Научная статья на тему 'Требования к интерактивному электронному учебнику'

Требования к интерактивному электронному учебнику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / АУДИОФРАГМЕНТЫ / ГИПЕРССЫЛКИ / ОБОБЩЕНИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ВЕРБАЛЬНОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К. Г.

Рассматриваются основные требования к структуре и содержанию интерактивных электронных учебников, обеспечивающие их функциональность, направленность на индивидуализацию образовательного процесса, самостоятельную работу обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к интерактивному электронному учебнику»

48

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

6. Азарченков А.А. Автоматизированная система поддержки процесса образования // XVIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, 28 января 2013): сборник научных трудов / А.А. Азарченков, С.Н. Зимин; под науч. ред. д.пед.н. проф. И.А. Рудаковой. - М.: Спутник+, 2013. - С. 15-24.

7. Азарченков А.А. Входное тестирование знаний студентов первого курса по информатике // Формирование информационного общества как фактор инновационного развития экономики РФ: Материалы Международной научно-практической конференции / А.А. Азарченков, Д.И. Копелио-вич. - Брянск: Курсив, 2013. - C. 287-290.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕРАКТИВНОМУ ЭЛЕКТРОННОМУ УЧЕБНИКУ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются основные требования к структуре и содержанию интерактивных электронных учебников, обеспечивающие их функциональность, направленность на индивидуализацию образовательного процесса, самостоятельную работу обучающихся.

Ключевые слова: наглядность, аудиофрагменты, гиперссылки, обобщение, систематизация, вербальное и символическое изложение.

Учебное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области; должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения [1].

При создании электронного учебника необходимо учитывать, что он должен содержать минимум текста, потому что длительное чтение текста с экрана компьютера утомительно и снижает восприятие новой информации. Очень важно правильно подобрать шрифты текста, заранее ознакомившись с теорией шрифтов. Электронный учебник должен содержать как можно больше графических изображений, т.к. усвоение и восприятие информации при чтении иллюстрированных учебников намного выше. Важно корректно подобрать цветовую гамму, чтобы при изучении материала цвета не напрягали обучающегося, а наоборот, успокаивали [2].

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 49

Также рекомендуется использовать в электронном учебнике видео- и аудиофрагменты, гиперссылки на элементы учебника и на другую информацию в интернете. Всё это обеспечивает широкие возможности компьютерной визуализации учебной информации. Видеофрагменты позволяют передать информацию в динамике и увеличить мотивацию обучающихся, и этим повысить степень усвоения материала. Аудиофрагменты помогают электронному учебнику активизировать слуховые центры головного мозга.

В электронном учебнике необходимы следующие обязательные составляющие: постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа [3].

Основные компоненты содержания электронного учебника: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная. Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения:

- информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания), а также иллюстрациями;

- репродуктивные задания ориентируют на понимание материала, общеучебные, предметно-познавательные и практические действия;

- процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста;

- эмоционально-ценностная компонента отражает нравственную, мировоззренческую, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности; это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту обучающихся, использованием парадоксов и других средств.

В настоящее время к электронным учебникам (ЭУ) предъявляются следующие требования [4, 5]:

1) комплектарность, полнота охвата и целостность представления учебно-методических материалов, направленных на реализацию ступени Федерального государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине: каждый элемент комплекта дополняет (расширяет) содержание и функциональные возможности другого;

2) информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;

3) на иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.);

50

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

4) текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром; перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;

5) видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении; в этом случае затраты времени для пользователей в 5-10 раз меньше по сравнению с традиционным учебником; некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.); видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке;

6) ЭУ должен служить основой создания активно-деятельностной познавательной среды для обучающегося за счет возможности осуществления тренировочной учебной деятельности и контроля знаний, моделирования, поддержки творческой деятельности;

7) поддерживать возможность реализации обучающимися индивидуальных образовательных траекторий за счет наличия дополнительного материала, расширяющего и углубляющего основное содержание предмета, гиперссылок на материалы электронного приложения к учебнику и других электронных компонентов УМК, гиперссылок на сетевые ресурсы региональных и федеральных хранилищ электронных образовательных ресурсов;

8) обеспечивать комфортные, интуитивно понятные обучающемуся условия для взаимодействия с образовательным контентом, как во время аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе.

Основное преимущество электронного учебника - интерактивность.

С точки зрения обеспечения интерактивности ЭУ должен обеспечивать:

- возможность управления обучением за счет взаимодействия персональных мобильных устройств обучающихся, компьютера или мобильного устройства преподавателя и других средств обучения на базе информационных технологий (интерактивная доска, лабораторное оборудование и т.п.) в едином информационном пространстве;

- возможность организации индивидуальной поддержки педагогом учебной деятельности каждого обучающегося на основании информации о результатах его продвижения по учебному материалу;

- возможность организации сетевого взаимодействия преподавателя и обучающихся для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности;

- поддержку технологии загрузки и оперативного обновления образовательного контента по современным каналам связи.

Выработанные автором требования к интерактивным электронным учебникам разделены на 3 основные группы [6]:

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 51

А. Общесистемные требования:

1) научность содержания; обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности;

2) открытость; возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью;

3) воспитывающий характер; ЭУ должен предусматривать воспитательные моменты, обеспечивать сочетание обучения и воспитания;

4) креативность; обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы; исключение таких нежелательных последствий компьютеризации, как алгоритмизация мыслительной деятельности и пассивность мышления;

5) надёжность работы и системная целостность; техническая корректность; обеспечение адекватной реакции на любые, даже самые неожиданные ответы обучающихся;

6) научная организация дизайна образовательной среды; обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.

Б. Методологические требования:

1) целенаправленность; обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей;

2) обеспечение мотивации; стимулирование постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью;

3) обеспечение обучения в сотрудничестве; программа должна моделировать совместную субъект-субъектную деятельность;

4) обеспечение систематической обратной связи; обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию для их устранения;

5) обоснованность оценивания; использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер ошибок и т.д.;

6) педагогическая гибкость; программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному материалу, выхода из программы в любой её точке;

7) возможность возврата назад; при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий.

52

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Требования к структуре и организационному построению:

1) структурная целостность; учебный материал должен быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины;

2) наличие входного контроля; диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;

3) индивидуализация образования; программа должна включать динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного уровня трудности;

4) наличие развитой системы помощи; система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;

5) наличие интеллектуального ядра; может быть обеспечено за счет использования экспертных систем или средств искусственного интеллекта; информационные образовательные технологии должны включать систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, необходимых для того, чтобы обучающийся понял свои ошибки и сделал правильные для себя выводы;

6) возможность документирования хода образования и его результатов;

7) наличие специально отведённого места для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии;

8) наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса;

9) обеспечение возможности получения твердой копии статических разделов программы; возможность копирования выбранной информации в личный электронный конспект, её редактирования и распечатки;

10) наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»;

11) наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации; последний должен содержать тематически однородные небольшие «банки» шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т.д.

Список литературы:

1. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во МЭИ, 2003. - Режим доступа: http://academiaxxi.ru/ Meth_Papers/AO_recom_t. htm.

2. Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. -2012. - № 10. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884.

3. Электронный учебник: методическое пособие в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nt2.shu.ru:9500/eu.html

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 53

4. Электронный учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iktyrok.ru/lektronny-utchebnik/.

5. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.

6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2002. -296 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРАКТИВНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

© Маркушевская Е.А.* *, Николаева С.В.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье описаны интерактивные средства обучения, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова универсальный учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, интерактивные средства обучения.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, в первую очередь, через формирование универсальных учебных действий, в частности через познавательные универсальные учебные действия.

Во ФГОС НОО нового поколения установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования: метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

В ходе теоретического анализа проблемы было выяснено, что термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные

* Доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.