Научная статья на тему 'Структура современного учебно-методического комплекса'

Структура современного учебно-методического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2570
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONALLY / METHODOLOGICAL / COMPLEX / LEARNING / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудинский Руслан Михайлович

Статья посвящена определению структуры современного учебно-методического комплекса в процессе организации учебной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чудинский Руслан Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the modern educationally methodological complex

The article is devoted to the determination of structure of the modern educationally methodological complex during the process of establishment of students' learning.

Текст научной работы на тему «Структура современного учебно-методического комплекса»

development and includes stages of emergence, formation, Key words: modeling; model components; process and

maturity and transformation. mechanism of communicative competence acquisition; heu-

ristic potential of a model.

УДК 37.026

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

© Р.М. Чудинский

Статья посвящена определению структуры современного учебно-методического комплекса в процессе организации учебной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс; учебная деятельность.

В последние несколько лет широкое распространение получили электронные учебные издания (ЭИ), которые, в основном, очень похожи на обычный учебник. В той или иной мере в них есть большой текстовый раздел, часто копирующий традиционный учебник. Отличие обычно проявляется в том, что ЭИ включают в себя большое количество рисунков и иллюстраций, иногда - определенное число интерактивных моделей, а во многих случаях, вопросы по тексту и тестирующую систему. Даже если ЭИ является практикумом, все равно оно, как правило, содержит в виде справочника текстовую часть из традиционного учебника. В настоящий момент отдельно рассматриваются учебники и программные продукты, однако это явление переходного эволюционного периода. В настоящее время необходимо говорить о компьютерном учебнике, компьютерном пособии, фрагменты из которых, если это необходимо, всегда можно распечатать на бумагу. Однако даже в компьютерных учебниках не раскрываются в полной мере мультимедийные возможности, не учитываются потребности современного общества, связанные с прогрессом технических средств и глобализацией общества, заключающейся, прежде всего, в использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих поддерживать вербальную и электронную коммуникацию в любой точке земного шара.

Решить современные задачи образования нельзя только учебниками, пусть даже и компьютерными; обеспечить их выполнение могут перспективные компьютерные учебнометодические комплексы (УМК). Сегодня

вся информация (знако-символьная, графическая, фото, видео, аудио) представляется в цифровом виде, которая посредством персонального компьютера записывается и считывается с электронных, магнитных, оптических носителей. Поэтому внимание новаторов, в первую очередь, направлено на выработку рекомендаций по улучшению, а иногда и полной переработке традиционных учебников, разработке компьютеризированных учебно-методических комплексов (УМК). УМК - это комфортная, доступная информационная среда проведения учебных и вне-учебных проектов, которая сочетает теоретические и практические исследования и полностью обеспечивает учебной информацией изучение каждой конкретной дисциплины. Информация в данной среде хорошо обрабатывается, тиражируется, распространяется, представляется и воспринимается.

УМК способны кардинально изменить форму и содержание учебного процесса с использованием электронных учебных материалов. Они модифицируют, в первую очередь, традиционную классно-урочную систему преподавания, т. е. дают возможность применения инновационных форм, способствующих индивидуализации обучения в рамках традиционной системы.

Представление информации на бумажной основе в виде символов, графики, фото не отражается полным мультимедиа рядом, что не позволяет в полной мере обеспечить функции современного учебно-методического комплекса. УМК сегодня - это система с электронными базами данных, которые должны быть размещены на современных носителях информации, например, на СБ- или БУБ-

дисках, и быть доступны для студентов и преподавателей в библиотеке и на кафедре. Основные разделы комплексов могут быть помещены на вузовский, кафедральный, школьный серверы, с которых любой обучающийся сможет в любое время свободно получить необходимую информацию.

УМК относится к образовавшейся в результате интеграции группе средств обучения «описание условными средствами и отображение натуральных объектов и явлений». Внешней поддержкой УМК выступают остальные группы системы средств обучения: натуральные объекты, технические средства обучения (ТСО), информационные сети, поэтому, проектируя и реализуя педагогическую технологию, преподаватель использует не какое-то конкретное средство обучения, а систему средств, поскольку все группы современной системы средств обучения тесно взаимосвязаны между собой [1].

УМК позволяет:

- преподавателю экономить аудиторное учебное время; сократить время на подготовку к занятиям; использовать различные формы и современные педагогические технологии в зависимости от уровня подготовленности обучающихся; учитывать возможности группы в целом и индивидуальные особенности каждого обучающегося;

- обучающемуся получить полный, отлично структурированный и иллюстрированный учебный материал для организации аудиторной и внеаудиторной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности; материалы, обеспечивающие процедуры контроля усвоения приобретенных новых знаний и нового опыта деятельности и ориентирующие обучающихся на научно-исследовательскую, творческую деятельность.

Эффективность работы по созданию УМК, основанных на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, зависит от предварительной проработки технологических стандартов, формулировки системы требований и параметров оценки качества образовательных продуктов нового типа. Основное предназначение базы данных УМК заключается в том, что она обеспечивает качественно новый уровень обучения, построенный на принципах интерактивного диалога, информационной открытости и формализованности про-

цедур оценки. Эффективность данной работы определяется также не только факторами организационного или технологического порядка, но и предварительным концептуальным обоснованием их применения. Исходя из этого можно выделить два основных «технологических» требования к созданию электронных баз данных УМК, имеющих учебно-методические функции: требование систематичности (выбор «правильной» логической основы для структурирования информационного материала) и требование новизны (создание и представление оригинальных ресурсов, обеспечивающих «приращение» информации по изучаемому предмету).

Приняв во внимание принципы проектирования и создания учебно-информационной среды для различных уровней образования, можно сформулировать следующие характеристики современных УМК.

1. УМК интегрируют текст, графические иллюстрации, фото, видеоролики, анимации, аудиокомментарии при высоком уровне интерактивности и обратной связи с обучающимся. Текстовый компонент УМК должен быть минимизирован с учетом образного представления информации.

2. УМК опираются на современные требования к выпускнику и предполагают активное использование современных педагогических технологий, построенных на деятельностных формах обучения, широком педагогически оправданном применении современных информационных и коммуникационных технологий.

3. Современные УМК должны представлять проблемы, явления или жизненные ситуации межпредметного характера, вызывающие интерес у обучающихся, соответствующие их познавательным запросам и возможностям. В УМК должны быть представлены различные точки зрения на рассматриваемый вопрос или тему. Объем представленного в УМК материала должен быть таким, чтобы большая часть информационных запросов обучающихся нашла в нем свое воплощение. При работе с УМК обучающиеся должны научиться анализировать информацию и формировать собственную точку зрения, а не слепо верить любому источнику информации.

4. УМК должны предоставлять возможности для организации педагогом и самоор-

ганизации обучающимися исследовательской деятельности в рамках очерченной проблемы (или темы). Это относится не только к предметам естественнонаучного цикла, но и к предметам гуманитарной направленности.

5. УМК должны содержать в достаточной степени избыточный материал для проведения занятий, чтобы как преподаватель, так и обучающийся могли выбрать индивидуальную траекторию изучения конкретной темы. Индивидуализируя обучение, УМК поднимают его качество, а поэтому должны быть доступны каждому обучающемуся и педагогу.

6. УМК должны содержать различные элементы мотивации обучающихся, используя, в т. ч., принципы соревнования.

7. УМК должны обеспечивать реализацию различных педагогических технологий, в т. ч. сетевых, направленных на организацию как групповой, так и индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся; предусматривать дополнительное использование различных внешних источников информации и средств обучения с целью приобретения опыта деятельности с различными источниками информации.

8. УМК должны быть едиными для всех форм обучения и организации занятий (очное, заочное, экстернат, групповое, индивидуальное), поскольку требования ГОС едины и не зависят от форм обучения.

Современный учебно-методический комплекс по конкретной дисциплине должен полностью обеспечивать все этапы дидактического цикла ее изучения. Целеполагание и предъявление учебного материала реализуются во время лекций или уроков - объяснения учебного материала, такие этапы, как деятельность по усвоению, обратная связь и контроль - во время лабораторно-практических работ и семинарских занятий, а самостоятельная деятельность - во время организации и самоорганизации внеаудиторной самостоятельной работы.

Революционные изменения, произошедшие в системе средств обучения в последние годы, позволили представить современный УМК одной интегрированной группой: описание условными средствами и отображение натуральных объектов и явлений. Такие группы средств обучения, как натуральные

объекты, информационные сети, технические средства обучения, являются внешней поддержкой УМК, сопровождая его в той или иной мере при организации и самоорганизации коллективной, групповой и индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

В настоящий момент отдельно рассматриваются учебники и компьютерные программные продукты к ним, однако в скором будущем в этом не будет необходимости, поскольку будет иметь смысл говорить только о компьютерном учебнике, из которого при необходимости можно распечатать на бумагу любой фрагмент учебного материала. Компьютерный учебник как один из основных составляющих современного УМК представляет собой интегративное средство обучения и наглядности.

Очень многие положения, используемые для традиционных печатных учебников, применимы и при разработке компьютерных учебных изданий. Действительно, создавая учебную книгу, компьютерное учебное пособие, автор планирует учебные ситуации, которые возникают при деятельности обучающихся с учебным материалом. Чтобы обеспечить преподавателю возможность управления учебной деятельностью или обучающемуся возможность выбора индивидуальной учебной траектории, каждый раздел должен содержать избыточный материал как при объяснении новых тем, так и при формулировании заданий, сопровождающих данный раздел.

Учебник и курс лекций в структуре УМК -это обращение к объективному фундаментальному знанию. При изложении фундаментального знания учебный материал конкретного параграфа содержит сформулированные идеи, тезисы, понятия, т. е. материал представляется в виде ответов. Но, если имеется возможность и необходимость, учебный материал можно представить в виде проблемы с постановкой ряда вопросов. Вопросной форме организации учебного материала способствует, например, представление нескольких сторон одной проблемы с заданием сравнить и сформировать собственную точку зрения. Стимулирует учебную деятельность обучающихся и изложение проблем, не нашедших еще своего разрешения - чтение проблемных лекций, проведение уроков, ла-

бораторных работ, семинарских занятий с изложением проблемного материала и постановкой вопросов.

Санитарно-гигиенические условия компьютерных учебников при использовании мониторов жидкокристаллических или на основе электронной бумаги удовлетворяются, а дидактические возможности значительно шире, проще обмен и тиражирование учебной информации из них.

Основные отличия компьютерного учебника от традиционного: соотношение веса и количества представляемой информации; информативность и качество информации, представленной полным мультимедиа рядом (знако-символьная, графика, фото, видео, аудио); большая интерактивность; наличие элементов искусственного интеллекта; большая транслируемость и взаимодействие с информационными сетями и современными техническими средствами обучения.

Компьютерный учебник должен:

- быть не столько носителем информации, сколько инструментом организации учебной деятельности с акцентом на самостоятельную работу обучающихся;

- отражать проблемное изложение материала;

- ориентировать обучающихся на приобретение фундаментальных знаний;

- быть построенным с учетом требований педагогического дизайна (дифференциально-модульная структура; визуальный, образный, символьный, аудитивный языки; санитарно-гигиенические, психолого-физио-логические, эргономические нормы передачи и усвоения информации);

- обеспечивать интерактивность (поиск, анализ системы дифференцированных заданий и обобщение учебной информации);

- обладать элементами искусственного интеллекта (адаптивность, идентификация);

- обеспечивать его взаимодействие с другими группами средств обучения (технические средства обучения, информационные сети, натуральные объекты);

- обеспечивать обучение каждому в «школе без границ».

Дидактические функции традиционного учебника присущи и компьютерному:

- информационно-интегрирующая (учебник должен обладать избыточностью информации, причем последняя должна быть пред-

ставлена в разных ракурсах с сопряжением новых и имеющихся знаний);

- мотивационная (мотивация к учебной деятельности и создание устойчивого познавательного интереса);

- коммуникативная (доступность и трансляция учебной информации при организации и самоорганизации коллективной, групповой, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности, включая дистанционное обучение);

- интерактивная (поиск, анализ системы дифференцированных заданий и обобщение учебной информации);

- процессуально-деятельностная (учебник не столько носитель информации, сколько инструмент организации учебной деятельности обучающихся с акцентом на самостоятельную работу);

- контрольно-регуляторная (реализация данной функции осуществляется через систему тестовых и творческих заданий, оценивающих уровень усвоения приобретенных новых знания, опыта деятельности и дающих основания для продолжения или завершения его изучения).

Все эти функции, кроме избыточности информации, процессуально-деятельностной и контрольно-регуляторной функций, присущи и курсу лекций.

Презентации (слайды, видео- и аудиофрагменты). Для чтения преподавателем лекций, проведения уроков - объяснения учебного материала, семинарских занятий, групповых лабораторных работ, а также во время его повторения и обобщения каждая тема должна быть обеспечена презентационным материалом. В составе УМК презентации выполняются в программе Microsoft PowerPoint в виде текста, таблиц, графиков, рисунков, фотографий. Данные презентации представляются обучающимся с персонального компьютера через мультимедиа проектор или демонстрационный телевизор. При необходимости они распечатываются на пленку и представляются через графопроектор или, распечатанные на бумагу, используются дополнительно как раздаточный материал. Видео- и аудио-фрагменты презентаций также представляются аудитории с компьютера через мультимедиа проектор.

Указания к выполнению лабораторных работ и самостоятельных занятий. Лабора-

торные занятия и самостоятельная работа направлены на развитие творческих способностей, рефлексии, в т. ч. и с применением компьютерного модельного эксперимента, поэтому учебный материал готовится в виде проблемных вопросов, а не ответов. Материал подбирается с ориентацией на возможность его анализа, экспериментирования с ним, предложения собственных точек зрения, поскольку частью обучения являются задания по организации результатов собственного эксперимента, его анализа и обдумывания.

Моделирующие программы. Компьютерные учебные модели предназначены, прежде всего, для развития рефлексии обучающегося, увеличения цикличности восприятия познаваемого явления или объекта, их многократного повторения, осмысления. Компьютерные модели не могут и не должны полностью заменить натурный лабораторный учебный эксперимент, но так же, как и видеофрагменты учебного эксперимента, способствуют получению более качественного знания. Они могут быть включены в компьютерный учебник, лекционные демонстрации или выступать в качестве самостоятельных программных средств УМК и использоваться при изучении соответствующего материала на лабораторно-практических занятиях или при самостоятельной работе.

Компьютерная тестирующая программа. Из множества преимуществ тестовых технологий достаточно указать лишь некоторые, чтобы убедиться в их необходимости для педагогической практики. К таким преимуществам можно отнести: объективность оценки; охват всех разделов программы; единство требований ко всем обучающимся; возможность оценки результатов учебной деятельности на всех этапах обучения; возможность сочетания с традиционными формами.

Преимущества становятся еще более очевидными при применении компьютерного тестирования, которое можно использовать на всех этапах контроля. Применение тестовых испытаний как оценки качества обучения позволяет установить причины и величину несоответствия результата целям, кроме того, с помощью тестовых испытаний можно определить не только уровень подготовки

обучающихся, но и качество учебного процесса в целом.

Для создания системы тестирования можно использовать различные программные среды, позволяющие при проведении тестирования изменять меру сложности тестовых заданий (ТЗ), т. е. осуществлять механизм адаптации.

Программная среда должна работать с базами тестовых заданий (ТЗ), содержащими все формы ТЗ, обрабатываемые компьютером: альтернативного и множественного выбора, установления правильной последовательности и соответствия, дополнения. Применять ТЗ открытого типа - свободного изложения - не целесообразно, поскольку они требуют трудоемкой экспертной оценки. Охват всех форм и видов ТЗ позволяет полнее учитывать особенности оцениваемых дисциплин. При тестировании ТЗ выдаются случайной выборкой на монитор, а испытуемый отвечает с помощью клавиатуры и «мышки». По окончании тестирования результат представляется обучающемуся также на мониторе.

Требования к базам ТЗ определяются с целью как можно полнее и точнее оценить приобретаемые обучающимися новые знания и новый опыт деятельности по изучаемым предметам, при этом уменьшить процент простого угадывания ответов на задания и полнее учесть особенности каждого предмета.

Тестирующая программа вместе с базой тестовых заданий по дисциплине может входить в состав компьютерного учебника или быть самостоятельным модулем в составе УМК. Она должна легко инсталлироваться на персональный компьютер, желательно сопроводить ее видеофильмом с правилами установки и тестирования.

Задания на курсовое проектирование. Задания на курсовое проектирование содержат тематику курсовых работ, требования к курсовой работе по изучаемой дисциплине, правила ее оформления, представления и защиты.

Рекомендуемые источники информации для самостоятельной работы. В качестве рекомендуемых источников информации представляются рекомендуемая литература, реферативные и аналитические издания, справочные, обзорно-аналитические материалы, мультимедиа диски, каналы коммуникаций, выпускные квалификационные и

отборе содержания и форм презентации учебного материала (формирование модулей и построение структуры учебного пособия); использование визуального, аудитивного, образного, символьного языков, обеспечивающих наиболее доступные и комфортные формы представления учебного материала; компоновка текстового, аудитивного, наглядно-изобразительного материала; санитарно-гигиенические, психолого-физиологи-ческие, эргономические нормы передачи информации и специфика ее усвоения.

Компьютеризированный учебно-методический комплекс записывается на СБ или БУБ-диске, что позволяет обеспечить им каждого обучающегося, не ограничивая работу с УМК только в процессе организации аудиторной учебной деятельности. Созданный, например, в виде ЙшЬстраниц, и размещенный на сайте образовательного учреждения УМК может использоваться и для дистанционного сетевого обучения. Структура современного УМК может быть различной, в зависимости от используемого для его создания программного обеспечения. Обобщенная структура УМК представлена в табл. 1.

На настоящем этапе развития образования каждый педагог, преподаватель должен уметь не только использовать компьютерные учебные материалы, но и создавать современные УМК, в противном случае он не сможет реализовать свои индивидуальные особенности в построении педагогических технологий.

Таблица 1

Состав компьютеризированного учебно-методического комплекса

Представляются в виде знакосимвольной, фото-, видеоинформации с применением программ MS Word, Power Point Представляются со специализированным программным обеспечением (с возможным включением элементов искусственного интеллекта)

- ГОС по дисциплине; - рабочая программа по дисциплине; - курс лекций по дисциплине (включая материал, подчеркивающий проблемность и мотивацию для лекций); - презентации к лекциям (включая видеофрагменты демонстрационного эксперимента); - указания к выполнению лабораторных работ; - указания к проведению семинарских занятий; - презентации к лабораторным и семинарским занятиям; - задания для самостоятельной работы; - задания на курсовое проектирование; - указатель рекомендуемой литературы; справочных, обзорно-аналитических материалов, мультимедиа приложений - компьютерный учебник по дисциплине; - моделирующие программы; - компьютерная тестирующая программа с базой тестовых заданий по курсу

курсовые работы. К этим источникам информации обучающийся должен иметь свободный доступ в библиотеке учебного заведения и на обучающей кафедре.

Книга для преподавателя. В традиционные УМК входила книга для преподавателя, в которой излагались в соответствии с традиционной технологией обучения методические рекомендации по проведению занятий. В настоящее время, выстраивая личностно ориентированные педагогические технологии, каждый педагог использует компьютеризированный УМК как хорошо структурированную электронную базу данных, которую он может и пополнять в соответствии с возможностями и способностями своей личности, ориентируясь на возможности и способности личности каждого обучающегося. Основное же содержание УМК должно полностью соответствовать Государственному образовательному стандарту и рабочей программе, входящей в состав УМК.

При создании компьютерных учебников, пособий или современного УМК необходимо учитывать требования педагогического дизайна, который определяется как направление научной и практической деятельности, основывающееся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающееся вопросами разработки учебного материала и обеспечивающее наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс. К педагогическому дизайну относится: дифференциация при

Chudinsky R.M. Structure of the modern educationally methodological complex.

The article is devoted to the determination of structure of the modern educationally methodological complex during the process of establishment of students’ learning.

Key words: educationally; methodological; complex; learning; process.

УДК 371

ДИСТАНЦИОННОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1

© Т.К. Голушко, Л.Н. Макарова

В статье анализируются достоинства и недостатки применения дистанционных технологий как сравнительно нового средства организации профильного обучения в условиях дополнительного образования детей. Отдельное внимание уделено рассмотрению вариантов разрешения кадровых, правовых, дидактических и иных проблем внедрения данной инновации в сферу дополнительного образования.

Ключевые слова: дистанционные технологии; профильное обучение; дополнительное образование детей.

Следуя Концепции профильного обучения, можно выделить различные формы его организации: такая возможность может быть реализована как посредством проведения очных факультативов, экстернатов, элективных курсов в условиях собственного образовательного учреждения, так и с применением дистанционных технологий, позволяющих привлекать образовательный потенциал иных образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, а также учреждений дополнительного образования [1].

В самом деле, решение вопросов модернизации содержания дополнительного образования школьников, обновление форм и методов его реализации должно производиться с учетом современных тенденций, с использованием новейших методик и технологий, аппаратной и функциональной базой которых являются компьютерная техника, мобильные средства связи и основанные на них новые (сетевые и дистанционные) технологии. Необходимо акцентировать внимание на

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

том, что дистанционное обучение как таковое подразумевает совместную деятельность педагога и ученика при их географическом разделении (на большую часть учебного процесса), реализуемую посредством специального информационно-методического обеспечения (сам комплекс дистанционного обучения и технические средства его сопровождения) и подразумевающую преобладание самостоятельной работы обучающегося [2].

Комплекс дистанционного обучения может представлять собой некую электронную оболочку, позволяющую, во-первых, добавлять в него методические материалы соответствующего наполнения, во-вторых, поддерживать общение on-line (телеконференция) и проводить off-line-консультации (электронная почта, чаты), в-третьих, обращаться к содержимому комплекса в любое время и, наконец, иметь персональный web-кабинет каждому участнику любого дистанционного курса (преподавателя и учащегося).

В этом случае в методическую базу дистанционного курса могут быть включены следующие компоненты:

- блок справочных материалов,

- библиотека курса (тексты пособий, учебников, монографий, статей, электронные учебники и пр.),

1. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / Воронин Ю.А. [и др.]; под ред. Ю.А. Воронина. Воронеж, 2007.

Поступила в редакцию 9.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.