Достоинством данной системы показателей является разделение работников на занятых в основном, то есть сельскохозяйственном производстве, и занятых во вспомогательных производствах. Причем последние классифицированы по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД. Тем самым данная система отраслевого баланса трудовых ресурсов может легко трансформироваться в систему показателей баланса трудовых ресурсов по сельской экономике в целом.
Положительным является и то, что содержащиеся в форме № 5-АПК показатели по рабочим кадрам дифференцированы по видам производства, заключающие в себе существенные различия в характере профессиональной деятельности.
Заключение
Основным направлением совершенствования данной системы показателей профессионального состава работников сельского хозяйства прогнозного баланса трудовых ресурсов будет дифференциация производственно-профессиональных групп работников по уровням квалификации в соответствии с требованиями технологической модернизации и инновационного развития отрасли. При этом какие-то квалификационные группы могут стать настолько особенными, что обретут новые названия.
Данная система показателей профессионального состава предназначена в основном для сельскохозяйственных организаций. Поэтому она должна дополняться специфическими профессиями для индивидуальночастных форм сельскохозяйственной деятельности: фермерских хозяйств, хозяйств
населения и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, для обеспечения формирования единой общероссийской системы прогнозирования в сфере труда должна быть предусмотрена возможность расчета баланса спроса и предложения рабочей силы для сельского хозяйства в профессионально-квалификационном разрезе.
Библиографический список
1. Стандарт профессии / http:// www.rg.ru/2012/09/04/standart.html.
2. Ушачев И. Выработать механизмы инновации / http://www.sgazeta.ru/archive/ article.php?id=3662.
3. Агрономический портал. Основы сельского хозяйства / http://agronomiy.ru/.
4. Долгушкин Н.К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства (вопросы теории и практики). — Изд. 2-е, доп.
— М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — С. 79.
5. Соколова Т.Ю. Проблемы материально-технического переоснащения аграрного сектора // Известия ОГАУ. — 2011. — № 1 (29). — С. 151-153.
6. http://professions.org.ru/?etks=70.
7. http:/ / www.buhonline.ru/forum/index? g=posts&m=21627.
8. Механизатор сельского хозяйства / http://doroshenkoaa.ru/khleb/mekhanizator-selskogo-khozyaistva.
9. http://classifikators.ru/oknpo/400600.
10. Батышев С.Я. Содержание труда и подготовка рабочих кадров / http://www.voppsy.ru/issues/1984/841Z8 41132.htm.
+ + +
УДК 338.432 С.Ю. Петрова,
О.А. Фролова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА С УЧЕТОМ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка, государственная помощь, агропромышленный комплекс, аграрный сектор, сельское хозяйство, виды государственной поддержки, эффективность государственной поддержки, аграрная политика, зарубежный опыт государственного регулирования.
Введение
Роль государства в современной рыночной экономике весьма значительна. Историческая практика и экономическая теория показывают, что государственное регулирование отраслей экономики является основой их стабильного развития.
Цель государственного управления в области экономики — создание условий
для эффективного функционирования предприятий национального хозяйства [1].
Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. С недавнего времени явно прослеживается возросшее внимание государства к проблемам сельского хозяйства, так как от степени развития и уровня эффективности функционирования сельскохозяйственного производства во многом зависят сбалансированность экономики, политическая обстановка в стране, ее продовольственная независимость [2].
По уровню и эффективности государственной поддержки сельского хозяйства можно говорить о развитости и благополучии государства.
Цель исследования — теоретическое обоснование государственного регулирова-
ния сельского хозяйства с учетом опыта зарубежных стран.
Для этого необходимо решить следующие задачи;
- уточнить понятие «государственное регулирование агропромышленного производства»;
- рассмотреть аграрную политику в некоторых зарубежных странах.
Методика исследования
Анализ показывает, что нет однозначных определений термина «государственное регулирование агропромышленного производства». Подробный сравнительный анализ существующих определений представлен в таблице. Мы предлагаем свое определение понятия «государственное регулирование агропромышленного производства».
Л.В. Постникова, Н.В. Прокофьева представляют взаимосвязь понятий «государственное регулирование», «государственная поддержка», «государственная помощь» в схеме, показанной на рисунке 1 [4].
Таблица
Сравнительный анализ определения понятия «государственное регулирование
агропромышленного производства»
Автор Определение Комментарии
Федеральный закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» [3] Государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение Речь идет только об экономическом воздействии государства (нет законодательного и административного воздействий, которые также важны) и раскрывается понятие агропромышленного производства (переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и т.д.), что не так важно в данном понятии
Постникова Л.В., Прокофьева Н.В. [4] Государственное регулирование сельского хозяйства — это процесс, характеризующийся влиянием государства на деятельность экономических субъектов с целью выполнения последними поставленных им целей и задач Узкое, схематичное определение
Асланов А.Р. [5] Государственное регулирование агропромышленного производства — это целостная многоуровневая система экономических отношений, включающая многоэлементную подсистему координации рыночного механизма АПК и подсистему государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, посредством которых осуществляется воздействие органов государственной власти и государственное управления различных уровней на все звенья агропромышленного комплекса с целью стабилизации и дальнейшего развития агропроизводства, а также обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации Сложное определение, которое выходит из представлений автора о государственном регулировании агропромышленного комплекса
Петрова С.Ю., Фролова О.А. Государственное регулирование агропромышленного производства (агропромышленного комплекса, аграрного сектора) — система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых органами государственной власти и управления различного уровня и направленных на агропромышленный комплекс (аграрный сектор) страны, главной целью которых являются стабилизация и эффективное развитие агропромышленного производства На наш взгляд, наиболее точное определение, так как вместо словосочетания «агропромышленное производство» можно использовать «аграрный сектор», «агропромышленный комплекс», что не изменит сути; государственное регулирование осуществляет воздействие всех видов: и законодательное (законы, приказы, инструкции), и административное (запреты, принуждения, разрешения) и экономическое (денежно-кредитная политика, налоговобюджетные механизмы и т.д.); государственное регулирование осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне; подчеркивается главная цель государственного регулирования, так как в зависимости от ситуации, тенденций развития агропромышленного комплекса формулируются опосредованные, промежуточные цели, а главная цель не изменяется
положительное
оказываемое воздействие ]=
Характеризуется тем, что экономическим субъектам предоставляется государственная поддержка
Виды государственной поддержки сельскохозяйственных организаций
Государственная помощь
г
г
*
г
и
ю
и
г
г
X
ф
Сй
Ю
и
г
г
го
н
О
*
Г
г
го
и
х
ф
с
2
о
*
г
*
ф
а
*
ф
4
х
н
ф
X
*
2
ю
Льгот-
ное
налого-
обло-
жение
Заку-
почные
интер-
венции
Рест-
рукту-
ризация
задол-
женно-
сти
отрицательное
Характеризуется тем, что государство может ограничивать деятельность экономического субъекта. Например, вводить запрет на вывоз зерна, что отрицательно сказывается на финансовохозяйственном положении организации экспортера
Доступ к рынку (торговые барьеры)
тарифные
таможенные пошлины
нетарифные
<и
г
X
го
Сй
О
а
Г
н
О
ей
*
а
ф
и
К г
Ції *0 * (0 г -
ГО ■-*
X
го
а
О ГО С I-
о о.
Ї о
О г
X X
а си
ГО ш
і 0 о ю
^ Ф
<и &
<й " т
явное неявное
По степени осознанности получателями государственной помощи ■*
Рис. 1. Взаимосвязь понятий «государственное регулирование», «государственная поддержка», «государственная помощь»
Данная схема отражает не только взаимосвязь понятий, но и структуру государственного регулирования.
Рассмотрим государственное регулирование АПК за рубежом. Механизм государственного регулирования отрасли в зарубежных странах отличается большим разнообразием используемых инструментов.
Многие специалисты в области сельского хозяйства уверены, что для нашей страны интересен и полезен опыт государственной поддержки сельского хозяйства зарубежных стран, в особенности с развитой экономикой. Они обращают внимание на такие меры поддержки, как:
- поддержание уровня цен на многие виды сельскохозяйственной продукции;
- выделение дотаций на 1 га земельной площади, условную голову скота;
- льготное кредитование крестьян путем частичной компенсации действующей процентной ставки из бюджетных средств;
- установление льготного налогообложения сельскохозяйственных организаций;
- финансирование научных исследований в области сельского хозяйства;
- развитие сельской инфраструктуры;
- разработка и принятие нормативноправовых актов в области сельского хозяйства.
Показательно, что в развитых странах, таких как членах ЕС, Японии и в др., государство регулярно оказывает поддержку сельскому хозяйству [4].
Условно государственную поддержку АПК Евросоюза можно разделить на две составляющие: защита рынков и развитие сельских территорий. Под второй составляющей понимают не только социальное развитие территорий, но и развитие сельскохозяйственного производства, домашних хозяйств населения. В 2009 г. в странах Евросоюза на аграрный маркетинг было направлено более 42 млрд евро, в том числе
3,13 млрд евро на защиту рынков. Более 39 млрд евро составили мероприятия по прямой поддержке аграрного маркетинга. Все мероприятия по развитию аграрного маркетинга финансируются из бюджета Евросоюза [6].
В настоящее время лидирующие позиции по производству и потреблению сельскохозяйственной продукции в мире заняли США и ЕС. Они обеспечивают более половины мирового экспорта продукции аграрного сектора [7].
В развитии сельского хозяйства США важнейшая роль принадлежит экономической политике государства. Последняя находит свое выражение прежде всего в создании благоприятных рыночных условий для интенсификации сельского хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры на селе. Регулирование инвестиционного процесса в сельском хозяйстве и других отраслях АПК осуществляется через государственные программы поддержания цен на сельскохозяйственные товары и доходы, организацию государственной инспекции и системы общенациональных стандартов. Государство участвует как в формировании спроса на продовольствие и сырье внутри страны, так и в стимулировании экспорта сельскохозяйственной продукции. Способствуя успешному развитию сельского хозяйства и других сфер АПК, государство тем самым осуществляет социальную защиту всего населения посредством поддержания низких цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.
Основными целями аграрной политики США являются увеличение уровня производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, поддержка сельхозтоваропроизводителей как на внутреннем рынке, так и за его пределами, обеспечение сбалансированности питания населения страны [8].
Япония — вторая экономическая держава мира. В последнее время особое внимание обращается на повышение качества продукции, что является важной составляющей неценовой конкурентоспособности. Значительное место отводится мероприятиям по дальнейшему снижению уровня химизации сельскохозяйственного производства и поощрению развития так называемого «органического» сельского хозяйства, созданию эко-ферм (число таких ферм за 20022007 гг. выросло с 26 до 155 тыс.). Введена система обязательной подробной маркировки продуктов питания, в том числе импортируемых. Усилен контроль за качеством импортной продукции, в том числе генетически модифицированной, на предмет
ее соответствия японским санитарным нормам. Предпринимаются серьезные меры по предупреждению распространения инфекционных болезней скота и птицы.
Кроме того, для повышения уровня самообеспеченности продовольствием в Японии проводится кампания, направленная на увеличение потребления отечественной продукции: широко пропагандируются так называемый «японский тип питания», движение «одна деревня — один продукт», потребление местной продукции.
И, наконец, в последние годы Япония активно занялась продвижением своей сельскохозяйственной продукции (фрукты, рис, грибы, мускатный орех) на мировой рынок. Ее главный козырь — высокое качество [9].
Интересен опыт государственного регулирования сельского хозяйства Китая. Реализуемая антикризисная политика и инвестиционная программа китайского руководства (2009-2010 гг.) применительно к сельскому хозяйству способствовали сохранению благоприятной ситуации в сельском хозяйстве, обеспечению продовольственной безопасности страны на должном уровне, расширению внутреннего спроса, сохранению социальной стабильности общества [7].
Характерной особенностью нынешнего этапа стратегического преобразования структуры сельского хозяйства Китая является решение целого комплекса задач. Прежде всего, это повышение качества и конкурентоспособности продукции агросферы как на внутреннем, так и на внешнем рынке, расширение ее ассортимента в соответствии со спросом населения [7].
С целью государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства Китая используются следующие меры: прямые платежи и субсидии, налоговая политика, совершенствование рыночной инфраструктуры, инвестиции в развитие сельской инфраструктуры, кредитование сельских товаропроизводителей, охрана земель, поддержка научно-исследовательской деятельности в сельском хозяйстве, обеспечение экологической безопасности продуктов питания, ценовая поддержка [7].
Анализируя ситуацию за рубежом, мы предлагаем преобразовать рисунок 1, дополнив его некоторыми элементами (рис. 2). Среди видов государственной поддержки укажем дополнительно поддержку цен на сельскохозяйственные товары и доходы, научно-исследовательской деятельности в области сельского хозяйства. А в нетарифные торговые барьеры добавим экологические и санитарные требования, систему обязательной подробной маркировки продуктов питания.
Государственное регулирование агропромышленного производства
положительное
оказываемое воздействие
Характеризуется тем, что экономическим субъектам предоставляется государственная поддержка
Виды государственной поддержки сельскохозяйственных организаций
отрицательное
Характеризуется тем, что государство может ограничивать деятельность экономического субъекта. Например, вводить запрет на вывоз зерна, что отрицательно сказывается на финансово-хозяйственном положении организации экспортера
Рис. 2. Государственное регулирование агропромышленного производства
Заключение
Государственная поддержка сельхозпро-изводства в развитых странах — это мощный рычаг проведения экономической и финансовой политики в сельском хозяйстве. Большое разнообразие инструментов, используемых в механизме государственного регулирования отрасли, обусловлено национальными особенностями развития сельского хозяйства, позициями страны на мировом рынке и другими факторами.
Совершенно ясно, что в развитых странах (ЕС, США) в совокупной поддержке сельского хозяйства высока доля бюджетных средств, что нельзя сказать про нашу страну.
Чтобы государственная поддержка в России стала более эффективной, нужно использовать положительный опыт государст-
венного регулирования сельского хозяйства за рубежом (в области страхования, льготного кредитования и других областях).
Библиографический список
1. Адуков Р.Х., Алтухов А.И. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны // Менеджмент и бизнес-администрирование.
— 2007. — № 1. — С. 40-53.
2. Жахов Н.В. Государственное экономическое регулирование как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2012. — Т. 1. — № 1. — С. 47-50.
3. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производ-
ства», документ утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ [Электронный ресурс] Система Консультант Плюс. Сайт в Интернете: www.consultant.ru.
4. Постникова Л.В., Прокофьева Н.В.
Учетно-аналитическое обеспечение государственной помощи в сельскохозяйственных организациях в условиях экономической интеграции: монография. — М.: Изд-во
РГАУ — МСХА, 2011. — 160 с.
5. Асланов А.Р. Современные проблемы государственного регулирования агропромышленного производства // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2009. — № 2. — С. 92-104.
6. Колесников А. Государственная поддержка и регулирование сельского хозяйст-
ва в Германии // АПК: экономика и управление. — 2011. — № 9. — С. 87-90.
7. Колесняк И.А. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2012. — № 6.
— С. 306-309.
8. Папцов А.Г., Козлова С.В. Стратегический план поддержки сельского хозяйства США // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009.
— № 6. — С. 75-77.
9. Маркарьянц С.Б. Развитие сельского хозяйства Японии и проблема продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 5. — С. 82-86.
+ + +
УДК 573.6;574.45; 581.543 А.Г. Мамедбейли
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ОЦЕНОК ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ И ВЫРАЩЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СБОРА УРОЖАЯ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ
Ключевые слова: биомасса, растениеводство, оптимальное планирование, экология растений, статистическое оценивание.
Хорошо известно, что раннее предсказание сельскохозяйственной продукции имеет важное значение для сельскохозяйственной политики, а также для успешного планирования торговли выращенной продукцией [1]. Широко используемые в настоящее время агрометеорологические модели часто имеют только локальное значение, и обобщение таких моделей является актуальной задачей.
Биомасса является важным понятием в функциональной экологии и в анализе роста растений [2]. Традиционные методы, используемые для измерения биомассы, являются разрушающими, трудоемкими и требуют определенного времени.
Методы дистанционного зондирования как спутниковые, так и наземные позволяют оценить не только биомассу растений, но и объем выращенного урожая, используя для этого снимки таких спутников, как
RADAPSAT и LANDSAT, а также снимки, получаемые со спектрофотометров, установленных на беспилотных летательных аппаратах.
Оценка количества биомассы позволяет принять точные решения по менеджменту таких вопросов, как применение химических веществ и удобрений, предсказание урожая и т.д.
Эмпирическая модель Monteith является динамической спектро-, агро-, метеорологической моделью, предназначенной для оценки сухой биомассы урожая на основе данных спектральной реакции растений и солнечной радиации [1].
В общем случае рост урожая и объемы собранного урожая зависят от радиации, получаемой растением в течение различных фенологических этапов и от эффективности использования этой радиации растениями.
Существует сильная связь между суммарной радиацией, поглощенной листьями в течение культивационного периода, и производством биомассы, включая корни [3].
Полуэмпирическая модель Monteith имеет следующий вид [1]:
n=t
MST =$sb • st • PARdt, (1)
n=1
где MST — суммарная биомасса растений, г/м2;
PAR — фотосинтетически активная радиация, поглощенная листьями;