНА
кандидат технических наук, кафедра туризма и гостиничного дела, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] М.И. ТИХОНОВИЧ
магистрант, 1 курс обучения направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Инженерная педагогика», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
L.I. GUBAREVA
Candidate of Pedagogics, Department of professional learning and business, Orel State University named after
I.S. Turgenev E-mail: [email protected] T.A. SENKINA
Candidate of Technical Sciences, Department of tourism and hotel business, Orel State University named after I. S.
Turgenev
E-mail: tatina0711 @yandex.ru M.I. TIKHONO VICH
Master, 1 course of44.04.01 direction of preparation "Pedagogical education", profile of Engineering pedagogy, Orel State University named after I. S. Turgenev E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ EUR-ACE
THE METHODOLOGY OF DESIGNING EDUCATIONAL PROGRAMS IN ACCORDANCE WITH EUR-ACE STANDARDS
Разработка Рамочных стандартов для аккредитации инженерных программ, реализуемых высшими учебными заведениями, является основной целью проекта EUR-ACE.
Разнообразие инженерных программ, предоставляющих уровень образования, необходимый для освоения инженерной профессии, предусматривают разрабатываемые Стандарты. Предложенные Стандарты позволяют сравнивать академические квалификации, существующие в Европейском пространстве высшего образования, с особенностями освоения инженерных программ в России и, таким образом, способствуют развитию мобильности среди выпускников инженерных программ.
Ключевые слова: стандарты, инженерные программы, аккредитация, квалификация, выпускники.
Development of Framework standards for the accreditation of engineering programmes implemented by higher educational institutions, is the main goal of the project EUR-ACE.
The diversity of engineering programmes that provide the education level necessary for the development of the engineering profession provide the developed Standards. Proposed Standards allow us to compare academic qualifications existing in the European higher education area with the peculiarities of the development of engineering programs in Russia, and thus contribute to the development of mobility among graduates of engineering programs.
Keywords: standards, engineering programs, accreditation, qualification, graduates.
Проектирование образовательной программы является первым (начальным) циклом общего процесса непрерывного совершенствования программы.
Процесс включает в себя две взаимосвязанные и постоянно «прокручивающиеся» петли, демонстрирующие непрерывное совершенствование учебного процесса в вузе, направленное на достижение целей образовательной программы и планируемых результатов обучения (рис. 1).
Рис. 1. Процесс совершенствования и оценивания программы.
© Л.И. Губарева, Т.А. Сенькина, М.И. Тихонович © L.I. Gubareva, T.A. Senkira, M.I. Tikhonovich
Внешняя (левая) петля демонстрирует процессы формирования, оценивания и корректировки (в случае необходимости) целей образовательной программы.
Внутренняя (правая) петля показывает, каким образом в университете последовательно планируются, достигаются и оцениваются результаты обучения.
Взаимосвязь внутренней и внешней петли демонстрирует, что через оценивание достижения результатов обучения проверяется достижение целей образовательной программы: возможна как корректировка планируемых результатов обучения (и, соответственно, учебного процесса) для обеспечения достижения целей программы, так и корректировка целей образовательной программы, если их достижение оказывается невозможно по каким-либо причинам.
Стоит заметить, что внешняя петля «прокручивается» несколько медленнее, чем внутренняя: оценка достижения целей образовательной программы может состояться лишь после нескольких выпусков.
Таким образом, процессы внутренней петли закончатся несколько раз, прежде чем завершится цикл внешней петли. Непрерывное совершенствование предполагает в случае необходимости проектирование (модернизацию) программы для обеспечения достижения целей образовательной программы и результатов обучения.
Проектирование образовательной программы включает в себя следующие этапы (шаги):
1. Формирование концепции образовательной программы.
Разработка концепции программы предполагает определение основных ее потребителей, создание в подразделении системы, обеспечивающей взаимодействие с потребителями, изучение их запросов, формирование концепции программы.
2. Формулировка целей образовательной программы.
Разработчик программы на основе изучения требований основных потребителей (основного потребителя) программы формулирует ее цели. Цели программы должны соответствовать миссии вуза или подразделения и обеспечивать её конкурентоспособность и востребованность потребителями программы.
3. Планирование результатов обучения образовательной программы.
Разработчик программы планирует измеряемые результаты обучения образовательной программы - те знания, умения и качества, которые приобретаются обучаемыми в процессе освоения программы. Результаты обучения должны быть согласованы с запросами основных потребителей программы и обеспечивать достижение выпускниками поставленных целей.
4. Модули и распределение кредитов.
На данном этапе определяется, каким образом планируется достижение результатов обучения образовательной программы: оценивается кредитная стоимость результатов обучения программы и определяется набор модулей программы, обеспечивающих их достижение.
Каждый модуль (дисциплина) характеризуется набором результатов обучения данного модуля или дисциплины и соответствующим количеством кредитов в соответствии с его вкладом в результаты обучения образовательной программы. Каждый планируемый результат обучения модуля подразумевает некоторую учебную деятельность студента, определяемую сущностью результата обучения, образовательной средой, применяемыми технологиями и т.д. Таким образом, количество кредитов, соответствующих результату обучения по модулю, определяется нагрузкой студента, необходимой для достижения данного результата обучения. Разработчику программы необходимо распределить планируемые результаты обучения (и, соответственно, кредиты) между обязательными модулями образовательной программы в соответствии с их вкладом в достижение этих результатов. Нормативный временной ресурс, отводимый модулю, устанавливается в соответствии с его кредитной стоимостью.
Разработчик каждого модуля обеспечивает подготовку учебно-методических материалов, планирует использование различных педагогических технологий (форм, методов и средств), направленных на достижение планируемых результатов обучения данного модуля. Каждый модуль должен включать систему оценивания достижения результатов обучения. Назначение кредита отдельному результату обучения модуля (дисциплины) невозможно при отсутствии оценивания его достижения.
5. Разработка системы оценивания достижения планируемых результатов обучения и целей образовательной программы
Оценивание достижения результатов обучения и целей образовательной программы должно осуществляться систематически и служить основой для непрерывного совершенствования программы.
Немаловажным дополнением к системе, реализуемой подразделением или вузом, является общественно-профессиональная аккредитация программы с участием независимых экспертов (представителей образовательного или профессионального сообщества).
Концепция образовательной программы
Проектирование образовательной программы начинается с построения ее концепции. Под этим понимается определение основных потребителей образовательной программы, изучение их запросов и определение на их основе целей проектируемой образовательной программы.
Важнейшим фактором для образовательной программы является ее востребованность основными потребителями. Разработчик программы в рамках стратегии развития своего вуза и в соответствии с его миссией должен четко понимать, прежде всего, для кого разрабатывается и чьим запросам будет удовлетворять разрабатываемая программа. В качестве основных потребителей программы могут выступать: органы управления образованием страны или региона, работодатели
в лице представителей отраслей экономики, промышленных компаний или исследовательских институтов, региональные и федеральные органы власти, а также сотрудники самих вузов, абитуриенты и их родители.
Правильное определение своего основного потребителя (или нескольких потребителей), изучение его запросов и разработка концепции программы, направленной на их удовлетворение, является ключевым моментом решения множества проблем, связанных с дальнейшим развитием программы: ее востребованностью студентами, финансированием, трудоустройством выпускников, а также её содержанием, оцениванием и гарантированием её качества. Программа должна быть способна гибко реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, для чего необходим четко определенный и эффективно действующий механизм взаимодействия с основным потребителем (основными потребителями).
Важно отметить, что разработчик программы (коллектив подразделения вуза) должен понимать, что основную ответственность за разрабатываемую программу несет именно он. Понимание своей ответственности требует от разработчика знания как современных мировых тенденций в своей профессиональной сфере, так и учета требований мирового профессионального сообщества и аккредитационных организаций к компетенциям выпускников разрабатываемой программы, что должно гарантировать признание качества получаемого ими образования. Для обеспечения востребованности и конкурентоспособности программа должна:
- выгодно отличаться от аналогичных программ других вузов, максимально соответствуя запросам своего основного потребителя;
- обеспечивать высокое качество подготовки специалистов и постоянно совершенствоваться.
Систематическое изучение интересов основных потребителей программы и стремление им соответствовать является необходимым условием существования любой образовательной программы в современных условиях. В вузе или подразделении, ответственном за реализацию образовательной программы, должна функционировать постоянно действующая система совершенствования программы, включающая изучение запросов основных потребителей, формирование целей образовательной программы и систематическую оценку их достижения. Данные, получаемые в результате опросов выпускников программы, работодателей, преподавателей и других заинтересованных сторон, должны систематически изучаться, анализироваться и использоваться для совершенствования образовательной программы и корректировки ее целей.
Цели образовательной программы
Сформулировав концепцию программы, разработчик должен сформулировать цели образовательной программы. Собственно говоря, цели программы являются сжатым выражением концепции программы, формулируя задачи образовательного процесса на языке компетенций, приобретаемых выпускниками образова-
тельной программы. Итак, цели образовательной программы - это совокупность знаний, умений и опыта, которыми должны обладать выпускники программы через некоторое время после ее окончания.
Цели программы представляют собой широкие формулировки, отражающие специфику программы, не затрагивающие при этом содержание самой программы. Поскольку цели программы являются важным инструментом взаимодействия программы и вуза с внешней средой, они должны быть доступны, понятны и привлекательны для ее основных потребителей. Поэтому цели программы должны соответствовать потребностям общества в подготовке специалистов определенного профиля, отвечать интересам потенциальных работодателей, быть привлекательными для абитуриентов и студентов и в то же время демонстрировать специфику программы по отношению к аналогичным программам других вузов, тем самым обеспечивая конкурентоспособность и востребованность.
Образовательная программа и учебный процесс должны обеспечивать достижение ее целей. Важно понимать, что некоторые цели могут быть достигнуты всеми выпускниками, а другие лишь частью выпускников, и что их достижение происходит лишь через некоторое время после окончания программы.
Оценка достижения целей образовательной программы, как правило, проводится при помощи изучения мнения работодателей, выпускников и других заинтересованных сторон. Достижение целей образовательной программы является одним из важных критериев при аккредитации программ, в том числе организациями-членами БМАББ. Цели образовательной программы должны удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать запросам одного или более потребителей; пониматься и разделяться той группой потребителей, чьи интересы она должна удовлетворять;
- соответствовать миссии вуза, пониматься и разделяться коллективом подразделения, реализующего программу;
- быть краткими и ясными, подчеркивать уникальность программы;
- быть достижимыми, для чего каждой цели должен соответствовать как минимум один результат обучения;
- иметь более широкую формулировку, чем результаты обучения.
Результаты обучения программы
Для достижения целей программы разработчики должны детализировать их в виде результатов обучения, разработать учебный план с подробным описанием модулей и дисциплин и результатов обучения модулей и дисциплин, в итоге освоения которых будут достигаться результаты обучения программы.
Цели образовательной программы представляют собой широкие формулировки, описывающие специфику подготовки и портрет будущего выпускника на уровне, доступном ее потенциальным потребителям.
Результаты обучения определяют знания, умения и опыт, которые должны приобрести студенты по окончании процесса обучения. Достижение результатов обучения программы выпускниками должно обеспечивать достижение целей образовательной программы.
Результаты обучения образовательной программы (модуля) - это знания, умения и личные качества, которые должен продемонстрировать выпускник в момент окончания программы (модуля). В отличие от целей образовательной программы, которые могут быть достигнуты через некоторое время после окончания обучения (при этом необязательно все цели будут достигнуты всеми выпускниками!), результаты обучения программы должны достигаться всеми выпускниками в момент окончания обучения по образовательной программе.
Результаты обучения образовательной программы должны удовлетворять следующим требованиям:
- результаты обучения задаются в терминах знаний, умений, опыта и интегрирующих их компетенций, приобретаемых всеми выпускниками программы по окончании обучения;
- каждый результат обучения формулируется таким образом, чтобы студент или выпускник смог продемонстрировать его достижение в процессе освоения или по окончании программы;
- результаты обучения соответствуют как минимум одной цели программы;
- результаты обучения должны быть четко и ясно сформулированы, понятны студентам, преподавателям, работодателям и внешним экспертам и допускать эффективное оценивание;
- результаты обучения должны быть демонстрируемы и измеримы;
- в совокупности результаты обучения отдельных модулей (дисциплин) программы должны приводить к достижению результатов обучения образовательной программы в целом.
Результаты обучения программы формулируются разработчиками на основе целей программы и требований её основных потребителей к профессиональным и универсальным компетенциям выпускника. Их достижение обеспечивает освоение всей образовательной программы (точнее, всех её обязательных модулей). Таким образом, как отмечалось выше, каждой цели образовательной программы должен соответствовать хотя бы один результат обучения программы.
Результаты обучения программы декомпозируются на результаты обучения отдельных её модулей. Результаты обучения отдельного модуля или дисциплины - это детализированные требования к знаниям, умениям и личным качествам студента, которые должны быть продемонстрированы по окончании модуля или дисциплины. Они формулируются разработчиками программы совместно с преподавателями, ответственными за разработку модуля или дисциплины, и должны гарантировать достижение результатов обучения программы.
Модули и распределение кредитов
Созданная как система перезачета кредитов, система ECTS трансформировалась в Европейскую систему перезачета и накопления кредитов. Кредиты ECTS используются (помимо перезачета кредитов университетами или подразделениями) для описания вклада изучаемых модулей в образовательную программу. Приложения к дипломам (транскрипты), выдаваемые европейскими вузами, используют кредиты ECTS как показатели признаваемых университетом видов учебной деятельности студентов. Кредиты назначаются студенту, если он закончил модуль или дисциплину и был успешно аттестован. Таким образом, выступая в качестве меры нормативной студенческой нагрузки, необходимой для достижения планируемых результатов обучения, кредиты используются в настоящее время как инструмент проектирования образовательных программ.
Следующие шаги проектирования образовательной программы принадлежат правой (внутренней) петле модели АВЕТ и относятся к формированию её структуры и содержания. Настоящая методология предполагает использование кредитной системы ECTS в качестве инструмента оценивания содержания образовательной программы и результатов её освоения. Сохраняя основной принцип кредита ECTS как единицы нормативных трудозатрат студента, связанных с освоением доли образовательной программы, в настоящей методике изначально устанавливается однозначное соответствие между планируемыми результатами обучения и их кредитной стоимостью в образовательной программе, и далее, в соответствии с кредитной стоимостью, определяется нормативное время трудозатрат, необходимое для их достижения.
Разработчик программы, оценивая в кредитах тот или иной результат обучения образовательной программы, определяет его как по объему и глубине знаний и навыков, так и по его значимости для данной образовательной программы или, другими словами, для набора компетенций выпускника в соответствии с целями образовательной программы.
Планируемые результаты обучения образовательной программы достигаются в результате освоения дидактических единиц - модулей (дисциплин) программы. Модули образовательной программы могут состоять из одной или нескольких обязательных или элективных дисциплин, а также включать практику, НИРС, курсовые проекты, выпускную квалификационную работу (ВКР). Так как некоторые результаты обучения (например, относящиеся к личностным качествам) достигаются не в рамках отдельного модуля, а в ходе освоения нескольких модулей или даже всей программы в целом, кредит(ы) назначается(-ются) тому модулю (единице программы или учебного плана), в котором осуществляется оценивание достижения данного результата обучения.
Результаты обучения отдельных модулей программы представляют собой детализированные знания, умения и владение опытом их практического применения,
способствующие приобретению выпускниками профессиональных и универсальных компетенций в результате обучения по образовательной программе.
Они являются основой для разработки рабочих программ отдельных модулей и дисциплин. При формировании результатов обучения отдельных модулей и дисциплин их разработчики должны учитывать следующие принципы:
- результаты обучения отдельных модулей должны быть сформулированы таким образом, чтобы соответствовать результатам обучения программы в целом;
- результаты обучения отдельных модулей должны быть достаточно четко определены и описывать, какие знания и умения реально может приобрести студент за ограниченный период обучения;
- достижение результатов обучения должно оцениваться с использованием прямых методов оценивания: письменных опросов, устных презентаций, практических занятий, письменных работ, проектов, экзаменов и т.д.;
- при определении результатов обучения отдельных модулей (дисциплин), следует учитывать принцип последовательности: более высокий уровень знаний и понимания развивается на основе предшествующего обучения.
Оценивание достижения результатов обучения и целей образовательной программы
В соответствии с рамочными стандартами БиЯ-АСБ для успешного прохождения профессиональной аккредитации программы вуз должен представить доказательства того, что он реализует «регулируемый и систематический процесс постоянного пересмотра требований потребителей, целей программы, результатов обучения, образовательного процесса, ресурсов и партнерских отношений, системы управления».
Схожие требования имеют и другие аккредитацион-ные агентства.
Образовательный процесс должен вовлекать студентов в стимулирующий, практико-ориентированный процесс обучения, который полностью подготовит их занять свое место на рынке труда и далее развивать свою профессиональную карьеру.
План по оцениванию должен быть сфокусирован на обучении студентов и том, каким образом програм- ма может помочь студентам учиться более эффективно.
Такой план достигает своего максимального потенциала, когда он полностью выстроен на комплексе четко определенных целей и результатов вуза, программы и дисциплин. Когда оценивание служит целям стратегического планирования, оно становится эффективным инструментом непрерывного совершенствования качества обучения и вносит вклад в достижение видения и миссии вуза.
Подразделению или комиссии по программе необходимо выстроить легко управляемую схему для постоянного улучшения и развития программы при помощи стратегического планирования, основанного на следую-
щих вопросах:
1. ЗАЧЕМ? (какие вы ставите специфические цели и задачи оценивания и улучшения программы)?
2. КТО? (кого вы вовлечете? Кто является ключевыми заинтересованными сторонами?)
3. КОГДА? (какие у вас временные рамки?)
4. КАК? (какой метод оценивания наиболее подходит?)
5. ЧТО? (какие информативные данные вы будете собирать?)
После того как определены специфические цели оценивания, следующие группы заинтересованных сторон могут быть вовлечены в процесс оценки:
- студенты (обучающиеся в данный момент и заканчивающие обучение);
- выпускники;
- преподаватели;
- сотрудники (администрация);
- работодатели (представители промышленности);
- профессиональные организации (агентства по сертификации или аккредитации);
- руководители подобных программ в других вузах.
Далее необходимо составить план по оцениванию целей и результатов образовательной программы.
Подобный план может быть разработан на уровне подразделения (кафедры), отвечающего за основную образовательную программу, и его эффективную реализацию должны курировать руководитель программы или рабочая группа, состоящая из преподавателей, имеющих опыт оценивания и хорошую мотивацию.
Оценка достижения целей образовательной программы
Оценка целей должна происходить за пределами вуза. Основными заинтересованными сторонами, которые могут послужить источником информации при оценке достижения целей, являются работодатели и выпускники.
При этом оцениваются в %-ном отношении: количество выпускников, которые работают по специальности;
количество выпускников, которые занимаются научными исследованиями;
количество выпускников, получивших степень кандидата/доктора наук;
количество выпускников, которые используют современные компьютерные технологии;
степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников; % спроса на выпускников.
Оценивание результатов обучения программы
Существует множество способов сбора данных, демонстрирующих качество обучения студентов. Для упрощения классификации способов оценивания можно их разделить на прямые и непрямые (косвенные). Прямые методы оценивания, вероятнее всего, более
знакомы преподавателям. Прямым измерениям подвергаются образцы действительной работы студента, включая отчеты, экзамены, презентации, выполнение задач и другие завершенные работы. Преимущество прямых измерений - они основаны на том, что преподаватели собирают примеры того, что студенты могут сделать, и это является строгим доказательством прогресса обучения студента. Возможной слабой стороной прямых измерений является то, что не все может быть продемонстрировано студентами прямым образом, например, ценности, восприятие, чувства и личностные качества.
Так как любой метод имеет свои ограничения, идеальный план оценивания должен сочетать прямые и непрямые измерения из различных источников. Такое сочетание методов позволяет получать связанные доказательства прогресса обучения студента.
В соответствии со стандартами EUR для оценки процесса обучения и внутренней эффективности деятельности организации предлагается использовать следующий набор прямых и непрямых методов оценивания.
Одним из обстоятельных подходов к оцениванию результатов обучения является установление соответствий в программе (curriculum mapping) - это один из методов оценивания, который позволяет определить где, когда и как результаты обучения формируются и оцениваются внутри образовательной программы.
Это позволяет выстраивать эффективную стратегию для четкого формулирования, согласования и интеграции результатов обучения во всей последовательности дисциплин, а также давать четкое представление студентам, преподавателям, администрации и внешним заинтересованным сторонам о том, как результаты обучения формируются в рамках образовательной программы.
Установление соответствий в программе имеет особую ценность, когда преподаватели совместно анализируют данные, полученные в ходе опросов, и определяют сильные стороны, пробелы, избыточность и несоответствия в программе. На основе совокупных показателей, относящихся к планируемым и формируемым результатам обучения, преподаватели обсуждают сильные стороны программы и разрабатывают специальные
рекомендации по ее улучшению. Преподаватели могут оценить разнообразие и частоту применения методов обучения и оценивания и проверить, насколько глубина и сложность учебной деятельности студентов различается внутри программы.
Оценивание результатов обучения модулей
В соответствии со словарем терминов, относящихся к высшему образованию (в области техники и технологий), оценивание в отношении к студентам - это общая совокупность письменных, устных и практических форм контроля, включая проекты и портфолио, которые используются для принятия решения об успеваемости студентов в освоении дисциплины или модуля. Данные измерения могут быть использованы преимущественно студентами для оценивания своего собственного прогресса (текущее оценивание) или университетом для анализа того, были ли дисциплина или модуль освоены удовлетворительно в соответствии с запланированными результатами обучения дисциплины или модуля (итоговое оценивание).
В настоящее время существует множество методов оценивания освоения модуля или дисциплины, которые преподаватель может применять после определения планируемых результатов обучения модуля.
Вот некоторые из них:
- экзамен «с закрытым учебником» (Closed-book examination);
- экзамен «с открытым учебником» (Open-book examination);
- онлайн-тестирование с различными вариантами (On-line test, involving different options);
- устная презентация с вопросами или без (Oral presentation with or without questions);
- устный экзамен по предварительно определенной теме (Oral examination on a predetermined topic);
- устный экзамен без предварительно определенной темы (Oral examination on open topics);
- П\письменный отчет (по форме или без нее) (Written report (with or without a pro-forma));
- проекты или изготовленные макеты (Designs or manufactured artifacts);
- стендовый доклад или электронный постер (Poster or e-poster);
- задания, состоящие из вопросов, на которые необходимо отвечать в числовой или реферативной форме (Assignment involving numerical or essay questions);
- портфолио выполненных работ или электронное порфолио (A portfolio of work, or an e-portfolio);
- веб-страница (A wiki).
Для создания атмосферы успеха, в которой все обучаемые верят в то, чего они могут достигнуть, преподавателям необходимо:
1. обеспечить, чтобы студенты точно понимали:
- что им необходимо выполнить,
- как это будет оцениваться,
- что у них получается хорошо,
- что получается неправильно и что необходимо
Прямые Непрямые
Стандартные экзамены (Standardized exams) Письменные опросы и анкетирование (Written surveys and questionnaires)
Местные экзамены (Locally developed exams) Заключительное и другие интервью (Exit and other interviews)
Порфолио (Portfolios) Архивные записи (Archival record)
Моделирование (Simulations) Фокус-группы (Focus groups)
Оценка усвоения (Performance Appraisal)
Внешний экзаменатор (External examiner)
Устные экзамены (Oral exams)
Наблюдение за поведением (Behavioral observations)
сделать, чтобы это исправить;
2. избегать сравнения со способностями других и соперничества.
Специалист, практикующий в области оценивания, должен быть немного статистиком, хорошо понимать видение лидера и достаточно ориентироваться в методах социологических опросов.
Данные, получаемые в ходе анализа образовательной программы, а также при помощи системы изучения востребованности, трудоустройства, сопровождения карьеры и профессионального развития выпускников, должны постоянно использоваться для совершенствования программы, ее целей и результатов обучения.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.09.2005 г. № 1340-р «О Концепции Федеральной целевой про- граммы развития образования на 2006-2010 годы».
2. Ассоциация инженерного образования России. http://www.aeer.ru/
3. ABET, Criteria for Accrediting Engineering Programmes, Effective for European Association for Quality Assurance in Higher Education. http://www/. enqa. eu/
4. Reviews during the 2013-2014. Режим доступа: http://www.abet.org/
References
1. The order of government of the Russian Federation from 3.09.2005, № 1340-R «About the Concept of the Federal target program of education development for 2006-2010».
2. Association for engineering education of Russia. http://www.aeer.ru/
3. ABET, Criteria for Accrediting Engineering Programmes, Effective for European Association for Quality Assurance in Higher Education. http://www/. enqa. eu/
4. Reviews during the 2013-2014. Mode of access: http://www.abet.org/.