Научная статья на тему '98. 01. 015. Основы социального психоанализа / Попов В. Д. , федоркина А. П. , Степнова Л. А. , Горобец Т. Н. ; под общ. Ред. Попова В. Д. ; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 1996. - 192 с'

98. 01. 015. Основы социального психоанализа / Попов В. Д. , федоркина А. П. , Степнова Л. А. , Горобец Т. Н. ; под общ. Ред. Попова В. Д. ; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 1996. - 192 с Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
304
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПОВЕДЕНИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ / ПАССИОНАРНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ -МОТИВАЦИЯ / ПСИХОАНАЛИЗ / ПСИХОАНАЛИЗ -СОЦИАЛЬНЫЙ / СМЫСЛ ЖИЗНИ (ЭТИЧ.) / СОЗНАНИЕ / САМОЧУВСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ -РФ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / ЮНГ КГ / СОЦИОПСИХИАТРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 015. Основы социального психоанализа / Попов В. Д. , федоркина А. П. , Степнова Л. А. , Горобец Т. Н. ; под общ. Ред. Попова В. Д. ; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 1996. - 192 с»

? ресеийскля т.-¡ /тЗЭ

1 4 >/

\ ssj'st:. а. . * я- -л Т с

РосЬмйьктуижяеммя НАУК А/

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

1

издается с 1991 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.11

рефераты 98.01.001 -98.01.018

МОСКВА 1998

общества"; т.е. социальная компетентность является, с этой точки зрения, "атрибутивным порождением сознания" личности и в этом своем качестве как раз и становится тем самым механизмом соотнесения внутреннего мира человека с внешним и механизмом сохранения внутриличностной стабильности, о которых шла речь выше (013, с. 47). Данный подход, резюмирует свою мысль Г.Э.Белицкая, позволяет связать социальную компетентность личности с такой процедурой социального мышления, как проблематизация (умение идентифицировать текущие социальные проблемы и желание участвовать в их разрешении). Кроме того, с точки зрения психологии личности социальная компетентность служит показателем уровня "сформированное™ у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентации в социальных явлениях", причем ценностные ориентации дают представление оценочной стороне осознания социальных проблем (013, с. 47). Поэтому изучение данного феномена должно включать в себя экспериментальное и теоретическое исследование процедуры проблематизации и ценностных ориентации.

Концепция социального мышления личности Абульхановой-Славской, считает Г.Э.Белицкая, дает основание говорить о социальной компетентности как индивидуальной личностной способности "освоения социальной действительности с разной степенью профессионализма". Как показали эмпирические исследования В.Лукашевски, мера субъектности позиции личности влияет на оптимальность ее межличностного взаимодействия, т.е. "компетентное" поведение чаще всего определяется "компетентностью" социального мышления личности. Дальнейшие исследования в этой области предполагают по крайней мере два направления: а) идентификацию собственно личностного, индивидуального уровня реализации человеком своей субъектности в качестве специфической врожденной способности, подлежащей развитию; б) выявление психологических факторов и социальных условий развития данной способности. Понятие социальной компетентности, введенное для характеристики деятельности, пишет автор, "переросло первоначальные рамки и может быть рассмотрено как личностное образование, формирующееся в процессе развития человека, его сознания, потребностно-мотивационной сферы... Это

понятие имеет детерминацию в широком и узком смыслах. В широком оно отражает соотношение субъектности и социальности личности как имманентно присущих ей характеристик и является высшим уровнем социальность индивида в силу полной реализации его субъектности. В узком - это проблематизирующий способ осознания социальных проблем, которому соответствует модель ценностного плюрализма... где обуславливающим механизмом отношений индивида и общества выступает тип личностного конструкта "Я-субъект — Общество-субъект" (013, с. 55).

Е.В.Якимова

? - 'С

ПСИХОАНАЛИЗА / Попов В.Д., Федоркина А.П., Степнова Л.А., Горобец Т.Н.; Под общ. Ред. Попова В.Д.; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - 192 с.

Социальный психоанализ как направление социальной психологии включает в себя определение своего специального объекта и предмета, адекватных и наиболее фундаментальных методов анализа.

Основная трудность развития социального психоанализа состоит в отождествлении его с общим психоанализом, т.е. классическим психоанализом З.Фрейда. Традиционное неприятие в отечественной психологической науке фрейдизма повлекло за собой неприятие социального психоанализа.

Поэтому главная проблема - осуществление научно обоснованного "перехода" от общего психоанализа к социальному психоанализу, который выражается в переходе от одного объекта исследований - психики человека - к другому — психике социума (социальной психике).

В классическом понимании психоанализ - это: 1) особый подход к изучению бессознательного; 2) теоретические представления о структуре душевной жизни; 3) метод лечения - психотерапия. Традиционное восприятие психоанализа идет по третьему направлению, известному по Фрейду и обозначенному как практическая психотерапия, и недостаточно учитывает первые два, нашедшие развитие в неофрейдизме (К.Хорни, Э.Фромм). По мнению авторов, объект общего психоанализа охватывает и сферу бессознательного, и структуру душевной жизни.

98.01.015. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО

Объектом социального психоанализа выступает прежде всего "глубинная" психология социума, но в значительной степени - это и его "вершинная" психология с неизбежным выходом на "поверхностную" психологию. Их этого следует, что объектом социального психоанализа выступает в обшем плане психика социума (социальная психика), а в ней — сфера бессознательного. Далее, это структура душевной жизни социума (структура социальной психики, которую можно представить как единство коллективного бессознательного (К.Юнг) и коллективного сознательного, а также социального бессознательного (Э.Фромм), социального предсознательного и социального сознательного. Существует класс явлений (психоаналитических фактов), переносимых из классического психоанализа в социальный, и явлений, принадлежащих только последнему. К общему психоанализу относятся: интерес, потребность индивида; ценность и человек; мотивация человека; душа человека. К социальному психоанализу -коллективный, общественный интерес и потребность; социальная ценность; социальная мотивация; душа народа; а также традиции; обычаи; народные предания, суеверия; обряды; мифы. Особенным в объекте социального психоанализа выступает "структура душевной жизни" социума. В качестве единичного факта выступают: социальное переживание - социальная энергия. Если иметь в виду результат социально-психологического процесса, то, очевидно, в качестве важнейшего объекта выступают мотивация социального поведения, его глубинный компонент, а в целом социально-психологическое состояние общества.

Предметом социального психоанализа является изучение:

- причин, движущих сил развития сферы бессознательного в социуме;

- механизмов взаимодействия структурных элементов, закономерностей взаимодействия бессознательного с другими элементами (уровнями, слоями, сферами) психической деятельности;

глубинной детерминанты мотивации поведения социума, скрытой за поверхностью сознания, а также разработка методов социальнси'психологической коррекции поведения;

- тенденций в изменении социально-психологического состояния общества и способов защиты от массовых психических заболеваний.

Поэтому "предметом социального психоанализа является изучение "внутренних" связей в социальном бессознательном и их взаимодействия с различными уровнями психики социума" (с. 18).

"Неосознаваемая деятельность" мозга, по П.В.Симонову, включает в себя:

1. Бессознательное (подсознательное) - витальные (биологические) потребности, т.е. потребности в пище, воде, продолжении рода; "врожденные поведенческие акты" - безусловные рефлексы, в том числе и сложнейшие из них — инстинкты, генетически заданные черты темперамента, особенности телесной конституции, влияющие на психику и поведение. Эта группа явлений близка к фрейдовскому понятию "Оно".

2. Подсознание — все то, что было осознано или может стать таковым в определенных (например, экстремальных) условиях. Сюда относятся автоматизированные и поэтому переставшие осознаваться навыки. Подсознание соотносится с терминами "сверх-Я" и "Я-идеал".

3.Сверхсознание, выражающее творческое начало в деятельности мозга и включающее в себя неосознаваемое рекомбинирование ранее накопленного опыта, которое пробуждается и направляется доминирующей потребностью в поиске средств ее удовлетворения. Это как бы "борец" с консерватизмом и догматизмом сознания. Оно порождает гипотезы и открытия - в отличие ог сознания, которое формулирует проблемы, задачи, »дает им объяснение или описание.

Таким образом, если у Фрейда структура психического представлена триадой: сознательное, предсознательное и бессознательное, то у П.Симонова уже четыре уровня: бессознательное (подсознательное), подсознательное,

сверхсознательное и сознательное. При этом П.Симонов указывает еще на один структурный элемент - "надсознательное", отличающийся от сверхсознанйя, но в то же время приближенный к "сверх-Я".

Принципы и методы исследования сферы бессознательного применительно к социуму имеют несколько уровней: абстрактно-

17 3964

теоретический, фундаментальный; уровень средней теории; эмпирический уровень. На каждом из них возможно выделение основных, исходных, определяющих уровней, где критериями служат: состояние социальной практики в данный момент времени, обострение того или иного аспекта проблемы, динамика развития объекта, актуальность и неразработанность теоретических подходов, потребности науки при смене парадигмы. Для авторов основными критериями выступают: 1) потребность глубинного изучения социально-психологического состояния общества, различных групп, этносов при осуществлении реформы в России; 2) осуществление перехода от общего, классического психоанализа к социальному; 3) поиск оптимальных социально-психологических способов коррекции поведения социума, приемов психологической защиты.

В число основных методов социального психоанализа входит сам психоанализ от как теоретический метод, производный от слов "душа" и "расчленение", "разложение" ( ). Функциональной, ролевой подструктурой, связывающей "сознательное", "предсознательное" и "бессознательное" в единый психологический механизм в прямом и обратном движении, выступает "Я" Это подструктура выполняет функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, связывает "Оно" и "сверх-Я". "Оно" - самая низшая подструктура психики, содержание которой полностью бессознательно и содержит в себе сильные влечения. "Оно" руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликтных отношениях с "Я" и "сверх-Я". "Сверх-Я" - высшая инстанция и выполняет роль внутреннего цензора. Поэтому предметом психоанализа является изучение механизмов движения от "Я" к "Оно" и наоборот, а также соотношение этих структур со "сверх-Я".

Психоанализ невозможен без психосинтеза (от слов "душа", "соединение", "сочетание" "составление"). Психосинтез позволяет изучать взаимодействие человека, его психики со средой, процессы воссоединения целого из частей, соединение различных элементов (уровней душевной жизни) в единое целое.

Разработка методологических-основ социального психоанализа может идти в двух направлениях' психосоциологическом и социопсихологическом Выявление специфики и применение

каждого из них (психоанализ) а также использование их в единстве (психосинтез) позволяют найти путь от общего к социальному психоанализу и уточнить их объект и предмет.

Психосоциологический подход рассматривает движение индивида от личности к социуму. Здесь исходный пункт социального психоанализа - психика человека, затем психика социализирующегося человека, психика личности и, наконец, психика социума как совокупности личностей с их социальными связями и отношениями. Во-первых, это движение осуществляется при наличии триады "психоаналитический факт - переживание -энергия". Во-вторых, переход на социальный уровень определяется целым рядом психологических законов и социально-психологических механизмов. Они и составляют предмет социального психоанализа.

При социопсихологическом подходе работа данных механизмов рассматривается в обратном порядке. Если в первом случае индивид пытался вписаться в социум, адаптироваться в нем, то во втором социум диктует правила игры индивиду, личности. Социум (особенно этнос, нация) имеет свои свойства и качества, нормы и правила, обычаи и приемы, традиции и архетипические черты. До определенного момента они могут выступать внешними или, наоборот, внутренними неосознаваемыми генетическими программами. Главным выступает здесь принцип социальной детерминации мышления, сознания и поведения входящих в социум индивидов. Качества, свойства (модусы, генотипы, архетипы) социума, его смысл и цели задают вектор личностного поведения.

Единство психосоциологического и социолого-психологического подходов требует привлечения также и других принципов и методов анализа, в частности, метода "иерархического персонализма". Последний состоит в том, что только изучив личность "высшего порядка", т.е. социум как целое, мы можем познать процессы социально-психологической адаптации и социализации на разных уровнях душевной жизни. Необходим также методы социальной детерминации, субстратный (субстратно-атрибутивный) метол, в основу которого положены эзотерические идеи восточной мысли, и методы историзма.

В результате обобщения фрейдовского и симоновского подходов и введения дополнительного элемента "добессознательное",

авторы предлагают структуру психической деятельности, в которую входят следующие зоны:

"Сознательное" - это область "чистого" сознания (возможно, этот слой следует назвать "поверхностной" психикой), где накапливается то, что никогда не переходит в бессознательное. Если согласиться, что "сознательное" не тождественно "сознанию", а включает "осознание", субъективирование внешнего мира, то это — канал в мир знаний. На этом уровне начинается когнитивная работа субъекта.

"Предсознательное" - это пограничная полоса, первый "шлюз" к осознанию, через который сознательное может перетекать в сферу бессознательного. Здесь же неосознаваемое может стать осознанным.

"Сверхсознательное" - зона интуиции, прозрения, мудрости, таланта, творчества, озарения (но, возможно, и затмения "великого разума").

"Подсознательное" - некий сплав латентного и вытесненного, рационального и иррационального, интуитивно осознаваемого и неосознаваемого, бессознательного и сознательного; это некое промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Оно связана с магическими психотехниками, с измененным состоянием сознания. Сюда относятся и те компоненты психического, которые находятся во власти переживания и совести (т.е. пережитое человеком, пропущенное не только через сознание, но и душу).

"Бессознательное" — это то, что может быть востребовано сознанием в определенных условиях (архетипы, генотипы, фенотипы). Эта зона шире фрейдовского бессознательного, здесь сосредоточено вытесненное, но способное подняться до "сознательного" (вплоть до "сверхсознательного").

"Добессознательное", или "чистое" бессознательное, — это та область души человека, которую в народе называют "потемки", т.е. недоступная для осознания никому, кроме самого индивида, который может узнать о ее существовании лишь в состоянии шока, невроза, в момент отчаяния, страха за жизнь и т.п. Это зона биотипов, рефлексов, инстинктов, природно-биологических и социально обусловленных компонентов психического.

Каждая зона действует как часть целого, глубинная психология взаимодействуете вершинной.

Если соединить биосоциальные уровни с представленной структурой психики и заставить ее работать на социальный анализ, получится следующая схема (структура) душевной жизни социума (см. Рис.).

Появляется новый слой - "высшее сознательно" (народный дух, вера в Бога, идеи и идеалы и т.д.), что предопределяет духовный выбор в жизни социума (особенно русского, российского). Точка 1 -точка связи с Космосом; точка 2 - точка связи с Землей.

В главе 2 предпринята попытка социального психоанализа субъектов российского рынка. Проводимые в России реформы совершенно не учитывают возможной психологической реакции народа, считают авторы; эти реформы не принимают во внимание тот факт, что рынок, для того, чтобы стать стабильным, должен быть предварительно адаптирован не только экономически, но и психологически. Качество рыночных отношений в значительной мере зависит от качества субъектов рынка. Отсюда следует необходимость изучения и прогнозирования этих "качеств" средствами социального психоанализа. В качестве исходного метода своей эмпирической работы авторы использовали так называемый "четырехугольник В.Франкла", который позволяет описать и сравнить психологическое состояние людей в зависимости от понимания ими смысла жизни (индивид может обладать таким смыслом,. Утрачивать его, утратить вовсе, вновь обрести и т.п.). Респонденты, принявшие участие в экспериментальном опросе (аспиранты, менеджеры, специалисты по маркетингу, работники административных органов, преподаватели -всего около 200 человек), должны были ответить на вопрос: какая часть отечественных предпринимателей, лидеров, представителей разных социальных слоев и групп населения находится в той или иной "зоне смысла жизни"? Ответы респондентов распределились следующим образом.

В зону 1 (успех) вошла самая преуспевающая часть предпринимателей; эта группа предстала как обладающая компетентностью и развитым экономическим чутьем, цель и смысл жизни видит исключительно в бизнесе, достигает успеха, отличается смелостью, склонностью к риску, испытывает душевный комфорт, спокойно смотрит в будущее. Это "оптимисты-удачники".

В зону II (экзистенциальный вакуум) входят предприниматели, потерявшие прежний смысл жизни и не нашедшие нового. Однако эти люди сумели быстро сориентир'оваться в новых экономических условиях, "ушли в бизнес" и добились определенной стабильности. Тем не менее бизнес для них не стал призванием, оставаясь печальной

необходимостью; они осваивают рыночную парадигму экономического мышления вынуждено, их экономическое поведение и психологическое самочувствие неустойчивы. Это "пессимисты-удачники".

Зона III - зона фрустрации, расстроенной психики, вызванной крушением жизненных целей и идеалов прежних времен, потерей мировоззренческих точек опоры, жизненными и профессиональными неудачами. К этой зоне принадлежат люди, бросившиеся в рынок как в бушующий океан, но не умеющие плавать. Отчаянное стремление добиться коммерческого успеха на фоне жизненных неудач и непрофессонализма в новых условиях жизни оборачивается для обитателей этой зоны глубокой депрессией. Это "отчаянные неудачники".

В зону IV входят люди, рвущиеся к успеху как альпинисты: они падают, но встают и вновь стремятся к своему "пику победы". Это люди целеустремленные, преодолевающие любые барьеры на пути к избранной цели; чем больше неудач, тем более ценен для них окончательный успех. Это закаленные в борьбе с неудачами предприниматели с сильной волей и устойчивой психикой -"надежда цивилизованного рынка".

Если применить схему Франкла к оценке психологического состояния российского общества в целом, то в зоне I окажется самая незначительная по численности часть населения страны. Крупные по численности группы принадлежат зонам II, III, и IV. Но если в зонах I и IV сосредоточена преимущественно молодежь в возрасте до 25 лет, то в зонах II и III — определенная часть среднего поколения (от 30 до 50%) и большая часть (до 80%) старшего (в возрасте от 50 лет и выше). При этом прослеживается следующая закономерность: чем старше поколение, тем большее число его представителей поражены фрустрацией, ноогенными и психогенными неврозами, что неизбежно увеличивает число психосоматических заболеваний среди населения. Социальные психологи полагают, что безболезненное и естественное существование в рыночной экономике обеспечено лишь тем, кому сегодня не исполнилось 20 лет. Чтобы избежать массового погружения в экзистенциальный вакуум "социальную дистрофию", фрустрацию и духовное бесплодие, обществу нужен социальный идеал, в котором люди могли бы черпать смысл своей жизни, нужна и личная свобода со строгим соблюдением правил игры.

Однако не все российские предприниматели "укладываются " в четырехугольник Франкло. Поэтому для их характеристики с позиций социального психоанализа была применена "Психологическая классификация на организменном уровне" Л.Н.Гумилева, или четырехугольник Гумилева (график пассионарности).

Пассионарность — это характерологическая доминанта человека или этноса, заключающаяся в необозримом стремлении (осознанном, а чаще неосознанном) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи более ценной, чем ее собственная жизнь, а тем более жизнь современников. Пассионарность рассматривается Гумилевым как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком. Причиной ее появления является биохимическая энергия живого вещества, отражающаяся на поведении этнических групп и проявляющаяся как особое свойство характера людей, психической конституции человека. Пассионарность сопрягается с любыми способностями — высокими, средними, малыми, а также с разными уровнями психической деятельности. Как антиинстинкт, она проявляет себя на уровне "добессознательного" и "бессознательного", как страсть творчества -на уровне "сверхсознания". Л.Гумилев отмечает, что пассионарность, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключает только равнодушие. Модусы пассионарности разнообразны. Это гордость, стимулирующая жажду власти и славы; тщеславие и творчество, алчность и стяжательство, слепая приверженность идее.

Концепция пассионарности может быть полезна для исследования глубинной мотивации экономического и политического поведения людей (особенно предпринимателей и политических лидеров). Здесь применима известная формула: разум + воля = "разумный эгоизм"; последний, по Гумилеву, включает рефлекторные механизмы поведения, а также поступки, совершенные по принуждению других людей. "Разумному эгоизму" противостоит группа импульсов с обратным вектором, которую Гумилев называет "аттрактивностью". Ее пример - искреннее, чаще иррациональное влечение к истине, добру, справедливости и красоте. Но она же может нести в себе и сильнейшее устремление к злу, эгофанатизму, межнациональным конфликтам, войнам. Соотношение

аттрактивности с инстинктивными импульсами самосохранения и пассионарностью аналогично соотношению двигателя и руля лодки. По оси "разум-воля" аттрактивность осуществляет связь между "верхними" и "нижними" уровнями структуры душевной жизни людей.

Авторы применили данную "классификацию" к анализу субъектов российского рынка и получили следующую картину.

В зоне I находятся предприниматели, у которых присутствует инстинкт самосохранения и вместе с ним развит "разумный эгоизм". Сюда можно отнести нормальных, цивилизованных предпринимателей стабильного (западного) рынка и отечественных "стабильных удачников". Эта зона малочисленна и в значительной степени совпадает с зоной I Франкла.

В зону II попадают предприниматели с развитым инстинктом сохранения, находящиеся, однако, во власти влечения к наживе. Это группа "расчетливых увлеченных", она включает бывших "теневиков" и госчиновников всех уровней.

В зоне III сосредоточены предприниматели с развитой пассионарностью (алчность, честолюбие, гордость, тщеславие, зависть, месть). Сюда эксперты относят "отчаянных мафиози", преобладающих в крупных городах, у которых "Оно" агрессивно подчиняет себе "сверх-Я".

В зоне IV находится та часть предпринимателей, у которой "страсть к бизнесу" корректируется "разумным эгоизмом". Для российского рынка это наиболее характерный и распространенный тип. В нестабильных условиях он вынужден компенсировать свой пыл расчетливостью и изворотливостью. Это "разумно-страстные эгоисты", у которых "Оно" и "принцип удовольствия" сдерживаются наблюдателем "Я" и "цензором" "Сверх-Я".

Сопоставление классификации предпринимателей по "четырехугольнику Гумилева" с результатами социологических исследований по методу Франкла показывает, что в настроениях предпринимателей в 1992-1994 гг. преобладал положительный настрой, большинство из них находились выше оси "успех-неудача". Вместе с тем большинство отечественных бизнесменов переживали также неудовлетворенность, вызванную неумелой и нестабильной экономической политикой в стране.

18-3964

Авторы считают, что при все привлекательности методов классификации Фарнкла и Гумилева, данным способам анализа не хватает учета мотивации субъектов рынка и различных слоев населения. Трансформировав "четырехугольник Гумилева", они предложили схему из восьми психотипов, которая позволит, с их точки зрения, оценить состояние, тенденции и перспективы предпринимательства на региональном и федеральном уровнях. Применение этой расширенной классификационной схемы, или "углубленного психоанализа субъектов российского рынка", позволяет сделать вывод о начале естественного процесса кристаллизации стабильного бизнеса в России.

Дальнейший шаг в усовершенствовании методов социального психоанализа - построение на основе "четырехугольников" Франкла и Гумилева "пентаграммы" (пятиугольника), в которой выделяются следующие элементы: 1) инстинкт (самосохранения и др.); 2) пассионарность (страсть); 3) потребность (аттрактивность); 4) "разум + воля" (разумный эгоизм, личный интерес); 5) совесть, нравственность ("сверх-Я", переживания); 6) диспозиции: О — сознательная, I -предсознательная, 2 — сверхсознательная, 3 -подсознательная, 4 - бессознательная, 5 — добессознательная; 7) векторы поведения: 1 - социально-духовный, II биологический; X-Y - "граница" векторов поведения.

В центре процесса психогенеза, описываемого данной "пентаграммой", находится интерес человека. Личный интерес подключает к себе потенциал "сверхсознательного", его талант, мудрость, прозрение. Однако это становится возможным, если личный интерес органически вписывается в общественные интересы (экономические, социальные, духовные) и гармонизируется ими. Подтверждением этому служит практика самой преуспевающей в мире корпорации IBM, где концепция деятельности выражается треугольником, на вершине которого помещен человек.

Для созидательной структуры мотивов экономического поведения субъектов рынка необходимы гармонизация личных, коллективных и общественных интересов, сбалансированность всех углов "пентаграммы", особенно двух результирующих векторов: духовно-социального и биологического. Разбалансирование свидетельствует о состоянии анархии, беспорядка, топтания на месте. Деформированная, искривленная "пентаграмма" фиксирует

неблагополучную сферу мотивации (например, потерю совести) или паралич социальной психики на уровне "сверхсознательного" (отсутствие талантов в экономике, политике, культуре).

Социальный психоанализ экономического поведения людей в российском обществе, проведенный с помощью "пентаграммы", показал расщепление личных, групповых и общественных интересов и преобладания личного интереса, поддерживаемого силами бессознательного и даже добессознательного. С другой стороны, импульсы совести, сомнений и нравственных правил существенно ослабли. В результате ослабленности социальных и духовных детерминант "пентаграмма" закономерно сместилась вниз: в обществе возобладали биологические факторы мотивации. На поверхность вышли низменные страсти, вырвавшиеся из-под контроля нравственных сдерживающих сил. Стихия рынка разбудила инстинкты стяжательства, наживы, эгоцентризма и т.п. Корни подобных массовых явлений следует искать в "прорывах" бессознательного во всех его проявлениях.

В подобных социально-психологических условиях возможны разные варианты социального развития. Не может быть исключено и возвращение в новом качестве тоталитаризма, диктатуры, авторитаризма, считают авторы. При этом надо учитывать кризис политической власти и усиление мотиваций душевного кризиса людей (апатия, потеря веры, опустошенность, уход в себя). Выход заключается в укреплении социальных, духовных факторов детерминации поведения и психики, в попытках коррекции народного менталитета на основе тщательной экспертизы "глубинной" и "вершинной" психологии народов России, а также в поиске оптимальных темпов внедрения рынка и изменения социальной политики государства.

В главе III рассматриваются проблемы трансперсональной психологии и ее связь с социальным психоанализом.

Одним из новых направлений психологической науки является сегодня трансперсональная психология, которая уточняет и расширяет рамки классического и социального психоанализа посредством исследования тех уровней развития психики, которые традиционно оставались вне поля зрения психологов. Представители этого направления (С.Гроф) констатировали недостаточность знаний и методологических посылок современных теорий сознания и

психики и предложили новую картографию, включающую в себя добиографический (пренатальный и перинатальный) и трансперсональный уровни, а также современные психологические и мистические описания психики. Иными словами, предмет трансперсональной психологии был определен как изучение психоделических и различных неординарных состояний сознания, возникающих спонтанно или вызванных немедикаментозными средствами.

К неординарным состояниям сознания относят необычные переживания различного рода, связанные с сенсорными областями. Они отражают многоуровневое и многомерное качество событий. Важной их характеристикой выступает трансцендирование пространства и времени, когда линейный континуум между микрокосмическим миром и макрокосмом, который представляется обязательным в обычном состоянии сознания, как бы не принимается во внимание. Точно так же в необычных состояниях трансцендируется линейность временных последовательностей. Например, в одно и то же время в сознании могут возникать сцены из разных исторических контекстов.

За основу объяснения необычных состояний сознания в трансперсональной психологии берутся современные достижения таких естественных наук, как математика, физика, биология, голография, квантовая механика и др. Предпосылкой трансперсональных психологических построений стал отказ от некоторых фундаментальных представлений об окружающем мире, считавшихся неопровержимыми многие века. Методологической основой новых воззрений на сознание и психику явились новейшие открытия в физике и квантовой механике, прежде всего теория относительности Энштейна, принцип дополнительности Бора, волновая теория Фарадея и Максвелла. В частности, эйнштейновская теория относительности, заменившая теорию трехмерного пространства и линейное время концепцией четырехмерного континуума пространства-времени, дала возможность объяснить трансперсональные переживания, касающиеся различных исторических периодов. Специальная теория относительности при определенных обстоятельствах допускает обратный ход времени. В современной физике все более привычным становится рассмотрение времени как двунаправленной (в прошлое и будущее) сущности. Эти

выводы представители трансперсональной психологии переносят на объяснение трансперсональных переживаний и необычных состояний сознания.

В качестве одного из принципов экспликации трансперсональных переживаний называют холотропический принцип, который определяется как упорядочивающий и организующий принцип (реальности, центральной нервной системы, распределения информации в Космосе и мозге), объясняющий природу памяти, механизмов восприятия, взаимоотношений частей и целого. Базовым понятием, разъясняющим суть этого принципа, является "холодвижение" — понятие, введенное в наука физиком-теоретиком Д.Бомом. Он описал новую революционную модель Вселенной, взяв за основу теорию скрытых переменных. Согласно этой модели, природа реальности вообще и сознания, в частности, -это неразрывное поле, вовлеченное в бесконечный процесс изменения; Это и есть холодвижение. Мир-поток, а стабильные структуры любого рода — не более чем абстракция. "

Эти положения теории Бома были применены в трансперсональной психологии для объяснения необычных состояний сознания. Индивиды, испытавшие различные необычные состояния, свидетельствуют, что они входили в скрытые области реальности, которые казались им аутентичными. Содержание этой "неявной реальности" составляли, кроме всего прочего, элементы коллективного бессознательного, исторических событий, архетипических и мифологических явлений, динамики прошлых воплощений.

Одним из первых психологов, бросивших вызов традиционной философии и ньютоновско-картезианскому мировоззрению, был К.Г.Юнг. Юнг ввел понятие акаузального принципа связи для обозначения осмысленного совпадения событий, разделенных во времени и пространстве. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал психику как комплиментарное взаимодействие сознательного и бессознательного при непрерывном обмене энергией между ними. Он считал бессознательное творческим, разумным принципом, связывающим индивида со всем человечеством, природой и Космосом. Близкими трансперсональным воззрениями были также теория спектра сознания К.Уилбера и психосинтез Р.Ассаджоли.

Изменив пространственно-временные представления о природе психического, перечисленные теории вплотную подводят к гипотезе о существовании некоего вневременного и внепространственного универсального Сверхразума, к которому на экзистенциальном уровне может подключиться сознание человека. В таком случае стирается грань между прошлым и будущим опытом; аперцепционные процессы и то, что называют озарением, находят свое логическое объяснение.

Трансформация представлений о феномене психического в терминах трансперсональной психологии привела к новым направлениям в изучении сознания и бесоознательного и созданию их новых моделей, причем в отечественной науке подобные модели разрабатывались даже раньше, чем в западной. Примером может служить так называемая вероятностная модель (В.Налимов), отвергающая традиционное толкование теории эволюции. Живая материя образует тексты, способные к спонтанному, непредсказуемому изменению; это могут быть отклики на изменение Среды или реакции на осознание текстом самого себя; гипотетически' допускается возможность функционирования сознания непосредственно в физическом мире. К данной модели приближается и гипотеза Ю.Самакова, основанная на предположении о существовании биологического информационного поля. Близка этим идеям и теория A.A. Гостева, предложившего рассматривать мыслеобраз как информационно-энергетическую единицу индивидуального сознания, которое, в свою очередь, находится во взаимосвязи с "энерго-информационными полями" разного уровня (от группового до "единого поля мироздания"). Интересна и гипотеза А.Г.Манеева о наличии в составе белковых живых организмов специфической полевой компоненты, детерминирующей комплекс свойств жизни и психики — биопсифеномена (биопсиполя). Обладая атрибутом отражения, а также возникающим на базе отражения информационным содержанием самосознания, подсознания и бессознательного, биопсиполе благодаря своей суперустойчивости и непрерывности обеспечивает идентичность нашего Я не только при каждом пробуждении после сна, но и в случаях возвращения сознания при обмороках, наркозе, клинической смерти.

Описанные теории, которые, на первый взгляд, выглядят концептуальными абстракциями, помогают глубже понять

психологические процессы, которые протекают не только на индивидуальном, но и на групповом и социальном уровнях, считают авторы.

В обществе, где главным мотивационным фактором стал инстинкт самосохранения, а главной жизненной проблемой -возможность физически выжить, возможности внушаемости, манипулирования сознанием других и корыстным использованием обстоятельств резко возросли. Это тем более очевидно, что состояние сознания и психики современного российского общества, отмеченное массовыми переживаниями (отразившимися в виде массового алкоголизма, наркомании, невротизации, фрустрации, в суицидальных попытках и тому подобных явлениях), характеризуется нарушением линейности пространственно-временных связей, свойственным трансперсональным переживаниям. Эти факторы влияют не только на психологические, но и на политические, экономические и другие социальные процессы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рациональная аргументация и мотивация поведения действуют до тех пор, пока люди свободны от стрессов и переживаний, от того, что психоаналитики называют прорывом бесоознательного в сознание. В случае, если "накал страстей" поднимается выше критического уровня, смещается с пьедестала "подсознательный Бог"; импульсы совести не срабатывают, рушатся символы и социальные нормы поведения, не действуют законы, а место разума занимают химерические фантазии, иррационализм, мистика, появляются харизматические лидеры.

Таким образом, трансперсональный опыт исследования сознания и психического расширяет рамки традиционных представления об этих феноменах. С одной стороны, этот опыт (вместе с биографическими и перинатальными переживаниями) формирует эмпирический континуум; с другой - открывает доступ к источникам информации, выходящим за рамки конвенционального круга, включая в себя опыт других людей и представителей различных видов животных, растительной жизни, элементы неорганической природы, микроскопическую и астрологическую области, исторический и доисторический опыт, знания будущего и других измерений бытия.

Глава IV посвящена проблемам архетипа и символа в контексте социального психоанализа. Мировосприятие современного человека

составляют мифологическое, религиозное и научно-практическое мышление. Открывая с помощью современной науки потаенные стороны мироздания, человеческого бытия, мы часто и не подозреваем, что это истины, древние как мир. Современная наука о человеке и социуме, в частности социальная психология, должна преодолеть в своем развитии гносеологический барьер рационального знания и окунуться в океан архаического мышления, представленного в виде мифопоэтического творчества, чтобы расшифровать закодированный текст, выраженный системой специфических знаков, смысловых единиц в архаических памятниках культуры.

К.Г.Юнг, одним из первых проявивший интерес к этой проблеме, показал, что языковая сущность мировосприятия происходит из некоего набора первоначальных смысловых образований, архаичных прототипов, или первообразов. Чрезвычайно трудно дать научное определение архетипа, поэтому в литературе встречаются такие формулировки, как: "коллективный осадок исторического прошлого:, "коллективное бессознательное", "моменты самой жизни", "типичный способ понимания" и т.п. Анализ показывает, что за понятием архетипического образа лежит содержание социального опыта человечества, связанное с реализацией ряда базовых, универсальных модусов бытия. Среди них - отношения человека с природой и Космосом, процесс становления человека как члена социума, личностное самоопределение. Архетипичным является также психическоий опыт, связанный с реализацией ряда базовых потребностей, которые были унаследованы человеком от животных: в самосохранении себя как индивида и как члена рода (сексуальная потребность), ориентации в среде, контактах с членами рода.

В качестве важнейших архетипов Юнг выделяет архетипы "Мать" (вечная и бессмертная бессознательная стихия), "Дитя" (начало пробуждения индивидуального сознания из стихий коллективно-бессознательного), "Тень" (оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности), "Анима" для мужчин и "Анимус" для женщин (бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола), "Мудрый старик" и "Мудрая старуха" (высший духовйый синтез, гармонизирующий в конце индивидуальной жизни сознательную и бессознательную сферы души). Процесс "индивидуализации", или развития "Я",

архетипичен в том смысле, что он, повторяясь в каждой индивидуальной жизни, является воплощением одного из первичных процессов развития человечества как рода — выделения и конституирования индивида, а затем личности.

Одной из существенных характеристик первомысли является ее изначальная универсальность (схематичность, абстрактность). Иными словами, архетип - логический механизм формирования какой-либо идеи, ее скелет. Универсальность и абстрактность первоидеям, задают такие характеристики, как "вечность" и "священность". Они всегда воспроизводят себя в тех или иных формах, будучи вечными истинами, внутреннее присущими человеческой природе.

Архетипические идеи существуют в двух ипостасях: в коллективном бессознательном в качестве напряженной тенденции, не нашедшей своего предмета; в индивидуальном или общественном сознании как конкретное проявление этой тенденции в живом образе, мыслях, действиях людей.

Таким образом, архетип - это первообраз, первомысль, т.е. некая универсальная, константная модель мировосприятия, выраженная в символическом языке образа.

Формирование любого образа, в том числе и архетипического, является продуктом специфической деятельности. В качестве такой деятельности в литературе указывается символическая деятельность как универсальная функция человеческой жизни, выражающая обобщенную способность к осуществлению различения обозначения и обозначаемого и, следовательно, к выполнению действий замещения реального предмета знаком.

Архаическое мышление первобытного человека как первый тип общественно-исторического сознания редуцируется в онтогенезе в форму символической функции сознания ребенка как одной из стадий формирования его мышления. Понятие символической функции было введено одновременно Л.С.Выготским и Ж.Пиаже.

Как уже отмечалось, базовая особенность архетипа-первообраза состоит в его генетической связи с наиболее фундаментальными свойствами, потребностями человека. Поэтому анализ архетипических первомыслей должен лежать в пространстве исходных видов деятельности» первоначальных форм социального взаимодействия.

19-3964

Примером может служить содержание древнейшего символа -креста. Культурные смысловые наслоения этого символа очень разнообразны: смерть и вечная жизнь, мучение и спасение, сомнения и целительная сила. Архетипичность, универсальность креста подтверждаются данными этнографии. Архетип креста, как считают исследователи, надо искать в такой древнейшей форме жизнедеятельности людей, как путепроходство. В качестве естественного индекса крест есть не что иное, как перекресток, перепутье, пересечение дорог ( т.е. первоначально крест был путевым знаком). Но в связи с тем, что в древности перекрестки были местами наиболее опасными, символ креста постепенно приобретал, с одной стороны, значение напряжения, опасности, неожиданности, а с другой стороны, охранительное значение. Отсюда ношение нательного креста, обладающего способностью отводить беду, невзгоды.

Проблема "архетип — символ" неразрывно связана с анализом мифа как метафорического выражения содержания архетипического образа. Именно в мифах в образной, метафорической форме отражены сгустки естественно-исторического опыта, накопленного человеком в самом начале истории.

Будучи выраженной на языке символов и аналогий, предельно абстрактная идея, заложенная в архетипе, оказывает огромное влияние на умы людей, поскольку затрагивает базовые потребности и типичные формы их жизнедеятельности. Привлекательность и действенность той или иной социально-экономической, политической, националистической идеи находится в прямой зависимости от степени ее мифологичности. Мифологичность современных идей надо понимать в двояком смысле: как мифологичность содержания и мифологичность формы. Мифологичность содержания социальной идеи связана с тем, что данная идея формулируется на острие базовых потребностей людей. Состояния болезненной фрустрации и недовольства, как правило, уже существуют в обществе как естественные предпосылки формулировки идеи. Немаловажными являются искусственное заострение, выпячивание, создание проблемы на языке символов и аналогий. Мифологичность формы'- это способ формулировки и подачи данной идеи. Известно, что в основе культурного мифа лежит некий конфликтный сюжет, отражающий борьбу, преодоление и

прогнозирующий, победу. Поэтому современная мифологема оказывает действие, если она достаточно радикальна. Всякий радикализм несет в себе потенциальный заряд разрешимости проблемы. Кроме того, радикальные установки просты по форме и с легкостью воспринимаются массовым сознанием. Учитывая, что в основе мифологического сознания лежит мышление по аналогии, необходимо создать также некий образец, подобием чего должна стать реализуемая идея. Заложенная в основе идеи-мифологемы привлекательная и в принципе достижимая аналогия придает ей огромную'побудительную силу.

Однако очевидным является популистское, упрощенческое содержание подобных идей-мифологем, которое в стратегическом плане приводит к деградации той социальной системы, в недрах которой эти идеи произрастают.

В связи с этим можно предположить, что усложнение, совершенствование способа формулировки социальных идей должно происходить в контексте углубления их символического содержания. Если популистская радикальная мифологема обостряет противоположности (социализм-капитализм, плановое хозяйство-рынок, богатые-бедные и т.е.), то мифологема нового гуманного общества должна содержать в себе противоположности как моменты единого процесса жизни. Именно это и обеспечит в конечном счете стабильность и поступательность общественного развития.

Глава V посвящена социально-психологическим и биологическим факторам развития явлений массового аутодеструктивного поведения.

К аутодеструктивному поведению относится то, что является необычным, исключительным, феноменальным, аномальным для естественной жизни людей. Антидеструктизм связан с такими актами человеческого поведения и здоровья, как наркомания, алкоголизм, суицид. Авторов интересуют в первую очередь проявления аутодеструктивного поведения, связанные с показателями духовной жизни общества, - идеалами, целями, смыслом и образом жизни, сменой ценностей, с тем, что приводит к сдвигам в массовом сознания.

Причинами развития аутодеструкций являются внутренние, т.е. интраперсональные, условия; неудовлетворения потребностей (например, привязанность и разочарование, страсть и долг) и

внешние, интерперсональные условия (например, запрет, приказ, требование). Нередко аутодеструкции развиваются в поведенческих процессах по типу смешения интра- и интерперсональных причин. Это может происходить, например, как следствие несогласованности между порождаемыми культурой целями и социальными средствами их достижения

Часть отечественных исследователей пришли к выводу, что реформы, предложенные в России, привели к необратимым психосоциальным последствиям.

Так, результаты исследования, проведенного в Хабаровском и Приморском краях, показывают, что за 1993 г. смертность населения возросла соответственно на 18% и на 25%. В целом по России в течение последних пяти лет рост самоубийств составил 47,6% (с 146-147) В целом по СНГ в 2,5 раза возросло число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения В состоянии алкогольного опьянения совершается' насильственных преступлений - 70%, разбойных нападений - 60%, грабежей - 55% (с 148).

В условиях товарного изобилия возрастает мотивация, исходящая из "принципа удовольствия" (кому на Руси не хочется жить хорошо?). Но для большинства населения "принципом реальности" (по данным различных источников, до 70% населения едва сводит концы с концами). В результате содержание желаний загоняется внутрь, вытесняется из сознания в область бесоознательного, где они существуют в виде различных мотивов-комплексов (неудовлетворенности, злобы, агрессии, апатии, пессимизма). Желания продолжают жить в сфере бессознательного уже в скрытой форме, в виде аккумулирующихся неотреагированных эмоций.

Для людей, страдающих такими комплексами, существуют две реальности' 1) "внешняя реальность", осознаваемая и содержащая в себе адаптационные механизмы социализации, т е. приспособление к среде, 2) "психическая реальность" - чуждая, враждебная внешней среде, загнанная в "подполье бессознательного". Эта голодная, неудовлетворенная реальность либо "ложится на дно", либо стремится преодолеть запреты "цензора" и прорваться вовне. Люди, долгое время встречающие сопротивление в социальной среде своему "принципу желания", либо закупоривают влечения в себе

(отечественный феномен "народного долготерпения"), либо осуществляют "прорыв в сознание", что, в частности, проявляет себя в актах социального протеста.

Совокупность неудовлетворенных потребностей создает латентный мир переживаний, особый фонд мотиваций поведения. Сюда относится механизм "переноса", когда люди, зацикленные на своих комплексах, сосредотачивают внимание на той социальной группе, которая соответствует их затаенным желаниям. Сливаясь с подобной группой в своих фантазиях, они получают мотивационные импульсы, побуждающие к переделке несовершенного мира. Существует также компенсаторный тип мотивации и адаптивного поведения (например, феномен отечественных "челноков"). Сюда же относятся алкоголизм, наркомания, суицид и прочие формы "бегства от себя". Причинами всех этих явлений выступают "психическая инфляция бытия", "диссонация сознания", запредельные жизненные ситуации.

Сказанное имеет важное значение для оценки психического состояния реформируемого российского общества, доминантой которого авторы считают "маятниковое движение из крайности в крайность", т.е. резкие переходы от оптимизма к пессимизму, от конструктивности к аутодеструктивному поведению.

Кафедра социальной психологии РАГС совместно с другими психологами-практиками провела социологическое исследование психического состояния российского общества в 1994 г. Опросы показали, что главной причиной "маятникового движения" выступает резкое и значительное ухудшение материального и духовного благосостояния людей. В состоянии "наслаждения жизнью" пребывают сегодня не более 5% населения страны (богатые и очень богатые); испытывают состояние удовлетворенности жизнью 10-15%; от 45 до 75% населения пребывают в состоянии долготерпения; особую группу составляют люди, пережившие сильнейшие социально-психологические стрессы (безработные,

обанкротившиеся, потерявшие вклады и т.п.). По психологическим характеристиками к этой группе примыкают бомжи, хронические алкоголики, наркоманы (с. 153).

В современном российском обществе большая часть населения выбита сегодня из привычного социобиоритма. Результаты наблюдений и опросов показывают, что социальные детерминанты

аутодеструктивного поведения кроются в девальвации социальной системы ценностей. Если человек лишается смысла жизни, он попадает в экзистенциальный вакуум, который рано или поздно будет заполнен, чаще всего с помощью суррогатов социальной деятельности. Наличие такого вакуума или его суррогатного наполнения — благоприятная почва для развития мотивации к аутодеструкции, подчеркивают авторы.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что население России поражено недугом экзистенциальной фрустрации. 78,9% опрошенных потеряли надежду на лучшее и веру в эффективность реформ; более половины находились в состоянии тревоги и страха; 31,4% — переживали ощущение внутренней пустоты и пессимизма; 10,5% -ожесточенность и раздражение (с. 156).

Экзистенциальная фрустрация напрямую связана с потерей человеком веры в будущее. Наступление лучших дней опрошенные связывали с весьма отдаленным будущим: 27% - с наступлением нового тысячелетия, 28% — затруднились ответить (с. 157).

Профилактика аутодеструктивного поведения, пишут в заключение авторы, должна носить комплексный характер и включать в себя целую серию разнообразных мероприятий - от выработки общегосударственной программы социальной защиты до преобразования социальной экологии и информационно-правовых мероприятий.

Э.П.Васильева

■V I \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.