г
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
А. ЧУЧАЛИН, профессор, проректор (
Томский политехнический ]
университет ]
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) основная образовательная программа (ООП) определяется как «совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки...» [1]. При этом направление подготовки представляет собой совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров и специалистов.
Одной из особенностей ФГОС ВПО является его ориентация не столько на ресурсы и содержание образования, сколько на компетенции выпускников как результаты обучения. В нем отражается современная мировая практика проектирования образовательных программ, основанная на планировании результатов обучения (outcome based), получившая название «компе-тентностный подход» [2]. При этом компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».
Другая важная особенность ФГОС -использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости освоения ООП, что также соответствует мировой практике и способствует интеграции отечественной высшей школы в международную научно-образовательную среду, в частности развитию Болонского процесса в России.
Таким образом, в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования имеют место две
Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников
существенные инновации: «компетентнос-тный подход» и «зачетные единицы». Однако они оказались никак не связаны меж-[ ду собой. Это обстоятельство, безусловно, ограничивает эффект от их применения для повышения качества разработки и реализации образовательных программ.
Представляется, что для получения принципиально нового качества проектирования ООП «компетентностный подход» и [ «зачетные единицы» должны быть тесно
[ увязаны друг с другом. При этом максимального эффекта можно достичь, если в
■ основу проектирования образовательных программ изначально будет положена кре-i дитная оценка компетенций выпускников в качестве планируемых результатовобу-чения, и лишь затем последует «назначение» кредитов дидактическим единицам ООП, обеспечивающим достижение этих результатов [3]. Такой подход реализуется в Томском политехническом университете (ТПУ) при разработке новых магис-> терских программ, в том числе совместно с : ведущими университетами Европы (Double
Degree), в рамках инновационной образовательной программы «Развитие в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий» [4].
Этапы проектирования образователь-I ных программ. Проектирование ООП на основе кредитной оценки компетенций выпускников выполняется в два этапа. На первом осуществляется подготовка исходных данных для проектирования програм-
мы и планирование ее качества. На втором
- собственно проектирование программы, оценка ее качества и разработка учебнометодической документации.
На подготовительном этапе выполняется:
■ разработка согласованной с миссией вуза концепции ООП и планирование профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников программы на основе требований соответствующего ФГОС ВПО;
■ анализ потребностей регионального, национального и международного рынков труда, профессионального сообщества и заинтересованных сторон, а также изучение требований потенциальных работодателей - стратегических партнеров вуза -к специалистам данного профиля, ступени (уровня) и направления;
■ определение планируемых профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников ООП, которые вуз может обеспечить собственными научно-образовательными интеллектуальными и материальными ресурсами;
■ определение планируемыхпрофесси-ональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников ООП, которые способен обеспечить стратегический партнер вуза (вуз, НИИ, предприятие и др.);
■ формирование итогового набора планируемых компетенций выпускников ООП, согласованного со стратегическими партнерами вуза - потенциальными соисполнителями и заказчиками.
В концепции ООП ТПУ содержится основная идея программы, отражающая ее направленность и особенность подготовки специалистов, в ней также представлена уникальность компетенций выпускников. При этом качество ООП трактуется как сбалансированное соответствие целей программы и результатов обучения запросам студентов - основных потребителей и ожиданиям заинтересованных сторон (государства, потенциальных работодателей и профессионального сообщества, в том числе
международного), а также миссии и стратегии вуза.
При проектировании ООП ТПУ учитываются требования международных стандартов ISO 9001:2000, Европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG, Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area), а также национальных и международных критериев качества и аккредитации образовательных программ (Ассоциации инженерного образования России, согласованных с Washington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и др.).
На основном этапе проектирования программы осуществляется:
■ определение целей ООП и результатов обучения(знания, умения, компетенции специалистов и выпускников);
■ оценка кредитной стоимости (ECTS) результатов обучения по ООП;
■ определение дидактических единиц (модулей, дисциплин) программы, формирование матрицы: результаты обучения -дидактические единицы ООП;
■ оценка кредитной стоимости (ECTS) и временного ресурса дидактических единиц ООП,
■ определение видов учебных занятий и их временного ресурса, создание необходимого организационно-методического обеспечения для достижения соответствующих результатов обучения;
■ выбор и разработка образовательных технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов обучения по ООП;
■ определение элементов оценивания, выбор методов оценки достижения результатов обучения и качества освоения ООП, создание фонда оценочных средств;
■ разработка методов оценки достижения целей ООП и непрерывного совершенствования программы;
■ разработка и согласование базового
учебного плана реализации ООП, рабочих программ модулей (дисциплин) и других учебно-методических материалов и документов для организации учебного процесса в системе менеджмента качества ТПУ, сертифицированной по международному стандарту ISO 9001:2000, а также в соответствии с требованиями ESG в рамках Болонского процесса.
Цели образовательной программы и результаты обучения. Цели ООП - это компетенции, приобретаемые специалистами данного профиля, ступени (уровня) и направления через некоторое время (3-5 лет) после окончания программы. Результаты обучения - это профессиональные и универсальные (личностные) компетенции, приобретенные выпускниками к моменту окончания программы. При этом не все цели могут быть достигнуты всеми выпускниками, в то время как результаты обучения должны достигаться всеми выпускниками.
Как уже отмечалось, в ФГОС ВПО компетенция выпускника определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В докумен-тахБолонского процесса дается определение компетенции специалиста как «подтвержденной способности использовать знания, умения, личные, социальные и методологические навыки в рабочей или учебной ситуации в профессиональном и (или) личностном развитии» (Framework for Qualification of the EHEA, согласованная с European Qualification Framework). Важными атрибутами компетентности являются ответственность и самостоятельность.
В ООП ТПУ под компетенцией специалиста (выпускника) понимается его готовность (мотивация и личностные качества) проявить способности (знания, умения и опыт) для успешной профессиональной деятельности при наличии возможности (проблемная ситуация и ресурсы). Знания, умения и опыт их применения на практике
являются составляющими результатов обучения.
При этом знание рассматривается как результат усвоения информации, характеризуемый набором фактов, принципов, теорий и практик в соответствующей области рабочей или учебной деятельности (знания могут быть теоретическими и фактическими). Умения - это способности применять знания для решения задач или проблем. Умения могут быть когнитивными (применение логического, интуитивного, творческого мышления) и практическими (навыки использования методик, материалов, механизмов, инструментов).
Для ООП ТПУ определяется не более десятка целей (обычно 5-7). При формулировании целей программы руководствуются следующими принципами:
■ каждая цель соответствует одному или более запросу потребителей;
■ каждая цель понимается и разделяется той группой потребителей, запросы которыхона удовлетворяет;
■ не все цели обязательно должны быть достигнуты всеми выпускниками программы;
■ формулировка цели должна быть краткой и ясной;
■ цель должна быть шире и глубже требований к результатам обучения;
■ каждой цели должен соответствовать как минимум один результат обучения.
Таким образом, цели ООП содержат информацию об областях профессиональной подготовки, профиле программы и видах профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники программы.
При планировании результатов обучения учитываются компетенции выпускников программ данного уровня по данному направлению, закодированные и указанные в соответствующем ФГОС ВПО.
Для ООП ТПУ определяется не более двух десятков результатов обучения (обычно 10-15). При формулировании результатов обучения руководствуются следующими принципами:
■ результаты обучения должны быть выражены в терминах компетенций, приобретаемых всеми выпускниками программы;
■ каждый результат обучения формулируется таким образом, чтобы студент или выпускник смог продемонстрировать его достижение в процессе освоения или по окончании программы;
■ результаты обучения представляют собой компетенции, которые соответствуют как минимум одной цели программы (обычно цель достигается 3-5 результатами обучения);
■ составляющие результатов обучения по отдельным модулям (дисциплинам) программы в совокупности приводят к достижению результатов обучения по программе в целом.
В табл. 1 для примера показано взаимное соответствие целей (Ц1 - Ц6) и результатов обучения (Р1 - Р11) гипотетической ООП подготовки магистра. Таблица позволяет наглядно представить, какие результаты обучения «работают » на достижение заданных целей образовательной программы.
Кредитная оценка результатов обучения. Результаты обучения и их составляющие оцениваются в зачетных единицах -кредитах EC^S. Результаты обучения по ООП подготовки бакалавров оцениваются 240 кредитами, специалистов - 300 кредитами, магистров -120 кредитами.
Уровень кредита является важной дополнительной характеристикой результатов обучения. Он указывает на сложность и глубину приобретенных знаний и умений, а также на степень самостоятельности и ответственности при их применении. Уровень кредита в ТПУ соответствует году обучения. Для ООП подготовки бакалавров кредиты могут иметь
Таблица 1
Результаты обучения Составляющие результатов обучения
Р1 Знания (З1.1, З1.2, ...) Умения (У1.1, У 1.2, ...) Владение (В1.1, В1.2, ...)
Р2 Знания (З2.1, З1.2, ...) Умения (У2.1, У2.2, ...) Владение (В2.1, В2.2, ...)
Р11 Знания (З11.1, З11.2, ...) Умения (У11.1, У 11.2, ...) Владение (В11.1, В11.2, ...)
уровни от 1 до 4, специалистов - от 1 до 5, магистров - от 5 до 6.
Пример «кредитной стоимости» результатов обучения по гипотетической ООП подготовки магистров представлен в табл. 2. Таблица позволяет оценить значимость соответствующих профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников данной программы.
Разработка структуры образовательной программы. Структура ООП представ-
Результаты обучения Цели ООП
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 Ц5 Ц6
Р1 + + +
Р2 +
Р3 +
Р4 + +
Р5 +
Р6 +
Р7 +
Р8 +
Р9 +
Р10 +
Р11 + + +
Таблица 2
Профессиональные компетенции выпускника (80 кредитов) Универсальные компетенции выпускника (40 кредитов)
Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10 Р11
Кредиты 25 15 10 15 10 5 10 15 5 5 5
Таблица 3
ляет собой перечень дидактических единиц
- модулей ООП по циклам (гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественно-научный; профессиональный и др.), содержание которых направлено на формирование составляющих результатов обучения. Модули ООП могут состоять из одной или нескольких обязательных или элективных дисциплин, а также включать практику, НИР, курсовые проекты и работы, выпускную квалификационную работу (ВКР).
Структура ООП формируется на основе планируемых результатов обучения в три этапа.
На первом производится декомпозиция результатов обучения, представленных в виде профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников, на составляющие: знания (З), умения (У) и владение (В) опытом их практического применения (табл. 3). При этом учитываются составляющие результатов освоения образовательных программ данного уровня по данному направлению, указанные в соответствующем ФГОС ВПО.
На втором этапе составляющие результатов обучения, представленные знаниями, умениями и владением опытом их практического применения, группируютсяпо следующим циклам ФГОС ВПО:
■ гуманитарный, социальный и экономический,
■ математический и естественно-научный,
■ профессиональный,
■ практика и (или) научно-исследовательская работа,
■ выпускная квалификационная рабо-
та (магистерская диссертация, дипломный проект).
В итоге составляющие различных результатов обучения распределяются по циклам в соответствии с областями знаний, умений и владения опытом их применения на практике, в том числе при выполнении НИР и ВКР (табл. 4). Некоторые составляющие результатов обучения могут быть отнесены одновременно более чем к одному циклу.
Таблица 4
На третьем этапе составляющие результатов обучения группируются по модулям (дисциплинам) в пределах соответствующих циклов (табл. 5). Некоторые составляющие результатов обучения могут быть отнесены одновременно более чем к одному модулю.
Соответствие модулей (дисциплин) гипотетической ООП подготовки магистров результатам обучения иллюстрируется матрицей (табл. 6), которая наглядно показывает, какие модули программы «работают » на достижение заданных результатов обучения.
Модуль программы обычно связан с достижением не более 4-6 результатов обучения. Результаты изучения отдельных модулей (дисциплин) ООП представляют собой детализированные знания, умения и владение опытом их практического применения,
Цикл дисциплин Составляющие результатов обучения
Гуманитарный, социальный и экономический Знания (З1.1, З2.3, З5.1, З7.3, ...) Умения (У 1.1, У2.4, У6.6, У 10.2, .) Владение (В2.1, В3.7, В5.5, В9.2, .)
Математический и естественно-научный Знания (З3.1, З3.3, З4.1, З8.3, ...) Умения (У2.1, У5.4, У7.6, У 11.2, .) Владение (В4.1, В6.7, В5.3, В8.2, ... )
Профессиональный Знания (З2.5, З4.3, З4.4, З5.3, .) Умения (У 3.1, У3.4, У 5.6, У 11.2, .) Владение (В4.1, В5.7, В6.3, В10.2, ...)
Практика и (или) научноисследовательская работа Знания (З2.5, З4.6, З5.4, З6.3, .) Умения (У3.1, У3.4, У5.7, У 10.2, .) Владение (В5.1, В6.7, В7.3, В11.2, ...)
Выпускная квалификационная работа (диссертация, проект) Знания (З3.5, З4.3, З4.6, З5.4, .) Умения (У3.1, У3.5, У5.7, У9.2, ...) Владение (В4.1, В5.7, В8.3, В9.4,...)
Таблица 5
Модули дисциплин Составляющие результатов обучения по модулям
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Модуль 1 Знания (З1.1, З2.3, ...) Умения (У 1.1, У2.4, ...) Владение (В2.1, В3.7, .)
Модуль 2 Знания (З5.1, З7.3, ...) Умения (У6.6, У10.2,...) Владение (В3.7, В5.5...)
Модуль 3 Знания (З2.3, З5.1, ...) Умения (У6.6, У10.2,.) Владение (В2.1, В5.5, .)
Математический и естественнонаучный цикл Модуль 4 Знания (З3.1, З3.3, .) Умения (У2.1, У5.4, ...) Владение (В4.1, В6.7, .)
Модуль 5 Знания (З3.3, З4.1, .) Умения (У5.4, У7.6, ...) Владение (В6.7, В5.3, В8.2, .)
Модуль 6 Знания (З3.1, З3.3, З8.3, .) Умения (У2.1, У5.4, У 11.2,.) Владение (В4.1, В5.3, В8.2...)
Профессиональный цикл Модуль 7 Знания (З2.5, З4.3, .) Умения (У3.4, У5.6, У 11.2,.) Владение (В4.1, В5.7, В6.3, .)
Модуль 8 Знания (З2.5, З4.3, , З5.3, .) Умения (У3.1, , У5.6, У11.2,.) Владение (В4.1, В6.3, В10.2, .)
Модуль 9 Знания (З4.4, З5.3, .) Умения (У3.1, У3.4, У5.6, ,.) Владение (В4.1, В5.7, В6.3, .)
Модуль 10 Знания (З2.5, З5.3, .) Умения (У3.1, У 11.2, .) Владение (В4.1, В10.2, .)
Таблица 6
Модули ООП Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10 Р11
Модуль 1 + + + + +
Модуль 2 + + + + +
Модуль 3 + + + + +
Модуль 4 + + + +
Модуль 5 + + + + +
Модуль 6 + + + +
Модуль 7 + + + + +
Модуль 8 + + + + +
Модуль 9 + + + + + +
Модуль 10 + + + + + +
ведущие к приобретению выпускниками профессиональных и универсальных (личностных) компетенций - результатов обучения по ООП. Они являются основой для разработки рабочих программ модулей (дисциплин).
Кредитная оценка модулей образовательной программы. Каждому модулю (дисциплине) присваивается соответствующее количество кредитов определенного уровня. «Кредитная стоимость »
модуля (дисциплины) ООП и уровень кредитов зависят от значимости результатов его изучения для достижения результатов обучения по программе.
Многие результаты обучения по ООП, особенно связанные с универсальными компетенциями, достигаются при освоении программы в целом (по крайней мере нескольких, а не одного модуля ООП). Назначение определенному модулю (дисциплине) кредитов, связанных с данным результатом, производится в том случае, если достижение соответствующего результата оценивается (контролируется) при освоении данного модуля ООП (изучении дисциплины).
Практике и/ или НИР, а также ВКР (магистерской диссертации, дипломному проекту) также назначается определенное количество кредитов в соответствии с приобретаемыми знаниями, умениями и владением опытом их практического применения.
Соотношение количества кредитов каждого модуля (дисциплины) гипотетической ООП подготовки магистра и результатов обучения по программе также определяется матрицей (табл. 7). Она наглядно демонстрирует, какую «кредитную стоимость» имеют соответствующие моду-
ли и за счет достижения каких результатов обучения.
После определения «кредитной стоимости» каждого модуля (дисциплины) ООП планируются виды учебных занятий и распределяется временной ресурс на их проведение. Однако при этом не следует стремиться распределять временной ресурс прямо пропорционально «кредитной стоимости » модуля (дисциплины). Между часами, отводимыми на изучение отдельных модулей (дисциплин) образовательной программы, и их «кредитной стоимостью», безусловно, существует определенная связь, но она не является непосредственной. Для магистерских программ (модули уровня 5 и 6) общая трудоемкость освоения результата обучения, соответствующего 1 кредиту ЕСТ8, как правило, соответствует 2030 часам работы студента.
На этапе проектирования состава и формирования содержания дидактических единиц образовательной программы важно осуществить правильный выбор учебных дисциплин, меж- и мультидисциплинарных модулей, проектов и работ, в том числе групповых, задать направления НИР, инновационной и предпринимательской деятельности, производственных практик, ВКР студентов. На этом этапе разработчиками ООП и
Таблица 7
Модули ООП, практика (НИР), ВКР Кредиты Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10 Р11
Модуль 1 8 4 2 2
Модуль 2 10 3 3 2 2
Модуль 3 7 1 2 3 1
Модуль 4 9 3 3 3
Модуль 5 8 3 1 2 2
Модуль 6 5 2 1 2
Модуль 7 11 3 2 4 1 1
Модуль 8 9 2 3 2 2
Модуль 9 11 3 2 1 3 2
Модуль 10 10 5 2 1 1 1
Практика (НИР) 8 3 4 1
ВКР (диссертация) 24 4 1 2 6 2 2 5 1 1
Итого: 120 25 15 10 15 10 5 10 15 5 5 5
экспертами уточняется количество кредитов и их уровни, соответствующие, с одной стороны, планируемым результатам обучения, а с другой - дидактическим единицам образовательной программы.
Проектирование образовательных технологий. При проектировании образовательной программы для каждого модуля (дисциплины) необходимо предусмотреть соответствующие технологии обучения, которые позволят обеспечить достижение планируемых результатов обучения.
Для реализации магистерских программ могут использоваться лекции, лабораторные и практические занятия, индивидуальные и групповые проекты, практики, консультации и т.д. Однако, учитывая требуемый высокий уровень углубленной подготовки выпускников-магистров к самостоятельной и ответственной профессиональной деятельности, в том числе к исследовательской работе и инновационной инженерной практике, для магистерских программ наиболее предпочтительны наукоемкие индивидуальные и групповые исследовательские проекты, позволяющие выпускникам приобрести профессиональные (предметно-специализированные) и личностные (универсальные) компетенции, соответствующие запланированным результатам обучения и целям программы.
Для Double Degree - программ, разрабатываемых совместно с ведущими зарубежными университетами, - планируется овладение студентами иностранным языком на уровне профессионального обще-ния,предусматривается обучение студентов в университетах-партнерах, прохождение стажировок в ведущих мировых научных центрах и практик на предприятиях -лидерах отраслей за рубежом, выполнение и защита ВКР на русском и иностранном языках.
Кредиты и временные ресурсы, отведенные на каждый модуль (дисциплину) оптимальным образом распределяются по всем видам учебных занятий в зависимости от
планируемых результатов и технологий обучения. Подготовка выпускников магистерской программы кинновационной инженерной деятельности, то есть к разработке и созданию новой техники и технологий, доведенных до вида товарной продукции, обеспечивающей новый социальный и экономический эффект, а потому конкурентоспособной, требует использования инновационных технологий инженерного образования [5].
Инновации в технике и технологиях в настоящее время формируются на междисциплинарной основе в результате передачи знаний из одной области в другую. Распределение и комбинация фундаментальных и прикладных знаний, а главное, их использование «неожиданным образом» в практических целях становятся главной задачей инженера в его инновационной деятельности. В этой связи все активнее применяются проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения. В результате достигается новое качество инженерного образования, обеспечивающего комплекс компетенций, который включает фундаментальные и прикладные знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность ккомму-никациям и командной работе.
Одним из перспективных методов, используемых в инновационном инженерном образовании, является контекстное обучение, когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Этот метод является достаточно эффективным, так как аспект применения является для студентов критически важным. Не менее важным является обучение на основе опыта, когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения.
Данные методы считаются методами активного обучения, поскольку в центре внимания находится студент, приобретаю-
щий знания через деятельность и на основе опыта. Проблемно-ориентированный подход к обучению позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему, сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов к осознанному получению знаний, необходимых для ее решения. Междисциплинарный подход позволяет научить студентов самостоятельно «добывать » знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.
Весьма эффективным и перспективным является использование так называемых сазе-зШйгез, основанных на анализе реальных жизненных ситуаций в инженерной практике, на исследовании организации производства и выработке соответствующих предложений и решений. Особую значимость в инновационном инженерном образовании имеют проектно-организованные технологии обучения работе в команде. При этом создаются условия, практически полностью идентичные реальной инженерной деятельности и позволяющие студентам приобрести опыт комплексного решения задач инженерного проектирования с распределением функций и ответственности между членами коллектива.
При проектировании магистерских программ следует максимально использовать наиболее эффективные технологии инновационного образования. Для этого необходимо спланировать разработку соответствующего методического обеспечения учебного процесса, в особенности для организации самостоятельной работы студентов.
Планирование организации учебного процесса. Для реализации ООП, разработанных и спроектированных с применением кредитной оценки их содержания через планирование и оценку компетенций выпус-
кников, обычно используется либеральная (асинхронная) организационная схема, предполагающая значительную свободу выбора модулей (дисциплин) и последовательности их изучения с формированием индивидуальных семестровых учебных планов студентов на основе типового учебного плана.
Порядок формирования индивидуальных учебных планов определяется системой пререквизитов и кореквизитов, влияющих на последовательность изучения модулей (дисциплин) образовательной программы. Таким образом, на этапе формирования структуры программы необходимо для каждого модуля ООП, предъявляющего требования к уже имеющимся у студентов знаниям и умениям, определить пре-реквизиты - перечень модулей (дисциплин), которые должны быть изучены заранее, и кореквизиты - перечень модулей (дисциплин), которые можно (следует) изучать одновременно с данным модулем (дисциплиной).
Оценка достижения результатов обучения. На этапе проектирования ООП необходимо установить, какими способами и какими средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения результатов обучения и целей программы. Учебный процесс должен обеспечивать достижение результатов обучения всеми студентами, а программа должна иметь механизм (рейтинговую систему) для непрерывного контроля выполнения учебного плана и обратной связи с целью его совершенствования.
Качество освоения образовательной программы по модулям (дисциплинам) может адекватно оцениваться с помощью соответствующих методов и контролирующих материалов, способных предоставить достоверную информацию об уровне знаний и умений студента. Критерии оценки достижения результатов обучения представляют собой описания того, что должен уметь делать студент или выпускник, что-
бы их продемонстрировать. Обязательным является описание методов оценивания результатов обучения, гарантирующих их адекватность сформулированным целям.
Необходимо, чтобы в каждом модуле (дисциплине) с учетом видов учебных занятий были определены элементы оценивания результатов обучения как согласованные и четко сформулированные неделимые совокупности результатов обучения с соответствующими критериями оценки.
Весьма сложной представляется оценка приобретенных студентами компетенций как подтвержденной готовности использовать знания, умения и опыт в определенном контексте. Для оценки компетенций практически невозможно использование каких-либо тестирующих или контролирующих материалов. Возможна лишь экспертная оценка готовности студентов и выпускников применять знания и умения в процессе практической деятельности, как правило, при выполнении ВКР, индивидуальных и групповых проектов, проведении НИР, прохождении производственных практик.
Еще более сложной представляется оценка достижения целей ООП, поскольку это связано с сопровождением профессиональной карьеры выпускников, изучением мнения работодателей, получением и обработкой информации из различных источников, в основном за пределами вуза. Однако это является единственным надежным способом дать объективную оценку деятельности вуза по достижению целей программы и реализации его миссии. Об этом необходимо заботиться уже на этапе разработки и проектирования образовательной программы.
Заключение. Представленный алгоритм системного проектирования образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников является весьма удобным и надежным инструментом для разработки ООП в рамках ФГОС ВПО. Данный алгоритм апробирован в Томском
политехническом университете при создании Double Degree - магистерских программ, предусмотренных инновационной образовательной программой ТПУ. Впервые описанный алгоритм был использован при разработке Double Degree Master Program in Engineering Science (DDMPES) «Физика высоких технологий в машиностроении » совместно с Faculty V Mechanical Engineering and Transport System of the T echnical University of Berlin на машиностроительном факультете ТПУ [4]. В 2008 г. планируется аккредитация указанной программы Ассоциацией инженерного образования России совместно и германским агентством ASIIN с использованием общеевропейских критериев EUR-ACE, разработанных в рамках Болонского процесса [6].
В настоящее время в Томском политехническом университете создан и апробируется Стандарт ООП ТПУ, который будет предусматривать использование данного алгоритма при проектировании всех основных образовательных программ. Стандарт ООП ТПУ, разработанный на основе требований ФГОС ВПО, заменит действующий Образовательный стандарт ТПУ, разработанный в 2001 г. после введения в действие ГОС ВПО второго поколения.
Литература
1. Розина Н.М. В поисках универсального
языка: Госстандарты третьего поколения // Платное образование. - 2006. - № 9; см. также: http://technical.bmstu.ru/umo/ fgos/fgos.php
2. См.: Чучалин А.И., Боев О.В, Криушова А.А.
Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образование в России. -
2006. - № 8.
3. См.: Чучалин А.И., Боев О.В. Кредитно-рей-
тинговая система // Высшее образование в России. - 2004. - № 3.
4. См.: Проектирование магистерских про-
грамм на основе планирования компетенций специалистов: Науч. изд. / О.В. Боев,
Е.Н. Коростелева, А.И. Чучалин. - Томск,
2007.
5. См.: Чучалин А.И., Агранович Б.Л., Соловьев М.А. Инновационное инженерное
образование // Инженерное образование. - 2003. - № 1.
6. См.: European Network for Accreditation of Engineering Education. - http:// www.enaee.eu.
Р. ГУРИНА, доцент Ульяновский государственный университет
В настоящее время компетентность трактуется как способность (или способность + готовность) к реализации приобретённых знаний, умений, опыта в реальной деятельности. Компонентами компетентности являются предметные + операциональные знания, умения и навыки (ЗУНы) + способность и готовность к их использованию в деятельности + уверенность в деятельности и ответственность за её результаты. При этом ЗУНы входят в компетентность в виде ценного «багажа», необходимого для ис-пользованияв деятельности (см.: [1, 2]). Как работодателям или администрациям учреждений высшего профессионального образования оценить и измерить профессиональную компетентность молодых специалистов
- выпускников образовательного учреждения?
Профессиональная компетентность -
это способность и готовность специалиста к реализации приобретённых в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности. Профессиональные компетентности (ПК) слагаются из ключевых, базовых и специальных. Ключевые - это общие компетентности человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста. Базовые - это компетентности в определённой профессиональной области. Специальные - компетентности, необходимые для решения конкретной профессиональной задачи [3]. ПК можно подразделить на виды по сферам профессиональной деятельности: методическая, педагогическая, исследо-
Как измерить
профессиональную
компетентность?
вательская, расчётная, коммуникативная, познавательная, информационная, культурная и т.д. Заметим, что перечисленный ряд компетентностей полностью соответствует ряду умений, в том числе и в количественном отношении. Поэтому зачастую исследователи, заявляющие об измерении уровня определённого вида компетентности, на самом деле определяют уровень профессиональных умений.
В статье предлагается методика измерения компетентности по её структуре. По Дж. Равену, структурными компонентами любой компетентности являются когнитивная, мотивационно-ценностная, эмоционально-волевая составляющие, а также навыки и опыт поведения в ситуациях преодоления трудностей, обеспечивающие уверенность и набор гибко адаптируемых способов поведения личности в профессиональной деятельности [4].
Система оценки профессиональной компетентности включает критерии, количественные показатели, а также уровни, выделяемые по показателям.
Критерии профессиональной компетентности
Критерий ПК - признак, по которому оценивается профессиональная компетентность выпускника образовательного учреждения. Рассмотрим следующие критериальные характеристики.
Профессиональная адаптация. Адаптация к любой деятельности влечёт перестройку познавательной, мотивационно-ценностной и эмоционально-волевой сфер лич-