Научная статья на тему 'К вопросу о работе сознания в психологии творчества'

К вопросу о работе сознания в психологии творчества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
281
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о работе сознания в психологии творчества»

© 2008 г. Е.А.Симонянц

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

Психологическая проблема творчества видится в наличии противоречия между представлениями человека о предмете (событии, явлении) и тем, чем этот предмет является. Собственно, в этом противоречии заключен импульс к любой познавательной деятельности, возникающий в ответ на рассогласование ожидаемых событий на чувственном уровне с тем, что реально имеет место. Парадоксальность проблемы в том, что в действительности противоречия нет: восприятие (субъективность) человека и требования предмета (объективность) не находятся в противоречии, они абсолютно тождественны друг другу. В процессе же творчества происходит сближение смыслов, приближение семантической основы предмета и психических процессов личности художника, вплоть до полной их идентификации. Такое проникновение художника в сущность материала достигается на пути изменения его представлений одновременно о предмете и о самом себе. А это и есть познавательный процесс, результатом которого является создание целостного образа предмета, явления, мира.

Высшей формой проявления этого процесса считается искусство. Предметом исследований психологии искусства является восприятие художником пространства и времени как основных категорий миропонимания. Традиционно восприятие определяется как психический процесс отражения предметов и явлений действительности и одновременно как процесс формирования образов предметов и явлений. Можно сказать, что именно феномены восприятия художником окружающей реальности - основа любого искусства как результата представлений человека о мире. Современное же искусство, понимаемое в этом контексте, является таковым не в силу хронологического историзма, а как явление, представляющее собой психологическую обусловленность некоего состояния общества, имеющего место быть в разные исторические периоды. Иное мироощущение, иной взгляд на реальность, как бы из другой системы мышления, предшествует, как правило, парадигмальным сдвигам. Они интуитивно предчувствовались художниками и всегда определялись обществом как авангард. Пабло Пикассо своим знаменитым заявлением о том, что искусство умирает в классическом понимании, определил собственно функцию искусства - осуществление перехода, Трансцензуса сознания.

Художник, осуществляя свою жизнь и деятельность в искусстве, оказывается захваченным бесконечным процессом преодоления старого (того, что есть) и создания нового (того, что должно быть). Это - состояние потока, основой которого является жизненная сила, побуждающая человека к трансценденции в его сознании всяких ограничений и, прежде всего, пространственно-временных. Категория пространства понимает-

ся здесь гораздо шире физического, фиксированного материальными объектами, но как пространство мысли, чувства, культуры, смысла.

Сегодня есть различные направления в авангарде, среди них выделяется так называемое актуальное искусство (contemporale art). Его отличает то, что произведение как материально воплощенный, определенный в пространстве и времени продукт искусства совершенно утратило свою ценность. На первый план выдвигается идея-концепция как продукт работы сознания. Используемые техники и материалы перестают быть предметом спора. Современный художник оставляет за собой право создавать работу из чего угодно, осуществляя трансценденцию материала, традиционное использование которого не в состоянии передать всего впечатления от чувств и образов, то и дело «осаждающих» его психику.

Преодолевая рамки культурно-религиозных воззрений, художник проникает в смысловую основу духовной культуры, прочитывая ее символы в новом контексте. Современное искусство, не вмещаясь ни в какие моральные границы, разрушает традиционную интерпретацию ценностей. Эксперименты художников с различными этическими ситуациями показывают, что абсолютным объектом становится сам человек, а тело его - инструмент, при помощи которого возможно преодоление всяких границ.

Сегодня художник позволяет себе делать парадоксальные, провокационные жесты, будоража сознание общества своими творениями. Представляя собой образы-символы, они несут импульс к новому поиску, так как символ рассматривается не как аналог чего-то уже известного, когда один образ используется вместо другого, а как указывающий вне себя, на более высокий уровень сознания. Символ становится сегодня в изобразительном искусстве лучшим из возможных способов обозначения того, что неизвестно - того, что нельзя выразить яснее и точнее. Может быть, поэтому, авангардное искусство имеет более высокий рейтинг информационной насыщенности, чем классическое. Это указывает на то, что это «состояние» в искусстве с присущей ему непредсказуемостью и неоднозначной интерпретацией есть частное проявление эволюции искусства, состоящей в том, что в процессе этой эволюции происходит рост информационной емкости художественного произведения [1].

Для понимания психических процессов современного художника необходимо применение трансперсональной психологии, в названии которой отражена суть творческого поиска художника - трансценденция личности. Признанный ныне метод психоанализа представляет деятельность художника как возможность высвободить свои подавленные сексуальные потребности. В отличие от него, трансперсональная психоло-

гия рассматривает либидо как жизненную силу (élan vital), в процессе творчества осуществляющую прорыв к духовным измерениям психики человека. Основной ее постулат заключается в том, что на уровне бессознательной психики человек связан со всей Вселенной и обладает возможностью доступа к информации человечества (коллективное бессознательное) и космической информации [2].

Трансперсональная психология базируется на хо-лономных принципах исследования сознания, данные для них поступают из области теории холодвижения Д. Бома [3]. Они представляют собой альтернативу кон-венциальному пониманию отношений целого и его частей. Психика художника, согласно этим принципам, оказывается вовлеченной в холодвижение, признаком последнего служат переживания, испытываемые человеком в так называемых измененных состояниях сознания (ресурсных, потоковых), что, по-видимому, и обусловливает изменения в восприятии им окружающей реальности [4]. Знание о реальности вообще и наука в частности могут быть приняты как абстракции одного общего потока. Они являются не отражениями реальности и не ее непосредственными описаниями, а интегральной частью холодвижения. Восприятие и знание, включая научные теории в таком понимании, есть творческая деятельность, сравнимая с художественным процессом, а не объективное отражение независимо существующей реальности.

Состояния потока С. Гроф определил как «...характеризующиеся особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах» [5, с. 16]. Такое описание переживаний в измененных состояниях сознания удивительно напоминает переживания человека, находящегося в творческом процессе или созерцающего произведение искусства. Изменение же в чувственном восприятии, когда формы и краски внешнего мира резко преображаются, а человека захлестывают образы из его личной истории и коллективного бессознательного, когда возникают видения различных природных явлений, космоса, мифологических сфер - могут объяснить и помочь понять необычные формы художественного проявления в современном искусстве.

Формы проявления феномена бессознательного имели место в различные исторические эпохи, отличаясь разной степенью выраженности, прежде чем были закреплены в различных течениях искусства (И. Босх, Ф. Гойя, С. Дали, П. Пикассо, М. Шагал и др.). Творчество этих художников характеризует иное восприятие пространства и времени в отличие от своих современников.

Интерпретируя авангардное искусство с позиций трансперсональной психологии, можно предположить, что художники-импрессионисты воспринимают физическое пространство, как особое состояние своей психики. Объекты среды воспринимаются как бы преломленными через призму чувств человека, значение имеет одномоментная точечная фиксация про-

странства-времени как впечатления-чувства. Кубизм в поиске новых смыслов, в стремлении трансцендировать смысловое пространство, демонстрирует взгляд на предмет из другой системы восприятия. Одномомент-ность, в отличие от линейности восприятия категории времени, разрушает пространственно-ограниченную форму, объем которой оказывается «вывернутым» наружу, раскрываясь в бесконечность. Смысл становится вскрытым и включенным в бесконечный смысловой континуум. Сюрреализм изображает пространство смыслов, закодированное в образах-символах. Художественное произведение при этом становится картинкой-загадкой психики художника, объем ее информации выходит за пределы обычных представлений о предмете. Гиперреализм предлагает восприятие мира с позиции «микроскопического видения» объекта, наглядно отражая способность отождествляться с предметом вплоть до клеточного уровня. Абстракционизм черпает свои темы в размышлениях об энергетической природе цвета. Цвет покидает границы геометрически определенного пространства формы, чтобы преобразиться в потоки света. Подобно космическим лучам, пронизывают они живописную композицию, порождая ошущение бесконечного пространства, распространяющегося далеко за пределы картины.

В своем стремлении прорваться к трансцендентному, преодолеть пространственно-временные границы, экзистенциально художники ощущают себя живущими на грани, в «пограничной ситуации». Конфликтное состояние этой грани, - между прекрасным и безобразным, жизнью и смертью, породило актуальное искусство - очень социальное, растущее из гущи жизни и одновременно отвергающее ее. И если искусство всегда считалось социальным симптомом бессознательного, то можно говорить о том, что и психологическое состояние общества есть «пограничная ситуация». И не в названии ли одного из товариществ художников «Искусство или смерть» указана та пространственно-временная координата современного художника, из которой он воспринимает себя и окружающую действительность?

Для осмысления психических процессов, происходящих в момент создания произведения искусства, которые, видимо, и определяют вышеописанное восприятие художником пространственно-временного континуума, может быть использована гипотетическая модель личности художника. Модель была разработана по результатам исследования психологического состояния и анализа творчества группы художников-современников (11 человек). Теоретической предпосылкой явились представления С. Грофа о человеческом бессознательном, согласно которым его картография включает четыре области психики и соответствующего им опыта: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти; 4) трансперсональная область [6].

Процессы сознания, инициируемые творчеством, можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 1).

На схеме энергообмен между тремя областями психики (сверхсознательной, сознательной и бессозна-

тельной) показан в виде кругового движения. За ход творческого процесса «отвечает» сверхсознательное как область интуиции, вдохновения, озарения, инсайта. Эта область осознается художником в творчестве как «чутье», интуитивная составляющая его способа восприятия мира. Роль этой составляющей - внутренний радар, который «сканирует» систему и ищет содержимое с наиболее сильным эмоциональным зарядом, наиболее значимое для человека. Именно сверхсознательное определяет то, на что «случайно» бросит взгляд художник. Область сознательного определяет то, как пойдет процесс. Это область понятий, представлений о предметах, явлениях окружающего мира, сформированных у художника на данный момент времени. Здесь же область осознаваемых переживаний -чувств и эмоций человека.

Рис. 1. Схема динамики психики в процессе творчества

Так, случайно брошенный взгляд на предмет, может вызвать у художника бурю эмоций, это влечет за собой целый ряд воспоминаний, вынуждающих его к их отображению в виде зрительных образов, что и запускает творческий процесс (на схеме это круг в центре). Это область бессознательного, наиболее доступным в ней является биографическое бессознательное. Здесь релевантные воспоминания художника «хранятся» не по отдельности, но образуют динамические констелляции, которые С. Гроф назвал системами конденсированного опыта (СКО).

Биографические СКО содержат материал постна-тальной жизни, а также конкретных аспектов рождения - перинатальный, который в свою очередь эмпирически связан с материалом трансперсональной сферы. Таким образом, СКО оказывается доступным сознанию человека элементом бессознательного, содержащим материал всех уровней психики. В связи с этим становится понятной его огромная информационная и энергетическая емкость. Содержание СКО, фиксируемое художником в виде образов, представляет собой индивидуальный рисунок психики, символьную матрицу, в ней закодирована информация о человеке как о микрокосме в Макрокосме. Можно сказать, что СКО является призмой, определяющей угол зрения художника, способ его восприятия реальности.

Вопрос о функциональной роли СКО в творческом процессе разрешался бы приблизительно так: инициируя творческий процесс, она становится его импульсом, «поводом» для художника иметь доступ к информации. Можно предположить, что СКО отражает акаузальный, в отличие от линейного, связующий принцип синхронности, т.е. осмысленное совпадение событий, разделенных в пространстве и времени. Рефлексия своей СКО художником в творчестве является не чем иным, как трансценденцией в его сознании линейных представлений о пространстве и времени. И если художник способен на глубокий процесс, то в его внутреннем психическом пространстве создаются условия, обеспечивающие момент перехода психики от индивидуального бессознательного к коллективному и Вселенскому.

Вертикальное деление схемы на левую и правую части отражает процесс инволюции (погружение в бессознательное) и эволюции (вынос материала-информации в поле сознания) соответственно. К левой части относится биографический материал, к правой - трансперсональный, принадлежащий коллективному бессознательному человечества, резервуаром которого является Вселенский Разум. Схема отражает и временной аспект психических процессов: прошлое и будущее существуют одновременно и могут быть осознаны в настоящем при определенных условиях, обеспечивающих потоковые состояния сознания, т.е. в творчестве. Человек, будучи детерминирован своим будущим, эволюционирует в настоящем, опираясь на опыт прошлого. Таким образом, круг очерчивает четыре области сознания: I - сознательное с врожденными особенностями психики, II - биографическое бессознательное, III - трансперсональное (сверхсознательное), IV - сознательное нового уровня .

Элементами модели являются в области сознания: 1 (события из жизни художника), 2 (психологические характеристики его личности); в области бессознательного: 3 (СКО-система конденсированного опыта), 4 (элементы перинатального уровня), 5 (трансперсональные элементы), 6 (элементы нового уровня сознания) (рис. 2). Все элементы объединены дугой, на которую они «нанизаны». Так обозначена эмоционально-чувственная составляющая творческого процесса, обеспечивающая информационную связь элементов психики между собой. Появление элемента нового уровня сознания возможно при движении психики уже по спирали, это указывает на углубление психологических процессов.

Самым глубоким уровнем биографического бессознательного, является перинатальный уровень, названный С. Грофом так потому, что эмоциональные аспекты родовой травмы здесь составляют самую суть психических процессов. Перинатальный опыт проявляется в четырех паттернах переживаний, глубоко соответствующих четырем клиническим стадиям биологического рождения. Эти паттерны были названы гипотетическими базовыми перинатальными матрицами (БПМ-элемент 4), связующее звено здесь так же, как и в уровне СКО - одинаковое качество эмоций. На схеме эти четыре матрицы расположены на кон-

центрических окружностях, каждая из которых соответствует эмоциональным проявлениям одной из стадий процесса рождения. Предложенная четырехфаз-ность соответствует известным в психологии творчества четырем этапам творческого процесса: вынашивание идеи, пробы, инкубация (созревание идей) и решение (инсайт).

ния - между сознанием индивида и Вселенским Разумом. На модели этот переход можно отразить как поворот картинки (рис. 3).

Рис. 2. Модель личности художника

Перинатальный уровень - это пересечение индивидуального бессознательного с коллективным, традиционной психологии с мистицизмом и трансперсональной психологией. Здесь человек сталкивается с экзистенциальным кризисом невероятного размаха, сравнимым лишь с переживанием смерти -возрождения, во время которого он пересматривает сами основы своего существования. Предполагается, что именно на этом уровне психики происходит странный количественный скачок, словно по ленте Мебиуса, и индивидуальное бессознательное подключается к сверхсознательному. Возможно, это и есть координата бессознательного, где существует авангардное искусство. Здесь художники определяют свою жизнь как «пограничную ситуацию», жизнь на грани и одновременно непреодолимую тягу к трансценденции этой грани. Точка «смерти-возрождения» интуитивно определена самими художниками в названии упомянутого товарищества «Искусство или смерть».

Переход художником этой точки, разрешение кризиса этого состояния осуществляется через подключение психики к глубоким, подлинно духовным измерениям. Психологическим условием перехода, наряду с силой эмоционального реагирования художника, видится наличие такого качества психики как способность удерживать процесс внутри, т.е. обладать им как своим, не экстериоризируя, не отыгрывая его во внешних действиях. Вероятно, благоприятное сочетание этих условий вполне может обеспечить мистический модус процесса, в отличие от психотического, и тогда творчество становится искусством, а вода превращается в вино.

Психика человека, соприкоснувшись со сверхсознательным, претерпевает необратимые изменения. Происходит трансценденция самого значимого ограниче-

Рис. 3. Поворот сознания, инициируемый творчеством

Если соединить элементы модели всеми возможными линиями-связями, то получится узор, вращая который далее, можно получить изображение, содержащее в себе то, что называется «трансцендентным паттерном». Основой его является трансцендентное число, продолжающееся до бесконечности (т.е. неизвестно, какая в нем будет следующая цифра, и оно никогда не кончается). Собственно, этот поворот и есть поворот сознания, который инициирует бесконечное (трансцендентное) число поворотов, и тогда сознание становится «perpetuum mobile» творческого процесса (рис. 4).

Рис. 4. Графический образ модели сознания

Итак, движущей силой творческого процесса можно считать стремление художника преодолеть чувство отделенности, обусловленное отождествлением со своим телесным Эго. Суть этого стремления - в преодолении ограничений материи, трехмерного пространства и линейного времени. Феноменальность авангардного искусства состоит в рефлексии им естественной потребности каждого живого организма присоединиться к космическому полю сознания, а художника - к хо-лономическому восприятию мира. Именно это миро-

ощущение выражено в манифесте художника-супрематиста К. Малевича. Воспевая революцию «чистого духа», «сверхчеловека», он заявляет о преодолении художниками экспериментального позитивистского познания и провозглашает власть новой пространственной идеи - бесконечность [7].

Если верно предположение о том, что СКО является своеобразной матрицей личности художника, отражающей его индивидуальность и определяющей процессы, происходящие в психике, то в его творчестве могут быть прослежены: стадии биографических травм, травмы рождения, настройка на океаническое состояние эмбрионального существования, переживания различных аспектов реальности, недоступных людям в обычном состоянии сознания. Иными словами, это -трансценденция ограничений пространства и времени.

Гипотетическая модель личности, отражая механизм психических процессов творчества, может являться объяснительным и прогностическим их принципом. На уровне обыденного сознания художник трансценди-рует понятийно-категориальное пространство смыслов. В пространстве чувства происходит трансценденция психологических уровней, и художник в своем произведении отражает акаузальный связующий принцип синхронности: им рефлексируется одновременное существование событий, разделенных в пространстве и времени. И, наконец, на самом глубоком уровне чело-

веческого бессознательного (перинатальном), уровне смерти-возрождения осуществляется трансценденция пространственно-временных ограничений в индивидуальном сознании, и художник делает «шаг» во Вселенную. Окончательно разрушаются конструкты линейной логики, причинно обусловленные связи. Человек осознает себя частью, вмещающей целое. Взгляд его на мир осуществляется теперь из точки -бесконечность.

Литература

1. Евин И.А. Искусство и синергетика. М., 2004.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2006.

3. Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London, 1980.

4. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М., 2005.

5. Гроф С. Космическая игра: исследование рубежей человеческого сознания / Пер. с англ. О. Цветковой. М., 2001.

6. Гроф С. За пределами мозга / Пер. с англ. А. Андрианова, Л. Земской, Е. Смирновой / Под общ. ред. А. Дегтярева. М., 2002.

7. Наков А.Б. Русский авангард. М., 1991.

Южный федеральный университет 13 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.