Научная статья на тему 'Транзитивность парадигматики формирования индивида и процесса социализации личности'

Транзитивность парадигматики формирования индивида и процесса социализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ТРАНЗИТИВНОСТЬ / ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ЖИВОГО ДВИЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PARADIGM / TRANSITIVITY / HETEROGENEITY LIVE TRAFFIC / INFORMATION SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухиддинов А. Г.

В статье рассматривается проблема системной трансформации психики под воздействием социальной информации, охарактеризован процесс транзитивного замыкания парадигмы формирования индивида и концептуальной основы процесса социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транзитивность парадигматики формирования индивида и процесса социализации личности»

Мухиддинов А.Г. ©

К.п.н., доцент кафедры педагогики, психологии и инновационных технологий, Ферганский областной институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

ТРАНЗИТИВНОСТЬ ПАРАДИГМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДА И ПРОЦЕССА

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

TRANSITIVITY PARADYMATICS FORMATION OF INDIVIDUAL AND A PROCESS OF

SOCIALIZATION

Аннотация

В статье рассматривается проблема системной трансформации психики под воздействием социальной информации, охарактеризован процесс транзитивного замыкания парадигмы формирования индивида и концептуальной основы процесса социализации личности.

Ключевые слова: парадигма, транзитивность, гетерогенность живого движения, информационная социализация.

Keywords: paradigm, transitivity, heterogeneity live traffic, information socialization.

Нарастающие темпы поступательного кругового движения в развитии современного общества усиливают глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. Цивилизационные процессы, обусловленные масштабной информатизацией и характеризующиеся образованием целостной информационной индустрии, способствуют превращению в реальность метафорической абстракции киберпространство (англ. cyberspase), используемой в философии и информатике для обозначения сферы виртуальной реальности, существующей в качестве второй ноосферы Масштабная информатизация всех сфер жизнедеятельности общества приводит к усилению процесса информационной социализации личности. Для оценки новой парадигмы социализации необходимо составить бинарную характеристику процесса формирования человека, раскрывающей изоморфную взаимосвязь формирования человека как биологического индивида и процесса становления и развития личности. При составлении такой бинарной характеристики необходимо рассмотреть вопрос о роли информационных процессов в жизни человека, обращая особое внимание на взаимосвязь и взаимообусловленность генетической и социальной информации.

Генетическая информация (ГИ), представляющая собой высокоорганизованный материальный субстрат, закодированый в наследственных структурах (в хромосомах, цитоплазме, клеточных органеллах), обеспечивает переход генетического материала из энтропии (состояния хаотичности и неупорядоченности) к отрицательной энтропии (негентропии). При переходе от энтропии к негентропии генетический код создает условия для преодоления противоположности, характерной для возникновения живых существ. Данная противоположность, охарактеризованная Гегелем как единство тождества и разности [1,46]. в биологических системах обусловлена небходимостью обеспечению перехода генетического материала от состояния хаоса и неупорядоченности к состоянию биофизиологической активности. Внутреняя (структурная) информация, заложенная в генетическом коде, предусматривает формирование морфологического строя организма на субклеточном, клеточном и организменном уровнях, благодаря чему образуется гомогенная (др.греч.homogenus- однородный) телесная субстанция, способная отделиться от абиотической материи. Вместе с тем, генетический код создает условия для естественного перехода телесной субстанции из неживого состояния к состоянию биофизиологической активности, позволяющей обеспечивать гетерогенность (др.греч. heterogеnus-разнородный) живого движения (целостность когнитивного, программного, оценочного, аффективного и эффекторного компонентов). После рождения ребенка его организм как целостная телесная субстанция должен быть способным к автономному существованию в биологических системах более высокого уровня структурной организации (популяционно-видовой, биогеноценозной и биосферной), имманентным свойством которых также является гетерогенность. Важным условием обеспечения жизнеспособности организма как гомогенной биологической системы в гетерогенной природе является налаживание

©© Мухиддинов А.Г., 2013 г.

механизмов обмена внутреннй (структурной) и внешней (относительной) информацией. Мозг как высокоорганизованная материя и психика, обеспечивают функционирование высшей нервной деятельности, образующей биопсихологическую основу внутреннего информационного обмена, связанного с ростом и развитием организма, вместе с тем после рождения ребенка психика осуществляет координацию, во-первых, обмена актуальной информацией с биосистемами на популяционно - видовом, биоценозном и биосферном уровнях, во-вторых, обмена потенциальной информацией с абиотической средой. Функционирование механизмов обмена актуальной и потенциальной информацией носит перманентный характер, данная способность сохраняется в течение всей жизни независимо от состояния организма (обмен информацией осуществляется в состоянии сна, комы), однако в состоянии клинической смерти, из-за остановки дыхания и кровообращения информационные процессы сохраняются только в виде обменных процессов в тканях. Инфомационный обмен окончательно прекращается при наступлении биологической смерти.

К числу имманентных свойств психики как сферы регуляции информационными процессами относится способность сохранения гомогенности в процессе информационного обмена: приём, обработку и передачу актуальной и потенциальной информации организм осуществляет как целостная биологическая система, объем, содержание и характер обменной информации устанавливается в зависимости от информационного баланса во внутренней среде организма в соответствии с биофизиологическими нормами (норма потребления пищи, температура тела и др.). В генетическом коде предусматривается формирование специфических механизмов преодоления дисбаланса в информационном обмене, к числу которых относится гомеостаз (от греч. homoios -тот же самый, подобный, stasis - неподвижность, стояние) - способность организма поддерживать динамическое равновесие внутренней среды в изменяющихся условиях внешней среды. Большую роль в установлении внутреннего информационного баланса играет способность психики обеспечивать компенсацию (от лат. compensatio -возмещение, уравновешивание) функций, обеспечивающих восстановление нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса. Психика также регулирует биофизиологические механизмы компенсации функций, которые необходимы для восполнения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие аномалий развития, перенесённых заболеваний и травм. Следует отметить, что в случае появления стабильного дисбаланса информации во внутренней среде организма психика мобилизует все защитные механизмы, позволяющие сохранить жизнь. В тех случаях, когда негативные изменения носят необратимый характер и приводят к полному дисбалансу, в качестве крайней меры самозащиты организма включается механизм экстремального свертывания жизненного цикла, охарактеризованный З. Фрейдом как влечение к смерти (инстинкт смерти), выражающееся в стремлении живого организма к восстановлению первичного (неживого, абиотического) состояния.

Психика ребенка, который родился и растет в цивилизованной среде, начиная с первых дней после рождения сталкивается с необходимостью восприятия неспецифической информации, исходящей от артефактно опосредованной социальной среды. Генетический код человека, обеспечивающий закономерное повторение (рекапитуляцию) признаков предковых форм в индивидуальном развитии по биогенетическому закону (англ. - biogenetic law), открытому в 1866 г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем, не предусматривает формирование способности психики к адекватному восприятию социальной информации. Поскольку биологические инстинкты не могут обеспечивать тождественность неспецифической информации, в психике возникает неупорядоченность и хаос. Витальная потребность сохранения внутренней организованности приводит к радикальному изменению хода естественного развития психики. В результате этого развитие психики оказывается на пороге точки бифуркации (от лат. bifurcus - раздвоенный). B этой точке траектории дальнейшее развитие психики как открытой системы задается двумя равновероятными состояниями. Траектория развития биологических систем в точке бифуркации не изменяется, т.к. сохраняется только линия развития, обусловленная генетическим кодом ( в психике домашних животных под воздействием социальной информации происходит лишь частичное изменение инстинктов, поэтому развитие не отклоняется от биологически обусловленной парадигмы). Характерной особенностью развития психики человека в критической точке траектория является то, что данная система выбирает путь изоморфной эволюции по двум парадигмам, связанным между собой транзитивными отношениями. Бинарная парадигма обеспечивает развитие человека и как биологического индивида, и как социального существа, способного жить в ментальном мире. Генетически обусловленная парадигма способствует росту и развитию индивида и обеспечивает процесс естественного включения организма в биоценоз и биогеоценоз, вторая,

артефактно опосредованная парадигма, отражающая параметры социального статуса человека, характерного для данного этапа развития общества, становится важнейшей предпосылкой процесса социализации личности. Парадигма биологического развития, обусловленная генетическим кодом, сохраняется в сфере бессознательного, парадигма социального развития, интериоризуется в сферу сознания в процессе социализации. Генетически обусловленная парадигма сохраняется даже в тех случаях, когда в силу определенных жизненных обстоятельств вторая парадигма утрачивается, в случае экстреннего свертывания билогической парадигмы социальная парадигма автоматически утрачивает свою актуальность.

Следует отметить, что биофизиологическая парадигма развития, охватывающая весь жизненный цикл от момента оплодотворения яйцеклетки до наступления биологической смерти, в течение жизни может быть скорректирована. Наиболее существенные изменения онтогенеза закрепляются в филогенезе как наследственный фактор. Парадигма социального развития личности, которая хранится в общественном сознании как целостная программа передачи социального опыта подрастающему поколению под влиянием системы социальных отношений и цивилизационного устройства общества также подвергается измененям. Порой эти изменения приводят к радикальному изменению концептуальных основ процесса социализации личности.

Системная трансформация, обусловленная воздействием артефактно опосредованной социальной среды, приводит к реструктуризации психики и образованию сферы бессознательного, сознания и подсознания. В сфере бессознательного концентрируются все биологические инстинкты и врожденные способности, координирующие процессы развития человека как биологического существа. При реструктуризации психики сохраняется доминирующая роль сферы бессознательного: все инстинкты, в том числе 14 основных инстинкта и врожденные качества и 4 инстинкта, которые приобретаются индивидом в течение жизни, сконцентрированные в сфере бессознательного,обеспечивают координацию сверхсложных механизмов жизнедеятельности, в частности, регуляцию механизма генерации и распределения биоэнергии. Вместе с тем, бессознательное обеспечивает транзитивную взаимосвязь со сферой сознания, которая формируется как область накопления всех приобретенных качеств человека (знаний, навыков и умений, креативных способностей и др.), необходимых для осуществления жизнедеятельности путем освоения и преобразования артефактно опосредованной социальной среды. Следует отметить, что сфера бессознательного является природной основой формирования и функционирования сферы сознания и сохраняет своё доминирующее положение в процессе поэтапного развития всех форм интеллекта (сенсомоторный, дооперационный, конкретно-операционный, абстрактный), создает благодатную почву для развития креативных способностей человека.

С разграничением сферы бессознательного и сознания кардинально изменяется характер интериоризации и экстериоризации информации. Следует отметить, что по мере расширения сферы сознания наряду с интериоризацией, обеспечивающей процесс поэтапного свертывания и овнутривания внешнего действия, налаживается работа механизма внутренней интериоризации, обеспечивающей обмен информацией между сферой бессознательного и сознания. Именно такая специфическая форма интериоризации была охарактеризована в книге Ф. Ницше «Генеалогия морали» (1867 г.). Великий философ отметил, что "все инстинкты, которым не позволяется выходить наружу, проявляются внутри. Это именно то, что я называю интериоризацией». Новые идеи, первоначально возникающие в сопредельных зонах бессознательного и сознания в форме целостных, не дифференцированных знаний, благодаря наитию и интуиции проникают в сферу сознания и превращаются в концептуальную основу стройных, логически обоснованных суждений и умозаключений.

Сознание помогает, с одной стороны, адекватно воспринимать и осознавать когнитивное содержание социальной информации, с другой стороны, помогает интерпретировать аксиологический компонент путем установления тождественности мысли и чувств. Как отмечает философ В. Винниченко, "большая,тайная, неразгаданная человеческим разумом сила, что

называется на человеческом языке инстинктом жизни, дала человеку... средство поддержания жизни в себе и вокруг себя." Благодаря функционированию сферы сознания психика наделяется способностью охватить экзистенцию своей духовной и телесной субстанции, сконцентрировать и мобилизовать все духовные и физические силы для поддержания экзистенции.

В процессе формирования мышления и речи как механизмов обмена обмена социальной информацией важное значение имеют специфические свойства психики человека, в частности, способность упреждающего отражения, способность оперирования знаковыми структурами. Первой ступенью системных преобразований в психике является презентация обезличенной ментальности,

связанная с усвоением речи. На данном этапе отдельные компоненты звучащей речи (слова, выражения), произнесенные окружающими в момент визуального восприятия определенных объектов (людей, предметов) закрепляются в сознании в виде знаковых структур, при повторном восприятии объектов закрепленные знаки помогают идентифицировать (узнавать) их, в последующем эти знаки способствуют развитию представлений, которые позволяют воспроизводить в психике образ данного объекта без непосредственного, контактного визуального восприятия объектов.Данные сигнатуры способствуют формированию механизмов сенсомоторного интеллекта. Первоначально идентификация когнитивного компонента вербальной информации (распознавание тождества воспринимаемого образа со знаковой структурой звучащей речи) осуществляется только на уровне интериоризации. Психика ребенка не в состоянии осуществлять экстериоризацию: ребенок не может выразить внутренее состояние с помощью слов, поэтому он реагирует на ситуацию лишь различными эмоциями.

В преодолении препятствия, связанного с отсутствием единого начала для адекватного восприятия социальной информации, решающее значение имеет презентация идентичности, которая представляет собой первую ступень процесса социализации личности. Презентация идентичности в раннем детстве носит менее дифференцированный характер, поскольку ребенок больше подвержен социализирующему влиянию среды. Большое значение для полноценной социализации ребенка имеет игровая деятельность. Как отмечает известный психотерапевт Г. Лендрет, "для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровительная деятельность, которой они могут заняться. Игра - это средство обмена информацией.... Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка". Игра подгатавливает ребенка к предметно-практической преобразовательной деятельности и тем самым создает благодатную почву для социализации личности. По мере формирования я-,мы-, другие- концепций усиливается дифференциация идентичности. В процессе презентации идентичности постепенно я-концепция начинает занимать доминирующее положение, что приводит к созданию многоплановых и динамичных образов Я. Своеобразием презентации идентичности в подростковом и юношеском возрасте является то, что параллельно с формированием личности начинается процесс становления персоны. Социализирующее влияние больше способствует развитию личности, а преобладание влияния личностного начала усиливает презентацию идентичности, характерной для персоны.

Социальная педагогика сосредотачивает целостную концептуальную парадигму социализации личности. Данная парадигма актуализируется в процессе образовательно-воспитательной деятельности различных социальных институтов. Особое место среди них занимает семья как своеобразная детско-родительская общность по типу коллективного субъекта, создающая благодатную почву для роста и развития ребенка, вместе с тем этот социальный институт способствует формированию я-, мы-, другие-концепций, необходимых для презентации социальной и личностной идентичности и усиливает рефлексию социальной компетентности. Система непрерывного образования, как важнейший социальный институт, располагающий мощным арсеналом методов и средств педагогического воздействия, осуществляет общеобразовательную и профессиональную подготовку и тем самым создает духовную основу формирования социальной компетентности личности. Современная образовательная система, направленная на формирование гармонически развитой личности, предполагает использование биопсихосоциальной модели социализации личности.

Информационная социализация вносит существенные коррективы в парадигму развития человека как социального существа: современный человек должен обладать компетентностью применять свои знания, навыки и умения как в реальной предметно-практической деятельности, так и в виртуальной ноосфере. В глобальном информационном пространстве человек получает возможность для виртуального самопредъявления. В информационном пространстве образуется некий виртуальный субъект, который может думать, действовать, принимать неординарные решения от имени реального человека, однако он не всегда способен переживать происходящие события. В киберпространстве человек довольно легко усваивает когнитивные и функциональные компоненты информации и информационных технологий, однако аксиологический компонент не всегда репрезентируется адекватно. Следует иметь в виду, что в информационном пространстве наряду с презентацией социализированной личности, идет процесс актуализации когнитивного потенциала, предусмотренного в парадигме биологического развития. Поэтому при разработке концептуальных основ информационной социализации целесообразно учитывать характер транзитивных отношений парадигмы биологического развития с парадигмой социализации личности.

Литература

1. Гегель Г. Наука логики. В 3-х т. Т.2. Учение о сущности. - М., 1971.

2. Вильюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М.:МГУ, 1986.

3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. -М.: Международная педагогическая академия.1994.-368с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.