48
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
6. Азарченков А.А. Автоматизированная система поддержки процесса образования // XVIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, 28 января 2013): сборник научных трудов / А.А. Азарченков, С.Н. Зимин; под науч. ред. д.пед.н. проф. И.А. Рудаковой. - М.: Спутник+, 2013. - С. 15-24.
7. Азарченков А.А. Входное тестирование знаний студентов первого курса по информатике // Формирование информационного общества как фактор инновационного развития экономики РФ: Материалы Международной научно-практической конференции / А.А. Азарченков, Д.И. Копелио-вич. - Брянск: Курсив, 2013. - C. 287-290.
ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕРАКТИВНОМУ ЭЛЕКТРОННОМУ УЧЕБНИКУ
© Кречетников К.Г.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматриваются основные требования к структуре и содержанию интерактивных электронных учебников, обеспечивающие их функциональность, направленность на индивидуализацию образовательного процесса, самостоятельную работу обучающихся.
Ключевые слова: наглядность, аудиофрагменты, гиперссылки, обобщение, систематизация, вербальное и символическое изложение.
Учебное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области; должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения [1].
При создании электронного учебника необходимо учитывать, что он должен содержать минимум текста, потому что длительное чтение текста с экрана компьютера утомительно и снижает восприятие новой информации. Очень важно правильно подобрать шрифты текста, заранее ознакомившись с теорией шрифтов. Электронный учебник должен содержать как можно больше графических изображений, т.к. усвоение и восприятие информации при чтении иллюстрированных учебников намного выше. Важно корректно подобрать цветовую гамму, чтобы при изучении материала цвета не напрягали обучающегося, а наоборот, успокаивали [2].
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 49
Также рекомендуется использовать в электронном учебнике видео- и аудиофрагменты, гиперссылки на элементы учебника и на другую информацию в интернете. Всё это обеспечивает широкие возможности компьютерной визуализации учебной информации. Видеофрагменты позволяют передать информацию в динамике и увеличить мотивацию обучающихся, и этим повысить степень усвоения материала. Аудиофрагменты помогают электронному учебнику активизировать слуховые центры головного мозга.
В электронном учебнике необходимы следующие обязательные составляющие: постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа [3].
Основные компоненты содержания электронного учебника: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная. Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения:
- информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания), а также иллюстрациями;
- репродуктивные задания ориентируют на понимание материала, общеучебные, предметно-познавательные и практические действия;
- процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста;
- эмоционально-ценностная компонента отражает нравственную, мировоззренческую, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности; это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту обучающихся, использованием парадоксов и других средств.
В настоящее время к электронным учебникам (ЭУ) предъявляются следующие требования [4, 5]:
1) комплектарность, полнота охвата и целостность представления учебно-методических материалов, направленных на реализацию ступени Федерального государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине: каждый элемент комплекта дополняет (расширяет) содержание и функциональные возможности другого;
2) информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;
3) на иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.);
50
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
4) текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром; перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;
5) видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении; в этом случае затраты времени для пользователей в 5-10 раз меньше по сравнению с традиционным учебником; некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.); видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке;
6) ЭУ должен служить основой создания активно-деятельностной познавательной среды для обучающегося за счет возможности осуществления тренировочной учебной деятельности и контроля знаний, моделирования, поддержки творческой деятельности;
7) поддерживать возможность реализации обучающимися индивидуальных образовательных траекторий за счет наличия дополнительного материала, расширяющего и углубляющего основное содержание предмета, гиперссылок на материалы электронного приложения к учебнику и других электронных компонентов УМК, гиперссылок на сетевые ресурсы региональных и федеральных хранилищ электронных образовательных ресурсов;
8) обеспечивать комфортные, интуитивно понятные обучающемуся условия для взаимодействия с образовательным контентом, как во время аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе.
Основное преимущество электронного учебника - интерактивность.
С точки зрения обеспечения интерактивности ЭУ должен обеспечивать:
- возможность управления обучением за счет взаимодействия персональных мобильных устройств обучающихся, компьютера или мобильного устройства преподавателя и других средств обучения на базе информационных технологий (интерактивная доска, лабораторное оборудование и т.п.) в едином информационном пространстве;
- возможность организации индивидуальной поддержки педагогом учебной деятельности каждого обучающегося на основании информации о результатах его продвижения по учебному материалу;
- возможность организации сетевого взаимодействия преподавателя и обучающихся для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности;
- поддержку технологии загрузки и оперативного обновления образовательного контента по современным каналам связи.
Выработанные автором требования к интерактивным электронным учебникам разделены на 3 основные группы [6]:
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 51
А. Общесистемные требования:
1) научность содержания; обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности;
2) открытость; возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью;
3) воспитывающий характер; ЭУ должен предусматривать воспитательные моменты, обеспечивать сочетание обучения и воспитания;
4) креативность; обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы; исключение таких нежелательных последствий компьютеризации, как алгоритмизация мыслительной деятельности и пассивность мышления;
5) надёжность работы и системная целостность; техническая корректность; обеспечение адекватной реакции на любые, даже самые неожиданные ответы обучающихся;
6) научная организация дизайна образовательной среды; обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.
Б. Методологические требования:
1) целенаправленность; обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей;
2) обеспечение мотивации; стимулирование постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью;
3) обеспечение обучения в сотрудничестве; программа должна моделировать совместную субъект-субъектную деятельность;
4) обеспечение систематической обратной связи; обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию для их устранения;
5) обоснованность оценивания; использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер ошибок и т.д.;
6) педагогическая гибкость; программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному материалу, выхода из программы в любой её точке;
7) возможность возврата назад; при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий.
52
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Требования к структуре и организационному построению:
1) структурная целостность; учебный материал должен быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины;
2) наличие входного контроля; диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;
3) индивидуализация образования; программа должна включать динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного уровня трудности;
4) наличие развитой системы помощи; система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;
5) наличие интеллектуального ядра; может быть обеспечено за счет использования экспертных систем или средств искусственного интеллекта; информационные образовательные технологии должны включать систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, необходимых для того, чтобы обучающийся понял свои ошибки и сделал правильные для себя выводы;
6) возможность документирования хода образования и его результатов;
7) наличие специально отведённого места для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии;
8) наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса;
9) обеспечение возможности получения твердой копии статических разделов программы; возможность копирования выбранной информации в личный электронный конспект, её редактирования и распечатки;
10) наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»;
11) наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации; последний должен содержать тематически однородные небольшие «банки» шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т.д.
Список литературы:
1. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во МЭИ, 2003. - Режим доступа: http://academiaxxi.ru/ Meth_Papers/AO_recom_t. htm.
2. Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. -2012. - № 10. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884.
3. Электронный учебник: методическое пособие в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nt2.shu.ru:9500/eu.html
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 53
4. Электронный учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iktyrok.ru/lektronny-utchebnik/.
5. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.
6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2002. -296 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРАКТИВНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ
© Маркушевская Е.А.* *, Николаева С.В.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье описаны интерактивные средства обучения, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова универсальный учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, интерактивные средства обучения.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, в первую очередь, через формирование универсальных учебных действий, в частности через познавательные универсальные учебные действия.
Во ФГОС НОО нового поколения установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования: метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
В ходе теоретического анализа проблемы было выяснено, что термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные
* Доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент.