Научная статья на тему 'Электронные учебные издания: характеристика и особенности подготовки'

Электронные учебные издания: характеристика и особенности подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5602
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / ELECTRONIC EDUCATIONAL AIDS / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякишев Сергей Леонидович, Макаров Руслан Юрьевич

В статье рассматриваются образовательные возможности, классификация, состав, принципы и этапы создания электронных учебных изданий. Эти сведения могут быть использованы педагогами и специалистами издательского дела при подготовке данного вида изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные учебные издания: характеристика и особенности подготовки»

УДК 812

С. Л. Мякишев, Р. Ю. Макаров

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются образовательные возможности, классификация, состав, принципы и этапы создания электронных учебных изданий. Эти сведения могут быть использованы педагогами и специалистами издательского дела при подготовке данного вида изданий.

Educational opportunities, classifications, contents, principles and stages of creating electronic educational aids are considered in the article. Its materials can be used by teachers and publishing specialists in preparing editions of this kind.

Ключевые слова: электронные учебные издания, обучающая система.

KeywordS: electronic educational aids, training system.

Повсеместное распространение компьютерной техники влечёт за собой изменения в различных сферах нашей жизни, в том числе и в образовании. За последние годы компьютеры и информационные технологии не только укрепили свои позиции в повышении эффективности учебного процесса, но и стали его неотъемлемой частью. Уже сегодня нарастающий темп информатизации способствует увеличению доли электронных изданий и на книжном рынке, и в фондах библиотек учебных заведений, что в свою очередь приводит к повышению интереса педагогов к этому виду изданий.

Одной из распространенных форм электронных изданий являются электронные учебные издания. Их подготовка и тиражирование не требуют расходования огромных средств, информация в таких изданиях может быть обновлена. Читатели электронной библиотеки могут выбирать и читать любые электронные учебники. Электронные издания представляют собой тематически организованные тексты с множеством иллюстраций, таблиц, мультимедийных и интерактивных компонентов. Нередко они содержат элементы самоконтроля и обратной связи. Данные возможности электронных изданий привлекают педагогов и инициируют процесс создания ими собственных электронных учебных материалов.

Следует отметить, что в высших учебных заведениях электронные издания нашли широкое применение, но возможность их создания и использования носит ограниченный характер. Мы связываем это с несколькими причинами:

© Мякишев С. Л., Макаров Р. Ю., 2011 20

- проблема с передачей библиотеке вуза исключительных авторских прав на длительный период;

- отсутствие в университете программных средств для создания оболочки учебных электронных изданий силами сотрудников и преподавателей;

- отсутствие единых требований, стандартов и рекомендаций по разработке и внедрению изданий данного типа в образовательный процесс вуза.

Внедрение в учебный процесс электронных учебных изданий включает в себя комплексное решение вышеперечисленных проблем. В данной статье мы более подробно остановимся на последней из них. Рассмотрим понятие электронного учебного издания.

Электронное учебное издание обычно представляет собой программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его раздел и часто объединяющий в себе учебник, справочник, задачник и лабораторный практикум. Этот вид изданий является дополнением к существующим в настоящее время формам обучения и не заменяет работу студента с традиционными книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т. п.

Существует несколько определений изданий данного вида. Так, С. Г. Григорьев и В. В. Грин-шкун считают, что электронным образовательным изданием является издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области [1].

Электронное учебное издание является программно-информационной системой, состоящей из программ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления).

К образовательным возможностям электронных учебных изданий относятся:

- адаптация под индивидуальные параметры обучаемого, выбор индивидуальной траектории обучения - вариативное изложение материала;

- использование дополнительных интерактивных средств воздействия на обучаемого, наглядное представление объектов и процессов в динамике, представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения, звуковые комментарии авторов и т. п.;

- наличие средств навигации - организация контекстных подсказок, гиперссылок, закладок, история работы и т. д.;

- компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования и материалов;

- быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

- автоматизация контроля уровня знаний при выполнении упражнений, тестов и т. д. [2]

В разное время осуществлялись отдельные попытки классифицировать электронные учебные издания по различным признакам, однако единой классификации сейчас нет. По мнению В. П. Демкина и Г. В. Можаевой, в основу классификации электронных учебных изданий могут быть положены общепринятые способы классификации учебных изданий, электронных изданий и программных средств.

Так, например, электронные учебные издания следует различать:

1) по функциональному признаку, определяющему значение и место их в учебном процессе:

- программно-методические (учебные планы и учебные программы);

- учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

- обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

- демонстрационные и имитационные (средства визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения);

- вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);

- лабораторные (средства проведения экспериментов на виртуальном оборудовании);

- игровые (средства организации досуга учащихся, развития у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств);

- коммуникационные (средства организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов и общественности);

- контролирующие (тестирующие программы, базы данных).

2) по форме изложения:

- конвекционные учебные издания, реализующие информационную функцию обучения;

- программированные учебные издания, основанные на обучении по системе «стимул-реакция»;

- проблемные учебные издания;

- комбинированные, или универсальные, учебные издания [3].

Электронные учебные издания образуют учебно-методический комплекс, основой которого является обучающая система, работающая в диалоговом режиме и предназначенная для управления познавательной деятельностью. В ее составе:

- электронный учебник, содержащий теоретический материал по определенному предмету и примеры решения задач;

- электронный справочник - информационно-поисковая справочная система для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа;

- тренажерный комплекс - компьютерные модели, конструкторы и тренажеры;

- электронный задачник - средство, позволяющее создать множество вариантов проверочных работ с различными уровнями сложности задач;

- электронный лабораторный практикум -средства для имитационного и математического моделирования, используются при проведении экспериментов и исследовательских работ, при моделировании измерительных установок и объектов исследования;

- контролирующая система - средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, предназначена для контроля знаний с помощью тестов, содержит средства статистической обработки результатов.

Уникальность представленной выше системы заключается в том, что учебный курс может включать в себя несколько обучающих систем по различным предметам, которые, в частности, могут быть связаны между собой, а обучаемый может изучать любой из предложенных предметов. Такая методика используется при дистанционном обучении.

Традиционно электронное учебное издание имеет следующую структуру:

1) вводная часть (программа и структура курса, общие рекомендации по порядку изучения и т. д.);

2) основное содержание (опорный конспект, конспект лекций, материалы для углубленного изучения).

Каждая тема основного содержания должна сопровождаться примерами и задачами, иллюстрирующими изложение, и заданиями для самостоятельного решения и контрольными вопросами.

Всячески поощряется и рекомендуется, где это возможно, проблемно ориентированное изложение материала, когда обучающийся знакомится с проблемой, фактом или явлением не по традиционной схеме (теоретический материал - методы решений - иллюстрирующая задача), а в результате постановки и решения конкретной задачи (примера).

Каждый раздел основного содержания может включать в себя:

- теоретическую часть, в основе которой гипертекст с внедренными в него рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами и т. п. Дополнением к гипертексту являются наглядные компью-

терные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс;

- практическую часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных лабораторных работ предлагаются наглядные компьютерные модели (лабораторный практикум может быть выделен в самостоятельный программный продукт);

- контрольную часть - набор тестов, включающий как вопросы по теоретической части, так и решение задач и упражнений (возможно введение подсказок при неправильном ответе с предложением снова попытаться решить задачу);

- справочную часть, которая может включать предметный указатель (система поиска); таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств и т. п.; сводки основных формул; другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме;

- систему помощи, содержащую описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации;

3) список литературы и глоссарий - они обеспечиваются соответствующими ссылками из основного текста.

Рассмотрим особенности разработки электронных учебных изданий. Процесс их создания обычно содержит следующие этапы:

1) подготовка чернового варианта текста. Особенностью электронного учебного издания является то, что в процессе написания автору приходится сталкиваться с трудностями педагогического характера, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося.

Процесс трансформации знаний реализуется опосредованно через текст по схеме «знания автора» - текст - «знания читателя» и допускает необратимые потери информации. При этом исключается «живое» общение учителя и ученика. Поэтому необходимо максимально облегчить работу обучающегося с изданием. По каждому разделу обучающийся должен представлять его цель, задачи, осознавать противоречия и проблемы и только потом получать механизм решения. Также необходимо предвидеть наиболее вероятные вопросы обучающихся и включать в содержание тесты для контроля усвоения материала;

2) разработка «сценария» взаимодействия отдельных частей издания с указанием гиперссылок, подготовка аудио- и видеосюжетов, иллюстраций.

Основная цель на этом этапе - изучить возможности современных информационных техно-

логий, обратив внимание на аудио- и видеофрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и пр. Главное здесь - сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать;

3) практическая реализация издания. На этом этапе происходит совместная работа учителя и специалиста по информационным технологиям, когда все указанные выше фрагменты предварительной работы многократно корректируются для практического воплощения.

Разрабатываемое электронное учебное издание должно соответствовать следующим требованиям:

- применимость на различных платформах,

- обучение в режиме он-лайн,

- интерактивная помощь в обучении,

- поддержка индивидуальной и коллективной форм обучения,

- возможность выбора произвольной последовательности изучаемых разделов,

- распечатка файлов, графиков, больших диаграмм на стандартных страницах,

- работа с глоссарием,

- поддержка возможности создания и использования закладок,

- протоколирование действий обучаемых и т. д.

Например, О. В. Зимина выделяет ряд принципов, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника [4].

Принцип квантования - разбивка материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип полноты - каждый модуль должен иметь следующие компоненты:

- теоретическое ядро,

- контрольные вопросы по теории,

- примеры,

- задачи и упражнения для самостоятельного решения,

- контрольные вопросы по всему модулю с ответами,

- контрольная работа,

- контекстная справка (Help),

- исторический комментарий.

Принцип наглядности - каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Принцип ветвления - каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль.

Принцип регулирования - учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров, решить необходимое ему количество за-

дач задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу заданного уровня сложности.

Принцип адаптивности - электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал.

Принцип компьютерной поддержки - в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач.

Принцип собираемости - электронные учебники должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам.

При создании электронных учебных материалов следует учитывать ряд технических параметров оформления:

- гарнитура, кегль и начертание отдельных символов;

- размещение текста и свободное пространство;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- виды используемых иллюстраций и графики;

- читаемость, логическая структура и другие языковые качества электронного текста;

- особенности реакции пользователя на электронный материал (на то, как материал классифицирован, связь осознания материала пользователем с его представлением и пр.).

В электронных учебных изданиях следует использовать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователю предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию. Более короткие главы соответствуют меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу.

С возникновением гипертекстового формата документов и развитием фреймовых структур появилась возможность удобного структурирования учебных изданий. Ориентация учащегося в учебном издании, как и в печатном, осуществляется с помощью заголовков. Рубрикация элек-

тронного издания характеризуется большей глубиной (большим числом уровней), чем у печатного. Другой вариант ориентации связан с использованием колонтитулов. При применении фреймовой структуры во фрейме «Содержание» выбранный раздел отмечается другим цветом по сравнению со всеми оставшимися.

Перечисленные средства ориентации наиболее распространены, хотя можно использовать и некоторые другие, например, в форме всплывающей подсказки, содержащей название раздела, или даже в виде представления на экране фрагмента графа рубрикаций, в котором указано название изучаемого раздела. Традиционными для электронного учебного издания являются следующие фреймы:

- заголовок, или титул;

- меню;

- основное содержание - этот фрейм имеет самые большие размеры, необходимые для помещения двух-трех абзацев текста, рисунка или гиперссылок (дополнительная литература, анимация, аудио- и видеофайлы, содержащие динамическое описание процессов или явлений, авторские пояснения и иллюстрационный видеоматериал);

- глоссарий или список определений, переход к терминам происходит из основного текста;

- предметный или алфавитный указатель, позволяющий перейти от терминов к основному тексту;

- справочник, содержащий контактные данные.

Дополнительные материалы рекомендуется

выводить в отдельных окнах, открывающихся по запросу обучаемого. Рисунки, которые должны присутствовать в тексте, во многих случаях следует показывать в отдельных окнах, изолированно от фрагментов текста.

Таким образом, в данной статье нами были рассмотрены классификация, основные принципы построения и этапы разработки электронных учебных изданий. Следует отметить, что выделенные нами особенности подготовки электронных учебных изданий в дальнейшем будут использованы в работе по составлению рекомендаций для педагогов и специалистов в области электронных издательских технологий.

Примечания

1. Григорьев С. Г, Гриншкун В. В. Образовательные электронные издания и ресурсы. М.: МГПУ, 2006. 98 с.

2. Там же.

3. Демкин В. П., Можаева Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии: методическое пособие для преподавателей. Томск: Томский гос. ун-т, 2003. URL: http://ido.tsu.ru/ ss/?unit=214.

4. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. 363 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.