Научная статья на тему 'Методические основы использования современного учебно-методического комплекса при организации учебной деятельности студентов'

Методические основы использования современного учебно-методического комплекса при организации учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / METHODICAL / BASES / EDUCATIONALLY / METHODOLOGICAL / COMPLEX / LEARNING / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудинский Руслан Михайлович

Статья посвящена исследованию методических основ использования современного учебно-методического комплекса при организации учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чудинский Руслан Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical bases of use of the modern educationally methodological complex during organizing of students' studying process

The article is devoted to research of methodical bases of use of the modern educationally methodological complex during organizing of students' studying process.

Текст научной работы на тему «Методические основы использования современного учебно-методического комплекса при организации учебной деятельности студентов»

УДК 37.026

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

© Р.М. Чудинский

Статья посвящена исследованию методических основ использования современного учебнометодического комплекса при организации учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: методические основы; учебно-методический комплекс; учебная деятельность.

Возможность проектирования и конструирования предметного учебно-методического комплекса учебной дисциплины как дидактической системы позволяет преподавателю через информационную составляющую процесса обучения, представленную в педагогических программных продуктах, базах данных и учебных материалах, проектировать и осуществлять целостную технологию обучения. Таким образом, решается задача гарантированного достижения целей повышения качества и доступности образования. Каждый элемент предметного учебнометодического комплекса (УМК) является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом преподавателя. Соответственно, необходимо рассматривать учебно-методический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины как целостную систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в одной из предметных областей.

Структура УМК должна обеспечивать каждую форму организации и проведения занятий по дисциплине. Революционные изменения, произошедшие в системе средств обучения в последние годы, позволили представить современный УМК одной интегрированной группой «Описание условными средствами и отображение натуральных объектов и явлений». Такие группы средств обучения, как натуральные объекты, информационные сети, технические средства обучения, являются внешней поддержкой УМК, сопровождая его в той или иной мере при организации и самоорганизации коллективной, групповой и индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студентов.

Исследуем возможности использования составляющих компьютеризированного УМК

на всех этапах дидактического цикла. Дидактический цикл - это единица процесса обучения, служащая для передачи отрезка содержания образования и включающая все его компоненты от знаний до отношений, все уровни усвоения от восприятия до применения [1]. Сопоставляя этапы дидактического цикла с формами организации занятий, обозначим составляющие УМК, необходимые для проведения полного дидактического процесса (рис. 1).

На первом из пяти выделенных Л.Я. Зориной [1] элементов дидактического цикла -постановка общей дидактической цели (целеполагание) - можно выделить развитие мотивационно-ценностной сферы личности обучающегося, его убеждений, интересов и направленности качеств личности в целом. Средства информационных и коммуникационных технологий, будучи включенными в состав учебного оборудования, способствуют повышению интереса к дисциплине, стимулируя более глубокое ее изучение, а методически данный элемент дидактического цикла целесообразно строить как занятие обобщающего повторения с проблемной игровой ситуацией.

В отличие от школы формы организации занятий в вузе разнообразнее, поэтому такой элемент дидактического цикла, как целепо-лагание, осуществляется во время лекций. Именно во время лекции определяется цель изучаемой фундаментальной теории, поэтому на начальном этапе лекционного изложения материала необходимо давать студентам творческие, проблемные задания.

Если студенты не видят реальной цели обучения, не находят места применению приобретенных новых знаний и нового опыта деятельности, то их учебная деятельность снижается, трудности, недопонимание порож-

Этапы дидактического цикла изучения дисциплины

Предъявление

учебного

материала

2

я

и

ц

к

е

Ч

я

б

о

о-к

о

р

Система средств обучения (группы системы)

Описание условными средствами и отображение натуральных объектов и явлений УМК Внешняя поддержка УМК 1. Технические СО. 2. Информационные сети. 3. Натуральные объекты

- ГОС по дисциплине; - рабочая программа по дисциплине; - курс лекций по дисциплине; - презентации к лекциям, включая презентацию видеофрагмента демонстрационного эксперимента; - материал, подчеркивающий проблем-ность и мотивацию для проблемных лекций; - учебник по дисциплине; - презентации для объяснения материала и подъема мотивации - персональный компьютер; - мультимедиапроектор или демонстрационный телевизор; - информационная сеть

- указания к выполнению лабораторных работ; - указания к проведению семинарских занятий; - презентации к лабораторным и семинарским занятиям; - учебник по дисциплине; - программные средства компьютерного моделирования; - компьютерная тестирующая программа с банками тестовых заданий по дисциплине; - справочные, обзорно-аналитические материалы, мультимедиа приложения - персональный компьютер; - мультимедиапроектор или демонстрационный телевизор при коллективном обучении; - необходимые натуральные объекты; - информационная сеть

- учебник; - курс лекций; - задания для самостоятельной работы; - задания на курсовое проектирование; - моделирующие программы; - компьютерная тестирующая программа с банками тестовых заданий по дисциплине; - рекомендуемая литература, справочные, обзорно-аналитические материалы, мультимедиа приложения - персональный компьютер; - информационная сеть

Рис. 1. Составляющие УМК, необходимые для осуществления полного дидактического цикла изучения дисциплины

дают формализм в знаниях, оторванность их от явлений окружающей действительности [1].

Чтобы преодолеть формализм на данном этапе изучения фундаментальной теории необходимо повысить наглядность изучаемого теоретического материала, показать его практическое применение. Это естественно невозможно показать лектору с мелом у доски, сколько бы на это не было затрачено времени. Необходимо одновременное воздействие на органы чувств студента визуальной, звуковой и сенсомоторной информации, т. е. более эффективное ее представление.

Для этой цели, несмотря на широкие возможности мультимедиа-компьютера, его одного недостаточно. Необходим также мультимедиапроектор и другие технические средства, которые позволят наглядно и оперативно представить учебный материал, позволяющий развивать мотивационно-ценностную сферу личности студента. Для этой цели в составе компьютеризированного УМК необходимы презентация видеофрагмента демонстрационного эксперимента, материал, подчеркивающий проблемность и мотивацию для проблемных лекций. Это может быть показ реальных физических явлений, технологических процессов или систем, проблемный демонстрационный эксперимент с обработкой и демонстрацией его результатов в реальном времени, наглядные компьютерные модели, графики, таблицы, фотографии, отражающие цель изучаемой фундаментальной теории. Естественно, что применение отдельных технических средств, пусть даже одного из совершенных - персонального компьютера (ПК), не решает стоящей проблемы. Для современного представления информации на лекции необходима специализированная система средств обучения.

Использование современной системы средств обучения осуществляется и при реализации второго элемента дидактического цикла - предъявления разными способами учебного материала и его осознанного восприятия.

Данный этап дидактического цикла характерен типично устным представлением системы знаний во взаимодействии с наглядностью и экспериментом, раскрытием признаков понятий и связей между ними, закономерностей явлений. Здесь, прежде всего, удобно использовать персональный компью-

тер с характерными для него наглядными средствами представления учебного материала для дополнения сообщаемой преподавателем информации различного рода справочными данными, которые могут храниться в управляемой компьютером базе данных. Компьютеры и иные технические средства не только не уводят от реальности, но при соответствующей методике способны обеспечить более эффективное формирование и развитие образного мышления студентов. На первых двух этапах дидактического цикла - целепо-лагание и предъявление разными способами учебного материала и его осознанное восприятие - реализуются информационные (аудиовизуальные, измерительные и вычислительные) функции персонального компьютера.

Второй этап дидактического цикла -

предъявление разными способами учебного материала и его осознанное восприятие -при изложении студентам лекционного материала является основным, поэтому студентам необходимо дать возможность его осознанно воспринимать. С этой целью студентов необходимо освободить от рутинной второстепенной работы, которой является, например, конспектирование лекций. Фактически это некачественное размножение лекционного материала. Программу и конспект читаемого курса каждый студент должен иметь во время лекции перед собой. Современные компьютерные и полиграфические технологии позволяют решить эту задачу, избавив студента от конспектирования лекций, что позволяет сосредоточиться ему на восприятии учебного материала. Выводимый с ПК через мультимедиапроектор на экран лекционный материал должен соответствовать материалу конспекта лекции, который имеется у каждого студента, но он может быть значительно расширен за счет гиперссылок, позволяющих рассмотреть излагаемый материал с разных точек зрения. Более того, излагаемый материал может быть существенно расширен фото- и видеофрагментами. Если необходимо подтвердить рассматриваемую фундаментальную теорию экспериментом, то для этого возможно представить записанный заранее и включенный в УМК видеофрагмент самого эксперимента и обработанные его результаты или провести демонстрационный эксперимент с помощью измерительно-вычислительного

комплекса (ИВК), выполненного на базе того же мультимедиакомпьютера. Он позволяет в реальном масштабе времени наглядно представить для обсуждения результаты эксперимента. Возможности современных телекоммуникационных сетей, в частности сети Ш;ете1;, позволяют во время лекции пользоваться базой данных не только компьютера, с которым работает лектор, но и любой базой данных, которая содержится в сети. Все это позволяет студенту воспринимать разностороннюю информацию рассматриваемой теории, что положительно сказывается на ее осознанном восприятии. От преподавателя такое чтение лекций требует не только большей методической проработки представляемого материала УМК, но и грамотного владения ПК и всей системой средств обучения лекционной аудитории.

Таким образом, реализация этапов дидактического цикла - целеполагание и предъявление разными способами учебного материала и его осознанное восприятие -осуществляется во время лекций или уроков -объяснения учебного материала. Для чтения лекций и проведения уроков, объясняющих и представляющих теоретический материал, необходимы следующие составляющие УМК: ГОС и рабочая программа по дисциплине; курс лекций по дисциплине, презентации к лекциям, включая презентацию видеофрагмента демонстрационного эксперимента, материал, подчеркивающий проблемность и мотивацию для проблемных лекций; учебник по дисциплине; презентации для объяснения материала и подъема мотивации. Для сопровождения УМК на данных занятиях понадобятся технические средства обучения: персональный компьютер; мультимедиапроектор или демонстрационный телевизор; информационная сеть.

Третий элемент дидактического цикла представляет собой организацию и самоорганизацию обучающихся для деятельности по доведению усвоения учебного материала до оптимального уровня [1]. В процессе изучения естественнонаучных дисциплин он реализуется на лабораторно-практических занятиях, и в содержание этого этапа входит выполнение различных экспериментальных заданий, лабораторных работ, решение количественных задач и разбор качественных вопросов. При изучении гумани-

тарных дисциплин содержание данного этапа осуществляется на семинарских занятиях.

Организация учебной деятельности обучающихся на лабораторно-практических занятиях и самоорганизация ими внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности направлены на приобретение обучающимися новых знаний и нового опыта деятельности, на развитие творческих способностей, рефлексии, в т. ч. и с применением компьютерного моделирования, поэтому учебный материал готовится в виде проблемных вопросов, а не ответов. Учебный материал подбирается с ориентацией на возможность его анализа, экспериментирования с ним, предложения собственных точек зрения, поскольку частью учебной деятельности студентов являются задания по организации результатов собственного эксперимента, его анализа, обдумывания и обсуждения. При необходимости для более углубленного изучения вопросов, исследуемых в лабораторном практикуме, студенты могут обратиться к указанным дополнительным источникам информации. Исследовательская самостоятельная учебная деятельность студентов требует значительно большего времени, чем отводится на выполнение лабораторных работ, но без нее не обойтись при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

Использование ПК как инструментального и исследовательского средства повышает активность обучающихся, позволяет реализовать его различные информационные функции: аудиовизуальные (представление знако-символьной, графической, звуковой и видеоинформации), вычислительные, измерительные; управляющие; организующие и контролирующие. При выполнении лабораторно-практических работ ПК позволяет решать количественные, качественные и экспериментальные задачи. Решение количественных задач, как правило, сопряжено с применением для вычислений ПК. Качественные задачи составляют хорошую область для моделирования. Решение экспериментальных задач связано с построением на основе ПК измерительно-вычислительных и управляющих комплексов. Они позволяют проводить сложные физические и технические эксперименты, автоматизируя его, и совершенствуя тем самым учебный процесс.

При выполнении лабораторных работ, на семинарских занятиях необходим постоянный контроль и самоконтроль за освоением изучаемой экспериментальными методами теорией, приобретением новых знаний и нового опыта деятельности. Именно здесь начинает реализовываться четвертый элемент дидактического цикла - создание обратной связи, контроля за усвоением учебного материала и самоконтроля. В этой области применение средств информационных и коммуникационных технологий считается наиболее перспективным.

До недавнего времени для этих целей применялись различные электронные тренажеры, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, но с появлением современного ПК все задачи контроля и самоконтроля с успехом решаются с его помощью при наличии соответствующего программного обеспечения. Составляющие современного компьютеризированного УМК позволят полностью реализовать данный элемент дидактического цикла.

Форму контроля и самоконтроля в учебно-методическом комплексе обеспечивает практическая часть курса, а также база тестовых заданий с тестирующей программой. Современный компьютеризированный УМК предоставляет каждому студенту возможность доступа к компьютерной системе тестирования с банками тестовых заданий в целях самоконтроля, который стимулирует обучающихся на приобретение новых знаний и нового опыта деятельности, исключает случайности при проведении промежуточного (текущий) и итогового контроля. Преимуществами тестовой технологии оценки являются объективность оценки, охват всех разделов дисциплины, единство требований ко всем обучающимся, возможность оценки результатов учебной деятельности на всех этапах обучения, возможность сочетания с традиционными формами. Компьютерное тестирование можно использовать на всех этапах контроля, и применение тестовых испытаний как оценки качества обучения позволяет установить причины и величину несоответствия результата целям, кроме того, с помощью тестовых испытаний можно определить не только уровень учебных достижений обучающихся, но и качество учебного процесса в целом.

В самом общем случае состав компьютеризированного УМК на этапах дидактического цикла - организация и самоорганизация обучающихся для деятельности по доведению усвоения учебного материала до оптимального уровня и создание обратной связи, контроля за усвоением учебного материала и самоконтроля - представляется следующими составляющими: указания к выполнению лабораторных работ; указания к проведению семинарских занятий; презентации к лабораторным и семинарским занятиям; учебник по дисциплине; моделирующие программы; компьютерная тестирующая программа с базой тестовых заданий по курсу; справочные, обзорно-аналитические материалы, мультимедиаприложения. Для сопровождения УМК в этом случае необходимы: персональный компьютер; мультимедиа проектор или демонстрационный телевизор при коллективном обучении; необходимые натуральные объекты и информационная сеть.

Использование УМК не ограничивается применением только на лекционных занятиях, проведением исследовательских лабораторно-практических работ лабораторного практикума, как нами было исследовано выше, и семинарских занятий, но они имеют более широкие возможности для организации учебной деятельности студентов. Естественно, что самостоятельная работа продолжается и после аудиторных занятий. Именно таким образом реализуется пятый элемент дидактического цикла - подготовка обучающихся к внеаудиторной деятельности. После аудиторных занятий студенты изучают дополнительную литературу; постоянно получают большой объем социальной и научно-технической информации через телевидение, радио, журналы, газеты, т. е. занимаются медиаобразованием; извлекают необходимую информацию с мультимедиапродуктов и телекоммуникационных сетей (Шегпе!); занимаются научно-техническим творчеством, выполняют исследовательско-творческие работы (курсовые, выпускные квалификационные).

Важнейшая способность, которую должен приобрести обучающийся - это способность самостоятельно приобретать новые знания и новый опыт деятельности. Она радикальным образом скажется не только на

его профессиональном становлении, но и на послевузовском непрерывном образовании. Научиться студенту учиться важнее, чем получить конкретный набор знаний, которые в настоящее время быстро устаревают, поэтому во время аудиторных занятий будущий учитель, и в частности учитель технологии, должен получить знания фундаментальных теорий дисциплин учебного плана [1].

В связи с этим в последние годы заметно вырос интерес к проблеме организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся, и роль самостоятельной работы в учебном процессе значительно увеличилась. Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс открывает доступ к новым источникам информации, дает большие возможности для творчества, позволяет реализовать новые формы и методы обучения. Предметный компьютеризированный УМК, а также ПК в совокупности должны выполнять информационные: аудиовизуальные, вычислительные; организующие и контролирующие функции.

Индивидуальная самостоятельная учебная деятельность во внеаудиторное время с применением УМК может быть необходима в случае пропуска занятий студентами или получения низкой оценки при промежуточном контроле. Такой подход позволяет достигать глубокой индивидуализации и дифференциации обучения, способствует углублению знаний, служит мощным средством развития учебной деятельности студентов при изучении дисциплины. Кроме того, возможно использование программных средств УМК в целях самообразования, углубления своих знаний и опыта деятельности в конкретной области, развития интеллекта и др. В ходе выполнения лабораторно-практических работ, выполнения курсовых проектов, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций и т. д. студенты могут самостоятельно изучить учебный материал с помощью УМК.

Итак, самостоятельная внеаудиторная работа обучаемых строится с использованием следующих составляющих УМК: учебник;

курс лекций; задания для самостоятельной работы; задания на курсовое проектирование; моделирующие программы; компьютерная тестирующая программа с базой тестовых заданий по курсу; рекомендуемая литература, справочные, обзорно-аналитические материалы, мультимедиаприложения. Сопровождается комплекс в этом случае персональным компьютером и информационной сетью.

При самостоятельной работе с УМК любой пользователь, имеющий доступ к компьютеризированному УМК, может самостоятельно выбирать интересующую его информацию и разрабатывать собственную траекторию самообразования. Возможность самоорганизации учебной деятельности должна обеспечиваться при помощи указателей и гиперссылок. Использование гипертекстовой технологии разработки УМК позволяет создать гибкую, самонастраивающуюся систему, в которой естественным образом обеспечивается дифференцированный подход к обучению.

Таким образом, использование УМК способствует развитию индивидуальной и совместной самостоятельной учебной деятельности студентов, повышению уровня их профессионально значимых знаний, приобретению нового опыта деятельности, развитию творческого и системного мышления, рефлексивных умений и повышению интеллектуального уровня студента, самоорганизации учебной исследовательской деятельности.

1. Зорина Л.Я. Особенности дидактического цикла в разных типах учебных предметов // Новые исследования в педагогических науках. 1986. № 1. С. 44-47.

Поступила в редакцию 9.11.2008 г.

Chudinsky R.M. Methodical bases of use of the modem educationally methodological complex during organizing of students’ studying process.

The article is devoted to research of methodical bases of use of the modern educationally methodological complex during organizing of students’ studying process.

Key words: methodical; bases; educationally; methodological; complex; learning; process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.