Научная статья на тему 'Концепция формирования комплексной программы мезомаркетинга в инфраструктуре туризма'

Концепция формирования комплексной программы мезомаркетинга в инфраструктуре туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИЗМ / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ТРАНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордовченков Н. В., Рыбаков Р. А.

В статье представлен алгоритм формирования комплексной системы современного мезомаркетинга. Предложена стратегия институционально-инфраструктурного подхода и экономически обоснованного сценария развития маркетинга в туризме региона. Значительное внимание уделено созданию инновационного инфрамезомаркетинга с учетом трансформации человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мордовченков Н. В., Рыбаков Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования комплексной программы мезомаркетинга в инфраструктуре туризма»

15 (108) - 2009

Туристско-рекреационные зоны

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ МЕЗОМАРКЕТИНГА В ИНФРАСТРУКТУРЕ ТУРИЗМА

н. в. мордовченков,

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, г. Н.Новгород Р. а. РыБАКов, аспирант волжский государственный инженерно-педагогический университет

По мере формирования и функционирования маркетинга в инфраструктуре туризма в регионе необходимо осуществлять активный поиск обоснованных резервов финансово-экономической и социальной сфер, отдельно взятого региона (округа), а также конкретного субъекта хозяйствования, возможностей трансформации человеческого капитала (потенциала).

Нижегородский регион, укрепляя административную власть, т. е. интегрируя институциональную инфраструктуру с представителями бизнеса и науки в инновационной экономике, успешно решает многоуровневые задачи в сфере промышленного производства (используя и ресурс военно-оборонного комплекса). Нижегородский регион, осуществляя приоритетные инновационные проекты по формированию финансового и интеллектуального капитала, использует имеющиеся ресурсы комплексной, системной реализации проектов повышения экономического роста и качества жизни населения.

Например, региональные власти принимают экономически и социально обоснованные меры по решению инфраструктурных проблем, возникающих как на конкретных промышленных

предприятиях, в сфере малого и среднего бизнеса, так и на уровне Нижегородского региона, Приволжского федерального округа в целом. Выполненный финансово-экономический мониторинг и социальная диагностика свидетельствуют о том, что для решения постоянно возникающих проблем необходимо совершенствование и проведение:

• региональной методологизации институционально-отраслевых и территориальных концепций повышения эффективности функционирования предприятий всех форм собственности;

• сбалансированной координации взаимодействия комплексной системы инфраструктурных элементов, трансформации и воспроизводства интеллектуального капитала и промышленного воспроизводства товаров и услуг;

• обязательной и корректной реализации финансово-правовых норм;

• рационального внедрения финансового (арендованного) страхового, инвестиционного «портфеля» (кейс-стади);

• мирового опыта парадигмальных изменений в международном менеджменте и маркетинге [1].

Региональная составляющая позволяет сформировать пространство управления, которое может быть реализовано через региональный маркетинг. Хозяйствующие субъекты (в том числе не данной региональной принадлежности), некоммерческие предприятия, население, органы власти формируют согласованные приоритеты и ориентиры регионального развития в рамках мезомаркетинга. Таким образом, в общем виде мезомаркетинг представляет собой систему регионально-отраслевого управления, ориентированную на удовлетворение потребностей региона, повышение его маркетинговой и инвестиционной привлекательности. Концепция мезомаркетинга должна формироваться на основе интеграции положений регионального, некоммерческого маркетинга, мегамаркетинга на принципах классического маркетинга [2].

По нашему мнению, концепция современного маркетинга, ретранслируемая человеческим капиталом, — это конкурентоспособная философия (миссия) организации, обеспечивающая возможные потребности физических и юридических лиц.

Мы считаем, что миссия программы (модели) мезомаркетинга в инфраструктуре туризма заключается в производстве комплексного системного анализа сложившейся ситуации в экономике и финансах при трансформации научно-интеллектуального потенциала, формировании приоритетных сценариев экономического роста и финансового капитала отдельно по каждому элементу и по рыночной экономике в целом (интегрированный подход), обеспечении их реализации. Необходимым условием является функционирование потребительского рынка (конъюнктура и спрос) и стабильная социально-экономическая составляющая (в том числе интеллектуальный капитал), обеспечивающая социальную и национальную экономическую безопасность региона.

Перед комплексной программой мезомарке-тинга в инфраструктуре туризма в регионе стоят задачи:

1) проведение комплексного, системного анализа (финансово-экономического контроллинга, мониторинга) по формированию оценочного пакета финансово-экономического, турресурсного потенциалов региональной рыночной инфраструктуры во исполнение сбалансированной рыночной экономики;

2) создание правового, кадрового и финансово-экономического резервов с выявлением факторо-образующих параметров (внешних и внутренних) для сбалансированности региональной инфраструктуры в целом;

3) оценка эффективности различных маркетинговых моделей функционирования рыночной инфраструктуры на альтернативной основе;

4) комплексный анализ на альтернативной основе «портфеля» турпотоков и услуг по совершенствованию рациональных (оптимальных) схем и форм их успешного функционирования и индикативного планирования;

5) составление экономически обоснованного прогноза и планирования социально-экономической рыночной инфраструктуры по элементам в целом;

6) разработка комплекса мер по оздоровлению экономического потенциала региональной инфраструктуры с выделением отдельных базовых звеньев и в органическом единстве;

7) разработка высокоэффективных инжиниринговых и реинжиниринговых региональных проектов с привлечением специалистов-экспертов на конкурсной основе (в том числе из-за рубежа);

8) комплексная подготовка кадров, способных успешно трудиться на международных рынках труда по специальности «Инфраструктура маркетинга в туризме».

На наш взгляд, основными этапами реализации предлагаемой укрупненной (диверсифицированной) экономической программы могут быть:

• 1 этап — институционализация и экономически (социально) обоснованная идентификация мезомаркетинга в туризме;

• 2 этап — институционально-инфраструктурная трансформация мезомаркетинга в туризме;

• 3 этап — воспроизводственные процессы и экономическая безопасность в рамках компьютерной программы «Электронный маркетинг» и государственной программы «Электронная Россия» [3].

Реальный успех инфраструктурных преобразований в значительной мере будет зависеть от усилий региональной администрации и руководства территорий округов, а также эффективных политических, экономических и социальных решений центральной исполнительной власти РФ. На наш взгляд, исходя из наличия факторов в рамках рыночных отношений и степени развития инфраструктуры мезомаркетинга в туризме (ИтМТ), их можно классифицировать на местно-этнорегио-нальные (МЭР), территориально-окружные (ТОН) и центрально-консолидированные (ЦК) — рис. 1.

При этом должна быть сбалансирована институциональная инфраструктура мезомаркетинга сферы услуг. В соответствии с этим на этапе формирования

институционально-инфраструктурной стратегии туристской отрасли необходима детальная рекогносцировка узловых направлений (инфрастадии):

1) осуществление комплексного финансово-экономического анализа региональных инфраструктурных факторов и степени их воздействия на эффективное (оптимальное) функционирование инфраструктурной «триады» индустрии туризма;

2) создание экономически обоснованных схем предоставляемых услуг по системе рейтингов и приоритетов на «МЭР» и «ТОН» уровнях диверсификации с учетом транспортной, логической и эколого-экономической государственной инфраструктур;

3) маркетинговый и финансово-экономический контроллинг, мониторинг потребительского спроса и ресурсов производства, осуществление прогноза спроса и развития рынка недвижимости, кредитно-финансовых резервов и фондов, трудовых ресурсов, информационно-интеллектуального потенциала и др.;

4) разработка перспектив развития и конвергенции отдельных видов и элементов рыночной инфраструктуры в условиях глобализации и государственного регулирования в регионе и координация их взаимодействия со схемой турпотоков; изучение потребностей субъектов хозяйствования и разработка оптимальных транспортно-логисти-ческих схем их возможной координации и функционирования.

Конвергенция правового, маркетингового и финансово-экономического контроллинга, мониторинга создает реальные условия для эффективных управленческих решений в инфраструктуре туризма, способствующие поиску оптимальных вариантов («векторов») развития рыночной инфраструктуры в условиях конкретного региона на основе использования комплексного системного анализа и прогнозирования.

При разработке инфраструктурной программы мезомаркетинга в туризме необходимо выде следующие основные блоки.

Первый блок. Развитие существующей маркетинговой инфраструктуры туризма в системе региональной экономики. Разработка этого блока коррелирует с исследованием следующих направлений:

а) анализ структуры предоставления туруслуг (продуктов) в регионе в плане соответствия рыночным требованиям и потребностям, оценка качества мезомаркетинга;

б) комплексный анализ предпосылок эк мического роста в регионе и причин (факторов), способствующих его повышению:

• привлечение инновационных турпродуктов, технических и технологических средств и линий (например, телекоммуникационной инфраструктуры) в регион в интересах повышения его социально-экономического рейтинга;

• развитие сфер услуг, обеспечивающих комплексное использование туристского ресурса и человеческого потенциала в регионе;

• оценка возможности привлечения дополнительных инвестиций для развития инфраструктуры туризма, наращивание экономического потенциала и его обновления с целью приведения его в соответствие с современными требованиями мирового рынка;

в) оценка развития конкурентной среды в инфраструктуре сферы услуг:

• характеристика уровня монополизации инфраструктуры туризма;

• комплексный анализ процесса разгосударствления и приватизации предприятий инфраструктуры мезомаркетинга в туризме и реструктуризация этого процесса;

г) оценка и сравнение имеющихся резервов инфраструктуры мезомаркетинга в туризме для эффективного обслуживания межрегиональных и внешнеэкономических связей:

• с другими областями, территориальными округами и республиками Российской Федерации;

• с государствами — участниками СНГ;

• с другими государствами.

Второй блок. Развитие возможной (опосредованной) инфраструктуры мезомаркетинга в туризме.

Разработка этого блока предусматривает:

• анализ состояния материально-технической базы в индустрии туризма, сфере туристских услуг;

ТОН ЦК

ИтМТ

Рис. 1. Структурно-функциональная схема развития современного мезомаркетинга в инфраструктуре туризма

• комплексный анализ состояния материально-технической базы транспортной инфраструктуры и ее совершенствование;

• комплексный анализ состояния материально-технической базы средств связи, коммуникаций, информационных служб, оценка их способности обеспечивать хозяйствующие субъекты достоверной коммерческой информацией;

• анализ финансово-кредитной сферы, уровень ее развития и роли в обеспечении финансовых потребностей сферы услуг.

Третий блок. Развитие инфраструктуры международного мезомаркетинга в туризме. Возможности использования инфраструктуры международного мезомаркетинга в туризме должны опираться на исследование следующих направлений:

• анализ интересов региона в развитии и совершенствовании международного мезомарке-тинга;

• анализ возможной мотивации (сферы интересов) различных государств в развитии международного мезомаркетинга в туризме (контрмаркетинг);

• анализ и прогнозирование экономической и социальной эффективности международного мезомаркетинга в туризме.

Четвертый блок. Анализ и прогнозирование потребительского спроса на туристские услуги. На основе комплексного анализа туристских услуг выявляют тенденции изменений уровня денежных доходов населения и структуры расходов; политики цен на туристские услуги и создание предпосылок, необходимых для их стабилизации, а также создают атлас и картограммы туристского прогноза и распределения потребительских групп по уровню реального дохода и анализируют приоритеты по различным (с точки зрения возможных поступлений) доходным группам.

Пятый блок. Оценка воздействия административных факторов на процесс активного развития и совершенствования инфраструктуры мезомаркетинга. Оценка проводится в целях:

• координации взаимодействия функционирования предприятия инфраструктуры туризма по линии внешней кооперации (расширение и стабилизация географической инфраструктуры туризма) для создания благоприятного предпринимательского климата в экономике региона и повышения конкурентоспособности отдельных показателей в целом;

• стимулирования инфраструктуры бизнеса и предпринимательства по каждому элементу

инфраструктуры туризма и видам предоставляемых услуг, формирования и функционирования организационно-экономических механизмов и финансового капитала в создании институциональной инфраструктуры и на ее основе конкурентоспособного мезомаркетинга;

• координации взаимодействия администраций и министерств (департаментов) различного уровня в интересах сбалансированности региональных рынков и инфраструктуры мезомар-кетинга в туризме.

Шестой блок. Совершенствование правовой инфраструктуры мезомаркетинга в туризме. Для этого проводят:

• комплексный анализ действующего законодательства с позиций его соответствия и трансформации современным требованиям инфраструктуры мезомаркетинга в туризме;

• разработку рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства в рамках повышения эффективности инфраструктуры мезомаркетинга в туризме;

• совершенствование региональных и местных правовых норм и положений в плане создания инфраструктуры мезомаркетинга в туризме с правовым статусом;

• сбалансирование областных и местных правовых норм и положений для формирования конкурентных преимуществ инфраструктуры мезомаркетинга в туризме.

Седьмой блок. Государственное регулирование и консолидированная поддержка инфраструктуры мезомаркетинга в туризме. В этих целях проводят следующие мероприятия:

— исследование значимости экономического потенциала региона в формировании финансово-экономического капитала, способствующего развитию и совершенствованию инфраструктуры мезомаркетинга в туризме;

— комплексно-системную аналитическую оценку турресурсов, необходимых для реализации инфраструктурной программы социального мезо-маркетинга;

— совершенствование воздействия инфраструктурной программы на процесс формирования развития системы региональных рынков туруслуг в целом.

Восьмой блок. Организационно-экономическое формирование структуры мезомаркетинга. В

этих целях проводят исследование проблем формирования организационных структур (отдел координации инфраструктуры мезомаркетинга

в туризме при региональной администрации, его функции и взаимодействие с другими звеньями управления, заинтересованными структурными подразделениями и некоммерческими организациями: фонды содействия бизнесу, союзы и альянсы предпринимательства; банки, страховые и инвестиционные компании, лизинговые агентства) с учетом внедрения технологического аудита и на его основе экономически обоснованной кроссировки муниципальных туристских схем) и др.

Возможность самостоятельно осуществить собственную хозяйственную политику, с одной стороны, и необходимость взаимодействовать с миром бизнеса — с другой, дают основание к современному формированию и развитию инфраструктуры мезомаркетинга в туризме, создают и оптимизируют организационно-экономические механизмы и финансовый капитал в его функционировании.

На первом этапе основными мероприятиями развития инфраструктуры мезомаркетинга в туризме следует считать:

• стабилизацию социальной инфраструктуры;

• сохранение накопленного туристского потенциала межрегиональных и международных экономических связей и осуществление активных мер по кадровому аудиту программ развития инфраструктуры мезомаркетинга в туризме;

• создание инфраструктурного атласа или картограммы конкурентоспособного (приоритетного) турпродукта;

• ранжирование видов и элементов рыночной и социальной инфраструктур маркетинга в туризме с учетом их инвентаризации;

• развитие и совершенствование философии ярмарки турпродуктов в секторах мезоэконо-мики, осуществление комплексного анализа и прогнозирование емкости рынка туруслуг, конъюнктуры спроса с привлечением эффективных маркетинговых исследований для определения потребностей в ассортименте востребованных турпродуктов с учетом сезонной неравномерности, возрастного ценза туристов и экскурсантов, отдыхающих, социальных слоев населения (в том числе социально незащищенных). При этом необходимо сбалансировать региональную рыночную и социальную инфраструктуру в индустрии отдыха, реабилитационных услугах, гостиничном и ресторанном бизнесе с учетом качества и ассортимента распространенных услуг;

• разработка стандарта взаимодействия администрации региона и дистрибьюторной сети посреднических организаций: торгово-промышленной палаты, Нижегородской промышленно-торговой ярмарки, различных выставок и форумов ассоциации торговли, инфраструктуры малого и среднего бизнеса, предпринимательства и других;

• осуществление с учетом густоты и неравномерности корреспондирующих населенных территорий и градообразующих предприятий реструктуризации существующей индустрии отдыха и туризма после экономически обоснованной качественной и количественной инвентаризации объектов инфраструктуры туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса по типу и назначению. Совершенствование ее в плане европейской стандартизации и оптимизации процесса трансфера доставки туристов до места отдыха и обратно, с учетом надежности и комфортности (модели качества маркетинга в туризме), создание эффективной транспортно-логической инфраструктуры международных и европейских стандартов в практическом социальном мезомаркетинге. Под инфраструктурой мезомаркетинга в туризме следует понимать архитектурно-обоснованные дизайн-стандарты, сканированные по альтернативным сплайн-моделям международного маркетинга.

Важнейшими направлениями ретрансляции дополнительных региональных доходов должны быть инновации в мезомаркетиге в туризме, включающие в себя создание эконометрических моделей и на их основе экономически обоснованного финансового капитала и резерва.

На втором этапе необходимо осуществить:

• реализацию эффективной (оптимальной) комплексной, системной концепции моделирования инфраструктуры мезомаркетига в туризме;

• внедрение качественно новой инфраструктурной политики в сфере туруслуг; от идентификации (ИНН) до электронного 1^ете^мага-зина (электронная торговля турпродуктами);

• создание атласа и картограммы мотиваций неудовлетворенного спроса субъектов регионального рынка (матричная инфраструктурная мотивационная модель потребительского потенциала, человеческий и финансовый капиталы);

• формирование мезомаркетинга в инфраструктуре туризма на основе требований между-

народных стандартов и «портфеля» заказов турпродуктов на альтернативной основе и эффективной правовой и финансово-экономической экспертиз (в том числе Международного комплексно-системный мониторинга, мезоконтроллинга;

• инфраструктурный эккаутинг (совершенствование организационно-экономических механизмов), внедрение инновационных технологий, эффективный инжиниринг и реинжиниринг с помощью интенсивного «прорыва» интеллектуального потенциала профессиональных кадров;

• стимулирование, создание и развитие инновационной институциональной инфраструктуры в форме инновационно-инвестиционных комплексов, в том числе путем передачи неиспользуемых выставочных (ярмарочных) площадей и турресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• меры по материализации фундаментальной туристской науки.

Третий этап характеризуется достижением конечных целей инфраструктурной программы по завоеванию имиджа, статуса региона как туристского центра и его жителей, стабилизации и перспективы развития, экономического роста.

Создание и трансформация целевой комплексной программы развития мезомаркетинга и разработка мероприятий по совершенствованию инфраструктуры туризма позволит администрации региона создать консолидированную инфраструктурную политику в правовом, финансово-экономическом и социальном направлениях, обеспечить системный подход к развитию и повышению эффективности отдельно взятых элементов инфраструктуры туризма в целом.

Для востребуемой эффективной институциональной инфраструктуры маркетинга необходимы: фундаментальная (инновационная) и прикладная наука, интенсификация и компьютеризация турин-дустрии, интеллектуализация и социально-культурная направленность человеческого потенциала и экономики знаний.

В свою очередь, для привлечения высокодоходных инвестиций в развитие туризма необходимо (как один из комплекса факторов) повысить уровень развития инфраструктуры мезомаркетинга в условиях глобализации экономики и финансов.

Современным туристским организациям свойственен эффект синергии в связи с тем, что диверсификация услуг способна не только повысить качество и активность туристской инфраструктуры, но и

трансформировать имеющиеся возможности релаксации организма, воспроизводство рабочей силы, что в конечном итоге повысит производительность труда на этапе формирования и функционирования инновационного человеческого капитала.

Развитие туристской индустрии способствует как непосредственно трансформации специализированных организаций транспорта, сферы услуг, так и экономики регионов (ВРП), и страны в целом (ВВП).

Нижегородский регион располагает значительным туристским потенциалом, однако необходимо использовать имеющийся опыт, ресурсный (ландшафтный) потенциалы и человеческий капитал. Оптимистический сценарий специализации туристских организаций с учетом государственного регулирования экономики позволит достичь уровня производительности труда развитых стран западной Европы, США, Японии и других (прибыль брутто). В случае разбалансированности управления и недостаточности в уровне маркетинга в туризме прирост прибыли может быть незначительным (прибыль нетто) [2].

В научно-инвестиционный «портфель» региона необходимо создавать и публиковать каталоги инвестиционных проектов и передовые мысли производственной, институциональной, инновационной, социальной и научно-интеллектуальной инфраструктур. При этом целесообразно разработать научно-обоснованные номограммы по стимулированию воспроизводственной деятельности с учетом компьютерных информационных технологий.

Необходимо в бюджетном планировании региона шире использовать метод не только от достигнутого и нормативного метода расходования средств, в соответствии со статьями бюджета, но и «подтягиваться» до активного инфраплана, задействуя при этом высокоэффективные регуляторы экономического роста, организационно-экономические механизмы ответственности и реализации интеллектуальной инфраструктуры (интел-инфра).

Проведенная количественная и качественная инвентаризация современной инфраструктуры позволит расширить ее географию1 (экстенсивный подход) и совершенствовать инфрастандарты (ин-

1 По нашему мнению, необходимо создание инфраструктурных атласов (картограмм, номограмм, инфраграмм) с указанием инфрарейтинга при условии органического единства человеческого капитала с возможной производственной, технологической и информационной инфраструктурой экономической (финансовой) разведки.

тенсивное развитие) по выявлению возможного уровня привлекательности (перспективности) территориальной инфраструктуры. При этом могут быть использованы методы математического моделирования для создания моделей оптимизации конкурентоспособной инфраструктуры региона.

Например, ретрансляцию теоретико-методологической доктрины в инфраструктуре спорта и туризма следует считать институциональной основой для выработки практических решений административного руководства региона по экономической обоснованности управления в указанной отрасли.

Развитие транспортно-логистической и туристской инфраструктур является важнейшим элементом экономики, и способствует развитию социальной сферы региона, путем снижения затрат (увеличения скорости доставки пассажиров (туристов); снижения рисков и неопределенности; улучшения качества обслуживания населения (транспортно-логических и туристских услуг); адекватного удовлетворения потребностей в отдыхе и туризме, адаптивной физической и интеллектуальной культуре.

Основные принципы предлагаемой нами концепции инфраэкономики, инфраменеджмен-та и инфрамезомаркетинга непосредственно для Нижегородской области следующие:

1) необходимость создания инфраструктуры мезотуризма, «встроенного» в глобальные (трансконтинентальные) транспортные коридоры, проходящие через Нижний Новгород (транспортный турбоинфраструктурный центр туризма);

2) развитие научно-интеллектуальной инфраструктуры Нижегородской области как уникального разработчика конкурентоспособных технологий в мезомаркетинге.

Необходимо создание центра инфраструктурного развития международного турбизнеса с учетом его многоуровневого эффективного менеджмента и маркетинга.

Создание таких центров будет способствовать развитию региональной инфраструктуры в условиях государственного регулирования экономики и менеджмента.

В основу формирования уровня развития инфраструктуры необходимо включить:

• создание проекта Федерального закона РФ «Инфраструктура маркетинга в туризме» и их подзаконных разъяснений на региональном, местном уровнях, в субъектах хозяйствования;

• создание унифицированных стандартов объектов (хозяйственных процессов);

• разработку стратегии экономического и социального развития отраслей, регионов на основе

комплексного анализа;

• формирование стабильной и конкурентоспособной интеллектуальной инфраструктуры.

Использование системного подхода к разработке программ маркетинга в туризме по созданию современного бизнес-плана позволяет создать туристский атлас или туристскую картограмму, в полном объеме характеризующие стратегию развития мезомаркетинга в туризме.

По нашему мнению, в рамках государственной поддержки инфраструктуры туризма необходимо изыскание резервов (инфрафондов) на уровне региональной инфраструктурной стратегии.

Вместе с тем рыночная инфраструктура, включающая в себя инфраструктуры отраслей, должна включать и интеллектуальную инфраструктуру отдельно взятого региона, а также косвенную составляющую инфраструктурного потенциала:

1) эффективное интегрирование в окружной инфраструктурный «пул», с целью трансформации региональной экономики путем модернизации (строительства) объектов инфраструктуры за счет образования единого инфрафонда;

2) осуществление повсеместной инфраструктурной политики в плане создания инфраструктурных карт (инфраграмм), а также экономически обоснованного инфраструктурного резерва региона;

3) повышение уровня плановой работы — от индикативного экспресс-планирования до уровня оптимизационных моделей прогнозирования (мониторинг и леверидж);

4) создание эффективной триады руководства (администрации области) и исполнителей на местах (предприятиях, организациях, учреждениях, в сфере малого бизнеса и т. д.) и инновационной инфраструктуры в разработке путей развития и повышения эффективности инфраструктуры ме-зомаркетинга в туризме;

5) четкое распределение должностных обязанностей, прав, ответственности, делегирования полномочий;

6) повышение эффективности генерирования турпродуктов (конкретное оппонирование на альтернативной основе системы тштах);

7) регулирование материального и морального стимулирования кадрового потенциала;

8) ускорение реализации международных контрактов на туристские услуги с учетом их экспертной оценки, инвентаризации экскурсионных объектов, паспортизации туристских маршрутов а

также эволюции денежного обращения и валютных (финансовых) рынков;

9) оптимизация кадрового потенциала (в рамках регионального инфрамониторинга);

10) повышение уровня научно-социальной инфраструктуры;

11) формирование корпоративной культуры в региональной политике и экономике.

В рамках формирования программы инфраструктуры мезомаркетинга в туризме необходимы:

1) проведение комплексных, системных маркетинговых исследований;

2) непосредственная разработка бизнес-плана развития туристских услуг с использованием инструментария маркетингового исследования.

Таким образом, предложенные нами опыт и перспектива формирования инфраструктуры мезо-маркетинга создадут дополнительные возможности по методологизации эффективных управленческих решений инфраструктурно-институциональных проблем в туризме в условиях глобализации и государственного регулирования экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мордовченков Н. В. Опыт и перспективы формирования комплексной программы: институционально-инфраструктурный аспект. // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. — Вып. 9 / ООН РАН, ЮССРЭН, ЮНЦ

РАН, ВолГУ; гл. ред. О. В. Иншаков; ред. колл.: В. В. Курченков (зам гл. ред.) и др. — Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2008. — С. 540—553.

2. Мордовченков Н. В. Государственное регулирование маркетинга в туризме. / Н. В. Мордовченков, Р. А. Рыбаков. // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: труды VI Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов: В 2-т. (26 октября 2008 г.). — Н. Новгород: ВГИПУ. 2008. — С. 258—261.

3. Петров Ю. Становление глобально-информационно-технологического уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов. / Ю. Петров, М. Жукова, А. Карапетян. // Российский экономический журнал. 2002. №2.

4. Шишкин А. В. Концептуальные основы мезомаркетинга. // Закономерности и перспективы трансформации общества: материалы к V Международной Кондратьевской конференции, XII Кондратьевским чтениям, IV Сорокинским чтениям, XVIII Междисциплинарной дискуссии. Санкт-Петербург, 19—22 октября 2004 г. Т. 2 «Глобализация и трансформация рыночной экономики». Санкт-Петербург, 21 октября 2004 г. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2004. — С. 403—404.

5. «Электронная Россия» стыкует интересы ведомств. // Экономика и жизнь. 2002. № 52 (8954).

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 е-таИ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.