Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс как дидактический объект'

Учебно-методический комплекс как дидактический объект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4147
740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ / УМК / ЭЛЕКТРОННЫЙ УМК / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРУКТУРА УМК / TRAINING AND METHODICAL COMPLEX OF SUBJECTS (TMC) / ELECTRONIC TMC / CONTENT OF EDUCATION / TRAINING MEANS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / STRUCTURE OF TMC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалыгина Ирина Владимировна

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) рассматривается как средство реализации предметности обучения и сценарий учебного процесса. Показано, что состав УМК обусловлен дидактическим подходом к обучению. Проанализирована специфика УМК в контексте информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training and Methodical Complex as Didactical Object

The training and methodical complex (TMC) of subjects is considered as a means of realization of subjectness of training and as script of training process. The article shows that the content of TMC is stipulated by a didactical approach to the training. The specific character of TMC in the context of education informatization is analyzed.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс как дидактический объект»

И.В. Шалыгина

Ключевые слова:

Учебно-методический комплекс дисциплины, УМК, электронный УМК, содержание образования, средства обучения, образовательные технологии, структура УМК.

учебно-методический комплекс как дидактический объект

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) рассматривается как средство реализации предметности обучения и сценарий учебного процесса. Показано, что состав УМК обусловлен дидактическим подходом к обучению. Проанализирована специфика УМК в контексте информатизации образования.

Учебно-методический комплекс дисциплины как дидактический объект.

Учебно-методический комплекс (УМК) является основным средством обучения в информационно-образовательной среде вуза (кафедры) и сценарием учебного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Состав основных элементов УМК представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, которые обеспечивают преподавание конкретной учебной дисциплины.

Определение УМК через понятие системы позволяет указать на специфический характер связей элементов и отличительные качества этого дидактического объекта:

- комплекс учебных и методических материалов позволяет реализовать нелинейность содержательных связей учебного ма-

териала дисциплины;

- наличие инвариантного и вариативного компонентов УМК позволяет реализовать и методически обеспечить вариативность содержания и процесса обучения.

Цель УМК - повышение эффективности учебного процесса и самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины.

Основные задачи УМК:

- определение содержания, объема изучения дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины студентом;

- определение содержания и объема самостоятельной работы студента, форм и средств контроля ее выполнения;

- осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса.

В традиционном дидактическом подходе учебная программа и учебное пособие имеют управляющее значение при подготовке учебно-методического комплекса. Учебное пособие является базовым изданием по отношению к учебной дисциплине, а другие конкретизируют, дополняют, развивают те положения, которые в него включены, т.е. учебное пособие - это ядро, вокруг которого формируется комплекс учебных изданий. В компетентностном подходе базовым структурным элементом УМК будут материалы кейса, учебного проекта, лабораторного практикума.

Таким образом, УМК является основным средством обучения в современной информационно образовательной среде, а также основой «дорожной карты» освоения государственного образовательного стандарта. Современный УМК является сценарием учебного процесса, обладающего качествами гибкости, вариативности, нелинейности.

Структура УМК. При рассмотрении структуры УМК мы предлагаем использовать аналогию кластера или сотовой структуры (см. рис.1). Этот подход позволяет интегрировать инвариантную (обязательную) и вариативную части УМК и избежать эклектики, когда комплекс превращается в комплект.

Сотовая структура УМК позволяет показать, что содержательные и процессуальные элементы образовательного процесса, а также средства обучения связаны между собой в систему.

Содержание образования представлено в отечественной традиции Федеральным государственным образовательным стандартом,

Рис. 1. Основные элементы УМК как системы

который обеспечивает содержательное единство всех элементов УМК. Далее содержание образования фиксируется в Программе изучения дисциплины, которая регулирует и координирует весь учебный процесс и как нормативный документ выделяет и указывает компетентности, знания и умения, уровни овладения ими, фиксирует содержание и формы контроля знаний и умений, содержит списки основной и дополнительной литературы, а также вопросы для самостоятельного изучения.

Конкретизируется программа в планах и материалах лекций, а также планах семинарских занятий, практических и лабораторных работ, программах практик, программах самостоятельной работы студентов.

Формы организации обучения и образовательные технологии, в основном определяются преподавателем, его представлениями о миссии данной дисциплины и индивидуальной дидактической системой. В УМК включаются технологические карты, сценарии процесса обучения (учебные кейсы, сценарии деловых и имитационных игр, планы введения портфолио, метода проектов, дебаты, дискуссии и т.п.)

Методические материалы для преподавателя содержат учебно-методические пособия, методические рекомендации, методические

разработки и призваны технологизировать процесс обучения, т.е. сделать его воспроизводимым, гарантированным. Методические материалы содержат рекомендации по использованию новых образовательных технологий (портфолио, Кейс-стади, деловые, имитационные игры и др.) электронных образовательных ресурсов, программного обеспечения и др.

Средства обучения как материальные носители содержания образования включают:

• все виды учебной книги на бумажных или электронных носителях (учебное пособие, курс лекций, сборник задач и упражнений, хрестоматии, самоучители);

• тренажеры, в том числе компьютерные симуляции, электронные репетиторы;

• виртуальные лаборатории;

• средства контроля на различных этапах дидактического цикла, т.е. входной, текущий, рубежный, итоговый контроль, с учетом различных уровней усвоения содержания для студентов различных форм обучения (тестовые задания, экзаменационные билеты, варианты обязательных контрольных работ, зачетные задачи и задания к курсовым работам);

• аудиовизуальные средства обучения на различных видах носителей, в том числе электронных (таблицы, карты, электронные статические и интерактивные карты, модели физических, химических, биологических явлений и процессов, портреты, иллюстрации, коллекция фото-, видеоматериалов, цифровых копий художественных и научно-популярных фильмов, произведений искусства, учебные аудиозаписи, видеозаписи);

• натуральные объекты (образцы и коллекции материалов, гербарии, муляжи, макеты и т.д.).

Перечень учебного оборудования, необходимого программного обеспечения (soft). Сюда относятся устройства и приборы для трансляции и демонстрации учебных аудио- и видеозаписей, диапозитивов, слайдов, кинофильмов, диафильмов. К этой группе (а не к средствам обучения) относятся платформы дистанционного обучения, программные средства тестирования, т.к. данное программное обеспечение разрабатывается для любой дисциплины и не является носителем содержания образования.

Указания для студентов включают комплект методических ре-

комендаций по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины, рекомендации по выполнению лабораторных, курсовых работ.

Рассмотрение УМК как системы и сценария учебного процесса позволяет обеспечить:

- единство педагогических требований к профессиональному образованию;

- вариативность с учетом дидактической системы преподавателя, научной школы, в которой он работает, регионального компонента содержания образования, дидактической обеспеченности учебного процесса в данном вузе;

- воспроизводимость образовательных технологий и результатов.

УМК в контексте информатизации образования.

В настоящее время информатизация позволяет совершенствовать систему УМК, а именно:

- технологизировать процесс конструирования и издания авторских учебных пособий;

- обеспечивать открытость и гибкость УМК за счет возможности оперативно без больших затрат времени вносить изменения в структуру и содержательную часть;

- автоматизировать рутинные операции по тиражированию контрольных и диагностических, дидактических материалов, обработке результатов тестирования;

- обеспечивать через гипертекст интеграцию учебного материала и межпредметные связи;

- обогатить перечень аудиовизуальных средств обучения за счет мультимедийных средств обучения;

- обеспечивать оперативность обратной связи «студент - преподаватель» за счет автоматизации текущего контроля, использования электронных тренажеров и репетиторов;

- интегрировать все элементы УМК через разработку компьютерных обучающих программ;

Электронный УМК представляет собой компьютерную обучающую программу, обеспечивающую непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Электронный УМК, включенный в среду коммуникаций субъектов образовательного процесса и образовательных событий, может стать системообразующим элементом информационно-образовательной среды вуза.

Рассмотрим инвариантные и вариативные элементы электронного УМК. Требования к структуре УМК в соответствии с рекомендациями British open university, Training foundation, Institute of IT training, University of Phenix:

1. Описание дисциплины (общие сведения по дисциплине).

2. Метаданные (набор ключевых слов и информация о дисциплине и авторе).

3. Календарный план (последовательность изучения дисциплины).

4. Хрестоматия (текст обязательных и дополнительных материалов для чтения по каждой теме дисциплины).

5. Дополнительные источники (список обязательных и дополнительных материалов для чтения и ссылок на источники материалов для чтения по каждой теме дисциплины).

6. Презентации (обзорная по дисциплине, подробная по каждой теме дисциплины).

7. Тесты (для самопроверки по каждой теме, экзаменационные и итоговые).

8. Вопросы для дискуссий (список вопросов для обсуждения в форумах и чатах по каждой теме дисциплины).

9. Задания (практические задания для самостоятельного или группового выполнения, например - лабораторные, контрольные или курсовые работы, практикумы, доклады, рефераты, эссе, отчеты, расчеты, задачи и т.п.)

10. Итоговый контроль (описание итогового контрольного мероприятия и требований к слушателю);

11. Словарь (глоссарий);

12. Список программного обеспечения (описание программного обеспечения, используемого в учебных целях по дисциплине).

13. Клип-арт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий или список требований к ним).

14. Мультимедиа (набор видео- и аудиоматериалов, анимирован-ных электронных тренажеров и симуляций или список требований к ним).

Е.З.Власова представляет Базовый состав учебно-методического и информационного комплекса [2]:

1. Введение к курсу (автор, аннотация).

2. Программа учебной дисциплины.

3. Учебная информация.

4. Руководство по изучению комплекса.

5. Хрестоматия (электронная библиотека курса).

6. Академический календарь (расписание).

7. Контрольный блок (тесты, практические задания, проекты, кейсы, экзаменационные вопросы).

8. Глоссарий и список сокращений и аббревиатур.

9. Заключение.

Дополнительный состав учебно-методического и информационного комплекса (своеобразные дидактические аксессуары, улучшающие качество и презентабельность УМК):

10. Коллекция работ студентов (проекты, рефераты).

11. Часто задаваемые вопросы с ответами.

12. Пакет анкет (для знакомства с потенциальными учащимися и знаниями начального уровня по предмету (теме), итоговая анкета для оценки курса и преподавателя).

13. Эпиграфы к модулям учебного материала.

14. Тексты психологического настроя для эффективной учебы.

15. Практикум с примерами решений (решебник).

16. Трудоемкость изучения (разделов, тем).

Сравним вышеизложенные списки. На наш взгляд, они отражают сценарии учебного процесса различных дидактических подходов. Список British open university ориентирован на технологии открытого образования. В УМК отсутствует учебное пособие, обучающийся сам задает логику и последовательность изучения дисциплины. Основным средством реализации обучения здесь является не учебное пособие, а хрестоматия, презентации по теме и коллекции мультимедиа. Базовый состав УМК Е.З.Власовой задает традиционный дидактический подход к изучению дисциплины. Здесь ведущими средствами реализации предметности являются программа учебной дисциплины и блок учебной информации.

Итак, мы показали, что современный УМК как дидактический объект представляет собой сценарий учебного процесса в рамках определенного дидактического подхода.

1. Электронный УМК с помощью специального программного обеспечения позволяет технологизировать учебный процесс, т.е. делает его воспроизводимым, тиражируемым, с гарантированным результатом.

2. Состав учебных и методических документов, средств обучения УМК должен конструироваться как система с учетом прямых и косвенных логических связей между учебными изданиями, которые имеют соответственно управляющий или соподчиненный характер.

Литература

1. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. - М., 2001.- С. 21

2. Власова Е.З. Технологии взаимодействия человека с высокотехнологичной информационной средой: Учебно-методический комплекс. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

3. Довгун В. П., Авраменко В. Е.Электронные учебно-методические комплексы по общепрофессиональным дисциплинам. - [Электр.ре-сурс], URL: http://ou.tsu.ru/seminars/eois2003/tezis/section3.htm

4. Лебедева М.Б. ЭУМК по дисциплине информационные и коммуникационные технологии в образовании: Создание и использование УМК в системах традиционного и дистанционного обучения // Сб. научных трудов / Под.ред М.Е. Вайндорф-Сысоевой.- М.: Изд. МГОУ 2005..

5. МакаровА.В., ТрофимоваЗ.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-метод. пособие. - Мн.: РИВШ БГУ 2001. - 118 с .

6. Солянкина, Л.Е., Саранов А.М. Технология конструирования учебно-методического комплекса студента: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 1999.- 80 с .

7. Учебно-методический комплекс по дисциплине: нормативные документы. - Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2008.- [Электр.ресурс] URL: www.ssaa.ru/_np_doc/UMK_ norm_dok.doc

8. Шалыгина И.В., Шабалин Ю.Е. Современное состояние и перспективы развития дистанционного профессионального обучения в России // Совет ректоров.- 2010.- № 8. - С. 48-57.

9. Шалыгина И.В. Дидактическая характеристика некоторых компьютерных интеллектуальных обучающих программ // Совет ректоров.- 2011. - №12. - С.44-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.