УДК 338.46
Н.В. Мордовченков
д-р экон. наук, профессор, кафедра экономики и автоматизации бизнес-процессов, ГБОУВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет »
Е.В. Панина
аспирант,
кафедра экономики и автоматизации бизнес-процессов, ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет »
Т.А. Бозина
заместитель директора по направлению технологии и дизайна, Институт пищевых технологий и дизайна, ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»
ТРАСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СФЕРЕ УСЛУГ НА МЕЗОУРОВНЕ: КОНСАЛТИНГОВЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Представлен опыт формирования и функционирования рыночной инфраструктуры на мезоуровне. Разработана классификация элементов и концептуальная схема управления инфраструктурой региона в сфере услуг, в том числе консультационных. Предложен опыт и инструментарий государственного регулирования системного исследования комплексного анализа и прогнозирования рыночной инфраструктуры региона в условиях глобализации экономики и менеджмента. Разработаны графические модели по взаимосвязи элементов организационно-экономического механизма развития рыночной инфраструктуры региона, в том числе мезо контроллинга и комплексной системы повышения экономической и социальной эффективности предприятий сферы услуг.
Ключевые слова: инфраструктура, рынок, сфера услуг, экономика региона, государственное регулирование, управление, эконометрические модели, факторный анализ, организационно-экономические механизмы, консалтинг, эффективность.
N.V. Mordovchenkov, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics
E.V. Panina, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics
T.A. Bosina, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics
OF TRANSFORMATION OF A MODERN INFRASTRUCTURE IN THE SERVICE SECTOR AT THE MESO LEVEL: ASPECT CONSULTING
Abstract. The experience in the formation and functioning of a market infrastructure at the meso level. The classification of the elements and conceptual infrastructure management scheme in the region in the sphere of services, including consultancy. A experience and tools of state regulation of complex systems research analysis and forecasting of market infrastructure in the region in terms of economy and management of globalization. Developed graphical models for the relationship of elements of organizational and economic mechanism of development of market infrastructure in the region, including meso and controlling complex systems to increase the economic efficiency of enterprises and social services.
Keywords: infrastructure, market, services, the region's economy, government regulation, management, econometric models, factor analysis, organizational and economic mechanisms, consulting, efficiency.
В современной экономике наблюдается тенденция развития рыночной инфраструктуры. Актуальность решения инфраструктурных проблем подчеркивается в приоритетных задачах стратегии экономического развития России на период до 2020 года.
Под воздействием сложных процессов глобализации национальной экономики и децентрализации управления каждый регион вынужден создавать необходимые условия по развитию инфраструктурных отраслей на мезоуровне.
Рыночная инфраструктура предопределяет состав, назначение, структуру и перспективы развития частного бизнеса при активизации государственного регулирования. Возрастает необходимость проведения комплексного исследования по формированию методологической основы совершенствования и повышения эффективности функционирования рыночной инфраструктуры региона.
Эффективным инструментом сбалансированного государственного воздействия на экономическую инфраструктуру региона в условиях глобальных процессов и западных санкций в отношении России является разработка федеральных программ, реализующих стратегию развития национальной экономики [3]. В качестве критерия эффективности развития социально-экономической системы может быть взят интегральный показатель качества жизни населения региона.
Глубокому и всестороннему анализу экономической сущности и классификации инфраструктуры способствует накопленный опыт в трактовке инфраструктурных проблем и комплексное видение путей и разрешения со стороны фундаментальных исследований академической науки.
Эволюция мировой экономической мысли свидетельствует о том, что необходимо осознать возможности, ограничения и способы участия государства в рыночной экономике, разработать методические и методологические основы формирования и управления региональной инфраструктуры по обеспечению их надежности, трансформации и повышения эффективности национальной безопасности России (рис. 1).
Вместе с тем, проблемы формирования экономической сущности и развития рыночной инфраструктуры региона в условиях государственного регулирования исследованы на недостаточном уровне. В задачи рыночной инфраструктуры входит обеспечение совокупности коммуникаций различного рода. Рыночная инфраструктура характеризуется тем, что конечным результатом деятельности инфраструктуры является не что иное, как услуга. При этом в качестве объекта коммуникаций может быть продукт труда (продукция, товар), капитал, информация и т.д. Основными функциями рыночной инфраструктуры является распределительная, коммуникационная и регулирующая функция [4, с. 21].
На основе этих функций реализуются задачи по эффективному государственному регулированию развития рыночной инфраструктуры, которая представляет собой комплексную систему взаимодействия покупателя и продавца по купле-продаже товаров (работ, услуг).
По мнению авторов статьи, рыночная инфраструктура создает объективные условия для решения основных задач инновационного развития региона, обеспечивая
сбалансированность внутренних и внешних факторов: от размещения производительных сил, развития технического и технологического потенциала до улучшения качества жизни граждан. Что касается классификации рыночной инфраструктуры региона, то она может быть проведена по следующим признакам: по сферам деятельности людей, по отраслям (функциям) этой деятельности; масштабам распространения; видам собственности (рис. 2).
Рисунок 1 - Концептуальная схема управления рыночной инфраструктурой региона
Одним из авторов статьи выполнен комплексный, системный анализ научных исследований по возможному использованию эконометрических методов и моделей при решении инфраструктурных проблем экономики регионов.
Авторы статьи солидарны с рядом исследователей, считающих инфраструктуру как вполне осязаемый материальный фундамент, благодаря которому возможно функционирование и развитие всех подсистем экономики регионов и социума.
Современный этап рыночной инфраструктуры свидетельствует о том, что рассматриваемая проблематика является приоритетной с позиции государственной и региональной стратегии.
Существенной характеристикой инновационной рыночной инфраструктуры является конвергенция её элементов в условиях глобализации и государственного регулирования экономики и финансов.
Классификация элементов рыночной инфраструктуры
Отраслевой принцип Сфера деятельности Масштаб управления Виды собственности
Производственная Социальная Интеллектуальная Военная Транснациональная инфраструктура Государственная
Промышленная Интеллектуальная Производственная Экономическая Региональная
Сельскохозяйственная Институциональная Технологическая Экологическая Макроэкономическая (национальная) инфраструктура Муниципальная
Транспорт и связь Экологическая Рыночная Внешнеэкономическая Региональная инфраструктура Кооперативная
Материапь ноте хническое снабш ение Здравоохранение Социальная (непроизводственная) Информационная Смешанная
Строительная Образование Организационно-правовая Инвестиционная Мшфоэко ионическая инфраструктура (предприятие, организация, производство и т.д.) Общественная
Торговля и общественное питание Туризм Рынок труда Инновационная Индивидуальная
Жилищно- коммунальное хозяйство Спорт Общественная (ЖКХ) Меценатство Муниципальная (город, район) инфраструктура Частная
Негосударственные фонды Малый бизнес и предпринимательство Финансовая Интеллектуальная
Рисунок 2 - Классификация элементов современной рыночной инфраструктуры
В этой связи предложено новое научное направление в экономике региона - методология системного исследования комплексных инфраструктурных проблем в условиях глобализации и государственного регулирования экономики на мезоуровне.
При этом в первую очередь необходимо осуществлять эффективные меры соответствии с отдельно взятой концепцией (дифференцированный подход), а затем группировать аналогичные по характерным признакам концепции (интегративный подход).
В условиях государственного регулирования необходимо использовать возможности экономических законов, элементов рыночной экономики, эконометрических методов и моделей и на их основе формировать философию (меморандум) по управлению рыночной инфраструктуры региона.
Несмотря на то, что каждый регион входит в систему рыночной инфраструктуры России в виде отдельного организационно-экономического механизма со своей структурой, показателями и методами управления, ни один из них не существует автономно - между ними существует определенная взаимосвязь через связующие звенья: рынок ценных бумаг, кредитно-банковская и налоговая системы, что в полной мере следует считать основными связующими звеньями (базовыми сегментами) рыночной инфраструктуры.
С целью формализации взаимодействия рыночной инфраструктуры в условиях государственного регулирования на мезоуровне обозначим: /(¿) - процесс развития рыночной инфраструктуры (эндогенные факторы): W(t) - процесс государственного воздействия.
Фундаментальное изучение особенностей и специфики государственного администрирования институциональной системы W(t) позволяет создавать эффективные организационно-экономические механизмы её воздействия на рыночную инфраструктуру 1(1) и отдельно взятого региона - прямая задача |Ж(0->/(0] и упреждающее инфра-
структурно-государственное взаимодействие - обратная задача [/(/) ->Щ/)].
Введение специальных символов /(¿) и Щ(/) вызвано тем, что процесс государственного регулирования можно наглядно интерпретировать с помощью понятия конвергенции элементов рыночной инфраструктуры региона в органическом единстве мировой системы рынков, коррелирующих между собой и обладающих собственным уровнем (рейтингом), способным к трансформации. Рыночной инфраструктуре региона присуща определенная степень коммуникативности групп товаров, работ, услуг, продавцов и покупателей.
В качестве рабочей гипотезы было сделано предположение (аналогия) об адекватной физической терминологии (из теории электромагнитного поля), ретранслируемой на рыночную инфраструктуру региона (конкретная область связанности групп товаров, работ, услуг, их продавцов и покупателей). Замкнутая направленность цепочки спроса и предложения аналогична замкнутой экономической силовой линии, интенсивность которой пропорциональна потоку товара (работ, услуг) по этой линии в денежном эквиваленте.
Вместе с тем, состояние конвергенции в системе региональных рынков наступает в том случае, если число силовых экономических линий, пересекающих границы любого региона, превышает число замкнутых силовых линий, расположенных строго в границах отдельно взятого региона.
Эволюция рыночной экономики характеризуется созданием единого динамично развивающегося инфраструктурного комплекса, требующего системного методологического исследования, основанного на эффекте мультипликатора при консолидации эмпирических данных. Альтернатива генезиса проблем функционирования инфраструктуры, применения эконометрических методов и моделей являются эффективным опытом и инструментарием для государственного регулирования в практике системного исследования комплексного анализа и прогнозирования рыночной инфраструктуры региона в условиях глобализации экономию и менеджмента.
Трансформируя известную эконометрическую модель Я. Тинбергена [5], получим консолидированную гравитационную функцию вхождения /-го региона в глобальную мегасеть при государственном регулировании, т.е.
к
т п 1
Е = ЕЕгг а х х Ш3, (!)
у=0 /=0 1 а
/ = 0
где
к
Е, - консолидированная функция экономики региона в условиях
V / = 0
государственного регулирования под глобальным воздействием мировой системы рынков; / - характеризует процесс экспортных поставок товаров (работ, услуг); V - то же по импорту;
1 - мультипликатор региональной инфраструктуры;
1 - а
а - коэффициент дисконтирования;
аг0 - коэффициент привлекательности внешнеэкономической деятельности региона;
У/ - валовой региональный продукт отдельно взятого региона-импортера в условиях государственного регулирования;
- расстояние между двумя регионами;
а1,а2,а3 - эластичность экспорта по независимым переменным [2].
Необходимо формировать маркетинговую матрицу рыночной инфраструктуры для создания эффективного портфеля доходов от экспорта продукции с учетом неравномерности заключения партнерских отношений. Проблема заключается в том, что дисбаланс между спросом и потреблением экспортной продукции должен регулироваться государством в части выделения инвестиционных средств по результатам маркетинговых стратегий предприятия и его возможности (производственно-технологического ресурса) удовлетворения спроса на товары (работы, услуги). В ходе исследований применена теория многофакторного корреляционно-регрессионного анализа для исследования финансов региона.
В частности, показано несколько вариантов моделей расчета налоговых поступлений в бюджет региона с различным сочетанием показателей (всего 20). Выполненный факторный анализ позволил прийти к окончательному варианту моделей вида:
у = -7,02 + 3,29т + 3,48х3 + 3,бх16 , (2)
где у - общий объем налоговых поступлений в бюджет региона, тыс. руб.;
т - комплекс систематических показателей;
х3 - численность занятых в экономике региона, чел.;
х1б - поступление налоговых платежей в бюджет РФ, тыс. руб.
По мнению авторов статьи, перспективами использования многофакторного анализа и прогнозирования является его применение в решении проблем экономической (финансовой) безопасности с применением высокоэффективного инструментария кластерного анализа и индикативного планирования.
Вместе с тем, для повышения эффективности рыночной инфраструктуры информационного ресурса и инструментария факторного анализа недостаточно. Необходимы активные меры по воздействию инфраструктурных элементов организационно-экономического механизма на экономику региона (рис. 3).
Важнейшим организационно-экономическим механизмом рыночной инфраструктуры является мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений и оценки экономики региона. Эффективный мониторинг предполагает выбор базового периода для расчета и возможность постоянного сравнительного анализа результата.
Одним из авторов статьи предложена методика мониторинга социально-
экономического состояния регионов на примере ПФО, которая подтверждает высокую эффективность организационно-экономического механизма в государственном регулировании рыночной инфраструктуры. Вместе с тем, современная экономика рыночного типа должна создавать организционно-экономические механизмы сбалансированности государственного регулирования и эффективной институциональной инфраструктуры малого бизнеса.
Рисунок 3 - Конвергенция элементов организационно-экономического механизма развития рыночной инфраструктуры на мезоуровне в условиях глобализации
экономики и финансов
Значительное влияние в управлении экономикой региона оказывает контроллинг, представляющий собой органическое единство методов и механизмов рыночной инфраструктуры. Экономический механизм контроллинга по оценке экономической диагностики функционирования системы должен быть приоритетным в практике управления субъектами федерации и важнейшей составной частью регионального управления экономикой и финансами. Мезоконтроллинг позволяет сделать качественное смещение акцентов от фиксирования фактических статистических данных в направлении активного упреждающего оперативного контроля за реализацией планов и комплексного анализа развития рыночной инфраструктуры региона. Авторами статьи представлена графическая модель контроллинга с учетом выделения базовых взаимодействующих элементов исходя из проведенного теоретического исследования (рис. 4).
На современном этапе развития рыночной инфраструктуры необходимо изыскать приоритетные сферы развития человеческого капитала и формирования финансово-экономического механизма по повышению эффективности рыночной экономики ре-
гиона. Совершенствование кадрового потенциала способствует повышению рентабельности социальной инфраструктуры, интеллектуального капитала (10) в условиях санкций и государственного регулирования экономики и финансов (рис. 5) [1, с. 21].
Таким образом, региональный контроллинг является прогрессивным организационно-экономическим механизмом управления субъектов федерации на основе существующих программ развития региона, статистической информации о деятельности хозяйствующих объектов и социологических опросов населения.
Разработана также многоуровневая система эффективности организационно-экономического механизма лизинга. Для осуществления эффективных предпринимательских проектов на основе лизинга предложены эконометрические модели оценки эффективности лизинга.
Формализована концептуальная модель получения возможного прироста валового регионального продукта. Моделирование экономически обоснованного регионального резерва финансовых ресурсов региона с помощью математической теории игр обеспечило возможность реализации налогового (финансового) права и потенциала в регионе.
Одним из авторов статьи разработан проект государственного стандарта, включающий правовую и организационно-экономическую подсистему операционного учета национальных счетов анализа и аудита.
Создание сети электронных экспресс-модулей способствует объективному принятию решений для субъектов федерации, позволяет создавать условия для укрепления экономики региона. Электронное сканирование (активный операционный анализ) позволяет выявить финансово-экономическое нарушение в плане контрмер, адекватных
Рисунок 4 - Схема инфраструктуры контроллинга подсистем региональной экономики
ущербу по экономической (финансовой) безопасности региона и страны в целом.
Рисунок 5 - Модель комплексной системы повышения эффективности предприятий сферы услуг в условиях санкций и государственного регулирования экономики и финансов
Концептуальные основы регионального мониторинга и контроллинга использовались при подготовке «Стратегического видения приоритетов развития Поволжского макрорегиона» и при формировании единой макрорегиональной стратегии в ПФО и трансформации Президентской стратегии экономического развития России на среднесрочный период.
Создана концепция научно-образовательной инфраструктуры, в рамках которой разработаны табличные, графические, эконометрические модели, в том числе инновационного инжиниринга и глобального реинжиниринга.
По нашему мнению, информационный ресурс, приобретенный на конференциях (в т.ч. НИРС), симпозиумах, конгрессах, творческих встречах, семинарах, участие в грантах позволяет актуализировать научно-образовательную инфраструктуру, которая качественно трансформируется полезным участием и победами в них субъектов образования и науки.
Разработаны также теоретические основы развития рыночной инфраструктуры в составе комплексных программ социально-экономического развития региона.
Один из авторов статьи принимал участие в творческой группе ученых и законодателей по внесению поправок к Федеральному закону «О федеральном бюджете». В результате экспертизы бюджета Счетной палаты при Государственной Думе РФ часть поправок автора принято на рассмотрение и включены к исполнению.
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что даже с позиции одного отдельно взятого региона значимые звенья рыночной инфраструктуры формируют методологическую основу (философию) государственной надежности в условии глобализации экономики и финансов.
При этом в качестве важнейшего организационно-экономического механизма повышения эффективности региональной инфраструктуры в условиях рынка предлагается партнерство государства и частного сектора экономики на основе концессии.
В Нижегородском регионе внедрены меры по развитию социальной инфраструктуры: методика (программа) открытия новых туристско-экскурсионных маршрутов по решению комплексных транспортных проблем при создании инновационной методологии эффективного рекреационно-туристического инфраструктурного комплекса, рабочая гипотеза создания периодической системы инфраструктурных элементов.
При этом конвергенция элементов производственной, экономической, институциональной инфраструктуры и инфраструктуры жизнеобеспечения создадут синерге-тический эффект, способствующий трансформации экономики региона.
Эффективная инфраструктурная политика в условиях государственного регулирования и влияния глобальных процессов должна быть построена по центростремительному, а не по центробежному принципу, создавая достойные предпосылки качества жизни, обеспечивая систему безопасности (национальную, военную, экономическую, экологическую, продовольственную, социальную, лингвистическую), политика должна быть конкурентоспособной, и тогда привлекательность региона позволит повысить его рейтинг на мезоуровне.
Список литературы:
1. Ахметгареева А. А. Повышение конкурентоспособности организаций сферы розничных торговых услуг: автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук. - Княгинино, 2013.
2. Мордовченков Н.В. Инновационная система комплексного исследования и моделирования региональной инфраструктуры в условиях глобализации экономики и финансов // Межрегиональная группа ученых - институт проблем новой экономики. 2004. № 3-4. С. 44-49.
3. Мордовченков Н.В. Методологические основы формирования инновационной инфраструктуры в экономике региона: монография. - Нижний Новгород, 2011. -141 с.
4. Мордовченков Н.В. Рыночная экономика: инфраструктура функционирования региона: учебное пособие для вузов. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2004. - 250 с.
5. Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России / ред. Ю.В. Яковец. -СПб.: Гуманистика, 2003. - 967 с.