Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования инновационной инфраструктуры в условиях рынка'

Теоретические основы формирования инновационной инфраструктуры в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / INNOVATION / INFRASTRUCTURE / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Р. А.

В данной статье рассматривается комплексная система формирования инновационной инфраструктуры на основе использования ресурса человеческого капитала и маркетинга, которая способствует эффективному функционированию предприятия и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEORETICAL BASES OF FORMATION OF THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE CONDITIONS OF THE MARKET

This article is describing the complex system of formation of an innovative infrastructure on the basis of use of a resource of the human capital and marketing which promotes effective functioning of the enterprise and region.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования инновационной инфраструктуры в условиях рынка»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Рыбаков Р.А., преподаватель кафедры экономики филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н. Новгород

В данной статье рассматривается комплексная система формирования инновационной инфраструктуры на основе использования ресурса человеческого капитала и маркетинга, которая способствует эффективному функционированию предприятия и региона.

Ключевые слова: инновации, инфраструктура, человеческий капитал.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE CONDITIONS OF THE MARKET

Rybakov R., The teacher of chair of economy of the Sochi state university of tourism and resort business, branch in N. Novgorod

This article is describing the complex system offormation of an innovative infrastructure on the basis of use of a resource of the human capital and marketing which promotes effective functioning of the enterprise and region.

Keywords: innovation, infrastructure, human capital.

Понятие «экономика, основанная на знаниях» характеризует процесс развития стран на современном этапе, опирающихся на знания, информацию и высокую квалификацию персонала предприятий.. При этом возрастает потребность в такой экономике со стороны государства и бизнеса. Процесс накопления знаний и управления информационными технологиями все более усложняется, а уровень взаимосвязи предприятий и организаций различных форм собственности способствует трансформации профессиональных и специальных знаний. Вместе с тем приоритетом в экономическом развитии высокоразвитых стран становится рост инновационной активности в секторе услуг.

Инновации являются существенным фактором роста производства и производительности труда. Несмотря на то, что наше понимание инновационной деятельности и ее позитивное влияние на экономику значительно возросло, еще недостаточно исследований по выявлению ее вклада на решение инфраструктурных проблем [1].

Исследование содержания инновационных процессов позволяет прийти к выводу о необходимости формирования конкурентоспособных организационно-экономических механизмов поддержки малых инновационных и технологически ориентированных фирм. Сложилась ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую деятельность, не приводит к адекватному повышению экономического потенциала и эффективности хозяйствования. Проблема может быть решена путем формирования инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы, венчурную деятельность и создающей благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательства при позитивной трансформации научно-технической сферы.

Востребованность возникновения понятия «инновационная инфраструктура» обусловлено рядом причин. Во-первых, в настоящее время технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом «прорыве», ретрансляции результатов научно-технических разработок на основе рыночных отношений, создании организационно-экономических механизмов и инструментариев доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень выполненных ранее теоретических разработок и проектов позволил, предложить новые методические подходы к решению поставленных задач.

Инновационная инфраструктура - это сово^пность специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия. В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры и т. п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, а также в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны [2].

Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса. Для того чтобы снизить риски целесообразно использовать методы стохастического

анализа, касающегося не локальных проектов, а их системы, сформированной по критериальным признакам, т. е. портфельным проектам. Мониторинг портфельных проектов ведет к снижению степени неопределенности. Это способствует снижению не только технической, но и коммерческой неопределенности. Детальной оценке подвергаются высокотехнологичные проекты со значительными затратами на НИОКР. Это способствует выявлению резервов повышения эффективности производства и снижению коммерческих расходов, рационально обосновывая минимально возможные объемы выпуска надежной и высокотехнологичной продукции.

По мере продвижения на различных этапах инновационного процесса и уточнения получаемых данных необходимо оценивать проекты, их обеспеченность в зависимости от имеющихся ресурсов и принимать управленческие решения о приостановлении финансирования разработок отдельных проектов и реструктуризации в зависимости от требований рынка.

При этом снижение риска достигается за счет повышения качества и уровня квалификации специалистов менеджмента, маркетинга, в обязанности которых входят мониторинг проекта и продвижение продукта на рынок, формирование и кумулятация портфеля проектов, определение очередности их выполнения, расстановка приоритетов в решении опорных задач в условиях неопределенности и риска.

Обеспечить эти направления необходимо с помощью создания инновационной инфраструктуры, которая снижает степень риска вложений в инновационную деятельность в конкретном регионе, привлекая дополнительные инвестиции, но формируя при этом новые модели технологической составляющей и коммерческих операций по продвижению научно-технической продукции в проектную практику в условиях рынка.

Процесс формирования инновационной инфраструктуры зависит от уровня экономического и технологического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизации, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Наблюдается процесс софтизации и сервизации - опережающего развития сферы услуг. При этом формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, реинжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

Трансформация общества на этапе создания инновационной инфраструктуры способствует «встраиванию» науки в рыночные отношения, развитию предпринимательства и бизнеса в научно-технической сфере. Это является необходимым условием активного развития рыночной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура как экономическая категория представляет собой организационную, информационную, материальную, финансово-кредитную основу для создания необходимых условий для эффективного накопления и расходования средств, оказанию услуг, способствующих развитию инновационной деятельности в зависимости от технологического приоритета, коммерциализации научно-технической продукции в условиях неопределенности и риска.

Задачами инновационной инфраструктуры являются:

• ранжирование (кастинг) проектов на основе комплексной систе-

мы проведения независимой экспертизы;

• создание благоприятных стартовых условий для развития инновационных конкурентоспособных фирм;

• поддержка венчурных проектов;

• комплексная разработка приоритетных НИОКР;

• поддержка организационно-экономических механизмов координации и взаимодействия с крупными субъектами хозяйствования (в т.ч. центрами франчайзинга);

• формирование материально-технической базы для создания и развития инновационных фирм, включая лизинг и контрлизинг [3];

• укрупнение финансового капитала, создание инновационных, инвестиционных фондов, инновационных кредитно-банковских учреждений и др.;

• создание информационного ресурса, обеспечивающего развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

• получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, реинжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособного наукоемкого продукта, передовых технологий и ретрансляция их на рынок (местный региональный, мировой);

• создание и развитие института страхования инновационных проектов, государственного регулирования в страховании иностранных инвестиций, направленных на перспективную инновационную деятельность;

• получение обширной информации о возможных иностранных партнерах, реальная возможность заключения договоров и международных контрактов, оформление заявок в специализированных фондах и профильных организациях, участие в международных проектах и программах;

• проведение консалтинга и образовательных миссий предпринимательских структур в научно-технической сфере.

По нашему мнению, можно представить инновационную инфраструктуру как декомпозитную систему, включающую в себя ее виды: интеллектуальную производственно-финансовую, политико-правовую, социально-демографическую и другие, а с другой стороны, представляя инфраструктуру как инвариантную модель, в которой происходит конвергенция звеньев и элементов производственной и социальной инфраструктуры. Это создает реальные условия для успешного функционирования инновационной инфраструктуры в условиях рынка (рис. 1)

Инновационная инфраструктура, может быть представлена в виде комплексной системы:

1. Организационные структуры (кадровая инфраструктура малого инновационного бизнеса или комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.), обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, правовой инфраструктуры, определении ее роли в стратегии развития региона; экономическом и социальном обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных инвестициях, необходимых для успешного решения приоритетных задач; координации взаимодействия существующих малых инновационных фирм с крупным акционерным капиталом, участии в региональных программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).

2. Финансово-кредитные институты, обеспечивающие накопление и трансформацию необходимых ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности по созданию инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.

3. Инфраструктура страхового рынка, способствующая снижению возможных потерь от венчурного капитала, а также повышению привлекательности инвестиций в научно-техническую сферу.

4. Информационный ресурс, позволяющий определить перспективные направления развития инновационной деятельности, технологическую составляющую, коммерциализацию резуль-

татов научно-технических разработок.

5. Сити-сервис по обслуживанию передовых инновационных фирм, выполняющих комплексную экспертизу проектов, консалтинговые, инжиниринговые, реинжиниринговые, контроллинговые услуги, аудит, а также маркетинговые исследования, рекламу, РК паблисти и другие услуги.

6. Высокие технологии в обучении предпринимательству в научно-технической сфере (вузы, специальные курсы обучения, мастер-классы, семинары, симпозиумы, форумы и т. д.).

При решении стратегических инфраструктурных проблем необходимо адаптировать её к изменяющимся условиям функционирования рынка, что позволит определить функцию цели и её элементов, находящихся в различных уровнях развития, а также выявить инновационные элементы и индикативные структуры, способные в перспективе осуществить эффективный менеджмент и маркетинг инновационной инфраструктуры.

В свою очередь инновационный маркетинг в сфере услуг характеризует «пошаговые» итерации производственных и социальных подсистем, направленных на достижение функции цели. Это может быть достигнуто путем создания методики маркетинговых исследований в промышленности и сфере услуг с использованием эконометрических методов и моделей, развития организационно-экономических механизмов повышения эффективности промышленной индустрии и сферы услуг.

Таким образом, инновационная инфраструктура в условиях рынка должна быть экономически обоснованной и востребованной для её потребителей, а трансформация человеческого капитала позволит повысить ее эффективность, конкурентоспособность регионов и страны в целом.

Литература:

1. Петров Ю.Н. Методология комплексной системы управления региональной инфраструктурой в условиях рынка [Текст] / Ю.Н. Петров, Н.В. Мордовченков // Экономика региона: проблемы, поиски, перспективы. Ежегодник. - Вып. 6 / под ред. О.В. Иншакова. -Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2005. - 702с.

2. Реут, О.П. Инновационная инфраструктура как механизм создания финансово-экономических и других условий для развития инновационной деятельности [Текст] / О.П. Реут, Ю.Г. Алексеев, Ф.А. Рома-нюк: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.technopark.by/ Ьштевв/230.^[т1

3. Мордовченков, Н.В. Методология комплексного исследования инфраструктурных проблем в условиях глобализации экономики и финансов [Текст] / Н.В. Мордовченков. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 359с.

Рис. 1. Декомпозиция инновационной инфраструктуры в условиях рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.