Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры АПК в условиях государственного регулирования экономики'

Развитие инфраструктуры АПК в условиях государственного регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / AGRICULTURE / INFRASTRUCTURE / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNANCE / ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Василий Дорофеевич, Мордовченков Николай Васильевич, Николенко Полина Григорьевна

Как показывает отечественный и мировой опыт, функционирование сельского хозяйства это важнейшая отрасль рыночной инфраструктуры успешно развивается благодаря государственному регулированию. Государственное регулирование инфраструктуры АПК характеризуется как комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правительственными и неправительственными учреждениями (министерствами, ведомствами, банками, налоговыми инспекциями), а также общественными организациями в целях стабилизации и адаптации сельскохозяйственного производства к существующей социально-экономической системе в постоянно изменяющихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлов Василий Дорофеевич, Мордовченков Николай Васильевич, Николенко Полина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTUREAICUNDER THE CONDITIONS OFECONOMIC REGULATION

Shows how domestic and international experience of the agriculture is a major branch of the market infrastructure is developing successfully thanks to government regulation. State regulation ofagribusinessinfrastructureis characterizedas a setof legislative, executiveandsupervisorynatureby relevantgovernmental andnon-governmental institutions (ministries, departments, banks, tax authorities) as well as non-governmental organizationsin order to stabilizeagricultural productionand adaptationto theexisting socio-economicsystemina constantly changing environment.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры АПК в условиях государственного регулирования экономики»

УДК 338.436.33

В. Д. КОЗЛОВ, Н. В. МОРДОВЧЕНКОВ, П. Г. НИКОЛЕНКО

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование, инфраструктура, управление, экономический механизм.

Аннотация. Как показывает отечественный и мировой опыт, функционирование сельского хозяйства - это важнейшая отрасль рыночной инфраструктуры успешно развивается благодаря государственному регулированию. Государственное регулирование инфраструктуры АПК характеризуется как комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правительственными и неправительственными учреждениями (министерствами, ведомствами, банками, налоговыми инспекциями), а также общественными организациями в целях стабилизации и адаптации сельскохозяйственного производства к существующей социально-экономической системе в постоянно изменяющихся условиях.

На современном этапе в АПК России существуют проблемы, которые необходимо решать с помощью государственного регулирования экономики. Цель государственного регулирования в экономике -создание условий эффективного функционирования инфраструктуры АПК сферы материального производства и сферы услуг (обеспечения, консультирования, агросервиса).

Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим инфраструктурным звеном экономики страны. В инфраструктуре АПК выделяют три подсистемы:

1. Отрасли, создающие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, в том числе для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, техники для внесения органических и минеральных

© Козлов В. Д., Мордовченков Н. В., Николенко П. Г., 2014

133

удобрений, для специализированного сельскохозяйственного строительства, комбикормовой и микробиологической промышленности.

2. Сельское хозяйство (отрасли растениеводства и животноводства) и лесное хозяйство.

3. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пи-

щевая, фармацевтическая, парфюмерная, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, шкур, а

также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.

В Российской Федерации приоритетной сферой в инфраструктуре АПК является сельское и лесное хозяйство, составляющее примерно 48 % объема производства АПК, 68 % основных промышленнопроизводственных фондов АПК, в котором трудится примерно 67 % экономически активного населения.

Для этого необходимо решить задачу по уточнению понятия «государственное регулирование экономики» и на этой основе выявить его влияние на развитие инфраструктуры АПК.

Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные средства на инфраструктуру сельского хозяйства, стимулируют модернизацию сельскохозяйственной техники и технологии агропромышленного производства, добиваются высоких результатов в продовольственном обеспечении населения, особенно в сфере молочного производства, продуктов переработки молока и зернового производства.

Так, в США доля перерабатывающих и сбытовых отраслей составляет примерно 73 % от производимой продукции АПК, тогда как «вклад» сельского хозяйства в национальную экономику не превышает 13 %.

В настоящее время лидирующие позиции по производству и потреблению сельскохозяйственной продукции в мире заняли США и страны ЕС, они обеспечивают более половины мирового экспорта продукции аграрного сектора [2, с. 40].

Важнейшим процессом развития инфраструктуры сельского хозяйства остается государственное регулирование, которое характеризуется сбалансированностью всех систем и подсистем аграрного комплекса. В этом состоит необходимое условие экономической безопасности в решении продовольственной программы, насыщение и обеспечение страны отечественными, экологически чистыми продуктами питания для населения страны в условиях глобализации мировой системы рынков.

На современном этапе в России развитие аграрного хозяйства

сдерживает недостаточный уровень государственного регулирования и управления. «Государственное управление» - понятие весьма широкое, на решение сельскохозяйственных проблем влияет огромное количество факторов.

Важным среди них является стратегическое развитие сельскохозяйственных территорий, которое предполагает: создание дееспособного института местного самоуправления; формирование предпосылок для развития предпринимательства на селе [3, с. 38-39].

Государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материальнотехническое обеспечение [1].

Цель государственного управления в области аграрной экономики

- создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных организаций национального хозяйства [2, с.43-44].

Создание условий для устойчивого развития инфраструктуры АПК возможно через модель местного самоуправления сельских территорий с участием государственного регулирования. Использование модели местного самоуправления сельскими территориями предполагает соблюдение следующих условий:

1) местное самоуправление становиться одноуровневым;

2) формируется баланс власти по вертикали на основе оптимизации межбюджетных отношений;

3) отношения между уровнями властей строятся на основе муниципального хозрасчета;

4) система стимулирования муниципальных служащих строится путем соотнесения уровня их зарплаты с результатами деятельности (категорий поселения);

5) создается Министерство по вопросам местного самоуправления РФ, в котором сосредотачиваются управленческие функции по разработке федеральных программ развития сельских территорий, контролю обеспечения полномочий органов местного самоуправления, а также соблюдения ими действующего законодательства;

6) система государственного управления формируется путем развития функций четырех групп: развитие экономики, развитие социальной сферы, развитие личности и защита личности [3, с. 39].

В данной модели, по мнению авторов статьи, заложены принципы современного агроменеджмента на сельских территориях с участием государства.

Главной отличительной особенностью сельскохозяйственных территорий является то, что земля - это не только основное средство производства, но и средство и предмет труда. Земля не изнашивается, а при правильном использовании улучшает свои качественные параметры. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам. Конечные результаты во многом зависят не от количества и качества применяемых усилий, а от конкретных условий, в которых осуществляется производство. Сезонный характер производственных процессов оказывает существенное влияние на организацию и нормирование сельскохозяйственного производства, эффективное использование техники, трудовых ресурсов и в конечном итоге на эффективность отраслей АПК. Необходимость государственного регулирования ориентировано и на поддержку инноваций в инфраструктуре АПК. Инновации в аграрном производстве можно конкретизировать следующим образом:

Инновация = оптимизация + моделирование + технология + государственная поддержка.

Инновационная стратегия в инфраструктуре АПК при государственной поддержке должна охватывать три основных этапа инновационного процесса: создание инноваций, передача их в производство, освоение их в производстве.

Немалая часть причин медленного преодоления технологического кризиса в инфраструктуре АПК связана с недостатками в техническом и технологическом перевооружении агарного сектора и совершенствовании системы подготовки кадров и т. д.

Неудовлетворительное состояние аграрного сектора во многом является следствием несовершенства системы государственного регулирования АПК на инновационное развитие. Это препятствует не только росту его эффективности, но и развитию агарной науки, так как нарушается цикличность процесса: «внедрение инноваций» - «переход отрасли на новый уровень» - «внедрение инноваций следующего уровня» - «переход отрасли на более высокий уровень» и т. д.

В связи с этим, важное значение приобретает укрепление связей между наукой, производством и системой государственного и местного управления АПК [3, с. 249].

Основными элементами государственного механизма управления являются инновационные программы и инновационные проекты, а также инновационная инфраструктура (кластеры, технопарки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы), поддерживаемые государством. Государство должно способствовать развитию всех отраслей произ-

водства, развивать технологическую инфраструктуру в использовании продовольственных ресурсов в следующих направлениях:

- установление и постоянное совершенствование организационно -экономических отношений в сельскохозяйственном производстве и способности осуществлять не только простое, но и расширенное воспроизводство;

- внедрение новых, перспективных форм организации сельскохозяйственного производства и управления, направленное на максимальное использование факторов производства - земли, рабочей силы, основных производственных фондов, оборотных средств, предпринимательских возможностей;

- совершенствование мотивации труда и материального стимулирования рабочих через развитие хозрасчетных отношений внутри организации;

- развитие кредитно-финансовых механизмов в инфраструктуре АПК, гармонизацию налоговой системы и принципов равноправного и сопоставимого ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;

- внедрение в практику новых организационных форм сельскохозяйственного производства с апробированными системами планирования, нормирования, управления, учета и контроля на базе использования новых информационных технологий на всех уровнях;

- коллективного инновационного проектирования технологического процесса с участием экспертов и аналитиков.

По данным Всемирной сельскохозяйственной продовольственной организации ООН (ФАО ООН), продовольственное обеспечение населения мира в 21 веке будет осуществляться на базе инновационных ресурсов, интеллектуального совершенствования агротехнологий, где в качестве приоритетных государственных направлений обозначены:

- повышение эффективности использования земельных,

энергетических и других ресурсов, а также удобрений;

- дальнейшее расширение селекции и семеноводства, приме-

нение интегрированной системы защиты посевного материала и растений;

- повышение инвестиций в сельскохозяйственную науку и

развитие сельского хозяйства.

Следует отметить, что инновационный потенциал в АПК приводит к позитивному изменению результатов на 4-5 %. Научнотехнический прогресс в сельском хозяйстве проявляется в меньшей степени, чем в отраслях промышленности, в результате производительность труда в промышленности растет значительно быстрее.

Вместе с тем, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли, а ресурс интенсификации в развитых странах практически исчерпан. Все это приводит к тому, что себестоимость сельскохозяйственной продукции не снижается, а имеет тенденцию к росту. Если не принимать государственных мер по поддержке АПК, то производители сельхозпродукции могут оказаться банкротами.

Государственное участие в развитии инфраструктуры предполагает формирование системы государственного регулирования, государственной поддержки, государственной помощи.

Государственное регулирование инфраструктуры АПК экономическими методами предполагает защиту отечественного продовольственного рынка от импортной сельскохозяйственной продукции не всегда лучшего качества, от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию.

Важным элементом в системе государственного регулирования выступает такой экономический механизм устойчивого развития аграрного производства, как ценообразование.

Ценовые отношения в современных условиях должны основываться на рыночном ценообразовании и государственном регулировании цен, вариантом которых может стать формирование гарантированных цен, устанавливаемых как ориентир для определения размеров государственного финансирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. На этом основывается мировой и, в определенной мере, отечественный опыт развития сельского хозяйства [8, с. 24 ].

Экономический механизм должен строиться на оптимальном сочетании разных элементов, но при этом особое значение приобретают принципы и формы сочетания государственного регулирования и саморегулирования хозяйствующих субъектов (местного самоуправления сельских территорий [3, с. 38]), направленные на обеспечение непрерывных воспроизводственных процессов в аграрном производстве [8, с.11].

По мнению Д. В. Ходос экономический механизм сельскохозяйственного производства - это постоянно развивающаяся, открытая и сложная система, состоящая из проявляющихся (реализующихся) на разных уровнях органически взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, формирующихся под действием рыночных законов и государственной политики, направленных на эффективное использование всех ресурсов в процессе производства, призванная обеспечить устойчивое развитие АПК [8, с.18].

Необходимо рассматривать государственное регулирование сельскохозяйственного производства как комплексную систему элементов. На рисунке 1 представлена взаимосвязь управленческих уровней и элементов.

Таблица 1- Взаимосвязь уровней иерархий управления и элементов комплексной системы

Макроуровень сельскохозяйственного производства Микроуровень АПК

Элементы управления

Ценообразование Страхование Кредитование Налогообложение Кооперация и интеграция Инновации и инвестиции Внешнеэкономические связи Формы собственности и организации производства Полнота внутренней и внешней информации Бизнес-план Хозяйственный (коммерческий) расчет, упорядоченность внутрихозяйственных отношений Организация, мотивация, стимулирование труда Контроллинг Бюджетирование Маркетинг Доход, прибыль, накопление Экономические отношения в системе АПК

Устойчивое развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства - это способность хозяйствующего субъекта динамично поддерживать оптимальные пропорции в организации деятельности, ориентированной на инновационное развитие; способствующее повышению социальной и экономической эффективности в процессе расширенного воспроизводства с целью обеспечения населения качественными продуктами питания, гарантий продовольственной безопасности государства без ущерба экологии и окружающей среды [8, с. 21].

В этой связи авторами статьи разработана графическая модель инновационной классификации государственной стратегии развития инфраструктуры АПК (рис. 1)

Инновация как ресурсный потенциал

Инновация как межотраслевое и территориальное взаимоде йствие

Инновация как организационное / управление

Инновация как информация и техникотехнологический процесс

Государственная стратегия развития инноваций, ин-фраструк-

Межотраслевая и межтеррито-

риальная модель размещения на основе системы эконометрических методов и моделей как гаранта безопасности страны (региона)

Информационная инфраструктура, технический инжиниринг, и технологический реинжиниринг

Рисунок 1 - Инновационная классификация государственной стратегии развития инфраструктуры АПК

Стратегия развития инновационной инфраструктуры АПК предполагает инновационное развитие территорий через комплексное управление ресурсным потенциалом и технологическим процессом.

Современные экономические механизмы в инфраструктуре АПК должны осуществляться при государственном регулировании и поддержке отраслей и саморегулировании хозяйствующих субъектов на принципах конкуренции и рыночных законов. Стратегически важные отрасли сельского хозяйства нуждаются в значительных инвестициях по модернизации и расширении производства, что непосредственно

влияет на продовольственную безопасность страны, Это также важно в связи со вступлением России в ВТО для того, чтобы отечественная продукция могла успешно конкурировать с зарубежным продуктовым рынком. Развивать АПК без государственной поддержки и инновационных подходов будет затруднительно. Продовольственную и экономическую безопасность можно обеспечить, если удельный вес отечественной продукции по зерну и картофелю будет составлять не менее 95 %, не менее 85 % по мясу и молоку, не менее 80 % по растительному маслу и по рыбной продукции.

В развитии инфраструктуры АПК при государственной поддержке следует стремиться к системе важнейших приоритетов, включающих: сочетание экстенсивных и интенсивных методов осуществления технологических процессов, применение конкурентоспособных ресурсосберегающих технологий производства на альтернативной основе. Это позволит не только выполнить основополагающий принцип о превышении темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы, но и создаст реальные предпосылки к формированию условий и функционированию глобальных интеграционных процессов на этапе вхождения Российской Федерации в ВТО.

Необходимо развивать эффективную институциональную инфраструктуру АПК. Трансформируя правовую составляющую, создавая благоприятные возможности для агробизнеса и предпринимательства, способствующие расширенному воспроизводству в ходе усиления организационно-экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственных отраслей экономики через мониторинг, лизинг, акционирование, гармонизированную налоговую систему, индикативное планирование и экономически обоснованное прогнозирование, инжиниринг, реинжиниринг, аутсорсинг, технологический аудит [7, с. 15].

Государственную поддержку товаропроизводителям, следует формировать в виде дотаций по двум вариантам - всем организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством, и специализированным [8, с. 25].

Условно государственную поддержку сельского хозяйства Евросоюза можно разделить на две составляющие: защита рынков и развитие сельских территорий [6, с. 126]. Под развитием сельских территорий понимается развитие сельскохозяйственных организаций, домашних и фермерских хозяйств. Согласно классификации ВТО государственная поддержка рассматривается следующим образом: «янтарная корзина» - предполагает государственные меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю: поддержка рыночных цен, прямые

платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками.

«Зеленая корзина», по терминологии ВТО, - подразумевает государственную поддержку, направленную на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образование, обучение специалистов, исследования, консалтинг, страхование, а также на программы региональной помощи (поддержка районов, находящихся в неблагоприятных природно-климатических, экологических и экономических условиях), оказание помощи при стихийных бедствиях и предоставление продовольственной помощи внутри страны при условии, что она приобретается по текущим рыночным ценам. Перспективным развитием АПК должна стать государственная поддержка интенсивного экспорта, сельскохозяйственного сырья и продукции [4, с. 17].

Трансформирует инфраструктуру АПК также государственная помощь в виде: субсидий, субвенций, дотаций, компенсаций, бюджетного и внебюджетного кредитования.

Таким образом государственное регулирование инфраструктуры АПК - это действенный управленческий инструмент, способствующий сбалансированному осуществлению производственно -

технологических процессов во всех отраслях национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ « О государственном регулировании агропромышленного производства», документ утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004. № 122.

2. Адуков Р. Х. Совершенствование государственного управле-

ния агропромышленным комплексом страны / Р. Х. Адуков, А. И. Алтухов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. № 1.

С. 40-53.

3. Адуков Р. Х., Адукова А. Н., Юсуфов Р. А. Базовые условия развития сельских территорий // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2011. Т. 32. № 5. С. 38-41.

4. Алеев В. А. Развитие сельской кредитной кооперации в современных условиях. Автореферат дис. к.э.н.: 08.00.05 / В. А. Алеев. Княгинино. 2014. 24 с.

5. Мордовченков Н. В. Методология комплексного исследования инфраструктурных проблем в условиях глобализации экономики и финансов / Н. В. Мордовченков. Н. Новгород: ВГИПА. 2003. 359 с.

6. Петрова С. Ю., Фролова О. А. Государственное регулирование анропромышленного производства с учетом опыта зарубежных стран / С. Ю. Петрова., О. А. Фролова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. № 4. 2013. 126-131 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Филиппова С. П. Совершенствование государственного стимулирования инновационного развития сельского хозяйства региона. Автореферат дис. к.э.н.: 08.00.05 / С. П. Филиппова, О. А. Фролова. Княгинино. 2014. 24 с.

8. Ходос Д. В. Экономический механизм обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства региона Специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Авто-рефератдиссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Москва 2009. 24 с.

INFRASTRUCTUREAICUNDER THE CONDITIONS OFECONOMIC REGULATION

Keywords: agriculture, infrastructure, government regulation, governance, economic mechanism.

Abstract: Shows how domestic and international experience of the agriculture - is a major branch of the market infrastructure is developing successfully thanks to government regulation. State regulation ofagribusiness-infrastructureis characterizedas a setof legislative, executiveandsuperviso-rynatureby relevantgovernmental andnon-governmental institutions (ministries, departments, banks, tax authorities) as well as non-governmental or-ganizationsin order to stabilizeagricultural productionand adaptationto theexisting socio-economicsystemina constantly changing environment.

КОЗЛОВ ВАСИЛИЙ ДОРОФЕЕВИЧ - ректор, д.э.н., профессор «Нижегородский региональный институт управления и экономики сельского хозяйства», ([email protected]).

KOZLOV VASILY FEYEVICH - Rector, Doctorof Economics, Professor «Nizhny Novgorod Regional Institute of Managementan deconomic sofagriculture», ([email protected]).

МОРДОВЧЕНКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - д.э.н., профессор кафедры услуг, экспертизы и управления, Институт пищевых технологии и дизайна - филиал НГИЭИ, ([email protected]).

MORDOVCHENKO NIKOLAI VASILYEVICH - Doctor of Economics atyk, professor of service, expertise and management, «the Institute of Food Technology and Design» - Branch of Nizhny Novgorod State-vennogo Engineering Economic Institute, ([email protected]).

НИКОЛЕНКО ПОЛИНА ГРИГОРЬЕВНА - доцент кафедры услуг, экспертизы и управления, Институт пищевых технологии и дизайна - филиал Нижегородского государственного университета инженерно-экономического института, ([email protected]).

NIKOLENKO PAULINE GRIGORIEVICH - Associate Professor of-services, expertiseand management, Instituteof Food Technol-ogyandapplied to design - Branch of Nizhny Novgorod State Universi-tyof Engineering and Economics Institute, (polinanikolen59@mail. ru)._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.